domvpavlino.ru

§13 — Музыкальная фраза. Цезура. Тема в вокальной музыке О чем рассказывает музыка

Фразировка в музыке

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.

Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.

Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.



Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.

А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.

В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).

Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.

Лично я понимаю это вот как. Музыка - это дополнительный способ коммуникации, ещё один язык. Но с одной важной отличительной особенностью. Общение при помощи слов всегда завязано на рассудок. Слова всегда контроллируются разумом, поэтому у тяжело больных, сумасшедших и сильно пьяных вместо речи получается бред. Музыкальный язык контролируется волей. Тут под волей я имею в виду не ту сказочную штуку, при помощи которой бросают курить. Воля - чувства. Много их. Тепло, больно, грустно, счастливо.... Это такое вступление у меня. Так вот, фразировка - это, по аналогии с обычным языком, начитанность, словарный запас... Для примеру: мы все встречали на улице молодых людей, ведущих довольно примитивное общение и через слово вставляющих "короче". Это их фразировка. Точнее, её отсутствие. И гораздо приятнее слушать того, чья речь богата различными оборотами:
"Премногоуважаемый сударь, не будите ли вы так любезны, как только у вас появится свободное время, соизволить сойти с моей ноги. Мне очень не хотелось беспокоить вас по таким пустякам, но право, сударь! Очень больно и к тому же, этот автобус по всей вероятности подьезжает к точке моего назначения. И мне во что бы то ни стало нужно выходить именно тут...."
Это пример того, что можно сказать вместо 10 "короче" подряд. Многоуважаемые мэтры! Я правильно излагаю?

Сейчас пойдёт вкусовщина, но...
Лично для меня примеры классной фразировки следующие.

Gary Moore - I Love You More Than You"ll Ever Know.
Потрясающий рассказ, тем более с учетом того, что в гармонии к соло нет важнейшей функции– доминанты. Доминанта как контраст весьма облегчает построение фраз.

Led Zeppelin - Since I"ve Been Loving You.
С учетом того, что лично для меня у Пэйджа далеко не всё отлично с фразировкой (это касается концертных записей), соло в этой песне – шедевр. Настоящий рассказ.

AC/DC - The Jack.
Вкуснющий блюз от маэстро Янга. Добавить нечего, это надо слушать, и снимать, как отличный пример построения «слов» и «фраз» из мажорных и минорных блюзовых ликов.

Krokus - Streamer. Must have, однозначно! Хоть Томми Кефир и был наркоманом, там на него снизошел гений! Особенно второе соло – это блин Война и мир в блюзе! Отличный пример звучания добавленных нот в пентатонике.

