domvpavlino.ru

Из чего делается курительная трубка. «Почти как Шерлок»: заработок на изготовлении курительных трубок на заказ. Технологии, материалы и доходность бизнеса. Материал для создания курительной трубки

Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки . Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.

UPDATE !!!
Статья уже здорово устарела, а написать новую
все времени нет:) Зато есть более свежее видео, вернее,
целый фильм . Это 2015 год. Как найду время, обязательно
сниму новое видео, и отдельные видео по разным этапам
процесса. Так что переходите по ссылке,
подписывайтесь на канал:)

Это колечко из . Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Поточил еще.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова . В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Курение с помощью трубки — один из первых способов употребления табака. Раскуривание трубки было своеобразным ритуалом. Большинство курильщиков постоянно курили трубку вплоть до середины XX века. Сейчас процесс курения упростился из-за появления сигарет и папирос. Но, интерес к трубкам не пропал. И даже наоборот. А изготовление трубки стало отличной идей для домашнего бизнеса с неплохим доходом!

Пора признать, что человек проигрывает курению. Конечно, объем потребления сигарет может снижаться. Но, курение кальянов и трубок — нет. А «парильщики» с их новомодными электронными сигаретами? Курение это огромная ниша, приносящая колоссальные доходы межнациональным корпорациям. И кто же будет отказываться от этого добровольно? Поэтому-то курение, видоизменяясь и перевоплощаясь, будет всегда рядом. Хотим мы этого или нет.

сайт : в нашей редакции никто не курит. И вам не советуем. Хотя, курение это добровольным выбор взрослого человека. Но, табачный дым вредит здоровью и может вызывать хронические заболевания. Помните об этом, делая свой осознанный выбор.

Ключевое преимущество курительных трубок в том, что это не массовый продукт. Спрос стабильный, но не сильно высокий, чтобы им заинтересовалась крупная промышленность. Конечно существуют заводской мелкосерийный продукт, выпускаемый, преимущественно небольшими азиатскими предприятиями. Но, такие экземпляры используют лишь начинающие курильщики для обучения процессу курения табака с помощью трубки. Позже, набравшись опыта, люди, предпочитающие трубки, стараются найти индивидуальный экземпляр, отвечающий их вкусовым предпочтениям. И тут начинается тот домашний бизнес, который может принести большой доход.

Кстати, среди постоянных курильщиков трубок числились и числятся такие знаменитости и известные люди — Боб Марли, Иоганн Бах, Юрий Визбор, Аркадий Гайдар, Иосиф Сталин, Станислав Говорухин, Винсент Ван Гог, Уолт Дисней, Сергей Есенин, Мадонна (певица), Николай Расторгуев и многие другие. И даже художественные вымышленные персонажи обладают такой страстью к курению трубок — Тарас Бульба, Шерлок Холмс, комиссар Мэгрэ, капитан Врунгель, крокодил Гена и, даже, Карлсон. Список впечтляет!

Не лишним будет предупредить. Задумываясь об этом бизнесе нужно в обязательном порядке обладать художественными и ремесленными талантами. Изготовление трубки довольно трудоемко и требует хорошей квалификации мастера. Не мало материала будет израсходовано впустую в процессе «набивания руки» на создании трубок. Но, оно того стоит. Качественная трубка стоит очень дорого. Очень дорого! Мы писали, что изготовление трубки на заказ стоит очень дорого?

Как правило, хороший мастер трубочных дел приходит к этому бизнесу через курение. Сначала он пробует трубку. Затем ищет идеал среди доступных, попутно разбираясь в процессе курения. Не найдя подходящего экземпляра, мастер пробует изготовить трубку для себя. У него получается. Затем он делает подарочные трубки своим друзьям, знакомым и просто всем желающим. Беря за трубки символическую плату — стоимость материала и капельку за работу. А уже потом, увеличивая стоимость своей работы, изготовление курительных трубок под заказ становится его основным источником дохода. Причем клиенты его ищут сами, через сделанные им трубки. В современном обществе, как правило, через Интернет, находя в социальных сетях фото работ мастера.

Принимая во внимание вышеописанные факты вы уже решили начать курить? Не спешите. Возможно у вас получится делать трубки и без развития этой пагубной привычки.

