domvpavlino.ru

Ремонт скважинных насосов – работы, которые можно проделать самостоятельно

Во время эксплуатации скважинного насоса необходимо проводить техническое обслуживание прибора. Желательно делать это дважды в год – весной и осенью, особенно если прибор установлен в старой или засоренной скважине. Насос может забиться илом, песком, глиной. Если вовремя его не почистить, могут возникнуть сбои в работе из-за выхода из строя движущихся деталей или перегрева электродвигателя. Погружные насосы различаются по конструкции, поэтому владельцу желательно узнать об особенностях модели, которая установлена в его скважине. Как разобрать погружной насос? По каким признакам определить, что он нуждается в чистке или ремонте?

Какие насосы чаще всего устанавливают в скважины

Различают вибрационные и центробежные модели. Среди вибрационных наибольшим спросом среди наших соотечественников пользуются марки «Водолей», «Ручеек», «Малыш». Из центробежных популярнее всего «Водомет». Главное отличие центробежных и вибрационных приборов заключается в конструкции рабочей части. В первых перекачивание жидкости осуществляется за счет одной или нескольких крыльчаток, а во вторых – при помощи мембран. Входной патрубок может располагаться сверху или снизу в зависимости от конкретной модели.

Вибрационные насосы работают благодаря электромагнитным колебаниям, заставляющим деформироваться мембрану и создавать разницу в давлении. Работу прибора контролирует автоматика, которая срабатывает при повышенных нагрузках, перегреве двигателя, отключая электродвигатель. Если патрубок забора воды расположен сверху, то двигатель размещают в нижней части корпуса, где он лучше охлаждается. Преимущество верхнего забора заключается еще и в том, что насос не втягивает песок и ил со дна. Нижний всасывающий патрубок замедляет процесс заиливания скважины, поднимая и перекачивая частицы ила вместе с водой.

В центробежных моделях разница в давлении создается за счет центробежной силы, которую создают вращающиеся лопасти крыльчаток. Эти насосы более удобны, универсальны, чем вибрационные. С точки зрения соотношения цены/качества, это оптимальный вариант для скважин. Если вибрационные насосы при работе постепенно разрушают обсадную колонну, особенно если трубы узкие, то центробежные не оказывают такого негативного воздействия. Их единственный минус – сложнее подобрать модель для скважины малого диаметра.


Чаще всего изнашиваются рабочие узлы с движущимися деталями. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы вибрационных моделей, – прохудившиеся клапаны. Их можно заменить самостоятельно. А вот если сгорел двигатель, прибор лучше отнести в мастерскую или выбросить и поставить новый. В центробежных насосах могут истираться рабочие колеса, крышки, выходить из строя конденсаторы. Все эти детали при необходимости можно заменить самостоятельно или в сервисном центре. В некоторых случаях неисправные узлы можно заказать на заводе-производителе.

Насос нужно срочно поднять и осмотреть на предмет неисправностей, если:

  • Прибор перестал перекачивать жидкость в прежнем режиме, снизился объем и/или напор подачи воды. Модель нужно разобрать и осмотреть рабочее колесо, уплотнители, клапаны.
  • Повысилось потребление мощности. Причина неисправности может заключаться в изношенном сальнике.
  • Усилилась вибрация при работе. Иногда проблема возникает из-за обычного ослабления затяжки резьбовых соединений. Часто требуется замена подшипников.
  • Заклинило ротор. Обычно это случается при попадании в прибор твердых частиц.


Описание разборки на примере насоса «Водомет»

Основные элементы конструкции насоса «Водомет» – «стакан», крыльчатка, антифрикционная шайба. Количество одинаковых ступеней прибора зависит от конкретной модели (для сооружений глубиной менее 5 м подходят модели 60/32, 150/30, свыше – 60/52, 150/45). Крыльчатки вращаются в цилиндрах-стаканах, а задача антифрикционной шайбы – предотвращать трение между деталями. При этом сами цилиндры насоса остаются неподвижными, они прочно зажаты между крышкой и пластиковым кольцом. Чтобы начать разборку любой модели марки «Водомет», в первую очередь следует отвинтить крышку.


