domvpavlino.ru

Ведьмы 15 века. "Сжечь ведьму!" За что в Европе пытали и казнили красивых женщин? Вы поспорили с одной или несколькими своими подругами

Все мы слышали, что в XV-XVII веках Западная Европа пережила страшный период своей истории, названный историками «Охота на ведьм». В католических и протестантских государствах Европы, а также в американских колониях Англии в этот период массово преследовались и подвергались казням женщины, считавшиеся ведьмами.

К клану ведьм в период Средневековья причисляли женщин, обладавших непонятными для большинства обывателей знаниями и умениями. Ведьмы умели «вредить», лишая домашний скот способности давать молоко, мясо, сало, шерсть, а птицу – нести яйца. Ведьмы, якобы, отбирали у крестьян урожаи и отравляли продукты питания, насылали на людей страшные болезни, вызывали засухи или наводнения.

С одной стороны, их уважали и боялись. С другой же стороны, таких женщин считали сговорившимися с дьяволом, участвовавшими в шабашах и совокуплявшимися с демонами-мужчинами.

Именно за такие «проступки» «продвинутые» женщины того времени преследовались инквизицией по любому доносу и навету, и безжалостно уничтожались, предварительно подвергаясь жесточайшим пыткам.

Вспомним несколько наиболее ярко запечатлевшихся в истории средневековой Европы судебных процессов, совершившихся над ведьмами.


1. Бриджет Бишоп «Салемские ведьмы»

Этот процесс происходил в 1692 году в Новой Англии. Тогда, в результате действий инквизиции было повешено 19 человек, один подвергся раздавливанию камнями и еще около 200 были посажены в тюрьму. Поводом процесса стала болезнь дочери и племянницы пастора Салема. Местный доктор поставил диагноз – воздействие ведьм.

Что делать? Искать ведьм! И их нашли. Сначала пожилую женщину Бриджет Бишоп, владелицу нескольких местных таверн, «без суда и следствия» признали виновной и повесили. А затем еще более семидесяти «ведьм» были лишены жизни.


2. Агнесса Сэмпсон

А эти страшные события случились в Шотландии. Якобы несколько женщин-ведьм, друживших с самим дьяволом и занимавшихся черной магией, с помощью колдовских чар пытались потопить королевский корабль.

Просто был сильный шторм, обычный в тех местах, и корабль был «на волоске» от погибели, но чудом спасся. А король Шотландии, будучи человеком суеверным, посчитал это делом рук настоящих колдуний. И в Шотландии началась охота на ведьм...

Опять-таки, «свидетели» жутких ведьмовских ритуалов под страшными пытками дали показания против ведьм и первой была схвачена весьма уважаемая в городе дама, повитуха по имени Агнесса Сэмпсон. Ее жутко пытали, надев «ведьмину узду». В конце концов, она все рассказала, во всем призналась и выдала ещё пять своих сообщниц. Конечно же, Агнесса была приговорена к смерти, удушена и сожжена на костре.


3. Анна Колдингс

Среди пяти сообщниц, названных Агнессой Сэмпсон, первой значилась Анна Колдингс. Ее также обвинили в колдовстве, применили серию страшных пыток, во время которых женщина призналась в своем участии в ритуале по вызову бури на море, назвала еще пять сообщниц и была заживо сожжена на костре. Почему-то история помнит Анну Колдингс под именем Матери Дьявола.

4. Каэль Мерри

Как то в нидерландском городке Рурмонд все пошло «не так»: массово начали болеть и умирать дети, странно вел себя домашний скот, коровье молоко перестало сбиваться в масло, оно быстро скисало и пропадало. Конечно же, все это было приписано рукам местной ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

Испанские судьи очень хотели пытать Каэль, но местный суд пожалел Мери, оставив ее в живых, и просто вынес решение об ее экстрадиции, говоря современным языком. Мерри покинула Голландию, но это ее не спасло. Испанцы не оставили своей попытки наказать ведьму, их наемник выследил Мери, и утопил ее в реке Маас.


