domvpavlino.ru

Примеры стран с разной демографической политикой кратко. Демографическая политика. Подходы к изучению демографических и экономических процессов

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Демографическая политика -- это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

В 1953 г. была основана Международная Федерация Планирования Семьи.

В странах, первого типа воспроизводства населения, таких как Франция или Япония преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью стимулирующих экономических мер -- таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др.

Появились программы, названные "планированием семьи", направленные на разработку действенных мер по снижению чрезмерно высокой рождаемости. Важно, что эти программы выполняются в странах с самой высокой численностью населения - Индии и Китае.

Суть демографической политики "планирования семьи" заключается в настойчивом разъяснении экономических преимуществ малодетной семьи (1 - 2 ребенка) перед многодетной (5 - 10 детей), обучении населения пользованию противозачаточными средствами, а также в материальном и моральном поощрении семей, следующих этим рекомендациям.

В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: "Одна семья -- один ребенок". Осуществление этой политики уже дало большие результаты.

Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из четырех человек под девизом: "Нас двое -- нам двоих". В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но, тем не менее, еще почти 1/5 всех новорожденных в мире -- дети, появляющиеся на свет в Индии.

Наиболее эффективного снижения рождаемости достигли в Китае. В Индии и других развивающихся странах рождаемость и, соответственно, прирост населения также снижаются, хотя значительно медленнее, чем в Китае. Политика планирования семьи оказалась в целом результативной и породила обоснованные надежды на предотвращение всеобщего демографического кризиса.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по "планированию семьи". Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.

В экономически развитых странах Северного региона не проводится всеобъемлющей, скоординированной демографической политики, подобной программам планирования семьи. Однако начавшееся в 90-е годы сокращение коренного населения - депопуляция - в некоторых странах Европы вызвала ответную реакцию. В отдельных государствах (Франция, Германия и др.) проводятся разного рода акции, направленные на повышение рождаемости (пропагандистские кампании, моральное или материальное стимулирование и т.п.). Основные формы управления современными демографическими процессами: планирование семьи (через снижение рождаемости) в странах Южного региона и предотвращение падения численности населения (через некоторое увеличение рождаемости) в странах Северного региона. Если стихийные демографические процессы станут управляемыми, в перспективе возможен демографический переход от прежнего неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости к новому, более стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости. Достижение этой цели во второй половине XXI в. позволит стабилизировать мировое население на уровне 12-15 млрд. человек. Это будет означать соответствие фундаментальному экологическому закону роста численности населения по наиболее оптимальному варианту, соответствующему предельной экологической ёмкости планеты.

В 1952 году была основана Международная Федерация Планирования Семьи (МФПС), координирующая деятельность национальных организаций по ограничению деторождения. Ее стратегия предполагает, что базовые права человека на репродуктивную свободу такие, как отказ от рождения ребенка с помощью аборта, стерилизации, контрацепции, должны быть приняты всеми независимо от возраста, сексуальной ориентации, финансового статуса или местонахождения. В связи с этим наибольшее распространение политика МФПС получила в республиках с традиционной многодетной семьей, где она внедрялась в качестве государственной идеологии.

Такая политика обусловлена тем, одной из глобальной проблемой человечества является увеличение численности населения планеты, при сокращении природных ресурсов.

Впервые этой проблемой был серьезно озабочен священник англиканской церкви Томас Мальтус. В 1798 году появляется его трактат о принципах народонаселения, согласно которому человечеству грозит катастрофа от абсолютного избытка людей, так как людям рано или поздно не хватит еды. Он рассчитал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а количество продуктов питания в арифметической. Выходом из голодного кризиса Мальтус считал ограничение рождаемости в виде поздних браков и самоконтроль.

Но такой подход к планированию семьи односторонний. Он не учитывает ряд проблем, которые переживает современное общество, одной из которых является демографический кризис в ряде стран. В России эта проблема стоит наиболее остро, так как только за последние несколько лет суммарный показатель рождаемости составил 1,23 против 2,14 -2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Другими словами, численность населения нашей страны с каждым годом падает. В связи с этим в России работа центров планирования семьи направлена именно на уменьшение числа абортов и соответственно уменьшение количества случаев бесплодия в браке и снижение гинекологической заболеваемости женщин.

