domvpavlino.ru

Бытовые электроприборы правила безопасности. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами презентация к уроку по обж (5 класс) на тему. Общие требования охраны труда

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для пользователей бытовых электроприборов (настольные лампы, вентиляторы, СВЧ-печи, электрический чайник, кофе-машина, кулер и пр.)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Данная инструкция разработана на основании Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и устанавливает требования безопасности для работников при эксплуатации бытовых электроприборов (настольные лампы, вентиляторы, СВЧ-печи, электрический чайник, кофе-машина, кулер и пр.).
1.2. Работник наряду с настоящей инструкцией должен выполнять требования других нормативных актов по электробезопасности.
1.3. С работниками при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год проводится инструктаж по электробезопасности для неэлектротехнического персонала с присвоением I группы по электробезопасности.
1.4. За невыполнение настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед началом работы с электроприборами работник должен:
— провести осмотр электроприбора;
— проверить комплектность и надежность крепления деталей;
— провести внешний осмотр исправности кабеля (шнура), вилки и розетки.
2.2. При обнаружении дефектов в работе электроприбора работник обязан отключить электроприбор и доложить о неисправности непосредственному руководителю.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Включение электроприбора производится вставкой исправной вилки в исправную розетку для бытовых приборов.
3.2. Работник при использовании бытовых электроприборов должен поддерживать порядок и чистоту.
3.3. Присоединение электроприбора к электрической сети надо осуществлять гибким шланговым кабелем, который не должен находиться под ногами или прикасаться к металлическим, горячим, влажным предметам (приборы отопления, водоснабжения и пр.).
3.4. При пользовании электроприборами запрещается:
— допускать удары по электроприбору;
— снимать с приборов средства защиты;
— дергать за подводящий провод для его отключения;
— держать палец на включателе при переносе электроприбора;
— натягивать, перекручивать и перегибать подводящий кабель;
— ставить на кабель (шнур) посторонние предметы;
— производить разборку или ремонт электроприборов;
— оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы, а также использовать их при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей: повреждение штепсельного соединения, изоляции кабеля, шнура; нечеткая работа выключателя; появление дыма, запаха, характерного для горящей изоляции.
3.5. Протирать настольные электрические лампы, вентиляторы, чайники и другие электроприборы следует, отключив их от электросети (вынув вилку из розетки). Расположенные в помещении розетки и выключатели протирать только сухой ветошью.
3.6. Работник обязан:
— во время использования электроприборов соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя, использовать его только для тех работ, которые предусмотрены инструкцией по их эксплуатации;
— отключать от электрической сети используемое оборудование и электроприборы при перерывах в работе или в подаче электроэнергии.
3.7. В помещениях, где электропроводка выполнена скрытым способом, вбивание в стены гвоздей, костылей для подвески штор, картин и других предметов обихода могут привести к повреждению электропроводки и поражению человека электрическим током и должны производиться только по разрешению лица, ответственного за электрохозяйство.
3.8. Не разрешается применять для освещения самодельные переносные лампы.
3.9. Запрещается завязывать электропровода с помощью веревок и ниток, подвешивать приборы на электропроводах, оборачивать электрические лампочки бумагой и материей.
3.10. Электропровода должны иметь защиту от коротких замыканий. Эта защита осуществляется автоматами и предохранителями. Нельзя применять вместо предохранителей проволоку («жучка»), при перегорании предохранитель следует заменить новым.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В любых аварийных ситуациях или при возникновении опасности для жизни и здоровья работников следует остановить работу, сообщить непосредственному руководителю, принять меры к устранению таких ситуаций и опасностей.
4.2. При обнаружении пожара или явных признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.):
— нажать ближайшую кнопку ручного пожарного извещателя;
— сообщить в пожарную службу по телефону 101;
— приступить к тушению возгорания имеющимися в наличии первичными средствами пожаротушения, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности.
4.3. Если во время работы обнаружится неисправность оборудования или работник почувствует хотя бы слабое действие тока, необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.4. Если с работником произошёл несчастный случай или внезапное резкое ухудшение самочувствия, следует прекратить работу, оказать первую помощь, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 и немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю; сохранить обстановку места происшествия, если это не представляет опасности для окружающих.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Отключение электроприборов необходимо производить при перерывах в работе и при окончании рабочего процесса.
5.2. Работник обязан отключить электроприбор выключателем и штепсельной вилкой.

