domvpavlino.ru

Логопедическая викторина "словесная мозайка". Педразвитие

Киреева Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: город Усмань, Липецкой область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логопедическая викторина для учащихся 5-7 классов "Что умеем, то покажем".
Дата публикации: 03.06.2017
Раздел: среднее профессиональное

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

Логопедическая викторина

для учащихся 5-7 классов

«Что умеем, то покажем».

Цель: закреплять знания, полученные на уроках русского языка и чтения.

Задачи: коррекционно-образовательные: развивать фонематическое

восприятие, слухоречевую память, лексико-грамматическую сторону речи;

коррекционно-развивающие: развивать связную речь, навыки речевого

общения, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого

воображения;

коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества,

познавательного интереса к обучению грамоте, взаимодействию,

самостоятельности, создание положительного эмоционального настроя.

Уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на

логопедических занятиях обучались правильной и красивой речи,

научились дети проведём логопедическую викторину.

Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Им в течение всей

игры надо быть внимательными и дружными.

Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри,

протокол проведения викторины).

Мы приветствуем также наших болельщиков, из которых после

окончания викторины мы выберем самых активных.

Но прежде, чем начать выберем капитанов команд.

Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!

Задание 1 разминка: сложить головоломки, наклеить на бумагу.

задание получает 1 балл.

Задание 2.Составьте слова из данных букв:

За каждое правильное слово даётся по 1 баллу. За нахождение лишнего и

подбор обобщающего ещё по 1.

ААЛТРЕК _______________

КОЖАЛ _______________

ЖНО _______________

ДМОНЧЕА _______________

ШКААЧ ________________

ИЛВАК ________________

ЛДЮЕЦБ ________________

ИМАС К ________________

Найдите лишнее слово и зачеркните его. К оставшимся словам

подберите обобщающее слово.

Задание 3.Закончите поговорку.

За каждую правильно названную поговорку присуждается 1 балл.

Не имей сто рублей,………………………………..(а имей сто друзей).

Ученье – свет, ………………………………………….(а неученье – тьма).

Семь раз отмерь………………………………………(один раз отрежь).

Что посеешь,…………………………………………….(то и пожнёшь).

Не откладывай на завтра, …………………………….(то, что можно сделать

сегодня).

Делу время,…………………………………………………….(потехе час).

Старый друг лучше………………………………………..(новых двух).

Не откладывай на завтра ……………………………..(то, что можно делать

сегодня).

Встречают по одёжке,…………………………………..(а провожают по уму).

Хлеб всему………………………………………………..(голова).

Задание 4.Дополните предложения однородными членами:

По 1 баллу за каждое правильно дополненное предложение.

У бабушки_______________, ______________, ____________ глаза.

У Никиты много __________________, ________________ игрушек.

Мама испекла _________________, _____________, ___________

Дорога к деревне шла через ____________, _____________,

На клумбе растут ____________, ______________ и ______________.

На празднике дети ________________, _________________,

В парке росли ______________, _______________, _______________.

Задание 5. Командам предлагается разгадать ребусы.

За каждый отгаданный ребус по 1 баллу.

Приложение 1.

Задание 6.Раскройте скобки, запишите слова в нужный столбик

таблицы. Помните, что предлоги пишутся отдельно, а приставки –

слитно.

(про)гулка, (про) войну, (до) города, (до)зор, (при)скакал, (при)гараже,

(у)слона, (у)летел, (по)земле, (по)мчался, (на)смешка, (на) огороде.

Слова с предлогами

Слова с приставками

Задание 7. Командам предлагается ответить на вопросы по очереди:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

1команда 2 команда

Какая часть слова стоит перед корнем

и служит для образования новых

в о п р о с ы

о т в е ч а ю т

н е о д у ш е в л ё н н ы е

существительные?

Как называется тетрадь для записи

домашнего задания?

препинания

используется в конце предложения?

Как пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Какая часть речи обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы:

какая?, какой?, какое?, какие?

Какая часть речи отвечает на вопросы

«кто?», «что?» и обозначает предмет?

Яблоко, мандарин, груша - одним

Морковь, свёкла, кабачок – одним

Какие буквы не обозначают звук?

Сколько букв в русском алфавите?

Назовите 5 существительных

женского рода.

Назовите 5 существительных

мужского рода.

Что спадает осенью с деревьев?

Что выпадает зимой?

Кто собирает яблоки спиной?

Цветок – гадалка?

Задание 8.Составьте и запишите предложения из данных слов:

Оценивается по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Летние каникулы

морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с

все, на, шли, вместе, пляж, утром

________________________________________________________

плескались, в, ребята, подолгу, тёплой, воде

_____________________________________________________________

дети, вернулись, с, взрослые, загорелыми, юга, и

_____________________________________________________________

морские, и, ракушки, подарил, Боря, камешки, друзьям

_____________________________________________________________

Капитаны команд читают текст.