5. Энтьен Джиллис

Повивальную бабку Энтьен Джиллис, жительницу Нидерландов, обвинили в колдовстве, в убийстве еще не рожденных детей и новорожденных младенцев. Ее страшно пытали. И ей пришлось сделать признания в том, что и с Дьяволом она спала, и нерожденных детей убивала, и на младенцев охотилась. К тому же, Энтьен указала еще на нескольких колдуний, на прощанье послала проклятье всему городу и приняла казнь в виде повешения.

В целом, в этом процессе лишились жизни 63 ведьмы. Им всем пришлось признаться в своих преступлениях, руководимых самим Дьяволом. Данный процесс вошел в историю как процесс, в котором было умерщвлено наибольшее количество ведьм.

Арон Яковлевич Гуревич (1924-2006) — советский и российский историк-медиевист, культуролог, литературовед. Доктор исторических наук (1962), профессор (1963). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Ниже размещен текст статьи А.Я. Гуревича "Ведьма" из книги: Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

ВЕДЬМА

Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование ведьм в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим; вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена. Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой одной саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена».

Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды, и простолюдины. Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений — Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые, ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в ведьм и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, X в., в XII в. включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с ведьмами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе. Люди верили в то, что ведьмы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища.

К.Гинзбург полагает, что в основе рассказов о ведьмах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия; ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М. Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя признаниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись ведьмы, поклонявшиеся «рогатому богу»; эта точка зрения отвергнута современной наукой. Не пользуется ныне поддержкой и идея Ж. Мишле о том, что ведьма была живым воплощением протеста средневековых женщин против тирании мужчин.

Знахарство, связанное с магическим использованием сил и явлений природы, было существенной и неотъемлемой стороной жизни аграрного общества. Между доброй знахаркой, способной лечить травами и другими снадобьями, заклинаниями и заговорами, и злой колдуньей, которая могла накликать несчастье и «навести порчу», не было четкой разграничительной линии, и первая легко могла быть превращена в сознании окружающих во вторую. Наряду с верой в существование ведьм, способных причинять вред, имела хождение вера в добрых колдуний и колдунов, которые время от времени вступают в борьбу со злокозненными ведьмами, защищая урожай, здоровье и имущество людей. Таковы, например, фриульские benandanti (букв, «благоидущие»), попавшие в кон. XVI — нач. XVII вв. в поле зрения инквизиции.

На протяжении всего средневековья церковь стремилась противодействовать языческим «суевериям», которые выражались в магических действиях и формулах и, с ее точки зрения, противопоставляли волю отдельного человека божественному провидению. Тем не менее в раннее средневековье духовенство, осуждая подобную практику, отрицало существование ведьм и выступало против тех крестьян, которые время от времени устраивали над ними расправы. Обрисованная выше картина в основных своих чертах едва ли содержит нечто свойственное одному лишь средневековому Западу. Сходные феномены изучены этнологами и на неевропейском материале. Однако в определенный исторический период положение коренным образом изменилось, и Европа стала ареной, на которой развернулась не имеющая себе параллелей охота на ведьм.

В XIII в. отношение теологов к вере в ведьм переживает решительный перелом. Теперь духовенство признает реальность ведьм, приписывая им способность творить злые дела и колдовство (maleficia). Эти деяния производятся ведьмами, согласно учению церкви, не их собственными силами, но в результате их союза с дьяволом. Они заключают с ним договор, обязуясь выполнять все его приказания и вступая с ним в половую связь. Дьявол присутствует на шабашах - тайных сборищах ведьм, где творятся всяческие бесчинства. Возглавляемые дьяволом ведьмы образуют, в глазах духовенства, своего рода «антицерковь», обряды которой представляют собой церковные ритуалы, вывернутые наизнанку. Участницы этой «антицеркви» якобы предаются беспутству и совершают человеческие жертвоприношения, изготовляя из плоти убитых ими младенцев магические снадобья, необходимые для колдовства.

