domvpavlino.ru

План холодная война причины и. Холодная война: план Аллена Даллеса. Класс делится на группы

  • 5. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в хiii-хv вв.
  • 6. Особенности формирования русского централизованного государства в хiv-хVвв.
  • 7. Развитие русской культуры х-хii вв.
  • 8. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе хvi в.
  • 9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (хv-хvi вв.)
  • 10. Русская культура в хiv-хvIвв.
  • 11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.
  • 12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.
  • Земские соборы
  • Созыв собора
  • Кандидаты на престол
  • 13. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.
  • 14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
  • 15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России.
  • 16. Русская культура в хviiIв.
  • 17. Европа в хviiIв.: Европейское Просвещение и рационализм.
  • 18. Александр I: попытки реформирования российского общества.
  • 19. Европейские революции хviii-хiх вв. (Франция, Германия, Италия).
  • 20. Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.
  • 21. Русская культура хiх вв.
  • 22. Развитие Европы в конце хiх в. Новый этап экономического развития.
  • 23. Международные конфликты и войны конца хiх-начала хх вв.
  • 24. Особенности развития российской экономики конца хiх-начала хх вв.
  • 25.Революция 1905-1907 гг. В России. Причины, основные этапы, результаты.
  • 26. Первая Мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги.
  • 27. Революция в России в 1917 г.: от февраля к октябрю
  • 28. Социально-экономические, политические, национальные и культурные преобразования Советской власти (октябрь 1917г. - весна 1918 г.)
  • 29. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939гг.)
  • 30. Политический кризис начала 20-х гг. В Советской России. Переход от «военного коммунизма» к нэПу.
  • 31. Приход нацистов к власти в Германии (1933г.).
  • 32. Основные направления и итоги «Нового курса» ф. Рузвельта в сша. (30-е гг. Хх в.)
  • 33. «Народные фронты» в Европе в 30-е гг. Хх в.: Франция, Испания
  • 34. Советская внешняя политика в 30-е гг. Хх в. Международный кризис 1939-1941гг.
  • 35. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны (1939-1941гг.).
  • 22 Июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, напала на ссср.
  • 36. Нападение фашистской Германии на ссср. Великая Отечественная война советского народа: основные этапы.
  • 37. Война ссср с Японией (1945г.). Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.
  • Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)
  • 39. Усиление конфронтации двух мировых систем. Корейская война. Революция на Кубе. Карибский кризис (1962г.).
  • 40. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве (1953-1964гг.)
  • 41. Попытки обновления социалистической системы в ссср. «Оттепель» в духовной сфере.
  • 42. Крах мировой колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. (60-е гг. Хх в.)
  • 43. Основные направления развития мировой экономики в 1945-1991гг. Создание и развитие международных финансовых структур.
  • 44. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 -1989гг. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии ссср.
  • 45. Развитие европейской экономической интеграции. Маастрихский договор: рождение Европейского Союза. (80-е -90-е гг. ХХв.).
  • 46. Россия в 90-е гг. Хх в. (политика, экономика, культура). Отношения Российской Федерации со странами снг.
  • Отношения Российской Федерации с другими странами снг
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)

    Начало холодной войны

    Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», - говорил американский лидер.

    9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

    Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», - признался позже один из американских разведчиков 1 .

    Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

    В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г. Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР 2 .

    История в ТЕРМИНАХ

    Холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверх­держав - США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

      гонка вооружений, в первую очередь разработка и размешение новых видов оружия массового поражения, нарашивание их количества;

      противостояние военно-политических блоков;

      прямое военное противостояние в локальных войнах;

      борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов;

      «психологическая война» - подрывная пропаганда, поддержка оппозиции;

      ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

    Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

    Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию:

    Создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству;

    Поддержка угодных США правительств;

    Защита экономических интересов американских монополий.

    Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

    США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

    В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими войсками, было провозглашено образование Германской Демократической Респу­блики.

    За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

    Конспект урока на тему «Холодная война».

