Конспект логопедического занятия дикие и домашние животные. Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация диких и домашних животных. «Накажи непослушный язык»
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений.
Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период)
по теме:«Дикие животные»
«В гости к лесным друзьям»
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
2.Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа (лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат), существительные единственного числа в форме творительного падежа (с медведицей, с ежихой, курочкой, морковкой и т.д.) ,употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить детей использовать в речи антонимы..
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудование:
Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья. Игрушки зверей: обезьяна, лиса, еж, заяц, белка; коврограф с фигурками диких и домашних животных, корзина.
Раздаточный материал: картинки грибов, орехов, моркови, банана.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», речедвигательного упражнения «В лес отправимся гулять…»
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Угостим животных», «Дикие -домашние», «Слова-неприятели», «Назови ласково».
Ход занятия.
Логопед:
А вы, знаете, к нам в город приехал зоопарк. И мы сегодня ждем гостя (стук).
Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел.
(берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо).
Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. (Каждый ребенок здоровается с обезьяной). Обезьянка хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Слова - неприятели».Анфиса ищет новых друзей. Теперь вы- её друзья, а ещё те, о ком загадки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее…
Дети: Лиса.
Логопед: Как вы догадались?Какая она?
Дети: Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед: Правильно, лиса (достает из норы лису).
Логопед: Лиса живет в норе.
Логопед: У лисы много кого? Ответы детей: лисят.
Сказочное изображение лисы.
Логопед: Как называют лису в сказках?А ласково?
Дети: Лисичка – сестричка, Лиса – Патрикеевна.
Логопед: Покажите Анфисе, как лисичка ходит (дети около стульчиков изображают лису).
(подходят к логову)
Логопед: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Логопед: Как вы догадались? Какой он?
Дети: Потому что он злой, голодный.
Логопед: У волка детеныш кто? Ответы детей: волчонок
Логопед: У волка много кого? Ответы детей: волчат.
Сказочное изображение волка.
Логопед: Как называют волка в сказках? А ласково?
Дети: Волчок – серый бочок, волчище – серый хвостище.
Логопед: Покажите Анфисе, как ходит волк.
Логопед: Зимой - беленький,
Летом – серенький.
Дети: заяц, потому что он зимой белый, а летом серый.
Логопед: правильно, заяц. Заяц живет под кустом.
Логопед: У зайца детеныш кто? Ответы детей: зайчонок.
Зайчата.
Логопед: У зайца много кого? Ответы детей: зайчат.
Сказочное изображение зайца.
Логопед: Как называют зайца в сказках ласково?
Дети: Зайчишка – трусишка, зайка – побегайка.
Логопед: Как зайка прыгает? (дети изображают зайца).
(подходят к пеньку)
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
Дети: Это еж.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Он колючий, у него есть иголки.
Логопед: Ежик живет под елкой.
Логопед: У ежа есть кто? Ответы детей: ежонок.
Ежиха с ежатами
Логопед: У ежа много кого? Ответы детей: ежат.
Сказочное изображение ежа.
Логопед: Как называют ежа в сказках ласково?
Дети: Ежик, без головы и без ножек.
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это…
Дети: Белка (достает белку).
Логопед: Кто у белки детёныши? А много? Живёт в дупле.
Дети: Она любит орешки.
Логопед: Расскажите Анфисе стихотворение о белке.
(Выполняют пальчиковую гимнастику)
Сидит белка на тележке, Хлопают в ладоши и ударяют
Продает она орешки, кулачок о кулачок попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, ^ Ритмично хлопают в ладоши и
Кому в зобок, ударяют кулачками.
Кому в лапочку.
У нас тоже есть угощение для зверей. Давайте угостим животных.
(на подносе муляжи моркови, грибов, курицы, орехов)
Логопед: Вы будете угощать животное, и начинать свой ответ словами «я угощу…»
Д. игра «Угостим животных».
1-й ребенок: Я угощу лисичку молоком.
2-й ребенок: Я угощу белку орешками.
3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.
4-й ребенок: Я угощу ежика грибами.
5-й ребенок: Я угощу волка молоком.
Логопед: Вспомним всех, кого угостили. Как их назвать одним словом?(дикие животные)
(обращается к обезьянке)
Анфиса, теперь ты знаешь, кто живет в лесу.
Логопед:
Пришли в лес! Заблудились!
Заблудились мы в лесу (печально).
Закричали все: «Ау!» (громко).
