domvpavlino.ru

Многоликость философии и ее специфические черты. Основной вопрос философии. Форма познания мира

В.А. Апрелева

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ

ББК 87.66

Рецензенты:

К.Н.Любутин

доктор философских наук, профессор Б.В.Емельянов

Апрелева В.А.

А 771 Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

Учебное пособие по философии включает содержание лекций, семинарских занятий, сборник практических упражнений по философии и вопросы для повторения. Автор рассматривает основные исторические типы философии, концепции и школы, основные проблемы философии, ее роль в жизни человека и общества.

ББК 87.66

© В.А. Апрелева, 2006

© Пайдейя, 2006

Введение. Что такое философия?.. 8

1. Основные черты философского знания. 8

2. Мировоззрение и его структура.. 16

3. Предназначение философии. Ее смысл и функции.. 20

Семинарское занятие на тему: Что такое философия?. 21

Литература для самостоятельного чтения: 21

Темы рефератов: 22

Вопросы и упражнения: 23

Часть первая. Исторические типы философии и философствования.. 26

Глава I. Древнегреческая философия.. 27

1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.) 28

2. Элейская школа: Гераклит (V в. до н.э.) 31

3. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.) 34

4. Философия Сократа.. 42

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.) 48

6. Философия эпохи эллинизма.. 62

Семинарское занятие на тему: Античная философия. 68

Литература для самостоятельного чтения: 68

Темы рефератов: 69

Вопросы и упражнения: 69

Глава II. Средневековая философия.. 90

1. Характерные черты средневековой философии.. 90

2. Раннехристианская философия: Августин Блаженный.. 94

3. Фома Аквинский.. 98

Семинарское занятие на тему: Философия Средневековья. 101

Литература для самостоятельного чтения: 101

Темы рефератов: 102

Тексты для анализа: 102

Глава III. Философия эпохи Возрождения.. 109

1. О хронологии Ренессанса и его месте в истории философии.. 109

2. Пантеизм и неоплатонизм эпохи Возрождения. 113

3. Проблема человека.. 118

4. Философия красоты и творчества Возрождения. 119

5. Противоречивость философско-эстетических устремлений идеала Ренессанса и причины его кризиса 125

Глава IV. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 129

1. Характерные черты философии Нового времени.. 129

2. Ф.Бэкон: Разработка индуктивного метода.. 133

3. Философия Декарта.. 137

4. Философия Спинозы.. 141

5. Лейбниц и его монадология. 144

Семинарское занятие на тему: Философия Нового времени.. 145

Литература для самостоятельного чтения: 145

Темы рефератов: 146

Вопросы и упражнения: 146

Практические задания: 147

Глава V. Немецкая классическая философия.. 149

1. Философия И.Канта: понимание человека и его отношение к миру.. 150

2. Основные идеи в системе трансцендентального идеализма Ф.В.Й.Шеллинга.. 164

3. Философский метод и система Г.В.Ф. Гегеля. 178

Философская система Гегеля. 192

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.. 205

Семинарское занятие на тему: Немецкая классическая философия. 208

Литература для самостоятельного чтения: 208

Темы рефератов: 209

Практические задания и вопросы: 209

Тексты для анализа: 211

Глава VI. Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв. 222

1. Славянофилы и западники.. 222

2. Философия всеединства В.С.Соловьева.. 224

3. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.. 229

4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии.. 233

5. Смысл духовности в философии серебряного века.. 257

Семинарское занятие на тему: Основные идеи русской философии XIX-XX вв. 280

Вопросы для самопроверки: 280

Литература для самостоятельного чтения: 281

Темы рефератов: 283

Вопросы и упражнения: 284

Глава VII. Основные направления постклассической философии.. 285

1. Прагматизм.. 285

2. Иррационализм.. 287

3. Неотомизм.. 310

4. Аналитическая философия: Л.Витгенштейн.. 312

Семинарское занятие на тему: Основные направления современной западной философии 314