Теория изготовления трубок широко описана в Сети. Ей посвящено множество сообществ, форумов и сайтов. Там приведены типовые размеры, стандартные формы и устройство трубок различных типов. Описаны технологические приемы производства и необходимое оборудование. То есть, по сути, устройство и внутренние размеры трубки (камера и форма курительных каналов) стандартны для каждого типа, а вот внешний вид — это и есть фантазия мастера. В этом и вся суть этого домашнего бизнеса. Внешний вид и качество изготовления трубки — то, что поможет вам заработать. А курение позволит самостоятельно тестировать изготовленные экземпляры. И не обязательно это делать самому. Можно найти знакомого заядлого курильщика трубок.

Материалы, подходящие для изготовления курительной трубки

К традиционным можно отнести такие материалы.

Дерево — традиционный материал для изготовления трубки. Самый популярный вид — бриар, который используется с XIX века. Это нарост между корнем и стволом кустарника эрики древовидной семейства вересковые. Более дешевые варианты — древесина груши или бука. Иногда используют корни различных деревьев, например, вишни. Смолистая древесина и деревья с низкой жаростойкостью — не подходят для изготовления трубок.

Не лишним будет вспомнить морту («мореный дуб») — древесину ископаемого дуба. Такой материал отличается высокой прочностью и отличной жаростойкостью.

Морская пенка — пористый минерал белого цвета, основные залежи находятся в Турции. Трубки, изготовленные из этого минерала, называются пенковыми. Из пенки обычно изготавливается чаша трубки. Украшается причудливой резьбой. Мундштук и чубук (соединитель камеры трубки и мундштука), обычно, изготавливаются из древесины. У более дорогих вариантов чубук также изготавливается из пенки.

Глина и фарфор . Самый дешевый вариант изготовления трубок. Сродни гончарному производству. В настоящее время такие трубки, обычно, используются в качестве сувенирных, декоративных и коллекционных. Хотя есть и рабочие, так называемые, турецкие трубки.

Также продвинутые мастера не останавливаются на этом и ищут различные варианты и сочетания материалов — от металла до пластика.

Простейшая технология изготовления курительных трубок из древесины

Здесь мы рассмотрим самую простую технологию изготовления курительных трубок определенного размера из древесины. Под простой подразумевается то, что большинство технологических процессов автоматизировано или механизировано. Приводится не полный цикл производства, но наглядно показано, что ничего в этом сложного нет. Для изготовления трубок вам потребуется определенный набор оборудования и инструмента.

  1. токарный станок по дереву;
  2. токарные резцы – черновой, чистовой, расточной, отрезной;
  3. деревянное разъемное зажимное приспособление;
  4. деревянные клещи;
  5. вертикальный сверлильный станок;
  6. фрезы диаметром 10 мм;
  7. сверло по дереву двухступенчатое диаметром 10 и 14 мм;
  8. ножовка ручная по металлу (или ее часть);
  9. грубая ветошь;
  10. шкурки различной зернистости.

В качестве материала для изготовления курительных трубок служит та же древесина, что и для изготовления мундштуков, то есть — бук, груша, вишня или бриар.

Изготовление начинается с обтачивания заготовки до размеров: длина 62 - 63 мм, диаметр 38 - 40 мм.

Снимают заготовку с токарного станка и переносят ее на вертикальный сверлильный станок для дальнейшей обработки.

С помощью разъемного приспособления и зажимных деревянных клещей устанавливают заготовку на сверлильный станок и сверлят два отверстия, перпендикулярные друг другу: глухое отверстие для табака, диаметром 10 мм, глубиной 25 мм, и сбоку для соединения трубки с мундштуком. При этом сквозное двухступенчатое отверстие сверлится двух диаметров - 10 и 14 мм, чтобы мундштук при соединении не «проваливался» внутрь трубки.

Вторично устанавливают заготовку на токарный станок. Растачивают глухое отверстие по всей длине до диаметра 14 - 15 мм, глубиной 25 мм. Затем обтачивают заготовку с наружной стороны до диаметра 30 мм. При этом перестановка заготовки в патроне не допускается, так как может быть нарушена соосность диаметров.

После обточки до вышеуказанного диаметра придают заготовке желаемую форму будущей курительной трубки.

Вслед за этим на трубке делают черные риски. Выполняются они обратной стороной ручной ножовки по металлу под давлением. Грубой ветошью наводят под давлением «черноту» на торце заготовки. Шлифуют заготовку внутри и до зеркальной чистоты снаружи. Отрезают заготовку от древесины.

