domvpavlino.ru

Технологическая карта урока "экологическая безопасность". Технологическая карта по экологии для старшей группы на тему: " Тайна белого снега"

Технологическая карта по экологии Тема: Птицы наши друзья

01.02.2016 6522 0 Борисенок Юлия Васильевна
Цель: Уточнить представление детей о жизни птиц зимой (чем питаются, что одни улетают, другие остаются, когда перелетные возвращаются), показать взаимозависимость живой и неживой природы.
Расширять представления о птицах: воробей, сорока.
Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.
область: познание. Творчество.
Подобласть: основы экологии. Лепка.
Оборудование: ТСО, Презентации, шапочки ученых, картинки с изображением птиц. Смайлики. Материал для лепки.
Билингвальный компонент: кұстар - птицы, торғай - воробей, ұшады -летают, тұмсығы - клюв, қанаттары- крылья
Мотивационно-побудительный.
Круг радости.
Маленькие птички
Птички – невелички
По лесу летают
Песни распевают.
Буйный ветер налетел
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там не тронет их никто.
Звучит аудиозапись со звуками природы
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы – учат пению
Паучок – терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас - чистоте
Учит солнце – доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучать
ся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой, лесной народ
Учат крепкой дружбе!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках?Вы хотите узнать, что находится в нем? Шкатулка волшебная, и она откроется лишь в том случае, если вы отгадаете загадку:
Соберем мы для подушки
Легкие, пушистые
Белоснежные (перышки)
Молодцы ребята! А, теперь давайте откроем шкатулку. Кому же может принадлежать это перышко?
Деятельность детей
Встают в круг. Повторяют слова за педагогом. Выполняют движения. Машут руками как крылышками. Руки вверх, раскачиваются в стороны.
Приседают, закрывают голову руками.

Прислушиваются.
Проявляют эмоциональный отзыв на произведение.
Проявляют интерес к новому предмету. Это шкатулка.
Да хотим.
Внимательно слушают и отгадывают загадку.
Перышко.
Птице!
Организационно-поисковый
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
1.Задание Д/и «Угадай, что за птица» «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показываю каждому ребенку картинку с изображением птицы: кукушка, ласточка, скворец, воробей, грач, сорока, снегирь, синичка.
Ребята, бывают птицы? Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? А почему они улетают? Правильно, перелетные птицы как правило питаются насекомыми, семенами или а с приходом холодов насекомые погибают, зерна укрывает снегом.
Сейчас прошу вас пройти в зал заседаний и просмотреть презентацию.
(Презентация «Птицы» с возможностью услышать голос каждой представленной птицы).
Сейчас давайте мы с вами проведем наблюдение, посмотрим какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Для чего нужны кормушки? Какой корм мы с вами сыпем в них? Почему кормушки нужны только зимой? Какая птица прилетела? Опишите ее. Ребята, можно ли прогонять птиц от кормушек?
Билингвальный компонент: кұстар - птицы, торғай - воробей, ұшады -летают, тұмсығы - клюв, қанаттары- крылья.
Молодцы. Пройдем в зал знаний.
Игра «Назови лишнюю птицу» Презентация.
Какая птица лишняя? Почему?
- А почему, птиц называют дикими? - Какую пользу приносят дикие птицы?
Игра с мячом "Продолжи предложение, найди причину”
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….
- У цапли длинные ноги, потому что…
- У орла большое гнездо, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что..
Упражнение «Почему птицы летают»
- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга?
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? где они расположены?
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья?
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух?
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло?
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух?
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод?
На примере веера педагог показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Покажите на веере, как это происходит.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Сейчас давайте мы с вами пройдем в творческую студию.
О ком мы с вами сегодня разговаривали? Я вам предлагаю вылепить птицу Снегирь. Как выглядит снегирь? Показ картинки снегиря.
Показ и объяснение способа работы.
1.Возьмите кусок пластилина, разделите на две части, причем одна часть побольше – туловище птицы, вторая поменьше- голова.
2. Скатаем два шара.
3.Маленький шар прикладываем к большому и чтобы голова крепко держалась нужно пальчиком примазать голову к туловищу.
4.На голове у птиц есть клюв. Пальчиками прищипываем пластилин – это маленький клювик.
5. На туловище есть хвост – прищипываем пальчиками делаем хвостик.
6.Из кусочка черного пластилина делаем глазки-бусинки.
7. Скатываем пластилин красного цвета в шарик, затем разминаем его в тонкую лепешечку и прикладываем под клювом у вашей птички и слегка примазываем. Вот и получились у нас птички!
Остается только посадить их на веточки! Берем веточки деревьев, которые мы собрали на прогулке и усаживаем на них птиц. Вот какая красивая стайка птиц прилетела к нам!
деятельность детей
Нет не знаем
Внимательно слушают объяснение педагога. Задают возникшие вопросы.

