domvpavlino.ru

Каковы актуальные проблемы речевого развития у дошкольников. Магазин умный ребенок. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Проблемы речевого развития у дошкольников

21 век - век компьютерных технологий.

У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.

Причин, по которым у ребенка могут возникать различные речевые нарушения, может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Все эти факторы необязательно приведут к отставанию развития речи у ребенка, однако наличие одного или нескольких из них должно заставить родителей более внимательно следить за появлением в речи малыша новых слов, особенностями произношения звуков, уделять больше времени занятиям и упражнениям, нацеленным на развитие речи.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4.

Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития:

    Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков . Если после достижения пятилетнего возраста ребенок не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики.

    Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи , оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.

Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих за речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук.

Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.

    Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться.

    При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи . Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.

Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

Материал подготовила воспитатель МБДОУ №7: Корчагина Ирина Павловна

Дидактические материалы для развития речи дошкольников

Тема: «Овощи»
1. Развитие мелкой моторики.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок,
(средний палец)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный палец)
Лук и немного горошка.
(мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(безымянный палец)
Квасили, ели, солили,
(средний палец)
С дачи домой увозили.
(указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
(машем - пока)

«У Лариски две редиски»
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.
***
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.

Игра «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом).
Наклонить голову вперед вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что - справа?
Посмотреть направо - увидеть «помидор»,
посмотреть налево - увидеть «тыкву».
Поворачи¬вать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Артикуляционные упражнения
Стручок фасоли.
Изобразить створки фасоли.
Челюсти в спокой¬ном состоянии (счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Пришли дети в огород, от удивления от¬крыли рот, увидев огромную тыкву.
Широ¬ко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки – худышки.
Изобразить овощи на гряд¬ке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»;
Лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки» (втянуть щеки)
Лопата.
«Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку.
Кончик языка поднимать и опускать, закры¬вая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за ниж¬ние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде.
Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я - не я».
Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

5. Развитие дыхания
Разговоры овощей.
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надо¬ело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

6. Речевая зарядка
Огорченные овощи.
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдер¬гивает!»
Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. В огороде растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
4. Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».

7. Выразительные движения
Сажаем огород.
Выполнять действия в соответствии с содержа¬нием текста.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Уборка урожая.
Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

Проблемы речевого развития. Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду. Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития: Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи. Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения. Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми. Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

проблемыы речевого развития.docx

Картинками

Проблемы речевого развития. Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду. Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5­летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом­дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития: Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3­летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из­за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома ­ предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи. Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. Но недоразвитие речи может развиться и из­за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно­гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может

предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения. Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5­10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми. Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

www.maam.ru

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

www.maam.ru

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1. Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

1.3. Консультация для педагогов " для развития связной речи дошкольников".

2. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) .

Теоретическая часть.

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.) .

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Большева Т. В. – коллажем,

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы:

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Составить рассказ по схеме

Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Методика коллаж Т. В. Большева

Мнемотехника помогает:

Обогащать словарный запас.

Обучать составлению рассказов.

Пересказывать художественную литературу.

Отгадывать и загадывать загадки.

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На тему любви:

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни:

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Составить синквейн на тему педсовета

Подведение итогов и награждение победителей

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц) .

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Литература.

1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.

Прикреплённые файлы:

pedsovet-rech_26los.pptx | 792,23 Кб | Скачан: 870

www.maam.ru

Актуальность проблемы речевого развития.

Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная,полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию

Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.) .

Игровые технологии(настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушкамимоторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками) , дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника помогает развивать:

Источник nsportal.ru

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Слайд 4.

Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Слайд 5.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.) .

Игровые технологии (н астольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками) , дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

Материал с сайта nsportal.ru

Ход педсовета

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) .

Теоретическая часть.

1. Выступление зав. ДОУ "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

2. Выступление ст. воспитателя "Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование связной речи у дошкольников"

3. Выступление воспитателя "Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников"

Практическая часть. Деловая игра для педагогов.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая )
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог )
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог )

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа )
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя )
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична".

В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя.