Некоторые особенности конструкции различных моделей

В зависимости от индекса в маркировке насосы «Водомет» могут иметь такие особенности конструкции:

  • «БК» – длина кабеля 1м;
  • «А» (расшифровывается как «автомат») – защита от сухого хода с помощью поплавкового выключателя;
  • «ДОМ» – насос дополнительно комплектуется всем необходимым для сборки системы автоматического водоснабжения;
  • «М» – в модели есть специальный штуцер, благодаря которому прибор можно установить как поверхностный;
  • «Ч» – частотный преобразователь. Модель оборудована автоматикой – защитой от сухого хода, плавным пуском, системой поддержания заданного напора.

В насосах этой марки используется система двух уплотнений. Первое уплотнение защищает насосную часть и двигатель от избыточного давления, возникающего при работе ступеней прибора. Второе уплотнение нужно для разделения двигателя и части, заполненной маслом. Радиальное уплотнение служит защитой от утечки рабочей жидкости. Все эти меры гарантируют высокую степень герметичности конструкции. Производитель также позаботился об облегчении ремонта насосов и разместил термовыключатель за пределами полости с маслом.

Порядок разборки насоса

  • Крышка. Чтобы снять крышку с отверстиями для забора воды, нужно выкрутить винты. Если для разборки нужно зажать прибор в тиски, это следует делать с большой аккуратностью, подложив резину. Корпус полый внутри и может треснуть при избыточном усилии.
  • Насосная часть. Постепенно следует снять шайбы, цилиндры, крыльчатки. Их раскладывают на ровной поверхности точно в той последовательности, в которой снимают. Это потом облегчит сборку.
  • Стопорное кольцо и двигатель. Чтобы достать эти детали, корпус ставят вертикально, закрепляют и сдвигают кольцо ударом резиновой киянки, т.к. оно не проходит через резьбу. После этого корпус кладут горизонтально, оттягивают двигатель за кабель назад, вынимают.
  • Крышка отсека с проводами. Ее держат уплотнительные резинки, которые можно выбить все той же резиновой киянкой и широкой отверткой.


Видео: конструктивные особенности модели «Ручеек-1»

Видео: как разобрать и починить насос «Малыш»

При осмотре насоса следует определить, какие детали вышли из строя, и заменить их. Очень часто проблемы возникают из-за прокладки. Она выглядит как резиновый круг с прямоугольным отверстием. Эту деталь легко приобрести в любом магазине сантехники. Если есть признаки износа прокладки, сразу купите новую. При сборке следите, чтобы она надежно герметизировала корпус и обеспечивала защиту от воды.

  • Причины и нюансы поломок
  • Некоторые особенности
  • Ремонт и диагностика
  • Практические рекомендации
  • Дополнительные моменты

Глубинные насосы являются неотъемлемой частью работы любой скважины. Они служат для того, чтобы поток жидкости мог подниматься наверх для нужд человека. Глубинные насосы в настоящее время делаются весьма надежными. Их система достаточно редко дает сбой. Однако, как и другие виды насосов, глубинные могут выходить из строя. И причин тому может быть огромное количество.

Поломки погружных насосов происходят из-за перегрева или засора.

О том, как произвести ремонт глубинных насосов своими руками, стоит поговорить более подробно. Рассмотрим, как ремонтировать эти агрегаты, качающие воду с глубины.

Ремонт глубинных насосов лучше всего доверять профессионалам, однако это необязательно. В некоторых случаях из строя может выходить незначительная деталь, которую можно заменить или починить самостоятельно.

Причины и нюансы поломок

Любой насос может выходить из строя сразу по нескольким причинам. В данном случае речь идет о ремонте глубинного насоса, который работает в непосредственной близости с водой, а это означает, что на него регулярно действуют разнообразные негативные факторы. Поэтому подобный прибор нельзя назвать вечным, он может выходить из строя. В этом случае лучше предпочесть ремонт, а не полную замену, так как подобные насосы стоят достаточно дорого. Не каждый сможет себе позволить купить новый агрегат в короткие сроки, а вода из скважины должна поступать постоянно.

Очень часто выходит из строя магнит насоса. В этом случае ремонт не поможет. Его необходимо сразу доставить в специализированную мастерскую. Только здесь специалисты смогут его починить.

Если при включении насоса слышны посторонние звуки, то речь идет о механической поломке. Велика вероятность того, что ремонт насоса можно будет произвести и своими руками. Причин выхода насоса из строя может быть много, поскольку он состоит не только из механической части, но и из электрической, которая представляет собой двигатель и систему автоматики. Здесь присутствует и реле времени, и автоматы, которые предохраняют насос от коротких замыканий. Все это тоже может время от времени ломаться.

