domvpavlino.ru

Крушение самолета в перми пытался предотвратить экстрасенс. Челябинск различим на арт-карте страны

- Как вы стали коллекционером искусства вообще и челябинского искусства в частности?

В конце 1980-х я впервые оказался в Лондоне, в гостях у сестры. Все дома ее друзей, которые мы посещали, были завешаны красивой старой и современной живописью, заставлены скульптурой, другими артефактами. Мне это очень понравилось. Лондонские галереи и антикварные рынки производили гипнотическое впечатление. Тогда же сестра подарила мне два эскиза тканей знаменитой Натальи Гончаровой. В Россию вернулся «больным» этой темой. Тогда в городе как раз началась перестроечная художественная «движуха»: новые выставки, новые художники, гости из Уфы, Свердловска. Одновременно появились какие-то свободные деньги. Все эти три вектора слились в один - я стал делать первые покупки.

- Именно местных художников?

Да, в основном челябинцев и уфимцев - Пахомова, Назарова, Лебедева из Уфы, наших Виктора Чернилевского и Александра Данилова. Покупал спонтанно. Будучи дилетантом и в понимании искусства, и в коллекционировании, очень часто ошибался. Однако часть тех покупок до сих пор является гордостью моей коллекции. В 1990 году я уехал в Израиль, но в Челябинске бывал регулярно и что-то постоянно приобретал, тоже стихийно. К этому времени я собирал в основном российский «второй авангард» и все, что связано со знаменитой книгой «Алиса в стране Чудес». За последние двадцать лет моя «Алисина» коллекция стала лучшей в стране и, думаю, в континентальной Европе тоже.

Валентин Качалов Афанасьевское. 1967.
Холст, масло. 90 х 54,5.

- Не было задачи собирать именно работы южноуральцев?

Не было. Каждый раз не мог и не хотел упустить приобретение действительно сильной работы, а местного она или столичного художника - дело сто десятое. К тому же было понятно, что искусство советского модернизма уходит с горизонта. Картины просто физически исчезали, время было сложное, а для художников особенно: они не знали, что делать с работами, уничтожали, записывали, выбрасывали собственные картины, продавали за гроши совершенно случайным людям, меняли стили, отказывались от привычных направлений и так далее. Пару лет назад я стал анализировать «челябинскую кладовую» (а это более двухсот работ) и понял: есть несколько десятков вещей экстра-класса, по сути, готовая экспозиция истории челябинского искусства ХХ века.

- Вы понимали, что это искусство локальное и не всем может быть интересно?

Хорошо понимал. Более того, многие мои московские друзья из профессиональной среды - коллекционеры, галерейщики, арт-критики - скептически смотрели на эту идею и отговаривали. Но когда вышел каталог, все дружно сказали «Это круто! Это современно и живо, ты попал в точку!» Уже сейчас работы, многие работы, которые будут на выставке, просят в другие проекты - и региональные, и столичные.

- Почему вы придавали такое значение каталогу?

Серьезный каталог - это осмысление и объяснение концепции, исторический и научный документ. Помимо самих работ в каталоге опубликован диалог о том, зачем все-таки надо собирать региональное искусство, который мы ведем с замечательным писателем и арт-критиком, челябинцем Дмитрием Бавильским. Но главное не это, а архивно-мемуарный раздел, куда я собрал воспоминания ключевых героев местной арт-сцены 1950-1980-х годов, - художников, их родственников, искусствоведов. На выходе вышел беспрецедентный историко-культурный срез жизни города: то, как жили художники, о чем писали картины, в каких отношениях были с государством и между собой, насколько были вовлечены в мировой художественный процесс... В книге масса эксклюзивных архивных документов и фотографий.


Василий Дьяков Мужской портрет. 1964.
Бумага, карандаш. 28,8 х 20,3.

- Большая часть челябинцев о существовании этих самых арт-героев и не подозревают.

Челябинск был и остается тяжелым городом для визуального искусства. Этот диагноз поставлен давно и объяснения я слышал разные. Часть из версий приведена в каталоге.

Что делать и как относиться к этой ситуации? Выбора нет - надо не отчаиваться, а работать. Один проект, второй... книги, выставки. Надо работать. Челябинску важно выйти из состояния постоянной самообороны. Общаясь с разными людьми, складывается впечатление, что мы с одной стороны считаем себя непризнанными или мало признанными гениями, но с другой - опасаемся всего прочего мира. Как будто кто-то придет и вывезет все наши шедевры, отберет право первородства на исследования, на кураторство, на выставки. На самом деле, все это обычные провинциальные комплексы. Мы должны выйти и заявить: «Приходите сюда, ребята! Мы крутые! У нас были и есть замечательные художники - Константин Фокин, Павел Ходаев, Александр Данилов, другие!». Но, разумеется, одних заявлений мало, параллельно нужна серьезная культурная и институциональная работа...