Поворачиваются вокруг себя.
Одевают шапочки ученых.
Проявляют нетерпение.
Внимательно рассматривают картинку. Называют птицу. При необходимости подсказывают товарищу ответ.
Бывают птицы перелетные и зимующие. Перелетные птицы улетают зимовать на юг. Потому что им зимой нет пищи.
Слушают уточнения педагога. Высказывают свое мнение.
Садятся на стулья. Внимательно смотрят презентацию. Проявляют эмоции. Задают вопросы.
Подходят к окну. Наблюдают.
Кормушки нужны что бы птички не погибли от голода. Мы в них насыпаем крошки и зерна. потому что летом птицам легко добыть корм в лесу и полях. На кормушку прилетел воробей. Описывают внешний вид воробья.
Повторяют кұстар - птицы, торғай - воробей, ұшады -летают, тұмсығы - клюв, қанаттары- крылья
Садятся на стулья.
Лишняя ворона. Потому что остальные домашние.
Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище. уничтожают насекомых
собираются выводить птенцов

Холодно и нечем питаться
она ходит по болоту
он большая птица
он красиво поет
не строит своего гнезда
проходят за столы.
одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные
пушистое, мягкое, теплое
на теле птицы
на крыльях и хвосте
невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге
карандаш упал
легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе
нет, они падают
внимательно слушают и наблюдают за действиями педагога.
Показывают.
Да, поняли.
Мы разговаривали о птицах.
Описывают внешний вид снегиря.
Внимательно наблюдают за действиями педагога.
Подсказывают следующий этап работы. Называют геометрические тела, используемые в работе.
Выполняют поделки птиц снегирей, стараются соблюсти пропорции.
Рефлексивно-коррегирующий.
Вам понравилась наша работа? Вывесьте на зонтик смайлики. Каких смайликов больше? Сколько их? Что нового вы узнали? Что понравилось делать? Спасибо вам ребята за работу сегодня. Вы молодцы!
- Раз, два, три повернись в снова в детей превратись!
Деятельность детей
Отвечают на вопросы. Вывешивают смайлики. Пересчитывают их, и сравнивают количество.
Снимают шапочки. Продолжают беседу с педагогом, о прошедшем занятии.
Ожидаем результат:
Выполняют: лепят птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.
Применяют:знания о птицах (чем питаются, что одни улетают, другие остаются, когда перелетные возвращаются).
Понимают: взаимозависимость живой и неживой природы.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия № 1
по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
Наименование работы: Решение экологических задач.
Цель занятия: Научиться анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Рабочие тетради, инструкционные карты.
Место проведения: кабинет № 215
Основные правила технике безопасности на рабочем месте:
дисциплина;
точно выполнять указания преподавателя;
.
Литература: Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М.: «Дашков и К», 2007.-247 с.; Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ-ИФРА-М, 2008. – 256 с.; Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

Дать понятие – природа.
Почему экология играет важную роль в современном мире?

Содержание работы
Взаимодействие человека и природы (социально-экономический аспект) – политика и стратегия в использовании природных ресурсов и в управлении реакциями общества на изменение ресурсных возможностей планеты и её отдельных регионов. Для общества природа имеет огромное социальное, производственное, экономическое, научное, оздоровительное значение. Социально-экономическое развитие человеческого общества всецело должно быть направлено на приспособление (адаптацию) человечества к условиям меняющейся среды. Верный подход в условиях современности заключается в ограниченном рациональном преобразовании природы для нужд развития человечества, которое также должно видоизменять свои инструменты в соответствии с ресурсными возможностями Земли.
В связи с развитием производительных сил общества увеличивается масса веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Человек преднамеренно и непреднамеренно воздействует на условия существования, идя вразрез с законами природы.
Человек познал законы, позволяющие ему создавать современные машины, но пока он не научился понимать, что существуют другие законы, которые, возможно, он ещё не знает, что в его взаимоотношениях с природой существует запретная черта, которую человек не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах. Существует система запретов, нарушая которые он нарушает свое будущее». Даже открытые уже законы развития биосферы, общества человек постоянно нарушает в угоду сиюминутной выгоде, вызывая многочисленные локальные и региональные катастрофы, приближая глобальный экологический кризис.

