domvpavlino.ru

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

Игра «Шаги истории» разработана для проверки знаний учащихся 7-9 классов по истории России. Рассчитан на 40 - 45 минут.

Задания разработаны на на основе учебников История России для 7-9 классов (авторы Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина).

Целевая аудитория: 7- 9 класс

г. Красновишерска Пермского края

Мероприятие «Шаги истории»

1.Усилить интерес к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью.

2.Сочетать различные составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся.

3.Развивать познавательный интерес, любознательность учащихся.

4.Развивать взаимодействие между учащимися разных классов школы.

5.Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

6.Прививать детям любовь к русским традициям.

7.Развивать у детей умение различать и понимать названия традиционных праздников.

В игре принимают участие учащиеся 7- 9-х классов.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день участники интеллектуальной игры «Шаги истории».

Представление жюри.

Участвуют три команды 7. 8, 9 классы.

1 задание:

Каждая команда составляет себе название из слогов (выдаются конверты):

«Как мы лодку назовем, так она и поплывешь»

1. Муш ке тё ры Ра ду га

2. Друж ба Со кол

3. Прог ресс Ли - дер

После того, как будут выбраны названия, команды выбирают себе девиз

Выбрать девиз команде.

«Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

«Один за всех Все за одного» ,

«Быть выше всех»

«Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!»

«Ни шагу назад,

Ни сколько на месте,

А только вперед

И только все вместе».

Девиз: «Если быть, то быть лучшими!»

1 задание Приветствие команд. Слайд 2

Ведущий: Продолжаем!

Соотнести несколько понятий: (на доске)

Каждый класс по 1 человеку:

Вчера Будущее

Сегодня Прошлое

Завтра Настоящее

Ведущий: Мы с вами отправляемся в прошлое, сегодня мы узнаем новое, повторим и закрепим то, что знаем.

2 задание «Зоркий историк» Слайд 3

Что стояло (лежало) на столах? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Миски, самовар, стеклянные бокалы, горшки, вилки, ножи, салфетки, ложки.

Что ели в древности? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Пироги, картофель, щи, кисель, чай, плов, квас, огурцы, репу, виноград, грибы, мед, курагу, капусту, молоко, хлеб, кофе.

Какие напитки готовили в Древней Руси? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Соки, мед, квас.

3 задание «Историческое лото» Слайд 4

Год открытия в Красновишерске мемориала В. Шаламову.

Год образования города Красновишерска.

Дата образования «Вишерского» государственного природного заповедника.

Год основания нашей школы (Вспомогательной школы-интернат)

День Победы

День Снятия Блокады Ленинграда

4 задание «Предметы старины» Слайд 5-11

1.Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья. (Оберег)

2.Небольшой узкогорлый сосуд с одним, двумя или тремя носиками, подвешивался на цепи. (Рукомой)

3.Инструмент, важный в хозяйстве, иногда украшался резьбой, гравировкой, росписью? (Нож)

5 задание Выбери сам Слайд 12

1. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

2. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

3. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

4. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

5. Объясните выражение «закатав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закатав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

6.Слиток серебра весом около 200 грамм. (Гривна.)

7. Верхняя одежда без пуговиц? (Армяк)

8. Представитель своего народа в другом государстве? (Посол)

9. Какие цари и сейчас находятся в Кремле? Ответ: Пушка и колокол.

10. Какой русский правитель велел казнить слона?

(Иван Грозный, так как слон не встал перед ним на колени)

6 задание «Эрудицион» Слайд 13

1.Металлическое или деревянное приспособление. В свадебном обряде перед началом сватовства этот предмет связывали с поленом. (Кочерга)

2.Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (Супруги)

3.Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол)

4.В старину на Руси это называли «мыльня». А теперь? (Баня)

5.Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил

(Традиция)

6.Древнейшее ручное орудие труда. Брат брата трет, белая кровь течет.

«Правители» (Жернова)

7 задание «Правители» Слайд 20

Эта правительница отомстила за своего мужа

Эта женщина - императрица, родом из Германии

Первая женщина - космонавт

8 задание Вопросы для обсуждения» Слайд 21-24

1.В Древней Руси в этом случае считалось, что замужняя женщина может принести вред окружающим. Что это за случай? «простоволосой»

2. Соляной бунт разгорелся из-за соли, чумной - из-за чумы: А этот начался в 1662 году из-за выпуска новых денег. Медный бунт

3. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из класса, наградите ведущего одной из высших наград того времени. Назвать его по имени-отчеству

9 задание «Старинная одежда» Слайд 25

Найдите слова относящиеся к стариной одежде:

На Руси исподняя одежда называлась зипуном.

К исподнему относятся и порты или штаны, шитые из полотна. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились.

Рубашки в старину назывались сорочками.

Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги.

Данную презентацию можно использовать для проведения урока мужества в средних и старших классах. Материал содержит подборку карикатур военных лет, посвященных Сталинградской битве.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 7 класса. Подходит для любого УМК по истории 7 класса.В методической разработке 6 тем. В каждой из тем вопросы с разным уровнем сложности. Побеждает команда (или участник), набравший к концу игры большее количество баллов.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: используя исторический материал к 100-летию революций в России, продолжить работу по воспитанию уважения к Отечеству и его историю.