Народная вера в существование ведьм, получившая отныне поддержку церкви, соединилась с демонологическим учением богословов, и в результате этого симбиоза возникла та мрачная идеология, которая в конце средневековья послужила обоснованием широких и длительных преследований т. н. ведьм. Весьма симптоматично, что демономания и охота на ведьм распространились не в «темное» раннее средневековье, а в конце средневековой эпохи. Они достигают наибольшего размaxa в XVI—XVII вв., т.е. во времена Возрождения и Реформации. Именно в этот период в теологическом учении, проповеди и в общественном сознании возрастает роль дьявола; это время отмечено резким усилением всяческих коллективных фобий, в частности страха перед концом света, приходом Антихриста и Страшным судом. В качестве «козлов отпущения», на которых христиане перекладывали бремя собственной греховности и вины перед Богом, выступали еретики, иудеи и ведьмы.

Обвинения женщин (а иногда и мужчин) в колдовстве и в сношениях с дьяволом во многом повторяли те обвинения, которые в предшествующий период предъявлялись приверженцам еретических сект. Но если число сектантов и евреев было ограничено, то обвинения в колдовстве могли быть предъявлены кому угодно. Отправляя на костер ведьм, коллективы христиан как бы освобождались на время от психологической напряженности. Сожжения ведьм происходили на городской площади, при большом стечении народа, после чего для судей и других участников расправы устраивался торжественный пир (за счет имущества, конфискованного у жертвы или, если его недоставало, за счет общины): христиане одержали новую победу над дьяволом!

Гонения против ведьм, начавшись в альпийских районах, затем охватили значительную часть Европы. Источником преследования ведьм нередко были обвинения соседей, якобы пострадавших от злокозненных действий женщин, подозреваемых в колдовстве. Однако судей интересовали не столько эти деяния, сколько то, не находилась ли обвиняемая в союзе с дьяволом, и именно эти вопросы оказывались в центре внимания трибунала. Для получения соответствующего признания применялись самые жестокие пытки. Нередко предполагаемых ведьм подвергали испытанию водой: в нее бросали связанную по рукам и ногам женщину, и если вода, чистая стихия, выталкивала жертву, то это служило доказательством ее вины. Другое испытание заключалось во взвешивании обвиняемой: поскольку верили в полеты ведьм, то предполагалось, что они весят меньше обычного.

Применялось также «испытание слезами»: подозреваемой зачитывали отрывок из Библии, и если она при этом не проливала слез, то ее связь с дьяволом считалась доказанной. Обоснование необходимости применения жесточайших пыток судьи видели в том, что в ведьму якобы вселилась нечистая сила, которая препятствует обвиняемой признаться в своих maleficia; воздействуя пыткой на ее тело, судьи, как они были уверены, боролись за спасение ее души. Новым уголовным законодательством, введенным в ряде стран Европы в XVI в., колдовство было отнесено к категории «исключительных преступлений» (crimen exceptum), что окончательно развязало руки судьям. В большинстве случаев пытки приводили в конце концов к «признанию» женщины в связи с дьяволом, после чего выносился приговор, обрекавший несчастную на сожжение на костре.

Признание обвиняемой в том, что она ведьма, было обязательным условием для вынесения приговора. В деревнях и городах появлялись самозванные «специалисты», утверждавшие, будто могут безошибочно распознать ведьму по внешнему виду. Считалось, что на теле ведьмы дьявол оставил свою «печать» в виде родимого пятна или точки, невосприимчивой к боли. На теле подозреваемой ведьмы выбривали все волосы и кололи его иглами с целью обнаружить подобные точки. С особым упорством судьи допытывались у обвиняемой, кто, кроме нее, посещал шабаши, после чего оговоренные ею лица в свою очередь подвергались аресту и пыткам, и таким образом возникала «цепная реакция», преследования ширились, охватывая вся большее число жертв.

Ужесточению гонений на ведьм способствовали сочинения некоторых инквизиторов и богословов XV в. (в частности трактат доминиканского теолога Иоганнеса Нидера, 1437 г.), но в особенности папская булла Summis desiderantes (1484 г.) и трактат «Молот ведьм» (Malleus maleficanim) доминиканцев Инститориса (Кремера) и Шпренгера (1486/87 гг.). «Молот ведьм» основывался на учебниках по расследованию и искоренению ересей и стал главной «энциклопедией» колдовства, на которую ориентировались в своих демонологических представлениях инквизиторы, клирики и судьи. В «Молоте ведьм», проникнутом предельным антифеминизмом, говорится о том, как демоны и ведьмы совращают людей и побуждают их к заключению договора с дьяволом, как ведьмы справляют свои шабаши и вредят людям.