Схема 1. Глобальные экологические проблемы

Задание 1. Решить экологические задачи:

1. В результате выброса пыли из заводской трубы образовалось аэрозольное облако, которое через 8 суток с дождями попало на землю. Какойпуть проделало облако, если ветер дул со скоростью 2, 5, 10, 15 м/сек.
Оцените экономические последствия от разлива нефти в результатеаварии танкера, если из пробоины вытекло 10, 20, 30 и 40 тыс. тонн нефти:
а) рассчитайте площадь морской поверхности, покрытой нефтью;
б) определите количество морской воды, лишенной кислорода, если1 тыс. т нефти покрывает площадь в 20 км2; если 1 кг нефти закрывает
доступ кислорода в 40 м3 морской воды.

Задание 2. Ответить на тест

1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука:
систематика;
зоология;
ботаника;
экология.
2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
абиотическими факторами;
биотическими факторами;
экологическими факторами;
движущими силами эволюции.
3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор:
ограничивающий;
оптимальный;
антропогенный;
биотический.
4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют:
видовое разнообразие;
биоценоз;
биомасса;
популяция.
5. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
биомасса;
видовое разнообразие;
плотность популяции;
все перечисленное.
6. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания:
пищевая сеть;
пищевая цепь;
трофическая цепь;
цепь питания.
7. Самая низкая биомасса растений и продуктивность в:
степях;
тайге;
тропиках;
тундре.
8. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется:
плотностью популяции;
продуктивностью популяции;
саморегуляцией популяции;
восстановлением популяции.

9. Сигналом к сезонным изменениям является:
температура;
длина дня;
количество пищи;
взаимоотношения между организмами.
10. На зиму у растений откладываются запасные вещества:
белки;
жиры;
углеводы;
все перечисленные вещества.
11.Самая высокая продуктивность:
смешанные леса;
лиственные леса;
хвойные леса;
тропические леса.
12. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
продуценты;
консументы;
редуценты;
детритофаги.
13. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:
пищевая цепь;
пищевая сеть;
пищевой уровень;
пирамида численности.
14. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности:
фотопериодизм;
биологические ритмы;
биологические часы;
биотические факторы.
15. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года:
зимний покой;
зимняя спячка;
остановка физиологических процессов;
анабиоз.

Контрольные вопросы:
Перечислите, глобальные экологические проблемы.
Что такое экологические факторы?

Преподаватель: Жиляева И.Н.

13PAGE 14215

Глобальные экологические проблемы

Загрязнение токсикантами среды

Радиоактивное загрязнение

Истощение «озонового слоя»

Парниковый эффект

Кислотные дожди

Деградация почв

Обезлесивание

Загрязнение океана

Фотохимический смог

Проблемы отходов

Опустынивание

Сокращение генофонда

Экология человека


Приложенные файлы

Технологическая карта занятия реализующего ФГОС

Занятие «Планета Земля в опасности»

Педагог дополнительного образования

Баумова Лидия Дмитриевна

Г. Орёл, 2016

Технологическая карта занятия, реализующего ФГОС

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Форма: занятие

Класс - 1 класс

Тема: Планета Земля в опасности

Цель : формирование экологического сознания и мышления младших школьников на основе активной жизненной позиции, воспитание у учащихся любви к природе и правильному поведению в лесу.

Задачи:

- развитие умений вести рассуждения;

Формирование умений аргументировать свою точку зрения;

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

Выделять главную мысль из высказываний;

Отвечать на вопросы по содержанию мероприятия;

Формулировать несложные выводы;

Эмоционально реагировать на события мероприятия;

Выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог;

Отвечать на вопросы педагога и одноклассников;

- осмысливать нравственные жизненные ценности;

- выражать своё мнение на высказывания и поступки людей;

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Обучающийся получит возможность научиться:

Познавательные:

Обучающийся научится:

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Пользоваться знаками, таблицами, диаграммами, моделями, схемами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные:

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

Расширение кругозора, знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы.

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Словарь : антонимов русского языка

Ресурсы: Информационные ресурсы.

    Интеллектуально-творческий потенциал России -

    Российский образовательный портал -

Оборудование: листы формата А – 4.

