domvpavlino.ru

Каков порядок приема в первый класс по месту жительства и на свободные места? Выбор школы. Можно ли попасть в школу без прописки

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

В Российской Федерации образование является доступным, обязательным и бесплатным. Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения. Что это означает на практике и как можно реализовать свои права?

Порядок приема в первые классы

Родители будущего первоклассника могут выбрать из двух вариантов:

1. Отдать ребенка в школу «по месту жительства», куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний.

2. Выбрать любую другую школу, независимо от места жительства, и поступать на «свободные места».

Поступаем в первый класс «по месту жительства»

Чтобы понять, к какой именно школа относится ваш дом, нужно ознакомится с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Такой приказ в обязательном порядке должен публиковаться на сайтах школ.

В период с 1 февраля по 30 июня необходимо подать заявление о приеме в первый класс. При подаче заявления заявитель должен предъявить или по месту пребывания (или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории), а также документ, удостоверяющий личность и оригинал свидетельства о рождении ребенка (или документ, подтверждающий родство заявителя).

Все заявления должны быть официально зарегистрированы. В течение 7 дней после приема документов должен быть издан приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Требования к Порядку приема заявлений в первый класс описаны в , Закона «Об образовании в РФ», в “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее - Приказ Минобрнауки РФ № 32). В части, которая не урегулирована законодательством, правила приема в конкретную школу устанавливаются образовательной организацией самостоятельно в соответствующих локальных актах.

Может ли администрация школы отказать в приеме заявления?

Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление в школу «по месту жительства» - она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе в зачислении в первый класс, указав причину отказа.

Отказ принять и зарегистрировать заявление в первый класс можно обжаловать в прокуратуру. Перед обращением в прокуратуру рекомендуем обратиться к директору школы, сославшись на необходимость соблюдения требований Закона

«Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».
<…>
«Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу».

(Статья 2,8 Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации")

Может ли администрация школы отказать в приеме в первый класс «по месту жительства»?

Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной территории. В идеале при закреплении территорий за школами должно соотноситься ожидаемое количество будущих первоклассников и количество мест в школе.

Может так случиться, что поступающих «по месту жительства» окажется больше, чем количество мест (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории). В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления. При отсутствии свободных мест школа может отказать в приеме.

В этом случае родители могут обратиться в органы управления образованием для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу.

«В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».

Поступаем в первый класс на свободные места

Дополнительные гарантии поступления в школу «по месту жительства» не отменяют права родителей выбирать любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность для получения ребенком общего образования.

Для тех, кто проживает на территории, не закрепленной за школой - предусмотрен порядок поступления на свободные места. Заявления от поступающих на свободные места принимаются с 1 июля и «до момента заполнения свободных мест», но не позднее чем до 5 сентября. Школа может начать прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. Об этом должно быть опубликовано соответствующее объявление на сайте школы.

Помимо заявления родители должны предъявить паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребенка.

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся на свободные места?

Проведение вступительных испытаний при поступлении в первый класс не допускается.

Закон «Об образовании в РФ»

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам <...> проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест <…>

Особенности приема в первый класс иностранных граждан

Для зачисления в первый класс иностранных граждан и лиц без гражданства, родители дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя, и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Среднее образование является обязательным, поэтому в случае отказа в приеме ребенка в школу родители должны добиваться поставленной цели, средств для её исполнения очень много, как и мер наказания для администрации школы.

Ни для кого не секрет, что существует негласный рейтинг школ относительно качества образования, месторасположения школы и её комфортности и приспособленности к образовательному процессу. К примеру, наличие плавательного бассейна автоматически делает общеобразовательное заведение более престижным. А уж если этот факт присоединяется к наличию учителей высокой квалификации и большим наличием внеклассных кружков, то попасть в такую школу становиться очень трудно. Иногда случается так, что ребенка не берут в школу, мотивируя это отсутствием мест, но стоит помнить, что ситуация со средним образованием кардинально отличается от дошкольного. Если посещение детского сада является не обязательным, то в случае, когда ребенок не ходит в школу, в проблеме разбираются социальные службы и даже прокуратура.