Большое спасибо Надежде за предоставленный материал =)

Правила пользования бытовыми электроприборами.

Для чего нужно знать правила пользования электроприборами?

Электроприборы - наши верные друзья и помощники. Хоть они и не живые, а железные, но обращаться нужно с ними бережно и осторожно. Электрический ток, без которого не заработает ни один прибор, может быть очень опасен. Чтобы не пострадать из-за неправильного обращения с электричеством, познакомимся с основными правилами пользования электроприборами, которые должен знать каждый.

Правило первое:

Не засовывайте в розетку посторонние предметы!

Как вы уже знаете, розетка предназначена для включения электроприборов в сеть, а вовсе не для ваших пальцев. Однако в розетку опасно засовывать не только пальцы, но и посторонние предметы, особенно металлические: гвозди, проволоку, вязальные спицы, шпильки. Эти предметы - хорошие проводники электрического тока! Ток по ним, как по мостику, моментально переберется на вашу руку, и ударит так, как будто вы сунули в розетку палец.

Правило второе:

Не касайтесь руками оголенных проводов!

Провода, через которые к приборам поступает электрический ток, имеют изоляционную защиту. Это значит, что металлический провод, где течет электричество, помещен в другой провод, пластмассовый, резиновый, с тканевой обмоткой. И резина, и пластмасса, и ткань являются изоляторами, через которые ток не проходит и не сможет никому причинить вреда. Но бывает, что изоляционная оболочка провода повреждается, и опасный металлический провод оголяется. Это очень опасно. Если задеть оголенный провод включенного прибора, можно получить удар током.

Поэтому, прежде чем включить прибор в сеть, проверьте, не выглядывают ли из-под изоляционной оболочки металлические провода. Если да, то никогда не пользуйтесь таким прибором, пока его не отремонтируют!

Правило третье:

Не трогайте включенные приборы мокрыми руками!

Помните о том, что вода является проводником электрического тока. Она, как и металлические предметы, является мостом, через который электричество перебирается на человека. Если вы прикасаетесь к включенному электроприбору мокрыми руками, то рискуете получить удар током.

Запомните:

Перед тем как включать, выключать или еще что-либо делать с электроприбором, руки надо вытереть насухо!

Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать.

Надо руки вытирать!

Правило четвертое:

Нельзя протирать включенные электроприборы влажной тряпкой!

Вода, которая находится во влажной тряпке, служит таким же проводником для электрического тока, как и вода на мокрых руках. Если вам захочется, например, протереть включенный телевизор, то сначала выключите прибор, а потом уже вытирайте с него пыль.

Правило пятое:

Нельзя пользоваться электроприборами, касаясь воды!

Как вы уже знаете, вода - отличный проводник-мост для электрического тока, поэтому никогда не касайтесь одновременно воды и включенного электроприбора!

Нельзя одну руку держать под струей воды, а другой включать электроплиту или стиральную машину. Ни в коем случае не пользуйтесь электроприборами, лежа в ванной!

Правило шестое:

Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!

Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы. Оставленные без присмотра электроприборы часто становятся причиной пожара.

Правило седьмое:

Не засыпайте при включенных телевизоре, магнитофоне, электрообогревателе и других бытовых электроприборах!

Правило восьмое:

Не включайте в одну розетку больше трех электроприборов!

Правило девятое:

Не обертывайте электролампы горючими материалами (тканью, бумагой, клеенкой и т.д.).

Как вести себя при возгорании электроприборов.

Надеемся, что все приборы в вашем доме в полной исправности и никогда не загорятся. Но, к сожалению, в силу разных причин электроприборы могут воспламениться и стать причиной пожара. Чтобы не попасть в опасную ситуацию, надо знать основные правила поведения при возгорании электроприборов.

Правило первое:

Если прибор загорелся и родители дома, то нужно им немедленно сообщить о случившемся!

Правило второе:

Если вы одни, то нужно запомнить основное правило:

ни в коем случае нельзя тушить прибор водой, пока он включен в сеть!

Сначала нужно отключить прибор, то есть вынуть вилку из розетки, а только потом

заливать водой. Если поблизости нет воды, можно накрыть прибор одеялом, засыпать

песком, землей.

Правило третье:

Если вы видите, что не справитесь с огнем, то необходимо выйти из квартиры или дома и позвать взрослых.

Чтобы вызвать пожарных, нужно набрать по телефону 01.

