domvpavlino.ru

Великая китайская стена. О невероятно великой китайской стене Где находится китайская стена

Великая Китайская стена – грандиозное сооружение во всей истории человечества, которое выполняет оборонительную функцию. Причины к созданию такой масштабной постройки образовались еще задолго до начала долгого строительства. Многие княжества севера и вообще царства Китая сооружали защитные стены от набегов вражды и простых кочевников. Когда все царства и княжества объединились (3 век до н. э.), император по имени Цинь Шихуанди всеми силами Китая начал многовековое и трудное строительство Китайской стены.

Шаньхай-гуань – это город, в котором Великая Китайская стена начинается. Именно оттуда она тянется волнистыми изгибами, огибая более половины границ Центрального Китая. Ширина стены в среднем составляет 6 метров, а высота – около 10. В какой-то промежуток времени стену использовали даже как хорошую ровную дорогу. На некоторых участках стены расположены крепости и укрепления в качестве дополнений.

2450 метров – такова длина Китайской стены, хотя общая протяженность с учетом всех веток, изгибов и извилин составляет почти 5000 км. От таких больших и бесконечных размеров издавна складывается множество легенд, мифов и сказок, например, одна из самых распространённых это то, что стену можно узреть с Луны и с Марса. На самом деле, Китайскую стену видно только с орбиты и на спутниковых снимках.

По распространенной легенде на строительство стены была потрачена огромная императорская армия, а это около 300 000 человек. Кроме того, десятки тысяч крестьян были приняты и задействованы в строительстве, так как количество строителей убывало по разным причинам, и нужно было компенсировать это новыми людьми. К счастью, с «людским ресурсом» в Китае нет проблем по сегодняшний день.

Очень интересно само по себе географическое расположение стены: оно является символом, который делит страну на две части – север принадлежит кочевникам, а юг – землевладельцам.

Еще один интересный и трагический факт – это самое длинное и масштабное по количеству захоронений в мире кладбище. О том, сколько людей было похоронено и за время строительства, и за всё время в целом, история умалчивает. Но цифра, наверняка, невероятно крупная. Останки погибших находят даже в наши дни.

За время всего существования стены она была ни один раз восстановлена: её реконструкцией занимались с 14 по 16 век, а потом с 16 до 17. В этот момент были добавлены специальные сигнальные башни, которые позволяли оповестить о наступлении врага посредством огня и дыма (передавали от одной башне к другой).

Как средство обороны стена проявила себя очень плохо, ибо для крупного противника такая высота – не помеха. Поэтому охрана по большей части смотрела не на северную сторону, а на южную. Причина в том, что надо было следить за крестьянами, которые желали покинуть страну, избегая налогов.

Сегодня, в 21 веке, Великая Китайская стена – официально признанный символ своей страны, известный всему миру. Многие ее участки реконструированы в туристических целях. Одна часть стены проходит непосредственно рядом с Пекином, что является выигрышным вариантом, потому что именно в столицу пребывает самое большое количество туристов.

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Самым длинным в мире оборонительным сооружением является Великая Китайская стена. Интересные факты о ней на сегодняшний день весьма многочисленны. Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Он вызывает ожесточенные споры различных исследователей.

Протяженность Великой Китайской стены до сих пор не установлена точно. Известно лишь, что она протянулась от находящегося в провинции Ганьсу Цзяюйгуаня до (Ляодунского залива).

Длина, ширина и высота стены

Длина сооружения составляет порядка 4 тыс. км, по одним данным, а по другим - более 6 тыс. км. 2450 км - протяженность прямой линии, проведенной между конечными ее точками. Однако нужно учитывать, что стена не идет нигде прямо: она то изгибается, то поворачивает. Протяженность Великой Китайской стены, таким образом, должна быть не менее 6 тыс. км, а, возможно, и больше. Высота сооружения в среднем составляет 6-7 метров, достигая на отдельных участках 10 метров. Ширина - 6 метров, то есть по стене в ряд могут идти 5 человек, спокойно проедет даже маленький автомобиль. С внешней ее стороны находятся выполненные из крупного кирпича "зубцы". Внутреннюю стену защищает барьер, высота которого составляет 90 см. Раньше в нем находились водостоки, сделанные через равные участки.