  • Личностная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать и положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализируя их;
  • Метапредметная: развитие способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи:
  • Предметная: актуализация предметных знаний по истории революций; расширение и углубления этих знаний.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка посвящена исследовательской работе школьников. Но она ставит широкий круг задач кроме исследования: приобщения школьников к посещению музеев, умению видеть картину, работать с нею. Экскурсия посвящена русскому искусству, это тема по истории, которую школьники изучают по программе. В экскурсии достигается задача: увлечь учеников живописью, научить прочитывать картины, понимать символы искусства. Экскурсия разработана в соответствии с историко-культурным стандартом.

Возможно ли возрождение фашизма в нашей стране сегодня? Каковы причины такого явления в Европе, в России после того, как наш народ совершил такой подвиг, и освободил мир от нацизма и фашизма?

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей творится зло. Методическая разработка может помочь учителю в воспитании школьника в противостоянии идеям фашизма. Материал разработки можно использовать для проведения урока по вопросам культуры советского общества в 60-80-х годах ХХ века в 11 классе.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цель мероприятия: показать школьникам героизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны. Мероприятие предназначено для учащихся 6-10 классов.

Разработку можно использовать не только для проведения общешкольного мероприятия, но и для классного часа.

Целевая аудитория: для учителя

Викторина разработана как элемент интегрированного урока истории и физической культуры и составлена по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?» Презентация содержит гиперссылки и анимацию. Каждое действие в отдельном слайде осуществляется по щелчку мыши. При правильном ответе на вопрос теста осуществляется переход к следующему вопросу. При ответе на вопросы, если ответ дан неверно, есть возможность второй попытки. Такая возможность отсутствует при ошибочном ответе на вопросы с «несгораемой суммой баллов».

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация рассказывает об истории создания ПЕРВОГО памятника в истории России. Этот памятник, сооружённый в 18 веке по велению императрицы Екатерины второй, более известен как Медный всадник и посвящён императору Петру 1. Учащиеся узнают интересные факты об истории этого знаменитого на весь мир памятника, а также легенды и мифы о нём. Закрепить материал помогут вопросы и задания. Презентацию можно использовать не только на уроках по истории и культуре Санкт - Петербурга, но и при изучении истории России 18 века.

Пояснительная записка

Тип мероприятия : деловая игра.

Цель мероприятия: способствовать развитию интереса учащихся к истории, привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувство национальной гордости и патриотизма, в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому периоду.

Примечание: отдельные задания данного мероприятия могут быть использованы и на уроках в различных его структурных элементах.

Задачи мероприятия :формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.
  2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
  3. Коммуникативные - взаимодействовать в команде, организовывать работу в команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны.

Предметные УУД - освоение содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках».

Межпредметные и межкурсовые связи : работа с литературным источником «Слово о полку Игореве» (+литература), работа с картой (+география), работа с классмейтами (+информатика).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия:

1) мультфильм «Песнь о вещем Олеге» по материалам Интернет-ресурсов

2) материалы сайта «Методическая копилка» http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm

3) электронное приложение в составе используемого УМК (см. станция «Интерактивная»)

4) «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. - Москва, ДРОФА, 2000 год;

5) атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Москва, издательство «ДИК» ДРОФА, 2013 год.

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классмейты (см. задания по станциям), набор карточек с заданиями.

Использование информационно-коммуникативных технологий: показ мультфильма, работа с классмейтами.

Планируемые результаты (формируемые компетентности):

Активизация интереса к истории;

Высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

Формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты правления правителей отечественной истории; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с исторической картой; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Деловая игра

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Команды могут состоять из любого количества человек, возглавляет команду капитан.

Мероприятие удобнее проводить либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также 7 столов (шесть столов - это станции, седьмой стол - для членов жюри). Каждая станция имеет своё название - «Литературная», «Что? Где? Когда?», «Географическая», «Интерактивная», «Хронологическая», «Исторический калейдоскоп».

Команды поочередно перемещаются по всем станциям (в произвольном порядке) и выполняют задания, соответствующие названию данной станции. Задание станции «Исторический калейдоскоп» требует больших временных затрат и одновременного присутствия представителей всех команд, поэтому по 3 человека от каждой команды в начале перемещения по станциям сразу же приступают к работе на этой станции.

Баллы команд, набранные ими на каждой станции, вносятся в путевой лист (см. Приложение) команды (он выдаётся командам в начале игры и сдаётся в жюри в конце игры). В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников желательно привлекать учащихся старших классов.

Кроме перемещения по станциям, игра предполагает и представление команд (название, девиз, эмблема). Команда-победитель определяется по совокупным результатам всей игры, а также по времени, затраченному на прохождение всех станций.

Порядок проведения мероприятия:

1) представление команд;

2) просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»;

3) перемещение по станциям;

4) подведение итогов и награждение победителей.

Представление команд

Каждая команда в произвольной форме представляет название, девиз, эмблему, которые оцениваются по пятибалльной шкале.

Просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»

Фильм демонстрируется всем участникам игры. Перед просмотром ведущие акцентируют внимание зрителей на том, что после его просмотра команды получат задание, основанное на содержании поэмы А.С. Пушкина.

Перемещение по станциям

Станция «Литературная»

Задание - командам предлагается по 3 карточки с отрывком поэмы, часть слов которой выделена жирным шрифтом; участникам необходимо объяснить значение этих слов. При оценивании ответов учитывается правильность трактовки терминов, а также скорость выполнения задания.

