domvpavlino.ru

Цели, задачи и функции прикладной культурологии

Культурология как научная (и учебная) дисциплина входит в состав современного культурологического знания, включающего в себя также философию культуры, историю культуры, социологию культуры, социальную и культурную антропологию и некоторые другие дисциплины. Необходимо отграничить культурологию от родственных ей наук, хотя сделать это довольно трудно, потому что они очень близки по предмету и методам исследования, кроме того, процесс дифференциации ещё не закончен.

Философия культуры - это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры - «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х - ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

Культурная антропология представляет собой современное крупное научное направление на Западе, понять её сущность поможет этимологический анализ терминов: «антропос» - человек, «логос» - мысль, учение, наука. Формированию культурантропологии способствовало развитие в 60-70 гг. ХIХв. этнографии (от слов «этнос» - народ, племя, «графо» - пишу). Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культурантропологические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с поставновкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.

В социальной антропологии, возникшей на Западе в конце ХIХ в., методом изучения является сравнение обществ разных типов с целью понять природу человеческого общества, законы его функционирования. При этом внимание социальных антропологов направлено на изучение различных аспектов социальной жизни, социальных отношений, механизмов социального контроля и т.п. Различия между культурной и социальной антропологией связаны с разными теоретическими подходами к изучению общества и культуры.


Культурная антропология интересуется прежде всего механизмами трансляции культурного опыта, проблемами динамики культуры, в то время как социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы в архаических и традиционных обществах с учетом этнических особенностей их культур. Сторонники культурной антропологии и сторонники социальной антропологии исходят из разной оценки значимости культуры и общества. Культурантропологи считают первичным феноменом культуру, а общество рассматривают как ее подсистему. Социальные антропологи на первое место ставят общество, культуру определяют как его функцию. В настоящее время позиции социальных и культурных антропологов сближаются.

История культуры - научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой - не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

Обратимся теперь к культурологии . В зарубежной науке термин «culturology» связывается с именем американского антрополога Л. Уайта (1900-1975), хотя автором термина считается немецкий ученый В. Освальд, и это не случайно. Л. Уайт использовал данное понятие для обозначения науки, которая должна заниматься человеческим поведением, но не с психологической стороны (этим занимается психология), а со стороны его «экстрасоматической традиции», т. е. культурной, выходящей за рамки чисто телесной. Л.Уайт считал, что «предметы и явления, составляющие культуру, располагаются во времени и пространстве 1) в организме человека (идеи, верования, эмоции), 2) в процессах социального взаимодействия людей, 3) в материальных объектах (топоры, фабрики, глиняная посуда), находящихся вне организма, но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми» . Также Уайт особую роль в культуре отвел символам, в которые облекаются человеческие культурные реакции, и тем самым определил специфику культурологии как науки. Однако в дальнейшем культурология прошла сложный путь развития, ее объединяли с антропологией, и сам термин использовался крайне редко. Сегодня существует мнение, что «культурология на Западе как наука не существует» .

В России до недавнего времени такой науки не было, различные культурные феномены изучались в рамках других наук, и только с конца 80-х – начала 90-х годов можно говорить о выделении культурологии в отдельную отрасль гуманитарного знания со своим объектом и предметом изучения. До сих пор нет единства в понимании культурологии как научной дисциплины. Существует, как минимум, три подхода к ее определению. Первый, интеграционистский, согласно которому культурология – это комплекс дисциплин, изучающих культуру, ведь культурология возникла на стыке многих наук – философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнологии, психологии культуры, социологии культуры, истории культуры, и в 90-е годы она такой и была по преимуществу. Второй, который трактует культурологию как раздел разных научных дисциплин, изучающих культуру. И третий, рассматривающий ее как самостоятельную, автономную научную дисциплину. К этой позиции присоединяются многие, мы также ее разделяем.

