domvpavlino.ru

Тесты по физике огэ год фипи. Демонстрационные варианты ОГЭ по физике (9 класс). Единая система КИМ

Основное общее образование

Демоверсия ОГЭ-2019 по физике

Демовариант, кодификатор и спецификация ОГЭ 2019 по физике с официального сайта ФИПИ.

Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по физике.

Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по физике. Пособие включает: 800 заданий разных типов; ответы ко всем заданиям. Представлены все учебные темы, знание которых проверяется экзаменом. Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по физике.

Разбор заданий демоверсии ОГЭ по физике 2019 года

На этом вебинаре мы подробно рассмотрим все задания первой части ОГЭ по физике с 1 по 19. К каждому заданию будет дано краткий анализ, решение и ответ. Сама демоверсия ОГЭ-2019 выложена на сайте ФИПИ. Она в точности повторяет демоверсию ОГЭ-2018, являясь её копией.

Задание 1

Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Данное задание достаточно простое, но в сборниках для подготовки к ОГЭ и в тренировочных вариантах иногда встречаются и более сложные задания, требующие знания определений различных физических понятий, терминов, явлений. Чтобы ученики хорошо запоминали эти термины и их определения, лучше всего с 7 класса вести словарь физических терминов, чтобы учащимся было удобнее учить самые важные теоретические понятия, законы, запомнить определения физических величин и явлений. В данном же случае физической величиной (то есть тем, что можно измерить) является масса, единицей физической величины (то есть тем, в чём можно измерить величину) является ньютон (единица силы), а прибором (тем, чем можно измерить величину) являются весы.

Ответ: 315.

На рисунке представлены графики зависимости изменения давления воздуха Δp от времени t для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Сравните амплитуду изменения давления и высоту тона волн.


  1. Амплитуда изменения давления одинакова; высота тона первого звука больше, чем второго.
  2. Высота тона одинакова; амплитуда изменения давления в первой волне меньше, чем во второй.
  3. Амплитуда изменения давления и высота тона одинаковы.
  4. Амплитуда изменения давления и высота тона различны.

Решение

В этом задании проверяются знания учащихся по теме колебания и волны. По сути, здесь для выполнения задания необходимо многое вспомнить о колебаниях. Во-первых, что амплитуда – это максимальное значение измеряемой величины, то есть самая высокая точка на графике, а значит амплитуда колебаний в первой волне больше, чем во второй. Также от учащихся требуется понимание того, что по расстоянию между пиками графика по оси времени можно определить период колебаний и тогда будет ясно, что в первой волне период колебаний меньше, а так как частота обратна периоду, то частота в первой волне больше, чем во второй. А ещё необходимо знать, что высота тона определяется частотой колебаний и чем больше частота, тем выше тон, а поэтому высота первой волны будет больше, чем второй. Таким образом, и частота, и амплитуда колебаний в этих волнах будет различна и в первой волне обе эти характеристики больше, чем во второй.

Ответ: 4.

Задание 3

Какое(-ие) из утверждений верно(-ы)?

Сила всемирного тяготения между Землёй и Луной

А. зависит от масс Земли и Луны.

Б. является причиной вращения Луны вокруг Земли.

  1. только А
  2. только Б
  3. ни А, ни Б
  4. и А, и Б

Решение

Закон всемирного тяготения, о котором идёт речь в данном задании, изучается, к примеру, по учебнику Пёрышкина в 9 классе и достаточно подробно. Здесь необходимо вспомнить сам закон, который говорит о том, что сила взаимного притяжения между двумя телами прямо пропорциональна произведению масс тел (а значит зависит от масс обоих тел) и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Кроме того, хорошо, если учащиеся понимают, что причиной любого изменения скорости и по величине, и по направлению, являются какие-либо силы и в данном случае, именно сила тяготения изменяет направление скорости Луны, из-за чего Луна и вращается вокруг Земли. Поэтому оба утверждения будут верными.

