domvpavlino.ru

Перечень комнатных растений с картинками по возрастным группам а доу. Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе: «Комнатные цветы Тема комнатные растения 2 младшая группа

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Фикус

Зимой фикус также нуждается в свете, поэтому горшки с растениями переставляют ближе к окну. А пестролистные формы, например фикуса бенджамина могут всю зиму стоять даже на южном окне. При недостатке освещения зимой образуются слабые и искривленные побеги и листья.

Размножаются фикусы черенками. Из побега можно получить столько черенков, сколько на нем листьев. Черенок для размножения должен состоять из одного листа с неповрежденным глазком и половины нижнего междоузлия без глазка. После срезания черенка его опускают в теплую воду для прекращения выделения млечного сока. Для лучшего укоренения внизу черенка делают разрез или расщеп (у черенка с твердой древесиной крестообразно, у черенка с мягкой древесиной один надрез). Черенки лучше укоренять с почвенным подогревом и укрыв черенок полиэтиленовым пакетом.

Для всех фикусов лучше всего подойдет такая почвенная смесь - 2 части листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть перегноя. Фикусы не любят когда их сажают в посуду значительно большую, чем их корневая система, поэтому пересаживают их тогда, когда предположительно корни заполнят весь горшок или кадку. При этом растут довольно быстро, следовательно, почва при пересадке должна быть питательной, кроме того, весной и летом проводят удобрительные подкормки (хорошо отзываются на подкормку органическими удобрениями, хорошо подойдет для этого перепревший коровий навоз или магазинное удобрение "Исполин"). Так же фикусы можно подкармливать такими удобрениями, как "Радуга" и "Пальма". Старые экземпляры крупных фикусов пересаживают очень редко - через 5-6 лет. Но ежегодно можно заменять верхний слой земли на новый. Так же следует заменить верхний слой земли, если на нем появилась белая корка - солевой налет.

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник, мраморный или кафельный пол и т.п. В комнате с температурой выше умеренной, листья начинают свисать вниз.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей. Пестролистные формы нуждаются в более светлом и теплом месте, чем формы с темными листьями.

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками, для лучшего укоренения с подогревом почвы и укрывании черенка полиэтиленовым пакетом.

Аралия

Семейство аралии (Araliaceae) включает в себя 84 рода травянистых растений и деревьев, в том числе и род Polyscias. В этот род входит порядка 80 видов деревьев и кустарников, происходящих из Полинезии и тропических регионов Азии – большинство их них носят название Аралия. Растения прекрасно подходят для комнатного выращивания. Хорошо переносят освещение в 11 люкс и выше. Некоторые карликовые сорта прекрасно подходят для выращивания в 10-20 см горшках, другие могут использоваться в качестве наружных опорных растений, ряд видов идеально подходит для бонсай.

Размножать аралии можно отводками мягкой древесины кончиков стебля и веточек или кусочками зрелого стебля, даже без листвы Отводки следует высаживать в хорошо увлажненный грунт, важное условиехороший дренаж и влагоемкость. Процесс укоренения можно ускорить с помощью корневых гормонов.

По возможности, в период разведения, температуру почвы следует держать на уровне 21-24°C. Фактор почвы следует держать на уровне 6.0, для этого в грунт можно добавлять кальций и магний. Количество используемого доломита будет зависеть от первоначальной кислотности почвы. Удобрять растение необходимо один раз в месяц (после укоренения) соотношение элементов 3-1-2 до 2-1-2. Диапазон освещенности, обеспечивающий хороший рост и темно зеленый цвет листьев, составляет 135 – 400 люкс. Оптимальная температура для роста аралии составляет 21-29°C.

Возможные проблемы физиологии:

1) Быстрое сбрасывание старой листвы

Признаки: У старых листьев появляются признаки хлороза, затем они опадают (возможно, отсутствие признаков хлороза). Обычно происходит поздней осенью или в начале зимы, обычно причиной является резкое падение температуры до 4-12°C, использование этилена или другого токсичного топлива для обогрева оранжерей. Также сильный листопад будет наблюдаться при чрезмерном высыхании растения.

