domvpavlino.ru

Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель). Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель) Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях

Перре Огюст Перре́ Огюст

(Perret) (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).

ПЕРРЕ Огюст

ПЕРРЕ́ (Perret) Огюст (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Перпиньян
  • Перрен Жак

Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях:

    Перре Огюст - (Perret) (1874 1954), французский архитектор. Почетный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Учился в Школе изящных искусств в Париже. Преподавал в Специальной школе архитектуры в Париже (с 1928). Работал совместно с… … Художественная энциклопедия

    Перре Огюст - Перре (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, ‒ 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… …

    Перре, Огюст - (1874 1954) французский архитектор, первым целенаправленно занимавшийся художественным осмыслением железобетонных конструкций. В своих ранних постройках, например, в жилых домах на улице Франклина в Париже (1902 1903), сочетал железобетонные… … Архитектурный словарь

    Перре - Перре: Перре (Португалия) район (фрегезия) в Португалии, округ Виана ду Каштелу. Перре (Эн) коммуна во Франции, департамент Эн. Перре, Огюст французский архитектор (1874 1954) … Википедия

    ПЕРРЕ (Perret) Огюст - (1874 1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Большой Энциклопедический словарь

    Перре - (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… … Большая советская энциклопедия

    Перре О. - ПЕРРÉ (Perret) Огюст (1874–1954), франц. архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию стр ва использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Биографический словарь

    неоклассицизм - (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870 1880 х гг. немецкие «неоидеалисты» живописцы… … Энциклопедический словарь

    Гавр - (Le Havre), город во Франции, 197 тыс. жителей (1990). Аванпорт Парижа в устье р. Сена; грузооборот свыше 54 млн. т в год (1996). Судостроение, нефтеперерабатывающая, химическая, цементная, хлопчатобумажная промышленность. Океанографический… … Энциклопедический словарь

    Ле Корбюзье Шарль Эдуар - (Le Corbusier), настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret) (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить… … Энциклопедический словарь

Архитектор.

Ро-дил-ся в се-мье ка-ме-но-тё-са из Бур-гун-дии Кло-да Ма-ри Пер-ре, ос-но-вав-ше-го в 1882 году стро-ительную фир-му в Па-ри-же. В 1891 году по-сту-пил в Шко-лу изящ-ных ис-кусств в Па-ри-же, где учил-ся у Ж. Га-де, вос-при-няв от не-го прин-ципы ра-цио-на-ли-стической ар-хи-тек-ту-ры; влия-ние на Перре ока-за-ли воз-зре-ния Э.Э. Ви-ол-ле-ле-Дю-ка на го-ти-ку и нео-го-ти-ку (в том числе идея «че-ст-ной кон-ст-рук-ции»). Не за-вер-шив обу-че-ния, Перре вме-сте с бра-том и впо-след-ст-вии по-сто-ян-ным со-ав-то-ром Гюс-та-вом Пер-ре (1876-1952 годы) ра-бо-тал в фир-ме от-ца, с конца 1890-х годов так-же функ-цио-ни-ро-вав-шей как ар-хитектурное бю-ро [по-сле смер-ти от-ца (1905 год) административное ру-ко-во-дство ком-па-ни-ей при-нял 3-й брат Перре - Клод (1880-1960 годы)].

8-этаж-ный жи-лой дом на улице Бенд-жа-ми-на Франк-ли-на в Па-ри-же (1903 год) Перре спро-ек-ти-ро-вал с железобе-тонным не-су-щим кар-ка-сом, под-чёрк-ну-тым на фа-са-де с по-мо-щью об-ли-цов-ки из ке-ра-мической плит-ки. За-тем братьями Пер-ре ста-ли спе-циа-ли-зи-ро-вать-ся на про-ек-ти-ро-ва-нии и строи-тель-ст-ве из же-ле-зо-бе-то-на. Га-раж на улице Пон-тьё в Па-ри-же (1907 год; не сохранился) со-че-тал вы-ве-ден-ный на фа-сад железобе-тонный кар-кас с за-пол-не-ни-ем из стек-ла; там впер-вые у Перре поя-ви-лись ком-по-зиционные приё-мы в ду-хе не-о-клас-си-циз-ма , от-ли-чаю-щие боль-шин-ст-во по-стро-ек Перре. В зда-нии Те-ат-ра Ели-сей-ских По-лей (1911-1913 годы) братья Пер-ре соз-да-ли на ос-но-ве проекта архитектора Х. ван де Вел-де соб-ст-вен-ный про-ект с от-кры-тым в ин-терь-ер кар-ка-сом и пе-ре-кры-ти-ем в фор-ме сво-да-обо-лоч-ки, ко-то-рые по-зво-ли-ли раз-мес-тить на не-боль-шой пло-ща-ди 3 зри-тель-ных за-ла.