С этого времени на протяжении двух столетий не иссякал огромный поток демонологической литературы, в которой богословы и юристы всячески обосновывали необходимость охоты на ведьм. Среди авторов ученых трактатов, направленных против ведьм, были и такие известные мыслители и писатели, как, например, Жан Боден (1580 г.), один из создателей теории государственного права, развивавший идеи тираноборчества и веротерпимости. Появлявшиеся время от времени сочинения, в которых высказывались сомнения и выдвигались возражения против разгула гонений на ведьм (таков трактат немецкого иезуита Фридриха Шпее, 1631 г.), не могли остановить или уменьшить размах преследований.

Отношения между нечистой силой и ее слугами моделировались по образцу ленных связей. От сер. XVII в. сохранились два документа, оформлявшие договор между неким французом и дьяволом; эти документы рассматривались в парижском суде. В первом из них, составленном, как в нем записано, в преисподней, этот человек присягал на верность князю тьмы, отрекаясь от Господа и обязуясь быть верным вассалом дьявола. Подписанный там же другой документ подтверждал принятие дьяволом нового подданного и обещал ему всяческие земные блага на срок в 20 лет, после чего грешник поступит в полное его распоряжение.

Кто были жертвы охоты на ведьм? Преимущественно женщины, но во многих случаях и мужчины. Предубеждение против женщин, издавна свойственное духовным лицам и монашеству, которые подчас видели в них орудие в руках дьявола, открывало ворота для прямой враждебности. Образ одинокой старухи, которая находится вне коллектива, и, в силу этого, внушает ему суеверные подозрения (вспомним Бабу Ягу народной сказки),— скорее стилизация, нежели отражение действительного положения дел, ибо обвинения в колдовстве предъявлялись и социально полноценным соседям. Среди т. н. ведьм были и старые, и молодые, и преуспевающие, и бедные. Бургомистру одного немецкого города, обвиненному в колдовстве (нач. XVII в.), удалось тайком из тюрьмы переслать своей дочери письмо, в котором он пишет, что, не выдержав пыток, был вынужден признать предъявленные ему обвинения в maleficia и в служении дьяволу, но умоляет своих ближних не верить этим «откровениям».

Обвинения в колдовстве нередко использовались для расправы с политическими противниками и личными врагами. С точки зрения изучения психологического климата, в котором развертывалась охота на ведьм, особый интерес представляют случаи, когда отдельные женщины и девушки добровольно, еще до предъявления им каких-либо обвинений, заявляли, будто находятся в связи с нечистой силой и служат ей. Видимо, под влиянием широко распространившихся представлений о ведовстве некоторые психически неустойчивые и склонные к фантазиям или попросту ненормальные лица искренне воображали себя ведьмами: таков был, очевидно, один из извращенных способов самоутверждения особ, в остальном ничем не замечательных.

Проверка испанским инквизитором судебного расследования дела о девочках, признавших себя ведьмами (процесс в Загаррамурди, Страна басков, нач. XVII в.), обнаружила их невинность, и они были оправданы. В ряде случаев жертвами процессов над ведьмами стали женщины, малолетние дети или внуки которых, наслушавшись легенд о шабаше, рассказывали, будто участвовали в нем и получили подарки от нечистой силы. Дети также нередко делались жертвами преследований. Гонения на ведьм не шли непрерывно, они то вспыхивали, разрастаясь до угрожающих размеров, то угасали. Установить корреляцию между протеканием этих процессов с другими явлениями духовной и социальной жизни в высшей степени трудно. Интенсивность преследований ведьм была различна как в разные периоды, так и в отдельных странах. В Англии пытка не применялась, и, соответственно, осужденных ведьм было меньше.

