Цикл тренинговых занятий педагога-психолога с учащимися группы риска подросткового возраста. «Жизнь одна»: программа тренинга по профилактике девиантного поведения подростков
Психокоррекционная методика «Разноцветные человечки»
Цель: разрешение личностных и эмоциональных проблем через творчество и игру.
Развивать творческое мышление, воображение;
Развивать навыки игрового взаимодействия;
Создать ситуацию, в которой появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника;
Исследовать эмоционально-волевую и коммуникативную сферы.
Оборудование: цветная бумага, ватман, клей, ножницы, краски, восковые мелки, гуашь, кисточки, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, ручки, листы бумаги.
Форма: коллективная. Участников может быть до 20 человек, делятся на команды по 5 и более человек.
1.Приветствие. Сообщение темы.
Упражнение «Свеча» (дети с ведущим становятся в круг и передают друг другу горящую свечу с добрыми пожеланиями).
Упражнение «Кто я?» . Посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я» (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг).
(дети делятся на несколько групп по количеству выбранных фигур)
2. Вводное слово психолога : Любой человек мечтает иметь настоящего друга. Кому-то из вас уже повезло, и у него есть такой друг, а у кого-то множество знакомых и приятелей, но такого человека, которого можно было бы назвать настоящим другом, нет. А кто-то в силу своей застенчивости или замкнутости, чувствует себя одиноким, и у него тоже нет друзей.
Сегодня мы постараемся помочь себе и друг другу. Ведь так может случиться, что ваш друг рядом с вами, а вы этого не замечаете.
Итак, перед вами разноцветные листы бумаги.
Выберите себе тот цвет, который вам больше всего нравится.
Нарисуйте на нем человечка.
Возьмите ножницы и вырежьте его одним движением руки.
Напишите рассказ об этом человечке, используя вопросы
Как зовут человечка?
Сколько ему лет?
Где он живет?
С кем живет?
Чем занимается в жизни?
Что он любит больше всего?
Чего боится?
Для чего он живет, какое у него предназначение?
Какая мечта у человечка?
Психолог: А теперь по желанию, расскажите пожалуйста, историю о своем человечке. (дети читают придуманные рассказы, педагог задает дополнительные уточняющие вопросы).
Психолог: У вас есть человечки, есть история о нем. Давайте мы придумаем и создадим мир человечков. Подумайте, чего им не хватает, где бы они жили, с кем. У вас на столах лежат краски, карандаши, восковые мелки и т.д. На ватмане нарисуйте все, что бы вам хотелось. (под музыкальное сопровождение дети рисуют).
Психолог: Я попрошу по одному представителю из каждойкоманды выйти и познакомить всех с вашим миром, рассказать, что вы изобразили, чем занимаются человечки, где они расположены и т.д.
Когда 2 команды познакомят со своим миром, задаю вопрос:
«Кто хочет перейти из одного мира в другой? Почему?»
Итог занятия:
Повторяется первое упражнение. Посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я» (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг).
Рефлексия. Ребята, у меня в руках теннисная ракетка- пусть это будет лицом «Человека настроения», а перед вамиразличные части головы, лица. Каждый из вас может прикрепить к нему любую часть лица и создать человечку настроение. (дети по очереди подходят и прикрепляют к «Лицу» глаза, рот, нос, парик, уши и т.д.)
Глоссарий:
Цвет человечков
Желтый - жизнерадостность
Красный – активность, агрессия
Оранжевый - радость
Синий - спокойствие, медитация
Фиолетовый - кризис
Зеленый - я хочу, чтобы меня увидели
Серый - я хочу руководить, но незаметно
Черный - сохранение энергии (у меня есть проблема, но я не хочу об этом говорить)
Коричневый - цвет болезни, ипохондрия.
Квадраты - трудолюбивые, упорные, выносливые, терпеливые, любят порядок, эмоционально сдержаны.
Треугольники – лидеры, энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели.
Круги – доброжелательные, заинтересованы в хороших межличностных отношениях.
Зигзаги – развита интуиция, инакомыслящие, устремлены в будущее.
Прямоугольники – символ неопределенности, переходная форма, непоследовательность, непредсказуемость, низкая самооценка.
Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения
ребенка группы социального риска:
- Техника указаний (директив)
Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.
Три вида директив:
- указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
- указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
- указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)
Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.
- Техника «Дискуссия»
Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:
- коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
- обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
- формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
- Техника «Обусловленное общение».
Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).
Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).
Правила «честной борьбы»:
- нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
- начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
- обе стороны должны принимать активное участие в споре;
- спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
- не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
- Техники, формирующие умения и навыки
Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.
Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...
- Техники саморегуляции
- Техники обмена ролями
Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )
Предварительный просмотр:
«Работа с детьми «группы риска»
- Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с
Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.
