domvpavlino.ru

Первая российская революция тест егэ. Мой ЕГЭ. Гражданская война в России

Первая русская революция - это целая цепь событий, которые начались 9 января в 1905 году и продолжались до 1907 года в тогда еще Российской империи. Эти события стали возможны благодаря сложившейся в стране в начале 20-го столетия.

Первая русская революция показала, что радикальные изменения просто необходимы государству. Однако Николай II не спешил с преобразованиями в стране.

Причины первой русской революции:

  • экономические (мировой экономический кризис в начале 20 века; отсталость развития как в сельском хозяйстве, так и в промышленности);
  • социальные (развитие капитализма не повлекло за собой никаких перемен в старых укладах жизни людей, отсюда и противоречия между новой системой и старыми пережитками);
  • верховной власти; падение авторитета всей после упущенной победы в быстрой Русско-японской войне, и, как следствие, активизация левых оппозиционных движений);
  • национальные (бесправие наций и высокая степень их эксплуатации).

Какие же силы существовали в России накануне революции? Во-первых, это либеральное движение, основой которого являлось дворянство и буржуазия. Во-вторых, это консервативное направление. В-третьих, радикально-демократические движения.

Каковы были задачи первой революции?

1) решение целого ряда вопросов, среди которых аграрный, рабочий, национальный;

2) свержение самодержавия;

3) принятие конституции;

4) бессословное общество;

5) свобода слова и выбора.

Первая русская революция носила буржуазно-демократический характер. Поводом к ее осуществлению стали события начала января, имеющие название «Кровавое воскресенье». Зимним утром мирное шествие рабочих направлялось к царю, неся при этом его портрет и воспевая «Боже, Царя храни...». Во главе шествия шел До сих пор непонятно, был ли он союзником революционеров или же сторонником мирного шествия, так как его внезапное исчезновение остается загадкой… События Кровавого воскресенья привели к расстрелу рабочих. Этот повод дал сильный толчок к активизации всех левых сил. Началась первая кровавая русская революция.

Николай II принимает несколько манифестов, среди которых «манифест об учреждении Госдумы» и «манифест об усовершенствовании госпорядка». Оба документа в прямом смысле ход событий. За время революции свою деятельность осуществляли 2 государственные думы, которые были распущены раньше даты своего завершения. После роспуска второй в силу вступила «Третьеиюньская политическая система», которая стала возможной после нарушения Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года.

Первая русская революция, причины которой находились на поверхности уже давно, привела к тому, что в России изменились политическая ситуация и граждан. Также переворот дал повод для проведения аграрной реформы. Однако 1-я русская революция не решила своей главной проблемы - ликвидации самодержавия. и самодержавие в России просуществуют еще 10 лет.

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016 .

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.

2. . Федеральный институт педагогических измерений.

3. . ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

История, 11 класс

Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    Эвакуация японских войск из Владивостока, упразднение Дальневосточной республики.

    Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии.

    Версальский мир.

Ответ:

2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.

Ответ:

3. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением двух, принадлежат лидерам Белого движения в России в период 1917-1922гг.

1. А.И.Деникин. 2. Л.Д.Троцкий. 3. Н.Н.Юденич. 4. А.В.Колчак. 5. А.А.Брусилов. 6. П.Н. Врангель.

Найдите и запишите порядковые номера фамилий генералов, не относящихся к указанному политическому движению.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический _______________________.

Ответ: ______________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с одной стороны и Россия с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено…

Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, …. Россия обязывается немедленно заключить мир с и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск…

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск…. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор … пока не будет там государственный порядок восстановлен.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии…

Б)

Германское Правительство, …… и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, … согласились относительно нижеследующих постановлений: Оба Правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов…

Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются.

Оба Правительства далее согласны в том, чтобы для общего правового положения граждан одной страны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать .

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Рапалло.

2) В соответствии с этим договором Россия вышла из числа участников первой мировой войны.

3) Данный договор был подписан в Москве.

4) Все упомянутые в договоре территории к 1922 году сохраняли политический суверенитет.

5) Данный договор содержал секретные статьи, предусматривающие военно-техническое сотрудничество Германии и России.

6) Противниками подписания данного договора были представители партии левых эсеров и группа «левых коммунистов».

Ответ:

7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ мир, завершивший советско-польскую войну 1920г.

Б) Один из лидеров Белого движения, адмирал_____________, в ноябре 1918 года принял титул «верховного правителя российского государства».

В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________

Пропущенные элементы:

1) Рижский

2) Брестский

3) Ростов-на-Дону

4) Л.Г.Корнилов

5) А.В.Колчак

6) Самара

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая.

Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».

Ответ: _________________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    А.И.Егоров. И.В.Сталин.

    Разгром армии П.Н.Врангеля в Крыму.

    Май 1918г.

    Март 1921 г.

    Ноябрь1918г.

    М.Н.Тухачевский, А.И.Седякин, П.Е.Дыбенко.

    В.К.Блюхер, И.П.Уборевич.