Песнь о Вещем Олеге Александр Сергеевич Пушкин

1. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2 . Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
3. «Скажи мне, кудесник , любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
4. «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда :
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
6. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ , и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
7. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю .
И холод и сеча ему ничего
Но примешь ты смерть от коня своего».
8. Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
9. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други , возьмите коня!
10. Покройте попоной , мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
11 . Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
12 . «А где мой товарищ? - промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый ?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу : на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
13. Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник , ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
14. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости ,
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
15. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне , уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
16. Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
17. Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились он.

Станция «Что? Где? Когда?»

Задание - каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек и отвечает на вопросы. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

1. Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальных людей, другая - из «молодших»- отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь? (О дружине - отборном княжеском войске).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь)

3. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)

4. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»?
(Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню)
5. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»?
(Это было время сожжения деревьев и удобрения земли)
6. Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля)

7. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства)
8. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий)
9. Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. (Олег)
10. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
11. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? (Род)
12. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян)

13. В каком веке (году) отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20 веке, в 1998 году)

Станция «Географическая»

Задание - команды «вытягивают» одну карточку, на которой указан номер страницы атласа, по карте которого (используя легенду и условные обозначения) необходимо составить рассказ по определенной теме. Ответ/рассказ команды оценивается по пятибалльной шкале.

номер страницы - название карты/рассказа

стр. 6 - «Образование Древнерусского государства»

стр. 8 - «Походы князя Игоря»

стр. 9 - «Походы князя Святослава»

стр. 11 - «Походы киевских князей в конце X - первой половине XI века»

Станция «Интерактивная»

Задание - команды «вытягивают» карточки с номером, указывающим на задание электронного приложения к главе «Древняя Русь», и выполняют их с помощью классмейтов. Баллы команде выставляются, исходя из системы оценивания, предусмотренной электронным пособием.

Станция «Хронологическая»

Выбор задания (одного из двух) осуществляется учителем заранее так, чтобы все команды получили одно и то же задание, т.е. оказались в равных условиях.

Задание № 1 - командам необходимо разложить карточки (расставить отрывки из «Повести временных лет» по теме «Крещение Руси») в хронологической последовательности. За каждую верную позицию команда получает по одному баллу.

Крещение Руси

1. …после всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

2. … И повелел крестить себя… Многие из дружинников, увидев это, крестились…

3. В год 6495 (987). Создавал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира…»

4. .. «Вот взяли уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и о послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь…»

5. …Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечете, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоту не видели ни какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы…»

6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего ни кто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»…

7. …И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам…

8. ..И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году прошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, затворились корсуняне в городе…

Ключи - 36584217

Задание № 2 - командам необходимо составить дату (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) - дополнительный балл.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать, на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Подведение итогов и награждение победителей.

Внеклассные мероприятия для учащихся 9и 10 классов по истории.

Мероприятия разработаны как интеллектуальные игры, созданные для развития интереса учащихся к предмету.

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Рассматриваются вопросы древней истории страны и истории XX века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

КОЛЕСО ИСТОРИИ

ЦЕЛИ:

прививать любовь и устойчивый интерес к истории Отечества;

расширять знания интересных фактов из истории страны;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1 ЗАДАНИЕ. РАЗМИНКА Откуда пошло это выражение?

Группам предлагается раскрыть смысл пословицы или поговорки и выявить её исторические корни.

1) что означает выражение одним миром мазаны, откуда оно пошло?

означает: похожи друг на друга своим качеством, один другого не лучше.

В основе выражения - не слово «мир», а слово «миро» ~ маслянистое благовонное вещество, употребляемое при церковных обрядах. Крестообразное помазание миром входило в обряд крещения. Быть одним миром помазанными первоначально значило «быть людьми одним миром».

2) Русскому языку оказалось мало своих ругательных слов. Он взял на вооружение иностранных побратимов некого выражения - бестию, каналью, ракалию. Что означают на русском языке эти слова?

Слово бестия пришло из латыни (bestia -животное, зверь) через жаргон семинаристов. Каналья в итальянском первоначально означало свору собак, потом - сборище негодяев. Ракалья означает -негодяй, пройдоха. Этимологическая расшифровка французского слова гасаille - именно собака.

3) С чем связаны два эпитета правды - подлинная и подноготная!

Выражение узнать всю подноготную восходит к забиванию деревянных спиц или гвоздей под ногти с целью выведать все подробности. Подлинная же правда - это правда, добытая с помощью подлинников, просмолённых кнутов, к концам которых привязывались кусочки свинца или чего-нибудь тяжёлого.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ.

1) 6 ИЮЛЯ, АВГУСТА, СЕНТЯБРЯ, ОКТЯБРЯ, НОЯБРЯ, ДЕКАБРЯ 1812 Г. ПРОИСХОДИЛИ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ. Сопоставив их М.И Кутузов любил произносить: «шестое число у нас в руке!»

6 июля Александр I подписал манифест, провозгласивший: «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли русской врага, дерзнувшего войти в её пределы.».

6 августа из Смоленска была вынесена икона Смоленской божьей матери и ровно через три месяца 6 ноября икона вернулась в Смоленский собор.

Назовите другие важные события 1812 г., произошедшие 6 числа.

(6 сентября - начало Тарутинского маневра, 6 октября -русская армия атаковала войска Мюрата у Тарутино, 6 ноября - русские одержали победу при Красном, 6 декабря - основные силы французов покинули Россию)

1) В дни обороны Севастополя 1854-1855 гг. защитники города пели солдатские песни, высмеивая вояк-генералов, посылавших воинов на убой, не заботясь о жизни солдата.