Есть и попытки свести культурологию к одной из близких ей дисциплин – к истории культуры, к философии культуры и т т.п., что делает культурологию более узкой дисциплиной. С.Я Левит возражает против такого подхода: «Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует прошлое, то культурология – знание о текущей культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Культурология ориентирована на познание того общества, что связывает различные формы культурного существования людей. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Т.е., культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» .

Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная рассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

Прикладная культурология изучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития .

Культурология молодая наука, но она уже имеет свой обобщающий аппарат. В зависимости от уровня познания культурология подразделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов (социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика).

Прежде всего, выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

1. Социальная культурология изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология не сосредотачивает своего внимания на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица общества, воспроизводящая культуру.

2. Психология культуры обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает его как носителя той или иной культуры.

3. Культурная семантика - изучает знаки и языки культуры. Здесь культура рассматривается как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст.

4. Культурологические теории. История культурологии. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи.

5. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Задачи прикладной культурологии:



1. Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

2. Выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.

3. Исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности.

4. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.

5. Разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

6. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

Прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания.

Список литературы:

1. Лекции по культурологии. Учебник ОН-ЛАЙН. URL: http://uchebnik-online.com/104/11.html Дата обращения 10 марта 2014 г.

2. Культурология. Учебное пособие (Белик А.А., Бергер Я.М. и др.) URL: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_9.html Дата обращения 20 марта 2014 г.

3. Симкина Н.Н. Культурология. Электронный учебник. Брянск, изд-во БГТУ. URL:http://ya-simkina.narod.ru/ Дата обращения 23 апреля 2014 г.

Понятие культуры

Понятие культуры возникло в античности и обозначало состояние общества и личности противоположное варварскому, естественному, созданному природой.

Впервые слово cultura встречается в трактате о земледелии «De Agri Cultura» (ок. 160 г. до н.э.) Марка Порция Катона Старшего (234-149 г. до н.э).

«Культура» – от лат. «возделывание», «обработка».

Первоначально этот термин применялся в земледелии и садоводстве, когда люди стали замечать, что возделываемые растения дают лучший урожай, чем дикие. Затем термин стал применяться шире: в животноводстве, быту. Лучшие творения человека стали называть культурой.

В Средние века понятие «культура» стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура ввёл немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

И.Г. Гердер (1744-1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура , указывал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».

И. Кант , например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. Он выделял технический тип культуры и называл его цивилизацией. Кант видел стремительное развитие цивилизации и считал, что эта диспропорция является причиной многих бед человечества».

В России до середины XIX в. понятию «культура» соответствовало «просвещение», что равносильно современному термину «образование».

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

· Жизненные ценности

· Нормы поведения

· Артефакты (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В настоящее время культура рассматривается как вторая природа – искусственная среда, созданная человеком и для человека.

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

· Первобытная культура (до IV тыс. до н.э.);

· Культура Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;

· Культура Средних веков (V–XIV вв.);

· Культура Возрождения или Ренессанса (XIV–XVI вв.);

· Культура Нового Времени (к. XVI–XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Литература

1. Аванесов Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1998, № 4.

2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность, 1993, № 2.

3. Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

4. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.

5. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

6. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // СоцИС, 1991, №2.

7. Зиммель Г. Философия культуры. - М., 1996.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

9. Ионин Л.Г. Культура на переломе // СоцИС, 1995, № 2.

10. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования, 1997, № 3.

11. Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность, 1991, № 2.

12. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал, 1992, № 12.

13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., 1994.

14. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС, 1993.


Структура культуры

Структура культуры - строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя

§ образование,

§ искусство,

§ литературу,

§ мифологию,

§ нравственность,

§ политику,

§ религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

§ мировая и национальная культура,

§ классовая,

§ городская и сельская,

§ профессиональная и др,

§ духовная,

§ материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

§ Материальная культура - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

§ Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;

2) политическая;

3) эстетическая;

4) экологическая культуры.

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.

Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.

