Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста. Насекомые. Конспект по развитию речи в младшей группе "насекомые" Развитие речи во 2 мл группе насекомые
Анна Грищенко
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»
Тема : Насекомые .
Цели :
Совершенствовать слуховое внимание;
Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;
Активизировать и обогащать лексический запас по теме; расширять объем понимания чужой речи ; формировать обобщающее понятие «насекомые » ;
Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;
Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.
Оборудование
Игрушка кузнечик, бубен, ширма.
Предметные картинки, в названиях которых есть
Сказка В. Сутеева «Кораблик» , картинки с изображением персонажей сказки, фланелеграф, предметные картинки с изображениями насекомых .
Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия .
Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]
Упражнение «Кузнечик играет на бубне»
Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .
Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .
4. \\\ \\\ \\\ .
II.Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом язычке»
Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.
Язычок проснулся,
Выглянул в окошко.
Умылся, причесался.
И пошёл гулять.
Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.
Упражнение «Лягушка-Слоник»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Упражнение «Кошка сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Упражнение «Трубочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
III. Основная часть занятия .
Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :
«Са-са-са - прилетела к нам оса» .
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .
Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.
Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Упражнение «Доскажи словечко» .
Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.
Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»
Педагог рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе.
Кораблик
Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Ква-ха-ха! - засмеялся лягушонок. - Куда же вы годитесь!
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораблик. Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей притащил соломинку. А жучок - веревочку. И пошла работа : в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали - и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь.
(По В. Сутееву)
После этого обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .
IV.Физ. минутка
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Задень, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Н. Нищева Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
V. Основная часть занятия .
Дидактическая игра «Бабочка и цветок»
Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.
Игра «Летает –не летает»
Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Детям предлагается закончить предложение.
Птичка… (летает) .
Рыбка… (не летает) .
Самолёт (летает) .
Машина… (не летает) .
Вертолёт (летает) .
Поезд… (не летает) .
Муха (летает) .
Бабочка (летает) .
Упражнение «Насекомые над лугом »
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и
Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.
Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные
пальцы вперед.
Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит,пыльцу повёз.
Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
VI. Подведение итогов.
О ком мы сегодня говорили на занятии ?
Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .
Давайте повторим чистоговорки :
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Наше занятие окончено . Спасибо за внимание.
Задачи :
- формировать знания детей о насекомых (пчела, божья коровка),развивать умение различать их по характерным признакам;
- развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека;
- воспитывать познавательный интерес детей;
- развивать логическое мышление, умение собирать целое из частей, группировать насекомых по способу передвижения;
- развивать умение различать понятия «хорошо – плохо»;
- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, окружающему миру, насекомым;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- вызвать желание помогать окружающим
Словарная работа : упражнять детей в имитации звуков, произносимых насекомыми (з–з–з), активизировать в речи названия насекомых (пчела, божья коровка) и само понятие «насекомые»
Методы и приемы:
- Игровая мотивация — в гости к ребятам пришел Мишка: он проснулся после зимней спячки и очень хочет есть.
И/у «Что любит есть Мишка?» (мед)
«А кто делает мед?» (пчелы)
Но вот беда: Мишка не знает, как выглядят эти самые пчелы. Он их никогда не видел. Поможем ему разобраться?
Вот к нам прилетели 2 насекомых. Кто же это? (пригласить детей – «пчелок» присесть на «цветы» на цветочной поляне)
- Д/и «Угадай и назови» (дети называют насекомых)
- И/у«Как ты догадался, что это пчела? Что у нее есть?» (признаки: крылья, черно – желтые полоски, усики)
И/у «Как ты догадался, что это божья коровка? По каким признакам?» (она красного цвета, с черными точками на спине)
- И/у «Какая польза от пчелы? Что она нам дает? (мед) Что делает?» (опыляет цветы)
И/у «Какая польза от божьей коровки?»(поедает вредную тлю, которая уничтожает урожай)
- Давайте немного поиграем. Встанем в круг. Игра называется «Плохо или хорошо?» Я говорю фразу. Если вы считаете, что это хорошо, хлопаете в ладоши, если плохо – топаете ногами.
Светит солнце (хорошо)
Идет дождь (плохо)
Пчела делает мед (хорошо)
Пчела жалит (плохо)
Почему «плохо»? (потому что больно)
Но укус пчелы полезен в малых дозах.
Пчела опыляет цветы (хорошо)
Почему «хорошо»? (цветы становятся большими, красивыми, из цветков потом появляются яблоки, ягоды)
Божья коровка поедает тлю (хорошо)
Правильно, хорошо. А почему вы так думаете? (тля ест листья, уничтожает растения, а божья коровка, поедая тлю, спасает урожай)
Божья коровка пачкает руки (плохо)
А теперь приглашаю вас за стол.
- Д/и «Собери картинку»
Перед вами 4 кусочка одной картинки. Соединив их правильно, у вас получится какое-то насекомое. Кто же это?
- Вы, наверно, немного подустали, да и Мишка наш загрустил. Он хочет с вами поиграть.