Как четвёртого числа -

Нас нелёгкая несла

Горы отбивать.

Барон Вревский генерал

К Горчакову приставал:

Князь, возьми ты эту гору,

Не вхоои со мною ссору.

Собралися на советы

Все большие эполеты

Чисто вписано в бумаги,

Да забыли про овраги.

А по ним ходить"

А пошли полки!

Эти песни были запрещены, но солдаты продолжали их петь с большим подъёмом.

(Л.Толстой)

2} Германский канцлер князь Отто фон Бисмарк (1815-1898) хорошо знал Россию, в которой провёл три года, будучи прусским послом. У русского студента он брал уроки русского языка. НО он никак не мог понять значение одного слова. Однажды на крутом повороте Невского кучер умудрился вывернуть его в сугроб. На брань пострадавшего, ямщик, отряхивая шубу от снега, спокойно произнёс: « Ну, барин!», и дальше последовало это странное слово.

На вопрос о жизни русские говорили то же самое.

Однажды, проезжая по бескрайним заснеженным просторам, Бисмарк заметил догоняющую сани стаю волков. Возница нахлёстывал лошадей и всё приговаривал эти слова: «Ну, барин, пронесёт нелёгкая». Лошади понеслись во весь опор и спасли седоков от смертельной опасности. В память об этом Бисмарк повелел изготовить пряжку для ремня с выбитым на ней русским словом.

Назовите это слово.

(Ничего)

3) 1812г. Во время отступления солдаты французской армии выходили навстречу партизанам с поднятыми руками и, сдаваясь говорили: «Шер амии!» - «Дорогой друг». Не понимая этих слов, русские солдаты стали называть французов-пленных «шарамы». Позже из этого выражения появилось слово, означающее обманщика, шатуна, промышляющего за чужой счёт.

Назовите это образовавшееся слово.

(Шарамыжник)

3. Из представленных вам предметов выберите те, которые были символом опричников. Объясните свой выбор.

Зеркало

Метла (веник)*

Книга

Собачья голова (маска)*

Нож

Чёрная ткань*

Красная ткань.

4 ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

1) Здесь находится текст одного любопытного документа. Прослушайте отрывок и назовите этот документ.

« Страх божий всегда имей в сердце своём... и по заповедям его всегда ходи!»

«Царя бойся и всегда служи ему верою и всегда о нём бога моли!»

О воспитании: «Казни сына своего от юности его, и покоиться на старость твою и даст красоту души твоей, и не ослабляй бия младенца, аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет. »

О ведении домашнего хозяйства: «Коли хлебы пекут, тогда и платья моют, ибо один раз разводят в печке огонь, . . . отчего и дровам убыточно. »

(Домострой)

2) Русские путешественники, землепроходцы открыли и исследовали Аляску. Купец Григорий Шелихов в 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного прмысла на северных островах Тихого океана и на Аляске. Затем на базе этой компании образовалось торговое объединение Российско-Американская компания под руководством Николая Резанова

Вначале компания большинство расчётов со своими работниками производила пушниной. Позже появилась царская монета, но ее было очень мало. Иностранцы скупали русские деньги, местные жители из монет изготавливали наконечники для копий и стрел.

Власти, чтобы не разбазаривать пушнину и не растрачивать валюту империи, стали изготовлять для Аляски особые деньги

В ящике находится материал, из которого изготавливали деньги для Аляски. Назовите его. (ассигнации из кожи на сумму 1.2.5. 10. руб напоминали русские ассигнации Были разных цветов. Продали Аляску с Алеутскими островами за ~.2млн долларов в 1867 г.)

3) В 1662 г. в Москве начался страшный бунт. Народ громил боярские палаты.Алексей Михайлович был вынужден выйти и беседовать с восставшими. Отвечали ему невежливо с угрозами Власти жестоко потом расправились с восставшими стрельцами, но впоследствии были вынуждены удовлетворить из требования.

В ящике лежит то, что стало причиной этого бунта. Что зто такое? Почему этот предмет вызвал народное недовольство?

(медные деньги)

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов по истории XX века.

Игра «Колесо истории».

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Ход мероприятия.
I. Представление команд (max оценка – 5 баллов)
Задание командам:

Дать название командам, придумать эмблему, обыграть эти символы.

II. Разминка. Выберите из перечисленных правильный ответ.

Объясните, что могли означать следующие выражения:
1) «Столыпинские галстуки»

А) Столыпин был человеком очень франтоватым, поэтому его гардероб содержал много костюмов, рубашек и особенно галстуков. Это выражение стало синонимом политиков-модников.
Б) подавляя революцию 1905-1907 гг в России, Столыпин ввёл военно-полевые суды, часто выносившие смертный приговор. Столыпинским галстуком стали называть верёвку.

В) так иронично называли чиновников, работающих в аппарате Столыпина, которые не смогли иметь собственное мнение, а лишь выполняли распоряжение патрона.

А) образное название пакта Молотова-Рибентропа 1939 г., предполагающее бурные и непредсказуемые последствия для мировой истории.
Б) Бутылки с зажигательной смесью, которыми в начале Великой Отечественной войны наши солдаты поджигали немецкие танки.
В) команда Молотова в министерстве иностранных дел СССР. Название связано со сложными взаимоотношениями внутри коллектива, где царило доносительство и наушничество.
3) «Бульдозерная выставка»
А) выставка неофициальных советских художников под открытым небом, уничтоженная бульдозерами, что и дало название данному историческому событию.
Б) выставка лучших образцов военной техники, законспирированная под выставку достижений сельскохозяйственной техники.
В) выставка достижений техники народного хозяйства на ВДНХ.

