domvpavlino.ru

Самая древняя икона богородицы. Иверская икона Божией Матери. Петр и Феврония

Судьба чудотворных икон нередко сладывается непросто. Одни были утрачены в лихолетье, другие к счастью, сохранились. К ним, как и много веков назад, идут с поклоном люди.

1. Владимирская икона Божией Матери

Место: Храм Третьяковской галереи
Владимирская икона Божией Матери, которая находится в храме Третьяковской галереи, получила свое название благодаря Андрею Боголюбскому, который в 1155 году перевёз её во Владимир из города Киев, где она находилась до этого момента. Как гласят предания, создал икону евангелист Лука.


2. Казанская икона Божией Матери

Место: Самый почитаемый список хранится в одном из самых красивых храмов России - Казанском соборе Петербурга
Не менее известный образ Божьей Матери изображен на Казанской иконе. В 1579 году после большого пожара в Казани во сне девятилетней Матроне Онучиной явилась Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Отправившись на указанное место, девочка нашла святыню. Икона Казанской Божией Матери была одной из самых любимых и почитаемых в России, к ней шли за помощью в житейских делах, делах и браке. Ее считали покровительницей рода Романовых.


В 1904 году икона была украдена из Богородицкого монастыря, после чего сожжена злоумышленником. Риза же была продана, по некоторым версиям, старообрядцам.
До нас дошли несколько списков с иконы. Самый почитаемый из них хранится в Петербурге в Казанском соборе. В новую столицу икона доставлена в 1721 году по указу Петра.

3. Смоленская икона Божией Матери

Место: Успенский собор Смоленске
Создатель Владимирской иконы евангелист Лука подарил миру еще одну не менее почитаемую святыню - Смоленскую икону, которую еще называют "Одигитрия", что значит "Путеводительница". Она была написана при жизни Марии. В 1046 году этим образом была благословлена дочь Императора Византии Константина IX. Сын же Анны перевез образ в Смоленск.


Смоленскую икону "Одигитрию" просят о защите в пути и излечении

В 1941 году, во время оккупации икона была вывезена немцами из Успенского храма. В настоящее время наиболее почитаемые списки с иконы находятся в Москве в Новодевичьем монастыре, а также в Смоленске. К ним идут люди, чтобы попросить о помощи в принятии сложного решения, излечении от болезней, в решении семейных неурядиц и защите в пути.

4. Донская икона Божией Матери

Место: Третьяковская галерея
Этот образ Божией Матери был написан Феофаном Греком. В 1380 году казаки вручили его Дмитрию Донскому, который перед Куликовой битвой пронес ее перед войском. В честь победы икону начали называть Донской. С 1919 года она находится на хранении в Третьяковской галерее, ежегодно берется Донским монастырём для крестного хода.


5. Тихвинская икона Божией Матери

Место: Тихвинский Успенский монастырь
Тихвинская икона была написана евангелистом Лукой. Она была обретена близ Новгорода в 1383 году. Хранится в специально построенном для неё монастыре. Икону считаются покровительницей младенцев и подростков, к ней обращаются для излечения от душевных болезней и защиты от вторжения.


6. Курская-Коренная икона Божией Матери

Место: Знаменский Собор Архиерейского Синода в Нью-Йорке
В 1295 году после разорения Курска в корнях дерева явилась Курская-Коренная икона. На месте обретения появился источник. По преданию, в 1383 году ордынцы разрубили икону на части, но после соединения отдельных частей она срослась. В 1920 году святыню вывезли из России отступающие врангелевские войска. Ей можно поклониться в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

7. Иверская икона Божией Матери

Место: Иверский монастырь на Афоне
Иверская икона также была написана евангелистом Лукой и долгое время хранилась в городе Никеи в доме одной благочестивой дамы, которая, спасая святыню, опустила ее в море. Икона явилась перед афонским монахом. Она качалась на волнах, окруженная огненным столбом.


Ее принесли в храм, расположив на почетном месте, однако утром она оказалась над воротами. По легенде, ее несколько раз пытались вернуть в сам монастырь, но неизменно святыня оказывалась вне его стен, над воротами. Ей дали имя Привратница. Сейчас она по-прежнему находится на хранении в Иверском монастыре на Афоне. В Россию список попал в 1648 году.