После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.Глориоза Провна

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

1. Аналитическая справка по итогам тематического «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: выявить состояние воспитательно - образовательной работы педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Тематический контроль был проведен по следующим направлениям:

1. Оценка планирования работы

2. Обследование уровня развития детей

3. Оценка профессиональных умений педагогов

5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

2. Консультация «Развитие связной речи в дошкольном возрасте».

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Что означает термин «связная речь», каково значение связной речи, какие выделяют формы высказывания, каковы особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, какие выделяют средства развития связной речи.

3. Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Детский фольклор дает нам возможность не только на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, но и решать практически все задачи методики развития речи. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Что означает термин «фольклор», каково влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Консультация «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - это прием наглядного моделирования.

Что означает термин «наглядное моделирование», каковы цель и задачи метода «наглядное моделирование», актуальность использования метода «наглядное моделирование», что в себя включает данный метод.

5. Практическая часть. - Деловая игра.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

1. Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

2. Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

В словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

В сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

В сочинение стихов

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

Предварительный просмотр:

Актуальность развития речи дошкольников.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3.Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5.Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7.Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8.Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10.Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи Условия успешного речевого развития. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Актуальность проблемы развития речи

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены и окончательно сформировались и закрепились на уровне связей в коре головного мозга.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, оказать квалифицированную помощь, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо разобраться в причинах, которые резко снижают уровень речевого развития.

Причины можно разделить на три группы: 1- я – связанные со здоровьем; 2-я – педагогические причины; 3-я – социальные причины. Все эти причины тесно связаны между собой. Коротко раскрою каждую группу причин.

1. Здоровье детей. Современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, относятся ко 2-й группе здоровья. Детей 1-й группы здоровья в детских садах крайне мало.

С точки зрения развития речи вызывает интерес процесс развития головного мозга. И это – не случайно, так как головной мозг – центральный орган речевой функции. Становление речевых центров в коре головного мозга напрямую зависит от его физиологического состояния и динамики развития. Человеческий мозг устроен так, что от природы «обучены» функционировать только нервные клетки, предназначенные для самого простого - ощущений. Благодаря им маленький ребенок чувствует боль, тепло, холод, морщится от резких запахов, горькой еды, вздрагивает от очень громкого шума, видит свет. Остальные нервные структуры, присутствующие в мозге, изначально «молчат». Им нужно научиться действовать, а значит – нужно созреть. Это относится и к клеткам, которые станут речевыми. Для того, чтобы созревание нервных клеток происходило, в опыте ребенка должны присутствовать предметы, явления, действия, включающие в работу, иначе говоря, требуются внешние стимулы. Для включения «речевых клеток» важно, чтобы вокруг говорили. Это положение убедительно доказали наблюдения за так называемыми детьми-маугли, найденными в лесах, джунглях, которых вскормили волчицы или другие животные. Родившись здоровыми и, в частности, со здоровым мозгом, эти дети, попавшие к людям старше 5-7 лет от роду, так и остались «немыми». К тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие навыки: есть сидя, держать в руке ложку и пр. Такие трагические случаи – неоспоримые доказательство того, что нервным клеткам нужны внешние стимулы. В этом случае, если речевые структуры не получают стимулов (пищи), они могут погибнуть.

По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук, в настоящее время примерно у 70% новорожденных выявляются различные поражения головного мозга. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка.

Речевые центры – самое позднее образование мозга человека (с точки зрения эволюции головного мозга), а значит они – самые «юные». Это делает их наиболее уязвимыми по сравнению с другими центрами. И при малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Именно поэтому речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая» бумажка, демонстрирующая общий уровень развития ребёнка.

Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что мозг ребенка не имеет внутриутробных или родовых повреждений. и ребенок находится в нормальной речевой среде. При этих условиях этапы речевого развития могут пройти без сбоев.

2. Педагогические причины. Данная группа причин достаточно объемна и динамична (т. е со временем одни педагогические причины могут уходить, но им на смену приходят другие). Остановимся на наиболее стабильных причинах.


Во-первых, это поздняя диагностика речевого развития детей. Как правило, специалисты-логопеды внимательно изучают речь ребёнка только в пять лет. Этому есть своё объяснение. Именно к пяти годам происходит становление речи, которое означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Сегодня уже очевидно, что к пяти годам большинство детей не имеют речевой нормы. Поэтому на логопедов буквально обрушиваются речевые проблемы старших дошкольников. Проводить корректировку недостатков развития устной речи ребёнка необходимо, так как впереди детям предстоит осваивать письменную форму речи (чтение и письмо).

