domvpavlino.ru

Егэ с3 сложные по химии. Задания С3 ЕГЭ по химии

Вопросы и задания

1. Что такое Конституция страны? Какое место среди других законов она занимает?

Конституция (от лат. constitution - устройство) – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Как было сказано, конституция – это Основной закон государства. Он стоит над остальными законами. И принимаемые законы не должны противоречит конституции.

2. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.

Личные права – право на охрану достоинства личности государством - граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Политические – свобода вероисповедания - право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается.

Социальные – право на образование – обучение в школе.

Культурные – право на пользование родным языком – Россия является многонациональной страной и республики устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка

3. Какие обязанности есть у граждан России, в частности у вас?

1. Гражданин обязан соблюдать законы государства.

2. Гражданин должен платить налоги и сборы.

3. Гражданин должен защищать Отечество.

4. Гражданин должен сохранять природу.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры.

4. Какие обязанности имеет государство по отношению к своим гражданам?

1. Государство не имеет права ни отменять, ни ограничивать (кроме оговоренных законом случаев) права и свободы человека - а некоторые, основополагающие права - ни при каких обстоятельствах (что тоже оговорено законом).

2. Государство обязано активно содействовать созданию условий для реализации прав и свобод.

3. Государство обязано создавать специальные учреждения по охране прав.

4. Защита от внешних и внутренних угроз.

5. * Подготовьте сообщение об особенностях Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации. Принята по итогам референдума 12 декабря 1993г. Вступила в силу с момента ее официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Главный акт государства состоит из преамбулы, двух разделов, 137 статей, 9 параграфов, переходных и заключительных положений. Преамбула не включает никаких правовых норм, она наиболее значима, так как в ней прописаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию самой Конституции. В этом документе закреплены также новые теории организации общегосударственного строя, базисом которого является концепция разделения властей. Основный закон страны полагается знать каждому гражданину, не наизусть, но хотя бы в общих чертах. Но как показывает практика, даже каждый 10 человек незнаком с Конституцией, возможно, что есть даже те, кто о ней и не слышал.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Особенности конституции РФ:

1. Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

2. Конституция РФ обладает верховенство (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один правовой акт в стране не может быть принят, если он противоречит Конституции.

3. Конституция РФ имеет высшую юридически силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них.

4. Особый порядок охраны конституции. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

6. * Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

А обязанности без прав могут существовать в тоталитарных государствах. В таких государствах у людей права практически отсутствуют.

7. * Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? Приведите, если сможете, примеры нарушения прав граждан.

Записанные в Конституции права не всегда исполняются. Часто нарушение прав людей совершают сами же люди. Например, право на жизнь. Но однажды ночью на человека напали с целью ограбления и убили его. Данное право было нарушено другим человеком. Сюда же можно отнести и кражу, вождение машины в не трезвом состоянии.

Для соблюдения прав в реальной жизни необходимо развивать правовую культуру личности, а также развивать положительные качества человека. Со стороны как государства, так и человека должно быть неукоснительное исполнение законов.

?Проблема. Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России?

Подросток не может реализовать все права гражданина, поскольку законодательство ограничивает несовершеннолетних в правах. Например, участвовать в выборах могут граждане РФ, достигшие 18 лет.

Практикум. Заполните таблицу.

Подготовка к ЕГЭ. Тема «Конституция РФ»


Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти

Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция – основной закон государства

Особенности Конституции РФ:

  • Принимается народом;
  • Имеет учредительный характер;
  • Обладает высшей юридической властью;
  • Имеет всеохватывающий характер;
  • Отличает особый порядок охраны;
  • Является основой для всех иных источников права;
  • Характеризует особый, усложнённый порядок пересмотра и внесения поправок.