8. Почаевская икона Божией Матери

Место: Успенская Почаевская лавра на Украине
Почаевская икона Божией Матери «Неопалимая купина» обретена в 1559 году. Она известна своей чудотворной силой, к ней обращаются за исцелением и вразумлением грешников. В настоящее время находится на Украине в Успенской Почаевской лавре.


9. Псково-Печерская икона «Умиление»

Место: Успенский собор Псковско-Печерского монастыря.
Икона «Умиление» - это список с Владимирской иконы Божией Матери, выполненный благочестивым иноком Арсением Хитрошем в 1521 году. К этой святыне идут за помощью в родах и в зачатии. Матери просят о здоровье своих детей. Находится в Успенском храме Псково-Печерского монастыря.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.

В Киеве, после 988 года началось строительство первой каменной церкви, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись, были выполнены приглашенными византийскими мастерами.

«Устюжское Благовещение», начало XII века. Государственная Третьяковская галерея. Tretyakov Gallery , Public Domain

Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось.

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства первой половины XI века, то есть - аскетическому стилю.

Важная роль

Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах.


Tretiakov Gallery, Moscow , CC BY-SA 3.0

Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи.

Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись.

«Ярославская Оранта», начало XIII в. неизвестен , Public Domain

Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.

Сохранившиеся древние иконы

Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.


Tretjakov Gallery. ГТГ, Инв. № 14907 , Public Domain

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенском соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века.

«Архангел Михаил», конец XIII в Христианство в искусстве , Public Domain

Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.

Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы - двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (см. Святой Георгий (икона Успенского собора Московского Кремля)).

Сохранился ряд новгородских икон XII - начала XIII вв.

Икона святителя Николая (ГТГ) была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.

Сохранившиеся и отреставрированные древние иконы можно увидеть во многих музеях России и за рубежом. Немало древних икон и в храмах, где им оказывается особое почитание.

Работа иконописца

В иконописном ремесле много своих особенностей и секретов. Если икона пишется на доске, то поверхность подготавливают, грунтуют.

Затем намечают рисунок. Для этого существует несколько способов, самый легкий из которых и скорый состоит в «припорошке»- в накладке на грунт листа бумаги с рисунком, где по контурам пробиты ряды дырочек и в набивании через эти дырочки порошка какой-либо (обыкновенно красной) краски.

Теперь мастер золотит листовым червонным золотом венцы, фон и все что требуется, и приступает к работе красками.

В сути сюжета тоже свой порядок и свои термины: "доличное"- это ризы, палаты, деревья, скалы и другие принадлежности образного пейзажа. После уже пишут телесные части фигур и лики.

Освещенные места и блики как в одеждах, так и в других принадлежностях доличного, иногда «пробеливаются», т.е. обозначаются золотыми штрихами, для чего употребляется, так называемое «твореное» золото.


Moscow Kremlin , Public Domain

Когда живопись иконы вполне окончена, и на ней сделаны (киноварью или другой краской и накладным золотом) надлежащие подписи, она покрывается олифою - особым родом масляного лака, сообщающим её поверхности блеск и большую прочность.

«Где бы не были мощи святого и в каком бы состоянии сохранности они не были, воскресшее и просветленное тело его в вечности есть, и икона, являя его, тем самым уже не изображает святого свидетеля, а есть самый свидетель.»

Павел Флоренский

Иконопись в наше время

Современная иконопись в течение последних пары десятилетий переживает очень интересный период: — то, что созидалось веками, было вдруг стерто с лица земли за несколько десятков лет.


Georg761 , CC BY-SA 3.0

Современная иконопись, считают многие специалисты, ещё не установилась как самостоятельная школа. По понятным причинам, из-за гонений на церковь, в этом ремесле произошёл серьёзный перерыв, который остановил развития русской иконописной школы.

Современные художники сейчас полагаются на старые школы, в основном копируя старинные работы.

Фотогалерея




















Полезная информация

и́конопись

Начало

Искусство развилось на основе православной веры и укрепилось как основа изобразительного искусства Древней Руси. Начало ему было положено в конце X века, с крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Десятинная церковь

Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской.

Исторические Свидетельства

О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры.

Первая иконописная школа

Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы - преподобные Алипий и Григорий.

Размер икон

Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма.

Творёное золото

Листовое золото растирают в порошок, затем разводят на камеди. Таким образом получают, в буквальном смысле, золотую краску. Им исполняются, когда это надо, узоры на одеждах, Нимбы вокруг ликов и всё, что должно сиять особым светом на иконе.