Опыт, при-об-ре-тён-ный при ра-бо-те над ря-дом промышленных по-стро-ек (за-во-ды «Voi-rin» и «Marinoni» в Мон-та-те-ре в Пи-кар-дии, 1919-1921 годы, и др.), Перре ис-поль-зо-вал в од-ном из сво-их главных со-ору-же-н-ий - церковь Нотр-Дам-дю-Рен-си (1922-1923 годы) в Ле-Рен-си, близ Па-ри-жа. В ней от-кры-тый кар-кас из железобе-тонных опор и тон-ко-стен-ных сво-дов-обо-ло-чек со-че-та-ет-ся с за-пол-не-ни-ем стен в фор-ме ре-шёт-ки из сбор-ных бе-тон-ных эле-мен-тов, про-ёмы в ко-то-рой за-кры-ты цвет-ны-ми стек-ло-бло-ка-ми (от-сыл-ка к го-тическим вит-ра-жам). Так-же Перре по-стро-ил се-рию особ-ня-ков для ху-дож-ни-ков - Кас-сан-д-ра в Вер-са-ле (1924-1925 годы), Ж. Бра-ка в Па-ри-же (1927 год) и др., ко-то-рые со-че-та-ли но-ва-тор-скую кон-ст-рук-тив-ную ос-но-ву с кон-сер-ва-тив-но-стью фор-маль-но-го ре-ше-ния, что ха-рак-тер-но для все-го твор-че-ст-ва Перре.

Для ме-ж-ду-народной вы-став-ки в Гре-ноб-ле (1925 год) Перре воз-вёл 95-мет-ро-вую смот-ро-вую баш-ню (1924 год). Раз-ра-бо-тал ген-план ком-плек-са Все-мир-ной вы-став-ки 1937 год в Па-ри-же и при-ле-гаю-щих улиц (1933-1934 годы; не реа-ли-зо-ван). Им по-строе-ны в Па-ри-же об-щественные зда-ния: Кон-церт-ный зал имени А. Кор-то Пе-да-го-гической музыкальной шко-лы (1928-1929 годы), кор-пус Морского министерства (1929-1932), государственный ком-плекс по производству, хра-не-нию и экс-по-зи-ции ме-бе-ли «Mobilier national» (1935-1937 годы), Му-зей гражданского строи-тель-ст-ва (дво-рец Йенá; 1936-1946 годы; до-стро-ен в 1960-1962 и 1990-х годах). Все они вы-дер-жа-ны в рус-ле «струк-тур-но-го клас-си-циз-ма». По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны Перер соз-дал про-ек-ты вос-ста-нов-ле-ния го-ро-дов: ан-самбль при-вок-заль-ной пло-ща-ди в Амь-е-не (в том числе «Баш-ня Пер-ре», 1950-1952 годы, высота 110 м), центр Гав-ра (ген-план 1945 года; Ра-ту-ша, 1952-1958 годы; церковь Сен-Жо-зеф, 1951-1957 годы, до-строе-на в 1964 году, с ко-ло-коль-ней высота 107 м; вклю-чён в спи-сок Все-мир-но-го на-сле-дия). Воз-вёл так-же ком-плекс ла-бо-ра-то-рий ядер-ных ис-сле-до-ва-ний в Сак-ле (1948-1953 годы). Его изу-че-ние воз-мож-но-стей железобе-тонной кон-ст-рук-ции и её вы-ра-зительный свойств в со-че-та-нии с пре-по-да-ва-тель-ской дея-тель-но-стью спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию но-вых ме-то-дов ра-бо-ты с этим стро-ительным ма-те-риа-лом, что во мно-гом оп-ре-де-ли-ло раз-ви-тие ар-хи-тек-ту-ры XX века. Член-ос-но-ва-тель и пер-вый почётный пре-зи-дент Ме-ж-ду-народного СА (МСА; 1948-1954 годы), имя Перре но-сит ме-даль МСА, вру-чае-мая с 1961 года за вне-дре-ние но-вых тех-но-ло-гий в ар-хитектурную прак-ти-ку.

ПЕРРЕ ОГЮСТ

(Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, - 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905-1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911-13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922-23; все - в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20-30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947-53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).

Соч.: Contribution à une theorie de l"architecture, P., .

Лит.: Rogers E., A. Perret, Mil., 1955; Zahar M., D"une doctrine d"architecture: A. Perret, P., .

