domvpavlino.ru

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм определения количества Н. Правописание н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных 1 и 2 н в наречиях примеры

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложение и проанализируем его.

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

- Объясните устно и обозначьте графически условия поста новки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кон чился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сде лав? или что дела я?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно неожиданный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно сильный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла­ гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях.

Работа со словами, приготовленными до урока на листах. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обознача ют орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом на экране:

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действ ия - как совершается действие.)

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с по­ мощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от кото­ рого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3) стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, обра­ зованных от глаголов несовершен­ ного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

Сколько н пишется в кратком при­ частии (письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предло­жения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим воп­ рос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от ка­ кой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ дейст­ вия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени сущ ествительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организован но. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ре­ бенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя ис пугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; быва ет так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

- Когда же так бывает?

Работа в учебнике читают предложение под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятель­ство, выраженное наречием, которое образовано от прилагатель­ ного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а крат­ кое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в крат­ ком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (таблица выведена на экране):

Обстоятельство

как?

наречие VIII . Домашнее задание : п.38, орф.59, упражнение 236

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 14).

Количество букв Н в суффиксе зависит от части речи слова.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

Одна Н пишется в суффиксах:

  • -АН- и -ЯН- (глиняный, песчаный и др.), кроме исключений: стеклянный, оловянный, деревянный;
  • -ИН- притяжательных прилагательных (муравьиный, мышиный и др.).

Удвоенная Н пишется:

  • если прилагательное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффикса -Н- (туманный, ценный и др.), кроме исключений: юный, румяный, свиной, рьяный, буланый, синий, зеленый, багряный;
  • в суффиксах -ОНН- и -ЕНН- (лекционный, бесчисленный и др.), кроме исключения: ветреный (однако безветренный – с приставкой НН).

Следует различать суффиксы -ЕНН- и -ЯН- : Суффикс -ЯН- обычно присутствует в слове одновременно с ударный окончанием -ОЙ (травяной, ветряной и др.), кроме слов, образованных от существительных, заканчивающихся на -МЯ (семенной, именной, племенной и др.).

Также нужно отличать прилагательные масленый (отглагольное, значение «с маслом на поверхности») и масляный (отымённое, значение «изготовлено из масла»): масленая сковорода (покрытая маслом) и масляный крем (изготовлен на основе масла).

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Чтобы определить количество букв Н в суффиксе, нужно воспользоваться алгоритмом:

  1. Определить вид глагола, от которого образовано причастие или отглагольное прилагательное (задать вопрос к глаголу: если вопрос «что делать?», то вид несовершенный, если вопрос «что сделать?», то вид совершенный. Также проверить вид глагола можно иным способом: если у глагола (и у причастия или отглагольного прилагательного соответственно) есть любая приставка, кроме НЕ- и ПОЛУ-, то вид совершенный, иначе вид несовершенный):
    • Если вид совершенный, в суффиксе пишется -НН- (вымоченный, поджаренный и др.);
    • Если вид несовершенный, перейти ко 2 шагу;
  2. Проверить, есть ли зависимые слова у причастия или отглагольного прилагательного:
    • Если есть, то в суффиксе пишется -НН- (жаренные в масле и др.);
    • Если нет, то перейти к 3 шагу;
  3. Проверить, есть ли в причастии или отглагольном прилагательном суффикс -ОВА- или -ЁВА-:
    • Если есть, то суффиксе пишется -НН- (маринованный, командированный и др.);
    • Если нет, то в суффиксе пишется -Н- (жареный, раненый и др.).

Стоит запомнить написание следующих слов и словосочетаний:

  • с одной Н : кованый, жеваный, клеваный, смышленый, бешеный, приданое, названый брат, посаженый отец, прощеное воскресенье, топленое масло, латаный-перелатаный (и подобные слова);
  • с удвоенной Н : нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, жеманный, нечаянный, считанный, виданный, слыханный, деланный, виденный, неожиданный, священный, медленный, обиженный, решенный, лишенный, плененный, брошенный, сказанный, данный, пущенный, прощенный, обещанный, купленный, внушенный, топленный дом.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах кратких причастий и прилагательных и наречий

Количество Н зависит от части речи:

  • Краткие причастия всегда имеют одну Н в суффиксе (отвечают на вопросы «что делан(о/а/ы)?», «что сделан(о/а/ы)?», есть зависимое слово или оно подразумевается, краткое причастие можно заменить на глагол в предложении): он уверен в друге;
  • Краткие отглагольные прилагательные имеют в суффиксе столько Н, сколько их в полной форме (отвечают на вопрос «каков(о/а/ы)?»): она была уверенна и горда;
  • Наречия, оканчивающиеся на -О, образованные от прилагательных или причастий, имеют в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которых они образованы (отвечают на вопрос «как?»): он чувствовал себя уверенно.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах существительных

Если существительное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов:

  • -НИК- или -НИЦ-, то в слове пишется -НН- (поклонник, поклонница и др.);
  • -ОСТЬ-, то в слове пишется -Н- (леность и др.).

Если существительное образовано от прилагательного или причастия с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов -ИК-, -ИЦ-, -ОСТЬ-, то оно имеет в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которого оно образовано: копченость (от «копченый»), запутанность (от «запутанный») и др.

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока :

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно ← неожиданный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно ← сильный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником - с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия - как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организованно. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н или нн

(относится к глаголу)

Сказуемое

Таблицы с примерами.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

1) Если прилаг. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный )

Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

1) Если прилаг. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (связанный, скошенный, построенный )
2) Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес )

Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)

3) Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев )
4) Если прилаг. образованы от глаголов сов. вида (решенная )

Искл.: раненый

Сложные прилагательные

Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,

что и соответствующее им самостоятельное слово

Свежемороженое – мороженое – морозить Свежезамороженное – замороженное – заморозить

Краткие прилагательные

Пишется столько Н, сколько и в полной форме

Артисты юны (юные) Дорога длинна (длинная)

Краткие причастия

Всегда пишется только Н

Сделано дело, задача решена, связаны словом

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.

(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )

Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное

(Девочка воспитана, образованна )

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Правописание -Н- и -НН- в существительных

Всё для учебы » Русский язык » Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/pravopisanie-n-i-nn

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Загрузка...