    Предмет: история

    Учитель: Максимова Виктория Михайловна

    Класс: 11

    Тема урока: «Холодная война»

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: традиционная

    Вид урока: проблемный урок

    Цели урока:

    1) Образовательные

    Раскрыть понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

    Уяснить изменения положения СССР в мире в результате победы в Великой Отечественной войне; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства;

    Сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

    Определить виновников «холодной войны».

    2) Развивающие:

    Работать над развитием устной речи;

    Развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;

    Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

    Продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

    Развивать у учащихся навыки работать в группе;

    Работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания;

    Продолжить развитие критического мышления у учащихся.

    3) Воспитательные:

    Продолжить формирование интереса к истории;

    Способствовать нравственному воспитанию учащихся;

    Воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.

    Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», план Маршалла, Коминформ, СЭВ, «доктрина Трумэна», НАТО, ОВД.

    Отдельные элементы технологий:

    1. Развитие критического мышления (синквейн, «толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»).
    2. Технология проблемного обучения.
    3. Групповая технология.
    4. Здоровьесберегающая технология.

    План урока:

    1. Орг. Момент.

    2. Актуализация знаний пройденного материала.

    3. Мотивационный этап.

    4. Организационно-деятельностный.

    6. Домашнее задание.

    Ход урока:

    1. Орг. момент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы общения.

    2. Актуализация знаний пройденного материала по теме «Вторая мировая война 1939-1945 гг.».

    На доске представлена «Ромашка Блума» . Учащиеся выбирают лепестки и отвечают на поставленные вопросы.

    Тип вопроса

    Вопрос

    Простой

    Когда была Вторая мировая война?

    Уточняющий

    Правда ли, Московская, Сталинградская и Курская битвы имели решающее значение не только в ВОВ, но и во Второй мировой.

    Объясняющий

    Почему СССР удалось одержать победу в Великой Отечественной войне?

    Творческий

    Что изменилось бы, если бы Гитлеру удалось захватить Советский Союз?

    Оценочный

    Какое значение имел СССР в победе над фашизмом?

    Практический

    Ввязались ли бы в войну против Японии, оказавшись на месте Сталина?

    3. Мотивационный этап.

    Эпиграф урока:

    Не может быть и речи о единомыслии разных наций,

    но все нации должны знать друг о друге, понимать друг друга,

    а те, между которыми невозможна взаимная любовь,

    должны научиться по меньшей мере, терпеть друг друга.

    И.В.Гете.

    4. Организационно - деятельностный этап.

    Вступительное слово учителя:

    В 1945 г. закончилась Вторая мировая война, одна из самых страшных и кровопролитных страниц в истории всего человечества, где СССР стал победителем. Армия Советского союза была самой мощной и многочисленной, ее страшился весь мир, даже Америка. Но США обладали ядерной монополией, что ни могло не беспокоить СССР. Отношения между двумя сверхдержавами ухудшались. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

    Да, вы не ослышались, а почему же США мы называем сверхдержавой, а сами американцы причисляют себе победу во Второй мировой войне?

    Между СССР и США возник новый вид соперничества за мировое господство, которое все чаще характеризовалось как «холодная война». Таким образом, мир был поделен на 2 части и получил название биполярного.

    Две ваши группы получают названия СССР и США.

    Тема урока Холодная война

    Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в феврале 1946 г. заявил: «Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

    Третья группа будет представлять ООН.

    Как вы думаете, какими причинами была вызвана «холодная война»?

    Конфликтность в отношениях между СССР и США была вызвана: 1) идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения.

    Итак, перед нами встает задача - выяснить понятие «холодная война».

    «Холодная война» – политическое, военное, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США.

    5 марта 1946 г. Речь У. Черчилля в Фултоне. Указание на коммунистическую угрозу и призыв к сплочению против СССР. Начало «холодной войны».

    В чем смысл речи Черчилля? Почему он решает, что необходим жесткий курс в отношении СССР?