  • Введение
  • Введение
  • 9 глав, 137 статей
  • 9 глав, 137 статей
  • 9 параграфов переходных и заключительных положений

Структура Конституции

Преамбула

1-ая часть

2-ая часть


По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

Раздел первый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах:

Глава 1 - Основы конституционного строя;

Глава 2 - Права и свободы человека и гражданина;

Глава 3 - Федеративное устройство;

Глава 4 - Президент Российской Федерации;

Глава 5 - Федеральное Собрание;

Глава 6 - Правительство Российской Федерации;

Глава 7 - Судебная власть;

Глава 8 - Местное самоуправление;

Глава 9 - Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется «3аключительные и переходные положения» и содержит девять частей.


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права

Принципы конституционного строя РФ

  • человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) суверенитет многонационального народа РФ; 3) государственный суверенитет РФ; 4) федерализм; 5) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 6) Россия – социальное государство; 7) установление рыночной экономики; 8) идеологическое и политическое многообразие; 9) Россия – светское государство.



Федерация – это сложное государство, состоящее из частей (субъектов) федерации, обладающих признаками государства.

Примеры Федераций: Россия, США, Германия, Бразилия, Мексика.


Признаки Федерации.

1.Территорию составляют территории её субъектов;

2.Субъекты обладают признаками государства:

- своя Конституция (Устав);

- высшие органы власти (главу субъекта, парламент, правительство);

3. Единая союзная Конституция с разграничением полномочий между субъектами;

4. Два уровня власти: высшая – федеральному центру; государственная власть субъектов;

5. Двухпалатная структура парламента – верхняя – интересы субъектов, нижняя – интересы всей страны

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и её субъектов.


Автономная

Область

Край

Автоном-

Города

респуб-

федераль-

область

лика

округ

ного

значения


Принципы федерализма в РФ

  • Государственная целостность
  • Равенство и самоопределение народов
  • Единство системы государственной власти
  • Верховенство федерального права
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
  • Равенство субъектов РФ

Конституционно-правовой статус РФ

  • Единая территория;
  • Единый государственный язык;
  • Единое гражданство;
  • Единая правовая система в масштабах страны;
  • Общие для всей Федерации органы власти;
  • Единое экономическое пространство;
  • Общегосударственная собственность;
  • Единая денежная и кредитная система;
  • Единые вооруженные силы;
  • Единая судебная система;
  • Государственная символика.
  • Международная правосубъектность.

Конституционно-правовой статус республики.

  • Не имеет права выхода из состава РФ;
  • Своя территория с административными границами;
  • Своя Конституция;
  • Система органов государственной власти;
  • Республиканское гражданство, неотделимое от российского;
  • Национальный язык;
  • Своя символика;
  • Республиканская собственность;
  • Ограниченная международная правосубъектность.

(21 республика)


Автономная область

Еврейская автономная область.

Особые национальные особенности

(компактное проживание, особенности культуры и т.п.)

Автономные округа.

Национально-территориальная организация народов Севера.

(чукчи, ханты, манси, ненцы и др.)


Конституционно-правовой статус краев, областей и городов Федерального значения.

1. Не имеют национальной специфики;

2. Собственные Уставы и законодательство;

3. Собственная территория с административными границами;

4. Своя система органов государственной власти.

(Губернатор, Правительство, Законодательное собрание)

5. Обладают собственностью;

6. Ограниченная международная правосубъектность.


Пути изменения состава РФ

  • Добровольное вхождение в РФ иностранного государства
  • Образование на территории РФ нового субъекта в результате:
  • Объединения двух и более субъектов в один
  • Разделения одного субъекта с образованием новых
  • Выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой
  • Вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ

Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ

1.1 . Вопросы исключительного ведения Российской Федерации

Предметы ведения Российской Федерации - это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:

1) Вопросы государственного строительства;

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития;

3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

4) Вопросы обороны и охраны границы;

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;

7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.


Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ

Предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе можно условно разделить на три группы:

1. В области государственного строительства.

2. В области законодательного регулирования.

3. В области экономического и социально - культурного строительства.




Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус президента России закреплен

в 4 главе Конституции Российской Федерации


1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

( Конституция РФ, ст. 81 )


Президент РФ и органы государственной власти

  • Назначает выборы Государственной Думы
  • Распускает Государственную Думу
  • Назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ
  • Формирует Правительство РФ
  • Представляет кандидатуры судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
  • Формирует и возглавляет Совет Безопасности
  • Представляет кандидатуры глав субъектов федерации РФ

Полномочия Президента РФ

  • Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ(ст. 87)
  • Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ
  • Утверждает военную доктрину РФ
  • В случае агрессии или угрозы вводит военное положение на территории РФ
  • В случаях, предусмотренных законом вводит чрезвычайное положение

Полномочия Президента РФ

  • Осуществляет руководство внешней политикой
  • Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ
  • Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах
  • Решает вопросы о предоставлении гражданства и политического убежища

  • Вносит законопроекты в Государственную Думу
  • Подписывает и обнародует федеральные законы
  • Издаёт указы и распоряжения

Законо- творческая деятельность Президента РФ


Прекращение полномочий Президента РФ

  • По истечении срока полномочий
  • Досрочно : в случае его отставки,

по состоянию здоровья,

при отрешении от должности.

  • Отрешение Президента от должности осуществляет Совет Федерации на основании обвинения Государственной Думы, подтвержденного высшей судебной властью.

Федеральное Собрание Российской Федерации


Порядок формирования Совета Федерации

Членом Совета Федерации

Может быть избран (назначен)

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъект а

Представитель от исполнитель-

Представитель от законода-

ного органа государственной

тельного (представительного)

органа государственной

власти субъекта РФ

власти субъекта РФ

Гражданина РФ

Не моложе 30 лет

Избирается законодательным

Назначается высшим должност-

(представительным) органом

ным лицом субъекта РФ (руково-

дителем высшего исполнительного

государственной власти субъекта

РФ на срок полномочий этого

органа государственной власти

органа, а при формировании

субъекта РФ) на срок его

законодательного (представи-

полномочий.

Решение (указ, постановление)

тельного) органа субъекта РФ

путем ротации – на срок пол-

данного руководителя в 3-дневный

номочий однократно избран-

срок направляется в законодатель-

ных депутатов этого органа.

ный орган субъекта РФ и вступает

Представитель от двух-

в силу, если на заседании этого

органа 2/3 от общего числа его

палатного законодательного

(представительного) органа

назначения данного представителя

государственной власти

субъекта РФ избирается

от исполнительного органа

субъекта РФ.

поочередно от каждой

палаты на половину

срока полномочий

соответствующей палаты.

Обладающий правом избирать

и быть избранным в органы

государственной власти


Компетенция Совета Федерации

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • Назначение выборов Президента РФ;
  • Отрешение Президента РФ от должности;
  • Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Порядок формирования Государственной Думы

Не участвуют в

Избирается

Состоит из 450

Депутатом Государст-

Срок полномочий

венной Думы может

депутатов

быть избран

Гражданин РФ

Избираются по феде-

ральному избиратель-

ному округу пропор-

ционально числу го-

лосов, поданных за

федеральные списки

кандидатов в депута-

ты Государственной

Гражданами РФ

путем всеобщих,

равных, прямых

выборов при

нии (право изби-

рать депутатов

Государственной

Думы имеют

граждане РФ,

достигшие на

день выборов

Граждане РФ,

Признанные судом

недееспособными

Достигший 21 года

Имеющий право

участвовать в выборах

Одно и то же лицо

не может одновре-

менно являться членом

Совета Федерации и

Депутатом Государст-

венной Думы

Граждане РФ

местах лишения

свободы по

приговору суда

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных

представительных органов государственной власти и органов

местного самоуправления

Депутаты не могут находиться на государственной службе, заниматься

другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,

научной и иной творческой деятельностью


Компетенция Государственной Думы

  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • Объявление амнистии;
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Прекращение полномочий Государственной Думы

