domvpavlino.ru

И правда ли, что его съели аборигены? Что открыл Джеймс Кук

Английский моряк и первооткрыватель новых земель Джеймс Кук прожил чуть больше 50 лет. Но в эти 5 десятилетий вместилось столько событий (причем значимых для всего человечества), сколько у большинства семейств и за 10 поколений не наберется.

Родился будущий мореплаватель в 1728 г. в бедной деревушке графства Йоркшир. Он с детства мечтал о морях, о путешествиях и открытиях, и в 18 лет, получив неплохое образование, поступил служить на английский корабль юнгой.

Вскоре талантливого юношу заметили. У него был выбор: стать моряком на судне крупной торговой компании (место выгодное и престижное) или отправиться нести службу в Королевском флоте, где платили не так и много, зато трудностей было хоть отбавляй. Джеймс принял решение связать свою жизнь с Королевским флотом.

Всю жизнь Кук продолжал учиться, занимался самообразованием. Он изучал астрономию, математику, географию, составлял карты. Немалый опыт, пригодившийся исследователю во время кругосветных плаваний, он обрел в период участия в сражениях Семилетней войны.

Главное дело жизни Джеймса Кука – организация 3 кругосветных путешествий. Первое длилось с 1768 по 1771 гг. Капитан судна «Индевор» Джеймс Кук отплыл от берегов родного королевства, чтобы найти загадочный Южный континент. За эти годы корабль обогнул: Гаити, Новую Зеландию, Австралию, новую Гвинею – и вернулся к берегам Англии. Пробраться к холодному Южному полюсу помешали гигантские скопления льдов.

Второе «турне» было осуществлено капитаном Куком в течение 3 лет, начиная с 1772 г. Впервые в истории человечества был пересечен Южный полярный круг. В плавание отправились 2 корабля, но только тому, которым командовал Кук, удалось пристать к берегам Таити, острова Пасхи, Новой Каледонии. Будучи впервые вблизи Австралии со стороны Большого Барьерного рифа, Кук, не зная особенностей этого участка пути, наткнулся на коралловую «стену». Судно получило серьезные повреждения. В течение суток матросы спешно заделывали прорехи, после чего корабль пристал к берегам Австралии и находился на ремонте 2 недели. Потом путешествие продолжилось.

Целью третьего вояжа – того самого, который стоил жизни великому мореплавателю, — было открытие водного пути, соединявшего Тихий и Атлантический океаны. Путешествие началось в 1776 г. Во время его Кук открыл остров Керлеген, Гавайские острова. В 1779 г. корабль подошел к Гавайским островам. Здесь между туземцами и командой корабля поначалу завязались мирные отношения, которые затем по какой-то причине переросли в конфликт. Кук всеми силами пытался разрешить его мирным путем. Но ему это не удалось: аборигены убили отважного капитана ударом в спину. Никакой душераздирающей истории со съедением Кука, конечно, не было, но факт его гибели не подлежит сомнению.

О личной жизни выдающегося мореплавателя известно немного. Так, исследователи утверждают, что всю жизнь он вел дневник, но записи там главным образом делового характера. Кук был женат, у него родились шестеро детей. Супруга пережила капитана на 46 лет и умерла в 96-летнем возрасте.

Джеймс Кук был одним из первых, кто сумел избежать цинги среди своих матросов. Для этого он включал в ежедневный рацион команды квашеную капусту, и страшная спутница всех путешественников тех времен всегда обходила корабли Кука стороной.

Джеймс Кук – один из тех представителей человечества, которыми оно может гордиться по праву. А если судьба отмерила бы герою-путешественнику побольше лет, наверное, он сумел бы сделать еще больше открытий, и развитие земной цивилизации сейчас шло бы еще более быстрыми темпами.

Современному человеку достаточно заказать билет в кассе аэропорта, чтобы переместиться на другой конец света. А ведь так было не всегда. Всего шесть столетий назад на картах отсутствовали континенты Западного полушария и многие острова южных морей. Золотой период в истории географических открытий пришёлся на XV-XIX века.