Никто не откликается (пожимаем плечами).
Лишь эхо отзывается: «Ау» (тихо).
(Анфиса шепчет на ухо логопеду)
Логопед: Вот и поляна. Посмотрите, ребята, сколько здесь животных. Давайте назовем их.
Все ли животные дикие? Некоторые животные заблудились.
Кто это? (дети перечисляют) Как назвать одним словом этих животных? (домашние)
Помогите домашним животным вернуться домой в деревню, а диким животным – в лес (дети прикрепляют фигурки животных на доску).
Дидактическая игра «Дикие-домашние»
Какие животные живут в лесу?
Кто в деревне живет? (дети называют животных).
Дети: Дикие: лиса, волк, заяц, медведь, еж, белка.
Домашние: собака, кошка, корова, свинья, лошадь.
Логопед: Ребята, Анфиса вас благодарит за путешествие. Она очень рада, что у неё теперь очень много друзей: и в д/с, и в лесу, и в деревне.
Цель
: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных.
Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивать связную речь, детей, помочь детям отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка.
Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диких и домашних животных).
Ход занятия
:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о разных животных.
Давным – давно, когда еще не было городов и машин, люди жили не в домах, а в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников – диких животных, но были животные, которые боялись человека. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Каких домашних животных вы знаете?
А диких?
Дидактическая игра «Кто живет в лесу, а кто рядом с человеком»
Итак, из-за вмешательства Человека, часть животных стала домашними, а часть остались дикими.
Жилье любого животного носит свое название: живет
собака в …
волк в …
корова в… (хлеву, коровнике)
белка в …
лиса и еж в …
медведь в …
свинья в …
заяц …
кошка …
У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры:
Например, домашнее животное дикое животное
Собака – волк
Кролик – заяц
Лошадь – олень, лось
Кошка – рысь
Свинья – кабан
Дидактическая игра «Кто лишний» (добавляется к диким животным – белый медведь).
Чем отличаются дикие и домашние животные?
Зачем человек содержит домашних животных? Какую пользу они приносят?
У каждого есть свои детеныши:
у кошки –
у собаки –
у кролика –
у коровы –
у лошади –
у свиньи –
у волка –
у лисы –
у зайчики –
у бельчихи –
у медведицы –
у рыси –
Дидактическая игра «Найди свою маму»
Давайте вспомним как выглядят животные
Заяц бывает какого цвета?
Кто бывает рыжим?
Бурым?
У лисы хвост какой?
У кого еще пушистый хвост?
Заяц пушистый, а еж?
У зайца хвост короткий, а уши?
Какие лапы у зайца?
У кого еще передние лапы короткие, а задние длинные?
Значит они не умеют …, а только…
Кто больше – медведь или волк?
Заяц или лиса?
Что есть у лошади, но нет у коровы?
Что есть у коровы, но нет у лошади?
Скажите, а мышей, которые живут в доме, можно считать домашними животными? Почему?
У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост.
Для защиты себя, своих детенышей, для того, чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть … (рога, копыта, острые зубы, когти)
А также для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему?
Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой?
Представьте себе, если бы лошадь, корова, свинья, захотели бы жить в лесу, быть свободными? Что бы с ними произошло?
А почему даже ежик не хочет быть домашним и жить в хлеву?
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Ф.М. У нас славная осанка:
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята
И как мишка косолапый
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Все звери разбежались и попрятались.
Попробуйте их найти. Игра «Кто спрятался? «где и сколько?»
Чей хвост виден? (лисий, беличий и т.д.) чья пасть? И т.д.
А сейчас поиграем в загадки. Надо рассказать про своего зверя так, чтобы можно было его узнать по описанию.
Рассказы детей (2-3) с опорой на схемы.
Анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, здоровье.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Цели: знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.
Материал и оборудование: мяч, интерактивная доска, музыка «Медведь и заяц» для физ.минутки, картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные, игрушка ёжик, листы бумаги А4, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.
Цель: закрепить и систематизировать представление о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
Задачи:
1. Развивать связную речь, умение говорить правильно, развернутыми предложениями, отвечая на вопросы воспитателя.
2. Учить детей соотносить описания природы в стихах и загадках с определенным временем года или явлением природы. Развивать логическое мышление, слуховое внимание.
3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
4. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить анализировать и определять признаки разных времен года по картинкам.
Материал: мишка, зайчик (игрушки), картинки о зиме и картинки других времен года.