- Вы думаете, нас станут воспринимать всерьез?

Важно, чтобы мы сами к себе относились всерьез, а не как к «баньке с пауками». Нужно действовать системно, умно и смело, а, главное, сообща. В Челябинске достаточно денег. Я общаюсь со многими местными бизнесменами, они интересуются искусством, понимают ценность культуры. Обладая зрелым самосознанием, этот капитал способен финансировать серьезную художественную активность. Его нужно привлекать. Чтобы не в Монако ездить музеи смотреть, а создавать события здесь, у себя на родине. Это работа, требующая терпения, продуманности проектов, настойчивости, харизмы.


Иван Кучма Старая паяльная лампа. 1975.
Холст, масло. 72,5 х 69,5.

- Как поменялся арт-рынок за последние 10–15 лет?

На мой взгляд, российский арт-рынок, сформировавшийся в 1990–2000 годах, это не очень здоровое явление. Когда в стране появилась масса людей с большими деньгами, не зная броду, все захотели «окунуться в искусство». Как говорил, по-моему, Карл Маркс: сначала капиталист удовлетворяет потребности в недвижимости - строит замок, потом - в сексе: меняет старую жену на двух новых, а затем он хочет, чтобы ему сделали красиво. Воды арт-бизнеса стали настолько мутными, что некоторые до сих пор захлебываются в фекальных сливах, не зная, как очиститься. Совершенно ненормальные цены, огромное количество дилетантов, целая индустрия подделок и заключений о подлинности работ. Правда, в кризис 2008 года у людей начали открываться глаза, вскрылось, сколько на российском арт-рынке плавает «мусора». Сегодня покупатели стали осторожными и разборчивыми. Товарищи и знакомые постоянно дергают меня просьбами о консультациях, прежде, чем что-то покупать. Никто уже не верит официальным документам или рассказам. Процесс оздоровления арт-рынка идет.

- Челябинск различим на арт-карте страны?

- С большим трудом... Это касается и советского периода, и десятилетия 90-х, и актуального искусства. При этом таланты есть, события происходили и происходят, но все это при неумелом позиционировании покрывается тиной и уходит в болото практически нерассказанным, неописанным, и, по сути, потерянным для истории. Казалось бы, нынешние возможности интернета неисчерпаемы, но и на этом поле всё у нас выглядит как-то уныло...

- Проблема в отсутствии пиара местных художников?

Не в пиаре дело. В самоощущении и черновой работе по созданию контекста. Завтра мы можем прийти в Нью-Йоркский музей современного искусства и предложить им выставить любого из челябинских классиков. Допустим, что качество работ Дьякова или Русакова устроит американских кураторов. Но они нас спросят: «Покажите каталоги, статьи, отчеты? А на иностранном языке? Как ничего нет? То есть вы у себя ничего не сделали, а к нам пришли. Извините». Поставить планку на шесть метров, прыгнуть без шеста и лететь вниз в ожидании, что нас будут осыпать золотом - глупо, так не бывает. Готовиться надо. И работать.


Николай Русаков. Бант-Матарам. Да здравствует свободная Индия! 1926.
олст, масло. 150 х 104.

30 ноября состоится малозаметное событие для мира политики и экономики. На престижном аукционе «Кристис» (Auction Christies House) будут выставлены предметы, связанные с личностью математика-логика, прекрасного сказочника, эссеиста и поэта Льюиса Кэрролла. Как у Пушкина или Шекспира, у него есть преданные поклонники, коллекционирующие редкие издания, математические трактаты, письма и даже личные вещи.

В России подобных коллекционеров, разумеется, меньше, чем в Англии. В Москве живет Виктор Новичков, имеющий крупную коллекцию оригиналов иллюстраций к книгам «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Эта странная коллекция дорожает день ото дня и не имеет аналогов в России.

Виктор Новичков: 50 лет, по образованию юрист, работал адвокатом, в настоящее время работает в области PR, на досуге пополняет коллекцию иллюстраций к книжкам про девочку Алису.

Охота пуще неволи

– Виктор, ваша уникальная коллекция для вас – бизнес или увлечение?
– Исключительно хобби. У каждого из нас есть свои тараканы в голове. В этом оригинальном коллекционировании иллюстраций к замечательным книжкам про Алису проявляются мои насекомые.