Решение: Оградите растение от низких температур. Обычно растения, после повреждений такого типа, медленно восстанавливаются. Следите за работой обогревателей, Проверьте их еще до начала сезона. Избегайте пересыхания почвы.

2) Медленный рост и потеря старой листвы.

Признаки: Часто причиной является плохое развитие корневой системы, возможно грибковое поражение и гниение корней.

Решение: При посадке используйте стерилизованную или хорошо просушенную почву. Не следует чрезмерно углублять отводок при посадке.

3) Медленное и неуверенное укоренение.

Признаки: Черенки стебля очень медленно укореняются, а процент успешно укоренившихся растений не высок.

Решение: Обеспечьте температуру корневой зоны Аралии в диапазоне 21-24°C. Желательно использовать гормональный порошок. Не стоит использовать черенки или отводки, которые долго хранились.

Герань

Герань комнатная или Пеларгония войлочная.

Уход:

Температура: 0-20 С

Освещение: достаточное, полутень

Влажность: умеренная

Полив: обильный, ограниченный зимой

Подкормка: раз в неделю жидким удобрением с поздней весны до ранней осени

Размножение: семенами, стеблевыми черенками весной

Вредители: мучнистый червец и красный паутинный клещик

Назначение: горшечная культура, в "бутылочных садах", террариуме, оранжереях

Фуксия

Семейство ослинниковых.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Бегония вечноцветущая

Уход:

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Бальзамин («огонек»)

Бальзамин султанский, или огонек, или импатиенс Impatiens sultanii Hook. (сем. бальзаминовые).

Родина - тропическая Африка. Стебель водянистый, светло-розовый, полупрозрачный, прямостоячий, высотой 40-50 см, хорошо облиственный, раскидистый, густо покрытый

супротивными листьями.

Цветет исключительно долго (июнь - октябрь).

СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Температура: Умеренная, зимой не ниже 12 °С. Для цветения зимой температура нужна не ниже 15 °С.

Освещение: Светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей нужно притенять. Для цветения зимой необходимы несколько часов прямого солнечного света ежедневно.

Полив: Обильный, почва всегда должна оставаться влажной. Зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: Время от времени листья полезно опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

Пересадка: Хорошо цветет только в том случае, когда корни заполняют горшок. При необходимости пересаживают весной.

Размножение: Стеблевыми черенками в любое время года или семенами весной.

Азалия

Семейство - вересковые. Родина - Восточная Азия, Карпаты, Кавказ.

Азалия - небольшой кустарник, зацветающий в комнате в самый разгар зимы. У азалии красивые крупные, часто махровые цветки самой разнообразной окраски: от белой до ярко - красной. Листья мелкие (длиной 5-7 см), кожистые, зеленые.

Размещение. Предпочитает светлые комнаты с ярким рассеянным светом. Летом и осенью, до заморозков, азалию желательно оставлять на свежем воздухе. Зимой азалию размещают в светлом Азалия прохладном помещении с постоянной температурой 12-15 °С. Растение с появившимися цветочными бутонами вносят в более теплое помещение (18 ° C). После завершения цветения для нового образования бутонов в следующем году растение вновь устанавливают в помещении с температурой 8 -12 ° C.

Уход. В период цветения, летом и в начале осени, необходим обильный полив, зимой - умеренный. Подкормку проводят еженедельно удобрениями, не содержащими извести. Азалия влаголюбива, поэтому ее следует часто опрыскивать или ставить на наполненный водой поддон с гравием. Пересаживать растение нужно весной каждые 2-3 года.

Размножение. Верхушечными черенками, их укореняют в перлите или крупнозернистом песке, при подогреве субстрата. Укореняется трудно.

Вредители и болезни. Основной вредитель - азалиевая тля, на выделениях которой поселяется сажистый гриб. Если почвенный ком пересушен, может появиться красный клещ.

Совет. Отцветшие цветки и побуревшие листья удаляют. Это предохраняет растение от инфекций. На месте старого цветка со временем образуется новый побег, который зацветет в следующем году.

Китайский розан

Семейство мальвовых.

