domvpavlino.ru

Как включить фары. Как самостоятельно сделать автоматическое включение ближнего света фар на своём автомобиле

С учетом недавних изменений в правилах дорожного движения на территории РФ водитель обязан включить ближний свет фар как при езде в темное, так и светлое время суток. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя.

Хотя сумма штрафа не самая большая, при этом сама факт того, что автомобиль могут задержать за нарушение ПДД, после чего за такое правонарушение водитель будет оштрафован на определенную сумму, по целому ряду причин неприемлем для большинства ответственных автолюбителей.

Естественно, в сложившейся ситуации многие автовладельцы столкнулись с тем, что человеческий фактор на практике оказался главной причиной, по которой автомобиль без включенного света останавливают и штрафуют. Простыми словами, нередко водители попросту забывают включить фары.

Чтобы избежать подобных ошибок, оптимальным вариантом является включение ближнего света при запуске двигателя, то есть автоматически. Однако далеко не все ТС имеют подобную функцию, которая реализована штатно. В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском .

Читайте в этой статье

Автоматическое включение фар: схема, доступные варианты, преимущества

Вполне логично, что именно автоматическое включение ближнего света является той самой опцией, которая позволяет не опасаться ситуации, когда перед поездкой водитель забыл включить свет. При этом на многих импортных авто устройство автоматического включения есть, но его срабатывание происходит только с учетом определенных условий (изменение освещения, сигнал от датчика дождя и т.д.)

Однако по ПДД в РФ свет должен быть включен постоянно, независимо от того, темно на улице или светло. Некоторые владельцы, чтобы не забыть включить свет, вынуждены в светлое время суток оставлять машину на парковке с включенными фарами, тем самым .

Как видно, проблема весьма актуальна. Чтобы решить задачу, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации становится такая система автоматического включения ближнего света, которая будет работать независимо от степени освещенности и других условий, а также срабатывать без участия водителя.

Другими словами, фары должны включаться параллельно запуску ДВС. Также можно реализовать отключение света после того, как двигатель глушится. Кстати, для автомобилей, которые не имеют даже штатного датчика света (отечественные авто, старые или бюджетные новые иномарки), срабатывающего в случае изменения освещенности, постоянно включенный ближний свет позволит повысить безопасность при езде по тоннелям, под мостами и т.д.

Итак, спрос на подобные системы привел к тому, что различные предприятия, которые специализируются на выпуске электрооборудования, стали изготавливать готовые решения для авто (например, Skybrake M5, АвтоСвет AS, Фараон и т.д.) Также можно отметить и большое количество схем и устройств, которые энтузиасты и опытные автолюбители создают самостоятельно.

Если желания ставить на машину самодельные устройства нет, тогда заводские решения окажутся наилучшим вариантом. Однако функционал может быть несколько ограничен. Главное, как в первом, так и во втором случае подобные решения позволяют реализовать автоматическое включение света фар, свет включается синхронно в момент включения зажигания или пуска двигателя.

При этом еще раз отметим, что разные схемы отличаются функциональностью. Например, можно сделать так, чтобы днем горели только фары, а в темное время суток подключались габариты и т.д.

Схемы автоматического включения фар при запуске двигателя

Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных решений. Основной задачей для автовключения света фар является подача на него питания. Это питание можно взять от зажигания. Однако следует помнить, что в авто зачастую есть и другие устройства, запитанные на замок зажигания. С этим могут возникнуть сложности.

Например, если магнитола включается после первого поворота ключа в замке, фары также могут срабатывать именно в этот момент. Такие аспекты нужно отдельно учитывать. Получается, двигатель заглушен, а ближний свет уже горит.

Чтобы избежать подобных нюансов, оптимальной считается такая схема, посредством которой подача происходит через кнопку (реле) в момент замыкании контактной группы в замке зажигания при запуске ДВС. Отключение фар, соответственно, произойдет при размыкании цепи и остановке мотора.

Отметим, многие водители считают, что подобная схема приводит к тому, что нагрузки на электроцепь возрастают. На практике правильно выполненное подключение сводит к минимуму или исключает такие нагрузки.

