domvpavlino.ru

Связь психологии с другими науками таблица. Основные понятия психологии развития. Как и у любой другой науки, в психологии есть объект и предмет изучения, различные методы и теоретические подходы, а также множество отраслей знания

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

С какими науками и каким образом связана психология?

  1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

  • Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но отличия между ними весьма значительны.

Тем не менее, между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социология как самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Однако такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные кажется сейчас несколько устаревшим. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого - естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

Еще по теме Связи психологии с другими науками:

  1. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками

Психология развития как наука.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает психология развития человека, связанная с изучением возрастной дина­мики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психоло­гических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Пси́хика (от греч. «дыхание, душа») - форма активного отображения индивидом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении деятельности регулятивную функцию.

Личность – конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Психические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики, делятся на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь), эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс) и волевые(борьба мотивов, принятие решения, постановка цели).

Психологические качества (или свойства, характеристики, психодиагностические параметры) - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития (темперамент, характер, способности, свойства сознания, межличностные отношения и т.д.).

Предмет психологии развития – закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения и, связанные с этим, факты и явления психической жизни.

В литературе можно встретить отождествление понятий "психология развития" и "возрастная психология". Однако, психология развития связана не только с изу­чением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообраз­ные процессы макро- и микропсихического развития вообще. Поэтому, строго гово­ря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Основные понятия психологии развития

1. Возраст (период развития) - относительно замкнутый цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику.

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Также можно встретить такие варианты возраста: биологический, социальный, психологический. субъективный.

Биологический возраст - возраст, определяемый наследственными и врожденными факторами, определяется по составу костной ткани.

Социальный возраст (культурно-педагогический возраст) – соответствия социальным ожиданиям. То, насколько человек соответствует своей когорте (один возраст), например, возраст достижения совершеннолетия.

Психологический возраст - развитие психических функций, процессов, свойств личности

Сравнивая совокупные показатели биологического, социального и психологического возрастов людей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих совокупных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хронологический возраст 18-20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, наоборот, он может быть намного больше. Зато у первых их хронологический возраст может отстать от уровня их психологического возраста. А у вторых психологический возраст не дотягивать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей социального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их биологический, и их социальный, и их психологический возрасты.

В реальности могут быть и иные варианты соотношений названных возрастов при оценивании других совершенно конкретных людей.

Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявления показателей биологического, социального и психологического возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Например, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его организма. И в то же время другой 20-летний человек по показателям своего биологического возраста может приближаться к биологическому возрасту 40-летнего человека, из-за систематических больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нарушений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприятных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток - девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, - по своим показателям значительно выше их хронологического возраста.

2. Развитие - латинское слово, появилось в Древнем Риме, означает "развертывание свертка при чтении": все, что уже написано в книге, разворачивается затем и в сознании читающего. В настоящее время слово "развитие" применяется повсеместно: развитие культуры, развитие общества, развитие языка и т.д.

Что же такое развитие в психологии? Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело - ответить на вопросы, что и как изменяется. Именно здесь начинаются расхождения.

Пользуясь схемой, предложенной Ю. Н. Карандашевым, рассмотрим, какие вари­анты здесь возможны.

Первый: развитие как рост. Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопле­ния) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представ­ляют собой количественные изменения. Физиологические изменения в возрасте половозрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках являют­ся, напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количест­во-качество» понятие роста относится к количественному аспекту развития.

Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно - од­номерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать разви­тие в аспекте роста значит ограничиться исследованием чисто количественных из­менений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассмат­риваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

Второй: развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редук­ция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непо­средственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком опреде­лении преувеличивается значение биологической наследственности и соответствен­но преуменьшается значение других сторон развития.

Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в пси­хологии достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста.

К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития - созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства человека, т.е. связи соматических и пси­хических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания.

О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упраж­нение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несуществен­ное) на характер происходящих изменений. Наряду с ограничением внешних усло­вий развития выделяют ряд признаков, указывающих на наличие процессов созрева­ния: 1) аналогичность возникновения и протекания; 2) возникновение в строго опре­деленном возрасте; 3) нагоняемость; 4) необратимость.

Третий: развитие как совершенствование. Это определение часто использует­ся в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предпола­гается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, не­понятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспита­нием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?).

Четвертый: развитие как универсальное изменение. В качестве одного из кри­териев для определения развития выдвигается требование общности, универсально­сти происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считать­ся предметом психологии развития.

Пятый: развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как систе­мы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершен­ствование, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет со­вершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непо­нятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенство­вании объекта в целом, то теперь - лишь о совершенствовании только его струк­туры. Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохра­няется только качественная.

Шестой: развитие как количественно-качественное изменение. В предыду­щем случае за основу был взят качественный характер изменений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах опреде­лений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качест­венному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в пони­мании развития. Однако исключая количественные изменения из определения раз­вития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные из­менения.

Седьмой: развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Не­удовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт постулирует наличие тесной, экзи­стенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

1) количественными/качественными,

2) непрерывными/дискретными, скачкообразными,

3) универсальными/индивидуальными,

4) обратимыми/необратимыми,

5) целенаправленными/ненаправленными,

6) изолированными/интегрированными,

7) прогрессивными (эволюционными)/ регрессивными (инволюционными).

Другие определения, тесно связанные с понятием развития:

Дифференциация - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно - она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями

Научение - это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения. Последние понимаются в самом широком смысле как обретение знаний, запоминание, усвоение установок, мотивов и т.д. Поскольку источником изменений при научении является внешняя среда (экзогенная регуляция развития), постольку научение является понятием, противоположным созреванию (эндогенная регуляция развития).