Задание 9. Расшифруйте предложение, используя ключ:

Задание оцениваетя по 5 баллов.

Капитаны команд в это время выполнят отдельное задание.

Приложение 2.

18 6 2 33 20 1, 3 29 23 16 18 16 26 16 17 16 20 18 21 5 10

14 16 13 16 5 24 29!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________

Оценки жюри за предыдущие конкурсы.

Выбор самого активного болельщика.

Приложение 1.

Приложение 2.

Конкурс капитанов.

1.Речь, которую мы слышим и произносимназывают:

А. устной.

Б. письменной.

В. внутренней.

2. К письменной речи относится…

А. слушание.

Б. письмо.

В. говорение.

Г. чтение.

3. Составь слово из первых слогов:

Сова банка каша

Сода роса карта

День репа вода

Корень роза варенье

Мост лопата коза

4. Отгадай загадки:

а) если б не было его, не сказал бы ничего.

б) дом для книг.

5. Подбери синоним слова радостный.

Что ученики носят в школу за плечами?





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: «легкая» или «умеренная» степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. В результате поражения центральной нервной системы у этих детей наряду с физическими недостатками наблюдаются и психические и психологические проблемы. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности: восприятие, мышление, память, внимание. В связи с недостаточным развитием мышления страдает и речь. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!

I. Конкурс «Блиц»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб )
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Озорные буквы» . Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок)

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: З абота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко (Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис (Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Члены команды по очереди называют номер понравившегося солнышка и отвечают на вопросы.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

На слайде две картинки с изображением мышей. Капитан команды лидирующей команды выбирает понравившуюся картинку.

Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать три ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

  1. Восемь 1. Стриж
  2. Портфель 2. Пенал
  3. Перемена 3. Запятая

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М. «Просвещение», 1991г.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  3. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

Для создания презентации использовались интернет-ресурсы:

  • Незнайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Знайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Солнышки http://allforchildren.ru/pictures/sun1.php
  • Сказочные фоны http://allforchildren.ru/pictures/bg.php
  • Колобок http://allforchildren.ru/pictures/kolobok.php
  • Муха Цокотуха, Баба Яга http://allforchildren.ru/pictures/ruskazka.php?page=1
  • Иванушка, Кот в сапогах, Айболит

Данный материал рекомендован учителям – логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.

Цель: обобщение, в игровой форме знаний полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • Развитие навыка самоконтроля за речью;
  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
  • Формировать навыки интонационной выразительности речи;
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Для проведения логопедической викторины, создаются две команды по шесть человек. Команда «Апельсин» одевает оранжевые галстуки, а «Волна» - синие. Остальные дети зрители. За каждый конкурс команда может получить:

3 балла – за правильный полный ответ

2 балла - если есть небольшие недочеты

1 балл - за правильный, но неполный и с недочетами ответ

0 баллов - неправильный ответ.

При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Зритель за каждый правильный ответ получает один балл.

1 слайд – Логоцветик

Ведущий: Рада приветствовать Вас на викторине «Логоцветик» . Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую правильную речь.

2 слайд символика команд

Ведущий: Сегодня на нашем турнире присутствуют команды «Апельсинки» и «Волна» , болельщики этих команд и компетентное жюри (представление членом жюри) .

К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые ребята получили на логопедических занятиях.

3 слайд «Артикуляционная разминка» .

Ведущий: Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать специальную гимнастику для язычка.

Каждая команда по очереди называет своё любимое упражнение из артикуляционной гимнастики, а мы вместе их выполняем (команды называют по три движения) .

4 слайд «Сказочные герои» .

Ведущий: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.

Перед вами будут появляться картинки с вашими любимыми сказочными героями. Ваша задача внимательно посмотреть проговорить имена героев сказок и сказать что же общего, с точки зрение не сказок, а звуков.

5 слайд сказочные герои со звуком «С» для команды «Апельсинки» .

6 слайд сказочные герои со звуком «Ш» для команды «Волна» .

7 слайд сказочные герои со звуком «Л» для зрителей.

Ведущий отдаёт первый лепесток жюри.

8 слайд «Лучший Звукознайкин» .

Ведущий: Второй лепесток даст возможность проявить себя одному участнику каждой команды. Продолжим работать со звуками. Этим ребятам необходимо будет сделать звуковой разбор слов.

(по одному участнику из команды получают карточки для звукового разбора, цветные карандаши) .

Желающие из зрителей могут также получить звание «Лучший Звукознайкин» .

9 слайд «Соковыжималка» .

Ведущий: Третий лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я буду называть каждому члену команды фрукт или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.

10 слайд с картинками фруктов и ягод для первой команды.