2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-
Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.
- Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения
Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.
- Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.
2008. № 7.
5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-
Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.
- Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание
школьников. 2008. № 6.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
- Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.
2008. № 3.
9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.
№ 4.
- Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.
2008. № 1.
11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //
Классный руководитель. 2008. № 4.
- Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
- Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная
работа в школе. 2009. № 1.
- Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-
ников. 2008. № 5.
- Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-
холог. 2010. № 5.
- Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-
ное образование. 2009. № 9.
- Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для
комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические
методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-
логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.
- Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
- Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-
ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-
стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.
- Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //
Школьный психолог. 2010. № 10.
- Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-
льников. 2008. № 10.
- Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //
Школьный психолог. 2008. № 8.
- Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-
ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.
- Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
- Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //
Школьный психолог. 2008. № 17.
- Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-
лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».
Вып. 32).
- Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-
ками. М., 2008.
- Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-
лоняющегося поведения. М., 2007.
- Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.
№ 6.
- Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-
льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.
- Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-
тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).
- Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //
Классный руководитель. 2008. № 3.
- Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.
(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)
- Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к
коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.
Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр
Развития творчества детей и юношества»
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"
Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие
Форма занятия: занятие с элементами тренинга
Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»
Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.
«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.
Ход занятия
Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм
Вопросы письменного анализа конфликта:
- Что произошло в данной ситуации
- Где произошёл конфликт?
- С кем?
- Из-за чего?
- Чего добивались оппоненты?
- Чем закончился конфликт?
- Можно ли было избежать конфликта?
Психолог
. С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».
Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.
- Сгибаем лист пополам.
- Сгибаем еще раз пополам.
- Отрываем верхний правый угол.
- Отрываем нижний правый угол
Что получилось?
Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.
Упражнение «Конфликт или компромисс»
Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации
Конфликтные ситуации:
- Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
- На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
- Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
- На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.
В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций
Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»
Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.
А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?
Анкетирование
Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.
- Угрожаю или дерусь.
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
- Ищу компромисс.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему.
- Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка и интерпретация результатов теста
Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
Интерпретация результатов теста
- А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
- Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
- В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
- Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
- Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.
Упражнение “Раскрась своего свина”
Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.
Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.
Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:
Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:
Бланк для ответов
Фамилия имя _____________________________________________кл.
Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.
Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве
Баянова Н.В., социальный педагог
МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения подрастающего поколения ставит серьёзные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако профориентация в современных условиях не всегда достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труду. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию. Как же правильно выстроить работу по подготовке к сознательному выбору с детьми «группы риска», которые требуют особого, индивидуального подхода.
Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе и/или окружающим. Это дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, имеющие асоциальное поведение, вредные привычки и правонарушения, пропуски без уважительной причины. Такие учащиеся, не всегда умеют организовать свою деятельность, часто эти дети могут быть агрессивными, замкнутыми, безразличными, неуверенными в себе, иметь неадекватную реакцию. Также у детей ГР чаще всего отсутствуют культурные навыки, мотивация к образованию и развитию, представление о себе как о члене социума.
Кроме выше перечисленных особенностей учащихся ГР, необходимо выделить проблему, касающуюся профориентационной работы с такими ребятами. Заключается она в том, что дети «группы риска» преимущественно ориентируется на мнения именно своего окружения и поэтому часто пренебрегают интересами других людей (успешных одноклассников, педагогов и родителей), мнение взрослых не является для них авторитетным и эту позицию достаточно сложно переломить. Ещё одна распространённая проблема детей ГР не заинтересованность и не занятость, в каких-либо видах внеурочной деятельности.
Первоочередной задачей перед педагогами стоит заинтересовать, привлечь ребёнка ГР к внеурочной деятельности, учитывая его интересы и возможности (можно рассмотреть варианты внеурочной занятости, предлагаемые в городе - творческие, спортивные и др.). Также, очень важно выстраивать работу с детьми ГР таким образом, чтобы ребёнок и его семья могли доверять педагогам.
Для того чтобы понимать профессиональную расположенность ребёнка, необходимо иметь полную информацию о его интересах и возможностях выявить это можно посредством:
Бесед с классным руководителем (получение информации, касающейся отношения ребёнка к труду и т.д. на основе результатов диагностики «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»);
Бесед с педагогом-психологом (результаты проф.диагностик, тренинговых занятий по профориентации учащихся);
Бесед с социальным педагогом (индивидуальные особенности социализации ребёнка (успехи, проблемы и недостатки, результаты бесед о профессиональном и жизненном самоопределении));
Бесед с родителями (организация труда школьника в семье, его личная ответственность и отношение к трудовой деятельности, интересы и возможности);
Анкетирования «Выявление интересов ребёнка» и др.