Часть 2.
Теперь о ноте 4 ступени ре минора – ноте G. Как правило, она редко берется на минорную тонику, и обязательно разрешается, чаще – в 3 ступень F, реже – в 5 ступень A. При этом, разрешаясь в F, она дает лирический образ, помните, у Блэкмора в Maybe Next Time задержание D – C на аккорд Am в самом начале композиции? Разрешение в 5 ступень дает холодное, спокойное звучание, не имеющее признаков печали, грусти, которые в этом случае может нести лишь сам минорный тонический аккорд. Таким образом, играя на аккорд Dm ноту G, у нас есть выбор – выбор настроения. Будучи сыграна без дальнейшего разрешения, эта нота расширяет звучание аккорда, но лучше, имхо, играть её не на Dm, а на Dm sus4, или Dm add4.
Будучи сыграна на аккорд 4 ступени (здесь – Gm), нота звучит аналогично ноте 1 ступени, сыгранной на аккорд 1 ступени. Так что здесь следует подумать, как подойти к взятию этой ноты, играть ли ее одну, или разрешать в нее соседние ноты. Дело вкуса каждого.
Что касается мажорного доминантсептаккорда, или аккорда A7 в данном случае, то нота G является септимой к нему и обостряет звучание и без того напряженного аккорда, «напрягает нервы» слушателя, приковывая к мелодии внимание. Это высказывание имеет смысл, если перед нотой G не брать ноту F, вообще не очень удобно звучащую на A7, в этом случае настроение мелодии становится более «драматическим», «героическим», ведь мелодия же идет вверх. То есть тут опять дело вкуса каждого.
Нота 5 ступени ре минора – A (ля).Она «поднимает» мелодию ввысь, звуча как несогласие с чем-либо, эдак «непокорно» и оригинально, особенно если комбинировать её с не слишком ожидаемыми мотивами после нее, так как сама по себе звучит довольно заурядно. Хотя весьма украшает мелодию. Кстати, подобное настроение создает и нота 1 ступени лада, взятая на аккорд 4 ступени, здесь – D на Gm.
Взятая на A7, или аккорд 5 ступени, нота A является лучшей кульминацией, естественным и, как ни грустно, самым ожидаемым итогом соло, хотя от того её красота ничуть не страдает. Про то, в какой октаве брать ноты, кстати, поговорим чуть позже, от этого тоже сильно зависит настроение.
На аккорд 4 ступени (Gm) нота 5 ступени звучит грустно, подобно ноте E на аккорд Dm. И может даже никуда не разрешаться, от этого её настроение чуть меняется, звучание аккорда получается расширенным, хотя и не таким «чувствительным», как в случае с нотой E на аккорд Gm, описанном ранее.
Вписывая ноту 5 ступени в аккорд 6 ступени, мы получаем настроение надежды, радостной или грустной в зависимости от того, куда разрешится нота. Но лучше она звучит не на аккорд Bb, а на Bbmaj7. Звучание аккорда расширяется.
Нота Bb. 6 ступень лада ре минор. Практически не играется самостоятельно на минорный тонический аккорд, применима, пожалуй, лишь с непременным разрешением в 5 ступень или как очень кратковременная окраска мелодии в испанский колорит. Уж очень она диссонирует с аккордом 1 ступени.
С аккордом 4 ступени уже полегче. Там нота 6 ступени является нотой, придающей минорное звучание аккорду (напоминаю – лад минорный, Dm). Дает настроение, схожее с тем, что получается при взятии ноты 3 ступени на аккорд первой ступени, с той разницей, что настроение становится ещё обостреннее, отчаяннее, как будто какое-то горе или наболевшее чувство просит выхода, вместе с тем, она очень ожидаема в мелодии, когда идет оборот 1 – 4, или Dm – Gm. Я стараюсь без необходимости не использовать её, но все зависит от настроения.
На Аккорд 5 ступени нота звучит примерно так же, как на аккорд 1 ступени, то есть необычно, но и не слишком удобно. Но, впрочем, если вам по душе мелодические эксперименты в стиле Роберта Фриппа – чего тогда думатьJ. Опять звучание становится совсем не блюзовым, скорее, в стиле латина. Такая вот блин связка – нота Bb и аккорд A7...

Теперь поговорим о не совсем обычных нотах, зачастую не принадлежащих тональности, и тем не менее дающих особую окраску и настроение мелодии.
Самая первая нота, что пришла мне на ум - #6 ступень в минорной гамме, то есть, повышенная на полтона 6 ступень. В ля миноре это нота F#, в ре миноре – B, и так далее. Просто берете 6 ступень минорной гаммы и повышаете на полтона. Звучание, создаваемое этой нотой на аккорд 1 ступени, можно охарактеризовать как очень необычное, холодное, «отстраненное» от слушателя. В блюзовом контексте она прозвучит очень красиво, особенно, если к ней взять бенд на тон, так, «захлебываясь», выражаются крайнее душевное напряжение и отчаяние...На минорный аккорд 4 ступени лада нота #6 ступени не берется, т.к. противоречит его минорному строю. На аккорд 6 ступени – аналогично. А вот на доминанту эта нота тоже прекрасно звучит, попробуйте сами, я затрудняюсь описать ее настроение, скажу лишь, что это необычно.
Теперь, естественно, самая любимая народом ступень – b5 J Ну что б мы без нее делали...
Хотя здесь все понятно, тем не менее, разберем еще несколько нюансов. Нота на b5 ступени редко берется самостоятельно, и почти сразу разрешается. Но если ее брать, не разрешая в соседние ноты, можно получить очень оригинальное звучание. Итак, на аккорд 6 ступени. В тональности ре минор это Bb7, в ля миноре это F7. Я неспроста написал септаккорды, они звучат очень выразительно, хотя и не везде их можно применить. Нота b5 ступени лада является в них септимой, то есть входит в их состав. Звучит на них она очень характерно, блюзово, в такой старой блюзовой манере. Тут надо пробовать самостоятельно.
Также нота b5 ступени удачно ложится на минорный аккорд 7 ступени, в ля миноре, к примеру, это Gm (и характерный оборот Gm – A7 – Dm7). Она полностью проявляет «ожидающий» оттенок аккорда, и звучит очень оригинально, если на нее правильно выйти. Но там, скорее всего, не получится дать звучать ноте без скорого разрешения. Уж очень непривычно для уха она звучит.