Правило четвертое:

Если из дома выйти невозможно и у вас нет телефона, то нужно выглянуть в окно и привлечь внимание людей.

Необходимо громко и настойчиво кричать: Пожар! Пожар! Наберите 01!

Информация для взрослых! Как помочь ребенку, пострадавшему от удара током.

Как это ни печально, наши дети не всегда слушают нас и порой поступают по-своему. Чтобы ребенок не пострадал от электричества, необходимо заранее принять меры.

    Все розетки снабдить специальными токонепроницаемыми заглушками.

    Постарайтесь спрятать все электропровода так, чтобы малышам было трудно до них добраться.

    Если ребенок все же засунул в розетку палец или предмет и его бьет током, необходимо оттолкнуть или оттащить малыша за край одежды или ремень. Для безопасности необходимо встать на сухую доску, резиновый коврик, стопку газет или книг. Свою руку нужно обернуть сухой тканью или надеть резиновую перчатку.

    Если ребенок схватился за оголенный провод, нужно немедленно отключить прибор от сети. Если по каким-то причинам это сделать невозможно, то следует перерубить провод топором с деревянным сухим черенком или перекусить кусачками с хорошо изолированными ручками. Можно отодвинуть провод сухой палкой.

    После того как прекратилось действие тока, необходимо уложить ребенка на ровную поверхность, укрыть его и немедленно вызвать врача.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Мы надеемся, что наши дети никогда не попадут в такие ситуации, а электрический ток, без которого невозможна работа ни одного электроприбора, никому не причинит зла!

любовь кривобок
Конспект занятия по основам безопасности для детей старшей группы на тему «Электроприборы и электричество»

Цель : создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами .

Задачи :

Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании ;

Закрепить знания об электроприборах , о правилах безопасного поведении в обращении с электроприборами в быту ;

Развивать мыслительную активность, любознательность.

Развивать стремление к приемам практического взаимодействия с окружающим предметами;

Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами .

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал :

Разрезные картинки электроприборов к дидактической игре «Собери картинку»

- две игрушки : одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль)

Цветные шары.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций

Загадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку. О чем в ней идет речь?

Он всем несет тепло и свет,

Щедрей его на свете нет.

Поселкам, селам, городам

Приходит он по проводам.

Дети. Это электрический ток .

Воспитатель : Верно, электрический ток . Электрический ток поступает в наши дома со специальной станции по проводам. Электрический ток заставляет работать самые разные электрические приборы , которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представить свою жизнь. Про некоторые приборы я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты :

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Вот он дом -

Одно окно.

Каждый день в окне кино! (Телевизор)

По сатиновому полю

В рейс пошел электроход ,

Он плывет с волнами споря,

То назад, а то вперед.

Там, где он оставил след,

Ни одной морщинки нет! (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым,

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

Воспитатель : Молодцы, все загадки отгадали! А какие еще электроприборы вы знаете ?

Дети. Настольная лампа, кипятильник, стиральная машина и т. д. В. Видите, как много электроприборов нас окружает . Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной.

Воспитатель : Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка - это входные ворота в электрическую сеть . Через розетку к приборам поступает ток, за счет которого они работают, но ток обладает одним опасным качеством. В некоторых случаях провода могут загореться. В результате возникает пожар. Поэтому с электроприборами нужно обращаться очень осторожно.

Давайте все вместе закрепим правила пользования электроприборами :

1. Все электроприборы нужно включать и выключать специальным выключателем.

2. Большинство электроприборов нельзя оставлять включенными в розетку, если в доме никого нет.

3. Можно включать электроприборы только в исправные розетки,

если розетка искрит, пользоваться ей - нельзя! Может возникнуть пожар.

4. Главное правило для детей : нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Это очень опасно для вашей жизни и здоровья.

5. Нельзя вставлять в розетки посторонние предметы, может ударить током.

Вот эти все правила вы должны хорошо выполнять и напоминать своим родителям.

Но если в доме случился пожар, куда мы должны звонить?

Дети. Пожарным : 01.

Воспитатель : Мы будем с вами осторожными, внимательными, ответственными, чтобы в вашем доме никогда не было пожара, и вы всегда были здоровы.

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель : А есть электричество неопасное , тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество . Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

Опыты. 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается) .

Воспитатель :

Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей ) . Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что волосах живет электричество , и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим поэтому притянулся к стенке.