Ответ: 4.

Тело массой m , брошенное с поверхности земли вертикально вверх с начальной скоростью v 0 , поднялось на максимальную высоту h 0 . Сопротивление воздуха пренебоежимо мало. Полная механическая энергия тела на некоторой промежуточной высоте h равна


Решение

Задание 4 довольно интересное и достаточно сложное, так как требует от учащегося довольно глубокого понимания сути закона сохранения механической энергии. На мой взгляд, во многих учебниках этому закону, примерам его применения уделяется недостаточно внимания. Поэтому очень часто в подобных заданиях ученики делают ошибки. Для верного выполнения этого задания ученик должен хорошо понимать, что при движении тела в отсутствии сопротивления воздуха полная механическая энергия тела в любой точке будет одинакова. Это значит, что на некоторой промежуточной высоте h тело будет обладать и потенциальной энергией, и некоторой кинетической, имея некоторую скорость v . Но в вариантах ответа нет формулы с этой скоростью v . Поэтому полную механическую энергию в некоторой промежуточной точке можно приравнять и к начальной кинетической энергии (mv 0 2 /2), и к конечной (в верхней точке) потенциальной (mgh 0).

Ответ: 2.

Цилиндр 1 поочерёдно взвешивают с цилиндром 2 такого же объёма, а затем с цилиндром 3, имеющим меньший объём (см. рисунок).


Максимальную среднюю плотность имеет(-ют) цилиндр(-ы)

  1. 1 и 3

Решение

В этом задании от учащегося требуется очень хорошо представлять себе связь между такими величинами как масса, объём и плотность тела. Ему необходимо хорошо разбираться с такими понятиями как прямо пропорциональные величины и обратно пропорциональные величины. И хотя эта тема есть и в курсе математики 6 класса, приходится часто говорить об этом и на уроках физики. Исходя из определения плотности как отношения массы к объёму можно сделать вывод, что при равных объёмах первого и второго тела, первое имеет большую массу, чем второе, а следовательно, и большую плотность, так как плотность прямо пропорциональна массе тела. Но при равных масса третьего и первого тела третье имеет меньший объём, а значит и большую плотность, чем первое, так как плотность тела обратно пропорциональна объёму. Значит максимальную плотность будет иметь тело 3.

Ответ: 3.

На покоящееся тело, находящееся на гладкой горизонтальной плоскости, в момент времени t = 0 начинают действовать две горизонтальные силы (см. рисунок). Определите, как после этого изменяются со временем модуль скорости тела и модуль ускорения тела.


  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. не изменяется

Решение

Данная задача посвящена второму закону Ньютона и правилу вычисления равнодействующей силы. Понятия вектор и проекция вектора довольно трудные для многих 9-классников. Поэтому я стараюсь обойти эти понятия. С этой целью я формулирую довольно простые и всем понятные правила вычисления равнодействующей силы:

  1. если силы направлены в одну сторону, их значения нужно сложить;
  2. если в противоположные – вычесть;
  3. если силы перпендикулярны движению тела, то они не участвуют в вычислении равнодействующей. В соответствии со вторым правилом, в данном случае получим, что F общ (так я обозначаю равнодействующую силу) = 2,5 – 1 = 1,5 Н. И так как F общ не равна нулю, то и ускорение тела тоже не будет равно нулю, а значит тело будет двигаться равноускоренно (движение с переменным ускорением 9-классникам неизвестно). То есть ускорение будет неизменным, но скорость тела, раз оно в начале покоилось, будет возрастать.

Ответ: 13.

К динамометру прикрепили цилиндр, как показано на рисунке 1. Затем цилиндр подностью погрузили в воду (рисунок 2).


Определите объём цилиндра.

Ответ: ___________ см 3 .