Подготовительный этап: подготовка оборудования к занятию.

Этап (+время)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Дорогие ребята я приглашаю вас на необычное занятие.

Слушают педагога. Рассматривают оформление доски. Пытаются во внутреннем плане сформулировать тему занятия.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу.

2 этап. Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к занятию.

Отгадайте загадку.

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)

- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети отгадывают.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

Послушайте экологическую сказку «Доктор Планет Планетович»

На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок. – Кто звонит? - Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь! – Что случилось? - я вся изрезана, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. – Вылетаю немедленно. Доктор очень быстро, всего через каких-то 20 минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100.000.000.000 км цветного бинта и перевязал порезы. Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли: - Вам нужна живая планета! – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках!

- Как вы считаете, о чем и почему заставляет нас задуматься доктор Планет Планетович? (ответы детей )

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопрос и аргументируют своё мнение.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Контролировать свои действия в групповой работе.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

Дать понять, что Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем стало трудно дышать. Люди и животные болеют. Как мы можем помочь нашей Планете?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

Тема нашего занятия: «Природа и творчество» (показывается красочная запись на доске).

Прочитайте тему занятия.

Как вы думаете, какое ключевое слово в нашей теме?

Давайте попробуем поставить задачи к нашему занятию.

Молодцы! Вы правильно определили тему занятия и поставили задачи.

Тема нашего занятия: «Планета Земля в опасности» (показывается красочная запись на доске).

Ключевые слова в нашей теме «Планета», «Земля», «в опасности»

Я считаю, что все слова ключевые, потому что они все главные.

Задачи к теме занятия:

Разобраться, почему Планета Земля в опасности;

Подумать, какую помощь мы можем ей оказать;

Научиться задавать вопросы и находить на них ответы;

Научимся рассуждать и искать информацию.

Регулятивные:

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

Итак, учимся рассуждать и искать информацию.

Я вам раздаю листы с информацией. Каждая группа ищет информацию по теме.

Листы с информацией.

1 – я группа.

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой (показывает на карте.)

Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов от автомобильного транспорта всё больше, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта всё больше и больше.

2 – я группа.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.

В результате деятельности человека во многих реках уже нельзя купаться.

3 - я группа.

За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

4 – я группа.

Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в море.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

- Давайте сделаем вывод из прослушанной информации.

Работают с разными источниками

информации (специальные рабочие листы, объяснение учителя, словари)

Работают в группах над решением

учебной задачи.

- Фиксируют на листах свое «открытие».

Работают по алгоритму или составляют план действий

алгоритм и выполняют учебные действия

Делают выводы о полноте и правильности информации.

Вступают в диалог

Выполняют задания учителя

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по

учебной проблеме.

После выступлений представителей групп, дети делают выводы.

- В экологических катастрофах большей частью виноваты сами люди.

- Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя здесь чувствуем?

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать речь для планирования своей деятельности;

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление

материала,

- тренировка навыков использования

нового знания,

- установление связей между новым

и ранее изученным материалом.

- Давайте начнём с малого. Чем же мы можем помочь нашей планете?

Включается запись школьного шума в перемену.

Вы когда – нибудь прислушивались, как шумно в коридорах нашей школы?

- Как мы можем решить проблему шума?

- Какая ещё из проблем может быть нами решена?

Я предлагаю поиграть в игру «Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)»

Задание первое:

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать.

Задание второе:

1 . У меня очень много игрушек сделано из неё.

2. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

3. Предметы, сделанные из неё, весят очень мало.

4. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса).

Задание третье:

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

Задание четвёртое:

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.

(Металлолом).

Задание пятое:

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

Задание шестое.

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

3. От него люди болеют. Много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы и машины.

5. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.

Обобщение по ключевым словам, которые на доске появились в ходе выполнения заданий.

Давайте проведём задание «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Задание – закончить фразы:

1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…(использовать много раз, сдать в магазин.)

2. Одежду, которую ты не носишь, можно…(отдать нуждающимся.)

3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут…(кому – то понадобиться.)

4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и …(сдай туда ненужную бумагу.)

5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(её выбрасывать.)

6. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно…(сдать.)

7. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически …(не разлагается в природе.)

Обобщение.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Творческая работа в группах. Все дети инициативны.

Презентация мини – проектов каждой группы.

Рассказывает подготовленный ученик.

