Radiotehnika s 50b технические характеристики. Основные технические характеристики
Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?
Наш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!
– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.
– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!
– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.
– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!
По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…
Результаты пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин
Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.
Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:
«…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо!…»
«…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее!…»
«…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»
Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.
Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами».
«Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция.
Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…
Глубокого и всестороннего исследования технологии мы не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «
Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» - утверждает Игорь Бобров.
Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?
Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…
Мнение эксперта о пропитке подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин
Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:
– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все.
Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).
Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!
Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример. Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.
Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.
Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.
Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.
Итак, Всем Привет!Вообщем подшаманил чуть колоночки. Стало значительно лучше играть, чем в том состоянии в котором они ко мне попали. Хотя по-хорошему, нужно было с кроссовером покумекать, у СЧ что-то ход дифузора вообще маленький, толи сопротивление надо было повесить параллельно, то ли с частотой поиграться, то ли ещё что. В этой части вообщем я не особо силён. А не зная Z-характеристику динамиков, не стал тыкать пальцем в небо. А кроссы там для меня достаточно мудрённые. Куча катушек, резисторы, резисторы вообще хотел удалить, т.к. считаю, что они портят звук. Ну не стал вообщем эксперементировать. Итак играет более-менее и больше денег бы мне не обломилось, да и время поджимало. Себе, может как-нить заморочусь, как подвернётся радиотехника. Так-то корпуса нормальные. Мне понравились. Из ДСП, фронтальная из 18 мм фанеры.
Теперь отчёт.
В таком плачевном состоянии они ко мне попали:
Сопротивление какое-то косическое, причём разное было у колонок. Это потом я догнал. Там СЧ, были разные. В одной колонке 6ГДВ 25 Омная 13 см! И с виду вроде бы такая же, но ГДС 13 см. Одна заклинившая, так что, диф не шевелится даже при нажатии. Ну там видно было, что его мотали, клей везде был не заводской, вторая серединка подхрипывала при нажатии. Корпус под СЧ, в одной был проломан. Я так понимаю, так хотели добиться больше воздуха. Все в пыли, плесени. В одной колонке какие-то детские линейки, шарики были, кругом пластелин кусками. А забыл сверху были прикрученны какие-то пьезо ВЧ что ли дешёвые. Такой рак ушей, похлеще рупоров. Т.к. штатня ВЧ 6ГДВ или как там она называется "жёлтая" была только одна, отключённая. Вообщем когда я включил это, я вообщем не знал, что с ними делать, проще думал выкинуть и купить колонки и собрать колонки заново самому.
Ну раз взялся, надо было как-то за не дорого выходить из положения.
Начал эксперементировать.
Взял автомобильную 4х омную "шёлковую" ВЧ Урал.Решил выломать штатную сеточку, т.к. сетки портят звук, да итак они будут под штатной сеткой, а две сетки нам не к чему. Как впрочем и одна. Я вообще не хотел штатн. декорат. пласт. стенку радиотехники ставить, хотел шпатленуть и обтянуть плёнкой, но плёнки не оказалось под рукой.(Не в этот раз.
И заодно пищи внедрил в чашки от других ВЧ,чтобы они децел проваливались и выпирали и залил термоклеем:
Начал эксперементировать с НЧ оформление, пробывал круглый фазик подлинее штатного прямоугольного.
Всё-равно, что-то не особо мне понравилось.
Решил остановиться на ЗЯ. Выпилил заглушку.В посадочное место они подходили как родные. А вот в пласт. корпуса не лезли и расточить там нельзя было. Я вначале попробывал фрезером фрезернуть и снять кромку, но уж сильно прослабил, а они так и не лезли. Пришлось исправить маленький косячок полиэфиркой. Усилил флянец. И решил корпуса чуть обрезать и засунуть плотнячком снизу. Так и СЧ будет прикручено на фанере и как растяжки фронт. и задн. стенки стакан служить будет.
Заодно стенки проклели чуть вибропластом и ковролином на 88-й клей, промазал фронт. стенку жидкими гвоздями...
Собрал колонку, надавливаю на мид, смотри СЧ децел ходит. Я раз пять разбирал, думал сифонит из под провода. Но потом как оказалось из под ковролина, не смотря на то, что стакан я очень плотно запихнул и поверхность там ровная. Залил вообщем туда 88-й клей в перемешку с синтипоном, такую кашку и наверняка промазал жидкими гвоздями отверстие и щели.
В кроссе я только заменил провода входящие на кросс и на мид на 2,5 квадрата:
Ну как бы всё. Собираем, замеряем сопротивление, получилось, как и должно быть.
Результатом доволен. Но один ГДН, на тихой громкости децел хрипит, шуршит.
Разбираю, вычисляю подводящие провода.
Начал шевелить их, как раз в месте, где они в дифузор входят, так там видать больное место. ГДН то 80х годов выпуска.) Паяльником чуть пролудил, стало всё отлично.Ну и ставлю на место фронт. крышку. На 88-й клей приклеил поролон.
Всё работает, результатом доволен и дешево и нормально.
Пока писал сейчас статью, звонит этот клиент кому я делал и говорит, что один ГДН перестал играть.)
Я подозреваю, что всё-таки этот проводок до конца оболомился. Навалил он наверное как следует, вот и результат.Попробую вторым проводом продублировать и припаяться чуть пониже, где-такой сквозной квадратик. Завтра мид завезёт.