Решение

Задание 7 – это всегда задача по механике. В данном случае, эта задача является иллюстрацией лабораторной работы по измерению выталкивающей (архимедовой) силы, которая проводится по любой программе и с любыми учебниками в 7 классе. На рисунке 1 динамометром определяется вес тела в воздухе – Р 1 = 8 Н, а на рисунке 2 определяется вес тела в жидкости – Р 2 = 3 Н, следовательно архимедова сила равна их разности F арх = 8 – 3 = 5 Н. Аналогичная лабораторная работа может встретиться учащимся и на самом экзамене в задании 23. Но здесь, кроме определения самой архимедовой силы, нужно воспользоваться её формулой:

F арх = ρ ж · g · V погр

Необходимо выразить из данной формулы объём тела, вычислить его и полученный ответ из кубических метров перевести в кубические сантиметры. Таким образом, чтобы справиться с этим заданием, ученик должен знать саму формулу архимедовой силы, уметь преобразовывать формулы, выражая из них другие величины и уметь переводить одни единицы измерения в другие. Всё это является для многих детей довольно трудным и поэтому это задание относится к заданиям повышенной трудности. Но тогда возникает вопрос, почему оно оценивается всего в один балл, если в других задания для получения этого же одного балла достаточно просто угадать верный вариант и всё. Это более чем странно.

Ответ: 500 см 3 .

Задание 8

Одно из положений молекулярно-кинетической теории строения вещества заключается в том, что «частицы вещества (молекулы, атомы, ионы) находятся в непрерывном хаотическом движении». Что означают слова «непрерывное движение»?

  1. Частицы всё время движутся в определённом направлении.
  2. Движение частиц вещества не подчиняется никаким законам.
  3. Частицы все вместе движутся то в одном, то в другом направлении.
  4. Движение молекул никогда не прекращается.

Решение

А вот и пример задания, за которое можно получить 1 балл, практически не задумываясь и ничего не зная о положениях молекулярно-кинетической теории. Нужно всего лишь понять смысл словосочетания «непрерывное движение» и догадаться, что это такое движение, которое никогда не прекращается. То есть данное задание и к физике-то мало отношения имеет. Это скорее задание по литературе – на понимание смысла фразы. И сравним это задание с предыдущим. Разумно ли оценивать и то, и другое задание одинаково в 1 балл? Не думаю.

Ответ: 4.


Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  1. Начальная температура воды равна t 1 .
  2. Участок БВ соответствует процессу кристаллизации воды в калориметре.
  3. Точка Б соответствует времени, когда в системе вода-лёд установилось состояние теплового равновесия.
  4. К моменту установления теплового равновесия весь лёд в калориметре растаял.
  5. Процесс, соответствующий участку АБ, идёт с поглощением энергии.

Решение

Задание 9 предполагает проверку умений учащихся проводить анализ графика изменения температуры тела и определять по графику происходящие процессы. Побольше бы учебного времени уделить графическим задачам и это умение было бы прекрасно сформировано, но именно этого учителям катастрофически не хватает – времени. Именно поэтому даже в таких, казалось бы совершенно не сложных заданиях ученики допускают ошибки. В данном случае участок АБ соответствует процессу охлаждения воды от t 1 °С до 0 °С, участок БВ соответствует процессу кристаллизации воды, а участок ГВ – процессу нагревания льда от t 2 до 0 °С.

Ответ: 12.

На рисунке представлен график зависимости температуры t твёрдого тела от полученного им количества теплоты Q . Масса тела 2 кг. Чему равна удельная теплоёмкость вещества этого тела?


Решение

А в данном задании, точнее задаче, необходимо по графику определить начальную температуру тела t 1 = 150 °С, конечную температуру тела t 2 = 200 °С и количество полученной телом теплоты Q = 50 кДж. Затем перевести количество теплоты в джоули: Q = 50 000 Дж. А потом, как и в задаче 7, преобразовать формулу, выразив из неё удельную теплоёмкость вещества:

Q = с ·m ·(t 2 – t 1)

Как видим, здесь тоже надо уметь и величины переводить из одних единиц в другие, и формулы преобразовывать, а оценивается задание всего в 1 балл.

