domvpavlino.ru

Теория иерархии потребностей альдерфера. Теория двух факторов Герцберга

Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации , которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т.п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.

Сущность содержательных теорий мотивации

Основное внимание уделяют человеческим потребностям , как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели , к которым стремится человек, в отличие от , больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.

Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток .

Основные содержательные теории мотивации :

  • теория иерархии потребностей Маслоу;
  • теория Альдерфера;
  • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория иерархии потребностей – одна из самых известных мотивационных теорий, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность».

Наглядной моделью иерархии потребностей в теории А. Маслоу является широко известная пирамида потребностей (пирамида Маслоу) . Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать «лестницу» человеческих потребностей именно в виде пирамиды.

Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.



Иерархия потребностей по А. Маслоу включает в себя семь уровней

То есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг. И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация.

Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней . Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели :

  1. Физиологические потребности (первичные);
  2. Потребности в безопасности (первичные);
  3. Социальные потребности (вторичные);
  4. Престижные потребности (вторичные);
  5. Духовные потребности (вторичные).

Основа основ, по А. Маслоу - удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации, в терминологии Маслоу) достигает лишь 2% людей.

Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

Еще одна очень распространенная и авторитетная содержательная теория мотивации – теория Клейтона Альдерфера, психолога из Йельского университета. Он во многом соглашается с теорией Маслоу и также описывает структуру и содержание человеческих потребностей, а также их связь с мотивацией.

(ERG-теория) говорит о том, что людьми движут три базовые потребности (соответствующие различным уровням пирамиды Маслоу):
1. Потребность существования (Existence) – физиологические потребности, безопасность и т.д.;
2. Потребность связи (Relatedness) – принадлежность к коллективу, причастность к общему делу и пр.;
3. Потребность роста (Growth) – самовыражение, самореализация, творчество.



Теория потребностей Альдерфера говорит о 3-х основных потребностях: существования, связи и роста

Процесс движения вверх по уровням потребностей Клейтон Альдерфер называет «удовлетворение», движение в обратную сторону – «фрустрация».

Отличие теории Альдерфера от пирамиды Маслоу в том, что здесь движение по уровням потребностей идет в обе стороны. У А. Маслоу только в одну – снизу вверх.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория МакКлелланда

2. Потребность во власти;
3. Потребность в успехе.



Теория потребностей МакКлелланда отличается тем, что делает упор на высшие потребности (причастность, власть и успех), не учитывая потребности физиологические

Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

Поэтому работникам с потребностью в причастности надо дать работу с большими возможностями социального общения. Работникам с потребностью во власти надо предоставить возможность быть лидерами, принимать решения. Работникам с потребность в успехе надо поручать интересные и сложные задачи (но такие с которыми они могут справиться), отмечая и вознаграждая их успехи.

В заключении рассмотрим содержательную теорию мотивации американского психолога Фредерика Герцберга, созданную им еще в 1950-х годах.

Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников (поэтому ее часто называют двухфакторной теорией Герцберга):
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, контроль за работой, размер заработной платы, взаимоотношения с коллегами и начальством;
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – достижения работника, возможности карьерного роста, возможность самореализации, признание заслуг, успехи.



Двухфакторная теория Герцберга говорит о 2-х группах факторов, влияющих на мотивацию: гигиенических и мотиваторах

Согласно теории Ф. Герцберга гигиенические факторы важны, так как плохие условия труда и низкая зарплата приведут к неудовлетворенности человека своей работой. Но при этом они не могут мотивировать работника.

С другой факторы-мотиваторы могут мотивировать работников, но их отсутствие не вызывает у людей неудовлетворенности своей работой!

Парадоксально, что заработная плата по Герцбергу не является мотивирующим фактором!

В теории Герцберга также прослеживаются параллели с теорией Маслоу (например, к гигиеническим факторам можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности; оставшиеся ступени пирамиды А. Маслоу относятся к факторам-мотиваторам).

Содержательные теории мотивации кратко

Фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.

В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:
1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:
1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
3. Потребность роста (самореализация, творчество).
Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны : и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:
1. Потребность в причастности;
2. Потребность во власти;
3. Потребность в успехе.

Предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.


Скачать памятку шпаргалку по содержательным теориям мотивации:

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

В связи с тем, что мотивация управляет поведением человека, доказывает то, что она имеет большое значение в психофизиологическом процессе, который, определяет его направленность, устойчивость, организованность, активность, таким образом уже несколько десятков лет большое количество исследователей по всему миру занимается изучением мотивации деятельности человека.