Начало строительства

Начало Великой Китайской стены было положено во время правления Цинь Шихуанди. Он управлял страной с 246 по 210 гг. до н. э. С именем этого создателя единого китайского государства - знаменитого императора - принято связывать историю постройки такого сооружения как Великая Китайская стена. Интересные факты о ней включают предание, согласно которому решено было возвести ее после того, как один придворный прорицатель предсказал (и предсказание спустя много веков сбылось!), что страну разрушат варвары, пришедшие с севера. Дабы оградить от кочевников империю Цинь, император повелел построить оборонительные укрепления, невиданные по масштабности. Они впоследствии превратились в такое грандиозное сооружение, как Великая Китайская стена.

Факты свидетельствуют о том, что правители различных княжеств, находившихся в Северном Китае, похожие стены возвели вдоль своих границ еще до эпохи правления Цинь Шихуанди. К моменту его восшествия на престол около 2 тыс. км составляла общая протяженность этих валов. Император сначала лишь укрепил и соединил их. Так образовалась единая Великая Китайская стена. Интересные факты о ее строительстве, однако, на этом не заканчиваются.

Кто строил стену?

Настоящие крепости сооружались на пропускных пунктах. Также были построены промежуточные военные городки для патрулирования и гарнизонной службы, сторожевые башни. "Кто построил Великую китайскую стену?" - спросите вы. Сотни тысяч рабов, военнопленных и преступников были согнаны для ее возведения. Когда рабочих стало не хватать, начались также массовые мобилизации крестьян. Император Шихуанди, согласно одной из легенд, повелел совершить жертвоприношение духам. Он повелел замуровать в строящейся стене миллион человек. Этого не подтверждают археологические данные, хотя в фундаментах башен и крепостей были найдены единичные захоронения. Неясно до сих пор, являлись ли они ритуальными жертвами, или же таким способом просто хоронили умерших рабочих, тех, кто построил Великую Китайскую стену.

Завершение строительства

Незадолго до смерти Шихуанди завершилось сооружение стены. По мнению ученых, причиной обнищания страны и смуты, последовавшей за смертью монарха, стали именно огромные затраты на строительство оборонительных укреплений. Через глубокие ущелья, долины, пустыни, вдоль городов, через весь Китай протянулась Великая стена, превратив государство практически в неприступную крепость.

Защитная функция стены

Многие называли позднее ее строительство бессмысленным, так как не нашлось бы солдат для обороны столь длинной стены. Но следует учесть, что она служила для защиты от легкой конницы различных кочевых племен. Во многих странах применялись против степняков подобные сооружения. Например, это построенный римлянами во 2 веке Траянов вал, а также Змиевы валы, сооруженные на юге Украины в 4 веке. Крупные отряды конницы не могли преодолеть стену, так как кавалерии для прохода требовалось пробить брешь или разрушить большой участок. А без специальных приспособлений сделать это было непросто. Чингисхану в 13 веке удалось это сделать с помощью военных инженеров из Чжудрджей, покоренного им царства, а также местной пехоты в огромных количествах.

Как разные династии заботились о стене

О сохранности Великой Китайской стены заботились все последующие правители. Только две династии составили исключение. Это Юань, монгольская династия, а также маньчжурская Цинь (последняя, о которой мы расскажем чуть позже). Они контролировали земли, находящиеся севернее стены, поэтому не нуждались в ней. Разные периоды знала история сооружения. Были времена, когда гарнизоны, охранявшие его, набирались из помилованных преступников. Башня, находящаяся на Золотой террасе стены, в 1345 году была украшена барельефами, на которых изображены буддийские стражники.

После того как была повержена при правлении следующей (Минь) в 1368-1644 годы шли работы по укреплению стены и поддержанию оборонительных сооружений в должном состоянии. Пекин, новая столица Китая, находилась лишь в 70 километрах, и ее безопасность зависела от сохранности стены.