Вывод : в волосах тоже живет электричество .

Воспитатель : У меня в руках руль. Я нажимаю, а она не издает звук. Что случилось? (ответы детей ) . Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку- плюс к плюсу, минус к минусу. И игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей ) Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток , и она заработала.

Вывод : в батарейке тоже живет неопасное электричество . С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей )

Воспитатель :

Вот и наше занятие подошло к концу .

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Прикосновение человека к электроприборам и электрическим проводам, находящимся под напряжением, сопровождается прохождением тока через определенные части тела. Степень поражения электрическим током определяется силой тока. Степень поражения зависит от напряжения и в значительной степени от сопротивления тела человека и сопротивления изоляции. Чем выше напряжение и меньше сопротивление, тем больше сила тока и тем сильнее поражающее действие электрического тока. Сопротивление тела человека снижается при работе во влажной атмосфере. Особенно опасно, когда у работающего мокрая обувь, одежда, руки и т.д.

Различают следующие основные виды поражения организма электрическим током:

    Электрическая травма. Выражается в расстройстве сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые приводят к спазмам диафрагмы, сердечной мышцы, судорогам, потере сознания.

    Электрический удар. Представляет собой возбуждение живых тканей проходящим через организм током.

    Электрический шок. Заключается в расстройстве центральной нервной системы под действием тока. Происходят нарушение функций кровеносной системы, обмена веществ и даже нервно-психические расстройства.

    Электрические ожоги. Это разновидность электротравм, которая возникает при контакте с токоведущими частями либо при воздействии электрической дуги. Наиболее тяжелый случай, когда возникает электрическая дуга между токоведущей частью электроприбора и телом человека. При этом могут происходить ожоги внутренних органов.

    Электрические знаки. Образуются при унесении током частичек материалы проводника. При этом кожа уплотняется, и в ее порах откладываются частички материала (металла).

При одной и той же силе тока следует учитывать и другие факторы:

    Род тока. До напряжения порядка 300 В постоянный ток безопасней переменного. При напряжении выше 300 В постоянный ток становится более опасным.

    Продолжительность воздействия тока. Чем дольше тело человека находится под напряжением, тем больше изменений происходит в организме, в частности, происходит снижение сопротивления кожи и, следовательно, увеличивается сила тока. Сопротивление кожи становится минимальным, если она повреждена или увлажнена.

    Путь тока в организме человека. Если ток проходит кратчайшим путем и не затрагивает жизненно-важных органов (например, вдоль ладони руки), то поражение будет минимальным. Если же ток проходит, например от одной руки к другой и затрагивает спинной мозг, сердце, органы дыхания и т.д. – поражение становится максимальным.

    Частота тока. Частота переменного тока в электрических сетях составляет 50 Гц. С ростом частоты поражающий фактор медленно и незначительно уменьшается. Практически безвреден ток частотой более 50 кГц, но при этом мощность такого тока должна быть небольшой. Такие токи вызывают только нагревание внутренних органов. Это явление используется в физиотерапии.

В химических лабораториях безопасное для жизни напряжение не превышает 12 В.

Меры безопасности при работе с электроприборами .

    В лаборатории должен быть общий рубильник для включения и выключения внутрилабораторной сети.

    В лаборатории следует использовать приборы заводского изготовления. При их эксплуатации необходимо руководствоваться паспортом и инструкцией завода изготовителя.

    Электроприборы в лаборатории должны быть обязательно заземлены. Целостность заземления проверяется лаборантом.

    Не следует пользоваться неисправными приборами, приборами с нарушенной изоляцией, с расшатанными штепсельными вилками.

    Электрические приборы (особенно электронагревательные) нельзя оставлять без присмотра.

    Все электронагревательные приборы независимо от мощности должны иметь достаточную тепловую изоляцию со всех сторон.

    Браться мокрыми руками за штепсельные вилки.

    Подвергать электроприборы и провода воздействию влаги.

Первая помощь при поражении электрическим током.

    Обесточить пострадавшего. Для этого следует отключить общий рубильник или данную установку. Если это невозможно, то, используют сухую одежду, палку и т.д., чтобы обесточить пострадавшего.

    Если пострадавший в сознании, ему необходимо обеспечить покой до прибытия врача. При бессознательном состоянии оказать первую помощь (уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и согревать тело, делать искусственное дыхание).

Загрузка...