– Наверное, произведения про Алису Льюиса Кэрролла вы любите не меньше, чем свою коллекцию?
– Совершенно верно. Даже несмотря на то, что «Алису» я прочел уже в зрелом возрасте, эта книжка Льюиса Кэрролла покорила меня сразу. «Алиса» – это вечная книга, как Библия, там есть ответы на все вопросы, волнующие человека.

– В мире много тех, кто собирает именно иллюстрации к книгам про Алису?
– В англоязычном мире, особенно в Англии, таких немало, а в России я не знаю никого. Но я знаю, скажем, одного японца, который, как и я, собирает оригиналы иллюстрации к «Алисе». У него тоже достойная коллекция. Чаще, конечно, коллекционируют сами книги.

– Кстати, насколько известна ваша коллекция в мире?
– О ней знают многие и не только в России. Российские иллюстраторы «Алисы» – одни из самых оригинальных в мире, и зарубежные коллекционеры довольно часто предлагают что-то продать, но я отказываю.

На сегодняшний день у меня в коллекции свыше двухсот изданий «Алисы» и около трехсот листов оригинальных иллюстраций к ней.

– Вы как-то различаете «Алису в Стране Чудес» и «Алису в Зазеркалье»? Какая, кстати, ваша любимая?
– Я вам скажу, что «Страна Чудес» и «Зазеркалье» для меня как первая и вторая серия замечательного сериала, в котором сплетаются мистика и любовь. Просто «Зазеркалье» писалось спустя шесть лет после первой части, и, на мой взгляд, книга получилась более зрелой и четкой.

– Вы коллекционировали когда-нибудь что-то кроме иллюстраций к «Алисе»?
– У меня довольно большая коллекция живописи и графики известных авторов, но эклектичная – я не собирал ее по какому-то периоду, стили или имени. Понимаете, образ прекрасной Алисы – это одна из самых популярных тем коллекционирования в мире, как, скажем, образы Шекспира или Пушкина и все, что с ними связано. Сегодня в мире есть люди, которые коллекционируют всевозможные предметы, как-то связанные с Алисой. Это пазлы, эксклюзивные куклы или посуда с изображениями героев книжки, игральные карты, кролики в пенсне, клюшки для игры в крокет… Я начал собирать коллекцию иллюстраций к «Алисе» в начале 90-х, так как эту книжку, как оказалось, иллюстрировали очень многие известные художники. Кроме того, я всегда обожал книжки про детей.

Небо, самолет, Алиса

– Вы как-то объясняете для себя такую любовь?
– Я сын филологов: мои родители преподавали детскую литературу в институте культуры, и, естественно, у нас в доме была огромная библиотека детских книжек с картинками. В детстве я был, что называется, начитанным мальчиком и «проглатывал» массу книг: начиная от сказок Пушкина и заканчивая книжками Джанни Родари. При этом вы удивитесь, но любимую «Алису в Стране Чудес» я прочел только в 1989 году! Так получилось.

– Чистая случайность?
– Нет, я прекрасно знал, что за личность Льюис Кэрролл, знал его произведения и немного о его загадочной жизни. Интерес же к его книгам про маленькую Алису действительно появился совершенно случайно. Я впервые прочел ее на обратном пути в Москву, летя в самолете из Лондона. Тогда она сразу покорила меня!

Этому памятному моменту в самолете я во многом я обязан своей родной сестре, которая с 70-х годов живет в Лондоне. Как-то раз, еще до перестройки, она пригласила меня к себе. Вы помните реалии, когда при выезде из Союза разрешали менять только 120 рублей? Тогда все набирали с собой икру, часы, блоки сигарет, чтобы, оказавшись заграницей, продать все это.

– И что же вы взяли с собой?
– Сестра сказала мне, чтобы всю эту ерунду я не покупал. Она посоветовала купить мне все книжки «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», которые я только смогу найти в Советском Союзе. И еще посоветовала купить пластинки группы Beatles. Тогда я смог приобрести всего четыре книжки про Алису и где-то три пластинки ливерпульской четверки.

– Неужели в Союзе вы нашли всего четыре издания «Алисы»?
– Дело не в этом. Приехав в Лондон, я смог продать эти книжки аж за несколько сотен фунтов владельцу одного магазина, который занимается куплей-продажей исключительно книжек про Алису! Этот коллекционный пафос того владельца произвел на меня такое сильное впечатление, что, летя в самолете обратно в Москву, я запоем прочитал то, за что мне чуть руки не оторвал тот скупщик.

– Так когда вы решили создать и свою коллекцию?
– Каждый раз, приезжая в Лондон, я привозил все новые издания «Алисы» по просьбе того самого владельца магазина. Со временем я начал покупать эти иллюстрированные издания не только для него, но и для себя. Позже мне в руки попало несколько рисунков к Алисе, и я окунулся в коллекционирование непосредственно иллюстраций к сказкам Льюиса Кэрролла.