Чтобы реализовать автоматическое включение осветительных приборов по самой простой схеме своими руками, необходимо приобрести:

  • штатное реле (пятиконтактное),
  • проводку и диоды;

Более сложной и одновременно более удобной является схема, когда, простыми словами, фары запитываются на стояночный тормоз или датчик давления масла. Для успешного внедрения такого решения потребуется иметь 2 транзистора, проводку, реле и микросхему типа К561ТП1 или похожую.

Давайте начнем с первой схемы. При установке наилучшим образом подойдет кнопка выключения печки, которая расположена на блоке выключателей. Все работы сводятся к тому, чтобы снять выключатель габаритов, затем разъединяются провод «+» и колодка клавиш, через которую реализовано включение ближнего света фар.

Само подключение производится при помощи двойного провода, который соединяется с реле. В провод «+», который идет на выключатель печки, осуществляется врезка еще одного провода, который тоже подключается к реле. Далее к реле протягивается провод, через который подается питание на сами фары. Еще один провод «массы» кидается на корпус. На этом подключение закончено.

Остается только все соединения или перепаять, или же все «скрутки» тщательно заизолировать. В результате получается система включения ближнего света в момент включения зажигания.

К минусам можно отнести то, что в зимний период нагрузка на АКБ в момент пуска будет выше, машина будет прогреваться с включенными фарами и дополнительно расходовать топливо и т.д.

  • Чтобы избавиться от недостатков, можно задействовать следующую схему. Доработки позволят отключить свет после остановки ТС, причем независимо от включения самого зажигания. Для этого подключение выполняется к стояночному тормозу или к . Как уже было сказано выше, в основе лежит микросхема, а соединение осуществляется через «ручник» или датчик давления масла.

В случае с датчиком, после отключения ДВС давление в падает. Это приводит к тому, что контакты датчика давления масла разомкнутся, на конденсатор подается питание, через транзисторы напряжение идет на реле и фары выключаются.

Также после остановки ДВС питание с датчика подается на лампу-диод, которую устанавливают на панели приборов. Также конденсатор в схеме управления фарами начнет разряжаться и питание на реле не подается.

Хотя данная схема позволяет «обойти» замок зажигания, она также не лишена некоторых минусов. Если давление в системе смазки будет «плавающим» или понижаться, срабатывание датчика возможно при езде на нейтральной передаче или на холостых. Свет фар в таком случае будет моргать.

Еще добавим, что включение фар можно сделать как автоматическим, так и ручным. Данная возможность реализуется путем создания параллельного подключения и выбора нужного сопротивления на самой микросхеме. Кстати, решение подключаться к датчику давления масла не популярное, так как схема сложная, нужна дополнительная проводка, повышаются требования к качеству соединений.

  • Проще реализовать подключение к стояночному тормозу. Для этого к общему списку деталей нужно добавить дополнительное реле, которое запитывается на кнопку стояночного тормоза.

Такой способ позволяет добиться следующего:

  1. как только водитель начинает поднимать ручник, происходит отключение света фар;
  2. если же ручник начать опускать, фары сразу включаются;

Как видно, изготовленные самостоятельно решения могут иметь больше плюсов, чем штатные. Функциональность также расширяется, стоимость зачастую получается более привлекательной. Другими словами, собрать недорогую схему автоматического включения ближнего света фар вполне реально.

При этом важно понимать, что для сборки схемы своими руками необходим определенный опыт и навыки. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к профессиональному автоэлектрику. Если же работы выполняются самостоятельно, точки врезки оптимально располагать во внутрисалонном пространстве, а не под капотом. Такой подход позволит избежать окисления контактов, снижает риски увлажнения и короткого замыкания и т.п.

Если же говорить о том, что лучше, паять или делать скрутку проводов, правильно сделанная скрутка в ряде случаев окажется лучше пайки применительно к автомобилю. Дело в том, что ТС подвержено различным вибрациям, а пайка менее устойчива к вибрационным нагрузкам.