    Какую реакцию вызвала речь У. Черчилля у руководства СССР?

    И.В Сталин в своем интервью корреспонденту газеты «Правда» прокомментировал речь Черчилля как «призыв к войне»

    Предлагаю заполнить «концептуальную» (сравнительную) таблицу, чтобы рассмотреть все стороны проявления «холодной войны». Заполняется таблица совместно с учащимися, которые предварительно изучили необходимые исторические документы.

    Признаки

    США

    СССР

    Политико-идеологическое противоборство

    Реакция США не заставила себя ждать.

    Какое основное содержание доктрины?

    12 марта 1947 - «доктрина Трумэна» - сдерживание коммунизма; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР.

    Как Молотов оценивал внешнюю политику И. Сталина?

    1945-1949 гг . – установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, Северной Корее, Китае

    Как в СССР отреагировали на «доктрину Трумэна»

    25 сентября 1947 г. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

    1947 – 1956 гг. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

    «Железный занавес» - образное выражение, обозначающее информационный и политический барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и других социалистических стран от капиталистических стран Запада и США.

    Экономическая конфронтация

    (5 июня 1947 г., вступил в силу с апреля 1948 г .) План Маршалла – экономическая помощь странам Западной Европы при условии выведения коммунистов из состава правительства. СССР отказался.

    1957 г. Европейское экономическое сообщество

    25 января 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – экономическое объединение социалистических стран. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия

    Военно-политические союзы

    4 апреля 1949 г. НАТО (Организация Североатлантического договора). США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.(сейчас 28 стран)

    14 мая 1955 г. ОВД (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы). СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Гонка вооружений

    Локальные конфликты

    1949 г. раскол Германии ФРГ ГДР )

    КНДР ) (просоветская)

    1946-1954 гг. : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам

    Как вы думаете, можно ли было избежать «холодной войны»?

    Избежать «холодной войны» было нельзя, т. к. США действовали жёстко и наступательно, использовали агрессивно-обвинительную риторику против СССР, обостряя ситуацию; их беспокоил позитивный авторитет СССР и коммунистической идеологии в мире, война не оправдала их надежд на ослабление советского государства. В свою очередь, СССР не мог согласиться на отказ от своих стратегических интересов: слишком дорогой ценой за это было заплачено.

    А почему противостояние между странами получило название «холодной войны», а не «горячей»?

    Сейчас нам предстоит выяснить, так кто же виновен в развязывании «холодной войны»?

    Учащиеся от команд США и СССР выходят и присоединяют магниты к доске определенного цвета, при этом называя факты противостояния СССР и США. Группа ООН делает вывод.

    Проблема

    Причины

    Вывод

    Кто виновен в развязывании «холодной войны»?

    Идеологическая война

    Экономическая конфронтация

    Военные блоки

    Гонка вооружений

    Локальные конфликты

    СССР и США виновны в развязывании «холодной войны».

    Факты

    «доктрина Трумэна»

    План Маршалла

    НАТО

    1945 атомная бомба

    Раскол Германии

    Корейская война

    Война во Вьетнаме

    Доктрина А. Жданова

    Комиинформ

    «Железный занавес»

    СЭВ

    ОВД

    1949 атомная бомба

    Учитель приводит мнение американского ученого Дж. Геддиса на то, кто виновен в развязывании «холодной войны»:

    «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

    «…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…»

    5. Рефлексивно-оценочный этап.

    Составить синквейн «война»

    1 строка – название темы

    2 строка – это определение темы в двух прилагательных

    3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

    5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

    война

    холодная идеологическая

    противостоит влияет догоняет

    конфронтация между СССР и США

    противостояние

    По окончании урока учитель подводит итоги:

    «Холодная война» - страшный период в мировой истории с 1945 по 1991 г. - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

    6. Домашнее задание.

    Документы США.

    12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн выступил с новой внешнеполитической программой. Ниже приводятся ключевые пункты этого документа.