Родителям необходимо четко знать следующий факт – все школы страны обслуживают определенный микрорайон с определенным количеством жилых домов. Любой ребенок проживающий в закрепленном за школой районе имеет право посещать это учебное заведение, даже в том случае, если там свободных мест. По закону директор школы должен пересмотреть списки учащихся и предложить перейти в школу по месту жительства учащимся не из прикрепленного района, но до такого никогда не доходит. Обычно проблема легко решается следующими способами. Первый вариант, подобрать для ребенка класс на параллели, где есть свободные посадочные места, то есть парты. Если такого класса нет, второй способ предусматривает переход целого класса в более просторное помещение. Иногда случается так, что учащиеся посещают различные кабинеты, в таком случае уместно сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Сложности могут возникнуть в том случае, если школа, за которой закреплен микрорайон не общеобразовательная, а специализированная. Но по закону для таких случаев исключений нет, ведь деление по микрорайонам происходило ещё в те времена, когда все школы были общеобразовательными. Относительно того, как принимают детей в школу, есть два варианта – с предварительным собеседованием и без оного. Собеседование может проводится и в общеобразовательной школы, без какой-либо специализации. Основная цель собеседования – проверить уровень знаний ребенка, поговорить с ним на общие темы, неудовлетворительных результатов нет и быть не может. Но если школа специализированная, то вполне возможен рейтинг при приеме как первоклассников, так и учащихся, которые переходят из других школ. Собеседование в специализированных школах проходит по следующим предметам – профильный, родной и иностранные языки, собеседование с психологом. Это относится только к учащимся, которые учатся в средней школе, что касается младшей, то никаких профильных знаний в ней не дают, уклон делается на обучение азов чтения, математики, изучение окружающего мира.

Если директор утверждает, что отказ в приеме в школу основан на других причинах, не связанных с отсутствием мест в школе (к примеру, с низкой успеваемостью учащегося в предшествующей школе) , то единственно правильным решением родителей будет обращение в вышестоящие инстанции, которые контролируют работу школы. Наиболее правильный порядок действия – это получения письменного отказа от администрации школы с пояснением причины в двух экземплярах, один регистрируется у секретаря, а второй выдается на руки. Далее с письменным отказом следует обратиться в районный совет образования. Обычно этого достаточно для того, чтобы уладить конфликт, но если по каким-то причинам и здесь родителям не смогли помочь, то необходимо обращается в городской совет, а затем и в прокуратуру и суды. Не стоит верить директору школы на слово, в ситуации, если он говорит, что в августе обязательно найдется место для ребенка. Известны многочисленные случаи, когда обнадеженные словами директора родители приходили писать заявление о приеме в школу, но вместо этого получали ответ в стиле «почему не обращались ранее, сейчас уже поздно что-то решать». Поэтому только документы могут подтвердить факт обращения в общеобразовательное учреждение и смогут помочь в том случае, если дело дойдет до суда.

Во время первого обращения в школу, если в процессе разговора с руководством слышен отказ, следует вежливо попросить устав школы – типовой документ, которым по законодательству обладает каждое общеобразовательное учреждение В нем расписаны обязанности и права рабочих, администрации, учителей и учащихся, а также правила приема в конкретную школу и исключения (которое на самом деле по законодательству только одно, отсутствие свободных мест для детей не прикрепленных к микрорайону школы) . После неторопливого изучения этого документа можно почерпнуть не мало полезных сведений и даже решить проблему приема в школу ссылаясь на один только этот документ.

Проблема отказа в приеме в школу ребенка легко устраняется разовым обращением в вышестоящие инстанции, иногда даже и это не потребуется, только намек на возможный поход в городское управление образования.

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость.

«Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»
Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.
Знайте ваши права
Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.
В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).
Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.
Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.
Соблюдайте сроки
Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.
Принимайте участие в процессе
«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».
Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.
Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».
Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом
Обращайте внимание на вашего ребенка
Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?
Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.
Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.
Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав
Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.

Загрузка...