В случае с механическими поломками причиной может служить слишком грязная вода, которая засоряет насос. Иногда насос может работать в сухом режиме, то есть в нем может закончиться масло, которое обязательно должно присутствовать. Прибор может выходить из строя, если его рабочая жидкость будет нагреваться до температуры свыше 40°С. Неправильное крепление кабеля под водой тоже может привести к поломке.

Вернуться к оглавлению

Некоторые особенности

Схема погружного насоса с защитой от перегрева, обратным клапаном и защиту от “сухого хода”.

Если говорить об электрической части насоса, то она зачастую требует ремонта. Здесь могут выходить из строя различные элементы. Это может быть автоматический выключатель, который сработал от перегрузки. Возможен обрыв фазы, которая служит для питания насоса. Могут выйти из строя его обмотки. Большинство поломок можно устранить и самостоятельно, но при этом необходимо быть крайне внимательными, чтобы не навредить тем частям механизма, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Есть еще множество разных поломок, которые приводят к неправильной работе насоса, а также к его выходу из строя. Причиной могут быть неисправности гидроаккумулятора, реле давления или отсутствие очищающего воду фильтра. Если у оборудования полностью отсутствует заземление, то выход агрегата из строя может произойти при скачках напряжения или коротком замыкании на корпус двигателя.

Вернуться к оглавлению

Ремонт и диагностика

После того как было обнаружено, что насос не вращается, следует заняться его ремонтом. Сначала нужно проверить: возможно, из-за перегрузки просто отключился автомат. Для этого понадобится залезть в распределительную коробку. Затем нужно снять крыльчатку с двигателя, проверить вращается ли он в свободном состоянии.

Обычно современные глубинные насосы делаются однофазными.

К ним подключается сглаживающий конденсатор, который делает пуск мотора более плавным. Он имеет одну обмотку. Мог сгореть статор двигателя. Для проверки этого и стоит снимать крыльчатку. После этого нужно попытаться прокрутить вал вручную. Освобожденное место позволяет достаточно легко это сделать.

Если вал не крутится, то возможна механическая поломка, точнее, заклинивание двигателя. Сюда могут попадать различные мелкие и крупные частицы грунта. Они и могут вызвать заклинивание системы. Если их вовремя не устранить, это может привести к тому, что сгорит обмотка статора. Если вал вращается нормально, то нижнюю часть двигателя можно собирать.

Вернуться к оглавлению

Перед тем как разобрать верхнюю часть электродвигателя, необходимо установить его в вертикальное положение. Эта мера является необходимой, так как в противном случае масло, которое является рабочей жидкостью в большинстве современных систем, может вытечь наружу, а это недопустимо.

После этого обязательно нужно снять крышку, в которую заходят провода питания электродвигателя. Здесь сразу можно обнаружить еще и пусковой конденсатор. Придется пользоваться омметром, чтобы проверить сопротивление пусковой и рабочей обмоток.

Для этого берутся клеммы омметра и подключаются к обмотке. Производится вращение рукоятки, которая создает напряжение в несколько сотен вольт. Если прибор будет показывать сопротивление, имеющее определенное значение, но не бесконечность, то все обмотки находятся в исправном состоянии. Если прибор показывает бесконечность на рабочей обмотке, то имеет место обрыв рабочей фазы двигателя.

Если сопротивление будет, наоборот, слишком маленьким, то произошло межвитковое замыкание. Когда произошла одна из указанных выше поломок, о самостоятельном ремонте не может быть и речи. Агрегат придется нести к специалистам.

Если показания приборов покажут, что все находится в исправном состоянии, следует проверить пусковой конденсатор. Вполне возможно, что именно он вышел из строя. Он также может находиться в обрыве. На первый взгляд это можно и не обнаружить, но прибор такую неисправность обязательно выявит. Тогда ремонт можно произвести и самостоятельно. Чаще всего выполняется замена конденсатора. Однако иногда его можно и отремонтировать, но в очень редких случаях. Скорее всего, он сгорел, а эта неисправность является фатальной для данного электронного элемента.

Какую-либо неисправность проще предотвратить, нежели ее устранить.