ОСНОВАНИЯ

Досрочное прекращение полномочий

Истечение срока полномочий

Полномочия Государственной

Думы прежнего созыва прекращают-

ся с момента начала работы вновь

избранной Государственной Думы

нового созыва

Государственная Дума может быть

досрочно распущена Президентом РФ

в следующих случаях:

После трехкратного отклонения Государственной Думой

Представленных ей для дачи согласия кандидатуры на

Должность Председателя Правительства РФ

Если Государственная Дума в течение 3 месяцев

повторно выразит недоверие Правительству РФ

Если Государственная Дума откажет в доверии

Правительству РФ, когда вопрос о доверии

Поставил Председатель Правительства РФ


Государственная Дума не может быть распущена:

В течение года после ее избрания

С момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ

до принятия соответствующего решения Совета Федерации

В период действия на всей территории РФ военного или

чрезвычайного положения

В течение 6 месяцев до окончания срока полномочий

Президента РФ


Судебная власть Российской Федерации


Структура федеральных судов России

Суды общей юрисдикции

Конституционный суд

РФ (нет ниже стоящих

Конституционных судов

верховный суд РФ

Три коллегии (по гражданским

делам, по уголовным делам,

Президиум (13 человек)

- (всего115 человек)

Совет судей

Высшая квалификационая

Коллегия судей

Судебный

департамент

Военные суды второй

Суды второй инстанции

инстанции

Субъектов федерации всего

Военные суды первой

инстанции

Суды первой инстанции:

Окружные суды


Судьями могут быть только граждане России :

- достигшие 25 лет,

- имеющие высшее юридическое образование

- стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет


  • независимы;
  • подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону;

Они не сменяемы, их полномочия могут быть прекращены по основаниям, установленным в законе;

Судьи неприкосновенны.


Конституция определяет основные принципы организации судебного разбирательства:

  • принцип законности;
  • принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции);
  • принцип независимости судей (ст. 120);
  • принцип осуществления правосудия на основе равенства всех
  • принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46);
  • презумпция невиновности (ст. 49);
  • принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48);
  • гласность судебного разбирательства (ст. 123);
  • принцип участия граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя (ст. 32);
  • принцип охраны чести и достоинства личности (ст. 21);
  • непосредственность и устность судебного разбирательства

Судьи

- Конституционного;

- Верховного;

- Высшего;

- Арбитражного Судов России назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ обладает следующей компетенцией


Структура и полномочия

конституционного суда РФ

Суд действует на основа

нии Конституции РФ 1993

(ст.125, 128) и Федераль

ного конституционного

«о конституционном Суде

Состав Конституци

онного Суда;

Председатель,

Зам. Председателя,

Судья секретарь

Члены суда назначаются

президентом РФ с согласия Совета

Федерации на один срок – 12 лет

Переназначение не допускается

1. Председатель Суда и

его заместитель не

Могут быть членами

одной и той же палаты

2. Для принятия решения

требуется кворум-3/4

Требования при назначении

Членов Суда:-гражданство;

Возраст от 40 до 70 лет

(для вновь назначаемых

Судей); юридическое обра-

15 лет стажа


Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

  • - между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и -между органами государственной власти субъектов РФ;
  • - между высшими государственными органами субъектов РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ

  • ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
  • Заслуженный юрист РФ.
  • Награжден Орденом
  • «За заслуги перед
  • Отечеством» II степени.

Суды общей юрисдикции:

  • Суды общей юрисдикции или общие суды - рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.
  • Юрисдикция - это право гос. Органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям.

Система общих судов:

1)Верховный суд РФ.

2)Суды среднего звена

(суды субъекта федерации).

3)Суды основного звена (районные, городские).


Верховный суд РФ.:

  • рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;
  • осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений пленума Верховного суда РФ.;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.