А. Д. Сарабьянов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРРЕ ОГЮСТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции …
  • ОГЮСТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr?e, 1761—1800) — французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения спас остатки …
  • ПЕРРЕ
    (Реrret) Огюст (1874-1954), франц. архитектор. Одним из первых применил жел.- бетон. каркасные конструкции; индустр. методы и стандартизацию стр-ва использовал при …
  • ОГЮСТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЃЮСТ (Auguste) Август Леонт. (наст. имя и фам. Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr e e, 1761?1800) ? французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения …
  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) , французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при …
  • ОГЮСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • РОДЕН, ОГЮСТ
    (1840-1917) - французский …
  • РЕНУАР, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1841-1919) - французский …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1798-1857) - французский …
  • ДЕТЁФ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1883-1947) - французский промышленник, экономист, …
  • ШУАЗЕЛЬ МАРИ-ГАБРИЭЛЬ-ФЛОРАН-ОГЮСТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шуазель (Мари-Габриэль-Флоран-Огюст, граф Choiseul Gouffier, 1752 - 1817) - французский дипломат и археолог, член французской академии. Ученик аббата Бартелеми, он …
  • ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
    (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился …
  • ФРОМАНТЕН ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Фромантен-Дюпё (Fromentin-Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24.10.1820, Ла-Рошель, - 27.8.1876, Сен-Морис, близ г. Ла-Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. В …
  • ФРАНК СЕЗАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, v 8.11.1890, Париж), французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. Занимался в Парижской консерватории у …
  • ФОРЕЛЬ ОГЮСТ АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Forel) Огюст Анри (1.9.1848, Ла-Грасьёз, кантон Во, v 27.7.1931, Иворн, там же), швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Окончил …
  • ТУ ЖАК ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое …
  • СЕРРАЙЕ ОГЮСТ ДАНИЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Serraillier) Огюст Даниель (27.7.1840, Драгиньян, департамент Вар, - г. смерти неизвестен), французский социалист. Подростком был увезён отцом из Франции в …
  • РОДЕН РЕНЕ ФРАНСУА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, - 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в …
  • РЕНУАР ПЬЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. …
  • ПОЛИНЬЯК ОГЮСТ ЖЮЛЬ АРМАН МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Polignac) Огюст Жюль Арман Мари (14.5.1780, Версаль, - 2.3.1847, Париж), граф, затем князь, французский политический деятель монархического направления. С первых …
  • ПИККАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,- 25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собственной конструкции П. …
  • ПИКАРА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Piccard) Огюст, см. Пиккар …
  • МИШЕЛЬ-ЛЕВИ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Michel-Levy) Огюст (7.8.1844, Париж, - 24.9.1911, там же), французский петрограф, член французской АН (1896). Один из первых использовал поляризационный микроскоп …
  • МИНЬЕ ФРАНСУА ОГЮСТ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mignet) Франсуа Огюст Мари (8.5.1796, Экс-ан-Прованс, - 24.3.1884, Париж), французский историк, член Академии моральных и политических наук (1833), член Французской …
  • МАРМОН ОГЮСТ ФРЕДЕРИК ЛУИ ВИЕС ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Marmont) Огюст Фредерик Луи Виес де (Viesse de) (20.7.1774, Шатийон-сюр-Сен, Бургундия, - 2.3.1852, Венеция), маршал Франции (1809), герцог Рагузский (1808). …
  • МАРИЕТ ФРАНСУА ОГЮСТ ФЕРДИНАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mariette) Франсуа Огюст Фердинан (11.2.1821, Булонь, - 19.1.1881, Каир), французский египтолог-археолог, член Академии надписей (1878). В 1851 во время раскопок …
  • ЛОРАН ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Laurent) Огюст (14.11.1807, Ла-Фоли, - 15.4.1853, Париж), французский химик-органик, член-корреспондент Парижской АН (1845). Окончил в 1829 Горный институт в Париже. …
  • ЛЕДРЮ-РОЛЛЕН АЛЕКСАНДР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ledru-Rollin) Александр Огюст (2.2.1807, Париж, - 31.12.1874, Фонтене-о-Роз), французский политический деятель, мелкобуржуазный демократ. Адвокат. Избранный в 1841 в палату депутатов, …
  • ЛЕВАЛЛУА-ПЕРРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Levallois-Perret), город во Франции, промышленный пригород Парижа, на р. Сена, в департаменте О-де-Сен. 59 тыс. жителей (1968). Автомобильная, электротехническая, химическая, …
  • ЛАППАРАН АЛЬБЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Lapparent) Альбер Огюст (30.12.1839, Бурж, департамент Шер, - 5.5.1908, Париж), французский геолог, член Парижской АН (1897). Окончил Высшую горную школу …
  • БАРБЬЕ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barbier) Огюст (29.4.1805, Париж, - 13.2.1882, Ницца), французский поэт; член Французской академии (1869). Славу Б. принёс его первый и лучший …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Словаре Кольера:
    (Comte, Auguste) (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января …
  • КOHT в Новейшем философском словаре:
  • КОНТ в Словаре постмодернизма:
    (Comte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОКЛАССИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или …
  • ФИЛИПП V
    Этолийцы, обеспокоенные ростом могущества Филиппа, стали опять проситься в число римских союзников. Римляне в свою очередь отравили Филиппу запрещение на …
  • ПЕРСЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь Македонии в 179-168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • ПЕРСЕЙ в биографиях Монархов:
    Царь Македонии в 179—168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. neo-classicisme) общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    коммунистическая партия (ФКП; Le Parti Communiste Français), основана в декабре 1920, когда на съезде в Type Французская социалистическая партия (СФИО) …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАБЕТ АНТУАН ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, - 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье …
  • РАЦИОНАЛИЗМ (В АРХИТЕКТУРЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. …

ОГЮСТ ПЕРРЕ

(1874–1954)

Огюст Перре – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад‑украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по‑разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911–1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно‑балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле‑Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания – Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле‑Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых – поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости.

Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре – прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

«Характер и стиль – это два качества, – писал Перре, – необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник‑архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера».

После Второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947–1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, – последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения, известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование.

Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, «между двух сражающихся армий», он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году – за два года до смерти.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

«Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно».

«Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину».

«Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева».

«Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми».

«В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу».

«Композиция – это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем яйцо».

«Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство».

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнуто Перре.

Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель)

Как уже говорилось, конкретное содержание восстановительных работ предопределялось военными потерями. Если городской общественный центр оказывался полностью уничтоженным, то перед архитекторами открывалась возможность создания центра нового типа с применением самых передовых градостроительных достижений. В таких случаях архитекторы получали гораздо большую творческую свободу, но вместе с тем на них ложилась и неизмеримо большая ответственность, поскольку им самим, без помощи архитектурного наследства, приходилось решать все без исключения функциональные и художественные задачи. Из широкого круга западноевропейских городов, полностью изменивших свою архитектурно-планировочную конституцию, мы выбираем Гавр, Ковентри и Кассель. Первый из них дает блестящий пример создания нового образа города в регулярной, чисто французской редакции; второй - демонстрирует удачное функциональное зонирование центрального района города, тогда как третий, сочетая элементы того и другого, оригинально разрешает проблему городского движения.

В послевоенной градостроительной практике Франции реконструкция Гавра занимает особое место не только в связи с весьма оригинальным архитектурно-пространственным решением центральных ансамблей, но и благодаря необычной земельной политике, проведенной в условиях капиталистического города.

В результате массированного налета англо-американской авиации в сентябре 1944 г. центральные кварталы Гавра превратились в груду развалин (На Гавр было сброшено 11 тыс. т бомбового груза, в результате чего погибло несколько тысяч человек и было разрушено около 10 тыс. зданий ). По окончании войны восстановление города было поручено известному французскому архитектору Огюсту Перре (при участии планировщика Барманна). Перре возглавил целый творческий коллектив, в состав которого вошли в основном его ученики и единомышленники: Турнан, Ланьо, Одижье, Пуарье, Донне и др. Какие же конкретные цели стояли перед архитекторами и какими реальными возможностями они располагали? Прежде всего нужно было восстановить в кратчайший срок жилой фонд города.

Однако восстановление зданий на прежних участках с учетом современных требований к инсоляции и аэрации позволило бы разместить лишь 2 / 3 довоенного числа жителей, тогда как для расселения остального населения нужно было либо увеличить территорию, либо повысить общий уровень этажности. Архитекторы избрали второй путь, в связи с чем и установили среднюю плотность населения в 700-900 человек на 1 га.

Кроме строительства жилых и общественных зданий следовало упорядочить уличную систему города, которая в центральном районе не соответствовала современным транспортным требованиям.

Помимо чисто утилитарных задач перед архитекторами стояла еще одна, неизмеримо более сложная творческая задача - создание архитектурного образа города, который фактически служил главным въездом во Францию со стороны Атлантического океана (Нельзя не отметить того обстоятельства, что довоенный Гавр был в художественном отношении безликим городом с мелкомасштабной эклектической застройкой, типичной для XIX в. Город не имел также архитектурно выразительного центра ).

Несмотря на финансовую помощь со стороны государства, реализация архитектурно-планировочного замысла требовала полного единодушия и объединения усилий как со стороны архитекторов и членов городского совета, так и со стороны владельцев земельных участков. Другими словами, требовалось обобществление городской территории. Однако на первом этапе работы всякое посягательство на "священные принципы частной собственности" вызывало активное сопротивление со стороны местных жителей. И лишь терпеливые разъяснения, проведенные муниципалитетом (в состав которого входило тогда несколько коммунистов), а также благодаря авторитету прогрессивно настроенных граждан удалось создать благоприятное общественное мнение и приступить к реконструкции Гавра (Жители города убедились в рентабельности объединения земельных участков сразу же по окончании застройки первых кварталов. И хотя землевладельцы превратились теперь в совладельцев всей территории квартала, зато они получили в полную собственность благоустроенные квартиры, магазины и гаражи. (Tournant J. E. Une utilisation rationnelle du sol. "Urbanisme", 1955, № 39-40, p. 184) ).

Огюст Перре подошел к восстановлению города реалистически. Он сохранил основную систему магистралей и площадей, однако придал им совершенно иное архитектурно-планировочное выражение. Замысел Перре сводился к тому, чтобы раскрыть центр города к побережью Ламанша. Для этой цели к западу от площади Ратуши, не уступающей по своим абсолютным размерам площади Согласия в Париже (Площадь перед ратушей имеет 243 м в ширину и 172 м в глубину при высоте горизонтального корпуса ратуши в 22 м. Размеры площади Согласия в Париже 245 X 175 м; высота выходящих на нее корпусов, построенных Габриэлем, 23 м (не считая венчающей балюстрады) ), архитекторы проложили широкий проспект (авеню Фош). Это вытянутое парадное пространство, имеющее 800 м в длину и 80 м в ширину, застроили семиэтажными домами с колоннадой, скрывающей нижние этажи. При выходе к морю авеню Фош замкнули двумя Г-образными корпусами, а по сторонам построили четырнадцатиэтажные "башни-пилоны", получившие название "Океанских ворот". Интересно отметить, что общая высота башенных зданий (45 м), а также уровни их горизонтальных членений почти совпадают с парижской аркой на площади Звезды, что подтверждает стремление Перре и его соавторов (Пуарье и Эрмана) придать столичный масштаб этому ансамблю.