«Обуздание» шума – одна из острейших проблем 21 века. Ещё в 1955 году один американский журнал писал о «стихии шума, захлёстывающей улицы, заводы, дома и небо». По мнению учёных, США уже достигли опасного уровня. «Шум, - заявил американский специалист по шуму Клудсен, - такой же медленный убийца».

- Вести себя спокойно, стараться не шуметь.

Информация (ученик). Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм человека: они успокаивают, расслабляют. А вот производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться.

- Мусор в природе: на улицах, в лесу, на площадках.

Выступления детей в диалогической или монологической речи.

Отгадки на задания «слова» вывешиваются на доске.

Выводы:

- Нужно беречь окружающую природу.

- Вдумчиво относится к утилизации отходов.

- Не создавать лишнего шума.

- Соблюдать правила поведения в лесу.

Ответы на задания «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Обобщение. Ответы детей в краткой форме.

Чтобы помочь нашей Планете, надо научиться любить природу, любить её с детства.

Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами.

Нужно помогать экологам сохранять нашу Планету.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

Интерес к материалу занятия;

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

Ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Давайте вспомним цель нашего занятия!

Какие задачи мы ставили перед собой?

Рефлексия «Дополни предложение»

На занятии мне больше всего запомнилось….

Меня удивило то, что …

Дома я расскажу…

Я встретился с трудностью при…

Я узнал…

У меня хорошо получилось…

Ещё мне хотелось бы узнать…

Знания, полученные на занятии, я могу использовать…

Лучше всех на занятии работал…

Материал занятия понял, но …

Определяют степень соответствия поставленной цели и

результатов деятельности: называют тему и задачи урока,

отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся

эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели

(самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Дети называют задачи и отвечают достигли мы их на занятии или нет.

Анализируют деятельность по достижению цели

Личностные… - объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что – нет;

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

- выражать свои эмоции и настроение.

Регулятивные: осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями.

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные:

- умение строить взаимодействие с учителем и учащимися.

- открыто выражать своё мнение и отношение к явлениям в жизни, аргументировать свою позицию.

8 этап. Домашнее задание

Если есть нарисовать по теме рисунок, то вы можете это сделать с удовольствием.

Дети по желанию выполняют творческие работы по теме занятия и делятся с родителями своими впечатлениями.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Технологическая карта урока «Экологическая безопасность питания»

Учитель биологии и экологии МОУ «ГПЛ» Кочкина Наталья Леонидовна

Цель урока: показать зависимость здоровья человека от его питания.

Развивающие.

Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы. Формировать умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление. Развивать устную речь, коммуникативные способности и умения отстаивать свою точку зрения. Расширить кругозор учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы. Продолжить формирование экологического мышления и культуры.

Воспитывающие

Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, инструкции для определения правильности штрих-кода, компьютерная программа для определения правильности штрих-кода BarCow 2001 5.0, подборка материалов для работы в группах, набор продуктов питания в упаковках, алгоритм проведения экспертизы продуктов питания

Этап урока

Виды работы, формы, методы, прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Фронтальная беседа

Приветствие учащихся и создание эмоционального настроя на урок.

Приветствие учителя и настрой на работу

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и проверка опорных знаний (7мин)

"Верно - не верно" - прием технологии развития критического мышления.

С помощью проектора на экране открывает поочередно высказывания по теме Правильное питание

Читают высказывания на экране и записывают верно данное утверждение или не верно.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

Предлагает поменяться работами в парах и провести проверку с помощью ключей

Проверяют работы по ключам, выставляют оценку, анализируют ошибки и сдают работы учителю

Мотивация к изучению нового материала. Формули-рование темы и целей урока. (3мин)

Рассказывает притчу. Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь». Предлагает определить тему урока. Называет цель: показать, зависимость здоровья человека от особенностей питания

Анализируют услышанную притчу и формулируют тему урока.

Экологическая безопасность питания

логические: анализ, выбор и формулировка

предлагает определить задачи, дав ответы на вопросы. В связи, с чем могли возникнуть боли в животе и как можно было это предотвратить?

определяют задачи- 1.Выяснить, чем могут быть опасны продукты питании?

2. Как уменьшить содержание вредных веществ в пище?

3. Как правильно выбирать продукты?

Усвоение новых знаний и действий (21 мин)

Работа в группах с текстами

Озвучивает тематику заданий для трех групп, предлагает учащимся разделиться на три группы. Раздает задания для выполнения заданий.

Озвучивает время на выполнение заданий и на озвучивание результатов.