В эпоху правления в качестве находящихся на башнях часовых, следящих за окружающей местностью и в случае необходимости подающих сигнал тревоги, были использованы женщины. Это мотивировалось тем, что они относятся к обязанностям добросовестнее и являются более внимательными. Существует предание, согласно которому отрубали ноги несчастным стражницам для того, чтобы они не могли без приказа уйти со своего поста.

Народное предание

Продолжаем раскрывать тему: "Великая китайская стена: интересные факты". Фото стены, находящееся ниже, поможет вам представить ее величие.

О страшных лишениях, которые пришлось пережить строителям этого сооружения, повествует народное предание. Женщина, которую звали Мэн Цзян, пришла сюда из отдаленной провинции для того, чтобы принести теплую одежду своему мужу. Однако, достигнув стены, он узнала, что супруг ее уже умер. Женщине не удалось найти его останки. Она легла возле этой стены и несколько дней плакала. Даже камни тронуло горе женщины: обвалился один из участков Великой стены, открыв кости мужа Мэн Цзян. Женщина отнесла останки супруга домой, где захоронила их на родовом кладбище.

Вторжение "варваров" и восстановительные работы

Стена не спасла от последнего масштабного вторжения "варваров". Свергнутая аристократия, воюя с повстанцами, представляющими движение "Желтых повязок", впустила многочисленные маньчжурские племена в страну. Их вожди захватили власть. Они основали в Китае новую династию - Цинь. Великая стена с этого момента утратила свое оборонительное значение. Она окончательно пришла в упадок. Лишь после 1949 года начались восстановительные работы. Решение об их начале принял Мао Цзэдун. Но в ходе проходившей с 1966 по 1976 год "культурной революции" "красные охранники" (хунвейбины), не признававшие ценность древней архитектуры, решили разрушить некоторые участки стены. Она выглядела, по свидетельству очевидцев, так, как будто была подвержена штурму врага.

Сюда отправляли теперь не только подневольных рабочих или воинов. Делом чести, а также сильным карьерным стимулом для молодежи из знатных родов стала служба на стене. Слова о том, что тот, кто не был на ней, не может зваться молодцом, которые превратил в лозунг Мао Цзэдун, стали новой поговоркой именно тогда.

Великая Китайская стена сегодня

Без упоминания Великой Китайской стены не обходится ни одно описание Китая. Местные жители говорят, что ее история - это половина истории всей страны, которую нельзя понять, не побывав на сооружении. Ученые подсчитали, что из всех материалов, которые были использованы в период династии Минь при его постройке, можно сложить стену, высота которой составляет 5 метров, а толщина - 1 метр. Ее хватит для того, чтобы опоясать весь земной шар.

Великая Китайская стена по грандиозности не имеет равных. Это сооружение посещают миллионы туристов со всего мира. Его масштабы восхищают и сегодня. Все желающие прямо на месте могут приобрести сертификат, в котором указано время посещения стены. Китайские власти вынуждены были даже ограничить сюда доступ для того, чтобы обеспечить лучшую сохранность этого великого памятника.

Видна ли стена из космоса?

Долгое время считалось, что это единственный видимый из космоса рукотворный объект. Однако это мнение недавно было опровергнуто. Ян Ли Вень, первый китайский космонавт, признал с грустью, что не смог разглядеть это монументальное сооружение, как ни старался. Возможно, все дело в том, что во времена первых космических полетов воздух над Северным Китаем был намного чище, и поэтому раньше видна была Великая Китайская стена. История создания, интересные факты о ней - все это тесно связано со множеством преданий и легенд, которыми и сегодня обрастает это величественное сооружение.