С целью лучшего понимания психологического феномена такого как мотивация, дающего человеку возможность удовлетворять свои потребности , созданы и продолжают разрабатываться даже отдельные теории, называемые теориями мотивации.

Одной из наиболее молодых из них является ERG теория мотивации психолога из Йельского университета - Клейтона Альдерфера.

Создавая свою теорию Клейтон Альдерфер предположил, что все потребности людей могут быть систематизированы в отдельные группы, таким образом данная теория отчасти схожа с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, следовательно, их очень часто сравнивают, но от пирамиды Маслоу теория Альдерфера отличается тем, что, согласно ей, существует всего три группы потребностей: экзистенциальные или потребности существования, социальные или потребности связи, а также развития (роста), что в английском языке имеют обозначения: existence, relatedness и growth – ERG:

  • Existence (экзистенциальные) к данной группе относятся потребности существования, что выражается в физиологических потребностях и потребностях в безопасности. Сравнивая потребности существования с потребностями пирамиды Маслоу можно обозначить то, что они состоят из потребностей безопасности, в которые, однако, не входит групповая безопасность, и физиологических потребностей.
  • Relatedness (социальные) , эти потребности связи, отражают социальную природу человека. Сюда можно отнести потребность в самоутверждении, потребность в стремление человека занимать какое-либо место в окружающем его мире, признании, наличии подчинённых или начальников, коллег, друзей, врагов, быть частью семьи. В потребностях связи можно проследить взаимосвязь с группами потребностей принадлежности и причастности. Так как по мнению Альдерфера, потребности связи, отражают социальную природу людей, то, следовательно, к рассматриваемой группе потребностей можно смело отнести некоторые потребности в признании и самоутверждении из пирамиды Маслоу, тесно связанные со стремлением людей занять своё место в окружающем мире, а также группу потребностей безопасности, но именно групповой.
  • Growth (развития, роста) . К потребностям роста, относятся потребности человека, связанные с его стремлением личностно расти и развиваться. Сравнивая с иерархией потребностей А. Маслоу можно провести аналогию с потребностями в самовыражении, но также сюда относятся те потребности в признании и самоутверждении, которые основываются на стремлении человека к самосовершенствованию, развитию уверенности в себе и т.д. Представим теорию К.Альдельфера в виде пирамиды (рис. 1).

Так же, как и в пирамиде А. Маслоу все три группы потребностей теории Альдерфера имеют иерархический порядок, но между данными теориями имеется одно очень важное отличие, заключающееся в следующем: согласно пирамиде А. Маслоу, движение от одних потребностей к другим может происходить только снизу-вверх, таким образом если потребности низшего уровня удовлетворены, можно переходить к удовлетворению потребностей высшей ступени и т.д. Согласно же теории К. Альдерфера движение может осуществляться и вниз, и вверх, т.е. в обе стороны. Когда не удовлетворены потребности низшей ступени, то происходит движение вверх, а движение вниз возможно в случае, когда не удовлетворены потребности высшей ступени. Одновременно с этим, утверждение гласит, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени приводит к усилению неудовлетворённости потребностей низшей ступени, следовательно, человек автоматически переключает внимание на потребности этой ступени. Например, если потребность в личностном росте не была удовлетворена, у человека активизируются потребности связи, что является регрессивным процессом с верхней ступени потребностей на нижнюю.

Восхождение от более конкретизированных потребностей к менее конкретизированным, исходит из ERG теории. Альдерфер считает, что каждый раз, внимание человека переключается на удовлетворение более конкретизированной потребности, когда какая-либо иная потребность не удовлетворяется, таким образом именно данное нисходящее движение обуславливает движение сверху вниз.

Восходящее движение по ступеням потребностей в теории К. Альдерфера называется процесс удовлетворения потребностей, а нисходящее движение - процесс фрустрации (Фрустрация (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей), что определяется неудачей человека в своём желании удовлетворить потребность.

В связи с тем, что по ступеням потребностей имеется наличие двух направлений движения, открываются новые дополнительные возможности для мотивации идей в организации. Если, к примеру, фирма не имеет достаточных возможностей, чтобы удовлетворить потребность человека в росте, он, руководствуясь этим, может с большим заинтересованностью и рвением переключиться на удовлетворение потребности связи, таким образом фирма уже может дать возможность этому человеку такую потребность удовлетворить, вследствие чего увеличивается её потенциал в мотивации другого человека.

