domvpavlino.ru

Основные направления поэзии серебряного века таблица. Литературные направления "серебряного века". Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Приветствую, мои дорогие читатели.

Я знаю, что русскоговорящих школьников безумно пугает сдача устных экзаменов. А устная часть ОГЭ по английскому языку кажется совершенно невыполнимой (не говоря уже о ). Но поверьте мне, правильная и своевременная подготовка - все что нужно, чтобы высший балл на тесте вам был беспечен. Поэтому сегодня нас ждет полный разбор устной части, а также примеры заданий с ответами.

Что это такое и что изменилось за последние годы

Устная часть тестирования на занимает всего 6 минут! Но за 6 минут вы должны показать все, на что способны. Вас проверят на все: на произношение и скорость речи, на способность понимать вопросы и давать быстрый и четкий ответ на них, на ваше умение вести неподготовленную речь на протяжении 2 минут.

С 2016 года структура устной части в корне изменилась. Вам придется справляться не с двумя, а с целыми тремя заданиями: нужно будет прочитать текст вслух, ответить на вопросы диалога, а также сделать монолог на основе картинки (а, возможно, и без нее в этом году!). Кажется, все совершенно отличается от того, что было всего 3-4 года назад.

Из чего состоит и как проходит

Устная часть состоит, как я уже говорила, из 3 частей, которые суммарно по времени занимают 15 минут, из которых 6 минут идут непосредственно на ответ, а остальное - на подготовку.

А вы знали, что при регулярных занятиях 2 раза в неделю с толковым репетитором, уровень вашей готовности к экзамену через 8 месяцев возрастает примерно на 20-30%??? Если вам важен высокий балл, то очень рекомендую хорошего репетитора, которого вам помогут подобрать в EnglishDom .

Внимание! При оплате уроков используйте промокод lizasenglish2 , чтобы воспользоваться приятным подарком +2 бонусных урока!

Подробнее о школе EnglishDom читайте в или зайдите на ее сайт и сами все разузнайте!

  • Часть 1 - чтение отрывка текста.

Задание кажется несложным, правда? Особенно, если учесть, что предварительно вам дается 1,5 минуты на прочтение. А после этого - еще 2 минуты на прочтение вслух. Читать вы должны четко, понятно, с корректным произношением звуков и правильными интонациями. И у вас есть всего 5 шансов на ошибку. После этого - баллы снижают (то есть вы получите 1 или 0 баллов из 2 возможных !).

Давайте разберем пример (щелкните мышкой по картинке для увеличения).

В первую очередь, обратите внимание на чтение долгих и коротких звуков. Красным цветом я подчеркнула слова с долгим и коротким [i].

di fferent, li ved, hi dden, — здесь ударные звуки читаются как короткие

peo ple, belie ved, nee ded, — а здесь они читаются как долгие

Синим цветом я подчеркнула слова, в которых есть короткий и долгий [u]

roo m, too ls — здесь звук долгий

coul d, pu t — здесь он короткий

Зеленым цветом я выделила слова, где можно заметить звук [a], но опять же по долготе они будут отличаться:

dar k — долгий звук

hu nters — короткий звук

Очень важным моментом здесь является правильное произношение межзубных звуков (слова в тексте подчеркнуты желтым ), которые дети так часто любят заменять русскими [в, ф] или .

sympath etic, th ey - язык зажали зубами и вперед!

В желтые рамки я поместила фразы на которых хочу показать различия в интонациях. В первом случае мы видим специальный вопрос — а в таких типах вопросов интонация должна быть нисходящей, другими словами, она должна падать. Послушайте

Вторая фраза — вводная конструкция, которую, во-первых, необходимо отделить от остальной части предложения паузой, а во-вторых, прочитать с восходящей интонацией. Послушайте.

Надеюсь, вы услышали разницу! Соблюдайте , дорогие мои, и оценивающие ваш ответ с большим удовольствием поставят вам высший балл!

  • Часть 2 - ответы на вопросы.

Задание этой части - диалог, где вам придется ответить на 6 вопросов . Эта часть теста создана для того, чтобы проверить, насколько быстро, правильно и грамотно студент может использовать иностранную речь.

За каждый ответ на вопрос вы можете получить по 1 баллу . Если же вы отвечаете слишком коротко там, где требуются раскрытые ответы, или делаете много ошибок - вы не получаете свой балл за ответ.