Благодаря бесстрашию генуэзца Христофора Колумба, российских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева были открыты новые материки — Америка и Антарктида, а в 1788 году окончательно доказано существование ещё одного континента — Австралии. С именем этой страны связана судьба английского военного моряка, который долгое время разыскивал таинственную «Южную землю». Итак, герой нашего повествования - Джеймс Кук. Краткая биография мореплавателя весьма насыщенна, богата событиями, увлекательна. Многие еще со школьной скамьи помнят о его открытиях. Тем же, кто позабыл, или школьникам, которые только начинают познавать увлекательный мир географии, будет полезно хотя бы вкратце ознакомиться с информацией об основных вехах жизненного пути этого отважного человека. Итак, что же уготовила ему судьба?

Джеймс Кук: краткая биография и что открыл

7 января 1728 года в селении Мартон-Кливленд, Йоркшир, Англия, у шотландца-батрака родился сын — Джеймс Кук. С ранних лет мальчик показывал свою смышлёность и любознательность. Но благосостояние семьи не позволяло получить хорошее образование. С отрочества он начал помогать отцу, работая на ферме. Единственным шансом повидать мир стало устройство юнгой на торговый бриг-угольщик «Геркулес». Так, в возрасте 18 лет начал морскую карьеру юноша по имени Джеймс Кук, биография которого для многих мореплавателей служит примером для подражания.

Благодаря усердию и дисциплине через два года он был переведён на корабль «Три брата». Свободное от вахты время матрос посвящал изучению навигации, астрономии и географии. Особенно его заинтересовали описания плаваний знаменитых исследователей. Работа на торговом судне, связанная с перевозкой угля, не была интересной, его манили незнакомые страны.

Карьера военного моряка

17 июня 1755 года Джеймс Кук, биография и открытия которого были связаны со службой в Королевском военно-морском флоте, сделал первый шаг на пути к своей мечте. Он отказался от перспективы стать капитаном торгового судна «Френдшип» и ушёл простым матросом на боевой корабль «Игл». Опыт, полученный за время работы у судовладельцев Уокеров, помог ему в кратчайшие сроки (всего за месяц!) стать боцманом, а ещё через два года Кук назначается мастером. В 1758 году Джеймс Кук, биография которого отныне будет напоминать карту морских экспедиций, отправляется в первое большое плавание к побережью Северной Америки.

Но это была не обычная прогулка, а рейд боевого судна в период Семилетней войны между Англией и Францией. Главной целью этой борьбы был перехват заокеанских владений. В то время колонии извечной соперницы Британии превышали размер заморских территорий Англии и Испании. Благодаря знанию навигации и картографическим способностям Джеймса Кука был проложен фарватер реки Святого Лаврентия, который помог англичанам одержать победу в борьбе за Канадские земли.

Первое кругосветное путешествие

Для таких морских держав, как Англия, Испания, Франция, Португалия и Голландия, открытие новых земель не было следствием любви к неизведанному. Эти страны в первую очередь преследовали свои меркантильные интересы, главной из которых было пополнение казны государства за счёт разработки месторождений золота и других полезных ископаемых. Британское адмиралтейство по приказу монархии отправляло военно-морские суда на поиски неизвестных земель.

26 августа 1768 года английский парусник «Индевор» покинул Плимут и пересёк Атлантику. Обогнув побережья Южной Америки, он вышел через пролив Дрейка в воды Тихого океана. За 3 года первого кругосветного путешествия Джеймс Кук обнаружил, что Новая Зеландия состоит из двух островов, а пролив между ними до сих пор носит имя первооткрывателя. Он также изучил и составил карту восточного побережья Австралии.

Второе кругосветное путешествие

Не прошло и месяца после возвращения на родину, как Джеймс Кук, биография которого отныне будет связана с интересами Британского адмиралтейства, снова отправился в морскую экспедицию на очередные три года. На этот раз его домом стал корабль «Резолюшн», вместе с которым последовало ещё одно судно — «Эдвенчер». Цель была та же, что и в первом путешествии: открытие новых земель.

Маршрут экспедиции пролегал мимо берегов Африки к южным широтам, но до Антарктиды корабли не дошли из-за шторма. За время странствий по водам Тихого океана было открыты множество архипелагов, а численность экипажа «Эдвенчура» уменьшилась на 8 человек в результате нападения аборигенов-каннибалов на одном из островов.

В последний путь

Третья и последняя кругосветная экспедиция неутомимого британца стартовала летом 1776 года. Перед ним была поставлена задача обнаружить морской путь, по которому можно выйти к Северной Америке через Атлантику и Тихий океан. На этот раз в распоряжении Джеймса Кука был флагман «Резолюшн» и судно «Дискавери». За полгода они достигли берегов Тасмании. Пройдя вдоль побережья Таити, корабли отправились на север.

