domvpavlino.ru

Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Фея, Фейри, fae, faerie. Морозоустойчивый сорт, неприхотливый в выращивании — вишня Фея Уникальная коллекция арт-бижу

Среди существ очень часто встречаются враждебные людям, поэтому отдельной категорией рассматриваются такие, которые склонны людям помогать, не несут вреда и вообще настроены очень дружелюбно. Вероятно, самым ярким примером таких существ могут послужить милые создания из германо-скандинавских мифов, которые называются общим названием - феи .

Феям приписывают самые разные облики. Иногда они предстают в таких же размерах, как и люди. Иногда это маленькие озорные создания, которые могут уместиться на ладони у ребёнка. Нередко им приписывают также и крылья, которые внешне схожи с крыльями бабочки. Но все описания сходятся в одном - каких бы размеров ни была фея, но она всегда похожа на человека. И еще во всех описаниях присутствует другая общая деталь - феи создания волшебные и магией владеют либо в совершенстве, либо просто очень хорошо.

Хорошие и злые феи

Да, этим существам свойственно деление на добрых и злых. Но вот если сравнивать с другими существами, например, с мстительными духами, то все феи однозначно добрые. Феи всегда приходят на помощь и выручку людям, иногда действуют открыто, а иногда скрываются и помогают тайком. Так что же такое злые феи? Это феи, которые преследуя добрые мотивы могут устраивать пакости и шалости. Например, такая фея может разбить фамильную вазу, которая дорога всей семье, и к счастью семья никогда не узнает, что в тот вечера эта ваза должна была упасть с полки на ребёнка и оборвать его жизнь. За мелкими проказами фей, которых считают злыми на самом деле скрываются исключительно добрые мотивы и тут вся проблема в непонимании людьми волшебных и мудрых созданий.

Разновидности фей

Подвидов этого существа описывается огромное количество. В единичной попытке их систематизировать случайным образом появилась книга, целиком и полностью посвящённая этим дивным созданиям. Дело в том, что в исходной мифологии под феями подразумевались все без исключения добрые духи, которые легко идут на контакт с людьми - начиная домовыми и заканчивая смотрителями троп. Но в устоявшемся стереотипе есть место для пары уникальных фей, не упомянуть о которых грешно.

Зубная фея

Весьма скрытная и очень добрая. В попытках разобраться в мотивах её действий исписаны тома и сняты многие часы фильмов. Эта фея занимается тем, что забирает детские молочные зубы, а взамен них оставляет деньги. Изначально, кстати, эта фея таким образом похищала воспоминания детей, поэтому зубы прятались. Но потом человечество сменило своё к ней отношение и пришло к решению, что будет лучше, если волшебное существо будет оберегать светлые воспоминания детей, тем более, что оно исправно платит за них.

Крёстная фея

Героиня и участница множества сказок. Добрая тётушка, которая помогает серым мышкам превратится в принцесс. Собирательный образ, который возник на стыке языческой и христианской мифологий и крепко закрепился в фольклоре. Рассматривается она по-разному. Иногда даже говоря о крёстной фее подразумевают ангела хранителя, и наоборот. Но тот факт, что в трудную минуту она оказывает волшебную помощь и поддержку подопечным неоспорим. Кстати, именно этот вид фей аналогичен по размерам человеку - все остальные виды совсем уж крохи.

Фея сновидений

Как и крёстная является собирательным образом и во многом перекликается с песчаным человечком, существом, которое дарит детям сны. Но это мнение активно оспаривается в классификациях. Феи сновидений в первую очередь стражницы ночных грёз. Сами они могут усыпить человека, но делают это крайне редко. Вся их жизнь непрерывная война, и вероятно это единственные феи, которые используют волшебство в качестве оружия. А сражаются они с огненногривыми кошмарами, чьё появление влечёт начало ужасных и пугающих снов, из-за которых просто не хочется больше засыпать. Эти феи, хоть и самые маленькие, но самые храбрые, потому как на своей войне постоянно одерживают победы.


