domvpavlino.ru

К основным формам направленности относятся. Направленности личности: виды, формы и их характеристики

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно . Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Способности

Характер

К свойствам личности относят: направленность, способности, характер.

Основные формы направленности личности

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуаций, ориентирующих деятельность и поступки личности.

Основные формы направленности – это мировоззренческие идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Они наглядно показаны на рис. 2.

Рис. 2. Основные формы направленности личности

Cпособности

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

В целом способности подразделяются на генетические и приобретенные. Кроме того, можно выделить виды и уровни способностей.

Классификация способностей показана на схеме 7.

Схема 7. Классификация способностей

Характер

Характер – совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся в процессе деятельности и общения, проявляющихся в типичных способах поведения.

Характерэто основа, стержень личности; он формируется в процессе всей жизни человека. Целостность характера составляют: система убеждений, потребности и интересы, темперамент, интеллект, чувства и воля. Наглядно составляющие характера показаны на схеме 8. Проявления характера раскрыты на схеме 9.

Схема 8. Составляющие характера

Схема 9. Проявления характера

Отношение человека к другим людям можно рассматривать через основные противоположные качества – см. схему 10.

Схема 10. Проявление отношения человека к другим людям

Аналогично, отношение человека к деятельности, к труду, а также отношение к собственности и вещам также раскрывается через проявление противоположных качеств – см. схемы 11, 12, 13.

Схема 11. Проявление отношения человека к деятельности


Схема 14. Ведущие свойства характера.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные формы направленности личности?

2. Как различают виды способностей в зависимости от их уровня?

3. В чем состоит целостность характера?

4. Назовите ведущие свойства характера

5. В чем проявляется отношение человека к другим людям?

Тема 4. Мотивы и потребности

Понятие мотива

Установки и фрустрации

Классификация потребностей

Понятие мотива

Мотив – это основание какого-либо поступка или действия, это побуждения к деятельности, вызывающие активность личности

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) мотив начинается с возникновения потребности, необходимости чего-либо, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием;

2) мотив осознается через:

· осознание причины эмоционального неудовольствия, необходимости чего-либо;

· осознание объекта, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить - формируется желание.

· осознание путей достижения целей – осуществляется реализация энергетического компонента мотива в реальных поступках.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений - они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

Среди осознанных мотивов можно выделить: интересы, желания и убеждения – см. схему 15.

Схема 15. Классификация осознанных мотивов

К неосознанным мотивам относят: влечения, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния – см. схему 16.


Схема 16. Классификация неосознанных мотивов

Влечение – недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку неясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет.

Влечение – это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений приводит к угасанию мотивов, либо к четкому осознанию их потребностей.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне».

Установки и фрустрации

Установки и фрустации возникают естественным путем; они и неосознанны, и определяют поведение человека во многих ситуациях.

Установка – неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Они формируются на основе личного прошлого опыта человека.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.

Они могут вызывать существенные изменения в мотивации человека:

· побуждать его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует);

· чувствовать себя во всем виноватым, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация, самообвинение).

Фрустрированность человека - степень выраженности его фрустрационного состояния - выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрационные состояния, возникают в результате фрустраций.

Классификация потребностей

Потребность – осознаваемое и переживаемое человеком состояние необходимости чего-либо.

Осознанные потребности – это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

Чем сильнее потребности, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Потребности подразделяются на:

1) первичные (биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите и др.;

2) культурные (приобретенные) потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания.

Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные.

К духовным относят потребности: познавательные, эстетические, в общении, в эмоциональном тепле, в уважении, в деятельности, в осознании смысла своей жизни, в достижении цели.

Обобщенно структуру можно представить следующим образом – см. схему 17.

Контрольные вопросы

1. Какой мотив называется неосознанным?

2. Какова структура мотива?

3. Какие виды потребностей относятся к приобретенным?

4. Как формируются установки личности?

5. Какое психическое состояние называется фрустрацией?

6. Какова структура потребностей?


Схема 17. Структура потребностей

Тема 5. Темперамент

В трудах различных авторов направленность личности обозначается по разному: как динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), основная жизненная направленность (Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность – это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

Направленность личности формируется в процессе её развития в системе общественных отношений. От направленности личности зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется).

Направленность личности частично характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности, которая является исходным звеном направленности. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.

Направленность личности – это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Следует отметить, что направленности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке иерархии.



Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание будущей цели и построение плана.

Следущая форма направленности – стремление . Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности – это идеал .

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение – его потребности.

Направленность личности наряду с характером представляют регуляторы поведения человека с готовым информационным содержанием. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который служит этой цели, являются способности.

Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

    влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;

    установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.

    желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

    интерес - познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;

    мировоззрение - система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

    убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

14. Активность личности.

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формиру­ется путем воспитания. Направленность проявляется в таких иерархи­чески связанных между собой формах, как влечение, желание, стремле­ние, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятель­ности и поэтому различаются по степени осознанности, по силе, энер­гичности (интенсивности, устойчивости). Дадим краткую характерис­тику основным формам направленности:

Влечение характеризуется отсутствием четко понимаемой, осознан­ной цели. Несмотря на то, что влечение считается малодифференцированным, смутным стремлением человека, оно всегда направленно на какой-либо объект. Поэтому когда говорят о симпатии или влюбленно­сти, то имеют в виду конкретного человека, а не влечение «вообще». В то же время влечение отличается недостаточной осознанностью потреб­ности субъекта, и поэтому некоторые влечения играют важную роль в формировании тех или иных личностных структур, защитных меха­низмов и т.д

Н.Д. Левитов предложил классификацию влечения в зависимости от силы и устойчивости. Наиболее оформившееся влечение, более захватывающее личность, он называет увлечением. Увлечения имеют различную продолжительность, но они всегда ограничены временем. Если увлечение затягивается на длительный срок, оно обычно перехо­дит в страсть, являющуюся более продолжительным и еще более силь­ным влечением, которое может проявляться по отношению к музыке, коллекционированию, охоте, рыбной ловле и т. д. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею как нечто нежелательное, навязчивое (к алкоголю, курению, наркотикам, игре в казино и т.д.). В этом случае говорят о мании - болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном же­лании (наркомания, токсикомания, мания величия).

Влечение является преходящим явлением, поскольку представлен­ная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Желание - это форма направленности, при которой осознаются объекты и возможные пути удовлетворения потребности. На основе сво­их желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы.

Стремление - чувственное переживание потребности. Стремление тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, которые сиг­нализируют человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетво­рения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой ком­понент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности.

Интерес - форма познавательной направленности личности, рассмат­риваемая в качестве побудителей активности человека. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. Интересы имеют тен­денцию развиваться: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. По мнению Д.А. Кикнадзе, беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интерес. Потребность порож­дает интерес только тогда, когда на пути ее удовлетворения встречаются какие либо препятствия. Предметное содержание интереса - это не пред­мет потребности, а средства его достижения (Г.К.Черкасов).

В разных концепциях интерес толкуется по-разному: как «стремле­ние посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению» (Э.Тор-ндайк); как «врожденное инстинктивное стремление» (В.Макдауголл); как «потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций, духовная» (Б.И. Додонов); как «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» (С.Л.Рубинштей­на); как «эмоциональное и познавательное отношение» (А.Г.Ковалева); как «динамические тенденции, развивающиеся вместе со всей личностью» Л.С.Выготский считал, что интересы не приоб­ретаются, а развиваются (например, во время полового созревания под­ростков: вместе с появлением полового влечения у них появляются и новые интересы).

В психологии существует множество классификаций интересов:

1 . В зависимости от цели (по наличию результата): процессуальные, при которых целью является наслаждение переживаниями от опреде­ленной деятельности, и процессуально-целевые, в которых получение удо­вольствия от процесса сочетается с получением полезного результата.

2. В зависимости от длительности, устойчивости интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Нередко встречаются люди, интересующи­еся самыми разнообразными предметами, но ненадолго; один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых эти скоропроходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно «увлекающимися». Человек, не способ­ный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успе­ха ни в какой сфере деятельности. Степень устойчивости позволяет выявить стадии развития интереса: любопытство, интерес-отношение и интерес-склонность. Любопытство является начальной стадией разви­тия интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объек­там познания и является проявлением ситуативного интереса.

Ф. Ларошфуко различал следующие виды любопытства: своекорыст­ное любопытство, внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое - вызванное желанием узнать то, что неизвестно дру­гим.

Н.Д.Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, (свойственно маленьким детям и взрослым, попавшим в новую, непри­вычную обстановку); серьезное любопытство ("свидетельствует о нали­чии любознательности у человека); праздное любопытство (направле­но на предмет, не стоящий внимания).

Выделяют также интерес-отношение и интерес-склонности как более устойчивые образования личности (интерес к искусству, науке, спорту, своей профессии и т.д.). Интерес-отношение формируется на базе нео­днократно получаемого удовольствия от проявления ситуативного ин­тереса (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении театров, концертных залов, спортивных соревнований и т. д.). Инте­рес-склонность включает волевой компонент и проявляется в стремле­нии заниматься определенной деятельностью.