За всех не скажу. Но для меня, лично, быстрые наигрыши (ограничимся пока каким-нибудь блюзовым соло, ОК?) - это как некий фразеологизм -"Понимаешь,...", "...короче, смотри...." "Послушай, старик..." "Согласись..." ".. ну, ведь так же?.." , а между ними идёт само повествование, о чём, собственно, речь - что музыкант хотел донести в плане настроения, смысла...

А когда человек начинает быстро-быстро тараторить все эти "...,короче,..." "...,типа,..." "...,то есть,...", то реально хочется попросить, чтобы он уже остановился и попытался чуток подумать и сформулировать смысл сообщения.

Но тут, да.. Дело вкуса, конечно.
Тут уж, кто на чём завернулся. И на сколько его завороты могут быть интересны другим.
Просто даже у Вас в обоих фразах прозвучала "техника", но не "музыка". А "техника" - понятие совсем уж индивидуальное, на крайний случай, для очень узкого круга любителей. "Музыка", "мелодия", "энергетика", "душа" - определённо шире - вот к ним должна бы вести любая "техника", если её используют в мирных целях.

Дополню небольшим конспектом из книги Л.Мазель "О мелодии".
Характеристика ступеней лада (при условии опоры на них):
1 - стойкий решительный
2 - побуждающий, полный надежд
3 - ровный спокойный
4 - унылый, внушающий страх
5 - величественный яркий
6 - грустный, жалобный
7 - пронзительный, чувствивтельный
b3- печаль, суровость, трагичность
b6- острая неудовлетворённость, боль
b7- тихое скорбное чувство

Лидийский мажор - ув.4 даёт большую резкость, интенсификацию мажорности
Миксолидийский мажор - смягчённый мажор, с суровым оттенком
Дорийский минор - просветлённый, ув.6 - сияние во мгле натурального минора
Фригийский - суровый
Локрийский - скованный, неустойчивый, фантастический

Характеристика Тональностей (Франсуа Геварт):
Мажор/минор
c -твёрдый/патетический
f -мужественный пасторальный/печальный, религиозная страсть
bb-гордый/сумрачный
eb-величественный/суровый, глубокая печаль
ab-благородный
db-важный
gb-мрачный
g -весёлый/поэтический
d -блестящий триумфальный/мужественный
a -радостный/легкий
e -сияющий/светлый
b -могучий/скорбный, мрачная патетика
f#-жесткий/взволнованный

В клубе! Хорошая тема, особенно для любителей вязнуть в пентатонике в одном боксе

Цитата: Mishok от Апреля 03, 2012, 10:09:17

Одна мысль по этому поводу есть, чтобы была подача и эмоции, в каждой извлекаемой ноте надо быть уверенным на 146 100 процентов. Если, при игре есть какие-то сомнения, неуверенности, то все эмоции уходят.

В блюзовых соло, имхо, выбор нот вторичен. Т.е. можно обойтись одним боксом, 3-4-мя нотами. Важнее ритмическая и артикуляционная часть. Или так: ты рисуешь картину, холст - аккомпанемент, рамки у тебя блюзовый квадрат. Можно накопипастить коллаж, можно залить все краской, можно аккуратно в уголке виньеточку, или там орнамент хитрый по диагонали. Чем сложнее аранжировка, тем больше мастерства требуется от солирующего, чтобы вплести свой узор в уже плетущийся. С другой стороны, простая аранжировка толкает на усложнение и преукрашивание сольной линии.
Имхо, главный критерий блюз-соло - его жизнеспособность и необратимость. Оно должно быть неотъемлемой частью песни, как будто нет никакого соло, просто песня такая
Вообще считаю нужным напомнить, что слушателю пофиг что там за лады-пентатоники вы играете, им надо, чтоб "за душу брало" - вот тут как раз интересны фразировка, вопрос-ответ - нечто, несводимое к нотам и аккордам, какое-то такое, что можно на уровне мимики и жестов показать
(вдруг мне в голову пришла замечательная креативная идея, пойду запишу, чтоб не забыть)

Продолжу писать свои мысли по поводу "математизирования" блюзового соло.