Живая традиция

По данным иконописной мастерской Живая Традиция , разным иконописцам, из разных стран, представляющим разные школы и направления, задавался вопрос: " почему, несмотря на активное возрождение иконописи в России, почти все современные росписи, и иконы, являют собой технические клоны наиболее известных из древних образов?"

Некоторые ответы повторяются, другие исключительно оригинальны. Основная масса опрошенных российских и американских иконописцев сетовала на то, что техника письма у современных церковных художников еще недостаточно совершенна, некоторые говорили о прерванности традиции, и о разнице в методах обучения (в древности и в наше время). Высказывались мнения и о том, что корень проблемы лежит в утрате нашими современниками чувства реальности присутствия изображаемого, и о многом другом. Вынужден признать, что все высказанные точки зрения, безусловно,содержат в себе значительную долю истины. Традиция, несомненно, прервана, и современный человек живет другой жизнью, в другом пространстве и в других категориях, чем средневековый. Нам сейчас просто технически невозможно в полной мере выполнение всех предъявлявшихся древним иконописцам требований, тем более, что каждый заказывающий икону или фреску священник в каждом конкретном случае руководствуется своим собственным, подчас весьма индивидуальным вкусом.

сайт рассказывает о пяти великих иконах, которые заслужили безусловную всенародную любовь.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — главная и самая чтимая из всех русских икон.

По преданию, ее написал в I веке евангелист Лука на доске от стола, за которым некогда сидели за трапезой Иисус Христос и Богородица. В середине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и хранилась в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял образ Богоматери с собой. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил свое путешествие, но лошади, отъехав на несколько верст от города, неожиданно встали, и все попытки заставить их тронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Тогда князь начал усердно молиться, и ему явилась сама Царица Небесная, которая повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь ее рождества. С тех пор икона Божией Матери стала называться Владимирской.

Владимирская икона многажды спасала Россию от бед и напастей


Икона не раз являла миру свои чудеса. В 1395 году она спасла Москву от нашествия среднеазиатского хана Тимура. Когда уже не оставалось надежды одолеть вражеские полчища, великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Путь иконы до Москвы продолжался 10 дней, и на протяжении всего пути люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились. В Москве икону встретили 8 сентября. В это время Тамерлан спал в шатре и увидел во сне высокую гору, с которой к нему спускались святые мужи с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «Лучезарная Жена». Мудрецы поведали хану, что во сне ему был послан знак свыше: сама Божья Матерь встала на защиту земли Русской. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», — писали летописцы.

В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву, в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Тихвинская икона Божией Матери

Еще одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией Матери.


Согласно преданию, икона также была написана апостолом Лукой в I веке. В летописях говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером, и неведомая сила переносила ее по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Глубоко чтила Тихвинскую икону Божией Матери царская семья


По молитвам перед иконой случилось множество чудес. Так, в 1615 — 1617 годах молитва перед святыней спасла Новгородские земли от наступления шведов. А в 1858 году по усердным мольбам перед образом излечился 2-х летний малыш Анатолий, который не мог ни сидеть, ни ходить с самого рождения. Наконец, глубоко чтила Тихвинскую икону и царская семья. Представители дома Романовых неоднократно посещали Богородице-Успенскую обитель, чтобы преклонить колени перед святыней.

В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть святыню в Россию, когда в стране изменится отношение к церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Казанская икона Божией Матери

Московский список из Елоховского собора


Икона Казанской Божией Матери была обретена 21 июля 1579 года в Казани. Прошло чуть больше четверти века после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно говорили, что это Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Накануне Полтавы Петр I молился перед иконой Казанской Божией Матери

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона сказала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели ее на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.

Икона исцеляла болящих (началось все с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Петр I, а в 1812 году — Михаил Кутузов.

В 1904 году Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с нее драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня Русская православная церковь прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Иверская икона Божией Матери

Еще одна легендарная икона Божией Матери — Иверская.


Первое упоминание о ней датируется еще византийскими источниками, относящимися к IX веку. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалеку от города Никеи (сегодня это Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей образ за вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьем, и из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила ее в воду, но та не легла на воду, а двинулась по морю, стоя вертикально.

Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошел по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и ее повесили в храме.

Для России Иверскую икону Божией Матери писал священник Иамвлих Романов


О чудотворной Иверской иконе Божией Матери хорошо знали в России. В XVII веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом — новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929 году часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

«Троица» Андрея Рублева

Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.