Вечнозеленый кустарник, в домашних условиях от 70 до 1,2 м высотой. Довольно легко зацветает при хорошем уходе крупными, до 12 см в диаметре цветками. Цветение может быть очень обильным и долгим - с весны до осени, хотя цветки не держатся долго - около двух дней. Цветки бывают разных оттенков - оранжевые, желтые, красные, розовые или белые, а так же разной формы - простые или махровые. Есть сорта с пестрыми листьями. На лето растение лучше вынести в сад, но место должно быть защищенным от ветра и немного притемненным.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Гибискус довольно теплолюбив. Летом содержат при температуре около 20-25°С. Зимой при 15-20 °С, минимум 13°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, с небольшим количеством солнечных лучей. Зимой нужно светлое помещение. Лучшее место для гибискуса на восточном или западном окне. На южном окне понадобится притенение в самые жаркие часы дня.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой умеренный. Избегайте переувлажнения или пересушки земляного кома. Не поливайте холодной водой.

Удобрение: С апреля по август гибискус подкармливают специальными комплексными удобрениями для цветущих комнатных растений, через каждые 3 недели. Можно использовать "Радугу", "Идеал" и т.п.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивают.

Пересадка: Почва - 1 часть дерновой, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли, 1 часть песка. Пересадка в марте - апреле. Обрезают после пересадки. А летом можно неоднократно прищипывать. Посуда предпочтительна просторная. Весной растение укорачивают, и пересаживают в свежую землю.

Размножение: Стеблевыми черенками, которые лучше укоренять в июле-августе.


Конспект ООД во второй младшей группе: «Знакомство с комнатными растениями» (рассматривание растения).

Цель: Способствовать приобретению знаний о понятие комнатное растение на примере фиалки.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «комнатное растение»

Познакомить с комнатным цветком- фиалкой.

Учить детей узнавать и называть 3-4 ярких отличительных признака(шершавые, круглые листья, короткий стебель, разноцветные цветы.

Учить орбследовать объект, обозначая обследовательское действие словом: погладить, пощупать

Формировать у детей интерес к растениям.

Развивать познавательную активность, внимательность, речь, память.

Обогащать, активизировать словарь детей за счёт слов: Комнатное растение, фиалка, рыхлить, поливать, протирать, шершавый, ворсинки.

Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними(поливать, удалять пыль с листьев.)

Материалы к НОД: Кукла Даша, комнатное растение(фиалка), картинки(лист фиалки и цветущая фиалка), раскраски фиалка.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель (вносит куклу и цветок): Дети, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Ой, Даша, а что это у тебя?

Кукла: - Да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может, вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.

Основная часть:

Воспитатель : - Дашенька, ну конечно, это цветок. Это комнатное растение. Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (нет)

Почему не растут? (зима,холодно)

Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате, в тепле. И называются поэтому –комнатными. Ребята давайте повторим, как называются такие растения. Дашенька ты запомнила?

Кукла: Да, это комнатное растение.

Воспитатель: Комнатные растения маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.

Физкультминутка : дети приседают, медленно встают и тянутся вверх, изображая, как растет растение. Потом растение набирает бутончик и распускается цветок. (пальчиковое упражнение «Цветок»)

Вот бутоны,вот цветки

Распускают лепестки.

Повторить 2 раза.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - Дашенька, этот цветок называется фиалка. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется Дашин цветок.

Воспитатель: Ребята, у фиалки, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветок.

Ребята, а вы знаете, для чего растению нужен корень? Он помогает, цветку держатся в земле, а так же с помощью него цветок питается, когда на землю попадает вода, поэтому цветы надо поливать! Корень находится под землей, поэтому мы его не видим.

А это стебель, какого он цвета? На стебле растения растут листочки, какого они цвета, а формы? листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Вы можете их потрогать. Какой листик по ощущению? (шершавый)

Ребята у фиалки также есть цветочки, но они пока не цветут, но вот какие они бывают(показать картинку) они разноцветные.