Клейтон Альдерфер считал, что текущие потребности могут остаться неудовлетворенными в течении любого промежутка времени, к примеру, даже через пять лет, и тогда ориентиры могут быть сменены. Молодые люди могут часто стремиться стать директорами, но в зрелом возрасте приоритеты меняются, и молодой человек может не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:

  1. Потребности существования (E) проявляю сильнее, чем менее они удовлетворены
  2. Потребности существования (E) действуют сильнее, чем слабее удовлетворены социальные потребности (R)
  3. Социальные потребности (R) начинают активно проявлять себя, если полнее удовлетворены потребности существования (E)
  4. Усиление действий социальных потребностей (R) происходит если они менее удовлетворены
  5. Социальные потребности (R) становятся сильнее, если менее удовлетворены потребности личностного роста и самореализации (G)
  6. Потребности личностного роста (G) действуют сильнее, чем полнее удовлетворены социальные потребности (R)
  7. Потребности личностного роста (G) начинают активнее проявлять себя, если они меньше удовлетворены, но при этом они становятся сильнее, чем больше удовлетворяются.

Вывод

Таким образом, Альдерфер показал, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.

Особенности теории ERG

Данная теория появилась сравнительно недавно, в 1972 году, таким образом она еще не имеет достаточного количества практических подтверждений, свидетельствующих о её правильности, но, несмотря на это, знание основных положений этой теории представляет пользу для менеджеров, ведь благодаря ней перед управленцами открываются новые перспективы и горизонты в поиске наилучших и эффективных методов мотивации. Следует также заметить, что теория Альдерфера ввиду своим простым формулировкам, была признана научным сообществом, но данная теория во многом совпадает с пирамидой потребностей Маслоу. В обеих этих теориях предлагается взаимосвязь потребностей и разные категории данных потребностей, которую можно использовать для создания особых программ поощрения поведения людей в организациях и мотивации.

Так как в рамках единой иерархической системы потребности не определяются, то согласно мысли К. Альдерферома в любой момент времени каждая из потребностей может быть активна, при этом некоторые из них, например, потребности в росте, вообще могут усиливаться по мере удовлетворения их человеком.

ERG теория обладает рядом преимуществ, которые присущи более ранним содержательным теориям мотивации, однако в ней отсутствуют ограничения, которые им свойственны. Несмотря на это теория получила только узкую поддержку независимо от того, что результаты проведённых учёными исследований в области человеческих потребностей больше подходят к теории Альдерфера, нежели к пирамиде Маслоу. Именно поэтому, оснований на то, чтобы видеть в теории Альдерфера альтернативу уже ставшей знакомой и популярной многим пирамиде Маслоу сегодня очень мало.

Как и Маслоу, К.Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Но в отличие от теории иерархии потребнос­тей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три: потребности существования ; потребности связи ; потребности роста . Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соот­носятся с группами потребностей теории Маслоу.

Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности в безопасности и физиологические потребнос­ти. Группапотребностей связи наглядно корреспондирует с группой социальных потребностей. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальни­ков и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определен­ное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой без­опасностью.Потребности роста аналогичны потребностям самовы­ражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремле­нием к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.

Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Аль­дерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворен­ности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потреб­ностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда по­требность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обрат­ного хода сверху вниз. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей , а процесс движе­ния вниз - процессом фрустрации , т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.



Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет доста­точно небольшое количество эмпирических подтверждений ее пра­вильности. Я считаю, что знание этой теории является полез­ным для практики управления, т.к. наличие двух направлений движения в удовлетворении потреб­ностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Эта теория открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотнося­щихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Процессуальные теории мотивации

Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно, все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека (нельзя сделать однозначных выводов). Но из этого не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан, и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории донного типа составляют группу процессуальных теорий мотивации.

Общая концепция этой группы сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное положение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату.

Это общая схема, не раскрывающая механизмов. В современной управленческой мысли и практике существует ряд процессуальных теорий, которые достаточно подробно описывают процесс мотивации. Мы рассмотрим четыре таких теории: ожидания; постановки целей; равенства; партисипативного управления.

4. Теория ожиданий.

Поведение человека связано с выбором из двух и более альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит, что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов добивается.

Теория ожидания пытается дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и на сколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором.