Ответ: 500.

Задание 11

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины?

  1. +16 е
  2. –16 е

Решение

Это довольно простое задание на понимание физического смысла понятия заряда. Наличие заряда у тела означает недостаток (заряд положительный) или избыток (заряд отрицательный) электронов на его поверхности. Если учащиеся хорошо запомнили, что заряд электрона отрицательный и из курса физики, и из курса химии, то они легко поймут, что раз пластина имела положительный заряд 10 е, то это означает, что она потеряла 10 электронов. А так как при освещении она потеряла ещё шесть электронов, то её заряд станет +16 е.

Ответ: 3.

На рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из трёх резисторов и двух ключей К1 и К2. К точкам А и В приложено постоянное напряжение. Максимальное количество теплоты, выделяемое в цепи за 1 с, может быть получено,


  1. если замкнут только ключ К1
  2. если замкнут только ключ К2
  3. если замкнуты оба ключа
  4. если оба ключа разомкнуты

Решение

Данное задание, на мой взгляд, для ученика далеко не самое простое. И снова возникает вопрос адекватности оценивания. Здесь учащийся должен увидеть, что при замыкании ключей к нижнему резистору будут добавляться другие резисторы параллельно. При этом он должен вспомнить, что добавление резистора параллельно снижает общее сопротивление цепи, так как 1/R = 1/R 1 + 1/R 2 + … А это уже непросто и вспомнить, и понять. Далее, в соответствии с законом Ома для участка цепи I = U /R , понижение общего сопротивления цепи ведёт к увеличению силы тока в цепи. А значит, ученик должен довольно хорошо представлять себе обратную зависимость силы тока от сопротивления. И наконец, в соответствии с законом Джоуля-Ленца, Q = I 2 Rt , а значит возрастание силы тока приведёт к увеличению количества выделяющейся теплоты (снижение сопротивления слабо влияет, так как количество теплоты прямо пропорционально квадрату силы тока). Значит, чтобы в цепи выделилось максимальное количество теплоты, сопротивление цепи должно быть минимальным, а значит цепь должна содержать максимальное количество параллельно соединённых резисторов. То есть нужно замкнуть оба ключа. Согласитесь, очень непростое задание для любого ученика, если только не делать его наугад.

Ответ: 3.

Постоянный магнит северным полюсом вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок).


Если вносить магнит в катушку южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку.


Решение

Данное задание лучше всего выполнить экспериментально. И даже изучение темы «Электромагнитная индукция», я считаю, не должно выходить за рамки эксперимента. Для учащихся 8–9 класса этого вполне достаточно – знать, что при движении магнита внутри катушки, по ней начинает протекать электрический индукционный ток и что направление этого тока меняется на противоположное при смене направления движения самого магнита или при смене полюсов, а угол отклонения стрелки миллиамперметра (гальванометра) зависит от скорости движения магнита. Всё это дети очень хорошо усваивают, когда проделывают эти опыты собственными руками и видят всё собственными глазами. И вовсе необязательно в рамках изучения данной темы вводить понятия магнитного потока и ЭДС индукции – это избыточно на данном этапе обучения. Так что те, кто самостоятельно проделывал подобные опыты, точно знают, что если вносить магнит в катушку другим полюсом с той же скоростью, то стрелка гальванометра отклонится на тот же угол, но в противоположную сторону.

Ответ: 2.

На рисунке изображены три предмета: А, Б и В. Изображение какого(-их) предмета(-ов) в тонкой собирающей линзе, фокусное расстояние которой F , будет уменьшенным, перевёрнутым и действительным?