В преддверии охотничьего сезона

– Вам часто поступают какие-то интересные предложения коммерческого плана?
– Англичане часто уговаривают меня продать прекрасные иллюстрации выдающегося художника Геннадия Калиновского, но я всегда отказываюсь. Они очень ценят черно-белые иллюстрации этого мастера.

Вообще многие крупные русские художники делали свои иллюстрации к «Алисе». Это Владимир Алфеевский, Май Митурич, Эдуард Гороховский, Александр Кошкин, Евгений Шукаев. Папку иллюстраций к «Алисе» сделал Сальвадор Дали, их показывали на его московской выставке в прошлом году.

В свое время мне предлагали приобрести один из экземпляров этой папки, жаль, денег не было.

– Но сейчас вы бы смогли приобрести эту папку?
– Не уверен, она стоит сейчас просто сумасшедших денег. Для меня моя коллекция, как я уже говорил, не является осмысленным бизнесом – это мое любимое увлечение. Кроме того, моя тема – российские иллюстраторы Кэрролла. Но иметь в своей коллекции «Алису» в изображении Дали, думаю, согласился бы каждый коллекционер.

– В ваши планы на ближайшее время входит приобретение новых экземпляров для вашей коллекции?
– Непременно! Все мы, одержимые «Алисой», уже совсем скоро встретимся вместе. 30 ноября этого года состоится аукцион «Кристис» (Auction Christies House), где будут выставлены различные предметы, так или иначе связанные с личностью Льюиса Кэрролла. Это личная и довольно крупная коллекция знаменитого американского коллекционера – Николаса Фалетты.

– И кого вы ожидаете увидеть на этом аукционе?
– Очень и очень многих. Во всем мире существует свыше 4000 изданий «Алисы» с иллюстрациями. И издают эту книгу далеко не только на европейском континенте.

– Вы сами устраиваете какие-то выставки своей коллекции?
– Нет, хотя Британский культурный совет при английском посольстве в Москве хочет, чтобы я выставил иллюстрации из коллекции. Пока в моих планах – составить большой каталог, посвященный русским иллюстраторам книжек про маленькую Алису. Но это не единственный отечественный проект, связанный с «Алисой». Не так давно мой хороший знакомый Олег Кулик сделал оригинальнейшую фотосессию «Алиса и Лолита». Это работы, посвященные двум, пожалуй, самым юным и прелестным образам Владимира Набокова и Льюиса Кэрролла.

- Только, наверное, эту серию работ стоило назвать «Аня и Лолита», ведь Набоков назвал Алису Аней.
– Да, это был вольный перевод и назвал он его «Аня в царстве дива», но опять-таки дело не в этом. Этот проект оригинален уже хотя бы потому, что и Набоков, и Льюис Кэрролл являются одними из самых загадочных фигур в литературе. Существует теория, что оба были педофилами. Насчет Набокова я осведомлен менее, но касаемо Кэрролла могу сказать, что это была крайне удивительная личность. Логик-мистик, преподававший в Оксфорде и сочинивший такую грандиозную историю, в которой фрейдисты усматривают сотни сексуальных подтекстов, еще в молодости дал обет безбрачия. Не знаю, случайность ли, что его так любили дети, просившие рассказывать сказки. В «Алисе» можно усмотреть все что угодно, эта книжка так и давит на подсознание.

...ЧП с пассажирским лайнером.


- Я связался с полковником Кирилловым из Службы безопасности полетов ВВС, - рассказывает Новичков, - и сказал ему, что катастрофа тяжелого воздушного судна из-за отказа и загорания двигателя возможна в районе Урала…

Академик Виктор Тимофеевич Новичков - личность в отечественной авиации и космонавтике поистине легендарная. Он обладает гениальной интуицией - даром, за который его называют экстрасенсом. Неполадки с летающей техникой Новичков чувствует на расстоянии, а ЧП предсказывает безошибочно! Катастрофа американского шаттла, взрыв ракеты «Титан», теракты с использованием «Боингов» в США и многие другие беды были описаны им заранее с документальной точностью. Прогнозы Новичкова за несколько лет зафиксированы в журналах оперативных дежурных Генерального штаба. По словам генерал-лейтенанта Олега Калиты, отвечающего за безопасность полетов, прогнозы Новичкова учитываются при планировании использования боевой и транспортной авиации.

В гражданской авиации достучаться до сердец и умов высокого начальства куда сложнее, - делится болью Виктор Тимофеевич. - Там все сейчас подчинено коммерции, никто не будет отменять стоящие в расписании рейсы из-за того, что ученые посчитали этот день критическим.