18 января 1778 года были открыты острова, ныне известные как Гавайские. Но Джеймс Кук дал им изначально другое имя — Сэндвичевы. Оттуда корабли дошли до цели своего путешествия. Из Америки экспедиция направилась в Арктику, пересекла Северный полярный круг. Парусники не смогли пройти через льды Чукотского моря, и поэтому было решено вернуться проверенным путём.

26 ноября 1778 года путешественники причалили у Сэндвичевых островов, а спустя почти три месяца Джеймс Кук и несколько членов экипажа были вероломно убиты туземцами. 22 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были преданы морской стихии.

Из-за тяжелого материального положения семьи был отдан в подмастерья к лавочнику Сандерсону, проживавшему в небольшом приморском городке Стейтесе; по вечерам жадно слушал рассказы моряков о дальних плаваниях. В 1746 ушел от Сандерсона и нанялся в Уитби на угольное судно, курсировавшем в основном между Ньюкаслом и Лондоном. Плавал также в Ирландию, Норвегию и по Балтийскому морю. Получил сертификат помощника капитана. Имел возможность стать шкипером одного из торговых судов, но с началом Семилетней войны 1755–1763 завербовался простым матросом в королевский военно-морской флот. Воевал на американском театре военных действий. В 1757 получил офицерский чин и стал командиром корабля «Пемброк». В 1759 отличился при осаде Квебека; рискуя жизнью, исследовал фарватер р. Св. Лаврентия в непосредственной близости от французских позиций. По окончании войны занимался составлением карты берегов о. Ньюфаундленда и п-ова Новая Шотландия. Их точность и детальность обеспечили ему репутацию опытного топографа и картографа в Адмиралтействе и Королевском географическом обществе.

Первое кругосветное путешествие (август 1768 – июль 1771).

В 1766 Адмиралтейство поручило ему организовать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца и вычисления расстояния от Земли до Солнца; экспедиция должна была также выяснить, не является ли открытая в 1642 А.Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 из Плимута на корабле «Индевор» (85 чел.), пересек Атлантический океан, обогнул м. Горн, вышел в Тихий океан и достиг о.Отаити (Таити), где выполнил астрономическую задачу экспедиции (3 июня 1769). Составил географическое описание Таити и соседних островов; назвал их в честь Королевского географического общества о-вами Общества. Взяв курс на юго-запад, 7 октября 1769 подошел к Новой Зеландии, совершил вокруг нее плавание (В октябре 1769 – марте 1770) и определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком; объявил ее собственностью британской короны. Решив вернуться на родину через Индийский океан, взял курс на Австралию. 19 апреля 1770 достиг ее восточного берега, дал ему имя Новый Южный Уэльс и провозгласил английским владением. Обогнув северную оконечность Австралии (м.Йорк), доказал, что она отделена от Новой Гвинеи широким проливом (пролив Торреса), тем самым сделав общеевропейским достоянием державшееся испанцами в секрете открытие Л.В.де Торреса (1606). 11 октября прибыл в Батавию (совр. Джакарта); треть экипажа погибла там от малярии и дизентерии. Пересек Индийский океан, миновал м. Доброй Надежды и о. Св. Елены и в июле 1771 вернулся в Англию.

Второе кругосветное путешествие (июль 1772 – июль 1775).

Осенью 1771 Адмиралтейство поручило Д.Куку найти Южный континент в еще неисследованных частях Южного полушария. 13 июля 1772 отплыл из Плимута на корабле «Резольюшен» в сопровождении корабля «Эдвенчер» (капитан Т. Ферно), в конце октября прибыл в Капштадт (совр. Кейптаун), а 23 ноября взял курс на юг. Уже 12 декабря путь ему преградили сплошные льды, но продолжил поиски. 17 января 1773 впервые в истории пересек Южный полярный круг; тем не менее был вынужден повернуть на север и 25 марта подошел к берегам Новой Зеландии. Летом 1773 посетил о-ва Таити и Тонга и открыл о-ва Харви (о-ва Кука). 27 ноября вновь предпринял плавание на юг, в середине декабря наткнулся на непрерывную линию льдов, 30 января 1774 достиг самой южной точки своих путешествий – 71°10" южной широты, однако ему снова пришлось отступить. По пути в Новую Зеландию побывал на о.Пасха, Маркизских о-вах и архипелаге Новые Гибриды, открыл о. Новая Каледония, о. Ниуэ и о.Норфолк; сделал их подробное географическое описание. В ноябре 1774 покинул Новую Зеландию, пересек Тихий океан вдоль 55° южной широты, в декабре достиг Огненной Земли, в конце января 1775 обнаружил Южные Сандвичевы о-ва и о.Южная Георгия и 13 июля вернулся в Англию, потеряв за время путешествия лишь одного матроса. В результате экспедиции вероятность существования Южного континента оказалась под большим вопросом; если таковой и был, то у самого полюса под глыбами льда.