Таким образом, планирование семьи зависит от демографической ситуации каждой отдельной страны.

Согласно определению экспертов ВОЗ, термином планирование семьи называются те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов:

  • · избежать нежелательной беременности;
  • · произвести на свет желанных детей;
  • · регулировать интервал между беременностями;
  • · контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять количество детей в семье.

Из этого следует то, что ключевую роль в планировании семьи играет репродуктивное здоровье населения. Под данным термином понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия во всех вопросах касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов включая воспроизводство потомства и гармонию психо-сексуальных отношений в семье. Однако, несмотря на достигнутый прогресс развития медицины второй половины XX столетия, в планирование семьи остается большой круг медико-социальных проблем.

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ демографической политики в развитых и развивающихся странах»

Введение

Глава I. Демографическая политика

1.1 Определение понятия, структура, основные направления

1.2 Меры демографической политики

1.3 История демографической политики

1.4 Концептуальные подходы к проведению демографической политики

1.5 Подходы к изучению демографических и экономических процессов

Глава II. Направления демографической политики развивающихся стран

Глава III. Демографическая политика в развитых странах

Глава IV. Опыт реализации демографической политики

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Проблема является исключительно актуальной т.к. она обусловливает развитие практически всех глобальных проблем человечества. От численности населения земли, его территориального размещения, масштабов хозяйственной деятельности зависят обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда.

Так в результате роста населения и приоритета потребительских ценностей возрастает антропогенное давление на природу и ее ресурсы, что приводит к утрате ее способности к самовосстановлению. В частности концентрация населения и высокие темпы экономического развития в развивающихся странах ведет к увеличению давления на биосферу Земли, при отсутствии какой либо экологической политики. Динамика населения также тесно связана с проблемами продовольственной безопасности и бедности. Значительная часть населения мира испытывает недостаток основных условий жизни, уровня доходов и обеспеченности социальными услугами. Совокупность экологических, продовольственных проблем и необходимость перераспределения доходов в мире напрямую влияет на социально-политическую среду в виде расхождения интересов развитых и бедных развивающихся стран.

Цель работы: провести анализ демографической политики в развитых и развивающихся странах.

Задачи работы:

Определить подходы к изучению демографических и экономических процессов;

Выявить направления демографической политики развивающихся стран;

Изучить демографическую политику в развитых странах.

Объект работы - демографическая политика.

Предмет работы - влияние демографической политики различных стран на народонаселение.

Глава I. Демографическая политика

1.1 Определение понятия, структура, основные направления

Демографическая политика -- это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

Демографическая политика -- это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения.

Объектамидемографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей, и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми.

Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся -- 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии -- 100 млн., в Латинской Америке -- 75 млн. семей.

Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Основные направления демографической политики включают:

Государственную помощь семьям с детьми;

Создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;

Снижение заболеваемости и смертности;

Увеличение продолжительности жизни;

Улучшение качественных характеристик населения;

Регулирование миграционных процессов;

Урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн. человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску -- достичь численности в 30 млн. человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты -- ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

1.2 Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики:

экономические меры:

Оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

Возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

Ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости

Преимущества для малодетных семей -- для понижения рождаемости

административно-правовые меры:

Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение

Матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

воспитательные и пропагандистские меры:

Формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

Определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям экономический процесс демографическая политика

Политика планирования семьи

Половое образование молодёжи

Гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений -- изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи -- тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики -- это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями -- их можно назвать социальными гарантиями.

1.3 История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика -- до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения -- Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает? (речь идет о количестве применяющих контрацептивны семей), а для наименее развитых -- 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии -- 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки -- 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене -- 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии -- соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и, особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка -- по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании -- 25 фунтов стерлингов, во Франции -- 2600 франков, в Испании -- 3000 песет.

Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании -- 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов.

Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались -- в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.

В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает в неконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран.

России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения.

Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

1.4 Концептуальные подходы к пров едению демографической политики

В настоящее время под демографической политикой можно понимать систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения, как в данный момент, так и на некоторую долгосрочную перспективу.

Из этого следует, что проведение демографической политики требует соблюдения ряда условий. Три из них неотделимы друг от друга. Во-первых, наличие собственно концепции, описывающей цели, задачи и сроки реализации политики; во-вторых, ресурсов, которые могут и должны быть затрачены на финансирование всех мероприятий политики в рамках принятой концепции и, наконец, в-третьих, соответствующее общественное мнение, которое поддерживало бы основные стратегические идеи проводимой политики.

Анализ мер демографической политики, прежде всего по стимулированию рождаемости, в контексте конкретной демографической ситуации, на отдельных временных интервалах в различных странах не позволяет говорить о наличии какой-либо концепции собственно демографической политики. Даже применительно к Франции речь может идти скорее о совокупности тактических маневров, которые должны были помочь преодолеть очередную трудность в демографическом развитии. В то же время эти зачастую противоречивые и хаотичные меры всегда подчинялись единой цели - не допустить сокращения численности населения страны, что позволяет говорить о наличии если не концепции демографического развития страны, то во всяком случае об устойчивых представлений о желаемом демографическом тренде.

В послевоенные годы в большинстве стран Западной Европы возобладал взгляд на демографическую политику как на некую (причем отнюдь не главную) часть социальной политики. Квинтэссенцией такого подхода к регулированию демографического развития с конца 1970-х годов стала концепция социальной адаптации, как наиболее приемлемая в современных условиях форма демографической политики, учитывающей реальное состояние общественного мнения, экономических и иных интересов населения и т.д. Данная концепция довольно популярна в Скандинавии, ФРГ, Голландии и ряде других стран. Суть ее состоит в том, что общество должно учиться существовать в условиях суженного воспроизводства, вкладывая инвестиции не в малоэффективные меры стимулирования рождаемости, а в развитие экономики, в социальную политику, здравоохранение, экологию, наконец, - в обустройство мигрантов, которые могли бы в случае необходимости восполнить дефицит трудовых ресурсов.

В этом смысле весьма показателен пример Финляндии, правительство которой традиционно весьма либерально относится к планированию семьи, не высказывает тревоги относительно демографического будущего страны, а в качестве приоритетной рассматривает задачу достижения максимального социального благополучия и равенства для уже живущих поколений. В этом контексте в стране осуществляется вся семейная политика, а также - разнообразные программы помощи социально незащищенным слоям населения, инвалидам и т.п. В СССР также предпринимались попытки сформулировать концептуальные подходы к проведению демографической политики. Этот вопрос стал обсуждаться учеными примерно с начала 1960-х годов в связи с резким снижением рождаемости. Однако понимание разными учеными предмета демографии как науки вносило своеобразие в трактовку понятия «демографическая политика» и, как следствие отражалось на определении ее целей, задач и возможных мер. Главным парадоксом дискуссии по этому вопросу было то, что практически все специалисты понимали, что основной проблемой демографического развития страны является депопуляционный уровень рождаемости на большей части ее территории. Однако при этом все поддерживали мнение о том, что демографическая политика должна быть комплексной, т.е. охватывать все демографические процессы. Разница точек зрения состояла лишь в том, какие проблемы те или иные ученые относили в разряд демографических.

Так, часть ученых полагала, что объектом непосредственного воздействия демографической политики являются процессы рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграции, расселения, социальной и профессиональной мобильности и т.д. Следствием столь широкого понимания объекта и, соответственно, целей и задач демографической политики стало то, что ее предлагалось рассматривать лишь как составную часть политики более высокого уровня - политики народонаселения, которая «видит свой объект не непосредственно в демографических процессах, а во всем комплексе условий жизни и труда людей, определяющих производство и воспроизводство главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, то есть человека, населения».