Программное содержание: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать знания об образовании числа 5; учить сравнивать множества; учить находить в ряду лишний по смысловым характеристикам предмет; закреплять счет до пяти; знакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; развивать мышление и воображение.
Программное содержание: закреплять знания о диких животных; учить считать до шести; закреплять знание геометрических фигур; показать образование числа 6; учить измерять расстояние от предмета до предмета с помощью условной мерки; повторять цифры от 1 до 5, учить соотносить количество предметов с цифрой; развивать воображение, умение расслаблять мышцы тела.
Цели: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей слова: животные, волчье логово. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами и дорисовывания недостающих деталей изображения. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.
Викторина "Животные и их детёныши".
Конспект занятия по познаю мир в старшей группе.
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах, Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных. Развивать логическое мышление.
Материал: картины с изображением диких и домашних животных и птиц, их детёнышей, картинки к игре «Кто, где живет?» (с изображением облака, водоёма, леса и сарая), фишки, призы, эмблемы и микрофон.
Конспект коррекционно-развивающего занятия (группа).
Тема: «Домашние и дикие животные»
Задачи:
- Расширение и активизация предметного словаря;
- обогащение пассивного словаря детей;
- развитие зрительного внимания, памяти;
- развитие логического мышления;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- Игрушки (дедушка, дом, сарай, лес, корова, коза, лошадь, кошка, собака, заяц, медведь, волк, белка, еж);
- картинки по теме (заяц, волк, медведь, белка, еж).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Жил-был дедушка (игрушка).
Вот в каком доме он жил (деревенский дом).
Вокруг дома был забор. Артикуляционное упражнение «Заборчик» (зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке).
В доме «окошки». Артикуляционное упражнение «окошко» (рот широко открыт).
Чередование упражнений «заборчик» — «окошко».
Тихо в доме, только часы тикают. Артикуляционное упражнение «часики» (приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться им в разные уголки рта, изображая маятник часов).
Да ветер в трубе гудит. Дети изображают как гудит ветер: «У-у-у» (тихо и громко).
Скучно дедушке одному, нет у него друзей. Сидит дедушка и поет песенки: Да – до – ду(слова сопровождаем движением рук: да – руки вытягиваем вверх, хлопаем в ладоши, до – руки вытягиваем вперед, хлопаем в ладоши, ду – хлопаем перед собой).
Вдруг в дверь постучали….
3. Логопед выставляет игрушки домашних животных:
Му-у! Молока кому? (корова пришла)
Иду–иду бородой трясу, травку прошу: Ме-е (коза пришла).
Цок-цок-цок, к вам спешу, телегу везу (лошадь пришла).
Громко лает, чужих в дом не пускает (собака пришла).
Мягкие лапки, в лапках цап-царапки (кошка пришла).
4.Человек кормит этих животных, ухаживает за ними. А они приносят ему пользу.
Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей).
Какую собака? (сторожит дом).
По опорной схеме рассказать, сперва все вместе, затем рассказывает кто-то один.
5. Пальчиковая гимнастика «Козочка»:
Шел старик дорогою,
Нашел козу безрогую,
Давай, коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.
6. Дидактическая игра «Кто спрятался в сарае?»
Логопед прячет животных. Дети угадывают по звукоподражаниям, которые произносит логопед. Кто там спрятался? По мере отгадывания логопед достает фигурки животных.
7. Это были домашние животные, а кто знает, где живет лиса и волк? (в лесу)
Кто еще живет в лесу? (выставляются картинки с изображением лисы, зайца, волка, медведя, белки).
Дети знакомятся с обобщающим понятием «дикие животные»(лесные звери).
8. Упражнение на формирование выдоха «Зайка».
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть (руки сложить вместе и дуем на руки теплой струей воздуха х-х-х).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок (дуем холодной струей воздуха).
9. Игра с имитацией движений.
Весело скачет зайчик,
Топает косолапый мишка,
Ищет зайчика зубастый волк,
Ежик идет не торопиться фыркает,
Белка прыгает с ветки на веточку.
10. Логопед дает каждому из детей фигурку животного, которую ребенок должен отнести в домик к дедушке или в лес.
11. Итог занятия.
Тишкова Евгения Андреевна,
учитель-логопед,
КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья», г. Урай
Занятие по развитию речи: «Дикие и домашние животные»
Провели: воспитатель Новикова И.А.