Культура - сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире. Культуры, несмотря на различия между ними, представляют собой способ существования общества в окружающем мире, и в каждой культуре есть базовые признаки, т.е. факторы существования, без которых культуры нет. Эти элементы отличаются по уровню развития и существуют в любой культуре.

Основные базовые признаки культуры:

Материальное производство (что производится, как производится, т.е. технология, материалы для производства, производительность труда).

2. Общественное сознание, т.е. представления о мире (естественно-научные, гуманитарно-философские), способы выражения этих представлений или знаний (язык, искусство, письменность). К формам общественного сознания относятся мировоззрение (идеология), наука, искусство, мораль, право, политика, вера.

3. Общественная психология (ментальность, темперамент, подсознательные реакции на окружающий мир - архетипы).

4. Функциональная дифференциация с выделением функций материального производства, духовного творчества, социального регулирования, военной и других и степенью функциональной дифференциации членов общества.

5. Социальная организация, включающая биосоциальные (семья, род, племя), социальные (союз племен), социально-политические (государство) системы, а также возрастные группы и союзы, политические и профессиональные объединения.

6. Информационно-коммуникативная сфера, куда входят способы передачи информации, виды социальной информации, технические характеристики коммуникаций, скорость прохождения необходимой информации.

7. Нормативная система с такими регуляторами, как биопсихо- логический, мифолого-религиозный, право, мораль, при этом регулируются нормы распределения трудовых затрат, общественного продукта и социальная иерархия.

Носителем всех базовых элементов культуры выступает этнос.

Культуры объединяются по различным типам в зависимости от основания деления. Типологизация - научный метод упорядочения культурных общностей. Такая модель используется в целях изучения существенных признаков, функций, отношений, уровней организации изучаемых объектов. Существуют различные подходы к типологиза- ции культуры в зависимости от тех или иных критериев. Чаще встречаются три подхода: хозяйственно-культурный, этнолингвистический и историко-этнографический.

Xозяйственно-культурная типология выделяет культуры схожие по отношению людей к природе, например, земледельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые. Однако такая типология недостаточна. Культуры одного хозяйственно-культурного типа, развивающиеся в разных условиях, приобретают существенные различия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях и так далее (например, культура русских и французов).

Этнолингвистический подход базируется на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком и одним этносом. По этим признакам обычно выделяют романские народы, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские и др. Однако такой подход тоже не универсален. По мере развития культур, приобретения народами все больших экономико-культурных навыков, они дифференцируются уже не по этносу и языку, а по более сложным параметрам.
Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы общности людей, соответствующих им: европейский, дальневосточный, индийский, арабо-мусульманский, африканский, латиноамериканский. Основаниями типологии могут быть темперамент и стереотип поведения, религия и мифология, формы семейных отношений. Но и данная типология не является всеохватывающей.

Своеобразную типологизацию предложил К. Ясперс. Он считал, что в середине I-го тысячелетия до нашей эры имел место прорыв - так называемое «осевое время», когда на арену истории вышла личность в противовес массе. К. Ясперс связывал это с духовными переворотами, вызванными буддизмом, деятельностью иудейских пророков, зороастризмом, древнегреческими философами. Особую роль здесь сыграла «преобразующая человека рефлексия», личная ответственность в противовес традиции. «Осевое время» духовно изменило человека. Поэтому К. Ясперс делил культуры на три типа: 1) культура «осевых народов»; 2) культура народов «не знавших прорыва»; 3) культура последующих народов. Развитие получила лишь культура первого типа, которая пережила, по сути «второе рождение», продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К «осевым» относятся культуры Китая, Индии, Ирана, Иудеи, Греции.

В зависимости от основания можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез достижений культур различных народов. Национальная - является результатом творчества различных классов, социальных слоев и групп. Своеобразие национальной культуры проявляется в духовной сфере (язык, литература, музыка, живопись, религия) и материальной жизни (особенности экономического уклада, традиции производства).