Очевидно, введение понятия «политика народонаселения», которое, судя по контексту определения, охватывает значительную часть социально-экономической политики (если не поглощает всю ее целиком, так как трудно выделить какую-либо ее часть, так или иначе не влияющую на население), должно было придать некоторую духовность утилитарным целям регулирования демографических процессов. Однако оно представляется мало продуктивным с точки зрения практического использования при проведении демографической политики, то есть государственного управления.

Примером полного отождествления демографической и социальной политики, правда, с различными акцентами в области приоритетности одной в отношении другой, могут служить два других определения. «Для развитого социалистического общества рост населения - не самоцель. Высшей целью общественного производства при социализме является наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В соответствии с этим демографическая политика, выступающая в форме политики социальной, всегда была направлена на охрану здоровья людей, широкую и всестороннюю заботу о матери и ребенке, помощь пожилым и нетрудоспособным. Под влиянием последовательного осуществления социальной политики государства, направленной на повышение благосостояния трудящихся, формировались и перемены в демографическом сознании и демографическом поведении». Так рядом ученых определялась цель демографической политики в советское время, отказывая в принципе ей в праве на самостоятельное существование.

Второе определение, произвольно смешивающее воедино цели демографической и социальной политики, еще менее функционально с практической точки зрения, но оно еще более идеологизировано по форме. В нем сущность социалистической «демополитики» определяет ее основная стратегическая цель - формирование коммунистического типа самовоспроизведения населения и коммунистического способа демовоспроизводства. В обосновании этой позиции говорится, что все виды социальной политики выступают как фрагменты демографической политики.

Параллельно с приведенными выше существовала и иная точка зрения на демографическую политику, ориентированная в большей мере на прямой пронатализм (с косвенным признанием необходимости усилий по снижению смертности). Суть ее состоит в том, что хотя любая социальная политика в любой области управления жизнедеятельностью общества неизбежно оказывает влияние на демографические процессы, не является достаточным основанием для смешения двух понятий: социальной и демографической политики. В силу этого относить различного рода социальные мероприятия, осуществляемые государством, к мерам демографической политики можно только в том случае, когда целью их введения является прямое и запланированное воздействие общества на демографические процессы.

Проблема данного подхода состоит в том, что, базируясь на нем, к мерам политики по регулированию рождаемости в нашей стране, например, можно отнести лишь законодательные акты, направленные на запрещение или легализацию абортов, а также на регулирование норм брачно-семейного права. В условиях современной России не стало необходимости идеологизировать демографическую политику, и лишать её самостоятельности.

Одобренная 24 сентября 2001г. Правительством РФ Концепция демографического развития России на период до 2015 г., исходит из того, что целью демографической политики России на современном этапе является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Основой этого роста должны стать устойчивое повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего хотя бы простое замещение поколений, и снижение смертности. Именно такой тренд демографического развития соответствует и долгосрочным интересам общества в целом.

В связи с этим целесообразно, как это и принято в мировой практике, рассматривать демографическую политику как часть социальной политики, призванную регулировать развитие важнейшей подсистемы общества - демографической (или воспроизводства населения). Цели демографической политики, будучи тесно увязаны с целями политики социальной, обладают относительно высокой степенью самостоятельности и значимости. В то же время возможность их реализации напрямую зависит от способности и готовности общества направить определенные и значительные усилия (политические, материальные) на их достижение. В свою очередь нормы демографического поведения и, как следствие, тенденции рождаемости и смертности находятся под постоянным воздействием социально-экономических условий жизнедеятельности населения, определяемых приоритетами и целями социальной политики.

Из сказанного следует, что масштабы инвестиций в мероприятия демографической политики во многом определяются иерархией целей в рамках социальной политики государства, степенью значимости демографических целей. Второй важнейшей детерминантов масштабов материальных затрат на проведение демографической политики является уровень экономического развития страны. Распределение средств, расходуемых, соответственно, на стимулирование рождаемости и снижение смертности определяется долгосрочными и краткосрочными приоритетами.

