domvpavlino.ru

Мышление добавить свою цену в базу комментарий. Определение понятия мышления

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс.

Так с точки зрения гештальт-психологии основа мышления - это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения.

В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения.

С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Основные качества (свойства) мышления

Качество(свойство) мышления Содержание качества мышления
Быстрота Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
Глубина Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Комплексный характер Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления
Критичность Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны
Самостоятельность Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов
Целенаправленность Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
Широта Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности
Интуитивный характер Способность решать задачи при недостатке исходных данных
Экономичность Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то - при решении практических вопросов.

Все сомневаются в своей памяти и никто не сомневается в своей способности к суждению.

Ларошфуко

Понятие мышления

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. В подобных случаях приходится получать новое знание при помощи мышления, выстраивая систему умозаключений. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, какая температура воздуха на улице. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Кроме двух обычно фиксируемых признаков мышления (обобщенность и опосредованность) важно указать еще на две его особенности - связь мышления с действием и с речью.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Интересно, что любое предложение решить сложную задачу вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не выступают в виде внешней речи, но всегда ей предшествуют. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при всякой интеллектуальной деятельности (даже той, которая раньше считалась неречевой) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.

Виды мышления

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин кораблик.

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно-образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Процесс словесно-логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.

1-е суждение: все металлы проводят электричество. 2-е суждение: железо - это металл.

Умозаключение - железо проводит электричество.

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что "выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders", надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

■ Выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Я мою голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Следовательно, я - выдающийся человек.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката.

Педагоги стали выражать серьезное беспокойство по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, не умеющий мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой.

Советы по развитию критического мышления

■ Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.

■ В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все "плюсы" и "минусы".

■ Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.

■ Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

■ Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной информации.

Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.

Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком. Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких-либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причем это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.

Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышления — понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. В психологии мышление определяют обычно как опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью таких мыслительных операций как:

1) Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

2) Синтез - есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, -- писал С.Л.Рубинштейн, -- «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное сравнения(книга немова 1).

3) Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

4) Обобщение - выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

5) Конкретизация - выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения -- понятия -- выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных операций мышления имеются и процессы мышления. К этим процессам относятся:

1) Суждение - это высказывание, содержащее в себе определенную мысль.

2) Умозаключение - представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

3) Определение понятий - рассматривается как суждение о некотором классе предметов (явлений), выделяющее из наиболее общие признаки.

4) Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из частных посылок, а дедукция - вывод частного суждения из общей посылки. (немов книга 1)

То, что мышление совершается посредством определенной системы операций, дает первое основание рассматривать этот процесс как опосредованное отражение действительности. Вторым основанием является то, что процесс в результате мышления взрослого нормального человека всегда и обязательно осуществляется с помощью словестного отображения.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Мышление человека всегда имеет целенаправленный, произвольный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, так или иначе возникшей в нашем сознании.

Проблемы изучения мышления как психического процесса просматривается в работах Ж.Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления». Стадии сенсорно-моторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Исследование процесса формирования понятий. Концепция Л.С.Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского-Сахарова). Информационная теория когнитивного развития. Групповые формы работы, стимулирующие развитие мышления. Техника «брейнсторминга».В связи с психологическим аспектом мышления вызывают интерес так же работы отечественных и зарубежных психологов: С.Л. Рубинштейна, О. Кюльпе, В. Вундта и др. Особого внимания заслуживает работа В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс», в которой логика и психология на равных участвуют в описании и обосновании психической деятельности. Автор разработал концепцию психологии, рассматривающую психику в целом как логическую систему. Логический аспект мышления представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди последних можно выделить М. Вартофского, А. Розенблюта, Н. Винера, Д. Эшби, Л. Витгенштейна, А. Тьюринга. В отечественной литературе это: В.А. Штофф, С.И. Вавилов, Н.А. Уемов, С.И. Ладенко, В.Д. Чарушников, А.С Кармин, В.А. Лекторский, Б.В. Марков, В.А. Лефевр, С.О. Казарян и др.

О. Зельца, понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций. Мышление человека Дж. Уотсон понимал очень расширительно, отождествляя его с внутренней речью и даже средствами невербальной коммуникации. Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления:

a. простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов);

b. решение задач неновых, но редко встречающихся, так что они требуют словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи);

c. решение новых задач, которые ставят организм в тяжелое положение, требующее словесного решения до того, как будет предпринято открыто выраженное действие.

Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

Мышление, что это

Мышление - это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение - относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Процессы

Процесс мышления - это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ - это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез - это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение - это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение - это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование - это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления - это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх) . Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

Развитие (упражнения для тренировки)

Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

  • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
  • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию , способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
  • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
  • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
  • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

  • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
  • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
  • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
  • Четвёртый уровень - это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

Виды мышления

Мышление представляет наивысшую форму познавательной деятельности человека. Благодаря процессам, происходящим на подсознательном и сознательном уровнях, человек формирует понятия об окружающем мире и явлениях. Находит решения поставленных жизнью задач.