Затем приступают к изготовлению мундштука . Перед соединением трубки с мундштуком промазывают место соединения клеем ПВА и далее легким ударом деревянным молотком, на котором прикреплена толстая резина, мундштук забивают в отверстие трубки. При этом видимых щелей между трубкой и мундштуком не должно быть. Отделка трубки выполняется по желанию мастера.

Применение двойного фильтра, размещенного в чубуке или мундштуке, при пользовании трубкой позволяет снизить заболеваемость от вредных веществ, выделяемых табачными изделиями. Для изготовления мундштука лучше всего подойдут можжевельник, яблоня, груша, береза, вишня, акация, дуб. А также хорошим материалом является березовый свиль (нарост на стволе березы, достаточно редкий, но качественный материал).

Технология изготовления мундштука не представляет сложности и начинающему резчику по дереву служит хорошей практикой.

Зажимают заготовку в патроне токарного станка и обрабатывают по торцу и наружному диаметру (черновая обработка). Затем сверлом с державкой (через отверстие с резьбой в задней бабке) вручную сверлят в заготовке сквозное отверстие диаметром 4 мм. При этом не допускается вибрация сверла с державкой.

Обрабатывают мундштук по контуру и проводят ножовкой по металлу (обратной стороной) две-три поперечных черных полосы - углубления для украшения. Вслед за этим шлифуют мундштук до зеркальной чистоты и отрезают его от заготовки. Сверлят отверстие диаметром — 8 мм. Чтобы удобно было держать мундштук при курении, стачивают две фаски. Покрывают мундштук раствором натуральной олифы. В мундштуке, по американским исследованиям, при курении оседает значительная часть вредных веществ (в том числе никотина).

Трубка позволяет не только курить табак, но и папиросы, сигареты. Для этой цели можно сделать вставку, которая во время курения сигарет вставляется в трубку. Во время курения табака вставку из трубки внимают.

Вставка представляет собой конусную пробку с отверстием внутри для сигареты. Вставка должна плотно прилегать к стенкам трубки и при закрытии пальцем отверстия для сигареты не пропускать воздух.

Доходность домашнего бизнеса на изготовлении курительных трубок

Стоимость изготовления трубок по индивидуальному заказу — индивидуальна. Поэтому доходность этого бизнеса сильно зависит от возможностей мастера. Хороший мастер из качественного материала делает трубки стоимостью — 11 000…100 000 рублей за каждую. Начинающий мастер может рассчитывать на 2 — 10 тысяч рублей за трубку.

Увеличить прибыль можно изготовление дополнительных аксессуаров — подставок под трубки, футляры, чехлы, пепельницы, сменные мундштуки, набивочники трубок, шкатулки для табака и прочее-прочее-прочее. Курение табака процесс долгий, обставленный всевозможными традициями и приспособлениями. Хорошо изучив тему можно понять, что изготовление трубки это лишь небольшая часть этого занимательного домашнего бизнеса.

Кстати, для тех, кто почти полностью изучил тему курительных трубок — кальян тоже считается трубкой для курения табака.

Раньше трубку курили все. Начиная от крокодила Гены и заканчивая Шерлоком Холмсом, от Карлсона (да-да) и до капитана Врунгеля. А Том Сойер и Гек Финн? Комиссар Мегре, Йозеф Швейк и прочие хоббиты?

Сегодняшний рассказ совсем не о Минздраве и вреде курения, а в точности наоборот - об удовольствии от курения табака, а точнее, о мастере, создающем трубки для этого самого табакокурения.

(Всего 27 фото)

1. Герой сегодняшнего рассказа - Александр Бондарев bondarev . Как и многие мастера он самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

2. Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

3. Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

4. Бриар - это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

5. Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

6. Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй - сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

7. Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

8. У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр 🙂

9. Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой 🙂

10. Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

11. А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

12. Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

13. Очень важный этап - сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

14. Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

15. Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

16. Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

18. После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

19. С лаками трубки не дружат, только полировка.

20. Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

21. Заключительный штрих - печать мастера.24. Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

25. А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки 🙂

26. «Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо» 🙂 Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

27. Здорово после трудного дня сесть в кресло или у костра в зимнем лесу, достать трубку, кисет, закурить и неспешно смакуя дым спокойно посидеть и подумать о бренности всего сущего. Прямо даже как-то жаль, что я курить бросил.

Очень советую к прочтению вот этот пост Александра. Он был сделан незадолго до моих съемок и, если честно, если бы я его вовремя увидел, то не поехал бы в гости 🙂 Там все очень подробно и вкусно расписано, рекомендую.

