domvpavlino.ru

Презентация о стихотворении А. Пушкина «Зимнее утро. Презентация к уроку "А. С. пушкин "Зимнее утро." Презентация мороз и солнце день чудесный

Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
  • Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста




Работа со словом: Подберите синонимы.

Предадимся

Наслаждение

Освещена

Приказать

Отдадимся


Беседа по вопросам:

Что описывает поэт?

(утро, лес, небо, снег)

С какой целью он использует контрастное описание природы?

(он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)


Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

К.А.Саврасов «Зима»


Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?

Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

С.Ю.Жуковский «Зима»


Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:


Как и почему меняется настроение во второй строфе?

Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».

Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.


Антитеза -

противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.


Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

С.Ю.Жуковский «Иней»


Какими красками нарисована природа в третьей строфе?

В.Д.Поленов «Ранний снег»

Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.


Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?


Можно ли услышать, что происходит в доме?

… Веселым треском

Трещит затопленная печь

Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи


Аллитерация -

повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.


Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»


Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.

И.И.Шишкин «Зима»


Что изображает поэт в стихотворении?

А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.


Домашнее задание

  • Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
  • Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
  • Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.

«Пушкин Зимний вечер» - За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! «Зимний вечер». Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Яковлева Арина Родионовна. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Веретено – приспособление для прядения. …Наша ветхая лачужка И печальна и темна.

«Медный всадник Пушкин» - А.С.Пушкин. Рисунок «Медный всадник». Медный всадник. XII, под названием: "Петербург. Транспортировка «гром-камня». Статья о поэме «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру 1. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».

«Пушкин пейзаж» - До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. С небес уже скатилась ночи тень. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина. Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.

«Пушкин и любовь» - Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 52» Ефремова Г. В. Екатерина Павловна Бакунина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Певец любви, певец печали (Любовная лирика А. С. Пушкина). Анна Петровна Керн.

«Песнь о вещем Олеге» - Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Что вы знаете о жизни Древней Руси? Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. А.С.ПУШКИН "Песнь о вещем Олеге". Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:

«Свободолюбивая лирика Пушкина» - Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Дружба Творческая деятельность Свободолюбие Патриотизм. Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма. ? Вольнолюбивая = свободолюбивая. Цели: Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.

А.С.Пушкин

«Зимнее утро»

Анализ стихотворения с целью выявления средств,
помогающих автору передать
красоту зимней природы.

«Мороз и солнце-день чудесный…»

«Зимнее утро» - одно из самых ярких и
выразительных произведений о зиме.
Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Из истории создания стихотворения

Мороз и солнце;
день чудесный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!Настроение радости, бодрости создается
с помощью эмоционально окрашенной лексики:
«чудесный»,«друг прелестный», «красавица»
Звучные и яркие определения показывают
силу чувства поэта, счастье,
которое его переполняет.

Разве не удивляет нас
словосочетание открой взоры?
Ведь сейчас можно только бросать взоры,
устремлять взоры, потупить взоры,
но не открывать.
Здесь существительное взоры имеет
старое значение «глаза».Интерес представляет и слово сомкнуты.
Перед нами так называемое усечённое причастие,
которое было одним из излюбленных поэтических
вольностей поэтов половины 19 века.

Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу,
должно стоять в дательном падеже(Авроре).
У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка,
а ныне устаревшая архаическая форма.

«Нега- устар.
1.Полное довольство.
Жить в неге.
2.Блаженство, приятное
состояние.
Предаться неге».
(из словаря С.И.Ожегова)Нега –1. Состояние безмятежного покоя.
2.Чувственное упоение, наслаждение.
(словарь языка Пушкина)

Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям
в стихотворении. На современный русский язык его лучше
перевести словом сон, поскольку сон –
самое полное « состояние безмятежного покоя».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окноЛексика строфы создает мрачное настроение:
«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».
Но великолепие зимнего утра ощущается
ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей

«вчера вечером»

Тьма, мрак
(в обычном употреблении)

Поэт использует в значении
«густой снег, скрывающий в тумане
всё окружающее»

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд №10

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Автор от любования красотой природы
переходит к описанию интерьера
(внутреннего пространства здания, помещения),
к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
Чувство радости поэта растёт и требует движения,
хочется навестить милые сердцу места

Цель урока. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.




Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворения



1 строфа Утренняя радость, ликующее, восторженное. «день чудесный», «пора, красавица, проснись…»,«звездою севера явись» Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.


Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.


«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».


2 строфа Тоскливое,«вьюга злилась», мрачное, тревожное «мутном», «мгла», «мрачные» Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей




СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.












3 строфа Восхищённое,«великолепными коврами», «солнечное» «блестя на солнце…», «прозрачный лес» Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы.




4 строфа Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места «янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно думать..»


Правильно – запрягать Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и другая форма. Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь Лежанка – невысокий выступ у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали. Велеть приказать (устар.).





Загрузка...