Получил звание пост-капитана; был награжден золотой медалью Королевского географического общества и принят в его члены. Приобрел большую известность и авторитет в Европе.

Третье кругосветное путешествие (июль 1776 – февраль 1779).

Целью третьего путешествия стал поиск северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий. 12 июля 1776 отправился из Плимута на "Резольюшен» в сопровождении корабля «Дискавери» (капитан Ч.Клерк), 18 октября 1777 бросил якорь у Капштадта, 30 ноября взял курс на юго-восток, а 12 декабря открыл о-ва Принца Эдуарда. В 1777 посетил о. Тасмания, Новую Зеландию, о-ва Тонга, о. Таити и о-ва Общества. В декабре 1777 взял курс на север, 18 января 1778 пристал к Гавайским о-вам, которые назвал Сандвичевыми в честь своего покровителя графа Сандвича, в марте вышел к североамериканскому побережью в районе совр. Орегона, проплыл вдоль берегов Канады и Аляски, миновал Берингов пролив, пересек Северный полярный круг и продвинулся до 70°44" северной широты, где был остановлен сплошными льдами. Повернул на юг и в середине января 1779 добрался до Гавайских о-вов. Погиб 14 февраля 1779 в результате стычки с аборигенами в бухте Кеалакеакуа на западном побережье о. Гавайи, где и был похоронен. Его дневники, насыщенные богатой географической и этнографической информацией, многократно издавались на разных европейских языках.

Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.

Детство и юность

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир). У его отца, бедного шотландского батрака, помимо Джеймса было четыре ребенка. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учебы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Геркулес» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.

Начало карьеры

Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Фрилав», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон - Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров - «Три брата».

Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».

Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей - неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом.

Вскоре началась Семилетняя война (1756 год) «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 года у острова Уэссан «Игл» вступил в бой с французским кораблем «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя, «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.

По достижении двухлетнего стажа, в 1757 году, Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 года был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).

Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, - обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера, объем работы был очень велик, с другой - работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нем. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён мастером на флагманский корабль «Нортумберленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла, Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.

Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 года, Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763-1794 гг), Натаниэль (1764-1781 гг), Элизабет (1767-1771 гг), Джозеф (1768-1768 гг), Джордж (1772-1772) и Хью (1776-1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 года в возрасте 93 лет.

Три экспедиции Джеймса Кука

Под началом Джеймса Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире.

Первое кругосветное плавание (1768-1771 годы)

Цели экспедиции

Официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Однако в секретных приказах, полученных Куком, ему предписывалось незамедлительно после завершения астрономических наблюдений отправляться в южные широты на поиски так называемого Южного материка (также известен как Terra Incognita). Если учесть, что между мировыми державами шла ожесточённая борьба за новые колонии, очень вероятным является следующее предположение: астрономические наблюдения служили Адмиралтейству ширмой, прикрывающей поиск новых колоний. Также целью экспедиции было установить берега Австралии, особенно её восточное побережье, которое совершенно не было исследовано.

Состав экспедиции

Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:

  1. Кук был моряком, и следовательно подчинялся Адмиралтейству, которому в качестве начальника экспедиции нужен был «свой» человек. Именно по этой причине Александр Далримпл, также претендующий на это звание, был невыгоден Адмиралтейству.
  2. Кук был не просто моряком, а моряком опытным.
  3. Даже среди опытных моряков Кук выделялся обширным опытом в картографии и навигации, о чем свидетельствовала успешно проведённая работа по измерению фарватера реки Св. Лаврентия. Опыт этот был подтверждён непосредственно действующим адмиралом (Колвиллом), который, рекомендуя работы Кука к публикации, охарактеризовал Кука следующим образом: «Зная по опыту одарённость мистера Кука и его способности, я считаю его достаточно квалифицированным для работы, которую он выполнил, и для крупнейших предприятий того же рода».