Кукла:Ребята а у вас есть Комнатные растения дома? А вы за ними ухаживаете? Ой, мне тоже надо узнать, как ухаживать за цветочком, который мне подарили.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как надо ухаживать за растением? Ребята, растение нужно полевать, рыхлить почву, что бы туда попадал воздух и протирать листочки, когда на них скапливается грязь и пыль, что бы листики могли дышать, ведь растение как и мы с вами живое и растёт.

Заключительная часть:

Кукла: ой ребята, как много я узнала о комнатных растениях, только вот я забыла, как называется это растение. Ой, ребята, а что есть у растения, напомните мне. Ой, вот теперь не забуду, хотя лучше раскрасьте мне комнатное растение, что бы я точно не забыла как оно выглядит.

Воспитатель: ребята давайте раскрасим.

Кукла: спасибо ребята, до свидания.

Воспитатель: до свидания Даша, давай я тебя провожу.


Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе.

Воспитатель: Казакова Елена Леонидовна

Тема: «Уход за комнатными растениями»

Цели: Расширить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними.

Задачи:

Учить детей протирать листья влажной тряпочкой, поливать растения из лейки;

Развивать познавательную активность, речь, память;

Воспитывать интерес детей к растениям, желание ухаживать за ними.

Предварительная работа: беседа и наблюдение за комнатными растениями.

Материалы и оборудование: кукла, комнатный цветок, влажные тряпочки, таз с водой, лейки с водой, опрыскиватель.

Ход занятия:

I Вводная часть

В гости к детям приходит кукла Маша и приносит комнатное растение герань.

Маша: Здравствуйте дети! Я сегодня ходила в гости к медвежонку, и он мне подарил Цветок. Я не знаю его название. И как ухаживать за ним.

Воспитатель: ребята давайте Маше поможем, расскажем ей о ее цветочке?

Воспитатель: Что же принесла нам Маша? (Цветы)

Воспитатель: Комнатное растение – герань. Давайте поприветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы ему рады. Давайте рассмотрим цветок.

II Основная часть:

Подойди поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высоким не растет.

Воспитатель: В чем растет наш цветок? (Цветок растет в горшке, в земле.)

Воспитатель: Какой у герани стебель? (стебель у герани прямой, толстый, зеленый.)

Воспитатель: На что похожа герань, на травку или деревце? (На травку.)

Воспитатель: Что располагается на стебле? (На стебле есть веточки, листья и цветы.)

Воспитатель: Сколько веточек на стебле, много или мало? (Много.)

Воспитатель: На веточках растут листочки, какой они формы? (Круглые.)

Воспитатель: Какого цвета листочки? (Листья у герани зеленого цвета.)

Воспитатель: Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про листочки? (Они мягкие, пушистые, пахнут.)

Воспитатель: Что есть еще у герани? (Цветок.)

Воспитатель: Какого он цвета? (Красного.)

Воспитатель: У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик.

Воспитатель: Ребята, Маша предлагает вам с ней поиграть, давайте станем в кружочек и сядем на корточки.

Физкультурная минутка « На окне в горшочках»

III Заключительная часть:

Воспитатель: Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках круглые зеленые листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками - мохнатые, мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим ему попить.

Воспитатель: Ребята, а давайте Машу научим ухаживать за цветком?

Воспитатель: А теперь Маша ребята тебе покажут, как надо поливать цветочек.

Воспитатель: Артем покажи, как правильно надо разрыхлить землю. Аккуратно чтоб земля не высыпалась из горшочка. Молодец правильно.

Воспитатель: Лера покажи, как правильно надо поливать цветочек. Носик лейки прислоню к горшку, чтоб вода текла осторожно, нальем ее столько, чтоб цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды. Дети, а какой цветок поливает Лера? (Герань.)

Воспитатель: Алиса покажи Маше, как надо убрать сухие листочки с цветочка. Аккуратно чтоб не повредить цветочек. Молодец правильно.

Воспитатель: (Обращаясь к кукле) Маша, а сейчас ребята научат тебя пыль вытирать на листочках. Арсений и Зухра покажите, как нужно вытирать пыль на листочках. Молодцы каждый листочек влажной салфеточкой нужно вытирать.