Что я могу вам посоветовать - так это выучить парочку клише для тех ответов, где потребуется выразить свое мнение или дать совет. Например:

In my opinion … - По моему мнению…

From my point of view… - C моей точки зрения

I reckon … - Я считаю …

I advise … - Я советую…

You d better do … — Вам лучше сделать…

You should do. ... Вам стоит делать...

Кроме этого, важно — отвечать четко, не уходя в дебри и соблюдать грамматические правила!

Итак, пример задания в формате вопрос-ответ:

How old are you?

I"m 15 years old.

What"s your hobby and why are you interested in it?

- My hobby is swimming. I"m interested in it because I adore swimming — it makes me cheerful and confident.

How much time a week do you spend on your hobby?

- As a rule, I spend on it about 4 hours a week.

What hobbies are the most popular with teenagers nowadays?

- From my point of view the most popular hobbies with teenagers now are computer games and some extreme sports like snowboarding.

Why do you think people take up hobbies?

- In my opinion people take up hobbies in order to find new friends, to get some new skills and just to feel happier.

What would you advise a person who wants to start a hobby?

You should find a hobby which will give you pleasure. If I were you I would go to the nearest sports club and find out what they offer...

  • Часть 3 - монолог на основе картинки.

На подготовку этого задания вам дадут 1,5 минуты, а на выполнение - 2 минуты. Перед глазами у вас будет картинка (но она нужна лишь для опоры, а не для описания! ), и вопросы, на которые требуется дать ответ. Это задание сложное, скажу честно, но и оценивается оно в целых 7 баллов.

Примечание: в 2018 году картинку планируется убрать и оставить только вопросы.

Давайте посмотрим пример:

-Why people like travelling.

-What way of travelling you prefer and why.

-Whether you prefer to be a package tourist or to be a backpacking traveler. Why.

Мой ответ был бы следующим:

«And now I am going to talk about travelling.

People may travel for different reasons. For one group of people it may be the chance to spend their vacation at a completely different place from the one they are used to. For others it may be the way of living - their lifestyle.

Personally I prefer sight-seeing type of travelling. As I am keen on history I cannot stand the idea of not visiting all the historical places in Europe or Asia. What is more, I prefer travelling by bus as it allows me to spend a lot of time on the road and think about everything I need. Besides, it is much cheaper than travelling by plane.

According to this I may conclude that I am an absolutely backpacking traveler. The idea that you can spend one day in one city and move to another part of the country the following day appeals to me very much.

In the end I would like to say, that travelling broadens our minds and gives us an amazing experience we will never forget. Besides, you will be left with unforgettable memories. What can be better?»

Как готовиться

Подготовка к устному экзамену - дело сложное. Но вот найти тренажер по нему будет не так уж сложно. Могу посоветовать вам следующих помощников:

  • «Английский язык. ОГЭ. Устная часть». Автор - Радислав Мильруд.
  • «ОГЭ-2016. Английский язык». Автор - Ю.А. Веселова.
  • Книги издательства MacMillan, посвященные этому экзамену.

В последнее время большинство пособий и учебников для себя и своих учеников я приобретаю онлайн. Там всегда можно купить выгодно и получить быстро. Полюбившиеся мне магазины:

Тренировочные задания в этих учебниках подобраны специально под уровень, а их количества вам хватит для практики. Что еще важно - так это то, что купить их можно в любом книжном магазине (в том числе и интернет-магазинах).

Еще легче и, на мой взгляд, интереснее — использовать онлайн тренажер ОГЭ (ГИА) от LinguaLeo. Там же можно найти и другие качественные и реально эффективные курсы по английскому языку, которые я рекомендую всем желающим!

Не забывайте, мои хорошие, что я постоянно делюсь новыми советами, как улучшить свой английский и как лучше подготовиться к экзамену. Подписывайтесь на рассылку моего блога и первыми получайте информацию, как преуспеть на тесте. А если у вас возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях!

А пока я прощаюсь.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

  • Литература XX века

    «Наше время трудновато для пера...»

    В.В. Маяковский

    «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»

    В.А. Чалмаев

    «XX век всех нас переломал...»