Физкультминутка. Игра «Мишка и пчелы» (2 раза)
(«Пчелы» охраняют свой улей. Мишка выходит из своей берлоги, распевая:
«Я тучка, тучка, тучка,
Я вовсе не медведь.
Ах, как приятно тучке
По небу лететь»
Доходит до улья. «Пчелки», обнажив свои жала (указательные пальцы обеих рук) и жужжа «з-з-з», пытаются догнать и ужалить Мишку. Тот убегает в свою берлогу.)
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к вашим столам.
Д/и «Летает или ползает?»
Перед вами 5 насекомых. Вам нужно разделить их на 2группы: а) насекомые, которые ползают;
Б) насекомые, которые летают.
(Мишка проверяет правильность выполнения задания. Дети называют ползающих и летающих насекомых)
И/у «Почему ты думаешь, что они ползают, а не летают?» (нет крыльев)
И/у «Почему они летают?» (есть крылья)
- Ребята, к нам прилетели еще божьи коровки. Только чего-то на них не хватает. Посмотрите, пожалуйста, внимательно (нет точек). Давайте мы их разукрасим, а то они не похожи сами на себя.
(Каждый ребенок выбирает себе насекомое, садится за стол и при помощи пальцев и гуаши черного цвета дорисовывает точки на спине божьей коровки.)
Теперь мы положим их на листья и разместим на подоконнике.
10. Анализ занятия. Теперь Мишка знает, как выглядят пчелы и не залезет в улей. Он благодарит детей за то, что они помогли ему разобраться и прощается с ними.
Разделение на подгруппы: предложить детям подойти к своим шкафчикам, найти в нем спрятанный сюрприз (ободки пчел) и перевоплотиться в пчел.
Наглядный материал, пособия:
- По 3 картинки с изображениями пчелы и божьей коровки (каждая разрезана на 4 части по диагонали)
- Фигурки пчелы, божьей коровки
- 3 комплекта насекомых (пчела, бабочка, божья коровка, паук, муравей) (фотографии)
- Силуэты божьих коровок без точек (для рисования пальцами)
- Ободки пчел на подгруппу
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Насекомые» Котовой Т.В.
Программные задачи:
- Познакомить детей с насекомыми.
- Установить отличия и сходства у бабочки и жука.
- Учить сочетать речь и движения; развивать артикуляционную и интонационную выразительность речи.
- Подвести к обобщенному понятию – насекомые.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.
Материал: картинки насекомых, цветы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстративного материала по теме «Насекомые»
Знакомство с литературными произведениями6 В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К.Чуковский Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;
Пальчиковая гимнастика «Бабочка-коробочка, «Кузнечики»…
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята так на улице тепло,красиво, в небе порхают бабочки(прикрепляем бабочек на ниточке на обруч)
Бабочка-коробочка
Улетай на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке.
Воспитатель: Ребята а это кто там в травке сидит, кузнечик!
Расправляйте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Травушку покушайте,
Тишину послушайте.
Детки повторяют движения, превращаясь в кузнечиков.
Воспитатель: К нам пришла весна красна. Что происходит весной в природе?
Дети: Ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается их теплых стран птицы…
Воспитатель: Молодцы. А ёще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Жуки, бабочки, пчелки…. (показ презентацию).
Воспитатель: Правильно, на моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки – отгадки. Давайте приграем в игру « Отгадай».
1.Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка).
2. Сок цветов душистых пьёт.
Дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её …..
3. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её….
(Стрекоза)
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Кто это?(бабочка).
5. Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу. (жук).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек (на каждое название насекомого дети загибают
один палец)
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали (машут ладошками).
От усталости упали (роняют ладошки на стол).
Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».
Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.
Молодцы ребята. Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила поведения на природе. Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».
«Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок – и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?(да)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!.
Молодцы, ребята!. Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.
Воспитатель: Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых. До свидания, ребята.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых.
Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым.
Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые»
Ход занятия:
Приходит письмо. Внутри загадки
Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки
«Отгадай загадки»
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. -Бабочка
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … -Пчела
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. — Муха
Беседа по теме
Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху?
Дети: -Это насекомые
Логопед: -Правильно, это насекомые.
А, как передвигаются насекомые?
Дети: -Они летают
Логопед: -А, что еще могут делать насекомые?
Дети: — кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:
Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых?
Дети: -Да!
Логопед: -Вам нравятся насекомые?
Дети: -Да!
Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми.
Проводится дидактическая игра
«Что изменилось?»
Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.
Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.
Назови ласково»
Жук - жучок.
Лист — …
Стрекоза -…
Муха — …
Крыло — …
Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных
«Один – много»
Муха – мухи,
жук — ….,
паук — …,
комар — …,
пчела — …,
крыло — …..
Образуют форму множественного числа существительных
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
Выполняют пальчиковую гимнастику
Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые»
Логопед дает образец рассказов.
1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок.
2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит.
Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно.
Подведение итогов
Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились.
Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается?
Бабочка-порхает
Пчела-летает
Гусеница- ползает
Кузнечик- прыгает
Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.