4. По количеству привлекательных объектов интересы бывают ши­рокими и узкими. В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом - интересом к музыке. Музыка для Сальери как высокая стена, заслоняющая все собой. Интерес к музыке сделал Сальери глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Контрастом к нему является Моцарт, гениальный музыкант, но не замкнутый в своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлени­ям. Для него музыка как широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются та­лантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инже­нером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки.

Иногда интересы называют «мелкими». В данном случае имеют в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных«потребностей: едой, питьем, сном и другими чувственными удоволь­ствиями. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны в повести Гоголя «Старосветские помещики». Незначи­тельный интерес и у чиновника Акакия Акакиевича («Шинель»), кото­рый посвящал все свободное время переписыванию бумаг. «Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир »

5. По своей связи с объектом интересы бывают непосредственные, которые напрямую связаны с какой-либо потребностью, и опосредованнные, где потребность прослеживается неясно. Так, ученик может инте­ресоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки, он любит петь и получает от этого удовольствие. В другом случае школьник хо­дит на музыку, потому что ему просто нужно, чтобы в табеле были только хорошие отметки.

При включении в интерес волевого компонента он начинает прояв­ляться в стремлении заниматься определенной деятельностью - стано­вится склонностью.

Склонность - избирательная направленность индивида на опреде­ленный вид деятельности, в основе которой лежит глубокая устойчи­вая потребность в данном виде деятельности. При этом человек стара­ется совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельно­стью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты прояв­ляли склонность к своей профессии еще с детства. Р. Кеттелл выделя­ет:

Общие склонности, которые свойственны всем людям, и уникальные склонности, характеризующие определенную индивидуальность.

По признаку модальности: динамические склонности, которые направляют человека на достижение определенной цели, «склонности-способности», которые касаются эффективности, «темпераментные склон­ности», которые связаны с энергичностью и эмоциональностью. Более важное значение Р.Кеттелл придает «динамическим» склонностям.

По мнению Е.П.Ильина, не всякое положительное отношение к де­ятельности, к ее содержанию следует считать склонностью. Характер­ной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. Он не может в большин­стве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность, и называет чисто внешние признаки, базирующиеся на содержатель­ной характеристике выбираемого вида активности (например, называ­ет вид спорта, которым хотел бы заниматься, не объясняя почему («просто нравится»). Положительное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими факторами: заработной платой, режимом труда, близостью места работы к месту проживания, ее со­держанием и т. д.

Идеалы формируются на основе склонностей и интересов личности. Человек старается изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами. Идеал - форма направленности, конкретизируемая в опре­деленном образе, на который данный человек хочет быть похож; в целях, которые данный человек считает высшими в которых видит конечную цель своих стремлений. Для одних они - действенны и ре­шающи, для других - недостижимы.

Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружаю­щий мир, но изменять его в соответствии с ними. Если идеал неверен, то он приведет человека не к тому, на что он надеялся. В данном случае говорят об иллюзорных идеалах.

Некоторые авторы выделяют мечту как вид формы направленности. Б.И.Додонов отмечает, что мечтание иногда помогает человеку отсту­пить от цели, заменить реальное действие воображаемым, но в то же время упускает возможность удерживать цель, так как в процессе мечта­ния создаются внутренние модели «потребного будущего» (по Н.А.Бернштейну), которые обладают большой побуждающей силой. Мечтая, человек учится находить пути и средства удовлетворения потребности. Почти каждый человек проходит в своем развитии через стадию наивного мечтательства (мечта-игра), которая с возрастом перерастает в мечту-план, т. е. в мотивационную установку.

Убеждение - форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, ценностными ориентациями, принципами. Наличие у человека устойчивых убеждений, охва­тывающих различные сферы жизнедеятельности, является показателем высокой активности его личности. Человек со сложившимися убежде­ниями не только поступает в строгом соответствии с ними, но и стре­мится передать их другим людям, убеждая их в своей правоте. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека выступают как его мировоззрение.

Мировоззрение - это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Сформированность мировоззрения является существен­ным показателем зрелости личности. Мировоззрение играет большую роль в жизни человека. Оно влияет на нормы поведения человека, его вкусы, интересы, на его отношение к труду, к другим людям. Мировоззрение может иметь религиозную, политическую, нравственную, научную и эс­тетическую окраску. С мировоззрением связано самоопределение челове­ка (цели, которые ставит перед собой человек, средства, которые он предпочитает для их достижения). Сочетание интеллектуального и воле­вого компонента в поведении человека предполагает переход мировоззре­ния в убеждение как высшую форму направленности личности.

Загрузка...