domvpavlino.ru

Столкновения и борьба идей. Цивилизации Африки, которые уничтожили европейские колонизаторы

Большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Во все другие страны европейский империализм и поселенцы привнесли элементы западной цивилизации. В Южной Африке поселенцы из Голландии, Франции, затем из Англии насадили мозаичную европейскую культуру. Что самое главное, европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка “ниже” Сахары (субсахарская) может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Религия является центральной, определяющей характеристикой цивилизаций, и, как сказал Кристофер Даусон “великие религии - это основания, на которых покоятся великие цивилизации”. Из пяти “мировых религий” Вебера, четыре - христианство, ислам, индуизм и конфуцианство - связаны с основными цивилизациями. Пятая, буддизм - нет. Почему так случилось? Как ислам и христианство, буддизм рано разделился на два течения и, как христианство, не выжил на земле, где зародился. Начиная с первого столетия нашей эры одно из направлений буддизма - махаяна - было экспортировано в Китай, затем в Корею, Вьетнам и Японию. В этих буддизм был в различной степени адаптирован, ассимилирован местными культурами (в Китае, например, в форму конфуцианства и даосизма) или запрещен.

Таким образом, в то время как буддизм остается важной составляющей культуры в этих обществах, они не являются частью буддийской цивилизации и не идентифицируют себя подобным образом. Однако в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже существует то, что можно по праву назвать буддийской цивилизацией теравады. Кроме того, население Тибета, Монголии и Бутана исторически приняло ламаистский вариант махаяны, и эти общества образуют второй район буддистской цивилизации. Однако наиболее важен тот факт, что существует явное отличие буддизма, принятого в Индии, от его адаптации в существующую культуру в Китае и Японии. Это означает, что буддизм, являясь одной из главных религий, не стал базой ни для одной из основных цивилизаций.

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.


В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.
Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. Такими, например, были образования в Судане, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.
После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях, таких, например, как Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования соседних народов.
К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо); её влияние испытали и соседние народы. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. В районе Центральной Африки в течение XV-XIX вв. постепенно возникали различные государственные образования - Буганда, Руанда, Бурунди и др.
В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.


Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Мы живём в стремительно меняющемся мире, когда каждый день происходит множество судьбоносных для наций событий, но есть в нём и то, что формируется и остаётся практически неизменным десятилетиями, даже столетиями. Это цивилизации...
Именно они и стали объектами изучения на апрельских уроках географии в 10 классах. Было сделано более 200 фотографий, снято около 30 видеороликов, спето много песен, дети танцевали, играли на музыкальных инструментах, ели что-то необычное. И всё это прямо на уроке!

Предлагаю поближе познакомиться с некоторыми мировыми цивилизациями в понимании десятиклассников...
Но сегодня мы не просто посмотрим фото и видео, но и на самом деле узнаем много нового и интересного!

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3-4 тыс. лет до н. э.
А на вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, нет однозначного ответа. Учёный Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций :
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
3) японскую ;
4) исламскую ;
5) индуистскую ;
6) славяно-православную (или ортодоксально-православную);
7) африканскую (или негро-африканскую ) и
8) латиноамериканскую .
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными...

Текст самого материала про цивилизации довольно серьёзный... Но иллюстрировать его будут не картинки из интернета, а... дети, учащиеся 10 А, Б, В, Г классов. По датам на фото станет понятно, что представление цивилизаций происходило на нескольких уроках подряд. Было всё - от чтения сложнопонимаемых самими чтецами текстов, презентаций, докладов до представлений с танцами, домашних видеозаготовок, инсценировок, угощения. Но было соблюдено одно важное условие - о каждой цивилизации было рассказано и что-то особенное. Думаю, и показано тоже...

Теперь, предлагаю познакомиться с заданием , которое получили ребята. Они должны были подготовить презентацию одной из цивилизаций . Но именно так, презентацию цивилизации, а не "про цивилизацию". Приветствовалось наличие музыки, танцев, песен, угощения, иллюстраций, демонстраций . И вот, что у нас получилось....

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Это одна из самых древних цивилизаций: истоки относят к началу II тыс. до н.э. Кристаллизационное ядро индуистской цивилизации относится к бассейну рек Инд и Ганг.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. По легенде касты появились из частей тела бога Брахмы. Потому у людей разных каст такое разное значение в обществе.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия - индуизм (брахманизм).

Индуисты поклоняются Богу как у себя дома, так и в храмах. Можно прийти к Богу с помощью беззаветного служения (бхакти ), приобретения знаний и медитации (джняна ) или добрых дел (кармы ).

Некоторые индуисты отрекаются от мира. Они не женятся, носят особое оранжевое одеяние, живут либо в религиозных общинах, либо сами по себе, за счет милостыни.

Семьи, ведущие одинаковый образ жизни, заранее договариваются о браке своих детей. Семейная жизнь и работа индуистов напоминает о давней кастовой системе, где профессия человека и его место в обществе были определены с самого рождения.

Образование, жизнь в городах и новые законы препятствуют кастовой дискриминации.

Ганг считается священной рекой; каждый год в города, расположенные на его берегах, приходят тысячи паломников-индуистов.

Как основатель Индии почитается Махатма Ганди (1869 - 1948гг.), возглавивший индийский народ в борьбе за независимость и против владычества Великобритании (Индия долгое время была её колонией).

Одними из самых известных памятников индуистской цивилизации можно считать золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице).