Основными разработчиками собственно концепции ожидания применительно к мотивации являются В.Врум, а также Л.Портер и Э.Лоулер.

Теория ожидания оперирует некоторыми ключевыми категориями, смысл которых следует уточнить.

7. Результат – рассматривается на двух уровнях.

8. Валентность отражает, в какой степени для человека желателен каждый конкретный результат, насколько он для него привлекателен или, наоборот, не привлекателен, т.е. валентность отражает как бы приоритеты тех или иных результатов.

В > 0, результат высоко ценится человеком.

В < 0 , результат отрицается человеком.

В = 0 , человек безразличен к результату.

Валентность очень сильно различается у различных людей.

3) Ожидание - оценка данным человеком вероятности наступления определенного события, т.е. ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Оценка ожидания варьируется в диапазоне от 0 до 1.

Ожидание = 0 , если человек считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий.

Ожидание = 1 , если человек считает, что результат и исполнение полностью зависят от его усилий.

Оценка ожидания определяется следующими факторами:

Глубиной анализа предыдущих ситуаций;

Степенью самоуверенности;

Уровнем подготовки;

Способностью правильно оценить обстановку;

Знанием своих возможностей.

Базируясь на ожидании, человек определяет для себя, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затрачивать для исполнения работы.

Выделяют две группы ожиданий:

а) ожидания в отношении затрат труда - результатов (З - Р) - это отношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

б) ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р - В) - это ожидание определяемое отношением вознаграждения или поощрения к достигнутому уровню результатов. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

Мотивация = (З - Р) * (Р - В) * валентность.

Таким образом, в соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна для него. Принимая решение по поводу того, что делать и какие усилия затрачивать, человек обычно отвечает самому себе на вопрос, касающийся того, насколько ему нужно это делать. Т.е. при выборе альтернативы человек думает о том, что, если он поведет себя соответствующим образом, будет соответствующим образом исполнять работу, то приведет ли это к определенному результату первого уровня. В этом случае у него формируется ожидание результата первого уровня. Кроме этого, человек отвечает на вопрос о том, что он получит в результате успешного выполнения работы. Это уже выработка ожидания результата второго уровня. И, наконец, он решает для себя, насколько ценным для него будет этот результат, то есть он оценивает валентность результата второго уровня. В зависимости от того, к какой окончательной оценке человек придет, будет формироваться его мотивация на выполнение работы.

При воплощении идей теории ожидания в практике управления в качестве обязательных условий успешного мотивирования менеджер должен знать структуру, валентность и величину ожидания результатов второго уровня работника. При этом он должен понимать, что они у всех работников индивидуальны. Используя различные приемы, менеджер для успешного управления подчиненными должен построить управление организацией таким образом, чтобы работник был уверен, что, работая на достижение организационных целей, он тем самым создает условия для наилучшего достижения результатов второго уровня.

5. Теория равенства или теория справедливости.

Основной постулат: люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. На основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли человек своей сравнительной оценкой или нет, он модифицирует свое поведение.

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Человек стремится восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремятся повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне и даже увеличивать ее.

Таким образом, основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует разница (почему их коллега получает больше). Например, надо пояснить, что более высоко оплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если же разница в вознаграждениях обусловлена различной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, поучающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же вознаграждение.

6. Теория постановки целей.

Исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.

В общем виде основополагающая модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит так. Человек с учетом эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении. На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он намерен стремиться, и, исходя из поставленных целей, осуществляет действия, выполняя определенную работу. То есть человек ведет себя определенным образом, достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.

Между характеристиками целей и характеристиками исполнения существует достаточно тесная зависимость. Теория постановки целей утверждает, что уровень исполнения работы непосредственно или опосредованно в значительной степени зависит от четырех характеристик целей:

- сложность – отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для достижения целей. Чем сложнее цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается (исключение  нереалистичность целей);

- специфичность - отражает количественную ясность цели, ее точность и определенность. Более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, к лучшему исполнению работы, чем цели, имеющие широкий смысл, с нечетко определенным содержанием и границами (слишком узкие цели тоже плохо);

- приемлемость - отражает степень, до которой человек воспринимает цель как свою собственную. Если человек не приемлет цель, то и сложность, и специфичность цели будут иметь очень слабое влияние на исполнение работы;

- приверженность - отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели. Эта характеристика может играть решающую роль на стадии исполнения, если реальность, трудности выполнения работы будут существенно отличаться от того, какими они представлялись на стадии постановки целей.