Что касается реле, проводов, предохранителей и т.д., реле нужно надежно закреплять, проводку необходимо прокладывать так, чтобы провода не лежали в «натяг». В местах перегибов проводов и в точках, где провод касается металлических частей кузова, должна присутствовать дополнительная изолирующая термоусадка. В противном случае провод может перетереться и начать замыкать.

Также настоятельно не рекомендуется вместо реле обходиться обычными перемычками, подключаться в обход предохранителей и т.д. Игнорирование данных рекомендаций может не только стать причиной неполадок оборудования, но и замыканий или пожаров.

Читайте также

Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.

  • Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности.


  • Многие люди, попавшие в незнакомое помещение, проводят уйму времени, в поиске выключателя освещения прощупывая каждый участок стены возле входной двери. И очень повезёт, если на выключателе установлена подсветка, но об этом беспокоятся не все производители. Помимо этого, в здании не всегда ровные полы, а это уже опасно. Ещё совсем недавно для решения данной проблемы просто оставляли дежурную подсветку, особенно в местах большого скопления народа: подъезды, лестницы и автостоянки.

    Но прогресс не стоит на месте и в современных реалиях постоянной экономии электроэнергии целесообразно использовать приборы контроля освещённости , которые позволяют производить включение источников света только в случае, если это действительно необходимо. То есть в момент, когда человек попадает в освещаемую зону. Для этой цели и были созданы специальные устройства контроля движения для включения освещения.

    Разновидности датчиков контроля движения

    Под датчиком движения , исходя из его названия, подразумевается прибор, обнаруживающий передвижение любых объектов в зоне непосредственного действия. Благодаря развитию и усовершенствованию различных технических устройств, такие приборы получились довольно компактными и недорогими. При этом их применение целесообразно в строениях определённого типа.

    1. В подвальных помещениях, гаражных боксах и кладовых, где отыскать и выключать на ощупь достаточно непросто, а освещённость от естественных источников света туда не проникает.
    2. В помещениях проходного типа, где существует постоянное, но кратковременное перемещение людей: лестничная клетка, подъезд или коридор.
    3. В постройках, где свет должен включаться заблаговременно до непосредственного появления людей.
    4. Для улучшения комфорта, датчик движения для включения света используют в санузлах , при этом такое устройство, может, помимо осветительного прибора, включать вытяжную систему.
    5. Такой прибор приобрёл широкую популярность в охранных системах.

    При этом по принципу работы все приборы контроля движения подразделяются на определённые группы.

    Системы фиксации движения в зависимости от способа получения сигналов от объектов также подразделяются на несколько видов.

    1. Активный прибор сам излучает и регистрирует отражённый от объекта сигнал. Такие устройства конструктивно состоят из приёмника и излучателя. Но по этой причине значительно усложняется конструкция прибора, а соответственно и цена.
    2. Пассивное устройство регистрирует собственное излучение объектов. Конструктивно такое устройство намного проще и, естественно, дешевле. Но пассивные приборы имеют высокий уровень ложных срабатываний.

    Ультразвуковой датчик движения

    Такие устройства получили наибольшее применение в парковочных и охранных системах для автотранспорта. При этом такие приборы имеют следующие преимущества:

    • цена, которая доступна людям со средним уровнем доходов;
    • устойчивость прибора к воздействию внешних факторов окружающей среды;
    • приём отражённого сигнала от любого объекта.

    Естественно, применение таких датчиков, возможно, и для включения осветительных приборов, но это нецелесообразно по ряду недостатков ультразвука:

    • ультразвуковая частота хорошо слышна домашним животным;
    • ограниченность в дальности действия прибора;
    • датчик срабатывает от резких движений, поэтому медленно движущиеся объекты выпадают из его поля действия.

    Микроволновый датчик контроля движения

    По аналогии с ультразвуковым устройством такой прибор является активным. Проще говоря, им излучается волна, которая принимается после отражения от объекта. Единственным отличием такого устройства является использование не звуковых, а электромагнитных волн.