Чаще всего фей изображают маленькими человекоподобными существами, умеющими летать и окруженными сверкающими ореолами. Однако, в мифах различных народов представители этого маленького народца далеко не всегда настолько дружелюбны, как феи в фильмах Диснея. В фольклоре многих стран феи бывают очень жестокими и пугающими. О них и пойдёт речь в нашем обзоре

1. Лианан-Ши


Лианан-Ши по сути была феей-вампиром, которая охотилась на мужчин на острове Мэн. Она появлялась в образе привлекательной молодой женщины, чтобы соблазнить свою жертву. Если это ей удавалось, то мужчина становился ее любовником. Если же человеку удавалось сопротивляться ее чарам, то фея жестоко убивала его и выпивала всю кровь жертвы.

Для любовника же ситуация также была далека от радужной - Лианан-Ши во время занятий любовью высасывала из мужчины жизненную силу, пока тот в конце концов не превращался в пустую оболочку и умирал. Эта фея хранила кровь всех своих жертв в котле и использовала ее по мере надобности, чтобы вечно оставаться могущественной и молодой. Иногда она также давала немного крови своему любовнику, чтобы вдохновить того на написание романтических стихов.

2. Ганконер


Эта фея (точнее, фей) буквально вынуждал женщин умирать из-за него. Ганконер (Gan Ceanach), что означает "любовник-болтун", был крохотным Дон Жуаном, который тратил большую часть своего времени на поиски женщины, которую он бы мог соблазнить. Когда ему это удавалось, женщина оставалась навсегда безнадежно влюблена в него, а фей исчезал.

Соблазненные дамы становились одержимыми Ганконнером и увядали прямо на глазах. Мужчины также не оставались "обделенными" при встрече с этим необычным существом - они начинали тратить все свои деньги на подарки для своих женщин.

3. Бендит и Мамау


Название этого клана валлийских фей иронично переводится, как "благословение матери". Ирония заключается в том, что основным занятием этого клана являлось похищение детей. Если быть точнее, эти феи похищали человеческих младенцев и оставляли вместо них собственное деформированное потомство, которое называли "кримбилс".

Родители похищенного ребенка часто обращались к ведьмам, чтобы получить свое потомство обратно, хотя иногда Бендит возвращали детей после того, как обучали их писать и ценить хорошую музыку. Помимо похищения детей, эти феи также загоняли до смерти лошадей, катаясь на них. Чтобы успокоить Бендит, люди оставляли молоко на крыльце дома.

4. Штормовая ведьма


Штормовая ведьма - фея, которая то жил на озере Эри и считалась ответственной за многие кораблекрушения в этой области. Согласно преданий, она была очень некрасивой женщиной с зеленоватыми кожей и зубами, желтушными глазами и заостренными чертами лица. В ее ногтях содержался мощный парализующий яд.

До того, как Штормовая ведьма нападала на корабль, она пела жуткую песню, которая предсказывала гибель всех людей на борту, после чего насылала страшную бурю на беспомощных моряков. Как будто этого было недостаточно, Штормовая ведьма также ездила на волнах и хватала моряков своими вытянутыми руками.

5. Фачан


В шотландских сказках данная разновидность фей описывалась так, что можно было подумать, что речь идет о монстрах. Тем не менее, фачан выглядели именно так. Эти существа казались настолько чудовищно отвратительными, что только их вид мог якобы остановить сердце человека.

Фачан были с головы до пят покрыты шерстью, а также у них каждой части тела было по одной: один глаз, одна рука, одна нога и т.д. В отличие от других фей, фачан не могли летать и ненавидели тех, кто умел это делать. Они были склонны к насилию и просто не переносили людей, которые заходили на их территорию, избивая их дубинами или цепями, которые они всегда носили с собой.

6. Слуа


В шотландских историях слуа представляли собой фей, которые были душами злых людей, умерших не крещенными. Рой из этих злых фей обычно летал по ночам, сражаясь друг с другом и охотясь на жертв. Человека, которому не повезло оказаться их целью, поднимали на большую высоту и бросали на землю.