Сок из апельсинов – (апельсиновый)

Сок из груш – (грушевый)

Сок из ананасов – (ананасовый)

Сок из моркови – (морковный)

Сок из помидоров – (томатный)

11 слайд с картинками фруктов и ягод для второй команды.

Сок из яблок – (яблочный)

Сок из слив – (сливовый)

Сок из винограда – (виноградный)

Сок из персика – (персиковый)

Ведущий отдаёт второй и третий лепесток жюри.

12слайд «Из чего это сделано» картинки с предметами

Ведущий: Проверим, как зрители умеют образовывать слова. Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.

Ведущий: дом из дерева - (деревянный)

дом из кирпича – (кирпичный)

самолётик из бумаги – (бумажный)

стакан из стекла – (стеклянный)

ваза из хрусталя – (хрустальная)

шуба из меха – (меховая)

ложка из металла – (металлическая)

решетка из железа – (железная)

коробка из картона - (картонная) .

13 слайд «Путаница» .

Ведущий: Чтобы выручить следующий лепесток нам необходимо отдохнуть и немного размяться.

Играем в «путаницу» , делаем то, что я говорю, а не показываю.

14 слайд «Рисуем по клеточкам» .

Ведущий: Для получения следующего лепестка вам понадобится внимания и крепкая рука. Каждому участнику нужно повторить рисунок по клеточкам «Цветок» .

(Раздаются образцы и простые карандаши.)

15 слайд «Какой звук чаще слышится» .

Ведущий: Пока участники внимательно чертят, мы будем внимательно слушать. Какой звук чаще слышится в скороговорках.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Ведущий отдаёт четвёртый лепесток жюри.

16 слайд. «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь» .

Ведущий: Наш предыдущий конкурс подготовил нас к выполнению следующего задания.

Сейчас по два человека из команд вытянут карточку с «настроением» и произнесут свою любимую скороговорку с этим настроением, а мы попробуем догадаться, какое у них настроение.

Ведущий отдаёт пятый лепесток жюри.

Ведущий: Скороговорки надо уметь говорить очень быстро, проверим наших зрителей, кто из них скажет свою любимую скороговорку быстрее всех.

(желающие говорят скороговорку быстро, три раза подряд)

17 слайд. «Кто больше» .

Ведущий: Для получения заключительного лепестка, команды по очереди будут назвать предметы, которые начинаются на заданную букву.

18 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «П» .

19 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «Б» .

20 слайд сюжетная картинка с предметами на букву «С» для зрителей.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего турнира, мы рассмотрим следующую картинку.

21 слайд с изображением логоцветика.

Ведущий: Спасибо, уважаемые команды и зрители за спасение логоцветика. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс (жюри вручает логоцветик ведущему) .

Мы с логоцветиком надеемся, что вы поняли, наш родной русский язык богатый и интересный.

22 слайд «Церемония награждения» .

Жюри подводит итоги викторины, награждает команды и отдельных зрителей грамотами.

Логопедическая викторина

(итоговое занятие для 2-го класса)

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин и т.д. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям. Я хотела бы предложить вариант проведения логопедической викторины с учащимися 2 классов. И хотя это не является основной формой логопедических занятий, надеюсь, что данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий.

Цель занятия : подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи, получить обратную связь о результативности занятий).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья. Логопед приветствует их, сообщает о цели данного мероприятия. Команды приветствуют друг друга. Далее логопед предлагает несколько конкурсных заданий. При подведении итогов после каждого конкурсного задания результаты заносятся в протокол.

Задание 1 . Разминка.

Оценка. За каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

    Сколько гласных звуков в русском языке? (Ответ: 6 гласных звуков.)

    Какая из букв ё, е, ю, у состоит из одного звука? (Ответ: буква У .)

    Какой из слогов фу, ну, фа, ха обозначает ноту? (Ответ: фа. )

    Назовите имя сказочного персонажа, которое начинается со слога Бу (Ответ: Буратино.)

    Назовите имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов: грабли, шар, астра. (Ответ: Ира.)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой?

    (Ответ: И-Волга.)

    Переставьте буквы в слове ИГРА так, чтобы получилось столица государства. (Ответ: Рига.)

    Чем кончается лето? (Ответ: буквой О.)

Задание 2 . Отгадайте ребусы.

Оценка. 1 очко за каждый правильно отгаданный ре бус .

(Ответ: весна, ведро, ветер, ветка, веник.)

Задание 3 . Совет мудрой совы.

Оценка. 1 очко за правильно составленное выражение.

На каждом колесе написано одно слово из шести букв. Прочитайте их, а затем расположите слова в таком порядке, чтобы получился совет мудрой совы.

(Ответ: Больше слушай, меньше говори.)

Задание 4. Играем в прятки.

Найдите среди строчек спрятанные названия насекомых.

Оценка. 1 очко за каждое найденное название насекомого.

Зна кома р ыбам хитрость рыболова.