В соответствии с конкретными носителями можно выделить культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Вызывает недопонимание вопрос классовости культуры. Проблема соотношения общечеловеческого, национального и классового является актуальной и сложной. Абсолютизация классового подхода, противопоставление классового и общечеловеческого начал ведет к самоизоляции и культурной деградации, хотя учет классовости продуктивен, если его не доводить до крайности.

В зависимости от многообразия человеческой деятельности можно делить культуру на виды и роды. Так в материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура топоса (места жительства); г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура. Духовная культура включает в себя: а) познавательную (интеллектуальную); б) нравственную; в) художественную; г) правовую; д) педагогическую; е) религиозную.

Ряд видов культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они пронизывают всю систему культуры, являясь ее, своего рода, вертикальным сечением. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

В структуру культуры входят: а) субстанциональные элементы - «тело» культуры, ее ценности: произведения культуры, нормы культуры и права, религия, мораль, этикет; б) функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, куда входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (причем в народной, неинституциональной культуре эти средства были главными); с появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления.

К структурным элементам культуры относятся ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы.

Категория «ценность» - одна из важнейших в культурологии. Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность - это то, что обладает особым (человеческим, социальным, культурным) значением. В мире культуры множество ценностей: ценности науки (истина), ценности морали (добро), эстетические ценности (красота), религиозные ценности (бог) и т.д. Соподчинение ценностей, их субординация, выделение приоритетных, доминантных и подчиненных производных образуют сложные иерархии ценностей, которые являются специфическими для каждой отдельной культуры. Усложнение социальных систем усложняет системы ценностных иерархий, ведет к большому разнообразию ценностей. С одной стороны, это создает предпосылки для расширения возможностей личности, предполагает сознательный выбор, повышает роль личностного потенциала в культуре, с другой стороны, дифференциация ценностей способствует развитию ценностных, культурных конфликтов, что может привести к разрушению культуры, к кардинальной смене ценностных иерархий. Ценности относительны, изменчивы, подвижны. Дестабилизация, которая может возникнуть в культуре, преодолевается выработкой новых ценностей, что связано с активизацией элитных слоев культуры. Именно элита вырабатывает новые ценности и «спускает» их в низовые культурные слои. С этими процессами связана особая роль интеллигенции, как посредника между культурными слоями, производителя новых духовных идеалов, идей и ценностей.

Часто в ходе кризисов общества для ускорения стабилизации заимствуются готовые ценности чужой культуры, но это может углубить социально-ценностные конфликты внутри общества. Xарактер заимствования чужих культурных ценностей может быть различен:

Ассимиляция имеет в виду механическое усвоение новых ценностей, их поглощение, растворение, приспособление к уже имеющимся ценностным иерархиям;

Аккультурация связана с отношением к чужим ценностям как к более развитым, более значимым, чем свои собственные;

Адаптация предполагает творческую переработку и критическое отношение к ценностям другой культуры, их осознанный отбор, обогащение национальными смыслами и приспособление для решения проблем собственной культуры.

Главное, чтобы заимствованные ценности не вступали в противоречия с устоявшимися ценностными ориентациями, национальными смыслами данной культуры. В противном случае может произойти еще большая дестабилизация, разрушение ценностного ядра культуры, что ведет к потере ею самобытности, к саморазрушению.

Динамика культуры предполагает адекватность ценностей социальным, историческим, культурным задачами общества, их особую роль в процессах культурной идентификации. Принадлежность к культуре определяется, в том числе и сознательным принятием, усвоением тех ценностных установок, которые для нее характерны. При этом ценности часто символизируются и мифологизируются, выражая особо значимые национальные смыслы, идеалы и социополитические или идеологические доминанты.

Развитие культуры, ее стабильность связаны, таким образом, с воспроизводством, тиражированием, сохранением и изменением ценностей.

