domvpavlino.ru

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей. Конспект урока чтения «Басня И. А. Крылова. Стрекоза и муравей

Соломатина Любовь
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Чтение басни И . А. Крылова «Стрекоза и муравей »

Образовательная область «Речевое развитие» .

Цель : расширить знание детей о жанрах литературы.

Задачи :

Познакомить детей с басней через творчество И . А. Крылова

Формировать умение детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням , желание инсценировать их.

Развить мышления при анализе произведения;

развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

Обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Детская цель : инсценировка басни .

Затруднение : выучить слова героев.

Новое знание : что такое басня .

Словарь : басня , Крылов , попрыгунья, катит, нужда, удручена, вешних, мурава .

Предварительная работа :

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными. Игры-драматизации по сказкам.

Оборудование : Портрет И. А. Крылова ; Книги, часть группы оформлена в виде библиотеки. Книга басен Крылова . Шапочки стрекоза , муравей .

Виды детской деятельности : рассматривание книг, беседа, прослушивание басни , рассуждения по содержанию, физминутка, инсценировка.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться !

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре – самолете Скажем волшебные слова : «Ковер – самолет - лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Правильно, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель : А у нас в группе есть библиотека ?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

Какие сказки они написали?

Чему нас учат сказки?:

Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни » . Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В России писал басни Иван Андреевич Крылов Крылов - самый известный баснописец . Герои басни - животные , птицы, рыбы. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности , благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню И . Крылова «Стрекоза и муравей » .

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава .

Беседа по басне :

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью ?

Почему муравей отказал в помощи ?

Чем занималась стрекоза все лето ?

Чем занимался муравей ?

Чему учит нас басня ? О чем говорит нам мораль басни ?

Физминутка «Муравьи и стрекозы » . По команде воспитателя дети выполняют действия :

«Стрекоза летала , летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал , копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал , присел, и трудиться поспешил».

Послушайте басню муравья и стрекозы .

Воспитатель : ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне .

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы .

Рассказывание басни по ролям .

Заключительная часть.

Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду.

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня , которую мы слушали?

Чему нас учит эта басня .

Воспитатель : «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Публикации по теме:

Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Действующие лица: Стрекоза, Муравей, Зайцы, Медведи, Пчелки, Бабочки.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Чтение басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Программные задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развивать умение понимать аллегорию, выделять мораль басни; обращать.

Сценарий осеннего развлечения по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» для детей подготовительной к школе группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №66» Конспект осеннего развлечение.

КВН «Басни И. А. Крылова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Сценарий и видео музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» по мотивам басни И. А. Участвовали в Конкурсе детского творчества "Карусель" в рамках Городского фестиваля "Эстафеты искусств - 2016" для обучающихся по программам.

Тема урока И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Ссылка Учебник, слайды, рисунки, интерактивная доска, портрет, видеоролик, стикеры.

Цели
Задачи Раскрыть смысл басни; показать учащимся, к каким последствиям приводит человека лень и беззаботность; упражняться в выразительном чтении басни.
Способствовать развитию устной речи, памяти, внимания;

Результаты урока Развивать мыслительную деятельность, умение работать в группах.
Основные идеи Развивать творческие способности, интеллект.

І. Начало урока.
Приветствие.
Организационный момент. «Разрезанная открытка» (объединения в команды).
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Разделю класс на 4 группы.
- Ребята, на доске вы видите 2 смайлика (веселое и грустное) какое вам больше нравится? Покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

ІІ. Проверка домашнего задания. И. А. Крылов «Лебедь, щука и рак».
Для проверки домашнего задания используем игровую технологию А. Гина «Самолетик». Я пускаю бумажный самолетик и задаю вопросы.
1. Что общего между ними?
2. Что решили сделать герои?
3. Как взялись за дело герои басни?
4. Как вы понимаете выражение: «Из кожи лезут вон»?
4. А как шла у них работа?
5. Чем закончилось дело?
6. Почему не сумели герои сдвинуть воз с места?
7. Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.
8. В чём автор их обвиняет? Как назовём эти строки?
9. Чего не хватило?
10. Чему нас учит эта басня?
11. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?
12. Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

ІІІ. Закрепление и переход к новой теме.
Сегодня мы продолжим знакомство с миром басен.
Что такое «басня»?
И конечно же мы не можем не вспомнить имя великого баснописца.
– Так кто же это?

ІҮ. Объявление темы урока, целей.
Сейчас проведём игру «Доскажи словечко» и вы узнаете, о ком будем читать сегодня басню.
Без работы хоть убей,
Жить не может... (муравей).

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)

Сегодняшняя наша тема урока «Стрекоза и муравей».
Кто написал эту басню?
(Портрет баснописца и даты жизни).
О жизни и творчестве И. А Крылова нам расскажут: Нурайым и Амина.
Биография: Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
После смерти отца, в 10 лет, Крылову пришлось устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». И большая известность к Крылову пришла в 40 лет. Крылов прожил 75 лет.

1. Прослушивание записи басни «Стрекоза и Муравей».

2. Словарная работа.
попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте
помертвело – стало безжизненно - бледным
тоска - грусть
вешних - весенний
мурава - молодая трава
резвость - подвижность, веселость
удручена - огорчена
вскружить - обмануть
поплясать - танцевать

Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение) 2. Музыкальная разминка.
3. Задание группам: подготовить постеры.
І группа – Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне?
ІІ группа – Каким изобразил Крылов Муравья?