Это может быть важно! Лучше всего делать профилактический осмотр несколько раз в год.
В качестве профилактики рекомендуется совершить ряд действий.
  • Прежде всего, следует извлечь насос из скважины. Эту работу не всегда достаточно просто выполнить. Именно поэтому извлекать аппарат лучше всего со своим напарником;
  • После того, как вы достали аппарат, необходимо внимательно осмотреть шланг для насоса, а также тросик;
  • Далее следует проверить корпус на наличие каких-либо повреждений, а также загрязнений;
  • Насос ненадолго следует запустить и послушать его работу. Если имеется посторонний звук, то это свидетельствует об его поломках;
  • Если в аппарате имеется песок, то в таком случае следует раскачать скважину, иначе засор может привести к поломке самого насоса, исправить которую будет практически невозможно.

Ремонт

Существует несколько причин, по которым аппарат может выйти из строя:
  • Засорилась вертушка;
  • Вышел из строя узел отсека мотора, статор;
  • Разрыв кабеля.
При диагностике причин необходимо придерживаться нескольких простых правил:
  • Если при проверке насоса вращается вал, то, скорее всего, проблема кроется в самой крыльчатке. Для того, чтобы отремонтировать, ее достаточно просто прочистить, и обратно собрать аппарат;
  • Если насос вовсе не включается, то причина кроется в силовом кабеле. Если на клеммах отсека мотора имеется напряжение, то кабель цел, а если его нет, то в таком случае его потребуется заменить;
  • Если кабель не нарушен, то проблема, скорее всего, заключается в поломке двигателя. В таком случае следует разобрать насос до моторного отсека, чтобы можно было извлечь статор;
  • При каждом ремонте аппарата необходимо начинать с полной его разборки.
Разборка выглядит таким образом, как:
  • С торцевой части насоса необходимо свинтить короткий цилиндр, который имеет перфорированное дно;
  • С вала необходимо снять все шайбы, диски, а также "стаканы";
  • Стопорное кольцо легким ударом любого твердого предмета перемещается ближе к корпусу. Стопор перекосит, в результате чего его можно будет вытащить;
  • Далее следует отсоединить провода. После же вскрытия крышки специального отсека, выколотить двигатель;
  • Элементы, которые входят в крыльчатку следует промыть, а также высушить;
  • Выполнить диагностику двигателя, и если требуется, то аппарат отдать в мастерскую;
  • Сборку аппарата следует произвести обратно.
Возобновить функционирование системы, чаще всего, можно просто выполнив ремонт, но если этого сделать невозможно, то насос лучше отдать в мастерскую.

Важные моменты

Мастерам, которые только начинают свою деятельность, будет полезно знать:
  • Перед тем, как разбирать двигатель следует его установить крышкой вверх. В противном же случае масло в период демонтажа будет вытекать;
  • Перед тем, как приступать к разборке следует убедиться, что насос отключен от электропитания.
Из-за постоянного взаимодействия с водой крепежные винты на подобных насосах часто закисают. Это также важно учитывать.

Для обеспечения водой дачного дома или иного строения, где нет центрального водоснабжения, используются . Устройства поднимают воду из источников и передают ее конечному пользователю через систему труб. Поскольку насос постоянно находится в воде, причем не всегда чистой, а также работает от электрической сети, то оборудование может приходить в непригодность. В большинстве случаев ремонт погружного насоса можно производить самостоятельно.

Устройство погружных насосов

Прежде чем приступать к разбору возможных поломок насосов и способов их устранения, требуется познакомиться с внутренним устройством оборудования и выяснить за счет чего работает погружной насос.

В настоящее время преимущественно используются насосы двух видов:

  • центробежный — рекомендован для работы в скважине;
  • вибрационный — применяется для перекачки воды из колодца.

Устройство и принцип действия центробежного насоса

Погружной центробежный насос состоит из:

  • корпуса, выполненного из высокопрочного материала;
  • электромотора, от которого работает оборудование;
  • рабочего колеса, создающего центробежную силу, выталкивающую воду в выходной патрубок;
  • дополнительных элементов: подшипников, устройства охлаждения двигателя, уплотнительных колец.

Электрический мотор приводит в действие рабочее колесо, которое начинает вращаться. Жидкость, расположенная в этот момент времени в пространстве между лопатками колеса, начинает передвигаться к краям устройства и поступать в выходной патрубок, соединенный с водопроводной системой.