III. Конкурс «Вещи на подносе»
Ответьте на вопрос: посмотрите на вещи, лежащие на подносе и скажите, кому из руководителей советского государства какие вещи могли принадлежать. Почему вы так считаете?

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 классов

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ XIX В.

Цели мероприятия:
- показать на примерах жизни великих женщин России роль женщины в истории страны
- воспитывать чувство гордости за Отечество
- развивать интерес учащихся к истории страны

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой тёмной судьбе

Ты крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твоё –

Словно герб отшедших времён.

Освящается им бытие

Все земных, все бескрылых племён,

Если звёзды ясны и горды.

Отвернуться от нашей земли,

У неё есть две лучших, звезды:

Это - смелые очи твои.

Ведуший: В каждой стране, у каждого времени существует свой парадный женский портрет. Во времена античности это была Елена Прекрасная, в эпоху Возрождения - прекрасна Беатриче, созданная великим Данте, в X в. - Великая княгиня Ольга, основательница Русского государства, наконец, Феврония Муромская, предсказательница, врачевательница, творящая чудеса, словом, русская сивилла.

Красота, нежность.обаяние русских женщин всегда сочетались с самопожертвованием и чувством долга. Быть не только любящей и преданной женой, но и верной опорой и соратницей супругу в делах, в этом и заключается национальный характер русской женщины. Примером тому могут служить судьбы женщин XIX в. О них наш сегодняшний разговор.

Ведущая: В 1877 году Ф.м. Достоевский в «дневнике писателя» заявил: «Главное и самое спасательное обновление русского общества выпадает, бесспорно, на долю русской женщины. Русская женщина сама встала на подобающее ей место, сама перешагнула те ступени, где доселе полагался предел. Она доказала, какой высоты она может достигнуть, что может совершить».

Звучит марш из кинофильма «Гусарская баллада»

Ведущая: прототипом образа Шурочки Азаровой из фильма «Гусарская баллада» пос.тужила судьба Надежды Андреевны Дуровой, жизнь которой вызывала у современников удивление и восхищение. Опубликованные А.С.Пушкиным в журнале «Современник» отрывки из «Записок кавалерист-девицы», принесли ей широкий успех и известность.

Дурова: Вспоминая о своём детстве Дурова писала так: «Мать не любила своего первенца. Однажды во время похода, измученная криками младенца, мать выбросила его из кареты. От сильного удара у девочки пошла кровь изо рта и носа, но она осталась жива. Гусары подняли окровавленного ребёнка и отдали подскакавшему отцу. С этого момента девочка была вверена попечению флангового гусара.» Она восприняла военное воспитание: научилась стрелять из лука, лазать по деревьям, лихо выкрикивать кавалерийские команды. В 14 лет отец подарил ей черкесского жеребца Алкида,и девочка употребила все силы, чтобы неукротимый конь стал встречать ее приветливым ржанием и разрешал садиться на него и скакать галопом по полям до рассвета. « Я решилась, - говорит она,- хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божьим»

Дурова:Итак, в 1806 г.ночью Надежда обрезала косы, надела казакин и шапку с красным верхом, сбежала к Каме, оставив на берегу женское платье. «Я на воле! Свободна! Независима! Я взяла принадлежащую мне свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлимо принадлежащий каждому человеку! ... Мне отныне до могилы она будет и уделом моим и наградою.»

Сцепка из кинофильма «Гусарская баллада» и «колыбельная». Дурова:

Может именно так Надежда Дурова покинула дом и сбежала на войну. Приняв имя Александр Васильевич Дуров, она встала в строй первой сотни во время прусской кампании Через год совершает свой первый геройский подвиг: рискуя собой, спасает жизнь раненого офицера. Участвует в двухдневных боях под Гельзбергом, проявляя чудеса храбрости.

«Хребту коня свой стан вверяя,

свой пол меж ратников скрывая,

ты держишь с ними трудный путь

кипит отвагой девы грудь...»

«Священный долг к Отечеству, - говорит она, - заставляет простого солдата бесстрашно встречать смертъ, мужественно переносить страдания и спокойно расстаться с жизнью».

Ведущий: События 1812г. занимают особое место в истории нашей страны. Никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Война 1812 г.была первой, получившей имя Отечественной. Имена героев этой эпохи хорошо нам знакомы: Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов, Денис Васильевич Давыдов, Надежда Андреевна Дурова.

После 6 лет военной службы корнет Александров (таково было её новое имя) был возведён в поручики. Поручик Александров принимает активное участие в военных действиях 1812 г. Назвавшись в 1806 г.мужским именем, Дурова носила его 60 лет и ни разу не сделала попытки вернуться к настоящей фамилии. Даже от собственного сына она требовала обращения к себе, как к Александрову. На памятнике Надежды Андреевны Дуровой выбиты слова:

«Надежда Андреевна Дурова

по велению императора Александра - корнет Александров, кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783. Скончалась в 1866. Мир её праху! Вечная память в назидание потомству её доблестной душе!».

Ведущая: в конце XVIII в. Наталья Долгорукая, урожденная Шереметьева, написала первые в русской литературе женские мемуары. Совсем молоденькой женщиной, едва обвенчавшись со своим мужем, она отправилась за ним добровольно в Сибирь, в ссылку. Жены декабристов, воспитанные на этой книге, осле восстания на Сенатской площади в 1825 г., повторили её подвиг.