Делятся на группы, работают в группах, выполняют задания.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Физми-нутка

Объявляет физминутку

Делают комплекс упражнений

Исследовательская деятельность в группах

Организует исследовательскую деятельность в парах.

«Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».

Обозначает цель и задачи работы: умение проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания, делать заключение о возможности использования этого продукта в пищу.

задачи:

1) исследовать упаковку продукта питания;
2) исследовать этикетку на продукте питания;
3) заполнить карточку первичной экологической экспертизы;
4) проанализировать полученную информацию;
5) сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Выбирают продукт, изучают упаковку по заданному алгоритму:

1. Экспертиза упаковки.

А.Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т.д.).

Б. Сохранность упаковки (механические повреждения, коррозия и т.д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полная информация на этикетке.

Наименование товара и его масса.

Наименование предприятия – изготовителя, его адрес.

Химический состав.

Калорийность.

Срок годности.

Дата изготовления.

Обозначения ГОСТа.

Наличие консервантов и пищевых добавок.

Предупреждение об опасности.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду.

В.Сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Первичное повторение и закрепление (5мин)

Подведение итогов по пройденному материалу

Обращает внимание учащихся на поставленные задачи в и предлагает сформулировать выводы в форме рекомендаций - «Безопасное питание»

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Рефлексия учебной деятельности (3мин)

Кратко ответить на вопрос.

На сколько полезную информацию вы получили на уроке.

Будете ли использовать полученные знания?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

д/з сделать буклет, презентацию или газету с рекомендациями по здоровому и безопасному питанию

Выбирают и записывают д/з

Регулятивные: прогнозирование.

Список литературы

    Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.

    Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.

    Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.

    Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.

    Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

    Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с. 2003.

    Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Приложение №1.

Ключ для проверки опорных знаний "Верно - не верно"

1. Белки – основной строительный материал клеток. (ДА)

2. Из жиров образуются ферменты и гормоны. (НЕТ)

3. Нехватка белка в пищи снижает защитную функцию организма. (ДА)

4. Углеводы содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах. (НЕТ)

5. Структурные жиры входят в состав мембран клетки. (ДА)

6. Существуют животные и растительные углеводы. (НЕТ)

7. Глюкоза, сахароза, фруктоза – относятся к углеводом. (ДА)

8. Гликоген – является запасающим веществом растений. (НЕТ)

9. Полное отсутствие витаминов в организме называется гипервитаминоз. (НЕТ)

10. Полное отсутствие, какого либо витамина называется авитаминоз. (ДА)

Критерии оценивания:

9-10 совпадений –«5»

7-8 совпадений - «4»

5-6 совпадений –«3»

Меньше 5совпадений –«2»

Приложение №2

Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.

1. Экспертиза упаковки.

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной

металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассой крышкой,

пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т. д.).

Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полнота информации на этикетке:

Наименование предприятия - изготовителя, его адрес;

Наименование товара, его масса;

Калорийность;

Срок годности;

Дата изготовления;

Обозначения ГОСТа или ТУ;

Предупреждения об опасности (в случае необходимости);

Наличие консервантов и пищевых добавок. Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

Номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;

Первые две цифры соответствуют шифру страны - изготовителя или продавца

Следующие 5 цифр - наименование предприятия - производителя;

И еще 5 цифр - наименование товара, его потребительские свойства, размеры,

масса, цвет;

Последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности

считывания штрихов сканером.

Код страны - изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия

Из четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок. Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья (приложение №2).

3. Заключение

Указывается возможность использования продукта для питания. В качестве образца следует использовать одно из трех следующих заключений.

1. Продукт может использоваться для питания, но противопоказан лицам,
страдающим ожирением и сахарным диабетом (большое количество углеводов).

    Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка.

Данные занести в таблицу Первичная экологическая экспертиза.

Наименование продукта

Упаковка (вид, состояние)

Этикетка (полнота информации)

Соответствие информации, приведенной на этикетке, штриховом коду и штампу на банке

Наличие консервантов и пищевых добавок

Заключение

Приложение № 3.Чтобы проверить штрих код на подлинность, нужно выполнить ряд арифметических операций:

1. Последняя цифра служит для проверки подлинности штрих кода, это так называемая контрольная сумма.

2. Сложить все цифры, стоящие в штрих коде на четных местах и умножить это число на 3;

3. Сложить все цифры, стоящие на нечетных местах кроме последней цифры (контрольной суммы);

5. Вычесть из 10 результат (3) и сравнить его с контрольной суммой. Если значения совпадают - все в порядке, иначе штрих код поддельный, либо контрольная сумма вычислена неверно.