Слуа также имели склонность к садизму и иногда заставляли своих жертв стрелять друг в друга отравленными стрелами.Для того, чтобы защититься от слуа, люди закрыли свои окна, выходящие на запад, поскольку их рой, как правило, прибывал с этого направления. Также о том, что слуа где-то недалеко, предупреждало их трупное зловоние.

7. Берберока


Берберока - опасная раса фей, которая жила в болотах и реках Филиппин и охотилась главным образом на рыбаков, которые часто посещали эти водоемы. Они ловили своих жертв следующим образом: выпивали всю воду в определенной области, выставляя рыбу напоказ. Когда ничего не подозревающие рыбаки мчались за огромным уловом, берберока выплевывали всю воду назад и топили рыбаков.

8. Красные шапки


Красные шапки также жили в Шотландии и были известны своей кровожадностью и неудержимостью. Несмотря на то, что обычно их изображали как изможденных стариков, Красные шапки были вооружены острыми когтями и зубами, причем они были феноменально сильными и могли без проблем одолеть взрослого человека. Как будто этого не было достаточно, они также носили с собой косы, с помощью которых расправлялись с людьми.

После того, как они зверски убивали своих жертв, Красные шапки промокали свои шапки их кровью, откуда и произошло их название. Эти феи также предположительно были каннибалами, которые ели как людей, так и других фей. Единственным способом защититься от этих кровожадных тварей, было чтение библейских стихов, причем делать это нужно было очень быстро, поскольку Красные шапки были не только безумно сильными, но и невероятно быстрыми.

9. Анку


Воплощением смерти в кельтском фольклоре является Анку, который в смертной жизни был безымянным принцем, любящим охоту и риск. В один прекрасный день на охоте он повстречался со Смертью, которая вызвала Анку на состязание по охоте, победитель которого мог решать судьбу проигравшего. Принц проиграл и Смерть приговорила его к вечному собиранию душ. С тех пор Анку бродит по Земле на своей повозке, запряженной лошадьми, и собирает в нее души.

Анку изображается как жуткая фигура, одетая в черные одежды, а лицо Анку всегда скрыто. В некоторых вариациях рассказов, Анку сопровождают скелеты, которые помогают ему грузить души в повозку. Холодный ветер сигнализирует о приходе Анку и дает понять умирающему, что смерть является неизбежной.

10. Банник


Эта фея, а точнее дух, как несложно догадаться по названию, проводил большую часть своего времени в бане. Банник в русском фольклоре изображается в виде сварливого старика, который покровительствовал баням, мог изменять форму чего угодно и умел предвидеть будущее. Иногда, просто ради развлечения банник приводил других сверхъестественных сущностей в баню.

Если люди подозревали его присутствие у себя в бане, то они выносили из строения все христианские религиозные образы и оставляли баннику мыло и березовые веники. Если человек хотел узнать свое будущеу, то поворачивался к баннику спиной: если тот слегка постукивал по спине, то все будет хорошо, а если царапал, то это знаменовало что-то нехорошее.

(При составлении нижеследующего поста использовалась статья Вл. Гакова “Проблемы малого народца” в частности и различные труды по мифологии и фольклору в целом)

Итак, прежде всего – в различных традициях существует два вида эльфов. Один происходит от альвов, другой от народца-файери. Последние (их часто и более правильно называют феями) отличаются крошечным ростом (не более трех дюймов) и наличием крылышек (как у бабочки или стрекозы) за спиной.