    М.И. Цветаева


    Историческая ситуация в России начала XX века

    Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур . Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни , начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

    Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична . Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


    Революции

    • Исторические потрясения в России начала 20века (помимо мировых)
    • Первая русская революция
    • Февральская буржуазно-демократическая революция
    • Октябрьская социалистическая революция

    Николай Бердяев (русский религиозный и политический философ)

    «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».


    Девятнадцатый век

    Упали в прах обломки суеверий,

    Наука в правду превратила сон:

    В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

    Познав составы звезд и жизнь бактерий.

    Античный мир вел к вечным тайнам нить;

    Мир новый дал уму власть над природой;

    Века борьбы венчали всех свободой.

    Осталось: знанье с тайной съединить.

    Мы близимся к концу, и новой эре

    Не заглушить стремленья к высшей сфере .

    (В.Брюсов)


    Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком .

    (1895 – 1920 г.)


    «Начало» Серебряного века

    • Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы».
    • Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев , назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого ».
    • Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

    Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

    В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской .

    Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

    Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном : работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.


    Литература начала XX века

    модернизм

    имажинизм

    символизм

    футуризм

    акмеизм


    Таблица «Серебряный век»

    Назва-ние + г.г.

    Предста-вители

    Характеристики, черты


    Символизм

    от гр. symbolon - «знак, символ».

    1870-1920-е гг.

    Символизм как течение зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века .


    Истоки русского символизма

    Франция 1860-70-е годы.

    Шарль Бодлер

    Артюр Рембо

    Поль Верлен

    Стефан Малларме

    Основатель символизма – Шарль Бодлер


    Представители

    Франция 1860-70-е годы.

    Ф. Сологуб

    З. Гиппиус

    Д. Мережковский

    К. Бальмонт

    В. Брюсов

    В. Иванов

    А. Белый

    А. Блок


    Черты символизма

    • Символ - образ, имеющий безграничное количество значений, он передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества .
    • Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
    • Мир непознаваем . Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область « абсолютных идей», «мировой души»)
    • Антитеза двух миров – реального и идеального*
    • Звукопись .
    • Поэзия тяготеет к музыке . Музыкальность – высшая форма проявления звука.
    • Цветовая значимость . Каждый цвет – значение.
    • Вопросы о судьбе России.
    • Идеал Вечной Женственности (философия В.Соловьева).
    • Любовь – чувство «неземное» , ее нельзя испытать телесно.
    • Жанры: сонет, рондо

    Акмеизм

    ( от греч. аkme – «высшая степень»,

    «вершина», «цветение», «цветущая пора»)

    Акмеизм возник в России в 1910-х гг.


    Представители акмеизма

    Н. Гумилёв

    А. Ахматова

    О. Мандельштам

    С. Городецкий


    Черты акмеизма

    • Акмеизм выделился из символизма и был его « оппозицией »
    • Критика туманность языка символистов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
    • Отказ от таинственности , туманности, многозначности.
    • Мир материален , предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов .
    • Культ « прекрасной ясности »: поэзия должна быть понятна , образы – четкими.
    • Отточенность деталей, создающих конкретную картину, слова « с более устойчивым содержанием »
    • Основной жанр – мадригал – небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания .
    • Любовь – земное чувство , а не «прозрение других миров».

    Футуризм

    (от лат. futurum – будущее)

    1912-1916 годы

    Футуризм зародился в Италии

    в 1910-1915-х гг.


    Представители футуризма

    В. Маяковский

    В. Каменский

    В. Хлебников

    Д. Бурлюк

    И. Северянин


    Черты футуризма

    • Отказ от традиционной литературы (« Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» ).
    • Отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
    • Мотив – стремление в будущее , разрушение «старых оков» и стандартов, поэтических штампов.
    • Воспевание технологического прогресса , у рбанизации
    • Поэт-бунтарь , творец новой реальности . Смелость, дерзость.
    • «Нетерпение» с существующему языку, словотворчество, создание своего языка. Звук имеет свое значение. Слово превращается в знак.
    • Резкое неприятие обыденности , а также «обыденного вточества» других поэтов.
    • Литературные эксперименты с жанрами, формами, стихотворными размерами и пр.
    • Метафоризация действительности. Эпатаж как вид творчества.

    Мировосприятие футуристов

    • Мир будущего («будетляне») – цель жизни сегодня.
    • Воспевание технологического прогресса , индустриального города
    • Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией
    • Поэт – творец мира, языка .

    К. Малевич. Точильщик


    Из манифеста:

    Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).

    Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии


    Имажинизм

    от англ. и фр. image – «образ»

    Имаж изм возник в Англии, в США

    (т.е. англоязычные страны).

    * Имаж инизм в России .


    Представители имажинизма

    В. Шершеневич

    С. Есенин

    А. Мариенгоф


    Черты имажинизма

    • Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности .
    • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового
    • На первое место умение правильно и красиво создавать образы , а не только слова.
    • Каждое слово – это образ.
    • « Поедание» образом смысла, образ важнее смысла , который он может нести. Творчество – « каталог образов ».
    • Основное средство – метафора .
    • Выступления против политизации искусства .
    • Частый жанр – свободный стих , «свободный» от размера, ритма и т.д.

    Вне литературных стилей и направлений

    Марина Ивановна Цветаева

    26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

    Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

    В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

    В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

    Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

    Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

    Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

    К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

    Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

    Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство -- игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

    Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

    Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению - М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

    Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

    Литературные течения, противостоящие реализму, долгие десятилетия после 1917 г. именовались декадентскими. Термины «декаданс», «модернизм» были в ходу еще на рубеже XIX-XX вв., но обозначали далеко не однородные явления.

    Декаданс (лат. decadentia - упадок) в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир. Он характеризовался игнорированием реальности, неверием в объективность человеческого разума. Критерий познания – внутренний духовный опыт, мистическое прозрение.

    Модернисты (фр. moderne - новейший, современный) тоже выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Но цель была избрана другая - создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

    «Упадочнические» настроения резко обострились с кризисом народничества 90-х гг. В определенных кругах интеллигенции общественные идеалы были оттеснены прославлением одиночества, внутреннего, нередко противоречивого, эгоистического бытия. Некоторым символистам: Н. Минскому, Д. Мережковскому, Ф. Сологубу, 3. Гиппиус - была свойственна такая тенденция.

    Минский – любовь к себе, отрицание соц. гуманизма, философия Ницше.

    Стержень философии Ницше – воля к власти, сверхчеловек, социальная иерархия. «Рождения трагедии из духа музыки» - 2 типа культуры: дионисийский (чувствен.) и апполоновский (логическ., созерцательн.) Идеал искусства – в синтезе этих двух начал.

    Д. Мережковский – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». М. обозначил 3 элемента будущей русской лит-ры:

    Мистическое содержание,

    Символизация,

    - «расширение художественной впечатлительности в духе изощрённого импрессионизма».

    Волынский – декадентсво как реакция искусства на материализм (работа «Борьба за идеализм»)

    Минский, Волынский и Мережковский в своих работах уже обозначили новое течение – символизм.

    Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. Существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (А. Ремизов, М. Волошин, М. Цветаева и др.).

    Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В острой полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальность творческих индивидуальностей. Не столько программы символизма, акмеизма, футуризма, сколько художественные свершения участников движения навсегда остались с нами и для нас.

    Символизм

    Журнал «Северный вестник» - идеи символизма.

    В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока.

    В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты» : Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус...

    А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными. Да и в каждой группе наметились расхождения.

    Идеологом «старших символистов» стал Д. Мережковский, мэтром (Учителем) - В. Брюсов.

    Брюсов – статья к сборнику «Русские символисты» - цель искусства в выражении «движений души» поэта, опирался на идеи Шопенгауэра, Канта. Мир постигается интуитивно. Человек – «вещь в себе».

    Вдохновитель «младосимволистов» Андрей Белый утверждала статье «О религиозных переживаниях» (1903) «взаимное соприкосновение искусства и религии». Но задачи выдвигал более действенные, чем Мережковский, хотя столь же мистические. В своих воспоминаниях А. Белый так определил их: «найти человечество как ипостась лика божья», «приблизиться к мировой душе», «передавать в субъективно лирических излияниях Ее голос».

    «Младосимволисты» - в центре их внимания судьбы России, народная жизнь, революция…

    Обособленнее других держался Вяч. Иванов. Он верил в возможность объединить «правду оторвавшихся от земли с правдой земли», народ с интеллигенцией. А грядущую гармонию усматривал в победе «большого всенародного искусства», когда под воздействием созданного гением «хорового действа», трагедии-мистерии восторжествует «коллективный внутренний опыт».

    Все символистские программы воспринимались необычным, новым словом в литературной жизни эпохи. Однако они тесно были сопряжены с мировой культурой.