  1. только А
  2. только Б
  3. только В
  4. всех трёх предметов

Решение

Довольно простое задание для тех, кто либо умеет строить изображение в линзе с помощью двух лучей, либо проделывал эксперимент по получению изображения в собирающей линзе на экране самостоятельно. И в том, и в другом случае, легко будет понять, что изображение получается уменьшенным, перевёрнутым и действительным только если предмет расположен за двойным фокусом собирающей линзы. Надо сказать, что подобный эксперимент может попасться ученику и на самом экзамене, так что при подготовке к экзамену желательно все возможные эксперименты и лабораторные работы провести ещё раз вместе с учителем или репетитором, если подобное возможно.

Ответ: 1.

Задание 15

Человек переводит взгляд со страницы книги на облака за окном. Как при этом меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

Решение

Здесь я бы хотел очень сильно возмутиться по отношению к разработчикам КИМов. Неужели они действительно считают, что девятиклассник должен наизусть знать содержание учебников по физике 7, 8 и 9 класса?! Ведь про описанное в данном задании явление аккомодации в любом учебнике любого автора не найдётся больше двух-трёх предложений. Считаю подобного рода задания некорректными по отношению к учащимся. Но в данном случае можно сказать одно – ученику придётся руководствоваться только логикой и формулой оптической силы линзы D = 1/F . Чем ближе расположен предмет, тем меньше должно быть фокусное расстояние, ведь этот предмет в любом случае должен быть за двойным фокусом хрусталика. Значит, если переводить взгляд с близко расположенного предмета (страница книги) на удалённый (облака), то фокусное расстояние должно увеличиться. А так как оптическая сила обратна фокусному расстоянию, то она наоборот уменьшится.

Ответ: 12

Задание 16

Электродвигатель работает при напряжении 220 В и силе тока 40 А. Чему равна полезная мощность двигателя, если известно, что его КПД составляет 75 %?

Ответ: ________ кВт.

Решение

Данная задача снова показывает нам неадекватность оценивания, как и задачи 7 и 10. Всего один балл за задачу, в которой нужно преобразовать формулу КПД, выразив из неё полезную мощность. Добавлю к этому тот факт, что ни в одном учебнике не говорится о том, что КПД можно вычислять как отношение полезной мощности к полной, а только как отношение полезной работы к полной. То есть ученик это узнает только при условии, что он решал достаточно большое количество задач, в которых коэффициент полезного действия вычислялся не только как отношение работ, но и как отношение мощностей. Давай зададим вопрос – а было ли у учителя достаточно времени на решение подобных задач? Вряд ли. Кроме трудностей с формулой КПД, в данном задании ученик должен вспомнить и применить формулу мощности тока Р = UI . Далее, выразив полезную мощность Р п = nUI (здесь n – это обозначение КПД), её нужно не только вычислить, но и перевести результат из ватт в киловатты.

Ответ: 6,6.

Задание 17

Произошла следующая ядерная реакция: Какая частица Х выделилась в результате реакции?

  1. α-частица
  2. β-частица
  3. нейтрон
  4. протон

Решение

Для верного решения данного задания ученику необходимо знать законы сохранения массового и зарядового числа, а также обозначения некоторых частиц. В соответствии с законами сохранения массового (верхнего) и зарядового (нижнего) числа, получим, что масса и заряд образовавшейся частицы равны 1. Следовательно, этой частицей будет протон.

Ответ: 4.

Запишите результат измерения атмосферного давления с помощью барометра-анероида (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене давления.


  1. (750 ± 5) мм рт. ст.
  2. (755 ± 1) мм рт. ст.
  3. (107 ± 1) Па
  4. (100,7 ± 0,1) Па

Решение

А вот таких заданий, как это, я считаю, в экзамене должно быть как можно больше. Убеждён, что умение пользоваться различными измерительными приборами и определять их показания является одним из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения физики в основной школе. В это умение входит определение нужной шкалы, если у прибора их две, определение цены деления шкалы, понимание понятия погрешности прибора и её связи с ценой деления и снятие самих показаний. К сожалению, в данном задании совершенно отсутствует проверка умения определять погрешность и связывать её с ценой деления. Потому что варианты ответов сформулированы таким образом, что ученику достаточно заметить две простые вещи – во-первых, что верхняя шкала проградуирована в килопаскалях (перед шкалой имеется подпись х1000 Па), а в вариантах ответов нет килопаскалей, а во-вторых, что стрелка прибора находится ровно посередине между отметками 750 и 760, а значит, прибор показывает 755 мм рт. ст., что сразу даёт ответ на вопрос и не требует определять ни цену деления, ни погрешность прибора.