Литература для самостоятельного чтения: 314

Темы рефератов: 315

Вопросы и упражнения: 315

Тексты для анализа: 316

Часть II. Основные проблемы философии.. 323

Глава I. Онтология.. 323

1. Бытие. 323

2. Учение о материи.. 331

3. Движение. 334

4. Пространство и время. 336

Семинарское занятие на тему: Философское учение о бытии. 339

Литература для самостоятельного чтения: 340

Темы рефератов: 342

Вопросы и упражнения: 342

Тексты для анализа: 343

Глава II. Проблемы онтологии культуры... 352

1. Язык - дом бытия. 352

2. Выражение граней бытия в художественном времени.. 362

3. Пространствопонимание как условие бытия культуры.. 372

4. Универсальные связи бытия. 389

ГЛАВА III. Сознание.. 393

1. Общее понятие о сознании.. 393

2. Развитие форм отражения - предпосылка сознания. 395

3. Структура сознания. 396

4. Парадигмы сознания в истории философии.. 398

Семинарское занятие на тему: Сознание как философский феномен. 410

Литература для самостоятельного чтения: 411

Темы рефератов: 412

Вопросы и упражнения: 413

Тексты для анализа: 413

Глава IV. Теория познания.. 431

1. Мир знания. 431

2. Возможность познания. 432

3. Практика - основа познания и цель познания. 433

4. Чувственное и рациональное познание. 435

5. Истина.. 437

6. Абсолютная и относительная истина.. 440

7. Проблема истины в творчестве. 442

Схемы.. 456

Семинарское занятие на тему: Основные проблемы гносеологии. 460

Литература для самостоятельного чтения: 460

Темы рефератов: 461

Вопросы и упражнения: 461

Глава V. Научное познание, его основные приемы и методы... 463

1. Наука как система знаний и вид духовного производства.. 463

2. Приемы и методы научного мышления. 473

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 479

Семинарское занятие на тему: Научное познание и его специфика. 492

Вопросы для самопроверки: 492

Литература для самостоятельного чтения: 493

Темы рефератов: 495

Вопросы и упражнения: 495

Глава VI. Развитие мира и его законы... 496

1. Исторические формы диалектики.. 496

3. Законы и принципы диалектики.. 507

Семинарское занятие на тему: Развитие мира и его законы.. 522

Литература для самостоятельного чтения: 522

Темы рефератов: 523

Вопросы и упражнения: 523

Глава VII. Проблемы человека в философии.. 525

1. Философская антропология. 526

2. Человек, индивид, личность. 534

3.Свобода личности и ответственность. 539

4. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека. Смысл жизни.. 544

Семинарское занятие на тему: Проблемы человека в философии. 550

Литература для самостоятельного чтения: 550

Темы рефератов: 552

Вопросы и упражнения: 552

Тексты для анализа: 552

Глава VIII. Мир человека в мире искусства.. 567

1. Русская музыка и идеи экзистенциализма в культуре ХХ века.. 567

2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века” 587

Вопросы для самопроверки: 609

Вопросы для повторения.. 611


Введение.
Что такое философия?

Основные черты философского знания

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии.

Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов.

Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант).

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (К.Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1950)

Интеллектуальная и духовная элита ценит философов за их способность думать о великом, вечном, обращаться к запредельному, постигать глубины смысла. У людей с обыденным, «здравым» сознанием подобное стремление вызывает отнюдь не восхищение, а категорическое неприятие, непонимание, отторжение. Для них философия – нечто абстрактное и бесполезное (ведь знание метафизики рублями не обогащает), а также сомнительное, ибо отнимает простые удовольствия жизни, разрушает привычный уклад, привычное – в поверхностности – понимание счастья, ценностей, утилитарное осмысление себя и своего места в мире.

Это противоречивое отношение к философии целиком, и в усиленной форме переносится на ее носителей – философов, и так было всегда, со времен Гераклита и Демокрита, Сократа и Платона. Философ строит свою жизнь в состоянии перманентной битвы за свое право быть собой, не таким как все, за право транслировать свое инобытие людям, поэтому пространство, которое создается и формируется вокруг философа, столь же неординарно и неоднозначно. С одной стороны, оно призвано стать неким центром духовности, становления и совершенствования; с другой стороны, пространству философа свойственны элитарность, обособленность и крайняя степень ответственности. Важнейшими специфическими чертами этого пространства являются персонализм, рефлексивность, предельность, метафизичность, скептицизм, антропологизм, экзистенциальность, вопрошание.

Персонализм здесь понимается как самодостаточность, личностность, самоопределенность. Под рефлексивностью полагаются мета-мыслительные движения, работающие с внутренним миром человека в его упорядоченности и гармонизации миром божественным. Предельность предполагает максимально общий, теоретический, абстрактный характер аналитического, логического, дискурсивного мышления. Метафизичность – его сущностную, духовную укорененность. Скептицизм рассматривается как принцип действенного, оперативного сомнения, вне которого нет выходов к новым горизонтам познания. Антропологизм есть центрирование всей философской проблематики сквозь призму человеческой реальности. Экзистенциальность осознается как переживание, врастание в разрешаемые проблемы всей целостностью человеческого существования в ее глубинно-эмоциональной окрашенности предельными состояниями. Вопрошание есть средство смыслопорождения и оформления собственных философских, мировоззренческих позиций. При этом проект развития личности реализуется в познании посредством философии, посредством занятий философией.