    Разгром армий А.И.Деникина под Орлом и Курском.

    Август 1920г.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».

Ответ: ___________________________.

15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

Ответ: ___________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

    В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

    Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.

    После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

    В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

    Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На почтовой марке изображено событие, произошедшее в 1914 г.

2) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов.

3) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина.

4) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.

5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.

Ответ:

19. Кто из представленных ниже исторических деятелей был современником события, изображённого на марке выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма В.А. Маклакова.

«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».

Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.

Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад».

20.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?

21. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки.

22.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.

23. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1917-1922 гг.; 2) февраль 1917- октябрь 1917 гг.; 3) октябрь1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ Николаев Игорь Михайлович

Первая российская революция (1905–1907)

Г лубинными причинами революции были нерешённость аграрного вопроса, отсутствие действенного рабочего законодательства, наличие самодержавия и национальный вопрос. Тому, что революция началась именно в

1905 г., способствовали также неудачи российской армии и флота в русско-японской войне. Непосредственным поводом к началу революции стал расстрел 9 января 1905 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге мирной манифестации рабочих, которые намеревались подать царю петицию со своими требованиями.

Необходимо отметить, что с января по декабрь 1905 г. революция шла по нарастающей. Революционное движение развивалось по трём направлениям, соответствующим социальной структуре российского общества: 1) выступления рабочих, 2) крестьянские и солдатские бунты, 3) оппозиционная деятельность либеральной интеллигенции (см. «Булыгинская дума»).

Выступления рабочего класса связаны с забастовками в мае – июне 1905 г. , с деятельностью Советов рабочих депутатов (см. Советы) в Иваново-Вознесенске, Москве и Санкт-Петербурге, с Всероссийской октябрьской политической стачкой, а также с вооружённым восстанием в Москве в декабре 1905 г.

Революционные волнения в крестьянской среде представляли собой стихийные бунты. В период наибольшей активности крестьянских выступлений состоялся I Всероссийский крестьянский съезд (июль 1905 г.). На нём делегаты требовали отмены выкупных платежей и ликвидации помещичьего землевладения. Отмена выкупных платежей, карательные акции правительства, частичное удовлетворение крестьянских требований о разрешении выхода с землёй из общины – всё это привело к спаду крестьянского движения.

Брожение затронуло и главный оплот самодержавия – вооружённые силы: восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь 1905 г. ), мятеж на военно-морской базе в Кронштадте (октябрь 1905 г. ), мятеж под руководством лейтенанта П.П. Шмидта в Севастополе (ноябрь 1905 г. ), солдатские выступления на Транссибирской магистрали. Либеральное движение разрасталось вширь, повсюду образовывались различные союзы интеллигенции, которые в мае 1905 г. объединились в «Союз союзов» под предводительством П.Н. Милюкова. Активизировалась работа представителей земств, которые 6 июня 1905 г. после чрезвычайного съезда представили Николаю II адрес с требованиями установить выборное правление в рамках конституционной монархии. Громче стали звучать голоса оппозиционеров в прессе.

Большое значение для развития революции имел Манифест 17 октября 1905 г. Этот документ был буквально вырван у императора благодаря единому давлению оппозиционных сил во время Всероссийской октябрьской политической стачки. Николай II, желая снять общественное напряжение, даровал высочайшим именем гражданские свободы – слова, печати, собраний, организаций; расширил избирательные права населения; декларировал создание Государственной думы – законодательного органа. По сути, Россия вставала на путь конституционной монархии, хотя о конституции в Манифесте не упоминалось. Появление Манифеста имело определённые последствия: либералы восприняли его восторженно и сосредоточились на подготовке к выборам, надеясь посредством думской деятельности подталкивать самодержавие к продолжению реформ; революционные партии, эсеры и социал-демократы не пошли на компромисс. Напротив, в уступке царя они видели слабость самодержавной власти, бойкотировали выборы в I Думу и призвали своих сторонников к продолжению борьбы до полного свержения императорской власти. Таким образом, произошёл раскол в едином фронте оппозиционных сил, что облегчило Николаю II и правительству деятельность по наведению порядка в стране.

I Государственная дума начала работу в апреле 1906 г. с давления на правительство, требуя всеобщих выборов, расширения законодательных прав Думы, гарантий гражданских свобод, отмены смертной казни и т. п. Правительство отвергло требования Думы, получив в ответ «вотум недоверия». В результате противостояния Думы и правительства 9 июля I Дума была распущена.

II Государственная дума, работавшая с 20 февраля по 3 июня 1907 г. , по своему составу была ещё более радикальной и непримиримой к правительству, которое возглавил П.А. Столыпин. Споры шли вокруг аграрного закона и по вопросу о чрезвычайных мерах против революционеров. Выступив против чрезвычайных мер, II Дума получила в консервативных кругах название «рассадник бунтов и неповиновения» и 3 июня 1907 г. высочайшим повелением также была распущена (см. Третьеиюньский государственный переворот). Этот день считается днём окончания Первой российской революции. Новый избирательный закон резко сократил число россиян, имевших право участвовать в выборах в III Государственную думу (голос одного помещика равнялся голосам 7 мещан, 30 крестьянских избирателей и 60 рабочих). В результате правительство получило конструктивную Думу, а император отказался от некоторых положений Манифеста 17 октября. III Дума проработала весь пятилетний срок и в 1912 г. передала полномочия IV Думе, ставшей последней в дореволюционной истории России.