Затих камы ш , мель кают в небе звезды.

(Ответ: комар, шмель)

Задание 5 . Назови одним словом. Конкурс капитанов команд.

Вопросы задаются каждому капитану по очереди.

Оценка. 1 очко за каждый правильный ответ.

    Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор.

(Ответ: настольная лампа.)

    Витя по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка.

(Ответ: ключ)

    Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозеленым колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке».

(Ответ: мухомор.)

    Стрекочущая, похожая на ворону птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет.

(Ответ: сорока.)

Задание 6. Аукцион «Кто больше?»

Используя слова «верблюд» и «газета» придумайте как можно больше предложений. (Например: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Верблюд сжевал газету и запил ее стаканом кока-колы.)

Оценка. 1 очко за каждое составленное предложение.

Задание 7. Буквы рассыпались.

Сложите элементы так, чтобы получились буквы.

Оценка. 1 очко за каждую правильно сложенную букву.

(Ответ: буквы К, Л,П).

Подведение итогов. Награждение участников.

Список использованной литературы

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. –

М.: Книголюб, 2005.

Климанова Л.Ф. Мой алфавит. – М.: Просвещение, 2001.

Данные об авторе

Максимова Елена Вениаминовна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ № 9 г. Новый Уренгой, учитель-логопед

Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Психология

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Логопедическая викторина. "Учимся, играя". Конспект занятия и презентация к нему в прикрепленном файле.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Учимся - играя!»

Цель : обобщение полученных знаний.

Задачи:

  • совершенствовать фонематические процессы, навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  • предупредить и преодолеть неуспеваемость учащихся, обусловленную различными нарушениями развития устной и письменной речи,
  • развивать память, внимание;
  • продолжить работу по совершенствованию навыков самоконтроля,
  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал: кружки одного цвета для команды (по количеству участников), карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, разрезная или магнитная азбука.

Словарные слова :

Викторина - игра в ответы на вопросы.

Рожок - название различных изделий, предметов в форме рога (расширяющейся трубки).

Крона - вся разветвленная часть дерева с его листвой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, вы любите играть? Сегодня, мы с вами проводим викторину. И, конечно же - будем играть!

И еще - сегодня у нас работает жюри, которое будет оценивать работу команд.

У каждого из вас в руках кружки разного цвета. Обратите внимание! Кружки непростые - на каждом лицо (эмоция - душевное переживание, чувство), которое изображает то или иное настроение. Ребята, поднимите, пожалуйста, кружочки с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

В гости к нам пришел Незнайка, он пришел не с пустыми руками - принес игры, задания, с которыми сам не может справиться.

Итак, приведем в порядок дыхание.

Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Улыбнулись!

Все понюхали цветочек, а потом еще разочек

А теперь собачкой стали, опять дружно подышали.

Вот и ежик к нам пришел, еле-еле он дошел.

Нужно снова подышать и занятие продолжать

Дыхание в норме! И мы продолжаем!

Поднимите руки «зеленые» кружки. Усаживаемся за этот стол. Кто капитан и как называется команда?

Отлично!

Аналогично - с «желтыми» и «красными»

Молодцы!

1 ЗАДАНИЕ

1 слайд

2 ЗАДАНИЕ

- А сейчас - игра-задание, которое принес нам Незнайка.

Слушаем меня внимательно! Выпишите те буквы в слове, которые я попрошу вас выделить. Нужно собрать из полученных букв слово.

Выделить 2 букву в слове:

рулет, вдруг, радуга, учеба, каша - УДАЧА

3 букву в слове:

Круг, ластик, папа, след, кухня - УСПЕХ

1 букву в слове:

Дорога, рак, узел, жук, бант, аист - ДРУЖБА

Дружба, удача и успех помогают справиться с трудностями, а умение работать в команде сплачивают вас, т.е. объединяет

3 ЗАДАНИЕ


4 ЗАДАНИЕ

Снова игра от Незнайки «Кто быстрее?»

На стульях кружки. На некоторых кружках - слоги. Надо найти все кружки со слогами, затем сложить слово.

Кто заканчивает быстрее, поднимает руку.

Каждый участник выходит, берет любой кружок, забирает с собой в команду. Затем, выходит следующий … и так - пока все кружки не закончатся.

5 ЗАДАНИЕ


6 ЗАДАНИЕ

Прочитайте слова. С помощью цифр, указывающий новый порядок букв, составьте новые слова, выложите их из букв.

1 4 3 2 1 2 3 5 4

К о н и н о с и к

4 5 1 2 3 3 2 1 4 5

К а б а н ч у л о к

3 4 1 2 4 3 2 1 5

А и с т н о р к а

Вы, ребята, молодцы! На этом наша игра закончена!

Пока жюри подсчитывают результаты, мы с вами поиграем.(загадки, кроссворд).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Загрузка...