Урок-экскурсия "казачья горница". Кубановедение Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет
Жилища- хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанных с двух сторон глиной. Пол глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки»- глину вперемешку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли половину и кизяк (навоз, тщательно примешанный с соломенной резкой).
Жилища казаков Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов. Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой». Общественные здания - атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.
Обряды при строительстве жилья «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье. Внутреннее убранство казачьей хаты Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «пасхи», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв.
«Каждый казак - государь в своем дворе»
На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.
«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.
Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.
ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ
На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».
Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».
В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.
В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.
Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.
Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.
КАЗАЧИЙ КОСТЮМ
Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.
До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.
Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.
Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.
Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.
Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.
Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.
КАЗАЧЬЯ ПИЩА
Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.
Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.
Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.
Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.
СЕМЕЙНЫЙ БЫТ
Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.
Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.
В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.
В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.
Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.
Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.
Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.
Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.
Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.
Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.
Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу.
Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков»
Составила учитель музыки 1 категории
Трушина Светлана Юрьевна
Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат
Развивать любознательность
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям
Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Турлучные дома
Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.
Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).
Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.
На строительство собирались всем селом.
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены
Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой
На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».
Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).
Значимым местом был печной угол. Большая четырехугольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.
Великая хата
Казачья хата
Молодые семейные
казаки, задумавшие построить собственную хату, верхом на лошади
в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища
и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки,
то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне. Не забывали заглянуть
на станичный лесосклад, отобрать уже годовую выделку для будущей
стройки: окна, двери, рейки и доски для верха.
Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную
хату.
Одни, похожие на украинские мазанки, принадлежали черноморцам, другие
- высокие, просторные, с двух- и четырехскатной крышей, с коридором
во всю длину хаты и деревянным крылечком, как было принято на Дону,
- линейцам.
Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем "обчеством":
силами родственников, соседей, друзей по старой службе, которые
считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.
Хорошего мастера - клальщика самана в то время трудно было найти:
он был нарасхват! Потому с ним заранее, еще за полгода до стройки,
договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.
Когда стены уже были возведены - неделю - другую давали им для "осадки".
После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки
окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем
к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
О камыше тоже нужно было побеспокоиться заранее: ведь им не только
крыли хату, но и отапливали её в холодное время. Потому заросли
вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись
далеко верхом на лошади.
На крышу хаты шел как крупный камыш - его стелили понизу, так и
мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш узкой
доской, чтобы край крыши был ровным - как тогда говорили, "под
корешок".
Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки
гривастых коников или хвостатых петушков, вырезанных из жести и
прибитых на удлиненный колышек.
Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черед входин
(новоселья) - торжественных, с обязательным приглашением священника,
кучей гостей и родственников.
Начинались песни за столом, огневые пляски в перерывах, тосты за
хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:"Пусть на века стоит
хата!"
И что удивительно: простояли!
Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание
временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было
прохладно, а зимой - тепло. Некоторые из них сохранились до наших
дней!
С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже.
На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы
заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены
ее были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда
она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.
И часто можно видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая,
уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд два-три дома - новые, высокие,
с блестящей цинковой крышей, или крытые желтой ребристой черепицей.