Ответ: 2.

Учитель на уроке последовательно провёл опыты по измерению силы трения скольжения при равномерном движении бруска с грузом по двум разным горизонтальным поверхностям (см. рисунок).


Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

  1. Сила трения зависит от массы бруска с грузом.
  2. Сила трения зависит от скорости перемещения бруска.
  3. Сила трения зависит от угла наклона плоскости перемещения.
  4. Сила трения зависит от поверхности, по которой движется брусок.
  5. Трение скольжения для второй поверхности больше.

Решение

В данном задании от учащегося требуется проанализировать результат некоторого эксперимента и выбрать верные выводы о наблюдаемых зависимостях. Правильность выполнения такого задания зависит от того, насколько хорошо у ученика сформированы умения делать выводы о зависимостях по результатам эксперимента. Для этого я в своей практике при проведении каждой лабораторной работы в конце прошу всех ребят написать в качестве вывода ответы на некоторые вопросы, которые сам и составляю к каждой лабораторной работе. Вопросы составлены именно так, что учащимся необходимо сделать выводы о том как одна величина зависит от другой, или не зависит, или подобный вывод сделать невозможно, так как условия эксперимента не позволяют его сделать. К примеру, в данном задании в двух экспериментах проводилось измерение силы трения, при этом изменялись в опытах только материалы поверхности, по которой двигался брусок. А значит, по результатам таких опытов невозможно сделать вывод ни о зависимости силы трения от массы груза, ни о зависимости силы трения от скорости движения, ни о зависимости силы трения от угла наклона поверхности.

Ответ: 45.

Мы рассмотрели все задания с 1 по 19, прорешали их, разобрали некоторые особенности этих заданий, обсудили адекватность оценивания (точнее, её отсутствие). На этом наш вебинар окончен. В следующий раз мы подробно рассмотрим задания второй части экзамена по физике в 9 классе – это задания с 23 по 26.

В заключение скажу, что задания 20–22 я категорически не приемлю и в корне не согласен с разработчиками, что такие задания вообще должны быть в КИМах. Считаю их не только бесполезными, но и опасными, так как они лишь усиливают стресс учащегося, которому приходится читать малопонятный и совершенно незнакомый ему научный текст, да ещё и отвечать на вопросы по этому тексту. Такого рода заданиям не место в ОГЭ по физике. Такого рода задания могут быть использованы в различного рода исследованиях, где нужно выявить умение учащихся работать с малознакомым или вовсе незнакомым текстом, понимать его содержание и смысл, анализировать его. Но на экзамене по физике за курс основной школы, должны быть только те задания, содержание которых не выходит за рамки самого этого курса. Это должно быть главным условием. А задания 20–22 именно это самое главное условие нарушают.

Спасибо за внимание. До новых встреч на наших вебинарах.

Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?». Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью - некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлечённость». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте. Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.

До начала нового учебного года на официальном сайте ФИПИ опубликованы демоверсии ОГЭ 2019 по физике (ГИА 9 класс).

Результаты экзамена ОГЭ по физике в 9 классе могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

Демоверсия ОГЭ по физике 2019 год (9 класс) от ФИПИ с ответами

Демоверсия ОГЭ 2019 по физике вариант + ответы
Спецификация скачать
Кодификатор скачать

Изменения в КИМ 2019 года по сравнению с 2018 годом

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ 2019 по физике

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит четыре задания (23–26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой лабораторную работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

Продолжительность ОГЭ по физике

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 2 до 5 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 6 до 15 минут;

3) для заданий высокого уровня сложности – от 20 до 30 минут.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 180 минут

Условия проведения экзамена

Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы.