    Предтечей нового литературного сообщества был философ и поэт Вл. Соловьев. Его концепция многое проясняет в теории и творчестве символистов (младшие из них называли себя «соловьевцами»).

    Соловьёв: мир погружён в поток времени, живёт и дышит отблесками высшего мира, цель человека – найти выход из мира времени в мир вечности, на земле человека поддерживает любовь, красота, женственность.

    Андрей Белый «О теургии» (борьба Христа и Антихриста» в душе человека перейдёт на историческую почву)

    Символ – иной план, мир;

    Метафора!

    Пытается перенести законы музыки в поэзию («Симфонии» Белого)

    Акмеизм

    1911 год – кружок «Цех поэтов» (Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Бурлюк, Мандельштам)

    Поиски выхода из кризиса, стремление к вершинам. Мир – видимый, звучащий, слышимый; любование предметами.

    Футуризм

    За месяц с небольшим до появления акмеистических деклараций, в декабре 1912 г. вышел в свет сборник «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся программной статьей русских футуристов (футурм - будущее). Ее подписали Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников.

    В статье обосновывалось место и значение новой группы, ее отношение к предшествующей литературе. Позиция была избрана разрушительная и скандальная. «Только мы - лицо нашего Времени»,- утверждали они. И предлагали: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Крупнейших художников начала века именовали «портными». В противовес им устанавливали свои права: «на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами»; «на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку»; «стоять на глыбе «мы» среди свиста и негодования». Провозглашалась «Новая Грядущая Красота Самоценного (самовитого) Слова».

    Футуристы отрицали грамматику, синтаксис, правописание родного языка, «сокрушали» поэтические ритмы и рифмы, а воспевали «власть новых тем: ненужность, бессмысленность, тайну властной ничтожности». Для чего и необходимо будто бы было придавать содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике, считать гласные звуки выражением времени и пространства, согласные - краски, звука, запаха и т. д. Крайний формализм подавался под знаком новаторства. Не менее потрясали названия изданий: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» и пр.

    Трудно разобраться в подобной практике. Помогут в том выступления Маяковского. Он был одним из авторов деклараций. Но чуть позже, с началом первой мировой войны, признал: «...у нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа». И далее: «...под желтыми кофтами гаеров были тела здоровых, нужных вам, как бойцы, силачей»; «футуристами нас окрестили газеты»; «футуризм для нас, молодых поэтов,- красный плащ тореадора...»

    А цель какая? И о ней сказал Маяковский, объясняя одно из самоназваний группы - «будетляне»: «Будетляне - это люди, которые будут. Мы накануне». «Стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других - это ль не ново для русского человека? - спрашивал Маяковский и отвечал утвердительно:- Осознание в себе правовой личности - день рождения нового человека». Одновременно намечалось и поле его деятельности - вознести города из пепла, «заполнить радостью выгоревшую душу мира».

    Поэт хотел дать в ис-ве средство самовыр-ия, самосознания городской массе, для нее найти по-новому выразительный и близкий язык. А себя и своих единомышленников определил как «десяток мечтателей». Среди них действительно были такие, первый - Маяковский. Другие дальше эпатажа (неприятного раздражения) читателя, бравады цинизмом не пошли, и имена их не сохранились в литературе. Она создавалась художниками, а не декларациями.

    В пр-се тв-ва крайности первоначальных лозунгов изживались. Тем не менее идея - освоить новый словарь, поэтические формы во имя искусства будущего - понималась инд-но и далеко не всегда перспективно.

    Футуристическое течение было довольно широко и разнообразно. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др.

    Индивидуализм, самоценное «я»,

    Желание и воля «Я»,

    Воинствующий гедонизм, культ мгновения.

    Наиболее активным было объединение «Гилея» (потом названа кубофутуризмом ): В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц, Е. Гуро...

    Влияние на них оказал живописный ранний футуризм (основанный на фовизме, экспрессионизме – лучисты, беспредметники, кубисты) и лит. итальянский футуризм (Маринетти – «Манифест футуризма» - созд. беспорядок, уничтожить в л-ре «я», отказаться от того, чтобы быть понятым, надо ежедневно плевать на алтарь искусства!)

    В Москве появилась (1913) «Центрифуга», в которую вошли Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Аксенов.

    Загрузка...