Достаточно ясная и логически стройная теория постановки целей не столь проста в практическом воплощении, так как существует единственный путь ее реализации.

Необходимо определить, в какой мере организация и люди, работающие в ней, готовы к реализации постановки целей.

Если у организации есть потенциальная готовность, то необходимо провести ряд мероприятий по практической подготовке введения процесса постановки целей.

Постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности, с учетом приемлемости целей и приверженности им.

Необходимо проведение промежуточного анализа целей и их корректировки.

Необходимо проводить анализ достижения целей, обобщения результатов предыдущих этапов и выработку рекомендаций по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.

7. Концепция партисипативного управления.

Исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.

Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решений по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы.

Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, то есть происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации (но этот аспект уже выходит за рамки теории мотивации).

Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям:

Работники получают право самостоятельно принимать решение по поводу того, как им осуществлять свою деятельность;

Работники могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой ими работы;

Работникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат;

Партисипативное управление предполагает широкое участие работников в рационализаторской деятельности, в вынесении предложений по совершенствованию работы;

Представление работникам права на формирование рабочих групп из тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе.

Все это способствует удовлетворению потребностей в самореализации, самоутверждении, достижении, причастности.


Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2004. С. 48.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 81.

Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2003. С. 157.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 67-68.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 79-80.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 63-66.

В связи с тем, что мотивация управляет поведением человека, доказывает то, что она имеет большое значение в психофизиологическом процессе, который, определяет его направленность, устойчивость, организованность, активность, таким образом уже несколько десятков лет большое количество исследователей по всему миру занимается изучением мотивации деятельности человека.

С целью лучшего понимания психологического феномена такого как мотивация, дающего человеку возможность удовлетворять свои потребности , созданы и продолжают разрабатываться даже отдельные теории, называемые теориями мотивации.

Одной из наиболее молодых из них является ERG теория мотивации психолога из Йельского университета - Клейтона Альдерфера.

Создавая свою теорию Клейтон Альдерфер предположил, что все потребности людей могут быть систематизированы в отдельные группы, таким образом данная теория отчасти схожа с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, следовательно, их очень часто сравнивают, но от пирамиды Маслоу теория Альдерфера отличается тем, что, согласно ей, существует всего три группы потребностей: экзистенциальные или потребности существования, социальные или потребности связи, а также развития (роста), что в английском языке имеют обозначения: existence, relatedness и growth – ERG:

  • Existence (экзистенциальные) к данной группе относятся потребности существования, что выражается в физиологических потребностях и потребностях в безопасности. Сравнивая потребности существования с потребностями пирамиды Маслоу можно обозначить то, что они состоят из потребностей безопасности, в которые, однако, не входит групповая безопасность, и физиологических потребностей.
  • Relatedness (социальные) , эти потребности связи, отражают социальную природу человека. Сюда можно отнести потребность в самоутверждении, потребность в стремление человека занимать какое-либо место в окружающем его мире, признании, наличии подчинённых или начальников, коллег, друзей, врагов, быть частью семьи. В потребностях связи можно проследить взаимосвязь с группами потребностей принадлежности и причастности. Так как по мнению Альдерфера, потребности связи, отражают социальную природу людей, то, следовательно, к рассматриваемой группе потребностей можно смело отнести некоторые потребности в признании и самоутверждении из пирамиды Маслоу, тесно связанные со стремлением людей занять своё место в окружающем мире, а также группу потребностей безопасности, но именно групповой.
  • Growth (развития, роста) . К потребностям роста, относятся потребности человека, связанные с его стремлением личностно расти и развиваться. Сравнивая с иерархией потребностей А. Маслоу можно провести аналогию с потребностями в самовыражении, но также сюда относятся те потребности в признании и самоутверждении, которые основываются на стремлении человека к самосовершенствованию, развитию уверенности в себе и т.д. Представим теорию К.Альдельфера в виде пирамиды (рис. 1).