В общем смысле под научением понимают достижение прогресса путем целена­правленных усилий и упражнения (например, изучение глаголов, обучение чтению, езде на велосипеде и т.д.). Психологическое понятия научения шире: в него входят все более или менее продолжительные изменения поведения, происходящие на ос­нове опыта, упражнения или наблюдения. При этом не имеет значения, достигнут ли при этом какой-либо успех или наступившие изменения возникли непреднамеренно, спонтанно. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.

О научении мы не говорим в тех случаях, когда новое поведение (или изменение прежнего) вызвано: 1) созреванием функции, не зависящим от опыта и упражнения; 2) преходящим психологическим состоянием (утомлением, сенсорной адаптацией, медикаментозным влиянием и т.п.); 3) врожденными тенденциями реагирования (безусловные рефлексы, или инстинктивное поведение).

Запечатление (импринтинг). Понятие запечатления используется для обозна­чения процессов непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения ка­ких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже - продолжительного) воздействия конкретного образца. Именно таким обра­зом, к примеру, объясняются родительские модели поведения, унаследованные в детстве, проблемные черты характера. Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

Социализация (культурный социогенез). Очевидно, что каждый человек при нормальных условиях «врождается» в уже существующее общество с определенны­ми нормами поведения и переживания. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во взаимодействие со своим социальным окружением, прежде всего с ро­дителями, позднее - с отдельными лицами и группами - в школе, на работе и т.д. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представле­ния, нормы и роли. Благодаря этому опыту поведения и переживания постепенно ос­ваиваются значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Этот общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врас­тания в окружающее общество и культуру описывают понятием социализации.

В понятии социализации выделяют две стороны. Первая - это социальное ста­новление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая - социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адап­тации его к существующим ценностям, нормам, идеалам.

В современной психологии социализация рассматривается как общее название для гипотетического процесса социального научения, который характеризуется вза­имной интеракцией лиц, зависящих друг от друга или имеющих друг к другу отно­шение.

Т.о., развитие на разных этапах становления этого понятия рассматрива­лось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, нау­чение, запечатление, социализация.

Чтобы понять развитие, необходимо рассмотреть протяженность временной дис­танции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микро­генез.

Филогенез , или развитие вида, - это предельная временная дистанция, вклю­чающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завер­шая человеком. В сравнительных исследованиях поведения, основывающихся на филогенетическом методе анализа, рассматривается видотиповое поведение разных организмов на предмет выделения их общности и различий. Результатом этого ана­лиза является вывод об их общих биосоциальных закономерностях развития.

Антропогенез, или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, - это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез, или индивидуальное развитие, - это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма. Изменения от­дельных индивидов (или определенных их групп) в ходе онтогенеза составляют существенную часть предмета психологии развития. Очевидно, что понятие онто­генеза человека является частным в логическом отношении, но центральным с точ­ки зрения содержания психологии развития.

Микрогенез, или актуальный генез, - наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т.п. Сегодня эти процессы рассматриваются общей психологией и, в принципе, не требуют того, что­бы ими занимались возрастные психологи. Однако для психологии развития они важны в аспекте преобразования микрогенеза в онтогенез.

3. Психология развития как при­кладная отрасль

Психология развития прежде всего является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Выделяют 6 основных задач, относящих­ся к сфере применения психологии развития на практике:

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т.е. определение уровня развития. Последовательность возрастных изменений в виде описания количественных функций развития или качественных ступеней развития является классическим вопросом психологии развития. На этой основе выстраиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря кото­рым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает ответ на вопрос «как это возникло?», т.е. каковы причины и условия, приведшие к данно­му уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом уста­новок среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий а также - как идеальный случай - взаимодействия всех этих переменных. При этом психоло­гов интересуют не столько кратковременные сколько долговременные влияния фак­торов развития. Учитывается также знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих фак­торов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если..?», т.е. прогноз не только хода разви­тия, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учеб­ной и воспитательной работы - явно или неявно - предполагают прогноз даль­нейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причин­но-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушения хода раз­вития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача предполагает ответ на вопрос «что должно быть?», т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Как эмпирическая наука психология развития, в отличие от педаго­гики, нейтральна по отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэтому она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем она выполняет функцию обоснования тех или иных предложений и проектов если они согласуются с ее зна­ниями. И наконец, она выступает инициатором коррекции уже принятых решений, если исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспита­тельной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает от­вет на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы по­лучить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к не­желательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обосно­ванные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т.е. что дали коррекционные мероприятия. Современная психология развития воздерживается от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий. Она считает, что действительная оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влия­ния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той науч­ной парадигмой, которой придерживается психолог.

Связи психологии развития с другими науками

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содер­жанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой - сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде все­го для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтоге­неза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при ана­лизе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и мо­торного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изме­нениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие централь­ной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект-среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значи­тельно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить на­блюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их прове­дение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропо­логии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, прове­рить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благодаря расши­рению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие раз­ное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает

изучение детского фольклора (субкультуры). Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая тео­рия, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психоло­гия», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педа­гогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон пси­хики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психо­профилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнитель­ном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения воз­растных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологи­ей творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нарастает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (оли­гофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.).

Можно обнаружить сращивание психологии развития с психогенетикой, психо­лингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интересные работы в психологии развития, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол -- общественные науки, нижний правый -- философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, Обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Этопознавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

  • * генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
  • * дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
  • * возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);
  • * детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
  • * педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
  • * социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

  • * психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
  • * инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
  • * авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
  • * медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
  • * клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входитпатопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
  • * юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
  • * военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования -- факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -- с техническими науками, через педагогическую психологию -- с педагогикой, через социальную психологию -- с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии --психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Канадский ученый Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.

Загрузка...