Во-вторых, это используемые в практике методы и приёмы педагогического воздействия на процесс становления речи дошкольника. Анализ основных методик позволяет сделать вывод о том, что они разработаны исходя из речевой нормы. Речевая норма – это возрастная характеристика речи ребёнка, которая включает в себя описание сильных и слабых сторон речевого развития детей в том или ином возрасте. Причем эти описания содержат среднестатистическую информацию. Но педагоги работают с реальными детьми, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп развития. К тому же, как отмечалось выше, многие дети имеют проблемы, связанные с развитием головного мозга. Поэтому сегодня реальные позитивные результаты в развитии речи невозможно получить без учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В-третьих, особенностью современной ситуации является более раннее (примерно четырёх - пяти лет) овладение детьми такой формой письменной речи, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Отсюда вывод: хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника.

3. Социальные причины связаны с отношениями к проблемам развития речи и родного языка в обществе и семье. Надо честно признаться, что в нашем обществе растёт равнодушие к родному (русскому) языку. Многим дошкольным работникам знакома ситуация, когда родители, приводя малыша в детский сад (иногда даже неговорящего или плохо говорящего), совершенно не заботятся о том, как научить ребёнка правильно и красиво говорить на родном языке. Их больше радует и устраивает, если в детском саду занимаются иностранным языком . Погружение детей в иностранный язык часто начинается в четыре, а то и в три года. При этом не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик. Например, каждый язык имеет звуки, которые характерны только для данного, конкретного языка. А нормальное обучение иностранному языку подразумевает работу над правильным звукопроизношением. Вот тут и начинаются проблемы. Возьмём традиционно распространённую пару языков: русский-английский. В английском языке имеется группа межзубных звуков, которой нет в русском языке . Более того, любое межзубное произношение звуков русского языка (в первую очередь это касается шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующий серьёзной работы по его исправлению. Вот и получается, что на одних занятиях следует упражнять детей в межзубном произношении звуков, а на других – делать всё, чтобы у ребёнка не появилось подобного произношения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка. В городе Новокузнецке в гг. проводилось исследование влияния стиля общения с матерью на формирование речи ребенка. Данные были получены методом анкетирования воспитателей ДОУ, которые занимались на курсах повышения квалификации. Объем выработки составляли 5724 пары «мать-ребенок». Из исследования исключались:

Воспитатели групп ясельного возраста, в которых трудно определить уровень речевого развития детей;

Воспитатели, проработавшие недолго и недостаточно знакомые с родителями и детьми.

кроме того, не учитывались те дети, относительно которых у воспитателя не сформировалось определенного мнения.

Были выявлены четыре стиля общения матери и ребенка.

1-й стиль.

Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к своему ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в газа и воспринимаем ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль.

Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей не уместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери. Позволяя ей рационализировать свое непринятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль.

Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок - в другую; они никак не общаются друг с другом. У них замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль.

Мать часто выражает агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

Исследование показало, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7 %). Большинство (52,3 %) испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7 %) старается оттолкнуть от себя ребенка. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой т обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее «страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая мать (14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с не общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребенку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Исследование влияния стиля общения с матерь на становление речевой функции выявило. Что при оптимальном стиле общения примерно половина детей имеют нормальную развитую речь, у 39 % отмечаются слабые нарушения и у 13% сильные. При любой материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 2 раза.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60 % воспитанников имеющих разной степени сложности нарушения речевого развития. В действительности большая часть этих детей не относится к детям со сложными нарушениями речи, и корни их проблем лежат не столько в органическом поражении ЦНС, сколько в каких-либо иных первопричинах. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, а с другой - ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой и подобных ситуаций является своевременное диагносцирование детей массовых групп, проведение медико-психолого-педагогических консилиумов специалистами ДОУ, с целью отслеживания детей, имеющих те или иные особенности в развитии, а также своевременное консультирование родителей, логопропаганда.

Загрузка...