Приложение №4

Материалы для работы 1 группы

Какие пищевые добавки самые опасные?

Все ли пищевые добавки вредны и опасны?

Как обезопасить себя от вредных пищевых добавок?

Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания. Причем везут к нам далеко не все самое лучшее. И нашему покупателю часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители "честно" предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в ингридиентах с использованием специального кода (т. н. INS - Международная цифровая система) - код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E. Здесь мы хотели немного рассказать о таких добавках.

Итак, запоминайте! Буква «Е» - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.

Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!

Кроме того, есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Запомните их: Е-121 - краситель (цитрусовый красный), Е-240 - столь же опасный формальдегид. Под знаком Е-173 закодирован порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий и который тоже у нас запрещен.

Но есть и безвредные, и даже полезные «Е». Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.

В таблице обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! - опасный
ОО!! - очень опасный
(З) - запрещенный
РК - вызывает кишечные расстройства
РД - нарушает артериальное давление
С - сыпь
Р - ракообразующий
РЖ - вызывает расстройство желудка
Х - холестерин
П - подозрительный
ВК - вреден для кожи

Материалы для работы 2 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Чем опасны нитраты?

Как обезопасить себя от вредного воздействия нитратов?

Нитраты - соли азотной кислоты есть во всех растениях. Они существуют в овощах и фруктах, даже если они росли вообще без химикатов. Почему же опасны эти азотистые соединения и когда они действительно несут вред. Если уровень содержания нитратов в норме то растения можно употреблять в пищу, если концентрация нитратов зашкаливает, то овощи и фрукты опасны для здоровья. Как же обезопасить свой организм и не получить вред полакомившись свежими фруктами, ягодами, съев салат с зеленью. Ученые высчитали безопасную норму солей азотной кислоты для организма человека - не более 5 мг нитратов на килограмм веса самого человека. Так если ваш вес 60 килограммов то ваша норма 60х5= 350 мг. Это, то количество нитратов, которое вы можете съесть с пищей без вреда для здоровья. Если вы весите 90 кг, то норма - 90х5=450 мг. Имеется в виду количество на весь день, и не рекомендовано превышать эти показатели, ведь это опасно для здоровья, а превышение в два раза уже чрезвычайно опасно и несет реальную угрозу здоровью. Причем серьезно отравиться можно даже кусочком арбуза или парой помидоров. Осторожно, нитраты Как же не навредить своему организму, как покупать только полезные корнеплоды и зелень. Обычно крупные супермаркеты следят за качеством продукции и проверяют партии товара. На рынке, несмотря на проверки, шанс купить некачественный товар выше и содержание нитратов в овощах, зелени и фруктах может значительно превышать допустимые нормы. Внимательно осмотрите плоды и не покупайте, если овощи слишком крупные, имеют необычную форму, не имеют запаха или наоборот слишком пахнут. Насторожитесь, если плоды имеют слишком яркую окраску, так помидоры могут иметь слишком плотную и темную кожицу, огурцы очень неестественно яркие, зелень наоборот может быть мельче, чем обычно и как бы увядшая. Слишком красная мякоть арбуза также может указывать на содержание нитратов, особенно должно вас насторожить, когда около корочки волокна желтоватого, а не белого цвета. Но если знать в каких местах скапливаются нитраты можно обезопасить свое здоровье. Так, например, у картофеля, кабачков, дыне и огурцах нитраты сосредоточены в кожуре. У моркови нитраты сконцентрированы в сердцевине, у капусты в кочерыжке, зелень - в стеблях, арбуз - белая часть около корки, свекла - на верхушке около ботвы. Так что предотвратите риск отравления и срежьте эти части. Есть продукты в которых изначально мало нитратов - это клюква, цитрусовые, благодаря высокому содержанию витамина С, они бедны нитратами, мало нитратов и в красном перце. - Практически не содержит нитратов консервация - компоты, соления, отварные овощи, в них нитратов совсем мало. А вот самый высокий уровень нитратов обычно в тепличных плодах. Будьте осторожны, когда покупаете первую зелень, огурчики, ведь для их роста вносили минеральные удобрения в больших количествах.


Материалы для работы 3 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Как антибиотики попадают в продукты питания? В чем их опасность?

Как обезопасить себя от антибиотиков?