Спасатели были потрясены последствиями жуткой авиакатастрофы


14 сентября, например, по моим прогнозам - очень неблагоприятный день: канун полнолуния, на этот день приходится минимум скорости вращения Земли. Это в сочетании с другими факторами, например, энергетическими выбросами из глубин планеты, отрицательно влияет и на технику, и на людей. Накануне катастрофы я позвонил в Службу безопасности аэропорта Шереметьево и сообщил свой неблагоприятный прогноз. Мне горько, что он сбылся, что катастрофу в Перми не смогли предотвратить - ведь лайнер вылетел именно из Шереметьево…

Дар


Ученые объясняют уникальные способности Новичкова интуицией - в момент озарения он ярко, в красках видит картину еще не случившегося ЧП.

Виктора Тимофеевича знаю давно, - говорит профессор МЭИ Игорь Копылов. - Интуиция заложена в нас от природы, но у большинства людей этот дар спит. Есть гипотеза, что экстрасенсы, подобные Новичкову, получают сведения из единого информационного поля.

Сам Виктор Новичков считает, что его способности от Бога.

Я и родился в церкви, - рассказывает он журналистам «Жизни». - Появился на свет в роддоме, который размещался в бывшем храме на улице Ибрагимова в Москве. Ангелы-хранители есть у каждого. Мне информация о катастрофах идет от них. Она возникает в мозгу, как кадры из фильма. Иногда я вижу бортовые номера, лица летчиков, маркировку приборов. Но чаще - образы, которые приходится расшифровывать. Например, в канун нынешней катастрофы в Перми я почему-то ясно увидел авиакатастрофу 1996 года, в которой погиб генерал-полковник Селезнев, командующий Ленинградским военным округом. А на лайнере в Перми разбился генерал-полковник Трошев, бывший командующий Северо-Кавказским военным округом. Параллель просто потрясающая…

Виктор Новичков


- А как Вы ощущаете приближение беды?

Представьте, что вы слушаете симфонический концерт. И один музыкант начинает фальшивить. Вы его не видите, но нарушающие гармонию ноты режут ваш слух. С самолетами у меня происходит примерно то же самое. Исправная техника гармонична. И если какой-то узел сбоит, то этой гармонии нет. Расстояние и время при этом не имеют значения.

Теракт


- Интуиция Виктора Тимофеевича Новичкова феноменальна, - рассказывает корреспонденту «Жизни» эксперт Службы безопасности полетов государственной авиации Минобороны полковник Андрей Гусев. - Он может указать скрытый дефект, не видя самолета. Примеров множество, но они относятся к секретной информации. Из тех фактов, о которых можно говорить, самый потрясающий касается теракта в США. В конце августа 2001 года Новичков позвонил мне и сообщил, что в одной из западных стран 11 сентября произойдет массовый угон самолетов. Виктор Тимофеевич сказал, что будут атакованы два небоскреба, даже назвал этажи, в которые они врежутся, и здание пятигранной формы. А 11 сентября террористы атаковали Нью-Йорк и Вашингтон. Проанализировав его прогнозы, прошедшие за последние годы по нашему ведомству, свидетельствую: вероятность наступления указанных Новичковым событий стремится к ста процентам.

Один из самых крупных обломков - обшивка фюзеляжа


00.15.

В Шереметьево закончилась регистрация на рейс № 821 «Москва-Пермь».

1.12.

Самолет взлетел.

3.02.

Пилот «Боинга» запросил разрешение у диспетчера на посадку.

3.05.

Командир, не сумев выйти на полосу, обратился за повторным разрешением к диспетчеру.

3.10.

Связь с экипажем прервана. Жители пермских микрорайонов Индустриальный, Ераничи и Крохалево видят в небе горящий лайнер и слышат хлопок. Самолет рухнул на железнодорожные пути в черте Перми, не долетев до жилых многоэтажек 200-400 метров.

Схема падения лайнера после первого захода на посадку


Самолет стал неожиданно набирать высоту... левый двигатель задымился...


Через секунду двигатель охватило пламя...

Рванув вверх, самолет стал резко терять высоту и вскоре рухнул


Генерала умоляли не лететь


Советник Президента России генерал-полковник Геннадий Трошев был в числе пассажиров разбившегося лайнера.

Он специально прервал отпуск, чтобы лететь в Пермский край на турнир вместе с первым вице-президентом Всероссийской Федерации самбо Владимиром Погодиным. По словам Рината Лайшева, вице-президента ВФБ, генерал Трошев попросил купить билеты на самый поздний рейс, на ночной самолет.