Воспитатель: Лиля покажи, как цветочек опрыскать водичкой. Молодец Лиля у тебя правильно получается.

Воспитатель: Молодцы дети вы научили Машу ухаживать за цветком. Вы все правильно сделали.

Маша: Спасибо ребята, я научилась, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Этот цветок дарю вам.

Воспитатель: Ребята вы устали, а давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Ухаживаем за цветами»

Лейку мы сперва возьмем,

Ее к крану поднесем.

Кран тихонько открываем

Воду в лейку наливаем.

А потом кран закрываем

И растенья поливаем.

Все растения полили?

Ни одно не пропустили?

Влажную салфетку взяли

И листочки вытирали.

Осторожно не спешите

Пыль с листочков всю сотрите

Воспитатель: (Обращаясь к кукле) Маша, а ты знаешь, что комнатных растений очень много разных бывает. Дети тебе покажут их.

Воспитатель: ребята давайте Маше покажем, какие растения бывают. Мы поиграем в игру. Садитесь за столы у каждого есть конверт. Открываем конвертики и достаем разрезные картинки и собираем цветочки.

Воспитатель: Посмотри Маша какие цветы получились у ребят?

Маша: Сколько разных красивых цветов.

Маша: Ребята мне пора идти, мне очень у вас понравилось, вы меня научили, как надо ухаживать за цветам. Спасибо вам. Досвидания.


Растения в группе детского сада, помимо эстетической, несут и ряд воспитательно-образовательных функций. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность.

При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:

  • Растения должны быть безопасны (это было прописано в предыдущих санитарно-эпидемиологических требованиях. В нынешних СанПинах фразу о безопасности растений убрали как само собой разумеющееся). Более того, если у одного из дошкольников наблюдается на аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано.
  • В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
  • Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
  • Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
  • Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.

Конкретные задачи, виды растений, прописаны в образовательной программе. Например, в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (в дальнейшем Программа), которую выбирают в качестве приоритетной более 50% дошкольных учреждений, дано четкое описание обязанностей дошкольников и задач воспитателей в определенных возрастных группах. В своей статьей мы будем опираться именно на эту Программу.

Растения во 2-ой младшей группе

Программа предписывает:

  • Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
  • Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Пока знакомство детей с растениями происходит на простейшем уровне. Дети учатся распознавать несколько видов растений по характерным признакам (форме листьев, окраске, запаху), различать их части (стебель, листок, цветок).

Начиная с трех лет детей активно привлекают к уходу за растениями. Воспитатели наливают воду в лейки. Малыши учатся правильно держать лейки, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой.

В этом возрасте дошкольников привлекают яркие виды. Для уголка природы выбирают долго цветущие растения, такие как: герань обыкновенная, фикус, фуксия, бегония вечноцветущая, камелия, китайская роза, бальзамин. Количество видов не превышает трех-четырех.

Растения в средней группе

Программа предписывает:

  • Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и других), способами ухода за ними.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и прочее).

С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.

Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья — влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).

К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.

Растения в старшей группе

В Программе предписано:

  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема — размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.

Пять лет — этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.

Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.

Растения в подготовительной группе

Программа предписывает:

  • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
  • Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  • Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
  • Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).

Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.

В уголок добавляются растения, кардинально «противоположные» по своим потребностям: кактус и узамбарская фиалка — с одной стороны (растения, которые не нуждаются в постоянном поливе), и папирус, традесканция, примула — с другой стороны (растения, которым необходим постоянный полив).

Екатерина Сергеевна Мартынова
Проект «Комнатные растения» (вторая младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р. п. Башмаково

Проект «Комнатные растения »

во второй младшей группе

Составила воспитатель :

Мартынова Екатерина Сергеевна

р. п. Башмаково, 2017

Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – краткосрочный.

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой .

Цель проекта : Дать детям знания о комнатных растениях , правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения . Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений , наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление.

Задачи проекта :

Образовательные : Активизировать ирасширить представление о многообразии и пользе комнатных растений ; познакомить с такими комнатными растениями как : кактус, герань, бегония;учить рисовать и лепить растение в соответствии с действительностью.

