domvpavlino.ru

Климатический пояс где проживают живут эскимосы. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа

(Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек). Общая численность 115 тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады , Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии .

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец XVIII - середина XIX вв.); эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские эскимосы, включая эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце XIV - начале XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски; медные эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; эскимосы-нетсилик в Северной Канаде , на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими эскимосами; эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; эскимосы Квебека и эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в XIX веке участвовали в сложении метисной группы «сеттлеров» (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами); эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала XVIII века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии ; эскимосы восточной Гренландии , позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII век), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.

У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия , острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы-карибу, часть эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады , часть эскимосов севера Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

К середине XX века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.

1) эскимосы Гренландии - см. Гренландцы.

2) эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (эскимосы Квебека). С конца XIX века имеют письменность на основе силлабического алфавита.

3) эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.

4) эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - «настоящие люди»; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит («науканцы»), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит («чаплинцы»), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит («сиреникцы»), жители поселка Сиреники.

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины XIX века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины XIX века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до середины XIX века. В XVII-XVIII веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала XIX века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины XIX века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"япик).

До конца XIX века эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (к"алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря». Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений («хозяева земли»).

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т. д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.

В странах, прилегающих к Северному полюсу, в том числе в Канаде, России, Гренландии и США (на Аляске) проживает 155 тыс. эскимосов. Большая часть (около трети) – в Канаде. Эскимосы являются одной из трёх отличающихся по своей культуре групп коренных народов, признанных канадской конституцией.

Земля, принадлежащая эскимосам, называется Инуит Нунангат. Она состоит из четырёх регионов, границы которых были установлены в соответствии с договорами о возращении земли коренным народам. Переговорный процесс между эскимосами и правительством Канады, предшествовавший их заключению, затянулся на долгие 30 лет.

Использование дикой природы эскимосами на протяжении многих тысяч лет являлось неотъемлемой частью их культуры. Природные ресурсы Арктики важны для социального и экономического благополучия эскимосов и сегодня. Культурные ценности и практические навыки эскимосов включают в себя не только эксплуатацию дикой природы, но и уважительное и ответственное отношение к ней. Эскимосские общины играют важную роль в совместном управлении дикой природой в Канаде и принимают активное участие в сохранении её ресурсов для будущих поколений.

В соответствии с международным соглашением о защите популяции белых медведей (1973 г.) охота на них с целью удовлетворения традиционных жизненных потребностей является исключительным правом коренных народов. Право эскимосов на использование дикой природы гарантировано рядом соглашений о возвращении земли коренным народам между эскимосами и правительством Канады. На территории канадской части Арктики находится около 16 тыс. белых медведей, что приблизительно составляет две трети всемирной популяции этих животных. Канада является мировым лидером в области управления, исследования, мониторинга и сохранения популяции белых медведей. Из 19 субпопуляций, обитающих в приполярных регионах, к территории страны относятся 13 (включая три, чей ареал распространяется и на территорию Гренландии, а также одну, проживающую и на Аляске). Канада является инициатором и участником ряда международных соглашений, подписанных с целью обеспечения устойчивых параметров управления, охоты, мониторинга и сохранения популяции белых медведей.

Начиная с 70-х годов прошлого века, канадское правительство в сотрудничестве с местными общинами эскимосов разработало систему устойчивой добычи белых медведей, введённую в действие посредством специальных соглашений и выдачи квот на охоту. Доход, получаемый от продажи эскимосами непищевых компонентов, получаемых в результате традиционной охоты на белого медведя, и организации охотничьих туров является важной составляющей экономического благосостояния эскимосских общин.

Квоты на охоту выделяются только эскимосам. Общины сами могут решить: какая часть этих квот будет предложена лицам некоренных национальностей для участия в организуемых охотничьих турах. Во время охоты должны применяться лишь традиционные охотничьи методы и приёмы, при этом любая часть медведя, неиспользованная лицами некоренного населения, будет передана эскимосской общине.

Такой промысел не представляет угрозы канадской популяции белых медведей: ежегодно на рынок поступает 2% (300 медведей) от общего количества многотысячной популяции. Количество выдаваемых квот базируется на принципах охраны окружающей среды и удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения. Их размеры не зависят от ситуации на рынке и в торговле. Зачастую фактический уровень добычи значительно ниже установленной годовой квоты.

Количество выдаваемых квот учитывает все известные случаи добычи медведей, произошедшие по вине людей, а также вследствие проведения охоты для удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения и организованных охотничьих туров, задокументированные случаи браконьерской охоты, а также случаи разрешённого отстрела медведей с целью защиты жизни и имущества.

/По материалам Международного форума по вопросам сохранения белых медведей, Москва, 4–6 декабря 2013 г./

Эскимо́сы - народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тысячи человек, 2000), севере Канады (41 тысяча, 1996), острове Гренландия (50, 9 тысячи, 1998) и в Российской Федерации (Чукотка, 1, 73 тысячи, 2010). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).

Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.

На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.