Большинство людей знакомы с антибиотиками, как лекарственными средствами. Сейчас, пожалуй и не найти человека, не принимавшего антибиотики ни разу за свою жизнь, будь то ребенок или взрослый.

Антибиотики изобрели более 70 лет назад, чтобы спасать человеческие жизни и бороться со смертельно опасными заболеваниями, но вместе с этим они являются сильнейшим аллергеном и могут нанести непоправимый вред организму.

В нынешнее время антибиотики нашли широкое применение в животноводстве, птицеводстве и при выращивании рыбы.

Антибиотиками лечат животных и птиц, как и людей, когда они заболевают. Антибиотики входят в состав так называемых «гормонов роста» для увеличения скорости выращивания скота или птицы. При неправильном их использовании они могут попасть в молоко, мясо и яйца.

Антибиотики используют для термообработки, стерилизации, фильтрации с целью увеличения сроков хранения во многих технологических процессах при изготовлении продуктов питания, к которым относятся молоко и молочные продукты, мясо, яйца, курица, сыр, креветки, и даже мёд.

Таким образом, очевидно, что пищевыми продуктами, подвергающимися загрязнению антибиотиками, являются исключительно продукты животноводства, птицеводства и рыба, выращенная в искусственных водоемах. После применения антибиотиков в течение периода пока антибиотик не выведется из организма или его концентрация не снизится ниже допустимого предела, животное нельзя забивать с целью использования его частей или целиком в качестве пищи. В этот же период также запрещается использовать продукты от животного (например, молоко не может использоваться даже в переработку – должно быть просто уничтожено, как правило, выливают в землю, канализацию и пр.). В случае несоблюдения регламента по применению антибиотиков их можно обнаружить в мясе, молоке животных, куриных яйцах и пр. (по статистике их обнаруживают в 15-20 % всей продукции животного происхождения).

Для того чтобы вывести антибиотики из мяса до убоя животное надо выдержать 7−10 дней без препаратов. Важно знать, что если этот препарат остался в организме животного, то больше всего его в печени и почках.

Содержание антибиотиков снижается в результате термической обработки мяса животных и птицы, когда лекарственный препарат вместе с мышечным соком переходит в бульон, часть препарата разрушается под действием высоких температур. По сравнению с исходным количеством после варки остается от 5,9 % до 11,7 % антибиотиков в мышечной ткани. В бульон переходит около 70 % первоначального содержания антибиотиков. Приблизительно 20 % от исходного количества антибиотиков разрушается в результате проварки.

Кипячение, стерилизация, сквашивание практически не влияют на содержание антибиотиков в молоке и молочных продуктах. После кипячения в молоке остается от 90 до 95 % исходного количества антибиотиков, то есть разрушается от 5 до 10 % их количества. После стерилизации в молоке остается от 92 до 100 % исходного количества антибиотиков. Такие данные позволяют сделать выводы о непригодности параметров кипячения и стерилизации для разрушения антибиотиков в молоке.

В связи с тем, что группы применяемых антибиотиков у людей и животных в сельском хозяйстве одинаковы, остаточные количества антибиотиков в пищевых продуктах способствуют появлению устойчивых штаммов и у людей. Соответственно у людей, употребляющих такие продукты, развивается иммунитет к приему антибиотиков, и для получения ожидаемого эффекта при лечении требуются все более сильные препараты.

Под действием антибиотиков организм теряет способность самостоятельно противостоять различным инфекциям. И, кроме того, их широкое применение привело к появлению штаммов бактерий, устойчивых к этим препаратам, и, в конце концов, человек может оказаться незащищенным перед инфекциями и микроорганизмами.

Наличие антибиотиков в организме может вызвать сильные аллергические реакции, сопровождающиеся сильным зудом, высыпаниями, в редких случаях – отеком. Аллергический эффект проявляется даже в случае крайне низкого содержания антибиотиков в пищевых продуктах.

Длительное наличие антибиотиков в организме может вызвать раздражение слизистых оболочек желудка, обострение язвенных и предъязвенных состояний, нарушение баланса микрофлоры в кишечнике, нарушения в работе печени, почек, желчного пузыря, реакции со стороны нервной и кровеносной систем при индивидуальной непереносимости антибактериальных компонентов.

Антибиотики из организма кормящей женщины могут попасть в грудное молоко и вызвать ослабление иммунитета и проблемы со здоровьем у новорожденных детей.

Загрузка...