Так же, как и в пирамиде А. Маслоу все три группы потребностей теории Альдерфера имеют иерархический порядок, но между данными теориями имеется одно очень важное отличие, заключающееся в следующем: согласно пирамиде А. Маслоу, движение от одних потребностей к другим может происходить только снизу-вверх, таким образом если потребности низшего уровня удовлетворены, можно переходить к удовлетворению потребностей высшей ступени и т.д. Согласно же теории К. Альдерфера движение может осуществляться и вниз, и вверх, т.е. в обе стороны. Когда не удовлетворены потребности низшей ступени, то происходит движение вверх, а движение вниз возможно в случае, когда не удовлетворены потребности высшей ступени. Одновременно с этим, утверждение гласит, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени приводит к усилению неудовлетворённости потребностей низшей ступени, следовательно, человек автоматически переключает внимание на потребности этой ступени. Например, если потребность в личностном росте не была удовлетворена, у человека активизируются потребности связи, что является регрессивным процессом с верхней ступени потребностей на нижнюю.

Восхождение от более конкретизированных потребностей к менее конкретизированным, исходит из ERG теории. Альдерфер считает, что каждый раз, внимание человека переключается на удовлетворение более конкретизированной потребности, когда какая-либо иная потребность не удовлетворяется, таким образом именно данное нисходящее движение обуславливает движение сверху вниз.

Восходящее движение по ступеням потребностей в теории К. Альдерфера называется процесс удовлетворения потребностей, а нисходящее движение - процесс фрустрации (Фрустрация (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей), что определяется неудачей человека в своём желании удовлетворить потребность.

В связи с тем, что по ступеням потребностей имеется наличие двух направлений движения, открываются новые дополнительные возможности для мотивации идей в организации. Если, к примеру, фирма не имеет достаточных возможностей, чтобы удовлетворить потребность человека в росте, он, руководствуясь этим, может с большим заинтересованностью и рвением переключиться на удовлетворение потребности связи, таким образом фирма уже может дать возможность этому человеку такую потребность удовлетворить, вследствие чего увеличивается её потенциал в мотивации другого человека.

Клейтон Альдерфер считал, что текущие потребности могут остаться неудовлетворенными в течении любого промежутка времени, к примеру, даже через пять лет, и тогда ориентиры могут быть сменены. Молодые люди могут часто стремиться стать директорами, но в зрелом возрасте приоритеты меняются, и молодой человек может не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:

  1. Потребности существования (E) проявляю сильнее, чем менее они удовлетворены
  2. Потребности существования (E) действуют сильнее, чем слабее удовлетворены социальные потребности (R)
  3. Социальные потребности (R) начинают активно проявлять себя, если полнее удовлетворены потребности существования (E)
  4. Усиление действий социальных потребностей (R) происходит если они менее удовлетворены
  5. Социальные потребности (R) становятся сильнее, если менее удовлетворены потребности личностного роста и самореализации (G)
  6. Потребности личностного роста (G) действуют сильнее, чем полнее удовлетворены социальные потребности (R)
  7. Потребности личностного роста (G) начинают активнее проявлять себя, если они меньше удовлетворены, но при этом они становятся сильнее, чем больше удовлетворяются.

Вывод

Таким образом, Альдерфер показал, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.

Особенности теории ERG

Данная теория появилась сравнительно недавно, в 1972 году, таким образом она еще не имеет достаточного количества практических подтверждений, свидетельствующих о её правильности, но, несмотря на это, знание основных положений этой теории представляет пользу для менеджеров, ведь благодаря ней перед управленцами открываются новые перспективы и горизонты в поиске наилучших и эффективных методов мотивации. Следует также заметить, что теория Альдерфера ввиду своим простым формулировкам, была признана научным сообществом, но данная теория во многом совпадает с пирамидой потребностей Маслоу. В обеих этих теориях предлагается взаимосвязь потребностей и разные категории данных потребностей, которую можно использовать для создания особых программ поощрения поведения людей в организациях и мотивации.

Так как в рамках единой иерархической системы потребности не определяются, то согласно мысли К. Альдерферома в любой момент времени каждая из потребностей может быть активна, при этом некоторые из них, например, потребности в росте, вообще могут усиливаться по мере удовлетворения их человеком.

ERG теория обладает рядом преимуществ, которые присущи более ранним содержательным теориям мотивации, однако в ней отсутствуют ограничения, которые им свойственны. Несмотря на это теория получила только узкую поддержку независимо от того, что результаты проведённых учёными исследований в области человеческих потребностей больше подходят к теории Альдерфера, нежели к пирамиде Маслоу. Именно поэтому, оснований на то, чтобы видеть в теории Альдерфера альтернативу уже ставшей знакомой и популярной многим пирамиде Маслоу сегодня очень мало.

Загрузка...