По-прежнему не стихает дискуссия относительно того, к какому роду культурных явлений отнести философию. Этот спор, по существу, сконцентрировался вокруг вопроса о том, является ли философия наукой или она есть нечто, качественно отличное от научного познания мира? Острота этого вопроса такова, что, по сути, равносильна вопросу жизни и смерти для самой философии.

Если признать философию наукой, то она утратит свое культурное своеобразие и станет в один ряд с позитивным научным знанием. Если, с другой стороны, противопоставлять философию и науку, то мы рискуем представить первую как нечто, лишенное логической строгости и обоснованности, достоверности и общезначимости. Таким образом, в первом случае философия перестает быть сама собой, а во втором - как бы теряет свою значительность, что также равнозначно вынесению ей смертного приговора. Для того чтобы достойно выйти из этой проблемной ситуации и дать достоверное обоснование статуса философии, необходимо хотя бы мельком взглянуть на то, в каких модификациях она существовала.

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости. Так, например, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где царствует величественный персонаж - Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики усилиями Сенеки и Марка Аврелия превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, конституировалась как служанка богословия, а в Новое время эталоном философского знания стала наука. Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Ф.М. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе). Она может иметь форму систематизированного знания и представать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (именно так писали свои произведения Ф. Ницше, В.В. Розанов). Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка... Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии , ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского (1881-1962) «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации».

Так, в античной философии такое единство было выражено в архе. Архе, как начало нематериальное, сверхчувственное, духовное не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре такой первоосновой признается дхарма, в китайской – дао, в христианской – Логос. Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, Гегелем понималась в качестве абсолютной идеи, А.Шопенгауэром – мировой воли. Вл.Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу, в XX столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию.

Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Вторая задача философии заключена в создании мировоззренческой основы конкретного типа культуры. В этом смысле, философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы стадии глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия. Именно философия предстает как способ теоретического осмысления основ жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала «на задворках» Европы, не имея централизованного государства. Именно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней.

Можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку.

Третья важнейшая задача философии – выполнение интегрирующей роли в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Мировоззрение – это система убеждений, сознательных представлений о мире в целом и о себе, как части этого целого. Чем более последовательны, определенны, устойчивы, стройны убеждения человека, тем более яркой и значительной личностью он предстает в обществе. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слажены между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. Философия – это способ созидания, в первую очередь, самого человека в процессе его соотношения с самим собой и окружающим миром, в его полагании себя и мира. Человек является подлинным ядром всех философских проблем, потаенной сердцевиной всех философских вопросов, центром, стягивающим в целостность всякое философствование и всякую философскую систему. А все философские вопросы и проблемы при этом есть не более, чем модусы человеческого бытия, как источника философского вопрошания.

В глобальном смысле философия - это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область - философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача - обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание - это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии - это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии - это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание - важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том,