Развивающие : развивать связную речь детей через составление описательных рассказов,; формировать умение вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений , наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений ;развивать эстетическое восприятие;развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность : лепку, рисование.

Воспитательные : закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать интерес друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.

Предполагаемый результат :

Владение детьми информацией :

Что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;

Что растение состоит из корня , стебля, листа, цветка;

Что растения отличаются друг от друга;

Что состояние растения зависит от ухода человека;

Участники проекта :

Дети 2-ой младшей группы ;

-педагог : Е. С. Мартынова

Родители;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1 этап проекта – проблематизация .

Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных растений , которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском саду, комнатные растения , но не задумываются о том, какую пользу они приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития растений .

2 этап – целеполагание.

Цель детей : расширить свои знания о комнатных растениях .

Предположения детей :все растения одинаковы и не требуют ухода.

Решение : узнать побольше о комнатных растениях .

Задачи :

Рассмотреть комнатные растения группы , узнать их строение.

Познакомиться с названиями некоторых растений :кактус, герань, бегония :

Узнать, какие условия необходимы для роста растений .

Научиться уходу за комнатными растениями .

3 этап – планирование деятельности.

Узнать, какие комнатные растения есть в группе .

Пополнение развивающей среды

Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки)

Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями

Изготовление «Паспорта комнатных растений »

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге , тепле, свете.

Карточки – схемы ухода за комнатным растением ;

Иллюстрации;

Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями .

Взаимодействие с родителями

Акция «Подари растение детскому саду »

Итоговое мероприятие : открытое занятие

Форма продукта : Выставка работ детей по теме проекта .

Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе : паспорт проекта с приложением , презентация.

4 этап – реализация проекта .

Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие

Чтение сказка Г. Х. Андеосен «Цветы маленькой Иды»

ФЭМП Тема : «На цветочной поляне»

Конструирование «Заборчик для сада» Рассматривание плаката «Цветы» Д\И «Где спрятался капитошка?» МВД «Здравствуй»

Экскурсия в экологическую комнату

Беседа : «Комнатные растения »

С/р игра «Магазин цветов»

ПОНЕДЕЛЬНИК Д\и «Назови ласково»

Чтение рассказа «Азалия и Белый кот»

Ознакомление с окружающим Тема : «Комнатные растения – наши друзья » Раскраски по теме Подвижная игра «Огуречик» МВД «Друг»

Беседа : «Мои зелёные друзья»

С/р игра «Дочки-матери»

Чтение стихотворения З. Александровой «Ромашки»

Д\и «Подарок для капельки»

Посадка лука в стаканы с водой и без воды Слушание муз. композиции «Вальс цветов» муз. К. Делиба

Лепка Тема : «Кактус» Подвижная игра «Посади цветы» МВД «Колокольчик»

Беседа : «Строение комнатного растения »

Акция «Подари растение детскому саду »

И. С. «Помогите Капитошке найти герань»

ВТОРНИК

Чтение рассказа «Рассказ о цветке» Д\И «Капитошка поливает цветы» Рисование Тема : «Цветы»

Д\И «Собери цветок» Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки» » МВД «Круг радости»

Беседа : «Как ухаживать за комнатным растением

Проблемная ситуация : «Почему завял цветок?»

ПЯТНИЦА Д\и «Найди такой же»

Речевое развитие «Составление рассказа по описанию комнатного растения »

Наблюдение «Зачем растение вертится » Наблюдение-рассматривание комнатных растений .

Подвижная игра «Бездомный заяц» МВД «Приветствие»

Беседа : «Чем отличаются и чем похожи животные и растения

С/р игра «День рождения»

5 этап – рефлексия.

Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.

6 этап – перспективы.

Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.

Использованная литература :

1. Гербова В. В. "Занятия по развитию речи : вторая младшая группа ", 2010г.

2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.

3. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада » 2009г.

4. Комратова Н. Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.

5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа » 2012г.

6. Воронкевич «Экологическое воспитание в детском саду»

Загрузка...