Единственное сооружение, созданное руками человека, которое могут видеть с орбиты космонавты – Великая Китайская стена. Начало строительства датируется IV-III веком до нашей эры, как оборонительное сооружение от набегов азиатских племен в стратегически важном месте границы. В строительстве этого монументального сооружения участвовали 400 тысяч воинов. Свое начало стена берет в Шайханьгуане. Этот громадный земляной вал, обложенный камнями, громадным питоном проходит по опасным ущельям, обрывистым скалам и высохшим пустыням. Длина Стены составляет почти шесть тысяч километров, ее высота 7,8 м, ширина – 5,8 м. По всей длине стены на определенном расстоянии друг от друга выстроены сигнальные башни. Заканчивается это великое сооружение на заставе Цзяйгуань. По вершине Стены провозили необходимые грузы, доставляли боеприпасы во время военных действий. Сейчас туристам, которые преодолевают подъем на Стену пешком, выдается красочный диплом «Я был на Великой Китайской стене».

Древнейший китайский памятник

Символом Китая, символом национальной гордости, “восьмым чудом света” и одним из древнейших мировых памятников архитектуры является Великая Китайская стена. На земном шаре не найдется хоть один человек, который не слышал бы и не читал об этом великом крупнейшем грандиозном памятнике древности. Эта стена находится на местности, охватывающей территорию, от Ляодунского залива (северо-восток Пекина), через север Китая до пустыни Гоби. О конкретной длине этой достопримечательности существует несколько мнений. Но о ней со всей точностью можно сказать, что она распростерлась на расстояние больше двух тысяч километров. Учитывая также крепостные валы, которые отходят от нее, в итоге получается приблизительно 6000-6500км.

Официально, эту Великую стену стали возводить в 220 гг. до н.э. по приказу правителя Цинь Ши-хуанди. Она защищала северо-западную границу от набегов кочевых народов. Ее построение длилось сотни лет. После того, как установилось правление династии Цин, его строительство прекратилось.

Для того чтобы попасть внутрь государства, необходимо было пройти через все пропускные пункты, закрывающиеся ночью и не открывающиеся до утра. Среди народа распустились слухи о том, что для того чтобы попасть в свое государство, даже сам китайский император прождал до наступления рассвета.

В течение 2700 лет три раза шло строительство стены. На север, на построение стены отправляли заключенных, военнопленных, а также крестьян, которых забирали силой из семьи, При сооружении этой стены около двух миллионов человек погибло. В ее основании находились их останки. Исходя из этого, до настоящего времени, народ Великую Китайскую Стену называет “Стеной плача”.

На различных местах Великой стены, высота которой была от 6 до 10 метров и ширина от 5,5 до 6,5 метров, были построены казематы, сигнальные вышки и караульные башни. Крепости же были построены у основных проходов гор.

Интересная легенда и история о Китайской стене

Много людей понадобилось для построения китайской стены. Есть такая китайская легенда, согласно которой, после свадьбы муж девушки, которую звали Мюн Цзяннюй, был сослан на строительство Великой стены. После трех лет ожидания молодая жена так и не увидела своего мужа. Домой он не возвратился. Для того чтобы отнести теплую одежду своему мужу она отправилась в очень долгий, опасный и нелегкий путь. Молодая женщина, дошла до заставы Шаньхайгуань и узнав, что ее муж умер от тяжелой работы и похоронен под стеной, громко зарыдала. Тогда обвалился большой участок стены, и она увидела труп своего любимого супруга. В легендах Китая увековечена память о нелегком труде участников строительства стены. Строительство стены включала в себя несколько условий. Так, Каждая из стенных башен обязательно должна была находиться в видимой зоне двух соседних башен. Сообщения между ними передавались с помощью дыма, боя барабан или огня в ночное время. Ширина стены также была рассчитана. Она составляла 5,5 метров. Это делалось специально, потому что тогда в ряд могли маршировать пять пехотинцев или рядом могли ехать пять кавалеристов. Сейчас ее средняя высота девять метров. Дозорные же башни имеют высоту в двенадцать метров.

Стена Бадалин

Туристы, находящиеся в Китае, считают своей необходимостью посещение Китайской стены. Ежегодно миллионы людей приходят увидеть эту великолепную историческую достопримечательность. В районе горы Бадалин, расположенной в 60 км от города Пекин, находится самый посещаемый туристами участок Китайской стены. Здесь всегда полно народу. Этот участок был реставрирован в 1957 году.