Все процессы мыслительной деятельности делятся в зависимости от целей и вариации мировоззрения. Способы мышления различны и позволяют находить выход из любой ситуации при разном подходе к решению проблемы. Основные виды мышления человека:

Критическое мышление

Используется для оценки найденных в процессе мышления решений относительно возможности их применения на практике. позволяет выбрать наиболее верный путь решения и оценить реальность его реализации.

Позитивное мышление

Представлено принятием удачи и добра. Человек, обладающий позитивным типом мышления, воспринимает всё в радужных тонах, всегда сохраняет веру в лучший исход и возможность найти выход из любой ситуации.

Абстрактное мышление

Позволяет отречься от деталей и взглянуть на ситуацию или проблему в целом. Развивать его необходимо с раннего возраста. Выраженное абстрагирование характеризует быстрота мышления и нестандартный подход.

Особенностью умения абстрагировать можно отметить способность быстро находить суть в незнакомой ситуации, за короткое время собрав всю информацию. Что позволяет находить решение в любой ситуации.

Логическое мышление

Это обработка имеющейся информации с уклоном на причинно-следственную связь. В логическом мышлении человек использует уже имеющиеся знания путем обработки их в определенной последовательности.

Итогом такого мышления будет нахождение наиболее правильного решения при определенной задаче. Оно позволяет сделать выводы, определиться с дальнейшей тактикой и найти решение в ситуации, требующей быстрых действий.

Когда нет времени и возможности всесторонне изучать предмет и детально разрабатывать тактику решения задачи, логическое мышление позволяет быстро наметить путь разрешения и начать действия незамедлительно.

Клиповое мышление

Это особенность восприятия, основанная на формировании суждения на основе коротких ярких образов, выхваченных из контекста. Люди, обладающие клиповым мышлением, способны формировать суждение на основе коротких новостей клипов или отрывков из новостей.

Присуще современному поколению молодых и позволяет быстро найти интересующую информацию, не вникая в особенности и детали. Оно характеризуется поверхностью и мало информативностью. Недостатком такого типа будет снижение концентрации внимания, неспособностью всесторонне изучать поставленную задачу.

Креативное мышление

Позволяет находить решения, не признанные обществом. Отклонение от шаблонов, неординарный подход - это его главные особенности. Благодаря отличному от ожидаемого решению, люди с креативным мышлением находятся в выигрыше при равных условиях с людьми мыслящими шаблонами.

Оно позволяет людям творческой профессии создавать что-то новое и неповторимое, а бизнесменам находить решения, казалось бы, неразрешимых задач. Люди с креативным мышлением часто имеют и поведенческие отклонения в сравнении с общим принципом.

Наглядно-образное мышление

Позволяет быстро получить результат, благодаря мгновенной обработке информации на основе зрительных образов. Образное решение формируется мысленно и доступно людям, способным создавать зрительные картины достаточно полно.

Данный вид мышления не основан на практических фактах. Тренируется с детского возраста путем запоминания предмета с последующим наиболее полным воссозданием его описания. Наглядно-образное мышление и воображение находятся в тесной связи и легко тренируются в детском возрасте в игровой и творческой деятельности.

Системное мышление

Позволяет определить связи разобщенных предметов и явлений. Все элементы находятся во взаимной связи друг с другом. Умение их познавать и воссоздавать позволяет спроецировать результат еще в начале.

Благодаря системному подходу можно определить различные направления развития событий и выбрать наиболее подходящий или определить совершенную ошибку в действиях и найти решение.

Человек, обладающий системным мышлением, способен упрощать решение задачи, изучать реальность с различных точек зрения и менять свои убеждения в процессе жизнедеятельности.

Все это позволяет приспособиться к постоянно меняющемуся окружению и выйти из любой ситуации с наименьшими потерями.

Пространственное мышление

Ориентация в пространстве возможна благодаря развитию пространственного мышления. Это способность ориентироваться на месте и воспринимать окружающее как единое целое, воссоздавая в памяти расположение объектов относительно друг друга и самого человека, независимо от точки, в которой он находится. Оно начинает формироваться в возрасте 2-3 лет и может развиваться на протяжении всей жизни.

Стратегическое мышление

Это способность индивида заранее спрогнозировать результат активности в определенном направлении (действии) не только личных, но и оппонента. Развитое стратегическое мышление позволяет просчитывать шаги противника и действовать на опережение, достигая. тем самым. высоких результатов.

Аналитическое мышление

Это способность получить максимум информации из имеющегося минимального материала посредством анализа каждой составляющей предоставленных данных. Посредством логических умозаключений человек прогнозирует разные варианты при рассмотрении вопроса с нескольких точек зрения, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

Люди, обладающие аналитическим мышлением, говорят, что они сперва все хорошо обдумают, потом сделают. Пословица «семь раз примерь, один отрежь» является руководством для людей с аналитическим складом ума.