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, - это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика - это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии.
Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов.
Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант).
В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.
Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (К.Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1950)
Интеллектуальная и духовная элита ценит философов за их способность думать о великом, вечном, обращаться к запредельному, постигать глубины смысла. У людей с обыденным, «здравым» сознанием подобное стремление вызывает отнюдь не восхищение, а категорическое неприятие, непонимание, отторжение. Для них философия – нечто абстрактное и бесполезное (ведь знание метафизики рублями не обогащает), а также сомнительное, ибо отнимает простые удовольствия жизни, разрушает привычный уклад, привычное – в поверхностности – понимание счастья, ценностей, утилитарное осмысление себя и своего места в мире.
Это противоречивое отношение к философии целиком, и в усиленной форме переносится на ее носителей – философов, и так было всегда, со времен Гераклита и Демокрита, Сократа и Платона. Философ строит свою жизнь в состоянии перманентной битвы за свое право быть собой, не таким как все, за право транслировать свое инобытие людям, поэтому пространство, которое создается и формируется вокруг философа, столь же неординарно и неоднозначно. С одной стороны, оно призвано стать неким центром духовности, становления и совершенствования; с другой стороны, пространству философа свойственны элитарность, обособленность и крайняя степень ответственности. Важнейшими специфическими чертами этого пространства являются персонализм, рефлексивность, предельность, метафизичность, скептицизм, антропологизм, экзистенциальность, вопрошание.
Персонализм здесь понимается как самодостаточность, личностность, самоопределенность. Под рефлексивностью полагаются мета-мыслительные движения, работающие с внутренним миром человека в его упорядоченности и гармонизации миром божественным. Предельность предполагает максимально общий, теоретический, абстрактный характер аналитического, логического, дискурсивного мышления. Метафизичность – его сущностную, духовную укорененность. Скептицизм рассматривается как принцип действенного, оперативного сомнения, вне которого нет выходов к новым горизонтам познания. Антропологизм есть центрирование всей философской проблематики сквозь призму человеческой реальности. Экзисте н циальность осознается как переживание, врастание в разрешаемые проблемы всей целостностью человеческого существования в ее глубинно-эмоциональной окрашенности предельными состояниями. Вопрошание есть средство смыслопорождения и оформления собственных философских, мировоззренческих позиций. При этом проект развития личности реализуется в познании посредством философии, посредством занятий философией.
По-прежнему не стихает дискуссия относительно того, к какому роду культурных явлений отнести философию. Этот спор, по существу, сконцентрировался вокруг вопроса о том, является ли философия наукой или она есть нечто, качественно отличное от научного познания мира? Острота этого вопроса такова, что, по сути, равносильна вопросу жизни и смерти для самой философии.
Если признать философию наукой, то она утратит свое культурное своеобразие и станет в один ряд с позитивным научным знанием. Если, с другой стороны, противопоставлять философию и науку, то мы рискуем представить первую как нечто, лишенное логической строгости и обоснованности, достоверности и общезначимости. Таким образом, в первом случае философия перестает быть сама собой, а во втором - как бы теряет свою значительность, что также равнозначно вынесению ей смертного приговора. Для того чтобы достойно выйти из этой проблемной ситуации и дать достоверное обоснование статуса философии, необходимо хотя бы мельком взглянуть на то, в каких модификациях она существовала.
Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости. Так, например, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где царствует величественный персонаж - Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики усилиями Сенеки и Марка Аврелия превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, конституировалась как служанка богословия, а в Новое время эталоном философского знания стала наука. Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Ф.М. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе). Она может иметь форму систематизированного знания и представать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (именно так писали свои произведения Ф. Ницше, В.В. Розанов). Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка... Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.
Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии , ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского (1881-1962) «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации».
Так, в античной философии такое единство было выражено в архе. Архе, как начало нематериальное, сверхчувственное, духовное не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре такой первоосновой признается дхарма, в китайской – дао, в христианской – Логос. Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, Гегелем понималась в качестве абсолютной идеи, А.Шопенгауэром – мировой воли. Вл.Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу, в XX столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию.
Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Вторая задача философии заключена в создании мировоззренческой основы конкретного типа культуры. В этом смысле, философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы стадии глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия. Именно философия предстает как способ теоретического осмысления основ жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала «на задворках» Европы, не имея централизованного государства. Именно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней.
Можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку.
Третья важнейшая задача философии – выполнение интегрирующей роли в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Мировоззрение – это система убеждений, сознательных представлений о мире в целом и о себе, как части этого целого. Чем более последовательны, определенны, устойчивы, стройны убеждения человека, тем более яркой и значительной личностью он предстает в обществе. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слажены между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. Философия – это способ созидания, в первую очередь, самого человека в процессе его соотношения с самим собой и окружающим миром, в его полагании себя и мира. Человек является подлинным ядром всех философских проблем, потаенной сердцевиной всех философских вопросов, центром, стягивающим в целостность всякое философствование и всякую философскую систему. А все философские вопросы и проблемы при этом есть не более, чем модусы человеческого бытия, как источника философского вопрошания.
В аспектах поставленной проблемы уместной представляется постановка вопроса о роли и месте философии в человеческой жизни, о том, кому, зачем, какая, каким образом нужна философия, и что она может дать человеку вне зависимости от того, является ли он философом «по диплому». Центральной проблемой при этом полагается идея необходимости и возможности возвращения философии к человеку, придания ей в этом ключе личностной значимости и функциональности, отыскания форм и средств такого возвращения. В этой связи необходим хотя бы набросок адекватного этой идее образа философии и указание места ее участия в человеческой жизни. Необходим такой подход к философии, при реализации которого станет возможным ее превращение в источник и инструмент человеческого самообразования, само-становления, само-развития, само-совершенствования.
Приобщение к миру философии дает человеку возможности выхода на уровень духовного бытия; обрести и сохранить себя в своей подлинной самости; проектировать свою личность и строить ее по этому проекту. Если обобщить предметную область философии, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, философия рассматривает человека как субъект познания.
Во-вторых, философия рассматривает проблему понимания (герменевтика) как одну из центральных проблем теории познания – как проблему соотношения «я» с другими «я».
В-третьих, философия направлена на то, чтобы освободить человеческий ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира.
В-четвертых, философия призвана установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений; то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия.
В-пятых, философия решает вопрос о формах отражения человеком, как субъектом познания мира объектов, о способах установления правильности, истинности этого отражения и познания.
В-шестых, философия призвана раскрыть существенную связь между человеческим существованием и фундаментальными характеристиками Вселенной. При этом, философское познание сложно и не прогрессивно. Ведь, едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.
Достоверность, которая может быть приобретенавфилософии, не являетсянаучной, одинаковойдля всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущностьчеловека. "Там, где пробуждается человек, преждедругих наук выступаетфилософия" (K.Jaspers. Einfuhrunq in die Philosophiе, 1950)

