domvpavlino.ru

Этапы современного урока и методические приемы их организации. Структура традиционного урока. Тип комбинированный


Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок по ФГОС

Преподаватель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Планирование

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)


Требования к уроку

Традиционный урок

Осуществление коррекции

Урок по ФГОС

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей



Современный урок – это урок,

характеризующийся следующими признаками:

1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.

2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. На уроке используются современные педагогические технологии .


Типология урока

  • Урок формирования знаний
  • Урок формирования и совершенствования знаний
  • Урок совершенствования знаний
  • Урок закрепления и совершенствования знаний
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок контроля знаний, умений и навыков
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков
  • Комбинированный урок
  • Уроки «открытия» нового знания;
  • Уроки отработки умений и рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.

  • Организация деятельности.

Структура урока по ФГОС

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Организация деятельности

а) Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

б) Реализация построенного проекта 4-5 минут.

в) Первичное закрепление 4-5 минут.

г) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 4-5 минут.

д) Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.


Структура урока «открытия» нового знания

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;


  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  • Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
  • Актуализация знаний.
  • Введение новых знаний.
  • Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
  • Оперирование знаниями в новых ситуациях.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • Определение и разъяснение домашнего задания.

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

5) этап реализации построенного проекта;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.


Структура урока рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Требование к уроку

Что оценивается

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.


Требование к уроку

Что оценивается

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6 . Дидактическое оснащение урока .

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.


Требование к уроку

Что оценивается

7. Формирование и развитие УДД.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.


  • Определение и постановка целей занятия.
  • Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме).
  • Мотивация (самоопределение к деятельности)
  • Организация деятельности.
  • Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)

«ВЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБНЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕТЕ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ…» А. ДИСТЕРВЕГ




Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (Московский центр качества образования)

  • цели
  • содержание образования
  • учебный материал
  • структура урока (набор этапов)
  • межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам)
  • формы
  • методы
  • реальный результат урока
  • самоанализ урока
  • за весь
  • по каждому этапу урока

Уровни и баллы при оценивании урока

0 уровень – 0 баллов

1 уровень - 1 балл

2 уровень – 4 балла

3 уровень – 7 баллов

4 уровень – 10 баллов

Информационный подход

Системно-деятельностный

В уровнях заложен переход от информационного

к системно-деятельностному подходу


Цели урока – пример уровней оценки

Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися

0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке;

1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока;

2-й (4 балла): цели сформулированы для учащихся диагностично , измеримо;

3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в групповую или индивидуальную постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения;

Вовлечение учащихся в корректировку, доуточнение или смену цели, учебной задачи при изменении ситуации, определение путей и критериев достижения цели.


Учебный материал

Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока и программным требованиям;
  • 2-й уровень (3 балла): материал подобран с учётом мотивации ( интерес , проблемность, задача-«ловушка», противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации);
  • 3-й уровень (7 баллов): учебный материал представлен как серия заданий, которые побуждают к поисковой, исследовательской деятельности;
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся учитель по ходу импровизационно конструирует дополнительный учебный материал

Подведение итогов занятия

1-й уровень (1 балл): учитель обсуждает с детьми, чему они научились в ходе урока; сам выставляет оценки

2-й (2 - 4 балла): в ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам;

3-й (7 баллов): учитель совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся;

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.

Методы обучения

Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики

1-й уровень (1 балл): соответствие выбранных учителем репродуктивных и (или) продуктивных методов целям и содержанию урока;

2-й уровень (4 балла): используемые методы предполагают поисковую активность ребенка, или опираются на данные психологической диагностики (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания конкретных учащихся)

3-й уровень (7 баллов): используемые методы делают явным понятийное противоречие, с помощью подводящей или побуждающей работы дети разрешают противоречие;

4-й уровень (сценарный уровень) (10 баллов): используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция); учитель удерживает детей в рамках учебной задачи, одновременно предоставляет максимум свободы. Сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости


Структура урока (набор этапов)

Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов урока названным, в соответствии с целью урока
  • 2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок
  • 3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов)
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включени новых этапов, исключение каких либо этапов и т.д.)