    Микроволновые устройства контроля движения излучают радиоволны, отражающиеся от всех предметов в зоне действия прибора. Если движимых объектов обнаружено не будет, то отражённый сигнал вернётся без изменения частоты. При появлении любого движения происходит сдвиг частоты, которая приводит к срабатыванию датчика.

    Благодаря ряду преимуществ микроволновых приборов они получили максимальное распространение в системах охраны:

    • микроволновый датчик имеет небольшие размеры, благодаря которым он практически незаметен;
    • устройство обладает большим радиусом действия;
    • микроволновое устройство фиксации движений может функционировать даже за ограждениями из непроводящего материала;
    • прибор обладает большой точностью и улавливает даже незначительное движение в зоне действия датчика.

    Микроволновые датчики движения для контроля освещённости применяются крайне редко по ряду определённых недостатков:

    Микроволновые лучи с высокой плотностью мощности очень пагубно влияют на человеческое здоровье. По этой причине вблизи прибора большого радиуса действия не желательно длительное нахождение живых организмов.

    Инфракрасный датчик движения – лучший выбор для включения света

    Ни для кого не секрет, что абсолютно все объекты имеют излучение инфракрасного спектра , которое улавливается датчиком регистрации движения посредствам пироэлектрических элементов, реагирующих на изменение температуры.

    Если в зоне действия ИК датчика не происходит никаких изменений, то потенциал, вырабатываемый на выходе прибора имеет постоянную величину. При появлении какого-либо движения объектов, излучающих ИК лучи, изменяется величина выходного потенциала, что приводит к срабатыванию датчика.

    Инфракрасные датчики получили наибольшее применение в качестве приборов для автоматического включения света в различных помещениях, что обусловлено их преимуществом по сравнению с другими аналогами:

    • инфракрасный датчик – пассивное устройство, которое ничего не излучает , поэтому и не наносит вреда человеку или животным;
    • такие устройства имеют дополнительные регулировки, как угла зоны действия, так и порога срабатывания;
    • такие приборы можно использовать как в помещении, так и на улице;
    • цена ИК датчиков доступна широкому кругу потребителей.

    Но, как и другие электрические устройства, ИК датчики, имеют ряд недостатков:

    • из-за теплового излучения обогревательных приборов могут возникать ложные срабатывания датчика;
    • устройство может нормально функционировать только в определённом диапазоне температур;
    • объекты, имеющие покрытие, не проводящее инфракрасные лучи, не будут фиксироваться датчиком.

    Инфракрасные устройства контроля движения для включения света – это оптимальный выбор для контроля осветительных приборов из существующего разнообразия подобных устройств.

    Особенности технических характеристик приборов

    Датчик контроля движения подразделяется на двухполюсный и трёхполюсный прибор. При этом первые работают только с лампой накаливания и имеют последовательную схему подключения источников света. В свою очередь, трёхполюсная модель - универсальная и может использоваться с любыми видами электрических ламп.

    Все датчики движения можно распределить по зоне действия прибора. Проще говоря, устройство будет правильно срабатывать на определённом расстоянии от продвигающегося объекта. В зависимости от конструктивных особенностей прибора, расстояние устойчивого срабатывания может колебаться от 2 до 15 метров.

    Ещё одной немаловажной характеристикой таких устройств является угол обнаружения объектов в горизонтальной плоскости. В большинстве случаев данный параметр зависит от модели датчика и может изменяться от 60 до 360 градусов. В свою очередь, по вертикали такое устройство срабатывает в диапазоне 15-20 градусов.

    Очень важным показателем устройств фиксации движения считается мощность подключаемой нагрузки к прибору. Если суммарные показатели мощности превысят допустимые показатели датчика, то понадобится устанавливать промежуточное реле или распределить нагрузку между двух приборов.

    Если требуется подключение люминесцентных или энергосберегающих ламп , то нужно учитывать реактивные мощностные показатели таких источников света. В большинстве случаев реактивная мощность должна быть меньше активной в 2 раза, чем прописана в документации на датчик.