Теперь о ритмике. Из учебника по классической форме Способина, я узнал, что мотивы (кои выше назывались ликами), можно классифицировать по ритмическим акцентам. Названия всех ямбов, хореев и т.п. тут не буду писать, пока. Главное - мотив может начинаться на сильной или слабой доле и заканчиваться на сильной или слабой доле.
Применительно к блюзу (а уж от него и к року и далее) про ритмы я сделал следующие выводы:
1. мотив, начинающайся с затакта звучит более уверенно, более лучше, более сильно, чем тот, который со слабой доли.
2. с окончанием похожая история. Окончание на слабой доле, с последущей лигой на сильную, особенно для ритма "шаффл" для моих ушей твёрже, чем окончание на сильную. Наверное это связано со смещением акцентов в американской блюзово-джазовой музыке. Т.е. опорный устойчивый звук сильно звучит на чётных восьмых и тянется, естественно дальше.

Сказанное, не означает, что начинать надо на слабую и заканчивать ей же. Но эти аспекты ритма, ИМХО, также существенны при фразировке.

Так вот, для фразировки, ИМХО, также важно проработать ритмическую составляющую мотива, попробовав смещение его на разные доли.

ИМХО, в некий момент стоит бросить алгоритмизацию и "разъятие музыки как трупа и проверки алгеброй гармонии" и больше довериться слуху и интуиции.

Искусство, в моем понимании, в противопоставление ремеслу, как раз и обозначает переход абсолютно любого навыка на некий интуитивный, подсознательный уровень, где мы можем влиять на результат лишь опосредовано, часто не в состоянии даже объяснить, как именно он получается. Причем, без разницы какого навыка, будь это метание ножей, резьба по камню, игра на гитаре или доведение девушки до оргазма.

Теория - вещь хорошая, но ей не надо злоупотреблять - она мешает чувствовать.

ИМХО, надо слушать и импровизировать, экспериментировать с акцентами, длительностями, разными приемами, фишками и ликами. Упомянутое смещение акцентов на четные доли (ака синкопа) позволяет творить со всем этим абсолютно все, что душе угодно. Размер и длительность нот как таковые приобретают лишь некое приблизительное, ориентировочное значение.
Границы - только чувство меры, гармонии и музыкального вкуса гитариста.

По блюзовой фразировке, ящитаю, надо следующее:
0. знаем гармонию и пентатонику + блюзовую пентатонику
1. устаканить, как звучить каждая устойчивая нота аккорда, на один из трёхаккордов гармонии.
2. уяснить, что куда тянется (бенды), они как правило идут к устойчивым, поэтому частичная отсылка к п.1
3. посмотреть структуру фразировки в предложении, характерные фразировочные штампы, например на такты 1-4
лик вопрос - лик ответ - лик довесок (пробежка по пентатонике)
лик вертушка - лик вопрос - лик ответ


Музыкальная фраза относится к структуре музыкального полотна. Не все знают, что это такое, поэтому мы попробуем разобраться.

Всем известно, что человеческая речь делится на словосочетания, состоящие из пары слов, так и в музыке - музыкальная фраза состоит из двух мотивов. Мотив - это простейшее построение из нескольких звуков, причем один из них является главным. Фраза обычной речи не имеет двух одинаково значимых слогов, и музыкальная фраза также не содержит в себе двух опорных звуков. Один из них так или иначе все равно окажется важнее.

Логическое ударение

Например, произнесите словосочетание (литературную фразу) «забавная история». Какой слог вам захотелось выделить? «Ба» в первом слове или «то» во втором? Это будет означать, что важным и главным для вас явилось именно это слово. Если логическое ударение упало на слово «забавная», значит, вы хотите донести до слушателя контекст, связанный именно с ним. В этом случае «история» будет иметь второстепенное значение.


Как же трактовать музыкальную фразу в музыке, если она не имеет слов? Ведь ноты не могут обозначать ни предметов, ни действия и так далее? Не является ли музыкальная фраза пустой формой без содержания?

О чем рассказывает музыка?

Музыка может передавать чувства и эмоциональное состояние человека и о чем-то рассказывать. Как же это происходит? Единицей измерения служит интервал (два звука), который передает интонацию. Как было сказано, музыкальная фраза состоит из мотивов. Последние, в свою очередь, делятся на интонации, которые бывают в музыке, как и в речи, различными. Интонация, или интервал, несет в себе одну эмоцию или мысль.

Например, слово «вперед» или «вставай» имеет два слога, в музыке выражается интервалом «кварта» и обозначает призыв к действию. Поэтому даже без слов будет понятно, что если взять горн и сыграть этот интервал, то прозвучал призыв к действию. А музыкальная фраза способна передать уже небольшое развитие внутреннего эмоционального состояния человека. По сравнению со всем музыкальным произведением это можно сравнить с каплей в море.