    (Извлечение)

    В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы.

    1. Создание американских баз в восточной части Средиземноморского бассейна с целью утверждения в этой зоне американского господства.
    2. Демонстративная поддержка реакционных режимов в Греции и Турции в качестве бастионов американского империализма против новой демократии на Балканах (оказание военной и технической помощи Греции и Турции, предоставление займов).
    3. Непрерывный нажим на государства новой демократии, выражающийся в фальшивых обвинениях в тоталитаризме и в стремлении к экспансии, в атаках на основы нового демократического режима, в постоянном вмешательстве во внутренние дела этих государств, в поддержке всех антигосударственных, антидемократических элементов внутри стран, в демонстративном прекращении экономических связей с этими странами, направленном на создание экономических трудностей, на задержку развития экономики этих стран, на срыв их индустриализации и т. д.

    1. Почему президент США выступил с новой программой?

    2. Каково основное содержание «доктрины Трумэна»?

    3. Какие обвинения в адрес СССР и его союзников выдвинул президент США?

    «План Маршалла».

    5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала (1880–1959) изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошел в историю под названием «план Маршалла». Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревалось выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривал оказание помощи и Западной Германии.

    В своем выступлении Маршалл упомянул о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран. Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил. В соответствии с планом Маршалла к 1953 г. США планировали ассигновать на оказание помощи странам Европы 13 миллиардов долларов. Содействуя восстановлению европейской экономики, этот план оказался весьма прибыльным и для американской экономики. Полученные европейцами средства использовались ими прежде всего для приобретения в США необходимых товаров и оборудования, которые подлежали доставке в европейские страны исключительно на американских кораблях.

    Вплоть до начала войны в Корее (1950–1953) помощь, оказываемая Соединенными Штатами Европе, не включала военную помощь. Позднее на Западе сложилось убеждение, что план Маршалла сыграл исключительно важную роль в предотвращении распространения коммунизма на европейском континенте.

    Печатается по изд.: История США. Хрестоматия… С. 274–277.

    Из многостороннего Договора о создании Организации Североатлантического договора (НАТО)

    Создание НАТО имело колоссальное значение для сохранения баланса сил между сверхдержавами, миром «капитализма» и «социализма». Договор об атлантической солидарности, подписанный в столице Бельгии, не утратил своего значения до настоящего времени.

    <...> Статья 2. Договаривающиеся Стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению условий стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

    Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

    Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава ООН, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности...
    1. В чем, на ваш взгляд, значение Североатлантического договора?

    2. Какие статьи свидетельствуют о его оборонительном характере?

    3. Найдите на карте государства, вступившие в НАТО. Какую позицию в отношении блока занял Советский Союз?

    Документы СССР.

    Из воспоминаний В.М. Молотова:

    В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал - Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». - «А ты потребуй!.. Понадобилась нам после войны! Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу... В то же время Азербайджан претендовал - увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать - никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то нетурецкое население... И армянам хотели Арарат отдать.

    Мнение современного историка:

    В 1947 году было создано Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

    Согласно Доктрине А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР).

    Из интервью И.В. Сталина корреспонденту газеты "Правда" относительно речи У. Черчилля, 14 марта 1946 г.:

    По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <...> Возможно, что кое-где склонны предать забвению (...) колоссальные жертвы советского парода, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <...>

    Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов(...>

    Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против "Восточной Европы ". Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.

    Доктрина Жданова.

    " Сформировались две противоположные политические линии : на одном полюсе политика СССР и демократических стран , направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии , направленная на усиление империализма и удушение демократии... Таким образом, образовались два лагеря – лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидацию остатков фашизма".

    О создании Совета Экономической Взаимопомощи

    В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

    Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

    Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

    Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы (Варшавский договор)

    Ответом на возникновение НАТО со стороны социалистических стран во главе с СССР явилось подписание союзного договора в столице Польши Варшаве. Это событие свидетельствовало о завершении формирования биполярной системы международных отношений после Второй мировой войны. Холодная война вступила в свою самую острую фазу.

