domvpavlino.ru

Системы пожарной сигнализации. Зрительная сигнализация судов Звуковые средства связи и сигнализации

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая «красная кнопка», предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.


Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа-сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы





Цифровые вымпелы



Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Обеспечение безопасного плавания судов достигается строгим соблюдением «Правил плавания по внутренним судоходным путям ». В них изложены основные положения, определяющие порядок несения судовых сигнальных огней и знаков, правила движения, стоянки судов и составов, порядок расхождения и обгона судов и т. д.

Действие Правил плавания распространяется на все суда и составы (независимо от их принадлежности), плавающие по внутренним судоходным путям, а также на все плавучие сооружения.

На участках рек в границах морских портов и в низовьях рек, входящих в зоны морского ведомства, действуют Международные правила для предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

В дополнение к Правилам плавания издаются местные правила плавания, в которых рассматриваются особенности судоходства в конкретном бассейне.

Правилами плавания установлены минимальные запасы воды под днищем судов, требования к содержанию пути и судоходной обстановки, а также определены права и обязанности работников пути в отношении содержания водных путей. В разделе «Движение судов» даются указания, относящиеся к расхождению и обгону судов, прохождению их под мостами, через шлюзы, при выходе в водохранилища и озера.

Средствами информации между судами, находящимися в движении, служат зрительные и звуковые сигналы.

Средствами зрительной сигнализации являются сигнальные огни, действующие от захода до восхода солнца. Огни бывают ходовые, зажигаемые на судах и плотах при движении, и стояночные, включаемые на судах и плавучих сооружениях во время их стоянки.

Во время движения самоходное судно несет:

Бортовые огни - красный с левого борта и зеленый с правого; каждый из них освещает горизонт по дуге 112,5°, считая от носа судна;

Гакабортные огни - один сзади трубы (гаковый), видимый по дуге горизонта в 135°, и два на задних торцовых стенках палубных надстроек, видимых по дуге горизонта в 180°. На судах с шириной корпуса менее 5 м устанавливается только один гаковый огонь. Цвет гакабортных огней - в зависимости от способа движения и рода перевозимого груза (табл. 5, № 16-20);

Топовые огни - на передней мачте. Они должны быть видимы впереди судна по дуге горизонта 225°. Их различают по количеству и цвету в зависимости от назначения судна и характера выполняемой им работы (табл. 5, № 1-15).

На стоянке самоходные суда несут один белый клотиковый огонь на мачте, видимый по горизонту на 360°, белый огонь на краю капитанского мостика со стороны фарватера и гакабортные огни.

Землечерпательные снаряды во время работы должны иметь один зеленый клотиковый огонь, видимый со всех сторон, огни на плавучем грунтопроводе (через 50 м по его длине) и по одному огню на палубе - на корме и на носу. Цвет огней - красный, если отвал грунта производится в сторону правого берега, и белый при отвале грунта в сторону левого берега.

Дноочистительные снаряды, брандвахты и другие суда технического флота несут те же огни, что и несамоходные суда, за исключением водолазных кранов, на которых в ночное время поднимаются (на мачте) два вертикально расположенных зеленых огня, днем - два зеленых флага.

Несамоходные суда длиной более 50 м во время буксировки и на стоянке несут два белых огня - по одному на носу и на корме, при длине судна менее 50 м - один белый огонь на мачте. Огни видимы по горизонту на 360°.

Несамоходные суда с нефтегрузами, кроме указанных выше огней, поднимают один или два красных огня на мачте в зависимости от класса перевозимого нефтепродукта.

В дневное время на судах, перевозящих нефтепродукты, на мачте поднимаются красные квадратные флаги (один или два) в зависимости от класса нефтепродуктов.

При встречах и обгонах суда обмениваются световыми отмашками (миганием белого огня на капитанском мостике), указывая этим сторону расхождения или обгона.

В дневное время для этой цели используются квадратные флаги белого цвета (отмашки или светоимпульсные лампы-отмашки (СИО).

Звуковые сигналы (гудки, свистки, звуки сирены) подаются судами при расхождении и обгоне, при проходе мимо работающих земснарядов, шлюзов, при маневрировании и других обстоятельствах, связанных с управлением и движением судна.

Запрещается выходить судам в плавание при следующих обстоятельствах: отсутствии удостоверения Речного Регистра на годность судна к плаванию или по истечении его срока действия; при водотечном корпусе, неисправности водонепроницаемых переборок, коффердамов или палубы; если судно перегружено пассажирами или грузом сверх установленной нормы; при неисправном рулевом устройстве; когда на судне не имеется якорей или вес их не соответствует нормам Речного Регистра и не отвечает требованиям Правил технической эксплуатации; если на судне не имеется спасательных, противопожарных и водоотливных средств по нормам Речного Регистра, а также при неудовлетворительном их состоянии; если на судне неисправны звуковые и световые сигналы, средства связи, а также отсутствуют сигнальные огни (все или даже один); при отсутствии исправно действующего компаса и карт района плавания на озере и водохранилище.

Классификация средств сигнализации. На судах морского флота сигнальную службу несут вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос.

Все морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в точном соответствии с Правилами Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Исправное состояние, постоянная готовность судовых сигнальных средств и правильная организация сигнальной службы - необходимые условия успешного и безаварийного плавания.

Внутренняя сигнализация (авральная, пожарная, трюмная, температурная, служебная) играет важную роль в обеспечении безопасности судна, груза и людей на борту. Авральная сигнализация оповещает об объявленном общесудовом аврале; пожарная - о месте пожара; трюмная и температурная - об изменениях температуры или появлении воды в трюмах; служебная позволяет быстро оповестить любого члена экипажа или вызвать его в назначенное место.

Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические.

Зрительными средствами связи являются:

Флажные - Международный свод сигналов (МСС);

Семафорные - ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры - шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;

Световые - отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др.

Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.

Радиотехническими средствами связи являются судовые радиотелеграфные и радиотелефонные станции.

Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 - буквенных, четырехугольной формы; 10 - цифровых, треугольных; 3 - треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг - вымпел свода - служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).

Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.

Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:

Однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл. 11);

Двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел: бедствие - авария, несчастные случаи - повреждения, средства навигационного оборудования - навигация - гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология - погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;

Таблица 11


трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.

Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения.

Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца.

Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.

На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение.

Судоводители обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.

Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм. Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе.

Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену.

Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение.

Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды.

Радиотехнические средства связи. Минимум обязательного радиооборудования для каждого судна в зависимости от района плавания и назначения определяется Правилами Регистра СССР.


VI. ДНЕВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VIII. ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
IX. СИГНАЛИЗАЦИЯ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОДНОГО ПУТИ
X. ДВИЖЕНИЕ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
XI. ПРАВИЛА СТОЯНКИ
XII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Минимальные запасы
Требования к размещению на судах знаков визуальной сигнализации
Дальность видимости судовых огней
Звуковые сигналы
Знаки

VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

95. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

96. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

  • флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
  • частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
  • ракеты красного цвета;
  • медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода – два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне – два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые – за левую).

99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем – сигнальный флаг "А".

100. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем – два сигнальных флага "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

  • днем – три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;
  • ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, – два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

  • ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний – зеленый, нижний – белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);
  • днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

106. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

107. Суда, занимающиеся устранением девиации, несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв "О" и "Q" международного свода сигналов ("О" – двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала "Q", "Q" – желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

Загрузка...