Другой же род эльфов отличается высоким ростом, хрупким сложением, заостренными ушами и миндалевидными глазами – то есть именно такие какими их вывел Толкиен и сделал эталоном для фэнтези-литературы, и уже от этого отталкивались (либо придерживаясь тех же рамок, либо стремясь найти что-то новое) прочие авторы.
А теперь немного подробнее…

Как и все остальное по части фей, первоисточник появления их названия остается неизвестным. Словами, соответствующими слову “фея”, в Испании и Италии были “fada” и “fata”. Очевидно, оба они были производными от латинского слова “fatum”, то есть рок, судьба, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Однако во Франции сходное с ним слово “fee” происходит от латинского “fatare” через старофранцузское “feer”, означавшее “очаровывать, околдовывать”.
Это слово говорит о способности фей изменять мир, который видят смертные. От этого же слова происходит английское слово “faerie” - “волшебное царство”, которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи существуют. “Fairy” и “Fay”, что означает фея, эльф, являются другими производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам.
В Англии волшебных существ называли также “эльфами”.
Слово “эльф” пришло в Англию из скандинавских и древнегреческого языков. В Скандинавии понятию эльф соответствовало “alfar”, которое, поскольку волшебники были связаны и с земными предметами, имело отношение к воде и горам.
Смертные использовали эти взаимозаменяемые термины для обозначения обширного ряда непостижимых существ. Помня о природе фей, они чаще всего обозначали их с помощью эпитетов – Господа, Добрый Народец и так далее. В те дни использование настоящего имени таило в себе угрозу, а в случае с феями было просто неразумным из-за непредсказуемого характера и неограниченного могущества этих существ.
Для удобства классификации все их общество могло быть условно поделено на крестьянство и аристократию. К крестьянам относились феи – потомки духов, которые покровительствовали природе. Они были хранителями полей, деревьев, лесных озер и горных потомков (напрямую восходя к древнегреческим наядам, дриадам и ореадам). Хотя они и обладали в некотором роде могуществом обитателей волшебного царства – могли стать невидимыми или предстать в другом облике, - эти феи были сравнительно дикими существами, и их встречи со смертными были сравнительно редкими, в отличие от их благородных родственников. О присутствии такой феи чаще всего говорили косвенные признаки, свидетельствовавшие об их деятельности: примятость травы, по которой ходили невидимые волшебницы, шелест в ветвях деревьев, мерцание льдинок в морозных узорах на оконном стекле.
Аристократия волшебной страны была совсем иной. Эти существа, как принято считать, были потомками древних побежденных богов. Это была могущественная раса, населяющая подземные и заморские царства, для смертных встреча с ними была пределом мечтаний, но и таила в себе множество опасностей. Скандинавские альвы (alfar) подразделялись на хороших и плохих: Lioza` Ilfar, или Светлых эльфов – обитателей светлых пространств (как правило лесных); Doka` Ilfar, или Темных эльфов, чье королевство помещалось под землей (здесь по-видимому прообразом послужили еще одни обитатели скандинавской мифологии – цверги. Впрочем, те вроде бы прямые предки гномов). У шотландцев были те же отличия: одних фей называли “The Seelie Court” или Благословенным дворцовым обществом, и “The Unseeile Court”, последние чаще всего считались мстительными духами усопших.
В Уэльсе их называли “Тилуэф Тедж”, или Прекрасное Семейство. В Ирландии они были известны под именем “Дэйойн Сайд”, что означало Обитатели Волшебных Курганов, из-за того, что они прятали свои дворцы под поросшими травой холмами.
Считается, что именно в Ирландии правил когда-то народ, являющийся предками для эльфов (по крайней мере, что касается Англии в целом. Ибо более принято считать, что эльфы – это альвы из Скандинавии). Люди называли их Туата де Данан, что означало “народ богини Дану” – богини плодородия. Летописцы прославили их как “искусных музыкантов и прекрасных сказителей, одаренных богатым умом и прекрасной внешностью, обладавших великолепной одеждой и самым совершенным оружием”. Сколько времени они правили Ирландией – неизвестно, но во времена, более древние чем ирландский гранит, они были побеждены смертными завоевателями – предками галов, которые стали править островом. Владениями древних хозяев Ирландии стали глубины морей и земные недра. “Врата, ведущие в их царства, открываются в некоторых зеленых холмах. За этими холмами живет тайный, изменчивый мир Туата. Здесь заколдованные сокровища, здесь действует старая магия, перед которой не устоять смертным. Другое солнце светит здесь и другое время, отличное от человеческого, отсчитывает дни этого мира”