    Договаривающиеся Стороны, вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

    Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

    Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

    Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...
    В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утрачивает свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора. <...>


    1. Сравните договоры о создании НАТО и ОВД. Какие пункты этих документов фактически совпадают?

    2. Какова аргументация создателей обоих военно-политических блоков? Почему их возникновение означало формирование биполярной системы международных отношений?

    Документы ООН.

    Раскол Германии.

    В 1946-1947 гг. происходит объединение американской и британской, а затем и французской зон оккупации в одну и создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти. В западной зоне приняли помощь по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута. В западной зоне в 1948 г. провели сепаратную денежную реформу. С 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. установлена блокада Западного Берлина советскими войсками (в это время был создан так называемый «воздушный мост» - американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий). 8 мая 1949 г. была принята западногерманская конституция и выборы в бундестаг.

    1949 г. раскол Германии : 23 мая Федеративная Республика Германия (ФРГ ), 7 октября Германская Демократическая Республика (ГДР )

    Воздушный мост спасает Западный Берлин

    Советская блокада Западного Берлина, находившегося под контролем американских, британских и французских войск, привела летом 1948 г. к острому кризису в самом центре Европы.

    23 июня 1948 г. телетайпы в редакциях газет Западного Берлина отстучали короткое сообщение, отправленное из Восточного сектора: «Советская военная администрация вынуждена остановить движение всего пассажирского и грузового транспорта в Берлин и из него с 6 часов из-за технических трудностей».
    Этот шаг был расценен как решение русских выдворить западные державы из Берлина.

    В 1945 г. по соглашению с западными державами русские войска оккупировали Берлин и до прихода американцев установили там военное управление. Англия и Франция затем также присоединились к управлению Берлином, как перед этим они присоединились к союзной контрольной администрации всей Германии, разделенной на 4 зоны. Однако Берлин находился в глубине территории Советской зоны, и Сталин не собирался делить город ни с кем.

    На следующий день после объявления блокады было совершено 32 полета; самолеты доставили в Западный Берлин 80 т молока, муки и лекарств. Американские и английские летчики, отправляясь с 6 баз ВВС, приземлялись в 2 берлинских аэропортах - Гатов и Темпельхов - все дни недели, днем и ночью, делая перерыв лишь на несколько часов для сна. К середине июля Берлин получал ежедневно по 2250 т грузов.

    К январю 1949 г. запасы угля в Берлине уменьшились до недельной нормы. Но когда зима отступила, город снова вздохнул. Русские начали осознавать, что продолжение блокады ничего не даст. Да и союзникам [США, Англии и Франции] не хотелось сохранять такое положение бесконечно. Обе стороны были заинтересованы в урегулировании и по истечении нескольких месяцев переговоров пришли к соглашению.

    Ранним утром 12 мая 1949 г. сотни людей собрались у пропускного пункта на автодороге, ведущей в Берлин. Караван грузовиков с Запада, украшенных цветами, возглавлял автомобиль с репортерами. Проехав по территории Восточной Германии, он въехал в Берлин. Вскоре снабжение города было восстановлено, и жители, по крайней мере те, у кого были западногерманские марки, могли купить все, что нужно.

    1. Почему сталинское руководство пошло на такой шаг, как блокада западных секторов Берлина?

    2. Как проводилась блокада и как она преодолевалась?

    3. Мог ли, на ваш взгляд, кризис вокруг Западного Берлина привести к новой мировой войне?

    1950-1953 гг. Корейская война : Южная Корея (проамериканская) и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР ) (просоветская)

    Наиболее крупный конфликт произошел в Корее. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. были проведены выборы в парламент, провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобожденной советским войсками, в августе 1948 г. была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, сформированное коммунистами, и правительство Южной Кореи претендовали на то, что они являются единственно законным представителем корейского народа.