Приблизительно 50 километров составляет длина этого древнейшего памятника. Вход: Y45. Летом работает с 6.00 до 22.00, а зимой – от 7.00 до 18.00. В билет включен показ 15-минутного фильма об истории возведения стены, которую показывают в круговом амфитеатре с 9.00 до 17.45, а также знакомство с музеем Китайской стены с 9.00 до 16.00. До Бадалина можно доехать и на автобусе номер 919 (в зависимости от числа остановок Y5-10), который едет каждые 10 минут от старинных ворот Deshengmen, находящихся в 500 м восточнее станции метро Jishuitan. Предупреждение: в 18.30 последний рейс автобуса из Бадалина.

На 8 часов, т. е на весь день можно взять такси в аренду с 4 пассажирами (максимум), стоимостью в Y400, а может и больше.

Помимо всего прочего, существуют туристические маршруты. Один из них – это Line C со стоимостью в Y80 туда и обратно, включающая стоимость посещения стены. Часы работы: с 6.30 до 22.00. Другой маршрут – это Line C, с остановкой у гробницы Минь со стоимостью Y140,в стоимость включены входные билеты и обед. Часы с 6.30 до 22.00.

Секреты Великой Китайской Стены

Стена Мутянью

Мутянью – это второй известный участок стены. Он расположен на 90 км севернее Пекина. Ее можно посетить с 6.30 до 18.00. Стоимость билета для входа - 35 юаней. Участок Мутянью расположен в горной местности. На нее можно подняться, воспользовавшись фуникулером. На фуникулере за билет в обе стороны потратите еще 50 юаней или только в одну сторону 35 юаней. Более радостный, дешевый спуск – это железный желоб, проходящий под канатной дорогой. На нем, в специальной капсуле, можно прокатиться вниз. Билл Клинтон также ехал в одной из кабинок фуникулера. Это можете прочитать на специальной вывеске. Может и вам удастся прокатиться в кабине президента.

Эта стена имеет большое достоинство. Она находится в очень живописном месте. Здесь людей гораздо меньше, чем в Бадалине. Люди отсутствуют после четырнадцатой башни. Поэтому, это место очень подходит для запечатления красивых и интересных моментов, фотографирования.

Здесь необходимо учесть, что этот участок стены, который состоит из лестниц, идущих вниз и вверх, сделан очень продуманно. Чтобы замедлить врага, который пробрался на стену, придумали и эти неровные, различных размеров лестницы. Не все посетители во время прогулки получают удовольствие от такого количества препятствий.

Проезжая на автобусе номер 916 до последней остановки можно дойти до башни. До самой же стены нужно пересесть в микроавтобус. Эта остановка находится в 200 м восточнее станции Dongzhimen. Вы заплатите 11 юаней на проезд. Часыработы автобусов – с 6.00 до 19.00.

Стена Симатай

В 110 километрах северо-восточнее от Пекина расположился следующий участок стены – Симатай, протяженностью в 4,5 км. 30 юаней составляет вход на этот участок. Время для посещения с 8.00 до 17. 00. Для того чтобы подняться на стену, вы должны проехаться по канатной дороге, заплатив за билет 50 юаней в оба конца или 30 – только в один конец.

С той же самой остановки Dongzhimen едут два автобуса до стены Симатай. Первый автобус под номером 970 едет в Симатай в 5:40, а в 18:30 уезжает последний обратный автобус. Второй же автобус под номером 980 едет туда в 5:50, а последний – в 19:00. Тем же способом необходимо ехать до последней остановки и потом пересесть в микроавтобус.

Здесь людей намного меньше. Людям для посещения этой стены, поднимающейся вдоль гор и спускающейся по обрывам, необходима хорошая физическая подготовка. Сторожевых башен, расположенных близко друг к другу – 35, с минимальным расстоянием между ними, составляющим 40 метров. Главная башня, на которой изображены мифические существа и украшены резьбой, является самой красивой из них. Самая же высокая - шестнадцатая башня – это башня Пекина. Для возвышения над уровнем моря на километр, ей недостает нескольких метров. Несравненный, великолепный и интересный вид открывается с нее.