В отличие от материальных, духовные ценности имеют определенную инерционность, они более долговечны, не связаны с границами потребления, ярко гуманистически окрашены. Критериями их подлинности являются смыслы и интересы бытия человека.
Поэтому уровень развития той или иной культуры определяется не по отношению к количеству созданных материальных благ, а по отношению к качественным показателям: характеру духовных ценностей, их национальной самобытности, неповторимости, уникальности, значимости для мировой культуры.

Ценности оказывают определяющее влияние на нормы, обычаи и ритуалы, которые способствуют развитию духовной регуляции в обществе. Нормы, обычаи, ценности обладают огромной силой принудительного воздействия на человека, способствуют упорядочиванию отношений между человеком и обществом, устойчивой организации их деятельности.

Культурология исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны, что нет культуры своей и чужой, а есть своя и другая, и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Особую значимость для понимания культуры имеет язык культуры. Язык культуры - это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - универсальная форма осмысления реальности. Проблема понимания - главная проблема языка культуры. От понимания зависит эффективность культурного диалога как между различными культурными эпохами («по вертикали»), так и сосуществующими одновременно разными культурами («по горизонтали»).

Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчуствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами: идеологическими, национальными, сословными, половыми, - сформированными у человека. Понимание апперцептивно, т.е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося; на этой основе происходит отбор, обобщение и классификация материала. Самая серьезная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Передать смысл уникальных произведений культуры вполне адекватно очень трудно. В настоящее время проблема понимания актуализировалась. Это связано с глубинными переменами, происходящими в обществе, обострением геополитической и общественно-политической ситуации, углублением различных общественных противоречий, что ведет, по сути, к смене типа культуры.

Существуют причины, особо обострившие сегодня проблему языка культуры:

проблема языка культуры - это проблема ее смысла. Кризис идей рационализма и просвещенческого прогресса, по сути, кризис новоевропейской культуры, заставляют искать новые смыслы. Эти поиски привели к постиндустриальной культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков;

2) язык - ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира. Язык культуры - это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению;

3) понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, позволяет оценивать и выбирать пути в культуре. Степень понимания мира зависит от диапазона знаний или языков, позволяющих нам воспринимать этот мир.

Таким образом, язык - продукт культуры, язык - структурный элемент культуры, язык - условие культуры. Фундаментальный смысл его в том, что язык концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни.
Языки можно классифицировать на естественные языки (русский), искусственные (язык науки), вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, подстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Особое значение для изучения языка имеют такие науки, как семиотика и герменевтика (философская герменевтика занимается интерпретацией текста, причем текст - это все, что создано искусственно: книги, картины, здания, интерьер, одежда, - т.е. текст не сводится к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы).

Культурология. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.

Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации.

Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры.

Решением прикладных проблем занимаются прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально-культурной деятельности.

Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией.

Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне-сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив-агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов.

Комплекс прикладных культурологических знаний существует практически во всех областях жизнедеятельности людей.

Но на современном этапе возрастает роль собственно специалистов-культурологов, которые, применяя теоретические знания на практике, становятся носителями прикладной культурологии.

Подготовкой специалистов-культурологов занимаются многие учебные заведения.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Л. Д. Райгородский, М. Ю. Шмелева. Культурология или борьба за

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по

Практическое значение культурологии. Основные направления прикладной культурологии. Знание о культуре и проблемы управления ее развитием. Важнейшие сферы современной социокультурной активности. Взаимодействие различных культур и субкультур. Экология культуры. Инновационный потенциал прикладной культурологии.