    Очень важно чтобы датчик контроля движения не выключался в тот же момент когда объект выйдет из зоны действия последнего. Широкий диапазон задержки отключения света в первую очередь обусловлен тем, что человеку зачастую нужно пройти расстояние при свете, которое больше зоны действия датчика. Очень часто такую задержку используют в приборах, установленных в подъездах и на лестничных клетках.

    Что касается параметров электрического питания прибора – это стандартная сеть переменного тока. При этом сам датчик потребляет всего 1 Вт мощности , что очень экономично. Современный датчик движения для контроля включения света может оценивать степень освещённости на улице или в помещении с помощью сенсорных устройств. Это необходимо для предотвращения срабатывания датчика, когда на улице светло. По конструктивным особенностям прибора все датчики движения для включения осветительных приборов подразделяются по следующим типам:

    • наружные – установка которых производится с помощью специальных кронштейнов со стеновой угловой или поворотной конструкцией;
    • встроенные – монтаж которых происходит в специальных коробах под выключатели света или в потолке под прибором освещения в специально обустроенном для этого отверстии.

    Часто датчики изготавливаются таким образом, что их невозможно отличить от стандартного светильника или совмещаются с обычным выключателем, что позволяет выполнять сразу несколько функций – слежение за движением объектов и контроль освещённости в помещении, что очень удобно.

    По условиям, в которых будет использоваться прибор, все датчики движения можно подразделить на уличные с повышенной степенью защиты и используемые в помещениях. При этом, если уличную конструкцию в помещении устанавливать можно , то датчик, предназначенный для использования в помещении, не выдержит воздействий природных факторов и просто выйдет из строя.

    Прежде чем устанавливать такое устройство слежения нужно чётко разбить помещение на зоны , где будут смонтированы датчики. Для этого составляется диаграмма направленности прибора, что позволяет добиться постоянно включённого освещения, пока человек перемещается по помещению. При составлении плана размещения приборов контроля движения важно придерживаться определённых правил.

    1. На системы контроля движения не должен падать прямой свет от осветительных приборов.
    2. В зоне действия устройства недопустимо наличие перегородок из стекла , так как ИК лучи отражаются от него.
    3. В области работы устройства слежения не должны находиться громоздкие объекты, которые в значительной степени затрудняют обзор.
    4. Система отопления или кондиционер также мешают работе датчика движения, так как он реагирует на тёплые потоки воздуха любых устройств.
    5. В строениях с большой площадью рационально устанавливать потолочные приборы , которые имеют круговую зону действия. При этом сам прибор должен размещаться точно по геометрическому центру помещения.

    Использование датчиков движения для контроля освещённости даёт возможность не только экономить электричество, но и улучшить комфорт использования осветительных приборов. Среди многообразия устройств фиксации движения объектов для управления освещённостью подходят только ИК датчики. Такие устройства можно использовать в любых помещениях и на улице, причём их установка не вызывает особых сложностей и вполне под силу своими руками.

    На многих современных автомобилях автоматическое включение фар, также называемое “евросвет”, давно стало нормой. В странах, где законодательство обязывает автовладельцев ездить со включенным ближним светом фар (а в их числе и Россия), эта функция очень удобна, и ряд владельцев автомобилей, лишенных данной функции, задумываются о ее внедрении.

    Плюсы автоматического включения фар

    • Устраняется фактор забывчивости водителя (в любом случае фары на движущемся автомобиле будут включены, нельзя и забыть их выключить).
    • При резком изменении освещенности, например, при въезде в тоннель, автомобиль будет освещать дорогу сразу, без задержек на время реакции водителя.

    Возможные варианты работы автоматического включения света фар

    • Включение/выключение синхронно с зажиганием . Этот способ наиболее прост, однако имеет определенный минус: при необходимости стоянки со включенным зажиганием аккумулятор автомобиля можно легко разрядить.
    • Автоматическое включение фар при запуске двигателя автомобиля. Такой вариант можно назвать оптимальным.