Жена генерала Лариса Николаевна, словно предчувствуя несчастье, не хотела отпускать мужа и просила догулять отпуск. Но Трошев не хотел подвести спортсменов.


По мистическому совпадению, турнир по самбо в Краснокамске проводился в память великого самбиста Василия Шваи, который погиб тоже в сентябре, спасая тонущего брата. Генерал Трошев, возглавлявший попечительский совет федерации самбо, летел на награждение победителей соревнований.

После трагического известия об авиакатастрофе борцы выходили на ковер в траурных повязках, а после турнира почтили память погибших минутой молчания, - рассказал «Жизни» начальник управления по спорту и физической культуре Краснокамского района Олег Гаврилов. - Изначально сроки турнира сдвигались несколько раз - не все ведущие спортсмены могли приехать из-за участия в других турнирах. Все схватки были 14 числа. Борцы буквально были шокированы известием о трагедии, но соревнования решили не отменять...

Характер


...В своей жизни Герой России Геннадий Трошев делал все так, как сам считал нужным. И интуиция его никогда не подводила. Нарушив запрет отца, подал документы в Казанское высшее командное танковое училище. О своем решении связать жизнь с армией Трошев никогда не жалел. Более того, он всегда был уверен, что папа, будь он жив в то время, гордился бы им. Отец Трошева Николай Николаевич сам был офицером, военным летчиком. Чутье и удивительная способность предугадывать события никогда Геннадия Трошева не подводили. Он спасался много раз сам и вызволял других.

Именно Трошев уговаривал Ахмата Кадырова в 2004-м не лететь на празднование 9 мая в Грозный и остаться на парад в Москве, но Президент Чечни не послушал его и погиб от рук террористов.

Дата


Многие роковые события в жизни Трошева приходились на 14-е число - день его рождения. Он едва не погиб в полете 14 января 2000 года. Тогда боевики в районе Грозного обстреляли вертолет «МИ-8», на борту которого летел генерал Геннадий Трошев - в ту пору заместитель командующего Объединенной группировкой войск. Весь корпус вертолета был издырявлен, но каким-то чудом пилоту удалось сохранить управление и посадить машину с поврежденной рулевой тягой. Оказалось, что вертолет сел рядом с родовым кладбищем генерала - на нем похоронены сестренка, бабушка, тетя и дядя Трошева. «Они спасли меня», - сказал тогда Геннадий Николаевич и, не раздумывая долго, пересел на другой вертолет и продолжил полет.

Даже день рождения генерала приходится на 14 марта. До празднования 62-летия Трошев не дожил ровно полгода.

Пермяков спас крест


Обреченный «Боинг-737-500» упал на пустырь всего в нескольких десятках метров от огромного дома по улице Карпинского, 87а, выстроенного в форме восьмиконечного креста.

Когда спасатели рассмотрели карту и авиаснимок места крушения авиалайнера, они были потрясены этим чудом. Видимо, сам Бог не дал самолету рухнуть на жилые многоэтажные дома.

Лайнер упал на пустырь - 100-метровую полосу отчуждения вдоль железной дороги. Останки людей и самолета разбросаны на территории десяти тысяч квадратных метров. Но ни один из обломков не упал на стоящие рядом жилые дома.

Губительный путь горящего «Боинга» словно уперся в крест - именно так выглядит сверху жилой дом номер 87а на улице Карпинского, возле которого, как будто перед невидимой стеной, вдруг остановился бушевавший огонь.

Проснулся от взрыва, за окном все красное... - рассказывает свидетель взрыва. - В 200 м от моего дома - аж стены покачнулись.

Жители Перми говорят о том, что самолет, если бы он пролетел еще чуть-чуть, мог упасть на завод «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез» (ПНОС). Это гигантское предприятие находится всего в восьми километрах от места падения лайнера - на улице Промышленной, 84.

Прощаясь с душами родных, так и не долетевших до земли, люди приносили мягкие игрушки и молились


В блогах есть записи, в которых сообщается, что якобы сотрудников этого крупного нефтеперерабатывающего комбината за день до катастрофы предупреждали о возможных диверсиях.

Сообщает Semi-sweet 14 сентября 2008, 17:38: «У меня мама на ПНОСе работает. Им ещё вчера (13.09.08) позвонили из ФСБ и сообщили о готовящемся в Пермском Крае теракте, чтобы все были наготове. Она мне это еще вчера говорила. Я как-то внимания сначала не придал».