С точки зрения ближайшего будущего более выгодными представляются затраты на здравоохранение и медицину, поскольку они по своей сути носят массовый, универсальный характер, в более или менее равной мере адекватно и позитивно воспринимаются населением и могут дать достаточно быстрый положительный эффект. Примером тому могут служить программы по развитию здравоохранения в СССР в довоенный период, приведшие к резкому скачку продолжительности жизни, изменению структуры патологии, сокращению эпидемий и т.п.

Напротив, интересы долгосрочного развития населения и преодоления депопуляции, а также ее последствий (главным образом, интенсивного старения), требуют крупных вложений в меры по стимулированию рождаемости, укреплению семьи, ее материального положения и статуса в обществе. Эти меры не дают прямого и немедленного эффекта, так как требуют опосредованного восприятия на уровне индивидуального, а не массового сознания. Политика в этом направлении должна быть ориентирована на длительную перспективу, измеряемую длиной демографических поколений, поскольку предполагают, прежде всего, пересмотр норм репродуктивного поведения в отношении числа детей в семье в пользу 2-3 детной семьи.

Различия в подходах к выбору стратегий поведения в отношении трендов рождаемости в отдельных странах проявляются в распределении средств на меры различного рода. Наиболее примечательны различия в распределении средств в двух странах: во Франции, до недавнего времени стоявшей на позициях государственного пронатализма, и в Германии, в которой официально демографическая политика по стимулированию рождаемости отсутствует. Обе страны выделяют на материальную поддержку семей примерно 12-13 % ВВП, но Франция на прямое стимулирование рождаемости, т.е. на семейные пособия, расходует 1/5 ресурсов, тогда как в Германии на те же цели используется менее 3 % инвестиций. Львиная же доля средств расходуется на цели, укладывающиеся в концепцию социальной адаптации, о которой говорилось выше. В такой дифференциации стратегий инвестирования и проявляется официальная позиция страны относительно соотношения целей социальной и демографической политики.

Преобладающие нормы репродуктивного и матримониального поведения, с одной стороны, и укоренившиеся за десятилетия негативные тенденции смертности, отсталость здравоохранения, с другой, накладывают достаточно жесткие ограничения на возможные позитивные ожидания в ближайшем будущем. В силу этого при определении целевых ориентиров демографической политики необходимо ввести все гипотетические конструкции в объективно заданные (демографические и социально-экономические) рамки, поскольку их эластичность весьма невелика. С другой стороны, видимо, стоит постоянно соотносить свои представления о желаемом демографическом будущем с реальными материальными ресурсами и инвестициями, которые могут быть затрачены на достижение поставленных демографических целей. Не исключено, что в определенной ситуации государству придется встать перед выбором приоритетов: либо пересмотреть некоторые свои потребности, исходя из имеющихся демографических ресурсов, концентрируя усилия на росте благосостояния живущих поколений, либо наращивать инвестиции в демографическую политику с целью приращения демографического и соответственно трудового потенциала страны. Подготовка массового сознания к адекватному восприятию мер демографической политики, в первую очередь - в сфере рождаемости, справедливо считается одним из ключевых факторов обеспечения ее эффективности. Кризисный характер воспроизводства населения, недостаточные темпы роста населения не могут быть оценены на уровне индивидуального восприятия, равно как и на уровне населения в целом. Оценка текущих трендов демографического развития и их последствий в контексте более универсальных целей социально-экономического и геополитического характера - это задача государственных институтов. Разного рода пропагандистские мероприятия служат средством коммуникации между населением и государством.

1.5 Подходы к изучению демографических и экономических процессов

Демографическое развитие мира складывается из длительных периодов эволюции и относительно кратких качественных сдвигов или периодов демографического перехода и демографических революций. Демографическая революция является составной частью демографического перехода. Термин демографическая революция, или демографический взрыв, означает беспрецедентно высокие темпы естественного прироста населения, которые превышают темпы прироста предшествующих десятилетий. По отдельным оценкам, к быстрым темпам роста относится ежегодный прирост в 2% и выше, при котором население удваивается каждые 35 лет, умеренным -- каждые 50 лет, медленным -- примерно каждые 200 лет. Демографический переход - это цикл роста численности населения страны, связанный с ее экономическим развитием, характеризуемый понижением темпов роста численности населения. Термин демографического перехода был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось значительным миграционным оттоком, последующим снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения.