    Самостоятельное подключение евросвета

    В зависимости от конструкции автомобиля, решение может быть различным, перечислим наиболее характерные моменты:


    Важные моменты

    В первую очередь, трезво оцените свои умения и опыт, особенно, если речь заходит о ситуации, описанной в третьем пункте предыдущего подраздела. Лучше расстаться с определенной суммой денег за квалифицированную работу автоэлектрика, чем упорно пытаться обойтись своими силами и нажить себе лишние проблемы.

    Все вмешательства в электроцепи лучше производить внутри салона, чтобы защитить точки врезки в штатную проводку от влияния окружающей среды. Грамотно выполненная и заизолированная скрутка, вопреки расхожему мнению, не только не уступает пайке в качестве соединения, но и превосходит ее по стойкости к вибрации. Примененное Вами дополнительное реле должно обязательно быть жестко закреплено .

    Цепи питания силовых контактов дублирующего реле и его управляющей обмотки в обязательном порядке должны защищаться предохранителями . Это можно гарантировать подключением реле после блока предохранителей.

    Ветви проводки не должны иметь натяг при любом ее возможном перемещении, а в местах перегиба ее возле металлических частей кузова обязательным является применение изолирующей поливинилхлоридной трубки (тюбинга).

    Часто можно услышать, что того же результата можно добиться без применения дополнительных реле, вставив перемычку в нужное место монтажного блока автомобиля. Нужно крайне скептически относиться к подобным советам, так как зачастую их авторы не имеют никакой квалификации автоэлектрика и выполнение их рекомендаций может привести к печальным последствиям, например, если в реальности эта перемычка приведет к включению фар в обход предохранителя.

    Итог

    В большинстве случаев внедрение “скандинавского света” на автомобиль не является большой трудностью и может быть выполнено самостоятельно. Важно помнить, что, как и любое вмешательство в электропроводку автомобиля, эта работа требует большой аккуратности и внимания к мелочам, и только в этом случае завершится полным успехом.

    Как известно, ближний свет обязательно должен быть включен при передвижении на автотранспортном средстве не только вечером и ночью, но и в дневное время. В ситуации, когда ходовые огни не работают, сотрудник ГИБДД вправе выписать водителю штраф. Конечно, это незначительная сумма, но головной боли она создает. В связи с этим большинство автолюбителей столкнулось с рядом неудобств из-за того что многие элементарно забывают включать ближний свет, садясь в машину, либо не выключают огни покидая авто, из-за чего утром обнаруживают аккумулятор совершенно разряженным.

    Для того чтобы избавиться от подобных проблем многие решают доработать процесс включения и отключения фар. Благодаря простейшим схемам фары могут включаться одновременно с зажиганием или в момент запуска двигателя. При этом с дневное время зажигаться будут фары ближнего света, но не габариты, а ночью все будет работать в привычном режиме. Рассмотрим оба варианта.

    Автоматическое включение фар при зажигании

    Для того чтобы организовать такую работу осветительных элементов необходимо подключить их к источнику питания зажигания, а как многие знают одни приборы могут быть подключены при любой позиции замка зажигания, другие же начинают функционировать только при уже включенном зажигании. Исходя из этого самое удобное место для подключения фар - это кнопка включения печки (крайний правый блок выключателей).

    Для этой схемы понадобятся:

    • любое штатное пятиконтактное реле;
    • диод;
    • провода.
    1. Вынуть выключатель габаритов (крайний слева блок выключателей).
    2. Отключить плюсовой провод от колодки клавиш отвечающей за работу ближнего света (обычно это зеленый двойной провод) и подключить его к реле.
    3. В плюсовой провод, который идет к выключателю печки, необходимо врезать дополнительный провод и тоже подключить его к реле.
    4. Подвести к реле провод, который питает сами фары.
    5. Кинуть проводок на минус (на корпус).

    Соединения можно пропаять, но для полноценной работы хватит и обычной заизолированной скрутки. В итоге, автоматическое включение ближнего света фар будет работать, как только вы включите зажигание.

    Однако такой способ считается не самым экономичным, так как фары начинают работать сразу, что не очень актуально в зимнее время, когда двигатель необходимо прогревать или при ремонте автомобиля.