Центробежные насосы плохо работают в воде, загрязненной мелкими частями песка и преимущественно устанавливаются в скважины.

Устройство и принцип действия вибрационного насоса

Вибрационный погружной насос состоит из следующих элементов:

  • прочного корпуса;
  • электромотора, приводящего оборудование в действие;
  • рабочего поршня;
  • мощного электромагнита;
  • дополнительных элементов: амортизатора, диафрагмы и так далее.

Вибрационный насос работает за счет электромагнитного поля, которое приводит в действие поршень. Из-за разницы давления вода поступает в камеру и передается к водопроводу.

Вибрационные насосы менее прихотливы к качеству перекачиваемой воды и отличаются меньшей стоимостью, поэтому преимущественно устанавливаются в колодцах, расположенных на дачных участках.

Типичные проблемы в работе погружных насосов

Неисправности погружных насосов, которые приводят к неработоспособности оборудования, условно можно разделить на несколько групп:

  1. механические дефекты;
  2. поломки в системе управления оборудованием.

Проблемы, связанные с механическими дефектами

К механическим неисправностям относятся:

  • дефекты сборки. Как правило, такие проблемы выявляются при первом запуске оборудования. Ремонтировать насос самостоятельно в подобной ситуации не рекомендуется, так как его можно заменить;
  • проблемы в работе, связанные с частым использованием и естественным износом частей погружного насоса.

Вследствие износа могут выявиться следующие поломки:

  1. не качает погружной насос или напор, выдаваемый оборудованием, не соответствует мощности устройства. Такая неисправность встречается из-за износа или смещения рабочего колеса;
  1. появление при работе повышенной вибрации обусловлено износом подшипников или ослабления соединений элементов насоса;
  1. заклинивание оборудования в большинстве случаев обусловлено попаданием в устройство крупных частиц или значительным превышением максимальной рабочей температуры воды.
  1. течь в насосе или месте соединения с выходным патрубком возникает из-за износа уплотнительных колец. Место подтекания жидкости внутри насоса можно определить по наличию ржавчины и коррозии. Если в кратчайшие сроки не устранить проблему, то она может привести к необходимости полной замены оборудования. Места рекомендуется проверять один раз в 2 – 3 месяца.

Чтобы устранить неисправности, надо:

  1. разобрать оборудование. Разборка погружного насоса должна производиться только после извлечения его из водозаборника и отключения от электрического питания;
  2. выявить и заменить изношенные детали;

Подбор новых элементов для насоса должен осуществляться в специализированных магазинах и на основании рекомендаций профессионалов. Заменяемые части оборудования должны быть полностью аналогичны установленным в заводских условиях.

  1. прочистить оставшиеся элементы и в нужные места нанести смазку;
  2. собрать погружной насос и проверить корректность его работы.

Как обследовать и устранить неисправности в работе насоса на примере устройства вибрационного типа, показано на видео.

Неисправности системы управления

Проблемы в системе управления могут возникнуть вследствие нескольких причин:

  • работы оборудования вне воды;
  • нарушения электропитания устройства;
  • выхода из стоя мотора, приводящего в движение рабочие части насоса.

Для того чтобы максимально обезопасить насос от работы «в сухую», рекомендуется устанавливать на оборудование дополнительный датчик, который автоматически отключить оборудование при достижении минимального уровня воды.

Большинство погружных насосов не может работать вне воды, так как именно окружающая жидкость является охладителем мотора.

Если данная неисправность возникла, то в большинстве случаев, отремонтировать насос своими силами не получится, так как необходима замена электродвигателя, а этот процесс достаточно сложен.

Достаточно часто поломки погружных насосов связаны с перебоями электропитания сети. Подобные проблемы могут привести:

  • к нарушению изоляции и пробиванию кабеля. Если питающий кабель не встроен в корпус насоса, то его легко можно заменить. В обратной ситуации потребуется замена погружного насоса;
  • к постоянному выбиванию пробок в щитке электропитания. Причиной может быть неисправный кабель или нарушение обмотки якоря. Если кабель можно заменить, то перемотка якоря в домашних условиях практически невозможна. Чтобы устранить неисправность, можно попробовать заменить вышедшее из строя оборудование. Если это действие невозможно, то потребуется замена насоса.