В концепции демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в демографической истории человечества (таб.1) Общая схему перехода представлена на рис.1

Таблица 1. Фазы демографического перехода

Фазы демографического перехода

Высокая рождаемость при резком сокращении смертности

Очень высокий естественный прирост

Дальнейшее снижение смертности при большем снижении рождаемости (вследствие перехода от многодетной к малодетной семье)

Замедление естественного прироста

Некоторое повышение уровня смертности (вследствие «старения» населения) при замедленном снижении рождаемости

Слабо расширенное воспроизводство

Показатели рождаемости и смертности выравниваются

Прекращение роста населения

Рисунок 1 - Схема демографического перехода

Таким образом, переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.

Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания и т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят, в конечном счете, и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.

Как попытка дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность - снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода.

Основная идея, лежащая в основе концепции второго демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. Изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.

Среди исследователей нет еще единого мнения обо всех причинах второго демографического перехода, но преобладает точка зрения, что он является следствием широкого развития индивидуалистически ориентированной системы ценностей и соответствующем изменении норм поведения, в том числе и демографического. Происходит значительное увеличение степени свободы, как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения.

Рост населения неодинаков в различных подсистемах мирового хозяйства. Подобное явление служит определенной основой для поддержания давних идей об оптимальном населении и оптимальном экономическом росте. Эти идеи обычно связаны с населением отдельных стран и регионов, а в последние десятилетия -- с мировым населением. Это дает импульс экономистам анализировать связь между ростом населения и экономическим развитием. Проявляется несколько подходов к анализу взаимосвязи между ростом населения и экономическим развитием.

Один из них исходит из того, что демографические переменные являются существенным аспектом социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит следующая схема: быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, ослабляет технические нововведения, сокращает объем ресурсов на одного человека и в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.

Исторически данный подход связан с постулатами английского священника и экономиста Т. Мальтуса (1766--1834), который противопоставлял два фактора -- население и природные ресурсы. В своей ранней работе «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) он утверждал, что рост населения, если он не будет ограничен, имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, в то время как предложение продовольствия имеет тенденцию расти только в арифметической прогрессии. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Т. Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную, которая лишь корректируется действием «разрушительных» (войны, эпидемии, голод) и «предупредительных» (безбрачие и т.д.) социальных факторов.

Другой подход состоит в том, что демографические факторы выступают функцией социального и экономического развития. Данный подход, нашедший отражение на мировой конференции по народонаселению 1974 г., соответствует положениям А. Смита, который считал, что увеличение населения может ускорять экономическое развитие, способствуя техническим нововведениям. Богатство может вести к увеличению числа детей, но использование их труда может перекрывать расходы на их содержание и воспитание. Вместе с тем состоятельные люди склонны иметь меньше детей, в то время как бедность часто сопровождается не только высокой рождаемостью, но и высокой смертностью. Увеличение населения не понижает жизненные стандарты. А. Смит показал, что со временем стоимость продовольственных продуктов снижается.

Данный подход соответствует современной концепции «экономии масштаба». Он усилился в 80-е годы, нашел поддержку во Втором докладе Национальной академии наук США в 1986 г. В нем признано, что влияние роста населения на экономический рост является комплексным. Такие проблемы, как безработица, недоедание, вызываются многими факторами, и сосредоточение внимания только на снижении роста населения без последовательного учета других основных причин таких явлений может вести к неправильным результатам.

Глава II . Направления демографической политики развивающихся стран

Демографическая политика, будучи частью социально-экономической, политики, не всегда проявляется явно. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека. Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.

Наиболее остро демографическая проблема стоит в развивающихся странах, поэтому политике направленной на регулирование демографических процессов уделяется большее внимание, чем в развитых странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.

Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.

Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой, и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития. На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства и задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и совсем не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн., а в 2010 г. превысило 1,2 млрд.

В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи -- отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно -- поощрение однодетной семьи. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн. сельского населения, в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели -- сокращение прироста населения -- вызвало новые проблемы, в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек там старше 60 лет.

Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей. Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире.

Глава III . Демографическая политика в развитых странах

Большая часть развитых стран считает удовлетворительным темп роста численности населения (от 55% в 2007 году до 82% в 1986 году) и практически ни одна из них не считает его слишком высоким (за исключением одной страны в 1976 и 1996 году). Однако, начиная с середины 1980-х годов, в этой группе быстро возрастает доля стран, обеспокоенных низким приростом населения (Рисунок 1)

Рисунок 1 - Оценка национальными правительствами темпа роста численности населения, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., %

В ответ на устойчиво низкий рост населения все большее число стран, прежде всего из группы развитых, выражает озабоченность последствиями слишком низкого прироста (или даже убыли) численности населения, являющегося результатом крайне низкой рождаемости, но в некоторых случаях связанной также с более высокой смертностью и эмиграцией. Доля развитых стран, придерживающихся политики, направленной на повышение роста населения, увеличилась с 23% в 1996 году до 37% в 2007 году. 21 из 22 развитых стран, правительства которых расценивают сложившийся рост населения как слишком низкий, расположены в Европе. Доля европейских государств, придерживающихся политики невмешательства в этой области, сократилась с 72% в 1976 году до 41% в 2007 году. Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Подобные документы

    Причины, виды, масштабы и последствия миграции трудовых ресурсов. Анализ миграционных процессов и демографической ситуации в мире. Центры притяжения мигрантов. Особенности демографической политики России, пути совершенствования миграционной политики.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика инвестиционного климата стран G7 (на примере Франции). Отношение страны к инвестированию. Сравнительный анализ политики привлечения иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах. Элементы регулирующего механизма за инвестициями.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Различные подходы к классификации стран. Основные признаки экономически развитых и развивающихся стран. Процессы, характерные для современного мирового хозяйства. Экономическое взаимодействие между странами, участвующими в международном разделении труда.

    реферат , добавлен 09.02.2013

    Влияние НТП на структуру экономики развитых и развивающихся стран и роль капиталовложений в нее. Характеристика их современного инновационного развития. Функции МВФ, ВТО, АСЕАН, ОПЕК. Управление внешним долгом страны. Структура мировых финансовых рынков.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2014

    Направления развития торговли развивающихся стран. Анализ важнейших показателей торговли. Сравнение с некоторыми показателями развитых стран. Мировые хозяйственные связи развивающихся стран и России. Методы борьбы за изменение положения на мировом рынке.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2009

    Выявление зависимости между темпами экономического роста и особенностями политики либерализации развивающихся стран. Обзор темпов роста внутреннего валового продукта, уровня либерализации торговли. Модель множественной регрессии с квадратичными эффектами.

    научная работа , добавлен 08.11.2016

    Задачи анализа внешнеэкономической деятельности. Географическая структура импорта развивающихся стран, его объем и среднегодовая динамика. Расчет показателя импортной квоты. Научно-технический прогресс и товарная структура импорта развивающихся стран.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Анализ социально-экономической структуры (традиционная, рыночная подсистемы производственных отношений) развивающихся стран и процесса их дифференциации. Определение особенностей современных стратегий экономического прогресса эволюционирующих государств.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Исследование промышленно-развитых стран в мировом хозяйстве и производстве. Анализ развития воспроизводственных процессов, емкости внутреннего рынка, научно-технического потенциала зарубежных стран. Прогнозы развития экономики промышленно-развитых стран.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Анализ деятельности Международного валютного фонда (МВФ), основных инструментов кредитования стран-участниц. Роль МВФ в мировой экономике и формировании политики развитых стран. Характеристика направлений сотрудничества МВФ с Республикой Беларусь.

Загрузка...