Несколько видеофрагментов выступлений ребят:

ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно.

Но часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации.

Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны.

Но в отличие от Китая, более "скованного" традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность.

В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.

Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Видеофрагменты выступлений:

НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только "ни на что непохожести". Это крайнее суждение.

Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию.

Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту и др.

Характерные особенности данной цивилизации: эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой.

На развитие стран южнее Сахары сильное влияние оказали:

Колонизация,
-- работорговля,
--расистские идеи,
-- массовая исламизация и христианизация местного населения.

Большая часть негроидных народов Африки до 20 века не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно "высокие" религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения. Все это пришло к африканцам из других регионов.

Но хватит о серьёзном! Быть может, кто-то хочет бананов? Или попробовать почти настоящий кус-кус?

Не уверена, что хотели ВСЕ попробовать, но Владимир был очень настойчив, так что, попробовали!))))

И фото на память с африканским вождём...

Правда, почти настоящим!))))

Предлагаю посмотреть несколько видеофрагментов:

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Но есть ещё и европейская цивилизация... Это самое запутанное понятие и определение цивилизации, как по началу зарождения (от Древней Греции), так и по территориальному охвату. Кто-то считает, что северная Америка и Россия входят в её состав, кто-то Россию выделяет в некое отдельное евразийское образование. Последнее может быть и правильно, Россия - это не Европа.
А мы на уроках рассматривали именно Западноевропейскую цивилизацию...

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции.

При этом история Европы знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума.

"Вечный город" Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура "пропитывает" лишь поверхность остального мира.
Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире.
Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна.

Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере.

Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично ЮАР.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.).

Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в "заповедное поле охоты на краснокожих" не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери.
Однако ее проявления можно встретить повсеместно.

Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания "исконных" американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной "католизации" местного населения, обращению его в сторону западноевропейской цивилизации.

И все же длительное обособленное развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии "побеги" в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин "конфуцианская" указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется "небом" (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным "оком" государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох.

В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях.

Вот такие печеньки с предсказаниями получил каждый ученик нашего класса. Вернее, выбрал. Удивил Дмитрий, так удивил!!!

И каждый раз при выборе фото и видеофрагментов что-то остаётся за кадром ... Но не в этот раз. Надеюсь, ребятам понравилось и было интересно!
Но... не можем же мы завершить наш виртуальный урок так серьёзно?)))))))

Огромное спасибо Ване Куничкину , который собрал воедино все видеофрагменты!! Он проделал огромнейшую работу!!! А наши "Танцы" вообще выше всех похвал!
Все ребята молодцы! Самое главное, они очень старались! Уверена, что при подготовке выпускного видео мы к видеофрагментам ещё вернёмся!! Нашлось время и на пошутить, посмеяться, чуть покрасоваться перед противоположным полом... А что делать - это ведь дети!)))) И какие же они умницы, что не стеснялись, танцевали!! Пишу эти строки и понимаю - а ведь мой 10 А так и не станцевал...
Ну что ж, малышата, я подумаю об этом завтра! ;))

Вот такие у нас бывают уроки географии... И с котелком, наполненным только что приготовленным кус-кусом, и с танцами, и с печеньками с предсказаниями... Я надеюсь, что эти уроки запомнятся ребятам надолго!

А какие самые необычные уроки школьной поры запомнились Вам?

Конечно, чтобы рассказать об особенностях цивилизаций, мне помогали рассказы детей и два источника информации. Главный - наш учебник географии за 10 класс (издательство "Просвещение", Москва, 2016 год, авторы Ю.Н.Гладкий и А.В.Николина), а также сайт http://biofile.ru/geo/ , где информация из учебника была чуть более подробна...

Африканская цивилизация -- сглидно гео-политологу Хантингтону, одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское, но также иногда и православное: см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм, анимизм, язычество. В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей, государство зулусов -- Британской). К 1890 году, 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи, часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства -- Либерия и Эфиопия. Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР, в 1922 Египет, в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии. Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой. На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка -- самый бедный континент в мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус.

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей -- одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко -- не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой. Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни -- так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него.

Ее существование наиболее часто подвергается сомнению. Многообразие африканских народов, языков и культур к югу от Сахары дает некоторым ученым повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации. Это - крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. По мнению Л. Сенгора, бывшего президента Сенегала, философа (одного из авторов африканской идеологии «негритюда»), основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации, - эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. Сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете народов банту , манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

Упомянем достигшее расцвета в IV-VI вв. н.э. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южноарабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII-XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV- XVIII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне реки Конго, из числа которых лучше известно царство Конго. В Средние века в междуречье Замбези - Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией (ее создатели - земледельцы и скотоводы народов байту - образовали могущественную раннеклассовую державу - Моно- мотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др.). Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на Гвинейском побережье Африки.

Лишь на территории современной ЮАР в последние века складывались культура и искусство европейских колонистов-буров (африканеров), а затем англичан.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары существенное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - насаждавшимися миссионерами еврохристианскими нормами, было положено на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы разрушаются быстрее, чем формируются новые. Обнаружились трудности в адаптации африканцев к западным ценностям.

Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности. Здесь не сложились самостоятельно высокие религии (подобно христианству, исламу или буддизму), нс появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения - все это пришло к африканцам из других регионов. Однако, исходя из принципа рядополо- женности (равноправности) всех культур и цивилизаций, было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Загрузка...