После норманнского завоевания Англии феи заметно потеснили “родных” англосаксонских эльфов. Хотя со временем в общественном сознании и те, и другие основательно перемешались с остальными представителями “малого народца”. Это и обитатели могильных курганов – кельтские сиды (sidhe), и валлийские озерные девы (gwragedd annwn); а также ирландские лесные сапожники - лепреконы (leprchaun), немецкие горные кобольды (kobolds), корнуэльские пострелы – пикси (pixie) и другие, составляющие собой то самое сказочное братство, живущее в полях, водоемах и подземельях, которое называют “малым народцем”.
Так же как галлы вытеснили народ Туата, так и по мере покорения дикой природы человеком феи все дальше уходили от границ, досягаемых для цивилизации. Как гласило одно стихотворение:

Где вы теперь, подарки фей, где добрые хозяйки?
Теперь живут всех веселей неряхи и лентяйки.
Что толку холить свой очаг, о чистоте радея?
Ведь шестипенсовик в башмак вам не положит фея.
На этих кольцах и кругах, по их волшебной вере,
Они плясали на лугах в дни королевы Мэри.
Но вот пришла Элизабет, за ней – суровый Яков,
И затерялся эльфов след меж лютиков и маков… ©

Английская литература обратила внимание на “малый народец” в елизаветинскую эпоху, самыми известными примерами являются поэма Эдмунда Спенсера “Королева фей” (вышедшая в 1596 году), а также пьеса Шекспира – “Сон в летнюю ночь” (1600). С тех пор феи и другие представители “малого народа” не покидали английскую поэзию и прозу уже никогда. Да и не только английскую. В Англии им отдали творческую дань Сара Кольридж, Джон Раскин, Батлер Йитс и один из предтеч современной фэнтези – Джордж Макдональд. На континенте – Шарль Нодье, Людвиг Тик, братья Гримм, Гете, Шарль Перро, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и многие другие. Причем каждый автор орнаментировал истории о “малом народце” в соответствии со своими литературными вкусами, модой времени, религиозными и культурными традициями.
В первой половине ХХ века эстафету подхватили авторы фэнтези. Начиная от лорда Дансени (как вариант - Дансейни), чей роман “Дочь короля эльфов” (1924) относится к классике жанра, а также романа Лиона Спрэга де Кампа и Флетчера Претта “The land of unreason”, ну и конечно же трилогии Джона Рональда Роуэла Толкиена “Властелин Колец”. Также можно упомянуть: Пол Андерсон – романы “Сломанный меч” и “Дочь водяного”, а также поэтичная повесть “Царица Ветров и Тьмы” (получившая сразу две высших премии американской фантастики “Хьюго” и “Небьюлу”); Джон Кристофер “Малый народец”; Кэролин Черри “Сонный камень”” и “Фея в тени”; Джон Краули “Маленький, большой”; Джеймс Блэйлок “Корабль эльфов”; Эмма Булл “Война дубов”; Гай Гэвриел Кей “Гобелены Фьонавара”; Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен “Сага о копье”…
При желании каждый сам сможет назвать еще не один десяток произведений в этом жанре – ибо после Толкиена про эльфов не писал только ленивый. (В описании к одной РПГ в стиле фэнтези при перечислении рас говорилось “Да, стандартнее людей с гномами, в AD&D могут быть только эльфы”). К сожалению, такое обилие произведений в жанре “фэнтези” довольно пагубно сказалось на самом жанре – но это уже совсем другая история.
”А закончилось все именно летней ночью, когда влюбленные пары занимаются своими делами и лиловые шелковые сумерки окутывают деревья. В стенах замка, даже после того как праздник завершился, еще долго звучали веселый смех и звон серебряных бубенчиков. А с пустынных склонов холма доносилось лишь молчание эльфов”.