Примечание – все этапы, проведенные после звонка,

проставляются баллом - 0

Критерии результативности урока по ФГОС

¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

¨ Учитель владеет технологией диалога , обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы

обучения, учит детей работать по правилу и творчески .

¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,

используя для этого специальные приемы.

¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную

позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –

ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).


Критерии результативности урока по ФГОС

¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –ученик» (через отношения, совместную деятельность)


  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока, УУД, планируемые результаты;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, уровень восприятия и воспроизведения устной речи;
  • стремление и потенциальные возможности учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи.

Урок должен быть добрым .

На уроке учителю необходимо :

1) управлять вниманием учащихся;

2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;

3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;

4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;

5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег

Методы обучения:

Пассивные

Активные

Интерактивные

Китайские мудрости:

  • «Я слышу – я забываю.

Я вижу - я запоминаю.

Я делаю - я усваиваю».

  • «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь».

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Получаемая информация усваивается следующим образом :

«ТЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБЕН СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕШЬ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ…» А. ДИСТЕРВЕГ

  • комбинированный урок;
  • урок совершенствования знаний, умений, навыков;
  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля;
  • урок обобщающего повторения;
  • вводный урок;
  • тренировочный урок;
  • итоговый урок.

по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

  • урок-практикум;
  • урок-семинар;
  • урок-лекция;
  • урок-зачет;
  • урок-игра;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия и др.
  • во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  • во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
  • Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
  • Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса.
  • урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
  • урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
  • урок работы в малых группах;
  • урок коллективного способа обучения.
  • интегрированный урок;
  • проблемный урок;
  • исследовательский урок;
  • эвристический урок.

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем - контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС - это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Основные этапы школьного урока

Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС - это:

  • целеполагание;
  • продуктивная самостоятельная деятельность;
  • рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия - это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй - плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй - весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

  • Я разобрался...
  • Я узнал...
  • Я сумел… и т. д.

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися. 4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1. Оргмомент.

2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.



7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Задание на дом.

11. Итог урока.

Структура урока закрепления:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

7. Итог урока.

Структура урока повторения:

1. Оргмомент.

2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)

4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5. Задание на дом.

6. Итог урока.

Структура урока проверки знаний:

1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом (не всегда)

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

6. Творческое применение знаний и умений.

7. Упражнение по отработке навыков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия и осмысления новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

    указание на то, что учащиеся должны запомнить;

    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    контроль результатов первичного запоминания;

    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;

    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

    проверка выполнения работ;

    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;

    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    проведение проверочных упражнений;

    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    упражнения на их освоение;

    упражнения на их закрепление;

    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    упражнения творческого характера;

    итог урока;

    задание на дом.

Структура урока повторения:

    организация начала урока;

    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

    организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    сообщение темы урока и его задач;

    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    творческое применение знаний и умений;

    упражнение по отработке навыков;

    домашнее задание;

    итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

    организационный момент;

    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    формулирование выводов по изученному материалу;

    оценка результатов урока;

    подведение итогов;

    задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    подведение итогов и результатов урока;

    задание на дом;

    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

    рассказ обзорного типа по всей теме;

    урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

    урок - практическая работа;

    урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

    заключительный опрос по теоретическому материалу;

    решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

    уроки теоретического разбора материала учителем;

    уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

    уроки-семинары;

    уроки-практикумы;

    уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

    урок-лекция по всей теме;

    уроки-решения ключевых задач;

    урок-консультация;

    урок-зачет.

Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________ ______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

 реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

 подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

 рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 педагогический такт (случаи проявления);

 психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 использование установок в форме убеждения, внушения;

 планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

 определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

 формирование навыков путем упражнений;

 обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Под следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):


Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:


Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:


Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:


Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

Загрузка...