На экзамене в каждой аудитории присутствует специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы обучающихся с лабораторным оборудованием.

Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3*.

Комплекты лабораторного оборудования для выполнения лабораторной работы (задание 23) формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за один два дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене.

Критерии проверки выполнения лабораторной работы требуют использования в рамках ОГЭ стандартизованного лабораторного оборудования. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, а также на основе комплектов «ГИА лаборатория». Состав этих наборов/комплектов отвечает требованиям надежности и требованиям к конструированию экспериментальных заданий банка экзаменационных заданий ОГЭ.

Номера и описание оборудования, входящего в комплекты, приведены в Приложении 2* «Перечень комплектов оборудования».

При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В целях обеспечения объективного оценивания выполнения лабораторной работы участниками ОГЭ в случае замены оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо довести до сведения экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку выполнения заданий, описание характеристик реально используемого на экзамене оборудования.

* см. в демонстрационном варианте

На этой странице размещены демонстрационные варианты ОГЭ по физике для 9 класса за 2009 - 2019 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике содержат задания двух типов: задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ.

Ко всем заданиям всех демонстрационных вариантов ОГЭ по физике даны ответы, а задания с развернутым ответом снабжены подробными решениями и указаниями по оцениванию.

Для выполнения некоторых заданий требуется собрать экспериментальную установку на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Размещаем также перечень необходимого лабораторного оборудования.

В демострационном варианте ОГЭ 2019 года по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по физике представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2019 год
Перечень лабораторного оборудования

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по физике

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике 2009 - 2014 годов состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по физике были внесены следующие изменения :

  • было добавлено задание 8 с выбором ответа – на тепловые вления,
  • было добавлено задание 23 с кратким ответом – на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы),
  • было увеличено до пяти количество заданий с развернутым ответом : к четырем заданиям с развернутым ответом части 3 было добавлено задание 19 части 1 – на применение информации из текста физического содержания.

В 2014 году демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2014 года по отношению к предыдущему году по структуре и содержанию не изменился , однако были изменены критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

В 2015 году в была изменена структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В 2016 году в демострационном варианте ОГЭ по физике произошли существенные изменения :

  • Общее число заданий уменьшено до 26 .
  • Число заданий с кратким ответом увеличено до 8
  • Максимальный балл за всю работу не изменился (по прежнему - 40 баллов ).

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

Для школьников 8 и 9 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ОГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2019 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Используемые при конструировании вариантов КИМ подходы к отбору контролируемых элементов содержания обеспечивают требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курса физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с мировоззренческой точки зрения или необходимости для успешного продолжения образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте КИМ заданиями разного уровня сложности.

Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ЕГЭ) и возможности автоматизированной проверки части 1 работы. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием нескольких независимых экспертов, оценивающих одну работу.

ОГЭ по физике является экзаменом по выбору обучающихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации обучающихся при поступлении в профильные классы средней школы. Для этих целей в КИМ включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности - степень подготовленности обучающегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ по физике строятся исходя из единой концепции оценки учебных достижений учащихся по предмету «Физика». Единые подходы обеспечиваются прежде всего проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные структуры работы, а также единый банк моделей заданий. Преемственность в формировании различных видов деятельности отражена в содержании заданий, а также в системе оценивания заданий с развернутым ответом.

Можно отметить два значимых отличия экзаменационной модели ОГЭ от КИМ ЕГЭ. Так, технологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий на основе фотографий. Проведение ОГЭ не содержит таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. Кроме того, в экзаменационной модели ОГЭ более широко представлен блок по проверке приемов работы с разнообразной информацией физического содержания.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит четыре задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

Загрузка...