Свойства музыкальной фразы:

  • Начало она берет как на слабой доле такта, так и на сильной. Заканчиваться может так же.
  • Включает сильные, относительно сильные и слабые метрические доли. Обычно бывает двухтактовой.

Как выстроить музыкальную фразу?

Музыку сравнивают с речью не просто так. Поскольку, если произносить просто набор отдельных букв или слов, смысла сказанного никто не поймет. Тем более сложно будет уловить эмоциональную окраску. Так же и с музыкой - необходимо объединять отдельные ноты в одно целое. Сначала фразы и предложения, затем периоды (в предложении, как правило, две фразы, в периоде - два предложения по восемь тактов).

Для создания конкретного образа в построение музыкальных фраз необходимо добавлять штрихи и динамические оттенки. Штрихи - это способы звукоизвлечения. Например, композитор может задумать отрывистое исполнение или связное. Динамика отвечает за громкость.


Музыкальная фразировка

Музыкальную выразительность формирует фразировка. Она делит смысловую нагрузку и художественный замысел произведения на фразы и предложения. Является средством музыкальной выразительности. Одно произведение у разных исполнителей может выражать у публики разные чувства. Талантливый музыкант подарит яркие эмоции, создаст выразительные образы, а игра другого не вызовет положительных эмоций и навеет скуку.

Искусству фразировки можно научиться. Развить музыкальный вкус можно с помощью слушания классической музыки, и не только фортепианной. При этом обращайте внимание на мастерство исполнителя, на то, как он объединяет предложения.

Особенности звуковедения можно хорошо ощутить в вокальных произведениях, таких как песни, романсы, арии. Вокалист ведет музыкальную мысль, делая паузы для взятия дыхания именно между фразами. Поэтому рекомендуется начинать разучивать новое произведение с пропевания мелодии, которая поможет выстроить логические фразы.

Разучиваем романс

Настало время практики. Попробуем выполнить фразировку романса «Я помню чудное мгновенье» композитора М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. Вначале обращаем внимание на общий темп произведения - он умеренно быстрый, там, где начинается мелодия, автор просит петь нежно и просто. Обратите внимание, что фраза начинается из-за такта, поэтому слог «я» произносим тихо, делая смысловой акцент на слог «по», тем более что его гласная длится достаточно долго. При этом не забываем, что его нужно пропеть нежно и просто, со стремлением к слогу «ве». Это начало такта, поэтому пропеваем его более ярко, чем все остальные метрические доли. На слог «нье» голос следует немного «убрать», так как это окончание первой фразы и одновременно слабая доля такта. Поздравляем! Мы сделали фразировку первой музыкальной фразы.

  • ФРАЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ
    см. Музыкальная …
  • ФРАЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. phrasis - выражение) ..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией...2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать …
  • ФРАЗА
    [от греческого выражение, оборот речи] 1) законченный оборот речи, предложение; 2) в музыке всякий отдельный, относительно завершенный музыкальный оборот, законченная …
  • ФРАЗА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Законченное высказывание, предложение. Писать длинными фразами. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Это всего лишь …
  • ФРАЗА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. Законченное высказывание (в 3 зяяч.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. …
  • ФРАЗА
    ФР́АЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ, см. Музыкальная форма …
  • ФРАЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФР́АЗА (от греч. phrasis - выражение), отрезок речи между двумя паузами, объединённый интонацией. Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрич. муз. инстр-тах (бокалах с водой, стиральных досках и …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, см. Механические музыкальные инструменты …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ФОРМА, комплекс выразит. средств, воплощающих в муз. произв. определ. худ. содержание. Строение, структура муз. произведения. В каждом произв. М.ф. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, муз.-сценич. произв. комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", муз. критико-публицистич. журнал, с 1957, Москва. Учредители (1998) - Союз композиторов РФ, Мин-во культуры РФ, Издат. объединение "Композитор", …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ДРАМА, одно из ранних (17-18 вв.) названий оперы. Со 2-й пол. 19 в. опера, в к-рой музыка подчинена драм. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ГРАМОТА, начальный муз.- теоретич. учебный курс. Включает нотную грамоту и первонач. сведения о музыке, её элементах и выразит. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКУСТИКА, наука, изучающая объективные физ. закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ", ежеквартальный науч.-теоретич. и критико-публицистич. журнал, с 1933 (осн. как ж. "Сов. музыка", с 1992 совр. назв.), Москва. Учредители …
  • ФРАЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фра"за, фра"зы, фра"зы, фра"з, фра"зе, фра"зам, фра"зу, фра"зы, фра"зой, фра"зою, фра"зами, фра"зе, …
  • ФРАЗА в Словаре эпитетов:
    О длине, завершенности, грамотности фразы; о ясности, содержательности, выразительности фразы. Афористическая, бессмысленная, бессодержательная, бесцветная, блестящая, бойкая, выразительная, гладкая, глубокая, горячая, …
  • ФРАЗА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (ОТ греч. phrasis — выражение, способ выражения) — 1) основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность к-poro создается …
  • ФРАЗА в Словаре лингвистических терминов:
    (от греч. phrasis — выражение, оборот речи). 1) Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин …
  • ФРАЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. phrasis выражение, оборот речи) 1) законченный оборот речи, предложение; 2) любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы …
  • ФРАЗА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. законченный оборот речи, предложение; 2. любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы …
  • ФРАЗА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. выдумка, предложение, речь || стереотипная фраза, …
  • ФРАЗА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность …
  • ФРАЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фраза, …
  • ФРАЗА в Орфографическом словаре:
    фр`аза, …
  • ФРАЗА в Словаре русского языка Ожегова:
    напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания Пустые фразы. Избегать фразы. фраза законченное высказывание N3 Длинная, короткая ф. фраза ряд …
  • ФРАЗА в Словаре Даля:
    жен. , франц. оборот речи, выраженье, речь. Фразеология, особенность оборотов речи языка и ученье о сем. Фразер, пустослов, пустобай, краснослов; …
  • ФРАЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. phrasis - выражение),..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией…2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению …
  • ФРАЗА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фразы, ж. (греч. phrasis). 1. То же, что предложение 2 в 1 знач.; вообще - сочетание слов, выражающее законченную мысль. …
  • ФРАЗА в Толковом словаре Ефремовой:
    фраза ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, …
  • ФРАЗА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2. Словесное выражение мысли. отт. Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность поступка; …
  • ФРАЗА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
    форма, в широком философско-эстетическом смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА: СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ в Словаре Кольера:
    К статье МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Антракт (франц. entracte, от entre, "между" и acte, "действие"). Инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, …
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 3 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-02 Time: 05:30:28 = The Runaway Bride = *(""После появления Донны в ТАРДИСе."") * Донна: Где я? * …
  • ФУКО в Словаре постмодернизма:
    - сочинение Делеза ("Foucault", 1986). Книга состоит из двух частей. В первой - "От архива к диаграмме" - размещены две …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове …
  • ENJAMBEMENT в Литературной энциклопедии:
    [французское — перенос] — несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части …
  • МУЗЫКОВЕДЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    наука о музыке, область искусствоведения. Отрасли музыковедения - теория музыки, история музыки, музыкальная палеография, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика, изучение профессиональной …
  • ЮГОСЛАВИЯ
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.

Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.

Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?

В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.

Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.

В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:

  • музыкальная фраза – сценарное послание, состоящее из более мелких – мотивов;
  • музыкальная фраза содержит в себе несколько сильных или относительно сильных долей (очень часто, продолжительность фразы около 2-х тактов);
  • музыкальная фраза может начинаться и заканчиваться на любых долях такта.

Фраза (в музыке) Фраза в музыке, 1) относительно завершенная часть мелодии, темы. 2) В учении о музыкальной форме √ построение, среднее между мотивом и предложением . Обычно состоит из 2 мотивов и образует половину предложения. Может быть и целостной структуры, не членящейся на мотивы.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Фраза (в музыке)" в других словарях:

    фраза - ы, ж. phrase f. <лат. phrasis выражение, оборот речи. 1. устар. Предложение, словосочетание на письме. Фразу свою кончать тогда, когда надобно перо обмакнуть в чернильницу; период тогда. когда нужно его перечинить. 1793. Крылов Похвальная речь … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… … Словарь иностранных слов русского языка

    У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фразы, чему? фразе, (вижу) что? фразу, чем? фразой, о чём? о фразе; мн. что? фразы, (нет) чего? фраз, чему? фразам, (вижу) что? фразы, чем? фразами, о чём? о фразах 1. Фразой называется смысловой… … Толковый словарь Дмитриева

    - (от греч. prasis выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот. 2) В учении о муз. форме построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.… … Музыкальная энциклопедия

    I Фраза (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную… … Большая советская энциклопедия

    I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Красивые и напыщенные слова, скрывающие лживость утверждения или неблаговидность… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (choros греч.) слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, соединение нескольких регистров в органе в один голос при… …

    Музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний только рисунок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия



Загрузка...