Экспедиции был выделен «Индевор» - небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.

Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники - Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.

Первым помощником на «Усердии» был Захари Хикс, вторым помощником - Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.

Ход экспедиции

26 августа 1768 года «Индевор» вышел из Плимута и 10 апреля 1769 года достиг берегов Таити. Выполняя приказы Адмиралтейства, предписывающие «всеми средствами поддерживать дружбу с туземцами», Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции и команды корабля с аборигенами. Категорически запрещалось вступать в конфликты с местными жителями, применять насилие. Имевшиеся случаи нарушения этого приказа строго карались. Свежие продукты для экспедиции добывались путём обмена на европейские товары. Подобное поведение англичан, пусть и продиктованное сугубо прагматическими соображениями (возбуждать излишнюю ненависть к себе было просто невыгодно), являлось по тем временам нонсенсом - европейцы, как правило, достигали своих целей с применением насилия, грабя и убивая аборигенов (были также случаи беспричинных убийств). Например, Уоллис, соотечественник Кука, побывавший на Таити незадолго до него, в ответ на отказ бесплатно снабжать его корабль продуктами обстрелял таитянские деревни из корабельной артиллерии. Но миролюбивая политика дала плоды - с островитянами удалось установить хорошие отношения, без чего наблюдение за Венерой серьёзно затруднилось бы.

С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами - частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.

С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.

После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.

Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие - поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).

В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.

11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьезном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и Рифом, усеянной мелями и подводными скалами.

Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды - продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).

Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришел в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.

На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию.

Результаты первой экспедиции

Основная заявленная цель - наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца - была выполнена, но результаты эксперимента не принесли пользы из-за неточности измерений, вызванной несовершенством оборудования того времени.

Вторая задача - открытие Южного материка - не была выполнена, и, как теперь известно, не могла быть выполненной Куком во время первого плавания. (Южный материк был открыт русскими моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году).

Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия - это два самостоятельных острова, разделенные узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось занести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, до того времени совершенно не исследованного. Был открыт пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.

Второе кругосветное плавание (1772-1775 годы)

В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.

Цели экспедиции

Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, неизвестны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал подобным образом исходя лишь из личной инициативы, поэтому представляется очень вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего и не известно.

Вторая экспедиция Д. Кука (1772-1775 гг.) была связана с географическими и политическими проблемами, поставленными в повестку дня на начальном этапе европейской экспансии в моря южного полушария. Организация второй экспедиции Кука, произведенного после возвращения на родину в капитаны, была связана с большой активностью, которую французы в это время проявили в южных морях. По крайней мере четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски Южного материка. Они связаны с именами Бугенвиля, Сюрвиля, Мариона дю Френа, Кергелена. У французов поиски Южного материка также не были вызваны научными интересами. Инициатива исходила от купеческой французской Ост-Индской компании, заботившейся, конечно, только о своём обогащении; именно она снарядила экспедицию Сюрвиля так же, как в первой половине XVIII века - экспедицию Буве, о которой упоминает Кук. О результатах этих французских экспедиций (кроме экспедиции Бугенвиля) в Лондоне еще не знали и тем более поэтому тревожились. Решено было послать два корабля (французы посылали по 2-3 корабля вместе) и поставить во главе новой экспедиции капитана Кука, успехи которого произвели огромное впечатление в Англии. Адмиралтейство так спешило с этим делом, что Куку дали после составления им подробного отчета о первом путешествии только три недели отдыха (в декабре 1771 года) - после трехлетнего плавания.