логопед Пильщикова Л.А.
Цели : - обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных;
Совершенствование грамматического строя речи;
Учить слышать и выполнять словесные инструкции;
Развивать крупную моторику при выполнении движений физминутки;
Учить составлять целое из частей; развивать слуховые ощущения при различении на слух звуков окружающей среды (пение птиц, звук дождя и т.д.)
Учить составлять целое из частей;
Уточнять и расширять словарный запас и развивать связную речь.
Здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Перейти через болото», упражнения для развития мелкой моторики рук «Ёжик», работа с пазлами.
Оформление:
Деревня (дом, забор), рисунки диких и домашних животных, игрушки «дикие и домашние животные», магнитные пазлы, маски, лесная опушка (лес, ягоды, грибы, цветы.
Дидактические игры: магнитные пазлы «Собери животных», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Угадай, кто кричит?»
Ход занятия:
Организационный момент. Вступительная беседа.
Аудиозапись «Вступление»
Самомассаж «С добрым утром глазки, вы проснулись?»
А теперь давайте настроимся с вами на занятие. Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)
С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)
С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)
С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)
С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)
С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться)
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка» - Наши губки улыбнулись
Прямо к ушкам потянулись.
«Маятник » Ходит маятник в часах:
Влево – тик, а вправо – так.
«Накажи непослушный язык»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя-пя, пя-пя-пя!»
«Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
«Чашечка» Будем пить из чашки чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас попробуй!
«Грибок» Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
«Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Воспитатель:
- «Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко! Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнышко? (ответы детей)
Да, у нас тоже радостное, отличное настроение, потому, что мы с вами сегодня много-много всего узнаем интересного. А о чем мы будем говорить, вы можете отгадать сами:
Загадка: Они бывают дикими
Живут в лесу дремучем.
Домашними бывают
И помогают людям.
Кто они такие?
Дети: (животные)
Ну конечно, вы правы! Мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята! Вы любите путешествовать? (ответ) Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в деревню и в лес.
Мы живем в городе, здесь большие дома, ездит много машин. А мы хотим показать вам деревню и лес, познакомить с животными, живущими на скотном дворе и в лесу.
Отправляемся в деревню!
Звук деревни (музыка) Аудиозапись «Звуки деревни» . Выполнение дыхательной гимнастики «Запах деревни»
Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, растущих вдоль забора. Вдыхаем через рот (2-3 раза)
А вот и деревня!
Каких же животных мы можем здесь встретить? (Игра «магнитные пазлы» нужно собрать из частей и назвать домашнее животное).
Аудизапись «Крики животных»
Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете названия домашних животных. А как вы думаете, кого здесь не хватает? (кошки и собаки)
Верно! Собачка вот она (показываем картинку), а кота что-то нет нигде.
Вот беда, кот Яшка сбежал со двора. Он решил сам жить в лесу. Мы боимся за Яшку, ведь в лесу много зверей, они могут его обидеть! Да и заблудится Яшка, может, поищем его?
– Тогда отправляемся в лес. А чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам. Аудиозапись (минусовка)
Физминутка: (дети прыгают по кочкам, взрослые помогают им)
Молодцы! Вот мы и в лесу! Звучит музыка леса.
Здравствуй, добрый лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Дыхательная гимнастика «Запах леса» Аудиозапись «Звуки леса»
Вдыхаем через нос запах леса – это запах хвои, лесных цветов и ягод (вдох через нос, выдох через рот).
Ребята, животные испугались нас и спрятались. Давайте их найдем и спросим, не видели ли они нашего кота Яшку?
(Игра «чей хвост») Дети отгадывают и называют.
А кто спрятался в этом мешочке? (дети из мешочка вынимают массажные мячи, затем выполняют массаж для пальчиков «Ёжик»
Это наш колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По дорожке он спешит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Он по пальчикам спешит
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живешь.
А здесь, среди теней животных вы найдете ёжика?
Игра «Тени животных». (Среди теней дети находят тень кота)
А вот и Яшка! Давайте заберем его домой, а то он пропадет.
Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? (Дети: нет)
- они не умеют строить себе жилье
- добывать пищу
- защищаться от врагов.
А дикие животные не могут жить с человеком, т.к. тоже могут погибнуть.
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
4. Заключительная часть.