Значение и основные направления прикладной культурологии

Наука как форма познавательной деятельности разделяется на фундаментальную, теоретическую и прикладную, практическую. Обе части взаимосвязаны друг с другом, но относительно автономны. Каждая отрасль естественных, общественных, гуманитарных наук имеет в своем составе эти две части. Социальная ценность науки определяется как ее теоретическими разработками, так и применением на практике. Совершенствование техники основано на достижениях в физике, химии, математике. Медицинская практика использует фундаментальные разработки генетики, биологии. Экономика базируется на закономерностях рынка, торгового обмена, потреблении. В гуманитарных науках связь между теоретическими и прикладными исследованиями имеет свою специфику. Археология открывает новые страницы истории культуры, этнография, социальная и культурная антропология способствуют пониманию особенностей образа жизни, ментальности, духовного мира разных народов и этносов. Перечисление аспектов связи теории с практикой можно продолжить, важно подчеркнуть всеобщность и необходимость соединения науки с практикой, учитывая специфику и особенности каждой науки.

Прикладная культурология включает совокупность методов, процедур, технологий, ориентированных на достижение практических перемен в различных сферах культурной жизни. Она неразрывно связана со всеми теоретическими разделами культурологии, но направлена на внедрение и изменение реальности. Прикладная культурология имеет ориентацию на перспективу, предлагая проекты модернизации культуры, более эффективных форм духовного развития личности, совершенствования деятельности социаДьно-культурных институтов, образования и воспитания. Прикладная культурология определяет возможность применения специалистов - культурологов, подготовленных в системе образования.

Прикладная культурология имеет несколько направлений активных действий.

  • 1. Применение и использование основных теоретических позиций в междисциплинарных исследованиях: социологии, социальной и культурной антропологии, этнологии, социальной психологии, истории, искусствознании и других гуманитарных науках.
  • 2. Разработка и проектирование развития инфраструктуры региональной культуры с учетом территориальных, исторических, национально-этнических, демографических, социально-экономических условий и особенностей, взаимодействия центра и периферии, столицы и провинции, больших и малых городов, городских и сельских поселений.
  • 3. Проектирование основных направлений процесса глобализации, развития межкультурных коммуникаций, представление российской культуры на международном уровне, взаимодействие с национальными культурами зарубежных стран.
  • 4. Культурологические аспекты в практической деятельности телевидения, прессы, Интернета, театров, кинотеатров, выставок, галерей, музеев, центров досуга и других социальных институтов.
  • 5. Воспитание и формирование духовного мира личности, организация педагогической деятельности, разработка программ обучения истории мировой и отечественной культуры в рахзичных учебных заведениях и в свободное время.
  • 6. Эмпирические культурологические исследования, направленные на разрешение социальных и культурных проблем в различных сферах экономической, политической, профессиональной, религиозной, семейной, художественной, повседневной культуры.
  • 7. Проектирование и прогнозирование развития культуры на федеральном и региональном уровне, разработка стратегии и методов культурной политики.
  • 8. Проведение культурологической экспертизы национальных проектов развития образования, социального обеспечения, внедрения инноваций в различные сферы культуры.
  • 9. Проектирование развития межэтнических отношений, сохранения и развития культуры малочисленных народов, воспитание толерантности.
  • 10. Развитие экологической культуры и сохранение культурного наследия, формирование общественного мнения по проблемам экологии, обновления исторического центра городов, сохранения природных заповедников.

И. Культурологическое обоснование развития туризма и межкультурных коммуникаций, освоение достижений мировой и отечественной культуры, развитие интереса к другим культурам и толерантности.

  • 12. Развитие культуры менеджмента, корпоративной культуры предприятий, банков, офисов и организаций.
  • 13. Внедрение культурологического анализа в рекламную деятельность и организацию связи с общественностью (publik relations ), формирование общественного мнения по актуальным проблемам культуры.
  • 14. Разработка программ, направленных на снижение факторов риска в жизни человека и формирование здорового образа жизни (уменьшение дорожно-транспортных происшествий, алкоголизма, наркомании, азартных игр, компьютерной игромании).
  • 15. Культурологическое обоснование развития физической культуры и спорта, воспитания культуры тела и духа, использования методов традиционной российской и восточной культуры, народной медицины и культурных практик повседневной жизни.
  • 16. Разработка теоретических и методологических оснований культурной политики государства.