«Троица». Андрей Рублев, XV век

«Троица» — самая знаменитая икона Андрея Рублева


Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым. Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали ее всемирно ценным предметом искусства.

Андрей Рублев расписывал многие церкви и создал множество икон. Но «Троица» считается его самым гениальным произведение. В XVI веке образ был по достоинству оценен Иваном Грозным и подарен Троице-Сергиевской лавре. Сегодня икону можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.


20 ноября – день явления иконы Божьей Матери «Взыграние Младенца» Угрешской. Перед Куликовской битвой великому князю Дмитрию Донскому явилась икона Николая Чудотворца. Князь это явление воспринял как особый Божий знак и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» и дал обет построить монастырь, если станет победителем. Через некоторое время был построен Угрешский монастырь, а немного позже там явилась икона Божией Матери, которая получила название «Взыграние». Несмотря на все утверждения и домыслы скептиков, явление икон остается неизученным и загадочным проявлением нечеловеческой силы. Сегодня речь пойдет о самых известных на Руси иконах.

Икона Казанской Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года в Казани. Прошло 25 лет после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно заявляли, что Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона казала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели её на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.



Икона исцеляла болящих (началось всё с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Пётр I, а в 1812 - Михаил Кутузов.
В 1904 Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с неё драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня РПЦ прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на Родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Ещё одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией Матери. Согласно преданию, икона была написана Лукой. В летописях говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером, и неведомая сила переносила её по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.



В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть икону в Россию, когда в стране изменится отношение к Церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Икона особо почитается среди матерей, которые молятся иконе для наставления своих неразумных чад на путь истинный и защиты их от бед.

Ещё одна легендарная икона - Иверская Икона Божией Матери. Первое упоминание о ней датируется еще Византийскими источниками, относящимися к IX веку. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалёку от города Никеи (сегодня это Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей святыню за вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьём, и из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила её в воду, но та не легла на воду, а двинулась по морю, стоя вертикально.



Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошёл по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и её повесили в храме.
О чудотворной Иверской Иконе Божией Матери хорошо знали в России. Во 17 веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом - новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929 часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

Эта икона явилась жителям Курска после разорения города войсками хана Батыя в 1295 году. Согласно преданию, икону нашли охотники, недалеко от города под пнем в корнях. Несколько раз приносили её в городской храм, но она чудесным образом исчезала и снова оказывалась в том же месте, где её нашли. Тогда на месте явления иконы построили часовню.



Следующий раз Курская-Коренная икона упоминается в 1383 году. Тогда икона попала к ордынцам в руки, они разрубили её пополам. Священник, нашедший икону, с верой сложил половинки, и они срослись. Часовня была отстроена, и икона там и оставалась. Позже на этом месте появился монастырь - Коренная пустынь.

Ещё одна попытка уничтожить икону состоялась в 1898 году. Злоумышленники взорвали храм, но Курская-Коренная икона Божией Матери осталась невредимой. Не пострадало даже стекло в киоте.

Во время Октябрьской революции чудотворный образ вывезли из России, и сегодня он является одной из главных святынь РПЦ за границей.

Еще одна весьма известная икона, написанная самим Лукой, якобы, на доске стола Святого семейства. Долгое время икона находилась в Киеве, однако в 1155 году была вывезена во Владимир Андреем Боголюбским. Отсюда же происходит и название иконы.



Икона почитается как особо ценная в нескольких городах русских земель. Особенно известна Владимирская икона Божией Матери тем, что спасла Москву от нашествия Тамерлана. Сегодня икона хранится в Третьяковской галерее.

Кем была привезена в Россию эта икона, написанная евангелистом Лукой, неизвестно, но уже в 1164 году она находилась в часовне рядом городом Городец и почиталась как чудотворная. Во время нашествия Батыя часовня сгорела. Думали, что погибла и икона. Но в 1239 году костромской князь Василий Юрьевич на охоте увидел эту икону на дереве. В руки она ему не далась, поднявшись в воздух. После общей молитвы икону с дерева сняли.



С Феодоровской иконой восходил на царствование в 1613 году Михаил Феодорович Романов, и с того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых. Все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские великие князья и императоры, после крещения получали отчество Феодоровна.

Сегодня икона находится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе, что в Костроме.

8 189

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Русь и Орда - Великая империя...

Ватикан – «тайное всегда становится явным»...

Легенды и мифы о легендарном Авалоне...

Загрузка...