Относительно немногочисленны были ведовские процессы в Италии, где папство проявляло в этом отношении осторожность. Напротив, наблюдался разгул преследований ведьм в Германии, Франции и Нидерландах. С одинаковым усердием ведьм преследовали как в католических, так и в протестантских странах. Высказывалось предположение, что гонения на ведьм и на еретиков как бы сменяли друг друга: внимание преследователей и общества время от времени переключалось с одних на других: поиск же внутренних врагов христианства оставался неизменным. Причины перерастания преследований ведьм в общеевропейский процесс огромной важности как в политическом и религиозном, так и в социально-психологическом отношениях остаются спорными для исторической науки.

Часть исследователей склоняется к социологическим объяснениям: они связывают охоту на ведьм с расслоением деревни в XVI—XVII вв., жители которой, ранее оказывавшие материальную помощь бедным, теперь отказывают им в ней, тем самым способствуя их выталкиванию из коллектива и провоцируя их на враждебные действия; среди этих маргинальных элементов, согласно точке зрения К. Томаса, А. Макфарлена и Р. Мюшамбле, прежде всего и появляются так называемые ведьмы. Но подобная интерпретация кажется односторонней, ибо, как мы видели, обвинения в maleficia выдвигались против лиц самого разного социального статуса и имущественного состояния.

Обосновывая свою фольклорную теорию, К. Гинзбург подчеркивает, что религиозные и психологические феномены не могут быть поняты посредством их редуцирования к феноменам социально-экономического плана. Тем не менее едва ли можно не принимать во внимание ту в высшей степени сложную социально-экономическую и политическую ситуацию, которая сложилась в Европе XVI-XVII вв. и порождала психологическую нестабильность, способствовавшую распространению всяческих страхов. Взаимодействие исконной народной веры в существование ведьм с ученой демонологией представляло собой встречу двух религиозно-культурных традиций - фольклорной и ученой. Но эта встреча была во многом роковой для средневековой народной культуры.

Используя суеверия простолюдинов, церковь перетолковала их таким образом, что оказалась способной нанести народной культуре, частью которой являлись магия и миф, мощный удар. В ходе охоты на ведьм народные культурные традиции, праздники и обычаи, по отношению к которым церковь проявляла известную терпимость в предшествовавший период, были демонизированы, оттеснены и частично подавлены. Невозможно установить хотя бы приблизительное число жертв охоты на ведьм. Местные архивы еще недостаточно изучены, к тому же многие протоколы допросов и приговоры были преданы огню вместе с их жертвами. В ряде местностей преследования ведьм достигали такого размаха, что почти вовсе не оставалось женщин, свободных от обвинений. По временам гонения на ведьм приобретали характер массовых психозов.

Гонения на ведьм начинают ослабевать на рубеже XVII и XVIII вв. Причины прекращения преследований также не вполне выяснены. Едва ли удовлетворительно прежнее объяснение, согласно которому «свет Просвещения» развеял «мрак средневековья». По-видимому, постепенно изменилось общественное мнение. Стали сдвигаться границы между естественным и сверхъестественным, возможным и невозможным. Наступило психологическое истощение общества, столь долго терроризируемого борьбой против дьявола и его прислужниц — ведьм. Одним из отдаленных рецидивов демономании явился процесс над группой женщин в Салеме (Массачусетс, Новая Англия), происшедший в 1693 г. Многочисленные секты и союзы ведьм и колдунов, ныне крикливо заявляющие о себе, не имеют никакого отношения к ведьмам средневековья.

Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человеке истории. 1990. М., 1990. С. 132-146; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990. С. 308-375: «Ведьма в деревне и перед судом»; Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 306-330.

Призыв «Сжечь ведьму» раньше часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему люди предпочитали такой способ казни для колдунов? Рассмотрим, насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира.

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных - 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала, и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы - суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Охота на ведьм продолжает изучаться современными историками. Известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса одобрены народом. Для охоты на колдунов и сожжения ведьм существовали предпосылки.

В конце XVI века количество процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. Ученые отмечают и другие события: экономический кризис, голод, социальная напряженность. Жизнь была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. Происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинные причины событий: увеличение количества населения в населенных пунктах, ухудшение климата, эпидемии. Последнее легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти причину болезни. Лекарство изобретено только в XX веке, и единственной мерой, защищающей от чумы, стал карантин.