Если насос не работает из-за неисправности электродвигателя, то в большинстве случае решить проблему самостоятельно нельзя. Ремонт могут провести только профессионалы, но перед обращением в мастерские рекомендуется узнать стоимость устранения неисправности.

В некоторых случая приобрести и установить новый насос дешевле и проще, чем реставрировать старое оборудование.

Мелкий ремонт погружных насосов можно производить в домашних условиях. Неисправности, которые поддаются устранению своими силами, как правило, связаны с естественным износом отдельных частей оборудования. При поломках мотора насоса рекомендуется обращаться к специалистам или приобрести новое устройство.

Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.

Устранение засоров

Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.

Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.

Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4-6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение. Затем выкручивается один-два стопорных винта, удерживающих фланец от раскручивания, а после и сам фланец выкручивается из стакана. В насосах монолитного типа нужно выкрутить пробку донного фильтра, для этого гайку выходного патрубка следует зажать в тисках, сама же пробка достаточно легко срывается ременным ключом.


Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.

Проверка линии питания

Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала. При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул.

Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе. Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30-50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.


Повреждение изоляции сетевого кабеля

Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.


Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.

Отличие штанговой конструкции от монолитной

Как уже упоминалось, существует два типа конструкции скважинных насосов . Их проще всего отличить по расположению двигателя: в монолитных он расположен в верхней части общего корпуса и омывается потоком воды. В штанговых разновидностях моторный модуль крепится снизу через фланцевое соединение, валы насоса и двигателя соединены шлицевой муфтой. Забор воды ведётся в средней части корпуса через сетку и потому такие насосы в большей степени подвержены работе на сухом ходу при малом динамическом уровне скважины.

Главное преимущество штанговой конструкции — возможность определить причину неисправности без основательной разборки. После разъединения двух частей ход и люфт вала в каждой из них можно проверить по отдельности, в то время как для монолитных насосов потребуется предварительно снять все крыльчатки.


Устройство штангового погружного насоса. А — насосная часть: 1 — выходной патрубок; 2 — вал насоса; 3 — компенсационное кольцо; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — всасывающая камера; 6 — шлицевая муфта; 7 — вал двигателя; 8 — защитная сетка; 9 — рабочее колесо; 10 — подшипник рабочего колеса; 11 — проточный канал; 12 — обратный клапан. Б — двигатель: 13 — канал для отвода песка; 14 — уплотнение; 15 — обмотка статора; 16 — подшипник для снятия осевой нагрузки; 17 — упорный подшипник; 18 — система выравнивания давления; 19 — ротор; 20 — смазка; 21 — вал насоса; 22 — муфта; 23 — сетевой кабель

Есть и другие конструкционные решения. В частности, шнековые насосы устроены подобно штоковым, но забор воды выполняется в верхней части, при этом принцип работы несколько отличается. Главное преимущество — простота обслуживания насосной части: замена шнека и, при необходимости, демпферной муфты выполняется за 10-15 минут. Достаточно только открутить от 3 до 5 болтов на верхнем торце и снять внешний стакан насосного блока. Важно помнить, что двигатели шнековых насосов могут почти неограниченно работать на сухом ходу, но только если снят шнек.


Шнековый (винтовой) скважинный насос

Посторонние шумы при работе

Сразу после покупки насоса очень важно провести несколько кратковременных пусков на сухом ходу и один-два продолжительных пуска с погружением в ёмкость с водой. При этом оценивается и запоминается характер шума при работе.

Смена тональности звука может свидетельствовать о несоответствии питающего напряжения. При сильном его падении гул двигателя будет более низким и натужным, если такой насос опустить в скважину , он может попросту не поднимать воду на нужную высоту даже будучи полностью исправным. Слишком высокая тональность может быть следствием того, что насос не передаёт вращение на крыльчатки или иной рабочий орган. Причиной может быть лопнувший вал, сточенные шлицы на соединении штоков или разбитые посадочные места рабочих колёс.

Наличие воя (пения) при работе — характерный признак повышенного трения в опорных подшипниках. О разбитых сепараторах может говорить треск или сильно выраженная вибрация. Крайний случай — заклинивание валов, при этом двигатель насоса натужно гудит, но не вращается.

Ревизия моторной части

Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.


В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2-3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.


Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15-20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.


Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.


Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель

Ревизия насосного механизма

Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.

В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3-5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.


Винт и втулка для шнекового насоса

Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.

Загрузка...