Безусловно, Королевское общество приложило к этому свою руку - оно считалось полуправительственной организацией и представляло собой мощную силу в обществе. Несомненно, позиция самого Кука была далека от пассивной в этом вопросе: подобно всем великим первопроходцам, стоило ему вкусить радости и удовлетворения от проникновения в неведомое, и он бы никогда не успокоился, пока снова не вступил бы на этот путь. Несомненно, что ведущие географы того времени, в особенности Александр Далримпл, который продолжал верить в свою идею Южного материка, стали бы торопить организацию второй экспедиции. Но всем понятно, что реально принимали решения только лорды Адмиралтейства. Они думали о возможности того, что Кук и в самом деле натолкнется на мифический Южный материк, или на какую-нибудь другую страну или остров, не открытые до сих пор, и присоединит их с его обычной оперативностью к Британской короне; интригующе приятная и вовсе не невозможная мысль, поскольку Южные моря оставались в своем большинстве неизведанными. Более вероятно, что они сказали Куку, что он должен отправиться в другое героическое путешествие для открытий - и не важно, в каком направлении он отправится, - которые принесут новое доверие, честь и славу ему и его стране, а заодно и им, лордам Адмиралтейства. В подтверждение подобной точки зрения следует заметить, что при втором путешествии, самом страшном, какие когда-либо предпринимались, Кук не получил специальных инструкций. Можно мимоходом отметить, что никто никогда бы не предпринял такое путешествие еще раз, потому что, когда Кук закончил его, в высоких широтах южного океана мало что осталось открывать. Нет сомнения в том, что Кук получил карт-бланш относительно того, куда он должен был плыть и что он должен был делать.

Джеймс Кук был мореплавателем, который за свою недолгую жизнь сумел завоевать любовь друзей и уважение врагов. Исследователи-современники удивлялись его эффективности и продуктивности. Он совершил два кругосветных плавания, сумел дополнить мировые карты и исследовать южные острова Тихого океана и льды Арктики. Почти 150 лет прошло с тех пор, как его корабль «Индевор» (Endeavor, что в переводе означает «усилие») впервые причалил к восточному берегу Австралии. Ниже представлены 10 малоизвестных фактов о капитане Куке, который еще на заре своей карьеры пообещал заплыть «настолько далеко, насколько это возможно».

1. Кук пошел служить во флот сравнительно поздно

До того как уйти на флот, Кук работал на ферме в Йоркшире. В 17 лет он поступил на службу в торговую флотилию, на корабль братьев Уокеров. Он проплавал на различных кораблях компании почти 10 лет, неустанно изучая картографию, географию, математику и навигацию. Джеймс Кук отказался от места капитана торгового судна и вместо этого записался в Королевский Флот простым матросом. Куку было 26 лет. Командование почти сразу оценило талант и опыт нового рекрута и уже через два года Кук стал мастером, а еще через несколько лет получил в командование собственный корабль.

2. Он был умелым картографом

Во время Семилетней войны картографическая экспертиза Джеймса Кука помогла Британии одержать победу в битве за Квебек. В 1760 году на собственном корабле он исследовал остров Ньюфаундленд, находящийся у берегов Канады. Карта, которую создал Кук, была настолько точной, что использовалась вплоть до середины XX века. Навыки капитана Кука в мореплавании и навигации стали основным арсеналом его исследовательской деятельности. Ему позволили уйти в кругосветное путешествие на собственном корабле в большей степени потому, что он способен был, как никто другой, ориентироваться в незнакомых водах.

3. Первое кругосветное путешествие капитана Кука на самом деле было секретным заданием

Первая исследовательская экспедиция капитана Кука началась в августе 1768 года, Британское правительство поручило в его командование корабль «Индевор», который насчитывал около сотни экипажа. Официально путешествие имело научную цель - наблюдать прохождение Венеры по солнечной орбите, но на самом деле у капитана было дополнительное задание - осуществить поиски «Великого Южного континента». По предположениям, этот земной массив находился далеко на юге. Кук доплыл до 40-й параллели, но не обнаружил никакого намека на континент. Он проплыл вокруг Новой Зеландии, доказав, что на самом деле это два острова, которые не соединены между собой. Во время своего второго кругосветного путешествия, Кук продолжил поиски Южного континента. В 1770 году он подплыл невероятно близко к Антарктиде, но тяжелые льды заставили его повернуть обратно.

4. «Индевор» чуть не затонул на Большом Барьерном Рифе

После своего первого путешествия Кук решил плыть от Австралии на север. Поскольку он выбрал неизвестные воды, корабль плыл прямиком на кораллы Большого Барьерного Рифа. 11 июня 1770 года «Индевор» был пробит и стал наполняться водой. Его команда, испугавшись крушения, стала бороться с течью и даже выбрасывать в море тяжелые пушки и бочки. Команда более двадцати часов закрывала пробоину, после чего «Индевор» вернулся в Австралийскую гавань. Через 2 месяца ремонта корабль снова готов был отплыть от берегов.