Декабрь двадцать пятого года,

единственный в календаре.

Какая погода":"

Свобода-Свобода стоит на дворе.

Её проморгали заставы.

Забыли шлагбаум опустить,

Она от Читы до Митавы

Торопиться нам послужить.

На площадь к Сенату спешите.

Туда, к перелому эпох.

Поглубже свободой дышите,

Ведь это единственный вздох.

Память о декабристах, первыми выступивших против жестокости и произвола, жива и поныне, живы бессмертные произведения поэтов, воспевавших их подвиг.

Ведущий: Но более того известен подвиг тех, кто, будучи жёнами невестами, отправились в Сибирь, вслед за героями 1825 года.

Екатерина Ивановна Трубецкая,

Мария Николаевна Раевская (Волконская:

Александра Григорьевна Муравьёва

Прасковья Егоровна Анненкова

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Александра Ивановна Давыдова

Камилла Петровна Ивашёва

Елизавета Петровна Нарышкина

Мария Казимировна Юшневская

Анна Васильевна Розен,

Александра Васильевна Ентальцева,

Варвара Шаховская мы не будем рассказывать обо всех. Остановимся лишь на 4-х судьбах, ибо они были первыми.

Инсценировка. 4 свечи, изба

Трубецкая: Далёкий путь был полон опасностей. То бушевали бураны, заметая дорогу, и мыы были вынуждены останавливаться; от сбивались с пути, то кибитку преследовали волки... Когда сломался мой экипаж, я продолжала путь на перекладных. В Иркутске губернатор, получивший указание всячески задерживать тех, кто осмелится следовать в Сибирь за мужьями, уговаривал, угрожал, запугивал.

Губернатор: ... хорошо ль известно вам, что вас ожидает? Вам не придётся с мужем быть Минуты глаз на глаз: В казарме общей надо жить, А пища: хлеб да квас Пяь тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам, Убийства и разбой; Корток им и страшен суд. Страшнее нет суда! И вы, княгиня, вечно тут Свидетельницей... Да! Поверьте, вас не пощадят, Не сжалиться никто! Пускай ваш муж - но виноват... А вам терпеть.. .за что?

Ах! Вам ли жить в стране такой.

Где воздух у людей не паром - пылью ледяной

Выходит из ноздрей?

Где мрак и холод круглый год, а в краткие жары -

Непросыхающих болот

Зловредные пары?

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор.

Нужда и вечный гнёт, а там балы, блестящий двор.

Свобода и почёт

Трубецкая: Молчите, генерал!

Губернатор:. .. Быть так!

Вас не спасёшь, увы!...

Но знайте: сделав этот шаг, всего лишитесь вы!..

Трубецкая:

Да что же мне ещё терять?

Губернатор: За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать Должны от ваших прав!

Трубецкая: У вас седая голова, А вы ещё дитя! Вам наши кажутся права Правами - не шутя.

Нет! Ими я не дорожу. Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо лошадей!...

Повествователь: Вслед за Трубецкой выехала к мужу 20-летняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812г.Её не остановило даже то, что невозможно было взять с собой маленького сына.

Волконская: простите, родные! Мне сердце давно Моё подсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога но! А в вас говорит - сожаленье!

Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном - не боле,

Иду я туда, где я больше нужна.

Иду я к тому, кто в неволе!

Волконская отправилась в путь 21 декабря 1926 г., как только установилась санная дорога, «слеза замерзала в глазу, дыхание, казалось, леденело. Она первая с Каташей Трубецкой приехала в Нерчинские рудники.

Муравьёва: Через день после Волконской выехала в Сибирь жена Никиты Муравьёва - графиня Александра Григорьевна, златовласая красавица Александрина. «Я самая счастливая из женщин! Не теряй мужества!»,-- это строки из письма мужу. Именно ей было доверено передать стихи, написанные Пушкиным.

« Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье...»

Судьба не щадила её. Через год после отъезда умер её единственный сын, обе дочери, лишённые материнской заботы, заболели. Одна из них скончалась молодой, а вторая лишилась рассудка. Умерли и две дочери, родившиеся в Чите. «Бог наказывает меня», говорила Александра Григорьевна. Но именно она создала в Чите медицинский пункт, аптеку, сумела через свекровь получить мед.инструменты и приборы, выращивала лекарственные растения на своём огороде.

Выписав бумагу и краску, она подарила их Николаю Бесстужеву, и ^благодаря этому, мы теперь можем увидеть виды Читы и казематов, портреты заключённых. Благодаря ей была организована библиотека.

Анненкова: разрешение следовать в Сибирь было выдано и французской подданной Жаннете Поль, ставшей женой государственного гфеступника принявшей имя Прасковьи Егоровны Анненковой.

Весёлый нрав, житейская предусмотрительность скрашивали жизнь не только её мужу, но и остальным заключённым. Она с утра до вечера хлопотала по хозяйству, собственноручно готовила узникам еду, завела огород и выращивала овощи.

Романс из к/фильма «звезда пленительного счастья»

Повествователь: Всё было общее - и печали, и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать невзгоды. Трудно передать словами, насколько необходима была помощь и поддержка верных подруг. Но жизнь, полная забот и лишений, отнимала силы.

Муравьёва". «Я старею, милая маменька. Вы и не представляете, сколько у меня седых волос.» Александре Муравьёвой было 27 лет, и жить ей оставалось полгода. Последние минуты её были величественны: она продиктовала прощальные письма родным. Исполнив свой христианский долг, она начала утешать своего мужа. Она умерла на своём посту, и та смерть повергла всех в глубокое уныние.