В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Эскимосами называют народ, издавна населявший территорию Чукотки в Российской федерации, Аляски в Соединенных Штатах Америки, Нунавуты в Канаде и Гренландии. Общая численность эскимосов составляет около 170 тысяч человек. Наибольшее их количество проживает в Российской федерации - около 65 тыс. чел. В Гренландии их около 45 тыс. чел., в Соединенных Штатах Америки - 35 тыс. чел. и в Канаде - 26 тыс. чел.

Происхождение народа

Если дословно, «эскимос» обозначает человека, который ест мясо. Но в разных странах их называют по-разному. В России это югыты, то есть настоящие люди, в Канаде - инуиты, а в Гренландии - тладлиты.

Задаваясь вопросом о том, где живет эскимос, нужно сначала понять, кем являются эти интересные люди. Происхождение эскимосов и сегодня считается спорным вопросом. Бытует мнение, что они относятся к древнейшему населению в Беринговом регионе. Их прародиной, возможно, был северо-восток Азии, а оттуда уже поселенцы расселялись на северо-запад Америки через

Азиатские эскимосы в наши дни

Эскимосы Северной Америки обитают в суровой арктической зоне. Они занимают в основном приморскую часть севера материка. А на Аляске поселения эскимосов занимают не только береговую полосу, но и некоторые острова. Население, живущее на реке Коппер-Ривер, почти полностью ассимилировано с местными индейцами. Так же, как и в России, в Соединенных Штатах Америки очень мало поселений, в которых живут только эскимосы. Преимущественная их численность находится на территории мыса Барроу, на берегах рек Кобука, Нсатака и Колвилла, а также вдоль

Жизнь и культура гренландских эскимосов и их сородичей из Канады и Соединенных Штатов Америки похожи. Однако уже сегодня преимущественно ушли в прошлое их землянки и посудная утварь с С середины двадцатого века в Гренландии стало усиленно развиваться строительство домов, в том числе и многоэтажных. Поэтому и жилище эскимосов существенно изменилось. Электричеством и газовыми горелками стали пользоваться боле пятидесяти процентов населения. Практически все гренландские эскимосы сейчас предпочитают европейскую одежду.

Образ жизни

Жизнь этого народа делится на летний и зимний способы существования. Издавна главным занятием у эскимосов была охота. Зимой основная добыча охотников - это тюлени, моржи, различные китообразные, а иногда и медведи. Этот факт объясняет, почему территория, где живет эскимос, практически всегда находится на морском побережье. Шкуры тюленей и жир убитых животных всегда верно служили этим людям и помогали выживать в суровых арктических условиях. В летний и осенний период мужчины охотятся на птиц, мелкую дичь и даже ловят рыбу.

Нужно отметить, что эскимосы не являются кочевыми племенами. Несмотря на то, что в теплый период года они постоянно находятся в движении, зимуют же по нескольку лет на одном месте.

Необычное жилье

Чтобы представить, в чем живут эскимосы, нужно понимать их уклад жизни и ритм. Из-за своеобразной сезонности жилье у эскимосов также двух видов - шатры для летнего обитания и Эти жилища по по-своему уникальны.

При создании летних шатров учитывается их объем для размещения не менее десяти человек. Из четырнадцати шестов создается конструкция и покрывается шкурами в два слоя.

В холодное время года нечто другое придумали эскимосы. Иглу - снежные хижины, которые являются зимним вариантом их жилья. Они достигают около четырех метров в диаметре и высотой под два метра. Освещением и отоплением люди обеспечены благодаря тюленьему жиру, который находится в плошках. Таким образом, температура в помещении поднимается до двадцати градусов выше нуля. С помощью этих самодельных ламп готовят пищу и растапливают снег для получения воды.

Как правило, в одной хижине уживается по две семьи. Каждая из них занимает свою половину. Естественно, что жилье очень быстро загрязняется. Поэтому его разрушают и на другом месте возводят новое.

Сохранение эскимосского этноса

Человек, побывавший на тех землях, где живет эскимос, не забудет гостеприимность и доброжелательность этого народа. Здесь чувствуется особое радушие и доброта.

Несмотря на убеждения некоторых скептиков об исчезновении эскимосов с лица земли в девятнадцатом либо двадцатом веке, этот народ упорно доказывает обратное. Они сумели выжить в непростых условиях арктического климата, создать свою самобытную культуру и доказать огромную жизнестойкость.

Большую роль в этом играет единство народа и его лидеров. Таким примером являются гренландские и канадские эскимосы. Фото, видеорепортажи, отношения с другими видами населения доказывают, что они смогли не только выжить в суровой среде обитания, но и достичь больших политических прав, а также получить уважение в мировом движении среди аборигенов.

К сожалению, на территории Российской федерации социально-экономическое положение коренного населения выглядит немного хуже и требует поддержки со стороны государства.

Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.

1. Бедность

Прогресс современной жизни и развития производства не предполагает широкого развития Севера и его жителей, поэтому инуитов постигла та же участь, что и других полукочевые племена, такие как австралийские аборигены. Среди эскимосов высок процент бедности и безработицы. Это привело к появлению множества социальных проблем, таких как рост алкоголизма. Остается удивляться, как эти гордые и неприхотливые народы продолжают жить традиционным укладом жизни.

Загрузка...