    Чтобы избежать таких неудобств, можно немного усложнить схему, чтобы ближний свет отключался во время стоянки, независимо от работающего или неработающего зажигания.

    Автоматическое включение фар после запуска двигателя

    Чтобы организовать подобную схему работы, можно пойти в двух направлениях: подключиться к датчику давления масла или к ручнику.

    Способ 1: Подключение к датчику давления масла

    Для осуществления такого подключения потребуется:

    • реле;
    • транзистор (2 штуки);
    • провода;
    • микросхема К561ТП1.

    Все детали размещаются в небольшом корпусе от реле, после чего прибор необходимо подключить к датчику давления масла. Когда давление в системе смазки двигателя нормализуется, то есть при включении мотора, датчик будет размыкаться, а питание с него перейдет на конденсатор. В конечном счете, напряжение на реле будет подаваться через включенные в подачу питания фар транзисторы. При отключении двигателя, питание с датчика подается на нужную лампу, расположенную на приборной панели. В это время конденсатор, который входит в блок управления фарами начинает разряжаться и подача питания к реле останавливается.

    В этом случае управлять фарами можно также в ручном режиме, если применить параллельное подключение. Для того чтобы задать время отключения и включения фар достаточно подобрать сопротивление на плате. Чем этот параметр будет выше, тем через больший отрезок времени фары включатся и отключатся.

    Правда и этот метод нравится далеко не всем, так как такая схема намного сложнее (нужно тянуть провода и произвести 3-4 соединения).

    Способ 2: Подключение к ручнику

    Это способ намного проще, так как в этом случае достаточно лишь чуть-чуть доработать схему подключения фар при зажигании, о которой мы говорили в самом начале. Для этого достаточно добавить еще одно реле и короткий провод (порядка 25 см) к штатному контакту кнопки ручника.

    Благодаря такому способу фары будут отключаться, как только вы потяните ручник, и загораться когда вы его отпустите.

    В заключении

    Все эти способы занимают минимум времени и денежных вложений, а результат избавляет от многих неприятностей. Автоматизация процесса включения фар не требует особых навыков в электрике, поэтому вы справитесь с таким подключением самостоятельно без лишних проблем.

    12 марта 2014 в 09:47

    Моя реализация автоматического включения света в туалете (и без Arduino)

    • DIY или Сделай сам

    Всем привет!
    На Хабре появляются и появляются статьи о реализации Умного дома. Самой главной проблемой (ну или только для меня) получается включение/выключение света в санузле. Вроде и вещь не хитрая - а сколько есть вариантов. Прочитав статьи, в том числе, и , я подумал «А ведь все могло быть проще».

    Этот червячок точил меня около полугода. И вот, когда стало свободнее с работой, я созрел.
    Скажу, что и программированием, и радиоконструированием я люблю заняться еще со школы. Микроконтроллеры подарили настоящую радость - все и сразу. А Arduino тут нет не потому, что я его ненавижу он для этой задачи избыточен, или потому, что хочу быть не как все, просто я до него еще не добрался (или он до меня).
    Вернемся к нашим баранам (ну или к нашему свету, или к нашему туалету). Лично для меня нарисовать в голове ТЗ (да-да, нарисовать, это когда еще даже сформулировать не можешь, не то, что на бумагу записать) гораздо сложнее, чем его потом реализовать. После недель раздумий вот что примерно у меня получилось:

    • свет должен включаться когда я открываю дверь (захожу например);
    • свет должен включаться когда я закрываю дверь (зашел в санузел с открытой дверью и закрыл за собой);
    • свет должен включаться когда я захожу не трогая дверь (заглянул руки помыть);
    • автовыключение света через определенное время;
    • свет не должен выключаться когда я внутри и даже не шевелюсь.
    Вроде как все логично и просто, но ни в одной из встреченных статей я не нашел красивого решения. Самое простое - это датчик движения. Он включает свет когда кто-то есть и выключает через некоторое время. Для моих целей ему не хватает в пару лишь геркона - следить, открыта дверь или закрыта.
    Не понимаю, почему до сих пор производители до этого не дошли. Или дошли, а не дошло до меня?
    Алгоритм прост:
    • если сработал датчик движения - включить свет;
    • если изменилось состояние геркона (дверь открылась/закрылась) - включить свет;
    • если сработал датчик движения при закрытой двери (геркон замкнут) - не выключать свет пока дверь не откроют;
    • ну и выключить свет через какое-то время.
    Вот теперь ТЗ понятно, мне необходимы:
    • датчик движения;
    • геркон;
    • МК для управления этим бардаком.
    Был куплен самый дешевый ДД (инфракрасный), какой-то геркон, ATTiny2313.

    Разбираем датчик движения, видим внутри:


    плата управления с инфракрасным приемником и зеркалом посередине и:


    БП и реле. Мне повезло, в ДД есть все, что нужно: реле, транзистор для согласования, остальная обвязка (даже диод). При срабатывании датчика выдается сигнал TTL, достаточно его перехватить, а сигнал с моего МК передать вместо него.
    В ISIS нарисовал схему (если делать, то красиво)

    Схема


    в BASCOM-AVR написал программулину:

    Код

    $regfile = «attiny2313.dat»
    $crystal = 4000000
    $hwstack = 40
    $swstack = 16
    $framesize = 32

    Config Porta = Output
    Config Portb = Output
    Config Portd = Output
    Config Portd.2 = Input
    Config Portd.3 = Input
    Config Int0 = Rising
    Config Int1 = Change
    Enable Interrupts
    Enable Int0
    Enable Int1
    Config Debounce = 300
    On Int0 Dd
    On Int1 Gerkon
    Dim Timecount As Integer
    Dim Timelock As Bit

    Timecount = 0
    Timelock = 0
    Portb.0 = 0
    Portb.1 = 0

    Do
    If Timecount < 200 Then
    Portb.0 = 1
    Else
    Portb.0 = 0
    End If
    If Timelock = 0 Then
    Timecount = Timecount + 1
    End If
    If Timecount > 250 Then
    Timecount = 250
    End If
    Waitms 100
    Loop

    Dd:
    Disable Interrupts
    Timecount = 0
    If Pind.3 = 1 Then
    Timelock = 1
    End If
    Enable Interrupts
    Return

    Gerkon:
    Disable Interrupts
    Timecount = 0
    If Pind.4 = 0 Then
    Timelock = 0
    End If
    Enable Interrupts
    Return


    Сделал эмуляцию, вроде как все работает (после отладки, конечно). Собрал макет и проверил (собирать такие макетки не так сложно, главное начать):


    Режем в ДД дороги и подключаем согласно воспаленному воображению принципиальной схеме:


    Проверил - заработало. Автоматическое отключение примерно через 1 мин 20 сек (не почему-то, просто сразу так получилось, а меня устроило), остальная работа согласно заранее придуманной логике.
    Тут сделаю отступление. Дело в том, что я паяю с тех времен, когда в ходу были транзисторы МП39 и МП42. Спаяно и написано было немало. Когда разработанная мною схема (а тем более программа) начинает работать с первого раза - я чувствую дискомфорт, так редко это со мной бывает. На тестирование была убита пара часов, багов не нашел, продолжало работать.
    Собрал в рабочий вариант (ЛУТ не пригодился):

    При помощи скотча и чьей-то матери все это заизолировал и закрепил в корпусе. В итоге полученный экземпляр внешне не отличается от исходного, не изменилась даже схема подключения (разве что добавилась пара проводов для геркона):

    Главное - после каждого шага проверять работоспособность, плавали - знаем.
    Монтаж и прочие банальности упущу.
    Жена восприняла без энтузиазма и назвала «херней» (ерунда, еще оценит - а куда ей деваться).
    Бюджет:
    - ДД - 250 р. (дешевле не нашел),
    - геркон - 38 р.,
    - ATTiny2313 - 140 р. (цена конская, но ведь хотелось еще вчера).

    За конструктивную критику заранее спасибо.

    Загрузка...