Русская философия — органичная и важная часть мировой философии. Еще более важно то, что она — неотъемлемый компонент отечественной культуры, лежащий в основе мировоззрения нашего общества, во многом определяющий настоящее и будущее России.

Источники русской философии

Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов.

Прежде всего в качестве важного условия формирования русской философской мысли необходимо назвать становление государственности Руси, а затем и России, как важнейший исторический процесс. Он требовал глубокого осмысления роли и места русского общества в системе транснациональных, транссоциальных отношений в каждый из периодов его развития. Усложнение структуры общества, его внутренних и внешних связей, рост самосознания необходимо связаны со своеобразной «кристаллизацией» мировоззренческих взглядов русских мыслителей. Философские обобщения в различных сферах общественной деятельности были необходимы и естественны. Поэтому важным источником русской философии стало само развитие русского общества .

Другим источником русской философии является православие . Оно формировало важные духовные связи русской философской мысли с мировоззренческими системами остального христианского мира. С другой стороны, оно способствовало проявлению специфики русской ментальности по сравнению с Западной Европой, Востоком.

В формировании русской философской мысли существенную роль сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов. Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.

Большое влияние на русскую философию оказала византийская философия, которая имеет много общего с и одновременно не тождественна ему.

Кроме того, большое значение имеет влияние на русское самых различных культур, которые в ходе исторического процесса так или иначе вступали во взаимодействие с развивающимся русским обществом.

Немалую роль в формировании отечественной философии, ее особенностей сыграла и сложность исторического развития нашего Отечества, нелегкий опыт народов страны, переживших за многие сотни лет немало потрясений и побед, прошедших через многие испытания и обретших заслуженную славу. Имеют значение такие черты русского народа, как жертвенность, пассионарность, стремление к бесконфликтности и многое другое.

Наконец, важным условием формирования и развития русской философии стоит считать высокие результаты творческой активности представителен нашего народа в политике и военном деле, в искусстве и науке, в освоении новых земель и многих других областях человеческой деятельности.

Особенности русской философии

Названные источники и характер эволюции российского социума обусловили особенности русской философии. Известнейший исследователь в области истории русской философии В.В. Зеньковский (1881 — 1962) считал особенностью русской философии то, что вопросы познания в ней отодвигались «на второй план». По его мнению, русской философии свойствен онтологизм вообще и в том числе при рассмотрении вопросов теории познания. Но это означает не преобладание «реальности» над познанием, а внутреннюю включенность познания в отношение к миру. Другими словами, в ходе развития русской философской мысли вопрос о том, что есть бытие, оказывался в центре внимания чаше, чем вопрос о том, как возможно познание этого бытия. Но, с другой стороны, вопросы гносеологии очень часто становились неотъемлемой составной частью вопроса о сущности бытия.

Другая важная черта русской философии — антропоцентризм. Большая часть вопросов, решаемых русской философией на всем протяжении ее истории, рассматривается через призму проблем человека. В.В. Зеньковский считал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили все русские философы.

С антропологизмом тесно связаны и некоторые другие черты русской философии. Среди них — склонность русских мыслителей к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. В.В. Зеньковский называет это «панморализмом». Также многими исследователями отмечается неизменный акцент на со циальных проблемах. В связи с этим отечественную философию называют историософичной.

Этапы русской философии

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности . Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается начато формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (т.е. после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного отечественная наука — XVIII в.), и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии». Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа :

  • зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
  • формирование и становление русской философской мысли (XVIII-XIX вв.);
  • развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).

Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

Загрузка...