Несколько иначе подошел Перре к решению второй композиционной оси северо-южного направления. В отличие от Парижской улицы, авеню Фош начинаясь у площади Ратуши, получила незначительную ширину (около 15 м) и соответствующую застройку, имеющую три этажа над сквозной галереей. Эта торговая улица пересекает площадь Гамбетты, расположенную в конце прямоугольного водоема, носящего название бассейна Коммерции.

Третьей, не менее существенной магистралью, имеющей большое транспортное значение, является прибрежный бульвар Франциска I. Интересно, что здания, формирующие его северо-восточную сторону, расположены под углом к красной линии, что не только защищает второстепенные улицы широтной ориентации от сильных западных ветров, но и придает художественное своеобразие уличной перспективе.

Итак, сохранив в основном старую координатную систему в планировке городского центра, Огюст Перре установил в нем совершенно новый градостроительный порядок, в основу которого, как мы увидим в дальнейшем, был положен единый пространственный модуль.

Стремление к унификации железобетонных конструкций, а также желание создать архитектурно-художественное единство заставило Перре задуматься над выбором такой метрической величины, которая была бы измерителем и планов, и фасадов зданий. Такой величиной оказались 6,24 м. При определении модуля Перре исходил из обычной ширины жилого корпуса (12-13 м), для перекрытия которого при одной промежуточной опоре требуются железобетонные балки длиной от 6 до 6,5 м. Однако Перре принял за стандарт прогон 6,24 м ввиду того, что это число делится на 2 и на 3, т. е. удобно и в инженерно-технических расчетах (La Technique des Travaux, 1955, janvier-fevrier, p. 24 ). Исходя из конструктивной логики авторы проекта сделали соразмерными модулю не только отдельные элементы зданий, но и сочли целесообразным распространить модульную разбивку на всю центральную территорию города.

Таким образом, преследуя, казалось бы, чисто утилитарные цели (что особенно любил подчеркивать Перре), архитекторы сумели добиться и определенных эстетических качеств. Они творчески переосмыслили принципы классицизма, доказав, что модульная система, равно как и столь традиционная во Франции регулярная композиция, имеют право на существование и в настоящее время. Будучи одним из пионеров современного зодчества, Перре никогда не входил в конфликт с архитектурой прошлых эпох. Напротив, он всегда стремился создавать "привычную городскую среду". Так, он любил повторять, что "...тот, кто, решая новые задачи на основе использования современных строительных материалов, создает произведения, которые, казалось бы, всегда существовали, может считать себя удовлетворенным..." (Perret August. Contribution a une theorie de l"architecture. Paris, 1952 ).

И действительно, несмотря на то что застройка Гавра весьма современна (в основном железобетонные каркасные здания), город все же производит впечатление чего-то очень знакомого и привычного. Проходя по авеню Фош, вы невольно вспоминаете улицу Риволи. Эту ассоциацию вызывают одинаковые габариты жилых домов, ритмичная колоннада, за которой прячутся витрины магазинов, и, наконец, сплошные балконы, растянутые вдоль верхних этажей. Трудно найти аналогии во французской архитектуре прошлых эпох с такими новыми зданиями Гавра, как церковь и ратуша, и все же эти сооружения кажутся очень знакомыми и вы сразу угадываете их прямое функциональное назначение.

В чем же причина того, что застройка Гавра не оставляет впечатления полной отчужденности от человека, которая присуща многим ультрасовременным архитектурным комплексам?

Дело в том, что Перре, не скрывая конструктивного каркаса зданий, никогда не удовлетворялся показом одних только голых конструкций. Превращение нижних опор в круглые или граненые колонны, применение панелей с привычными глазу "классическими" пропорциями окон, бетонные наличники и другие детали сближали его архитектуру с архитектурой прошлых эпох. Кроме того, Перре придавал большое значение архитектурному расчленению зданий по горизонтали и вертикали. Все это делало постройки Перре архитектоничными, а следовательно, и соразмерными человеческому масштабу. Планировка и застройка Гавра не производит монотонного впечатления. Это объясняется тем, что в городе совершенно отсутствуют повторяемые с точностью копии типовые дома. Жилые и общественные здания варьируются как по этажности, так и по архитектуре своих фасадов. Особая заслуга архитекторов - в умелом размещении вертикалей на территории города. Главным архитектурным объемом, доминирующим в панораме Гавра, служит церковь св. Жозефа, построенная по проекту Перре и Одижье. Это сооружение высотой в 106 м напоминает граненую колокольню. Кубовидный нижний объем церкви вписывается в застройку бульвара Франциска I, тогда как высотная часть принадлежит всему городу. Видимая на далеком расстоянии с моря монументальная белая вертикаль является как бы символом возродившейся послевоенной Франции.

Второй по значимости городской вертикалью Гавра служит 17-этажная башня ратуши, построенная Перре и Турнаном. При высоте 72 м и несимметричном расположении она рассчитана на косоугольные точки зрения со стороны главной площади города.