    Попытка объединения страны силой оружия, предпринятая КНДР в 1950 г., едва не увенчалась успехом. Однако США, воспользовавшись тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, провели через ООН резолюцию, провозглашавшую Северную Корею агрессором. Вооруженные силы США и ряда союзных им стран под флагом войск ООН высадились в Корее и заняли почти всю ее территорию.

    В начавшейся войне 1950-1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников впервые вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь корейским коммунистам; в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия, до заключения перемирия, приобрели позиционный характер.

    1946-1954 гг. война Вьетнама за независимость : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) (просоветский).

    Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции - США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск, наиболее серьезным из которых была капитуляция крепости Дьенбьенфу, было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства - Северный и Южный Вьетнам.

    Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже, Фултон (США), 5 марта 1946 г. «Мускулы мира»:

    Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов.

    По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны, я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем.

    1. Какие аргументы приводит У. Черчилль в пользу проведения более жесткого курса по отношению к СССР?

    2. Что такое железный занавес (завеса) в его понимании?

    3. Чем объясняется свертывание сотрудничества держав Антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны?

    Экономическая конфронтация

    Военно-политические союзы

    Гонка вооружений

    Локальные конфликты

    Составьте синквейн

    1. война

    Домашнее задание.

    § 27, заполнить, подготовить по 3 тонких и толстых вопроса по изученной теме, вписать в таблицу.


    Международные отношения после Второй мировой войны стали эпохой противостояния двух социально-политических систем: капитализма и социализма. Это противостояние получило название Холодной войны. Ее первый этап относится к 1949-1953 гг.

    Предпосылки Холодной войны

    На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:

    • процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);
    • судьба колониальных владений;
    • послевоенное положение Германии и Франции;
    • западные границы СССР и др.

    В последний раз союзные главы государств и правительств встретились на Потсдамской конференции (июль-август 1945 гг.).

    Рис. 1. Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции. 1945 г..

    В итоге были приняты решения по послевоенному устройству Европы:

    • перестройка политической жизни Германии на демократической основе;
    • закрепление за союзниками зон оккупации;
    • признание влияния СССР в Центральной и Восточной Европе.

    Единство союзников на Потсдамской конференции сохранялось только за счет продолжающейся войны с Японией.

    Ядерное оружие

    С конца 30-х гг. США, Германия, Великобритания и СССР ведут активные разработки ядерного оружия. В США эти работы получили название “Манхэттенского проекта”.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    В июле 1945 г. первая атомная бомба была успешно испытана на полигоне в штате Нью-Мексико. В начале августа США впервые применили атомное оружие против Японии. Огромная разрушительная мощь поразила весь мир и стала основанием для американской идеи о мировом господстве.

    Рис. 2. Макет бомбы “Малыш”, сброшенной на Хиросиму.

    4 сентября 1945 г. в США был разработан первый план атомной войны против СССР, по которому бомбардировке должны были подвергнуться 20 крупных городов.

    Превосходство США сохранялось до 1949 г., пока атомная бомба не была изобретена в СССР. С этого времени начинается гонка вооружений – одна из главных составляющих Холодной войны.

    Этапы нарастания конфронтации

    Когда началась Холодная война? 5 марта 1946 г. в Фултоне У. Черчилль в присутствии американского президента Г. Трумэна произнес речь о необходимости уничтожения СССР, как “империи Зла”.

    Эта речь и дата ее произнесения считаются началом Холодной войны.

    • экономическая, финансовая и военная помощь всем некоммунистическим режимам;
    • право США вмешиваться в события в любой точке земного шара.

    В апреле 1949 г. был образован Североатлантический союз (НАТО) во главе с США. В ответ в 1955 г. СССР и страны Восточной Европы создали военно-оборонительный союз, получивший название Варшавского договора.

    Корейская война

    Первой “горячей точкой” Холодной войны стала война в Корее. Мирное урегулирование в результате Второй мировой войны разделило страну на северную (просоветскую) и южную (проамериканскую) половины.