На этом участке есть два места, которые особенно удивительны и опасны. Это Небесный Мост и Небесная Лестница. Небесный Мост наверху сужается до 30 сантиметров. Вы представляете, как храбрые китайские солдаты в древности могли преодолевать его? Туристов не пускают на Небесный Мост и на Небесную Лестницу. На Небесной Лестнице подъем наверх очень крутой. Лестница очень узкая и угол подъема составляет 85 градусов. Парапеты там отсутствуют.

Стена Джиншанлин

Джиншанлин находится на расстоянии 130 километров от Пекина, западнее от Симатай. Входные билеты к этому участку с середины ноября до середины марта стоят 40 юаней, а в другое время года – 50 юаней. Добраться по канатной дороге можно тем же способом и той же стоимостью, т. е 50 юаней туда и обратно и 30 в одну сторону. Здесь, как и на Симатае, одинаковое время работы, т. е. с 8.00 до 17.00.

Этот участок стены - мало отреставрированный. Здесь, очень мало посетителей и мало мест, куда могут пустить людей.

10,5 километров составляет длина стены Джиншанлин. Здесь находится 24 сторожевых башни. У них у всех разная форма. Высота дополнительных стен, которые огородили сторожевые башни - 2,5 м. Эти стены были сделаны для защиты воинов. Воины, находясь в безопасном месте, в случае нападения, могли атаковать врага, даже после того, как они смогли подняться на стену.

Около башни, которая называется Худин, в стене расположены кирпичи, на которых стоят подписи из иероглифов. Дату изготовления кирпича и подразделения, занимавшиеся строительством каждого участка, можно узнать по ним.

Добраться до Джиншалина можно тем же способом и теми же автобусами, которые едут в Симатай. Потом необходимо сесть на микроавтобус. Есть еще один способ доехать туда - на поезде №6453, который отправляется в 6:38 с Северного Пекинского вокзала до станции Gubeikou. После чего остается немного проехать на автобусе до стены.

Другие известные кусочки стены

Существуют три участка стены, которые построены из мрамора фиолетового цвета. Два участка расположены в городе Цзянъань, а другой в Янышанских горах, который называется Байянъюй. Они считаются самыми надежными, крепкими и самыми красивыми. К великому сожалению, не каждый турист может посетить эту стену.

Суть надписи, оставленной Мао Цзедуном у входа на реконструированную часть стены о том, что китаец, не побывавший на Великой Китайской Стене, – не настоящий китаец.

Сегодня мы узнаем все, что нам нужно знать про китайскую великую стену. В первую очередь, разберем факты из истории, которые помогут нам понять, для чего требовалось столь необъятное сооружение. Дальше будем говорить о приблизительных размерах, потому что точные все равно не известны. Наконец узнаем, видна ли китайская великая стена из космоса. Данный обзор, часть объемного путеводителя по Китаю .

Для чего была нужна китайская великая стена?

Для знакомства с китайской великой стеной стоит вернуться в прошлое, чтобы понять с чего все начиналось. Глупо отрицать, что китайская великая стена одна из самых известных достопримечательностей мира. Сегодня большинство достопримечательностей строятся для извлечения прибыли и не всегда несут практическую значимость. Во времена начала строительства стены все было по-другому. Великая китайская стена задумывалась, прежде всего, как оборонительное сооружение, дабы защитить границы империи от захватчиков.

Начало строительства стены относят к третьему веку до нашей эры, когда китайская империя подвергалась постоянным нападениям со стороны кочевых племен Хуннов (впоследствии Гуннов). Стоит отдельно сказать про народность Хунну, ведь это был по-настоящему сильный соперник, противостояние с которым заняло несколько столетий. Взгляните на территорию, которую занимали Хунну, она была огромна и простиралась от Памирской горной гряды до Маньчжурии. Войско насчитывало более 300 тысяч воинов, среди которых были отменные стрелки, наездники и боевые колесницы.

Как раз для того, чтобы обезопасить себя от конницы, на разных участках границы началось строительство оборонительных стен и заграждений. К тому моменту Китай уже представлял из себя объединенное царство, во главе которого был император династии Цинь. Император задумывает построить небывалое сооружение, которое будет служить границей империи на севере и сможет хотя бы частично оградить тогдашний Китай от набегов Хунну.