Помимо этих двух вертикалей другие многоэтажные сооружения лишь фиксируют наиболее важные звенья городского центра.

Большое значение придавали создатели нового Гавра и колористике города. Серое, почти всегда покрытое низкими облаками небо Ламанша было невыгодным фоном для столь же серых железобетонных зданий. Поэтому Перре и его сотрудники широко применяли подцвеченный бетон, которым покрывали стенные панели, колонны и другие детали зданий. Благодаря этому рядовые дома получили приятные цветные вставки мягких пастельных тонов, а ярко-желтые оконные жалюзи контрастировали с ними, создавая иллюзию солнечных пятен. Что же касается главных зданий - церкви и ратуши - то для них был избран чистый белый цвет. "...Белым надо отмечать все самое благородное...", - говорил Огюст Перре.

Конечно, далеко не все архитектурные сооружения Гавра были удачными. Наряду со зданиями, построенными на высоком художественном уровне, имеется немало посредственных построек. Огюст Перре разделил печальную участь очень многих буржуазных архитекторов и художников. Обладая интересными и зрелыми теоретическими концепциями, он оставил после себя лишь отдельные афоризмы, передаваемые его учениками из уст в уста. Будучи автором многочисленных творческих замыслов, он сумел осуществить лишь очень немногое. И хотя все постройки Перре отражают его своеобразную архитектурную философию, они не получили единодушного признания среди современников. Все же реконструкцию Гавра можно считать положительным вкладом в западноевропейское градостроительство. Гавр явился как бы творческой лабораторией, где в масштабе крупного городского района решались задачи, связанные с созданием целостного ансамбля на основе современной функциональной архитектуры.

В траурном списке варварски разрушенных городов Ковентри находился рядом с Варшавой, Сталинградом и Роттердамом. Именно этим и объяснялось то большое внимание, которое проявили в свое время широкие общественные круги Англии и других пострадавших стран к восстановлению этого города. Однако задачи и методы реконструкции Ковентри сильно отличали его от других, столь же разрушенных европейских городов. Если в Гавре архитекторы пытались создать улучшенный вариант предвоенного городского центра, то в данном случае задача заключалась в значительном расширении и развитии его торговых и общественных функций. Причиной послужил быстрый рост Ковентри в последние десятилетия.

Расположенный в 28 км к юго-востоку от крупнейшего промышленного центра средней Англии - Бирмингема, Ковентри вплоть до начала XX в. оставался незначительным населенным пунктом. Но как только в окрестностях города появились предприятия автомобильной, а затем авиационной и химической промышленности, его территория, как и численность населения, стали быстро расти (В 1901 г. в Ковентри насчитывалось всего лишь 70 тысяч жителей, тогда как к 1951 г. его население достигло уже 258 тыс. (L"architecture d"aujourd"hui, 1955, № 63.) ). Фактически к концу 30-х годов Ковентри состоял из нескольких промышленных и жилых поселков, которые окружали исторически сложившееся городское ядро. Вполне понятно, что небольшой, сформировавшийся еще в средние века городской центр не обслуживал отдаленные окраины города.

В процессе работы над проектом послевоенного восстановительного строительства английские архитекторы (Дональд Джибсон, затем Артур Линг) создали новую концепцию общегородского центра, согласно которой он должен был объединить отдельные поселения в единое планировочное целое. Однако решение этой задачи далось им не сразу. Ввиду того что Ковентри не был ни центром округа, ни тем более графства, нечего было и думать о создании в нем крупного комплекса административных зданий. В то же самое время нельзя было рассчитывать и на образование местного "сити", поскольку представительства фирм находились на территории крупных промышленных предприятий. Следовательно, в самом Ковентри оставались только торговые и гражданские здания, на которые и пришлось ориентироваться при составлении проекта нового центра.

Итак, на территории, окруженной кольцевой магистралью (диаметром 1,2 км), было решено создать два крупных общественных комплекса: в западной половине - торговый, а в восточной - культурный и гражданский. Расширенная и благоустроенная площадь Бродгейт превращалась в соединительное звено этой простой в своем существе планировочной композиции. Согласно проекту, торговый центр, заключенный между городскими магистралями Хертфорд и Корпорейшен-стрит, располагался вдоль двух взаимно перпендикулярных пешеходных улиц. Одна из них, проходившая с запада на восток, была ориентирована на шпиль городского собора, тогда как вторая пересекала торговый район с севера на юг. Так как въезд на территорию шоппинга был воспрещен, то товары подвозили со стороны складских помещений. Что же касается автомобильных стоянок, то помимо специально построенных двух-трехъярусных гаражей паркинги размещали и на кровлях торговых зданий. Так, например, на крыше круглого рынка находилась большая стоянка на 250 автомобилей (Подробный отчет о реконструкции Ковентри см. в журнале The Architectural Design, 1958, № 12, vol. XXVIII ).

Особое внимание архитекторы сосредоточили на решении пешеходных торговых улиц (пассажей), куда выходили витрины многочисленных магазинов. Вымощенные каменными плитами открытые пассажи с их небольшими деревьями, газонами и скамейками для отдыха привлекали к себе многочисленных посетителей. Этому способствовало также и впечатление уютной изолированности внутренних пространств. Для этой цели западный конец торговой улицы удачно завершили шестиэтажным горизонтальным зданием, тогда как северный конец - домом башенного типа.