Изготовление по-настоящему качественных трубок - кропотливый процесс, подразумевающий множество этапов. Сегодняшний рассказ посвящен изготовлению трубок мастером Александром Бондаревым.

Как и многие мастера Александр самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

Бриар — это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй — сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр:)

Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой:)

Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

Очень важный этап — сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

С лаками трубки не дружат, только полировка.

Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

Заключительный штрих — печать мастера.

На каждой трубке проставляется маркировка в виде фамилии мастера, даты рождения трубки и ее качества. У каждого трубочника своя шкала и он на свое усмотрение оценивает трубки.

Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки:)

«Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо»:) Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

11 Янв 2013

Из чего делают курительные трубки?

Многие люди, задумываясь о первой покупке, чаще всего представляют себе курительную трубку просто как некое изделие из дерева с мундштуком. Однако придя в магазин и увидев широкий ассортимент трубок, мы понимаем, что не все так просто, как мы себе это представляли. Так из чего же делают трубки? Какими они бывают?

Глиняные трубки | Clay Pipes

Глина, пожалуй, является одним из самых древних материалов, из которого когда-либо изготавливали трубки для курения на «Большой Земле». Это и не удивительно, так как глиняные изделия проходят закалку огнем и температура горения табака вряд ли чем-либо сможет навредить материалу трубки.

Трубки из глины делают по сей день и у таких трубок есть свой круг поклонников, но есть у этих трубок и ряд существенных минусов: трубки из глины, как и многие изделия из нее, достаточно хрупки, к тому же, они легко нагреваются и об такую трубку можно обжечься. Иногда можно встретить глиняные трубки с двойными стенками и прослойкой воздуха между ними, что значительно снижает риск ожога.

Также, к минусам курительных трубок из глины можно отнести повышенную влажность курения и отсутствие такого фактора, как «вкус трубки». В наши дни глиняные трубки представляют собой, по сути, больше декоративные изделия, нежели утилитарные. Они чаще других встречаются в различных музеях, но в обиходе современного курильщика уступили место трубкам из других материалов.

Фарфоровые трубки | Porcelain Pipes

Курительные трубки из фарфора еще сравнительно недавно были очень популярны в Европе. По сути, фарфоровыми в них были только чаши и иногда часть чубука, все остальное представляло собой полет фантазии мастера. Трубки могли быть небольшими и аккуратными, а могли достигать в длину полуметра и более. Чаши фарфоровых трубок нередко расписаны вручную, но современные трубки из фарфора в большинстве своем принадлежат к классу сувениров.

Пенковые трубки | Meerschaum Pipes

Курительные трубки из пенки (meerschaum, нем. – морская пена) появились примерно в первой трети XVIII века. Наиболее крупные месторождения этого минерала (сепиолита) находятся в Турции и у берегов Африки. Также есть отложения сепиолита и в Феодосии. Пенка из различных регионов отличается плотностью, но в целом представляет собой пористый и легкий минерал практически белого цвета. Пенка хорошо впитывает влагу и является жаростойким материалом. Это, а также низкая теплопроводность сепиолита, сделала этот минерал популярным для изготовления курительных трубок. Податливость пенки при обработке, позволяет делать трубки самых невообразимых форм, украшенных фигурами и узорами, поражающими количеством деталей.

На рубеже XIX-XX веков в качестве материала для изготовления трубок была популярна танзанийская пенка (Африка). Минерал, добытый в этом регионе, обладал достаточной пористостью, и при этом его прочность позволяла не «дрожать над трубками». Но из-за постоянной политической нестабильностью этого региона, приводившей к перебоям с поставками минерала, производители были вынуждены отказаться от закупок сепиолита в Африке. Тогда на сцену вышла пенка из Турции. Она заметно мягче танзанийской и трубки из нее более хрупкие, но и сегодня трубки из сепиолита пользуются немалой популярностью у курильщиков.

На рынке присутствует несколько типов пенки, из готорых делают трубки, и о двух из них стоит поговорить отдельно – это блочная и прессованная пенка. В первом случае трубку вырезают из цельного куска (блока) минерала. Во втором – пенковую крошку прессуют, заливая клейким веществом. Трубки из прессованной пенки значительно дешевле, но и качество их сильно уступает трубками из цельного блока.

Кукурузные трубки | CornCob Pipes

Трубки из кукурузы обязаны своим рождением голландскому ремесленнику, перебравшемуся на ПМЖ в Америку. Он обосновался в небольшом поселке на берегу Миссури, благодаря чему трубки получили название «Missouri Meershaum». Изначально это название было именем собственным, которое носила и продолжает носить компания, которая выпускает кукурузные трубки, но постепенно «миссурийской пенкой» стали называть все подряд трубки из кукурузы, сделав это название нарицательным.