Если сейчас человек обладает достаточными знаниями, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, изменения климата, средневековый житель знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждала людей искать другие причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Объяснить проблемы по-научному с тем багажом знаний невозможно, поэтому в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют теории, которые пытаются объяснить случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят, что ведьмы действительно существовали, как показано в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов - способ обогащения, ведь имущество казненных отдавалось вынесшему приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть слабая, в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, во Франции.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России

На востоке Европы преследование ведьм не прижилось. Жители православных стран практически не испытали ужаса, который довелось пережить людям, проживающих в странах Западной Европы.

Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Цифру невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин множество. Православное духовенство в меньшей степени беспокоилось греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Большая часть казненных за ведьмовство - женского пола.

Православные проповеди в России XV–XVIII века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Население не занималось поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и запрещалось законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф.

Встречался самосуд, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, где собралось население города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, использовались деревянные срубы: публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если тело всплывало, женщину обвиняли в ведьмовстве: крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами зафиксировано и в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме в XVII веке, в результате которых повешено 19 человек, один житель раздавлен каменными плитами, а около 200 человек приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения: выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем правившего царя. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек колдун. Имущество умершего отходило к обвинителю. Если человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. К смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили, как и к остальным преступлениям. Оценивалась степень вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ведьме причиняли аналогичный вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков

Пытки инквизиции.

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы колдун выдал сообщников. В Средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится одной ведьмой в городе или селе.

Допросы всегда происходили с применением пыток. Сейчас в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки продолжались, пока палачу не удавалось получить признание в совершении преступления и пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Недавно учеными-историками изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, психологическое давление. Палач мог начать работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы использовались в целях получить признание у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось время, которое можно потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты не использовались официально. Например, Железная Дева. Достоверных сведений, что атрибут применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не редкость - их количество составляло около половины. В случае получения оправдательного приговора церковь могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего ведьму ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, около половины дел привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но уже ближе к XVIII–XIX векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. Складывали костер, осужденного привязывали к столбу, обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Аналогичным способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Сильный ветер мог задуть огонь, и по теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования: «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней: «Ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре более гуманный. Обвиненную в колдовстве одевали в рубаху, пропитанную серой. Дровами женщину обкладывали полностью - обвиняемой не было видно. Сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде чем огонь начинал сжигать тело. Иногда женщина могла и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как жители расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в XVIII веке способ казни преступников начали считать негуманным.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди.

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Правители других стран приблизительно в это время установили личный контроль за делами, которые касались преследования ведьм. Мера серьезно ограничила обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Женщина казнена в 1792 году, когда преследование ведьм запретили. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди служанка. В результате пыток женщина призналась в сговоре с Дьяволом. Официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не нашлось, но обвинение вызвало возмущение и воспринялось как продолжение охоты на ведьм.

За отравление повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что женщина околдовала их. В 1836 году зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада.

Святая инквизиция - общее название ряда организаций католической церкви. Главная цель инквизиторов - борьба с ересью. Инквизиция занималась связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в XVI–XVII веках начали отдавать дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.

Официально организация создана Папой Римским в XIII веке, а понятие ереси появилось приблизительно во II веке. В XV веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Мужчина отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей или скрывшихся с поля зрения инквизитора. Томас верил, что очищает человечество, но к концу жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале XX века инквизиция переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа организации перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. Со времени основания церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы защищали потенциально невиновных людей от самосуда - оправдательных приговоров около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного «пособника Сатаны», не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры смертные - результат зависел от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.

Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это не означало, что не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Почему колдунов сжигали на костре, а не казнили другими способами? Обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Причин, почему выбиралось сожжение как способ казни, несколько.

Первая причина - зрелищность. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях, чтобы посмотреть на казнь. Одновременно мера служила и способом морального давления на других колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть «христианским». Это можно сказать и про повешение, но виселица не выглядела так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. Люди верили, что огонь очистит душу женщины, заключившей соглашение с Нечистым, и дух сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности, иногда отождествляли с вампирами (в Сербии). В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

Большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличалась от поведения людей и сейчас - донос как способ расправы практикуется и сегодня в некоторых странах. Масштабы зверств инквизиции преувеличиваются для привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.