Несмотря на свои относительно небольшие размеры, торговый центр Ковентри вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. Он действительно стал самым популярным и наиболее часто посещаемым местом города. Но чрезмерно сильный поток покупателей создал транспортную перегрузку во всем центральном районе, что усугублялось затянувшимся строительством обходной кольцевой магистрали.

В отличие от торговых кварталов остальная территория городского центра Ковентри кажется на первый взгляд лишенной четкой пространственной организации. Однако это не совсем так. Здесь также имеется своя функциональная логика в размещении зданий различного назначения.

Главным городским пространством Ковентри и его геометрическим центром является площадь Бродгейт. Архитекторы превратили бывший перекресток улиц старого города в обширную прямоугольную площадь, ось которой ориентирована на башню городского собора. Западная сторона площади застроена двумя симметричными зданиями, фланкирующими главный вход на территорию торгового центра. С северной стороны на площадь выходит большой универсальный магазин, а в центре ее расположена конная статуя легендарной покровительницы города Ковентри - леди Годивы.

С востока к площади Бродгейт примыкает комплекс церковных зданий. Рядом с сохранившейся церковью Троицы находится старый средневековый собор св. Михаила, руины которого включили в ансамбль нового центра в качестве памятника минувшей войны. Его уцелевшая колокольня, сложенная из красноватого камня и увенчанная шпилевидным завершением, по-прежнему доминирует в городском силуэте, а разрушенное здание заменено теперь новым храмом, построенным в непосредственном соседстве. Однако современный собор, возведенный архитектором Безилом Спенсе, далеко уступает своему готическому предшественнику в пропорциях, монументальности и ясности композиционной идеи. Фактически новый собор - лишь удобное помещение для молящихся; он не имеет художественно полноценного образа церкви.

В квартале, расположенном позади церковных сооружений, сгруппированы здания спортивного и культурного назначения (крытый бассейн, колледж, библиотека и картинная галерея), а к югу от собора концентрируются учреждения, связанные с городским управлением.

Гражданский центр Ковентри группируется вдоль протяженного форума, ориентированного продольной осью на колокольню собора. На форум выходят старое и новое здания муниципалитета, а также полицейское управление и центральная телефонная станция. Ввиду того что это крупнейшее городское пространство предназначалось специально для торжественных праздничных шествий, архитекторы сделали его изолированным. Но следует отметить, что отсутствие на форуме архитектурно выразительных объемов или ориентирующих вертикалей не дает возможности различить его среди однообразной городской застройки.

В настоящее время реконструкция Ковентри подходит к концу. Каких же результатов достигли архитекторы и какие задачи предстоит им решить в ближайшее время? По этому поводу существуют различные мнения.

Так, большинство английских планировщиков положительно оценивают функциональную организацию городского центра. И в то же время они не могут не признать, что транспортная проблема остается все еще нерешенной. По-прежнему магистрали разрезают центральный район на отдельные островные кварталы, по-прежнему улицы перегружены транспортом, а пешеходы (за исключением шоппинга) подвергаются постоянной опасности. И только тогда, когда вся территория центра в пределах обходного кольца будет отдана пешеходам, центр Ковентри начнет функционировать нормально. Что же касается городской застройки (включая и жилые здания), то она оставляет желать много лучшего. С этой точки зрения Ковентри нельзя отнести к архитектурно выразительным городам нового типа. Его силуэт слишком плоский и скучный, и вряд ли смогут его оживить и украсить многоэтажные здания башенного типа, которые предполагают поставить вдоль окружающей центр кольцевой магистрали.

К числу западногерманских городов, существенно изменивших свое архитектурное лицо и ставших, по сути дела, городами нового типа, относятся Кассель, Ганновер, Киль и Штутгарт. Но, пожалуй, наиболее интересный из них - это Кассель, поскольку именно в нем и удалось создать в современных художественных формах оригинальный центральный ансамбль.

Кассель возник еще в средние века. Судоходная река Фульда, входящая в систему Везера, способствовала раннему образованию в Касселе перевалочного пункта международной торговли, тогда как местопребывание ландграфов (а затем курфюрстов гессенских и вестфальских королей) превратило его в одну из влиятельных среднегерманских столиц. Нет необходимости последовательно излагать историю развития этого города, но важно отметить, что на рубеже XVIII и XIX вв. Кассель достиг вершины своего архитектурно-планировочного развития. К этому времени старый город уже прочно сросся с геометрически правильно спланированным новым (или верхним) городом, у подножия которого простирался огромный регулярный парк с системой лучевых аллей, лужаек и боскетов. Главным городским пространством служила тогда четырехугольная, покрытая дерном Фридрихсплатц, на которой принимали военные парады. Огромные размеры площади (324 X 151 м) дали возможность разместить вдоль ее восточной границы королевский дворец, картинную галерею и военную школу. Одним своим торцом площадь выходила к прибрежному парку, тогда как вдоль второго тянулась главная торговая улица (Кенигштрассе), вливавшаяся в циркульную Королевскую площадь. Последняя служила как бы общим "шарниром" генерального плана Касселя. От нее отходили шесть улиц. Одна из них направлялась к северо-востоку (являясь главной дорогой на Падерборн), другая же выходила к короткой, но очень широкой улице, носившей название Штандеплатц. В период бурного промышленного развития Германии Кассель превратился в значительный индустриальный центр. В город врезалась железная дорога с огромным центральным вокзалом; на окраинах выросли паровозостроительные заводы и текстильные фабрики; население в совокупности достигло 150 тыс. человек. Однако запутанная уличная сеть центрального района тормозила городское движение, тогда как обветшавшая жилая застройка с годами становилась все более непригодной. Так было вплоть до второй мировой войны, принесшей Касселю неисчислимые разрушения.