В ходе революции сложился следующий спектр политических партий и организаций. На крайне правом фланге находились монархические организации, наиболее крупными из которых были «Союз русского народа» (руководитель А.И. Дубровин) и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (руководитель Н.Е. Марков 2-й) (см. Черносотенные организации). В основе программ этих организаций лежал принцип незыблемости самодержавия и признание за православными великороссами приоритетного положения в империи. Организации имели боевые дружины, так называемые «чёрные сотни», которые принимали участие в разгоне рабочих демонстраций и в еврейских погромах. Эти партии безоговорочно поддерживали все указы, исходившие от государя и правительства. Далее в политическом спектре следует «Союз 17 октября», или октябристы, – умеренное крыло либерального движения (лидер А.И. Гучков). Политическим идеалом они считали монархию, опирающуюся на выборное народное представительство. Вместе с националистами октябристы составляли большинство в III Государственной думе и поддерживали политику П.А. Столыпина. В партию в основном входили представители предпринимательских кругов и интеллигенции.

Конституционные демократы – кадеты, или партия «народной свободы» (лидер П.Н. Милюков), объединяли земцев и широкие слои российской интеллигенции. Они представляли более радикальное крыло либерального движения. Выступали за конституционную монархию или парламентскую республику, свободу личности, соблюдение прав национальных меньшинств, за правовое государство. В I и II Государственных думах кадеты составляли большинство.

Среди революционных партий наибольшую активность во время революции 1905–1907 гг. проявили социалисты-революционеры и социал-демократы. Эти партии, за исключением меньшевиков, бойкотировали выборы в I Думу. Во II Думу было избрано более 100 депутатов-социалистов. Представители этих партий рассматривали Думу как трибуну для обличения политики правительства и для разжигания революционных настроений. Речи депутатов печатались без купюр во всех крупных газетах, а сами они пользовались правом личной неприкосновенности.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Донское казачество и революция 1905–1907 гг Казачьи части в борьбе с революционными выступлениями. Трагические события 9 января 1905 г. в Петербурге стали прологом первой русской революции. В бурные революционные катаклизмы в той или иной мере были вовлечены практически

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

1905 Первая русская революция* Эта революция в смысле новых исторических перспектив выходила как за рамки традиционных буржуазных революций прошлого, так и за узконациональные границы. Однако характер и особенности того времени в чем-то перекликаются с сегодняшней

Из книги Контрабанда и контрабандисты [Наркотики, антиквариат, оружие] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Часть первая. Советский Союз и Российская Федерация

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

РОССИЙСКАЯ НОВИНКА Уголовная полиция Бранденбурга в сотрудничестве с пограничной службой обнаружила новый грязный бизнес «российской мафии»: с помощью выезжающих за границу женщин из стран СНГ преступники нелегально переправляют малолетних детей из Афганистана

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905-1907 гг. В результате революции 1905-1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа –

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Революция 1905–1907 гг Предпосылки революции:– отсутствие действенного механизма решения социально-классовых противоречий;– незрелость гражданского общества;– нерешённость аграрного вопроса;– обострение национального вопроса.1905 г., 3 января – забастовка на

Из книги автора

3.3. Российская Федерация Общественно-политическое развитие России в 1-й пол. 1990-х гг Политика:1991 г., 1 ноября – провозглашена независимость Чечни (Ичкерии – президент – Д. Дудаев).1992 г., 31 марта – подписание Федеративного договора (кроме Татарстана и Чечни).1992 г., 17 апреля –

Из книги автора

Глава 52 Революция 1905 года В годы Первой русской революции на всю Россию прогремели восстания кораблей Черноморского флота.Мимоходом заниматься анализом причин революции, мягко говоря, легкомысленно. Особенно в России, где в общественном сознании всегда слишком многое

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой
российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего
стабильного развития России по пути умеренного реформирования
(«Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершенной (РСДРП).
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку
зрения.

Решение.



– Государственная Дума;




реформ;








сокращён рабочий день.

- сохранилась монархия;












своих сторонников;

(третьеиюньский переворот);


возвращены отрезки);


Ответ.

При выборе первой точки зрения:
- в ходе революции было создано народное представительство
– Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена
Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет
Министров), что позволяло разработать курс дальнейших
реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых
были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября
1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа,
дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был
сокращён рабочий день.
При выборе второй точки зрения:
- сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в
законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на
принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска
Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;
- в Основных законах было сохранено определение
императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы
Государственной думы, обеспечивая преимущество для
своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы
(третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно
увеличено крестьянское землепользование, не были
возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
не произошло значительного расширения прав самоуправления

Загрузка...