Творческое мышление

Характеризуется умением создавать субъективно новое на основе уже существующего. Помимо получения отличного от первоначального явления или объекта творческое мышление позволяет собирать информацию путями, выходящими за рамки шаблонов, что позволяет получить решение задачи быстро и качественно. Оно относится к продуктивной группе и легко развивается в детском возрасте.

Латеральное мышление

Позволяет качественно решить задачу, исследовав объект или явления с разных сторон и под разным углом. В латеральном мышлении используется не только накопленный опыт и знания, но и интуитивные способности, иногда идущие вразрез с научными представлениями.

Опираясь на опыт и собственные чувства, человек может не просто найти выход из ситуации, но и получить удовольствие в ходе решения даже сложных задач. Как правило лица, пользующиеся латеральным мышлением, выбирают творческий подход и неординарный тип решения проблемы что позволяет добиться наивысших результатов.

Ассоциативное мышление

Это способность мозга создавать разнообразные яркие образы, связанные с предметом или явлением, что позволяет изучить условия проблемы не только на понятийном ровне, но и подключить эмоциональный фон и чувственный, сформировать собственное отношение к проблеме и наполнить различными красками.

При развитом ассоциативном мышлении человек способен связывать различные ситуации, не имеющие ничего общего с определенным предметом. Так, например, люди могут связывать какие-то события личной или общественной жизни с какой-либо мелодией или фильмом.

Благодаря этому человек способен находить нестандартные решения проблемы и создавать что-то качественно новое на основе уже существующего.

Дивергентное и конвергентное мышление

Дивергентное характеризуется способностью личности найти множество решений, имея одни исходные данные. Противоположностью является конвергентное - фокусировка на одном варианте развития события с полным отклонением возможности других вариантов решения проблемы.

Развитие дивергентного мышления позволяет подобрать множество вариантов решения проблемы, выходящих за рамки общепринятых, и выбрать наиболее оптимальный путь действий, способный быстро привести к желаемому результату при наименьшей затрате энергии и средств.

Нестандартное мышление

Позволяет находить необычный вариант решения проблемы в любой ситуации. Главная ценность такого вида мышления заключается в способности найти выход из «безвыходной ситуации» когда стандартные методы не работают.

Саногенное и патогенное мышление

Саногенное (здоровое) направленно на оздоровление, патогенное же наоборот ведет к болезням в силу своего разрушительного влияния. Патогенный вид определяется склонностью человека прокручивать негативную ситуацию множество раз спустя время, что приводит к возникновению отрицательных эмоций (гнев, обида, злость, безысходность). Лица с патогенным типом склоны винить себя в случившемся и постоянно страдать, прокручивая плохую ситуацию.

Обладатели саногенного мировоззрения способны абстрагироваться от негатива и создавать комфортный эмоциональный фон, они не зависят от стрессовых ситуаций.

Рациональное и иррациональное мышление

Представлены двумя противоположностями. Первый тип основан на строгом следовании логике и имеет четкую структуру, что позволяет находить решение большинства жизненных ситуаций.

Второй тип характеризуется обрывочными суждениями при отсутствии четкого мыслительного процесса.

Люди с иррациональным мышлением перескакивают с одного на другое, позволяя мыслям двигаться хаотично. Рационально мыслящий человек всегда всё тщательно обдумывает, выбирает наиболее логически выверенный путь решения проблемы. Иррационалисты же напротив полагаются на чувства и эмоции.

Понятийное мышление

Формируется у детей школьного возраста и заключается в формировании неких истин, не требующих доказательств. Понятийное мышление исключает возможность рассмотрения предмета или явления под разными углами в силу формирования определенного клише. Оно исключает инакомыслие и творческий подход в решении проблемы.

Научное мышление

Представляет собой стремление к познанию сути предмета или первопричины явления. Характеризуется системностью, требует сбора доказательной базы и носит объективный характер. Его преимущество в способности изучать процессы окружающего мира и использовать полученный результат во благо общества или себя.

Стереотипное мышление

Представлено склонностью оценки событий и явлений по общепринятым стандартам без включения логики или творчества. Оно позволяет социализироваться, однако убивает в человеке индивидуальность и делает его не только предсказуемым, но и легко внушаемым.

Развитие мышления и воображения - это главный метод борьбы со стереотипностью и формирования способности самостоятельно решать задачи и находить выход из ситуаций. Снижает эффективность процесса из-за неумения действовать в ситуациях, не описанных в инструкции.

Когнитивное мышление

Характеризуется высоким уровнем развития всех видов процессов мыслительной деятельности что позволяет собрать и проанализировать информацию, оценить все под различным углом, применить логический подход и при этом действовать интуитивно и на основании эмоций.

Такой тип мышления позволяет решать множество задач, используя наиболее эффективный метод при учете всех факторов ситуации (или явления) в соответствии с зависимыми и независимыми развитиями событий.

Загрузка...