А так звучат очень прилично и басы были не гудящие шустрые. Ну не очень глубокие. Ну на колонках же заявлен диапазон от 40 Гц. От 40ка они нормально и играли. Ну попса. Infected Mushroom играли драйвово.)
Правда не долго.)Ну не чего. Так-то заменить ему по-хорошему один ГДН.
Описание и доработка акустики RRR Radiotehnika S-50B. Хоть акустика и старая, но стоит обратить на нее внимание. Спасибо eXcTeSy за статью.
Краткое описание.
Электрические и электроакустичкские параметры акустических систем (АС) "S-50B" соответствуют требованиям технических условий 3.843.056ТУ. АС предназначены для высококачественного воспроизведения звука в составе бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры. В АС имеется индикация перегрузки, которая срабатывает при подаче на АС сигнала с уровнем, превышающим ее паспортную мощность. Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала наибольшую (максимальную) мощность в пределах от 50 до 100 Вт. Если при работе АС начинает светиться индикатор ПЕРЕГРУЗКА, то следует уменьшить уровень подаваемого на нее входного сигнала (регулятором громкости в усилителе, к которому подключена АС).
Основные технические характеристики.
Паспортная электрическая мощность не менее 50 Вт
Номинальная электрическая мощность 25 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот не уже 40-20000 Гц
Характеристическая чувствительность в диапазоне частот 100-8000 Гц, при мощности 1 Вт, не менее 85 дБ
Габаритные размеры АС 314x580x256 мм
Масса АС не более 23 кг
Разборка.
Не прошло и два дня, как захотелось разобрать. Снял переднюю панель, состоящую из двух частей. Вынул динамики НЧ 35 ГДН-1-5, СЧ 20 ГДС-1-16 и ВЧ 6 ГДВ-1-16. Фильтр был родной, не переделанный. Вату вытащил и выкинул. Фазоинвертор не трогал. Снял крепление для проводов. Больше разбирать было нечего.
Доработка.
Для начала прошёл все стыки силиконом, щелей особых не было, но на всякий случай не помешает. Заменил все провода на новые, взял без кислородную медь сечением 1.5. Фильтр собрал по родной схеме. Внутри, стенки и низ заложил синтепоном, не толстым, сантиметра 2. Сам корпус отшкурил покрасил. Динамики тоже обновил. При сборке динамики ставил на силикон. Между переднее стенкой и пластмасывой панелью наложил синтепона. Ножки оставил старые(ничего лутше не нашёл). Получилось очень даже не плохо. Звучат тоже мама не горюй. Ну вроде всё написал. Смотрите фото…
P.S. Несколько фото не очень т.к. фотографировал с телефона.
Напольная 3-х полосная АС с фазоинвертором Радиотехника ”S-50B” предназначена для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых фонограмм в стационарных бытовых условиях с подводимой мощностью 20 – 50 Вт. В АС имеется индикация перегрузки, срабатывающая при подаче на АС сигнала с уровнем, превышающим ее паспортную мощность.
Основные технические характеристики:
Диапазон воспроизводимых частот 40 (-8 дБ) – 20000 Гц
Чувствительность в диапазоне 100 – 8000 Гц при мощности 1 Вт: 85 дБ
Неравномерность АЧХ в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±4 дБ
Характеристическая чувствительность: 0,356 Па/√Вт
Номинальная электрическая мощность: 25 Вт
Паспортная электрическая мощность: 50 Вт
Предельная кратковременная мощность: 400 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом
Минимальное значение полного электрического сопротивления: 7,5 Ом
Гармонические искажения АС, при звуковом давлении 90 дБ на частотах:
250 – 1000 Гц: 2%
1000 – 2000 Гц: 1,5%
2000 – 6300 Гц: 1%
Используемые динамики:
Размер: 580х 314х256 мм
Конструкция:
Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. На стыках стенок корпуса с внутренней его стороны установлены элементы, увеличивающие жесткость и прочность корпуса.
Головки, установленные на лицевой панели АС, обрамлены двумя декоративными накладками, изготовленными из пластмассы и окрашенными «под металл» или без окраски. Одна накладка обрамляет головки СЧ и ВЧ, а также – верхнюю половину лицевой панели АС, другая - головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели. Головки СЧ, ВЧ и НЧ защищены металлическими сетками. Верхняя накладка крепится с помощью 8 шурупов, а нижняя с помощью 10. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Все головки расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси симметрии АС. В верхней части лицевой панели крепится шильдик с изображенными на нем кривой АЧХ звукового давления и названием АС. В правом верхнем углу имеется индикатор перегрузки АС, а в нижней части панели - прямоугольное выходное отверстие фазоинвертора, частота настройки которого 37 Гц.
На задней стенке АС установлен шильдик с основными техническими характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура. Внутренний объем АС 27 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления н качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутой марлей. Маты расположены и закреплены на внутренних поверхностях стенок корпуса.
Внутри корпуса на единой плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Частоты раздела, обеспечиваемые фильтрами: между головками НЧ и СЧ - 900 ±50 Гц; между головками СЧ и ВЧ - 5000 ±500 Гц.
В конструкции фильтров и блока индикации перегрузок применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-386, С5-35В, конденсаторы типа R73-11, МБГО-2, К50-12 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.
В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно крепить к основанию корпуса.