Профориентационная работа с данной категорией учащихся ведётся многосторонняя с привлечением нескольких структур ОУ. Это и классные руководители, (классные часы, диспуты), психологи (консультации, диагностики, индивидуальная и групповая работа), организаторы (привлечение к общественной деятельности, самоуправление), социальный педагог (помощь в социализации, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение) учителя-предметники (взаимодействие с одноклассниками, учителем, интеллектуальные способности). Каждая структура имеет немаловажное влияние, ведь только взаимодействие может привести к успешной реализации профессионального интереса ребёнка.
Ещё одним важным фактом в работе с учащимися ГР является создание ситуации успешности во время образовательного процесса. Необходимо найти в ребёнке положительные стороны и взаимодействовать с ним одобряя и поддерживая его интересы и возможности, учитывая индивидуальные особенности каждого, тем самым улучшая самооценку и коммуникативные навыки обучающегося.
Для улучшения профориентационной работы, детей ГР, обучающихся в 9 классах, возможно привлечение:
К научной деятельности (участие в научно-практических конференциях);
Участие в школьных олимпиадах (обж, физическая культура);
Участие в спортивных соревнованиях;
Участие во внеклассных мероприятиях (организация конкурсов, акции);
Участие в общественной деятельности (например, даже самые простые, маленькие поручения: работники службы охраны на школьных мероприятиях, помощь в подготовке актового зала, встреча гостей в холле, волонтёрские движения и т.д.), это необходимо для наилучшего взаимодействия между всеми участниками образовательного пространства.
После привлечения ребёнка ГР к различным видам деятельности, можно определить спектр его возможностей (ребёнок обладает ораторским искусством, художественными способностями, навыками конструирования, умело обращается с инструментами, владеет навыками работы с деревом, металлом, имеет хорошие спортивные данные и т.д.).
Учитывая все полученные результаты необходимо в дальнейшем работать индивидуально с учащимся ГР и его семьёй, помогая сделать правильный выбор профессионального обучения.
В нашем образовательном учреждении индивидуальная профориентационная работа направлена на учащихся «группы риска» 9 классов, поскольку это дети, которые не могут пойти в 10-11 класс, в связи со слабой успеваемостью. Таким ребятам мы рекомендуем учреждения средне-специального, профессионального образования (в 2015-2016 уч.г. таких детей ГР на параллели было 4 человека, поэтому преобладал индивидуальный подход, который дал положительный результат, все учащиеся определились с выбором получения профессии по интересам и успешно поступили в профессиональные лицеи и техникумы).
В рамках профориентационной работы, в этом учебном году совместно с учащимися 8-9 классов был посещён Братский экономический форум, где были представлены основные предприятия города; Фестиваль Русала, где можно было увидеть деятельность металлургического завода с другой, более интересной и творческой стороны.
Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что слабым местом в данном направлении является отсутствие прямого взаимодействия с учебными заведениями (средне-профессиональными), возможно есть необходимость приглашать работников и консультантов данных учреждений в школу, проводить экскурсии на производствах, создавать ученические производственные бригады, оказывать содействие в организации летней трудовой практики. Вести работу через раздачу информационных брошюр, рекомендовать родителям посещение дней открытых дверей, посещение семинаров по профориентации.
Таким образом, можно подвести итог профориентационной работы с учащимися в условиях непрерывного образовательного процесса:
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры (уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям);
Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные для учащихся ГР);
Анкетирование;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
Лектории для родителей;
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
Анкетирование родителей учащихся;
Помощь родителей в организации профессиональных проб на предприятиях;
Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Индивидуальный характер любого профориентацион-ного воздействия (учёт индивидуальных особенностей учащегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
Направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Тренинг для школьников «группы риска» «Познай себя».
Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,
осознания себя.
Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;
Формировать позитивное отношение к себе;
Развить чувство толерантности;
Формировать адекватную самооценку.
Упражнение «Бинго»
Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.
Ведущий предлагает детям взять фигурки человека,разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:
На голове - твоя заветная мечта;
На правой руке - твоя черта характера;
На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;
На правой ноге - любимое место отдыха;
На левой ноге - любимое блюдо;
На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.
После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг. Обсуждение.
Упражнение «Ожидание»
Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.
Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.
Упражнение «Грамота»
Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.
Обсуждение:
Трудно было писать грамоту себе?
Если так, то почему?
Понравилось ли вам это упражнение?
Упражнение «Все мы - разные»
Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.
Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?
Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.
Упражнение «Мои советы»
Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя и отрицательную черту характера. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.
Обсуждение:
Довольны ли вы тем, что написали друзья?
Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.
Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».
Обсуждение:
Какие ощущения вызвало упражнение?
Притча о мастере
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто-то дирижировал!
Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...
Упражнение «Закончите фразу»
Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:
Сегодня я узнал о том, что я...
Мне было приятно, когда...
Упражнение «Цветок пожеланий»
Цель: релаксация.
Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.