Трубецкая: в 1854 году Еекатерину Ивановну сразила тяжела болезнь. Глубокая душевная усталость, простуда, тоска по родине и родителям, смерть детей -вмиг сказалось всё. И в этом же году она скончалась близ Иркутска.

Волконская: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что будет через десять, потом через 15, после 25 лет я перестала ждать. Я просила у бога только одного, что бы он вывел из Сибири моих детей.» Мария Волконская покинула Иркутск в 1855 году и умерла в 1863г. в Черниговской губернии.

Анненкова: После 30-летней ссылки ей с мужем было разрешено жить в Нижнем Новгороде. Однажды их гостем стал господин Александр Дюма. В последствии им был написан роман «Учитель фехтования», в основе сюжета которого -судьба Анненковых. Однажды вечером 13 сентября 1876 г. Прасковья Егоровна почувствовала себя плохо и прекратила беседу. Следующим утром её не стало.

Повествователь: Это был подвиг во имя любви бескорыстной. «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!»,- писал декабрист Беляев.

Ведущий: Кто из вас бывал в Севастополе, знают, что на здании севастопольской панорамы стоят бюсты героев обороны Севастополя 1854-1855 гг. Среди них - один женский. Даша Севастопольская..

Даша Севастопольская: Даша -- дочь матроса, сирота. Когда пришла весть, что англо-франко-турецкие войска движутся к Севастополю, Даша продала свою моряцкую хибарку, купила крепкую лошадку, телегу с притороченной к ней бочкой, заполнила её до краёв холодной ключевой водой и поехала в сторону раскатов орудий чёрного дыма.

Крики о помощи раненных не могли перекрыть грохота сражений, он Даша, казалось, слышала даже шёпот; «пить, воды». Она приподнимала голову обессилевшего солдата и вливала в рот драгоценные капли. Ничем другим она ему помочь не умела. Разве что сорвёт ещё лопух, оботрёт о юбку и, оторвав от нее полоску, прибинтует к ране.

Уже потом, на перевязочном пункте, она научится правильно пользоваться повязкой и жгутом, останавливать хлеставшую из раны кровь. А пока: «Миленький, я сейчас... Потерпи немного, я сейчас...» И прижимала к его губам жестяную кружку с родниковой водой.

Ведущий: за 11 месяцев героической и трагической обороны Севастополя, Даша стала легендой.

Даша: Говорили: «русоволоса глаза-озёра»

говорили: «кареглаза и тёмная коса до пят», говорили: «притронется, и боли, как не бывало» . Как во всякой легенде у Даши множество лиц, и все они прекрасны.

Ведущий: За Алъминское сражение Даша была награждена медалью. Ей было выдано, за подписью самого государя, 500 рублей на приданное и 500 рублей на обзаведение хозяйства. Совсем недавно была установлена фамилия Даши - Михайлова с перечнем всех её наград. Но в нашей памяти она по-прежнему Даша Севастопольская. Такое У неё в России звание.

Ведущая: математик, писатель, публицист, первая женщина - член-корреспондент петербургской Академии наук. Это Софья Васильевна Ковалевская. Она стала легендой и путеводной звездой для многих, мечтавших найти своё призвание в науке.

Ковалевская: Первым знакомством с математикой, как вспоминает она сама, послужил довольно курьёзный случай.

« Мне было 8 лет, когда мы переехали на житьё в деревню. Весь дом пришлось оклеивать обоями. Комнат было много, и обоев не хватило. Комнату девочки оклеили листами лекций по математическому анализу. Целые часы я проводила перед стеной с формула^ш. пытаясь найти их последовательность. От долгого созерцания многие формулы оставили глубокий след в моей памяти.

Ведущая: Доступ женщинам в Петербургский университет был закрыт, и, что бы иметь возможность заняться наукой, она вступает в фиктивный (ставший позднее фактическим) брак с Ковалевским и, уехав в Германию, в Берлин, берёт частные уроки у профессора математики.

Ковалевская: Способности у неё были исключительные. В 24 года на основании трёх работ по математике, каждая из которых была достойна научной премии, Ковалевская была присуждена степень доктора философии. К сожалению, в России ей не было разрешено сдавать магистрские экзамены, и в эти годы она занялась литературно-публицистической деятельностью, сотрудничая в газетах. « Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе,» ~ писала она. Ковалевская - автор повести «Нигилистка», драмы «борьба за счастье», хроники «Воспоминания детства».

Вновь уехав в Швецию, она получила место приват-доцента в Стокгольмском университете, а затем, должность профессора. За работы в области математики была награждена премиями парижской и Шведской Академии наук.

Используется музыка «Лошадка», лозунг: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Цицерон

Название страниц гейма.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости. Мы с вами на игре по истории «Счастливый случай» . Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять на историческую тему. Истории мы и посвящаем нашу игру.

Представление команд.

Ведущий: Вас пришла приветствовать сама «богиня истории» Клио:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обращаю.

Вам пожелаю я, сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней. Муза Истории

Клио вас приглашает. Идёмте!

Ведущий: Мы приступаем к игре. За каждый правильный ответ – 1 очко. Мне помогают девочки.

За 1 минуту нужно ответить на большее количество вопросов; если не знаете ответа, говорите: «дальше!..»