Налеты на Кассель превратили в пепелище почти всю центральную часть города, где находилось большое количество легковоспламенявшихся фахверковых домов. Тем самым была подготовлена почва для смены застройки и генеральной реконструкции уличной сети. Но город не имел возможности тотчас же развернуть градостроительные работы в связи с тяжелой экономической депрессией. Лишь в 1948 г. специальная комиссия составила проект планировки Касселя, а реализация его началась еще позже - после получения субсидий от федерального правительства Западной Германии и восстановления крупнейших промышленных предприятий (Данные о реконструкции Касселя публиковались в издании Международного союза архитекторов (Строительство и реконструкция городов 1945-1957. М., 1958, т. I, кн. 2, разд. 2, с. 37), а также во многих немецких и зарубежных журналах (The Town Planning Review, 1958, № 2, vol. XXIX, p. 99) ).

Ко времени составления проекта реконструкции Касселя западногерманские планировщики уже полностью разделяли доктрину Энара и Триппа о непроницаемости для транзитного движения городских общественных центров. Внутренние кольцевые магистрали создавались в Киле и Ганновере; естественно, что и Кассель не мог оказаться исключением из этого общего правила. Трасса кольцевой магистрали Касселя показана на прилагаемом чертеже. Размеры образовавшегося неправильного прямоугольника (450 X 900 м) позволяли освободить его от скоростного автомобильного движения и предоставить в распоряжение пешеходов. По замыслу планировочной комиссии, западная половина городского центра превращалась в хорошо оборудованный торговый район с включенными в него стоянками для машин. Торговое значение по-прежнему сохранялось за Кенигштрассе. При наличии параллельных переулков снабжение товарами этой главной торговой артерии Касселя значительно улучшилось. Столь же удобным было и размещение дополнительных рынков, административных и общественных зданий, промышленных предприятий и пр. Живописную фахверковую жилую застройку, которой славился старый Кассель, было решено не восстанавливать. Взамен ее прилегающие к Фридрихсплатц и вокзалу кварталы стали застраивать современными двухэтажными домами в расчете на создание высотных контрастов при помощи многоэтажных конторских зданий. Но при всех несомненных достоинствах возрожденного Касселя он ничем не отличался бы от рядовых западногерманских городов, если бы в нем не было улицы-лестницы, теперь получившей мировую известность. Треппенштрассс является средней частью большой планировочной оси, которая соединяет вокзал с прибрежным историческим парком. Своей длиной она несколько превосходит улицу зодчего Росси (250 м против 220), но в целом ось Касселя тянется на целый километр. И сколько разнообразных ансамблей нанизывается на нее! От театра, удачно поставленного под углом, зритель переходит к обширному пространству площади Фридриха, а затем уже вступает в самую улицу. Но фарватер улицы-лестницы, как и Кордоната Капитолия, расширяется при подъеме, однако не в виде расходящихся лучей, а уступами. Это делает Треппенштрассе весьма своеобразной и подготовляет к конечной цели движения - центральному железнодорожному вокзалу.

Отмечая гармоничность ансамбля Треппенштрассе, следует остановиться на художественных закономерностях, которые заключаются в пропорциональных связях между шириной улицы, длиной перегонов обоих отрезков и высотами фланкирующих домов. Как явствует из предварительного проекта, опубликованного Вольфгангом Рауда (Rauda Wolfgang. Raumprobleme im europaischen Stadtebau. Das Herz der Stadt. Idee und Gestaltung. Miinchen, 1950 ), архитектор (подобно Огюсту Перре) пытался ввести общий модуль, равный высоте двухэтажного корпуса (6,5 м). Зданиям, стоящим у перекрестков, он дал два модуля по высоте, тогда как замыкающему высотному зданию - четыре. Однако убедившись при разработке проекта, что высота последнего вертикального объема будет несколько срезана парапетом среднего перекрестка, он нарастил ее до пяти модулей, в результате чего высотное здание поднялось с 26 до 32,5 м. К этому нужно прибавить еще естественное повышение почвы на 16 м. Ансамбль Треппенштрассе построен на метрическом повторении одинаковых корпусов. И вместе с тем различие высот замыкающих зданий, как и несимметричное расположение улицы в отношении Фридрихсплатц, превращают его в содержательное и оригинальное архитектурное целое.

Загрузка...