Хвост крючком
Нос пятачком (свинья)
Молоко пьет,
Песенки поет
Чисто умывается,
А с водой не знается. (кошка)
Быстрый маленький зверек
По деревьям прыг – поскок (белка)
Зимой белый
Летом серый. (заяц)
Кто осенью спать ложится
А весной встает? (медведь)
Звучит музыка. В это время дети в сухом бассейне находят игрушки диких и домашних животных, размещают их на макете деревни и леса. Затем надевают маски этих животных.
Под музыку играют, бегают по полянке. Аудиозапись «В траве сидел кузнечик» По сигналу «домашние животные» прячутся у домика, а «дикие» у елочки.
Подошло к концу наше путешествие.
Как вы думаете, какие из животных дикие, а какие домашние? Что вам больше понравилось делать на занятии.
Разделы: Логопедия
Цель занятия:
- дифференциация диких и домашних животных;
- закрепление обучения составления сложных предложений с союзом А;
- закрепление навыков словообразования
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, памяти.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные : закрепить обобщающее понятие «дикие» и «домашние» животные; учить дифференцировать диких и домашних животных; закреплять обучение составлять сложные предложения с союзом А, закреплять навык словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательным значением).
- Коррекционно-развивающие : развитие связной речи и общей моторики, развивать внимание, мышление и память.
- Коррекционно-воспитательные: продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к животным.
Демонстрационный материал: макет скотного двора, фигурки животных, предметные картинки и их контурные изображения животных, картинки с изображениями леса и дома.
Раздаточный материал: светофорчики двух цветов для каждого ребенка, шапочки с изображениями животных, разрезные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в деревню. Там увидим много разных животных.
(Дети рассматривают скотный двор, на котором стоят различные животные)
Логопед:
– Как называются эти животные? (Домашние)
– Почему мы их так называем? (Они живут
рядом с человеком и приносят пользу).
– А все ли животные здесь домашние? (Нет)
– Какие животные лишние? (Волк и лиса)
– А как они называются? (Дикие животные)
– А где они живут? (Они живут в лесу)
– А каких диких животных вы еще знаете?
– Давайте диких животных отпустим в лес.
– Кого мы отпустим? (Лису, волка)
Назовите
их ласково.
– А кто остался? Назовите их ласково.
2. Работа с картинками и контурным изображением
Каждому ребенку раздается контурное изображение животного.
– Кто у вас нарисован? Найдите этого животного на столах.
(Предметные картинки лежат на столах, ребенок находит свое животное по контуру и садится на это место).
3. А теперь, отгадайте загадки про животных. У кого отгадка, тот показывает изображение и называет его.
- Острые ушки, на лапах подушки (кошка) .
- Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) .
- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
- В дупле на старом дубе, орешки я грызу (белка) .
- *Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк) .
- Рыжая, хитрая, за зайцами охотится (лиса) .
- Нос пятачком, а хвост крючком (свинья) .
- Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками (еж) .
4. Физминутка
– А сейчас, мы с вами превратимся в животных. Была Света, а станет белка.
(Детям раздаются шапочки с изображениями животных)
– Скажи, кто ты был и кем ты стал? (Дети составляют предложения: Я был Саша, а стал волк)
– Пока звучит музыка, мы будем гулять, а когда музыка закончится, то каждый должен убежать к себе. Дикие животные идут к картинке с изображением леса, а домашние к картинке домика.
(Можно играть несколько раз, меняя шапочки.)
5. Игра «Светофорчики»
У каждого ребенка два светофорчика желтого и зеленого цвета.
– Я буду называть животного, а вы внимательно слушайте, если это дикое животное, то вы поднимаете зеленый светофор, а если домашнее, то желтый.
6. Четвертый лишний
– Убери лишнюю картинку и объясни почему.
корова, собака, лиса , коза
волк, собака, медведь, белка
лошадь, свинья, щенок , коза
медвежонок , заяц, белка, еж
7. Игра «Собери картинку» У каждого ребенка разрезная картинка
– Кого ты собрал? Кого собрал твой сосед? Составь предложение. (У меня кошка, а у Вани лиса).
8. Итог занятия
– Как одним словом мы называем лису, волка,
медведя, белку?
– О диких животных люди заботятся? Правильно,
они сами строят себе жилища и добывают корм.
– А как одним словом называют собаку, кошку,
корову? Зачем люди заботятся о домашних животных?
Какую пользу они приносят? А что делают люди для
этих животных?
– Молодцы, ребята, теперь мы можем поиграть с
животными и поухаживать за ними.