Первая команда:

В каком городе родился Пушкин? [Москва]

Где жили древнегреческие боги? [Олимп]

Человек невероятной судьбы, уроженец острова Корсика? [Наполеон]

Главный бог римлян? [Юпитер]

Имя первого царя династии Романовых? [Михаил]

Жители какой страны первыми начали пить чай из фарфоровых чашек? [Китай]

Священное животное в Индии? [Корова]

Под каким именем известен царь Иван IV? [Грозный]

Какой из четырех океанов не оправдал своего названия? [Тихий]

Название памятника Петру I в Петербурге? [Медный всадник]

Какой полководец ездил на коне Буцефал? [Александр Македонский]

Какой древний город по преданию стоит на семи холмах? [Рим]

Храм всех богов? [Пантеон]

Название цифр, которыми мы пользуемся? [Арабские]

Расстояние между Царьградом и Константинополем?

Герой мифов, совершивший 12 подвигов? [Геракл]

Знаменитая икона Рублева? [Троица]

Выдающийся полководец России 18 века? [Суворов]

Имя, которое нашла первая механическая прялка? [Дженни]

Вторая команда:

Святейший князь смоленский, ученик Суворова? [Кутузов]

Бетховен по национальности? [Немец]

Сколько дней шел дождь, приведший к потопу?

На берегу какой реки стоят города восьми европейских стран? [Дунай]

Богиня, вышедшая из пены морской? [Афродита]

Самая главная книга мусульман? [Коран]

Знаменитая картина Леонардо да Винчи? [Джоконда]

Выдающийся герой Италии 19 века? [Дж. Гарибальди]

Самый тяжелый период в России для бородатых мужчин? [Эпоха Петра I]

Самое маленькое государство в мире? [Ватикан]

Государство, с которым у России было больше всего войн? [Турция]

Древний римский бог с двумя лицами? [Янус]

Священное животное в Древнем Египте? [Кошка]

Как называется человек, исполняющий музыку на цервовных колоколах? [Звонарь]

Какому королю служили мушкетёры Дюма? [Людовику XIII]

Кто из европейцев известен как первый книгопечатник? [И. Тутенберг]

Кто основал университет в России? [Ломоносов]

В какой стране впервые появился парламент? [Англия]

Сколько штатов в Америке?

Гейм II «Заморочки из бочки».

Команды поочередно достают вопросы из бочонка и обдумывают ответ в течение минуты. Если достают бочонок «Счастливый случай», то вручается приз.

12. Объясните пословицу: «Мели Емеля, пока неделя» [Неделя у славян – день отдыха, который духовенство переименовало в воскресенье. У Даля читаем: «Неделя – не делать, не работать»]

7. Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тыс. лет греки изобрели водяной будильник, его назвали «клежидра», что означает воровка воды. Какие вы знаете выражения, связанные с водяными часами? [Время истекло, срок истек, сколько воды утекло]

16. В 1735 году Петербург. Академия наук получила от правительства срочное задание на очень трудное вычисление. Академики потребовали несколько месяцев, а один математик взялся провести вычисления за 3 дня. Он это сделал, но работа стоила ему дорого. Назовите имя [Леонард Эйлер, вытек правый глаз, а потом он ослеп]

10. Что было изобретено в 19 веке, чего не было в 18 веке и возможно не будет в 21 веке? [Шариковая ручка]

3. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? [Вавилон]

9. Для какого народа число 4 самое несчастливое? [Японцы]

11. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 континента, 2 государства? [Берингов]

55. Счастливый случай.

8. Кто такая «государыня-невеста»? [Невеста Петра I]

4. Когда и в честь какого события был проведен первый уличный карнавал с маскарадом в России? [Сентябрь 1721 г., при праздновании окончания Северной войны и подписания Ништадского мира]

Музыкальная пауза. Танец

Гейм III «Ты – мне, я – тебе!».

Команды задают друг другу по 3 вопроса. Если нет ответа, вопрос передается зрителям.

Гейм IV «Темная лошадка».

Задаются 3 вопроса, знакомят с новинками литературы.

Гейм V «Гонка за лидером».

За 1 минуту 20 вопросов.

С кем воевала Россия в Северной войне? [Швеция]

Какого русского князя называют денежным мешком? [Иван Калита]

Столица Турции? [Анкара]

Название нашей азбуки? [Кириллица]

Первые гвардейские полки русской армии? [Преображенский, Семеновский]

Что такое «бироновщина»? [Бирон, фаворит Анны Иоановны]

Кто был первым императором России? [Петр I]

Чьё имя носит МГУ? [Ломоносова]

Год образования Старого Оскола?

Какой журнал основал А. С. Пушкин? [Современник]

Имя жены Петра III? [Екатерина II]

Известный русский летописец? [Нестор]

Кто такой Сергий Радонежский? [Крупный церковный деятель]

В какое время была популярна метла и собачья голова? [Опричнина]

Парсун – это… [Портрет человека]

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник? Чьи слова и о ком сказаны? [Пушкин о Петре I]

Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков. Кто эти люди? [Художники-иконописцы]

Назовите войны, вошедшие в историю под названием по количеству лет, сколько они продолжались? [Столетняя, семилетняя, тридцатилетняя]

Столица России в 18 веке? [Санкт-Петербург]

Подведение итогов

Победитель награждается почетной грамотой с текстом: «Грамота сия подтверждает, что команда … школы, класса была гостем почетным и в игре «Счастливый случай» участие приняла, обретя в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе заняла … место. Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам. Дана сия грамота в лето …, месяца …, дня…»

Загрузка...