В Скандинавии в мифах есть (ljoss)alfar, swartalfar (они же dokkalfar). В принципе, темных альвов отождествляют с двергами, потому что о темных альвах известно под этим словосочетанием немного. Скажем, два свартальва встречают героя у ворот подземного царства Локи. А в Эдде чаще всего речь о двергах.

В фольклоре же есть еще упоминание о таких существах: hulda-folk, скрытый народ, - больше отвечает смыслу темы. В сказаниях о них есть тоже, как и у кельтов, упоминание и про чудесную силу кузнецов, и про непредсказуемость в поведении, и про помощь людям, и про иной ход времени и даже про переселение скрытого народа.

Легенды о Феях присутствуют в фольклоре разных стран, и часто образ феи используется для описания любого существа, которое обладает магической силой, в том числе гоблины и гномы.

Традиционно Феи изображаются, как порхающие эфирные существа, что не совпадает с ранними, то есть более древними представлениями о них.

Вот как развивалось понятие о феях на протяжении многих веков:

Падшие ангелы. Христианство изменило образ Феи, по сути приравнивая фею к... . Или падшим ангелам. Ангелы, искушенные Сатаной были наказаны и сброшены с небес. Кое-кто упал в реки, озёра и моря (русалки), другие - в горы и леса (лесные люди, гномы, тролли), кто-то спрятался в пещерах и недрах земли (гоблины и т.п.) С точки зрения христианской религии Феи принадлежат к семейству злых духов, которые могут причинить вред людям.

Духи Природы. В большинстве языческих религий, сверхъестественные силы были связаны с элементами языческой лунной Богини. В некоторых народных песнях Королеву Фей называли Царицей Небесной. Образ женского божества нашёл отражение и в сказках про Фей (крестные феи-волшебницы, выступающие в качестве наставников и помощников). Скандинавские язычники были первыми, кто начал украшать деревья. Они считали, что, украсив дерево в своих домах или рядом с жилищем, они создадут уютную атмосферу для духов природы - Фей. Во время зимнего солнцестояния, Фея едет через снежные небеса, создавая метели. Позднее христианство демонизировало образ зимней Феи, превратив её в Снежную королеву. Так фея стала ведьмой, похищающей детей. Зимнее солнцестояние также означало начало нового природного цикла жизни (языческий праздник Йоль), в это время люди могли просить фей исполнить какое-нибудь желание. Молоко, имбирь и печенье - любимая пища фей и гномов, использовалась в качестве подарков для привлечения духов в дом. Всё перечисленное даёт основание предположить, что, возможно, в далёком прошлом, люди звали на помощь именно Фей, а уж позже Ангелов.

Феи Рождества. Однако образ древней языческой "зимней Феи" никуда не исчез, а лишь преобразовался в ещё одну ипостась Феи - Рождественская Фея. Оказывается католический Санта может иметь помощников - эльфов или фей! Возможно, что Феи и Ангелы в этом случае - одно и то же. Сегодня в некоторых странах елки принято украшать рождественскими Феями. На вершине елки может быть звезда, ангел, но также может быть и фея.

Малочисленные народы. Некоторые фольклористы и антропологи полагают, что Феи были настоящими членами покоренных народов, которые редко кем были замечены, а поэтому ошибочно воспринимались как сверхъестественные существа. Существует доказательство того, что люди очень низкого роста жили в Европе в бронзовом веке и в эпоху неолита. Много любопытной информации о Феях есть у кельтов. Предположительно в Ирландии, маленькие люди вели скрытный образ жизни, живя в лесах, пещерах, их жилища были скрыты под земными насыпями. По мере того, как более сильные и агрессивные люди завоёвывали свои территории, таинственные маленькие люди уходили в леса всё дальше и дальше.

Души мертвых. Согласно некоторым верованиям Феи тесно связаны с миром мёртвых. Феи являются хранителями душ умерших или бестелесными духами почитаемых предков. Однако общаться с Феями и понимать их язык могут только ведьмы и другие люди со сверхъестественными способностями.

Загрузка...