Лебедев Вячеслав Михайлович

Председатель Верховного Суда Российской Федерации Доктор юридических наук Профессор Заслуженный юрист

Российской Федерации Высший квалификационный

класс судьи


  • Мировые судьи в Р.Ф. - являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;
  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;;
  • иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • дела по имущественным спорам при цене иска,

не превышающей 50 000 рублей;

  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Р. Ф. об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

Военные суды

  • Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих В.С. Р.Ф., других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.


Суд присяжных

  • осуществляет рассмотрение тяжких и особо тяжких уголовных дел в составе профессионального судьи и 12 народных представителей, именуемых присяжными заседателями.
  • ВЕРДИКТ - в уголовном процессе решение присяжных заседателей о виновности или невиновности подсудимого.
  • Суд присяжных с 2010 г во всех регионах Р.Ф.

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов <15>;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров <16>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <17>;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Глава 5. Федеральное собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов <18>.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <19>.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации <20>;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации <21>;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <22>;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения <23>.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <24>;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Россия стремится к созданию правового государства. Основы ее устройства фиксирует Конституция Российской Федерации. Узнаем, какими особенностями обладает данный закон, и попробуем определить его значение.

Основной закон содержит в себе нормы, затрагивающие все стороны жизни общества.

К вопросам, которые регулирует Конституция РФ, относятся:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • общественное и государственное устройство;
  • территориальное устройство;
  • нормы основных отраслей права: уголовного, гражданского, административного, семейного, налогового и других.

Конституция состоит из преамбулы (предисловия), двух разделов и девяти глав.

Задачи Конституции РФ

Принятие Конституции преследовало в себе несколько основных задач.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • провозгласить и закрепить основные права человека (право на жизнь, честь и достоинство, неприкосновенность личности, свободу передвижения, слова, мысли и так далее), а также обязанности (соблюдать законы и др.)
  • установить порядок государственной власти (не допустить, чтобы власть сконцентрировалась в одних руках - принцип разделения властей,)
  • утвердить правосудие (решение всех конфликтных вопросов мирно и на основе справедливости в ходе судебного разбирательства).

Особенности Конституции РФ

  • обладает высшей юридической силой (никакой документ не может ей противоречить, отменить ее);
  • имеет прямое действие (ее нормы действуют напрямую, непосредственно оказывая влияние на поведение людей);
  • признает в качестве высшей ценности права и свободы человека.

Становление и развитие конституционного законодательства

Демократия утвердилась к настоящему моменту в качестве формы правления в большинстве государств мира. Одним из ее самых больших достижений является разработка конституций как основного закона. Но данный тип законов не является новым, его становление началось несколько веков назад. Рассмотрим основные этапы складывания конституций современного вида.

  • 17-18 века;

Во многих странах в это время происходили революционные события, целью которых была ликвидация монархической формы правления и провозглашение прав и свобод граждан.

Конституция Америки была принята в 1787 году и практически без изменений просуществовала до настоящего времени. Таким образом, данному документу 231 год, что говорит о ее стабильности и демократичности утвержденных ею норм.

  • вторая половина 20 века;

Данные конституции приняли современный вид. Большинство из них уже стали иметь писаный характер, то есть приобрели вид единого документа.

В России первые проекты конституций появились еще в 19 веке. Их разработкой занимались руководители движения декабристов.

Как известно, движение декабристов существовало в лице Северного и Южного обществ. Проект основного закона Северного общества был назван «Конституцией Муравьева», по имени его предводителя. Данный документ был направлен на отмену крепостного права, провозглашение основных прав и свобод человека.

В Российской Федерации за период 20 века было принято четыре Конституции. Нынешняя Конституция РФ была принята в 1993 году в результате референдума (всенародного голосования).

Что мы узнали?

Изучив тему 9 класса обществознания, мы выяснили, что Конституция РФ - это основной закон нашего государства, который обладает высшей юридической силой и закрепляет основы конституционального строя России. Данному документу не могут противоречить все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые государственными органами власти. Конституционное законодательство прошло в своем развитии длительный путь, начиная с 17 века и заканчивая современным этапом.

Загрузка...