В средневековье существовали суды, на которых обвиняли ведьм в колдовстве, это были ведовские процессы. Ведовство, означало, что человек мог иметь сверхъестественную силу, которую применял на животных, на природных стихиях, на предметах и на людях. На теле искали доказательство вины, называемой «печатью дьявола». Подозреваемую сначала просто осматривали, а потом делали уколы специальной иглой. Палачи и судьи старались найти на теле обвиняемого язвочки, белого цвета пятна, вздутия, которые небыли чувствительны к уколу иглы. В XVI-XVII веке была сильная охота на ведьм. Их безосновательно обвиняли в колдовстве, когда кто-то из людей жаловался на необъяснимые происшествия, которые происходили в соседнем доме. Все женщины были перепуганные, потому что из них выбивали признания о не совершавших страшных деяниях. Самым большим лиходейством у ведьм, считался шабаш. На это сборище они прилетали по воздуху в ночное время. Чтобы в этом женщина призналась, ее подвергали страшным пыткам. В судебном разбирательстве пытки были важным критерием для того, чтобы обработать виновную.

Купить книгу ведьмы на нашем сайте mistich-shop.ru

Тяжкое существование ведьмы в Средневековье

Женщину, которая не соглашалась с судебным приговором, была признана в сговоре с дьяволом. Этих ведьм сжигали на кострах. Более тяжкого преступления, чем ведовство не было. Наказания над ведьмами очень сильно росли, оговоры доносились молниеносно, и донос на ведьму хорошо оплачивался. Доносчику доставалось все ее имущество, палачам и судьям платили большое жалование. Охота на ведьм была очень прибыльным занятием. Опираясь на доносы, во многих случаях на судебных процессах в качестве свидетелей были призваны даже дети, душевнобольные и преступники. В колдовстве обвиняли в основном женщин. Тот, кто избежал этого приговора, был в постоянном страхе, потому что в любой момент могли быть обвиненные по чьему-либо доносу. В средневековье было большое количество распознавательных методов в разоблачении ведьм, которые подозревались в связях с дьяволом. Среди этих методов, был так называемый метод «купание ведьм». Обвиняемой в ведовстве связывали большие пальцы ног и рук между собой, и натягивали в область поясницы, так, чтобы она была как вроде сидящей с подогнутыми коленями. В таком положении ее кидали в глубокий водоем. Если подозреваемая тонула, то с нее обвинение посмертно снимали, но если она чудом оставалась живой, то это считалось, что она была в связи с дьяволом и обвиняемая была виновной. После этого подозреваемую либо сжигали на костре, либо вешали. Сожжение ведьм представляло собой большое зрелище, которое имело цель уведомить и привести в панику собравшихся зрителей. Издалека приходил народ к месту казни, все были одеты в праздничную одежду. Местную власть представляли: епископ, священники и каноники, члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец привозили на тележках связанных колдунов и в сопровождении палачей. Проезжать мимо зрителей на казнь, было нелегким испытанием, ведь народ не упускал возможности поиздеваться и посмеяться над осужденными ведьмами, ехавшими в свой последний путь. Когда, наконец, обвиняемые приезжали к месту казни, слуги приколачивали их к столбам цепями и обкладывали сухим хворостом, соломой и поленьями. Потом начинался торжественный ритуал, в котором проповедник предостерегал собравшихся людей, от коварства дьявола. После этого палач поджигал костер. Когда представители власти расходились по домам, слуги смотрели за огнем, до тех пор, пока от «костра ведьм» остался один пепел. Палач аккуратно сгребал весь пепел и рассеивал его по ветру, чтобы ничто не напоминало о богохульных делах помощников дьявола. Ведьмы средневековья и колдуны — это злое дьявольское отродье, они навлекают непогоду, крадут молоко, отнимают силу в ногах, понуждают людей к любви и соитию.

Загрузка...