Если бы лайнер упал на нефтеперерабатывающий завод, то число жертв исчислялось бы десятками тысяч. Сразу же после катастрофы местные жители вспомнили про теракты 11 сентября в Америке - вдруг кто-то, как там, захватил российский «Боинг» и вел его, чтобы таранить огнеопасное предприятие. Но ФСБ, изучив останки лайнера, отвергает версию теракта.

Жертвы


В случае падения самолетов на жилые районы жертвы «Боинга-737» могли бы умножиться как минимум вдвое. А число травмированных было бы многократно больше. Самые страшные случаи до настоящего времени происходили лишь с участием транспортных самолетов.

Вся территория, ставшая последним пристанищем пассажирам рейса 821, усеяна живыми цветами


4 октября 1992 года около Амстердама (Нидерланды) рухнул на жилой квартал транспортный самолет «Боинг-747» израильской компании «Эль-Аль». В официальном сообщении говорилось о 49 погибших жителях. 6 декабря 1997 года самолет Ан-124 «Руслан» ВВС России сразу после взлета упал на жилой поселок на окраине Иркутска. Полностью был разрушен 4-этажный 64-квартирный жилой дом, частично пострадали школа-интернат, два жилых деревянных дома и трехэтажная школа. Трагедия унесла 72 жизни, из них 49 погибли на земле.

Комментарий священника (протоиерей Алексей Мороз)


Рядом с местом падения самолета «Боинг-737-500» четко заметен большой восьмиконечный крест - именно так выглядит на снимке со спутника жилой дом, до которого горящий лайнер чудом не долетел всего двести метров. Он очень похож на могильный - похожие часто ставят на надгробиях.

За комментариями «Жизнь» обратилась к протоиерею Алексею Морозу.

Малыш не мог понять, почему его мама так горько плачет над крохотными осколками самолета


- То, что самолет остановился и не долетел до жилых кварталов, - это действительно промысел Божий, - говорит отец Алексей Мороз, кандидат педагогических наук. - Господь отвел большую беду, предотвратив тысячи жертв. Жилое здание, встретившееся на пути лайнера, если посмотреть сверху, действительно представляет собой крест. И в этом доме наверняка живут верующие люди, которые молились, и их ангелы-хранители отвели беду. Не случайно говорится, что молитва праведника весь город спасет.

Чудотворная сила креста известна всем...

Конечно. Люди сами наполняют смыслом и силой символы своей веры в Бога, - говорит отец Алексей. - Если человек с верой носит крест, то его Господь оберегает. Восьмиконечный крест - это символ православия. Именно такой существовал с древних времен на Руси. На могилах его ставят в память о Спасителе, в знак грядущего воскрешения и вечной жизни.

Горящие небеса


Бортпроводнице - умнице и красавице Ольге Кучме - незадолго до катастрофы «Боинга» предсказали безвременную смерть. Когда Ольга рассталась со своим женихом-марокканцем, в поисках утешения она обратилась к хироманту. Но провидец ничего не сказал ей о будущей личной жизни…

Ольга в последнее время часто говорила о смерти, она словно чувствовала беду, - говорит ее одноклассник Павел. - Ей не давали покоя слова хироманта, который увидел на ее руке мистические знаки - крест и обрывающуюся линию жизни. Наша Оленька была веселой девушкой, однако все чаще заводила разговоры о том, что с ней скоро может случиться беда.

В бортпроводницы Кучму взяли не сразу: Ольга не проходила по возрастному ограничению. Но стать стюардессой было ее заветной мечтой. Именно эта мечта побудила ее переехать из Карелии и поступить на службу в компанию «Аэрофлот-Норд».

Накануне вылета у нее была высокая температура, ее должны были снять с полета! - продолжает Павел. - Я не хочу верить, что ее больше нет с нами...

В жанре триллера


В авиакатастрофе в Перми погиб француз Эрик Атлан - продюсер культовых фильмов-ужасов «Адреналин» и «Паранойя».

Атлан - личность на родине широко известная. Помимо продюсирования четырнадцати фильмов он писал музыку, работал как режиссер и актер. Главной страстью Атлана был жанр хоррора, то есть ужасы и мистика. Но вряд ли он мог представить, что сам станет жертвой чудовищной авиакатастрофы.

Российские и французские поклонники до сих пор не могут поверить в смерть своего кумира. Говорят, что Атлан летел собирать фактуру для очередного «страшного» проекта про известный уфологам Пермский треугольник.

Кино


Самый известный фильм Атлана - «Адреналин» — снят в 1990 году. Критики охарактеризовали вышедший в прокат ужастик как «странное сочетание комического сюрреализма и загрязнённости». Однако фильм участвовал на Международном кинофестивале в Авориазе и получил там приз. Лента состоит из нескольких новелл, описывающих основные страхи людей. В фильме использованы цитаты из таких фильмов, как «Изгоняющий дьявол» и «Андалузский пёс». Одна из новелл описывает историю жизни коллекционера мух, напоминая о произведении Жана-Поля Сартра.