ІІІ группа - Ответьте на вопросы:
Как называется басня?
Кто написал басню?
Как жила Стрекоза летом?
Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
К кому пошла Стрекоза за помощью?
С какой просьбой она обратилась к Муравью?
Что ей сказал Муравей?

ІУ группа – Чтение басни по ролям.
Как будем читать слова стрекозы в начале басни и в конце?
А как нужно прочитать слова муравья?

У. Закрепление темы.
1. Как автор называет Стрекозу? Почему?
2. Каких людей показал Крылов в образе Стрекозы?
3. Кто видел « домики» муравьев? Как они называются?
4. Есть ли домик у Стрекозы?
5. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
6. Что нам хотел сказать И. А. Крылов своей басней?

ҮІ. Инструктаж домашнего задания. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Слово к оценщикам команды.
Работа учащихся с маркировочной таблицей.
Сегодня на уроке работали на отлично........
Работали хорошо....
Работали на тройку....

у р о к ч т е н и я 4 класс

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Учитель начальных классов Симанова О.В.

Урок чтения 4 класс

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА и МУРАВЕЙ»

Цели и задачи урока: Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
Формировать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение глав-ной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразитель-ного чтения, умение читать по ролям. Развивать память, логическое мышле-ние, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, пословицы и поговорки, аудиозапись басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, учебник.

Ход урока:

1.Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2.Артикуляционная гимнастика

Свои губки прямо к ушкам А теперь я дудочка,

Растяну я, как лягушка, Дудочка – побудочка.

А теперь слоненок я, Сладки губки облизал,

Хоботок есть у меня. Чисты зубки, показал.

Как лакает молоко Отплывает пароход
Наш котенок языком? Набирает он свой ход.
С нижней губки языком Он в гудок гудит, гудит
Слижем тоже молоко «Путь счастливый говорит»

По двору индюк ходил Словно белки мы без спешки,

Хвост, как веер, распустил. Ловко щелкаем орешки.

Вот какой красивый я,

Полюбуйтесь на меня

3. Сообщение темы урока

На ромашку у ворот Тащит он соломинку

Опустился вертолет – К маленькому домику.

Золотистые глаза. Всех букашек он сильней

Кто же это? (Стрекоза) Наш трудяга (Муравей)

4. Изучение нового материала

а) Вступительная беседа

Что же такое басня?

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль. В начале или в конце басни).

Мораль – поучительный вывод.

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 году в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу. Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным человеком. Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но он решил стать писателем. За 30 лет работы он написал более 200 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б) Знакомство с басней И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» (чтение басни учителем)

в) Самостоятельное чтение басни

Прочитайте басню, подчеркните карандашом непонятные слова.

г) Повторное чтение басни. Словарная работа.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

д) Работа по содержанию басни

Как жилось Стрекозе летом?

Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

К кому пошла Стрекоза за помощью?

С какой просьбой обратилась она к Муравью?

Что ей сказал Муравей?

Как вы относитесь к Стрекозе, Муравью?

Во всем ли прав муравей, отказал в помощи Стрекозе?

Как вы бы поступили на месте Муравья? Почему?

Мы знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьев.

Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне? (Он осуждает беспечность, черствость и эгоизм, показывает необходимость думать о завтрашнем дне).

е) Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

Физминутка «Воздушные шары»

5.Закрепление нового материала

а) Работа над выразительным чтением

    Прослушивание аудиозаписи.

    Чтение по ролям.

    Выразительное чтение басни учащимися.

б)Групповая работа. Работа с пословицами.

Я подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.

Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Летом пролежишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Пчёлка маленькая, да и та работает.

в) Выставка книг.

Посмотрите, какие книги И. А. Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством И. А. Крылова, может взять эти книги в школьной библиотеке и прочитать их.

6. Итог урока

7. Рефлексия

«Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Снова прозвенел звонок,

Вот и кончился урок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Конспект экспертного урока

по литературному чтению

проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»

на тему:Восприятие на слух звучащей речи.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Дата:15.09.2017 г.

Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна

Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие гостей урока.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)

Проверка по слайду. (слайд 2)

(На парте).

Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .

Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.

Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).

Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

    Небольшой объем; (слайд 3)

    герои – животные или растения;

    о животных говорится как о людях;

    часто стихотворная форма;

Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?

Басня - это…… (слайд 4)

Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)

Рассказ о И.Крылове (слайд 5)

Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .

Выставка книг. Беседа.

Работа над загадками.

Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.

А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?

Как она летает?

(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев?

(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.

Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи

Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.

Словарная работа. (Слайд 7)

Все ли вам слова были понятны?

Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.

Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

Помертвело - стало безжизненно-бледным.

Вешний - весенний.

Мурава - молодая трава.

Удручена - огорчена.

Вскружить - обмануть.

Поплясать - танцевать.

Физкультминутка.

Самостоятельное чтение басни.

Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.

Анализ басни. (слайд 8,9)

Кто главные герои басни?

Какие черты характера им присущи?

Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

А как вы относитесь к Стрекозе?

Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

А как вы относитесь к Муравью?

Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?

Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?

Почему Стрекоза не получает сочувствия?

Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

Какова мораль данной басни?

VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа у доски.

Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.

МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

трудолюбивый весёлая

хозяйственный беспечная

запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная

Работа с пословицами. (слайд 10)

Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд

Молодцы все справились с заданием.

Физкультминутка для глаз.

Чтение по ролям

Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.

- Чтение по ролям с.41-42

- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)

Выберите и отметьте правильные ответы.

Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.

ІХ. Рефлексия. (слайд 12)

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.

Анализ 2-3 учащихся.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)

Выставление отметок с комментированием.

Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Загрузка...