    Рис. 3. Танки сил ООН в Сеуле. 1950 г..

    До сих пор идут споры о том, кто развязал войну. В 9 классе нужно запомнить следующее:

    • война началась в июне 1950 г.;
    • 15 стран ООН направили в Южную Корею свои войска;
    • на стороне Северной Кореи выступил Китай;
    • Советский союз оказывал помощь Северу техникой и военными специалистами.

    Летом 1953 г. было подписано мирное соглашение, которое закрепило разделение страны на Северную и Южную Корею по 38 параллели.Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 127.

    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» странами народной демократии. На заключительном этапе второй мировой войны Красная Армия вступила в страны Восточной Европы. Их стали называть странами народной демократии. Сталинская политика с её методами насилия стала применяться там ещё до того, как кончилась война. Европа после второй мировой войны.




    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» железный занавес. Уже в мае 1945 года, через несколько дней после окончания войны в Европе, Черчилль телеграфировал Трумэну, что над советским фронтом опустился железный занавес. «Железный занавес» (американский пропагандистский плакат).


    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 5 марта 1946 года в Фултоне (США). Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 года в Фултоне (США). В своём выступлении Черчилль предостерегал мир от растущей угрозы коммунизма. Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 года). «Черчилль пугает мир угрозой коммунизма».




    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 12 марта 1947 года 12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил перед Конгрессом с предложением оказывать помощь всем странам, которым грозит опасность коммунистической экспансии. доктрины Трумэна. Эти принципы стали основополагающими положениями т.н. доктрины Трумэна. Текст доктрины Трумэна. Гарри Трумэн – 33-й президент США.


    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» план Маршалла. Одним из первых мероприятий по осуществлению доктрины Трумэна стал план Маршалла. Своё название он получил по имении тогдашнего госсекретаря США Джорджа Маршалла. Подписание плана Маршалла (1948 год).Джордж Маршалл.


    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении странам Европы в 1948 – 1952 годах долларов для восстановления разрушенной экономики. Страны Восточной Европы под нажимом СССР от американской помощи отказались. Европейские государства, получившие помощь от США по плану Маршалла.




    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» январе 1949 года Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 года СССР и страны Восточной Европы учредили Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Взаимная экономическая помощь вместо американской помощи – таков смысл, вложенный в название этой организации. Страны-участницы СЭВ (по состоянию на 1980 год).


    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» апреле 1949 года Организация Североатлантического договора (НАТО). В апреле 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Этот блок создавался, прежде всего, для защиты его участников. Подписание Североатлантического договора.


    НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» мае 1955 года Организация Варшавского договора. В мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. Это был военно-политический союз под эгидой СССР. к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Таким образом, к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Подписание Варшавского договора.








    КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950 – 1953) Корейская война завершилась в 1953 году. За три года ожесточённых боёв погибло более корейцев, китайцев и около американцев. Каждая из сторон провозгласила свою победу. Завершающий этап Корейской войны.




    СУЭЦКИЙ КРИЗИС (1956) октябре 1956 года В октябре 1956 года израильские войска вторглись в Египет и стали быстро приближаться к Суэцкому каналу. Вскоре на территорию Египта были введены английские и французские войска. 6 ноября 1956 года Однако 6 ноября 1956 года при посредничестве ООН было подписано перемирие. В 1957 году израильские войска покинули территорию Египта. Суэцкий канал стал законной собственностью Египта. Суэцкий кризис (1956 год).




    БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС (1961) В 1955 году страны Запада признали ФРГ, а СССР – ГДР. Власти ФРГ не признавали ГДР и заявляли, что разорвут отношения с той страной, которая это сделает (исключение было сделано только для СССР). В 1958 году Москва потребовала вывода войск бывших союзников из Западного Берлина.






    КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В январе 1959 года на Кубе был свергнут режим диктатора Батисты. К власти пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, который в своей политике ориентировался на СССР. США стали финансировать борьбу кубинских эмигрантов против режима Кастро. Диктатор Батиста.Фидель Кастро и Никита Хрущёв.


    КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) Летом 1962 года Вашингтону стало известно о размещении на Кубе советских ракет средней дальности. Карта Кубы с изображением мест базирования советских ракет средней дальности. Снимок советской ракетной базы на Кубе, сделанный американским самолётом-разведчиком.




    КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В ответ на размещение советских ракет президент США Кеннеди заявил о введении карантина вокруг Кубы. Карантин имел целью воспрепятствовать доставкам вооружения на Кубу. СССР в ноябре 1962 года демонтировал ракеты, а США прекратили блокаду Кубы. Встреча президента США с командующим ВВС США. Встреча президента США с советскими дипломатами.


    ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1945 году лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам. В 1946 году между Францией и Вьетнамом началась война, которая длилась 8 лет. Французский Индокитай. Хо Ши Мин.Бой с участием французских десантников (1952 год).


    ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1954 году в Женеве были подписаны соглашения о прекращении огня в Индокитае. Во Вьетнаме образовалось фактически два государства, которые начали борьбу друг против друга. В этой борьбе Северному Вьетнаму оказывал поддержку СССР, а Южному – США. Северный и Южный Вьетнам накануне начала Вьетнамской войны.


    ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Поводом к вступлению США в войну послужил инцидент в Тонкинском заливе в августе 1964 года. марте 1965 года В марте 1965 года во Вьетнам прибыли первые американские части. Инцидент в Тонкинском заливе (август 1964 года). Высадка американцев во Вьетнаме (март 1965 года).




    ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Вступление США в войну вызвало волну пацифистских настроений в самих США и резкое осуждение со стороны СССР и его союзников. Активисты антивоенного движения и военная полиция (Вашингтон, октябрь 1967 года). «Положить конец агрессии во Вьетнаме!» (советский пропагандистский плакат).


    ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) 7 января 1973 года 7 января 1973 года в Париже были подписаны соглашения, призванные прекратить войну во Вьетнаме. Они также предусматривали вывод американских войск. Социалистическая республика Вьетнам. В 1976 году Вьетнам объединился. Государство стало называться Социалистическая республика Вьетнам. Подписание соглашений в Париже (январь 1973 года).


    ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период разрядки международной напряжённости году Договор по противоракетной обороне (ПРО)Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1972 году в Москве лидерами СССР и США были подписаны Договор по противоракетной обороне (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Подписание Договоров по ПРО и ОСВ-1 (Москва, 1972 год).


    ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1975 году Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который гарантировал нерушимость европейских границ и закладывал основы для развития сотрудничества в различных областях жизни. Брежнев подписывает т.н. хельсинкские соглашения. Участники хельсинкского совещания.


    ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1979 году Договор ОСВ-2, В 1979 году лидеры СССР и США подписали Договор ОСВ-2, согласно которому обязались сократить количество носителей ядерного оружия. В связи с тем, что СССР ввёл свои войска в Афганистан, США отказались ратифицировать этот договор. Подписание Договора ОСВ-2 (Вена, 7 июня 1979 года).





    ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Михаил Горбачёв. Эдуард Шеварднадзе. В 1985 году новым советским лидером стал Михаил Горбачёв. Новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе. Советское руководство взяло курс на улучшение отношений с Западом. Михаил Горбачёв – руководитель СССР в 1985 – 1991 году. Эдуард Шеварднадзе – министр иностранных дел СССР.


    ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Встречи глав СССР и США стали регулярными. На них обсуждались четыре круга проблем: разоружение; региональные конфликты; права человека; двухсторонние отношения. Михаил Горбачёв и Рональд Рейган во время переговоров.


    ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) В конце 1980-х годов СССР вывел войска из Афганистана и дал согласие на объединение Германии. Отношения с Западом стали улучшаться. Вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 года). Объединение Германии (октябрь 1990 года). 46

    Загрузка...