5. Джеймс Кук использовал новые методы профилактики цинги

В XVIII веке любое долгое путешествие сопровождалось смертельной болезнью - цингой, однако Кук смог избежать ее появления на всех трех своих долгосрочных экспедициях. Капитан Кук старался приобрести свежую еду на каждой остановке. Кроме того, он заметил, что постоянное употребление в пищу богатой витаминами кислой капусты снижает риск заболевания. Во время подготовки к экспедициям, Кук запасался тоннами капусты. Единственной проблемой было заставить матросов есть это непривычное блюдо. Кук пошел на хитрость и попросил поваров ежедневно подавать к офицерскому столу кислую капусту. Матросы, увидев, что командование ест это блюдо, стали сами просить добавить его в свой рацион.

6. Даже враги Британии уважали капитана Кука

Несмотря на то что путешествия Кука проходили в то время, когда Британия воевала с несколькими государствами, в числе которых были Соединенные Штаты, Испания и Франция, его репутация - выдающегося мореплавателя и исследователя - позволяла ему плавать во вражеских водах в сравнительной безопасности. В июле 1772 года, во время второго кругосветного путешествия, испанская эскадра ненадолго задержала его корабли, но осознав, что их капитаном был Кук, они отпустили судна.

7. Капитан Кук занимался поисками северо-западного прохода

В 1776 году, в возрасте 47 лет, Кук отправился в свою третью исследовательскую экспедицию. В этот раз его целью было найти северо-западный проход, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Обогнув половину земного шара, корабли Кука направились к северным берегам Западной Канады и Аляски. Кук добрался почти до самого прохода, не доплыв всего 50 миль. Дальнейшие поиски были невозможны из-за быстро наступающего льда. Экстремальные условия, среди которых были сильные течения и множество тяжелых айсбергов, довели команду Кука до забастовки. Увидев настроение своих моряков, Кук вынужден был вернуться назад.

8. Гавайские туземцы приняли капитана Кука за бога

Во время третьего путешествия Джеймс Кук стал первым европейцем, ступившим на Гавайские острова. Невероятным совпадением оказалось то, что приход кораблей королевского флота на Гавайи совпал с ежегодным праздником в честь бога плодородия. Поскольку местное население никогда не видело белых людей или огромных кораблей, на которых они приплыли, Кук и его товарищи были приняты за богов, решивших спуститься и принять дары. Европейцы с жадностью набросились как на подарки, так и на еду, практически лишив туземцев съестных припасов. Их «божественная» жизнь закончилась, когда один из моряков умер от сердечного приступа. Туземцы увидели, что странные белые люди не бессмертны. С тех пор отношения между капитаном Куком и гавайскими племенами были сильно напряжены.

9. Капитан Джеймс Кук погиб страшной смертью

В 1779 году корабли капитана Кука были вынуждены остановиться на ремонт в бухте Гавайских островов. К тому времени местные жители стали относиться к приезжим европейцам очень враждебно. После того как аборигены украли баркас с одного из кораблей, капитан потерял самообладание и спустился на сушу с требованием вернуть собственность. Кук и небольшая группа вооруженных людей попытались взять в плен вождя, но местные жители подоспели на помощь. Пытаясь отогнать местное население от капитана и его людей, на борту кораблей стали палить из пушек, что еще больше напугало и разозлило туземцев. Кук бросился назад к шлюпкам, но не успел добежать до них. Туземцы забросали его камнями, а догнав, стали избивать тяжелыми деревянными дубинами. Вождь, которого капитан пытался взять в плен, ранил Кука ножом. После того как местное население осознало, что капитан погиб, они подготовили тело исследователя к погребению с почестями, достойными короля.

10. НАСА назвали свои шаттлы в честь кораблей капитана Кука

За свою жизнь Кук исследовал и нанес на карту невероятное количество территорий, больше чем какой-либо другой мореплаватель XVIII века. Его невероятные достижения поразили не только моряков, но и ученых и инженеров НАСА. Третий космический шаттл НАСА был назван в честь третьего корабля Кука «Дискавери». Последний их шаттл был назван «Индевор», в честь первого корабля капитана Кука, на котором он совершил первое путешествие вокруг света.

Загрузка...