Перечисленные направления представляют лишь наиболее очевидные сферы практической культурологии и по мере развития науки, подготовки специалистов они будут дополняться и расширяться. Именно так происходило в становлении социологии и этнологии, социальной и культурной антропологии, психологии и педагогике. В последние годы особенно стремительно развивается практическая психология, специалисты принимают участие в преодолении межнациональных конфликтов и экстремальных ситуаций, разрешении семейных проблем и межличностных отношений. Возможно, по аналогии с психологией было бы точнее называть прикладную культурологию - практической культурологией. Это предложение может стать предметом обсуждения.

Эмпирические исследования в прикладной культурологии включают теоретическое обоснование проблемы, определение причин возникновения, тенденции развития, противоречия, которые привели к напряжению и конфликту, возникновению негативных явлений, снижающих позитивный потенциал культуры. Эти позиции составляют теоретическую основу исследовательского проекта. В него органично включается гипотеза, предшествующая организации и проведению исследования. Она формулируется как вероятностное предположение о разрешении проблемы и потому обретает статус лидирующей теории, получающей проверку, подтверждение или опровержение на основе проводимого эмпирического исследования. Как известно, не только положительный, но и отрицательный результат, полученный в процессе эксперимента, тоже имеет практическое значение. Теоретическая и методологическая обоснованность - важная составная часть прикладных эмпирических исследований. Именно эта часть в значительной степени обеспечивает культурологическую грамотность эмпирического исследования, обеспечивая стратегию проведения, достоверное описание и объяснение, сопоставление полученных данных с другими подобными экспериментами.

Прикладная культурология опирается на принцип целостности культуры как системы, изучает во взаимосвязи все явления, факты, события в пространстве жизненного мира. Этот подход отражает методологическое положение теоретического обоснования программы исследования. В научном дискурсе выявление проблемной ситуации составляет основной смысл, своеобразное «знание о незнании». Практические рекомендации, направленные на разрешение проблемы, являются результатом культурологического исследования. Эмпирический уровень научного познания предполагает определение соответствующих методов сбора и обработки конкретной информации, проведение наблюдения и измерения, организацию эксперимента, моделирование исторической динамики культурных процессов. Важно иметь в виду, что проведение эмпирического исследования весьма трудоемкое дело, требующее особой тщательности и ответственного отношения. Собирание и обобщение фактов в любой сфере культуры не может быть самоцелью или представлять хаотическое нагромождение сведений, лишенное смысловой конструкции. Это лишь компрометирует исследование.

Прикладная культурология - перспективная инновационная область научного знания, обеспечивающая успешное проведение модернизации и трансформации современного российского общества и культуры. В процессе исследований она выполняет познавательную, диагностическую, эмпирическую, организационную, творческую и управленческую функции. Все это требует включения в практические проекты таких разделов, как прогнозирование и планирование предстоящих перемен, использование социальных технологий, методические рекомендации специалистам- практикам.

В настоящее время она активно развивается, в ее структуре возникают самостоятельные направления, связанные с совершенствованием деятельности социальных институтов, развитием культуры в регионах, формированием духовных потребностей личности. Прикладные исследования имеют междисциплинарный характер, используют достижения социологии культуры, социальной и культурной антропологии, этнографии, социальной психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, межкультурной коммуникации, семиотики и лингвокультурологии, региональной культурологии, конфликтологии.