Трубки в буквальном смысле делают из початков кукурузы, которые продолжительное время сушатся и с которых оббивают зерна. В середине початка сверлят табачную камеру, вставляют чубук с мундштуком и трубка готова. Кукурузные трубки являются, по сути, одноразовым инструментом для курения, но их дешевизна и нестандартный внешний вид делают их довольно популярными среди курильщиков.

Подробнее о кукурузных трубках вы сможете прочесть в одном из номеров нашего журнала.

Калабаш, трубки из тыквы | Calabash

Изначально калабаши изготавливались (и продолжают изготавливаться) действительно из тыквы, которой во время выращивания придавали необходимую форму. Полость внутри высушенной тыква играет роль большой воздушной камеры, в которой остывает дым. Сам же табак тлеет в камере, которая изготавливается из морской пенки или фарфора.

Оригинальные калабаши представляют собой достаточно крупные трубки, имеющие U-образную форму и характерную «шляпу-гриб» из вставки. Иногда вместо тыквы используют дерево различных пород со вставками из бриара или пенки. Также, «миниатюрные копии», лишенные воздушных камер, оригинальных калабашей вырезают из пенки или бриара, повторяя общую форму калабаша. В конструктивной части такие трубки могут иметь мало общего с тыквенными трубками, но характерные линии контура дали название одной из форм курительных трубок .

На рисунке слева вы видите как раз одну из таких трубок: великолепную работу датского мастера Тома Элтанга – трубку, сделанную из бриара в форме калабаша.

Falcon Pipes

Курительные трубки, получившие название Falcon, представляют собой гибридные трубки с основанием из металла со сменными чашами из пенки или бриара, которые вкручиваются в основание. Эти трубки ничем особенным не выделяются и являются, в общем-то, очередным и пройденным этапом эволюции курительных трубок.

Я сознательно внес трубки Falcon в статью, описывающую материалы, используемые для изготовления трубок, а не в раздел, посвященный формам трубоок. Использование в конструкции металла не позволяет мне опустить упоминание об этих трубках в этой статье.

Бриаровые трубки

Бриаром (bruyere, briar, etc.) называют шарообразный плотный нарост у основания куста вереска, переходящий в корни. Основными регионами, поставляющими бриар для трубок, являются Корсика, Алжир, Италия и Греция. Отличительными особенностями бриара является его относительная жаропрочность. Тем не менее, новые бриаровые трубки необходимо обкурить – в процессе обкуривания трубки на стенках табачной камеры образуется тонкий углеродный слой – нагар – дающий дополнительную защиту табачной камере, а также собирающий излишнюю влагу, образующуюся при курении. Хорошо просушенный бриар довольно легок, что позволяет держать трубку в зубах без особых усилий. Если, конечно, он не величиной с дом.


При всей своей плотности и трудности в обработке, бриар, как любая древесина, пронизан капиллярами, благодаря которым трубка может «дышать» – собирать и возвращать вкус куримого в ней табака. Эта особенность, которой обладают, в общем-то, только курительные трубки из вереска, породила появление такого термина, как «вкус трубки», который приобретает трубка по мере курения. Каким он будет – хорошим или плохим – зависит от качества бриара, качества изготовления трубки, от степени обкуренности трубок и, конечно же, от характера куримого в ней табака.

Благодаря своим свойствам, бриар на сегодняшний день является самым популярным материалом для изготовления курительных трубок. Многие курильщики считают его лучшим, что вполне заслуженно, и даже единственно приемлемым материалом для изготовления курительных трубок.

Post Scriptum

В наши дни можно встретить курительные трубки из куда большего количества материалов, чем перечислено в этой статье: полностью из металла, из углеродного волокна, из прессованной стружки и жаропрочного пластика, из различных пород фруктовых и не очень дерева. Электронная начинка многих современных (стремящихся стать модными) трубок, их hi-tech-дизайн или же наоборот, стремление всеми средствами упростить иудешевить производство трубок, породило большое количество «монстров», напрочь лишенных того, за что мы любим курительные трубки – их способность доставлять удовольствие курильщику своим вкусом и вкусом куримого табака. Если наши с вами стремления схожи, то, мне кажется, на подобные «поделки» нет смысла даже обращать внимание.

Загрузка...