Во времена предшествующие правлению императора династии Цинь, разрозненные китайские царства, каждое в отдельности, строят загородительные стены, дабы спастись от набегов кочевников. Взявшись за строительство китайской великой стены, император берет за основу уже созданные конструкции, часть переделывая, достраивая и объединяя стены в единое целое. Конечно, этого было не достаточно и требовалось проделать небывалый объем работы, причем сделать это планировалось в кратчайшие сроки. Руководить возведением китайской великой стены было поручено ближайшему полководцу императора по имени Мэн Тянь.

Китайская великая стена. Начало строительства

При династии Цинь строительство стены продолжалось около 10 лет. За это время была построена лишь часть великой китайской стены, которую мы знаем сейчас. Дело в том, что для строительства такого невероятного по масштабам и задумке сооружения, было необходимо задействовать огромное количество людей. Конечно, самый не расходный для бюджета империи способ найти рабочую силу, заключался в принуждении людей. Сотни тысяч крестьян, осужденных и пленных были брошены на северные участки границ китайской империи Цинь.

Не осталось достоверных данных, сколько людей погибло, но вероятно число приближается к 1 млн человек. Поставка провизии была отлажена плохо, а строительство стены представляло из себя утрамбовку земляных сооружений в несколько метров высоты, что было очень трудоемко. Многие не выдерживали такого образа жизни и умирали. Поэтому принято говорить, что китайская великая стена построена на костях и крови крестьян.

По мере того, как стена возводилась, требовались все новые люди и недовольство населения политикой императора династии Цинь росло. Оно достигло своего апогея, когда император неожиданно скончался после 20 лет правления. На престол взошел второй император династии Цинь, но ему не суждено было править. По всей империи поднялись многочисленные восстания, что в итоге привело к свержению императора и падению династии Цинь. Таким образом, возведение китайской великой стены было на время приостановлено. Принято считать, что полководец Мэн Тянь, руководивший строительством стены, после смерти императора покончил с собой со словами, что великая китайская стена стало преступлением против природы.

Китайская великая стена. Второе дыхание

Значительно расширились границы стены во время правления династии Хань. Император династии Хань решил положить конец могуществу кочевников на западе империи и на рубеже второго и третьего тысячелетий был готов выступить против извечного врага. Помимо обучения воинов, необходимо было укрепить оборонительные сооружения. Для этого было дополнительно построено около 10 000 км стены, со сторожевыми башнями, рвами и системы раннего оповещения.

Главная сложность строительства китайской великой стены в пустыне Гоби, было отсутствие строительных материалов. Построить действительно надежную стену в пустынной местности не представлялось возможным, пока китайские инженеры не придумали утрамбовывать песок и глину между слоев хвороста. Такая многослойная конструкция придавала необходимую жесткость, которая помогла выстоять не только перед ордами кочевников, но и пережить более 2000 лет воздействия природы. Со временем, кочевники были вытеснены за пределы китайской империи, что сделало намного более безопасным передвижение торговцев по великому шелковому пути. По прошествии более тысячи лет, китайская великая стена подверглась новому, еще более сложному испытанию. На китайскую империю двигались орды монголов.

Китайская великая стена. Правление династии Мин

Монголы вторглись в Китай и правили там более 100 лет. По прошествии этого времени, примерно в 14 веке, династия Мин выдворяет монголов за пределы своей империи и перед ними встает новый вопрос. Как построить стену, которая раз и навсегда закроет вопрос с кочевниками, век от века нападающих с западных рубежей?

Помимо модернизации существующей стены на западе, империи необходимо было построить участок рядом с новообразованной столицей Пекином. Новая столица империи была хорошо защищена цепью гор, но были ущелья, через которые кочевники могли легко вторгнуться в сердце империи. Для строительства нового участка были собраны лучшие архитекторы и работники. Во главе стоял блестящий архитектор Тци Дзигуан. Ему принадлежала идея использования кирпичей при строительстве новых участков китайской великой стены.