Междисциплинарные связи прикладной культурологии лишь подчеркивают необходимость объединения усилий гуманитарных наук в решении главной цели прикладной культурологии - вовлечения человека в мир культуры, развития духовного потенциала личности. Это сложный и длительный процесс, зависящий как от состояния культуры общества, культурной среды и обстоятельств жизни человека, объективных возможностей реализации его потенциалов, так и отличных интересов, стремлений, мотивов, желаний, установок и настроений отдельного человека. Согласование объективных и субъективных факторов, создание благоприятной культурной среды для самореализации личности и воспитание человека, стремящегося освоить культурный мир, приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры, внести творческий вклад в ее развитие, - такова важнейшая задача прикладной культурологии. Она не просто ставит цели, но располагает комплексом механизмов и социально-культурных технологий, обеспечивающих реализацию этих задач. Было бы неверным считать, что только прикладная культурология ответственна за вовлечение человека в культуру. Эта задача непосильна для одной науки.

Прикладная культурология вносит вклад в успешное приобщение личности к отечественной и мировой культуре, развитие интересов и духовного мира. Организация культурной среды и современные технологии могут способствовать повышению культурного уровня общества, преодолению негативных тенденций. В современном обществе стремительно развиваются две тенденции: групповые, коллективные формы приобщения к культуре и индивидуальные интересы. Многие люди избегают групповых форм досуга, предпочитают собственные интересы и увлечения. Ориентация на коллективные формы должна органично дополняться индивидуальными ценностными ориентациями. Функцию приобщения личности к культуре выполняют многие социальные объединения. Семья и семейные традиции, школа и система образования, группы сверстников и друзья, культурная атмосфера и духовный климат большого и малого города, стереотипы и требования профессиональной корпоративной культуры, насыщенность городской среды различными учреждениями культуры, памятные места исторических событий и культурное наследие - все это оказывает влияние на формирование духовной культуры личности. Свободное развитие человека должно опираться на многообразие интересов и потребностей личности, а социально-культурные технологий способствуют их реализации.

Однако, несмотря на все усилия многих учреждений культуры, существует общая озабоченность и неудовлетворенность состоянием культуры российского общества. Снижение уровня повседневной культуры, засорение русского языка сленгом и иностранной терминологией, сквернословие, нарушение элементарных норм общения, распространение криминала, коррупции, невежества, пренебрежения к историческому и культурному наследию, разрушение семейных отношений и многое другое требуют объединения усилий ученых, педагогов, практиков для решения этих проблем. Примитивность вкусов, ограниченность культурных интересов, небрежность и неопрятность внешнего облика, агрессивность поведения и грубость, пьянство и наркомания, цинизм и хулиганство стали симптомами кризиса российской культуры. Эти проблемы постоянно обсуждаются в общественном мнении, личном общении и было бы неверным считать ответственной за все недостатки лишь прикладную культурологию. Они подчеркивают сложность и неоднозначность социальной проблемы вовлечения личности в культуру.

Прикладная культурология предоставляет свои социально-культурные технологии и методы, благодаря которым человек реализует свои интересы. Особенность современной культуры состоит в динамичном увеличении культурной среды, расширении культурных контактов, издании новинок литературы, организации концертов, художественных выставок и многого другого. Эта ситуация имеет и негативное влияние на человека. Он убеждается в невозможности «объять необъятное», возникает необходимость самоограничения и специализации в освоении культуры. Это требует социальной и педагогической помощи, совета, иначе человек теряет ориентиры, духовный мир становится более примитивным, приобщение к культуре поверхностной. Идеал гармоничного развития остается отдаленной мечтой. Не менее опасным является враждебное отношение к культуре, презрение к культурному наследию как устарелому, пренебрежение нормами повседневного общения, уважения достоинства личности. Необходимо всемерно использовать возможности прикладной культурологии, чтобы изменить ситуацию, способствовать преодолению негативных тенденций.

Одним из первых исследователей прикладной культурологии как научной дисциплины и практики социально-культурной деятельности является доктор культурологии, профессор М. А. Ариарский . Концепция развития прикладной культурологии поддержана Российской академией образования. Автору присуждено звание лауреата первой премии конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАН в номинации «Фундаментальные исследования».

  • См.: Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научногоосмысления. СПб., 2008; Он же. Прикладная культурология. 2-е иэд. СПб., 2001.
Загрузка...