Другая повествует об агрессивном телевизоре, который пичкал людей опасной и страшной информацией, а в конце и нападал на них. Взбесившийся телевизор удаётся остановить телемастеру, использовавшему телевизионную антенну в виде креста. Сам мастер во время этой процедуры гибнет...

Навеки вместе


Жениха с невестой из Екатеринбурга словно сама судьба спасала от гибели. Но они не вняли голосу свыше и вопреки всему сели в обреченный «Боинг», который через несколько часов разбился над Пермью.

Алексей и Марина были уверены, что впереди у них долгая и счастливая жизнь...


Свадьба 24-летнего Алексея Афонасенкова и 23-летней Марины Поповой должна была состояться через несколько дней. Накануне молодые съездили в первое совместное путешествие - к сестре Алексея в Германию. Но, вернувшись в Москву, они с ужасом обнаружили, что все деньги и документы забыли в машине у сестры!

Это был знак, - рыдая, говорит жена Лешиного брата Анна. - Они оказались в Москве без документов, и их не хотели сажать на этот злополучный погибший рейс. Но в конце концов Леша уговорил сотрудников «Аэрофлота».

У Алексея и Марины ушло несколько часов на то, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Сотрудники авиакомпании нашли в списке пассажиров их имена и за несколько минут до вылета рейса 821 разрешили им лететь по электронным билетам. Усевшись в кресла самолета и пристегнув ремни, молодые люди вздохнули с облегчением - через несколько часов они будут дома, и все дорожные приключения останутся позади...

За неделю до пенсии


43-летний Рустам Аллабердин, второй пилот экипажа рухнувшего «Боинга-737», погиб за несколько дней до ухода на пенсию.

Рустам со дня на день должен был уйти на заслуженный отдых, - говорит соседка Аллабердиных Алина. - Он давно уже летает. Последний раз с ним виделись, он еще пошутил: «Надо уже и на земле побыть, а то все время в небе да в небе!» Его слова оказались пророческими...

Рустам и Риана в день своей свадьбы


- У него с женой Рианой двое детей - 16-летняя девочка Адель и 9-летний мальчик Тимур, - говорит Алина. - Жена - дизайнер одежды. Сам Рустам долго работал в нашей местной авиакомпании, но потом его перевели работать в Москву. Они с женой очень тосковали друг по другу. Он часто приезжал домой, а летом забирал супругу с детишками в Москву. Когда я услышала о крушении самолета, у меня сердце оборвалось... Я побежала к Риане, но ее с детишками уже дома не было... Видимо, вылетели в Пермь…

Капитанская дочка


Погибший командир экипажа «Боинга» Родион Медведев женился год назад на бортпроводнице той же самой компании «Аэрофлот-Норд».

А две недели назад, 1 сентября, молодая супруга подарила ему дочку Веронику. Он безумно ждал дочку и даже сам присутствовал на родах жены. Но не успел на нее наглядеться, вдоволь поносить на руках, побаловать родную кровиночку.

Родион был прекрасным мужем и отцом


- Мы были так счастливы: дочку взял замуж замечательный мужчина! - рыдает теща Медведева. - Пылинки с Танечки сдувал, на руках носил... Танечка увидела Родиона, когда пришла к отцу на работу. Статный, красивый Родя сразу приглянулся моей дочке. Выяснилось, что и она ему... Родион очень красиво ухаживал, а когда сватался, пообещал, что Танечка будет замужем за ним как у Христа за пазухой. Ребята поженились и переехали в Москву, но рожать доченька прилетела к нам, в Архангельск. Родион так переживал за Таню и будущего ребеночка, он мечтал о детях! Ко дню родов специально взял отгулы, прилетел, чтобы быть рядом с дочкой. В палате зять не отходил от дочки ни на минуту, как и акушеры. Держал за руку, подбодрял, как мог. А когда на свет появилась дочка Вероника, он сразу позвонил нам, такой счастливый: «Мама, я стал отцом! Я горжусь Танечкой и поздравляю вас! У нас с женой дочка, Таня чувствует себя хорошо!» Он снимал роды на телефон. Тот телефон забрал с собою в этот рейс. Фото на телефоне он всегда возил с собой. Господи, он и на руках-то дочку подержать толком не успел...

Боже, как это все могло случиться?! - плачет тетя Родиона Евгения Григорьевна. - У Родика отец только недавно инфаркт перенес. Сможет ли он пережить это горе?..

Загрузка...