Также подверглась изменению система строительства великой китайской стены. Теперь башни были соединены между собой так, чтобы в случае нападения на одну из них, воины с соседних башен могли прийти на помощь друг другу. Были установлены оружейные пушки, огромные арбалеты, способные убивать по несколько человек одной стрелой и катапульты для стрельбы снарядами с порохом. Через несколько десятилетий после возведения нового участка великой китайской стены, была совершена первая попытка прорыва кочевниками. Эта попытка провалилась, стена показала, насколько это было продуманное сооружение.

Закрыв вопрос здесь, нужно было возвращаться на запад империи, поскольку угроза вторжения с запада все еще была актуальна. Основной проблемой, как и много веков назад, были строительные материалы. Китайские архитекторы и здесь нашли выход. Используя песок и щебень, которого здесь было в изобилии, они укладывали их между рядами кирпичей, обожженных солнцем пустыни. Таким образом, стены были чрезвычайно крепки и имели продуманную систему отражения атак. В это же время был возведен фарпост за западе империи. Он был построен по принципу «крепость в крепости». Крепость включала в себя множество лабиринтов и атакующие воины были простой мишенью для защищавшихся. Западный фарпост так и не был атакован.

Таким образом, строительство китайской великой стены продолжалось множество лет, унесло сотни тысяч жизней, но сыграло важную роль в истории построения современного Китая. Мнения о необходимости постройки великой китайской стены расходятся. Далеко не все уверены, что она стоила таких человеческих жертв. Тем не менее, вряд ли найдется тот, кто не признает, что данное сооружение является одним из самых великих строений за всю историю человечества.

Великая китайская стена размеры

Точных размеров китайской великой стены вам никто не скажет даже сегодня. Несмотря на то, что ученые располагают всеми возможностями, чтобы исследовать стену метр за метром, данные все равно разнятся.

Великая китайская стена длина

Протяженность великой китайской стены вызывает вопросы и ученые спорят об этом изо дня в день. Но большинство сходится во мнении, что длина китайской великой стены составляет более 21 000 километров. Если измерять стену от края до края.

Великая китайская стена высота

На разных участках стены, высота разнится. Минимальная высота китайской великой стены 6 метров, тогда как высота башен достигает 10 метров. Действительно, грандиозное сооружение!

Великая китайская стена ширина

Если говорить о толщине или ширине, как правило, цифра будет приблизительно 5-8 метров. Обобщая, по предварительным данным, размеры великой китайской стены выглядят следующим образом:

  • длина > 21 000 километров
  • высота ~ 6-10 метров
  • ширина ~ 5-8 метров

Великая китайская стена на карте

На карте Китая хорошо видно, какие именно границы пытались защитить правители империи. Великая китайская стена протянулась по северу и северо-западу границ древнего Китая, где постоянно возникали стычки с кочевниками. Просто представьте, Китай, третья по величине страна мира после России и Канады. Даже просто взглянув на карту видно, каковы масштабы сооружения.

Координаты великой китайской стены

Из приведенной выше карты можно взять все необходимые координаты великой китайской стены. Чтобы сэкономить ваше время, координаты великой китайской стены: 40° 40′ 36.95″ N, 117° 13′ 54.95″ E.

Великая китайская стена со спутника

Оживленные дискуссии вызывает вопрос, видна ли стена со спутника. Подавляющее число людей сходится во мнении, что увидеть великую китайскую стену со спутника невооруженным взглядом не представляется возможным. В начале 21 века китайцы отправили на орбиту своего космонавта. Конечно, первым делом по возвращении его на Землю был вопрос, видна ли стена из космоса? Он ответил отрицательно.

Если вы хотите взглянуть на великую китайскую стену со спутника, на снимке ниже можно это сделать.

Великая китайская стена фильм

В завершении рассказа предлагаю посмотреть фильм о великой китайской стене от national geographic. Интересный и всеобъемлющий фильм.

  • Достопримечательности Гуанчжоу -

5 (1 проголосовавший. Проголосуйте и вы!!!)

Загрузка...