domvpavlino.ru

Гуманистическая психология кратко. Гуманистический подход в психологии

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

Вопросы лекции:

1. Предпосылки возникновения гуманистической психологии.

2. Основные положения гуманистической психологии.

4. Недирективная терапия К. Роджерса.

Научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психология”. Гуманистическая психология возникла как “третья сила”, противопоставлявшая себя двум существовавшим направлениям – психоанализу и бихевиоризму. Последователи новой научной школы намеревались “выйти” за пределы дилеммы “бихевиоризм – психоанализ” и открыть новый взгляд на природу психики человека.

Предпосылки возникновения. Среди ранних предшественников гуманистической психологии можно назвать Франца Брентано (критика механицизма и стремление рассматривать сознание как молярный феномен), О. Кюльпе и В. Джемса. В рамках гештальтпсихологии также существовала тенденция рассматривать сознание как “законную” и плодотворную для психологии сферу исследования.

Идеи, легшие в основу гуманистической психологии, возникали также в рамках психоанализа. Адлер, Хорни, Эриксон, Фромм в противоположность взглядам Фрейда также настаивали на том, что человек – существо, прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти психоаналитики видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали у человека способность создавать собственное “Я” и самому стоить свою жизнь.

В целом все эти идеи отражали своеобразный дух того времени – растущую неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером западной культуры, идеи добра, свободы мира и ненасилия, тесно связанные с контр культурой хиппи.

Основные положения гуманистической психологии. В докладе ассоциации гуманистической психологии указывалось, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением тех способностей и возможностей человека, к анализу которых не обращались ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любви, творчества, развития, смысла жизни и т.д. это – психология, целью изучения которой является здоровый творческий индивид. По словам Шарлоты Бюлер: “гуманизм предполагает изучение человека – индивида как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. Это делается для того, чтобы помочь человеку стать более счастливым. С этической точки зрения гуманизм означает установление таких правил жизнедеятельности, которые основываются скорее на потребностях человека, чем низших животных, законах неживой природы или заветах бога.


Основные принципы гуманистической психологии:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.

2. Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации “здесь и теперь”.

3. Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие; его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).

Этические постулаты гуманистической теории:

1. В жизни человек несет ответственность за свои поступки.

2. Человеческие отношения должны строиться на признании внутреннего субъективного мира друг друга и признании того факта, что каждый человек – творец своей жизни.

3. Каждый человек живет только в настоящий момент “здесь и сейчас” и именно он существенен для бытия.

Для людей, усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта, который приводит к развитию личности. Поэтому в практическом плане основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. Это положение приводит к переосмыслению всей исследовательской парадигмы.

Исследовательская парадигма вытекает из противопоставления научного (scientific) и основанного на опыте (experiental) подходов к изучению человека. Гуманистическая психология (прежде всего, Карл Роджерс) опирается на второй подход.

Согласно этому подходу, наука существует только в человеке, это то, что субъективно принимается членами научного сообщества. Научное знание зарождается (творческий период), развивается, передается и используется людьми, и, следовательно, на основе их субъективного опыта. Принятие или непринятие нового знания, выбор темы, метода исследования и т.д. всегда зависит от конкретных людей. Поэтому наука так же, как и психотерапия, как и другие аспекты жизнедеятельности, берет начало во внутренних организмических переживаниях, которые могут быть переданы лишь частично и относительно неполно. Использование научного результата также является делом субъективного выбора. Наука сама по себе никогда не манипулирует, не контролирует и не деперсонализирует. Это делают только люди. Чем сильнее человек закрывается от своего субъективного опыта защитными реакциями, тем больше вероятность антисоциального использования науки. Чем больше человек открыт своим переживаниям, тем выше вероятность того, что он использует результаты научных исследований в созидательных целях. Таким образом, наука – это не что-то безличное, а только человек, который строит образ окружающего мира, опираясь на некоторые общепринятые правила и свой жизненный опыт.

Категория личности в гуманистической психологии. Категория личности является центральной категорией гуманистической психологии. Она выражается при помощи системы понятий, включающих в себя: а) понятия, определяющие способ существования человека как личности; б) понятия, выражающие представления о целях существования человека как личности; в) понятия, определяющие условия и средства достижения этих целей.

Рассмотрим понятия, определяющие способ существования человека как личности.

Личность как открытая система. Термин заимствован из общей теории систем. Он подразумевает наличие у человека способности к изменению и развитию во взаимодействии с окружающей средой. Это изменение есть способ адаптации открытой личности к окружающей ее среде, в то время как стремление к стабильности – отличительная черта “закрытой личности”. Личность “открыта” и в том смысле, что она не существует вне системы своих выборов, она ими создается.

Личность – это проект, укорененный в биологической природе человека, некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована. Степень реализации данного “проекта” - мера ответственности человека за свою собственную судьбу.

Личность – это одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта, но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления.

Гуманистическая психология выделяет три потенциала, без реализации которых нельзя говорить о собственно личностном способе существования.

а) Творческий потенциал человека. Это одно из важнейших представлений о человеке в гуманистической психологии. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всех формах самовыражения личности.

б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование – это существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В основе аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор.

в) Способность к росту личности. Наличие такой способность отражает стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды (и психологической науки, в конечном счете) состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал.

Мотивация как структурное и иерархическое образование составляет самую значительную сторону способа существования человека как личности. Согласно Маслоу, человеческие мотивы являются врожденными и могут быть систематизированы в виде восходящей иерархии: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации личности. Данная схема основана на предположении, что доминирующие потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем индивид сможет осознать свои потребности более высокого порядка: когда одна потребность удовлетворяется, другая, более высокого порядка, возникает, осознается и становится реальной. Для Маслоу эта схема являлась основным принципом, определяющим мотивацию человека. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей достаточно широка, и чем выше личность способна подняться в этой иерархии, тем больше в ней индивидуальности, тем ближе она к собственно человеческом способу существования и психологическому здоровью.

Маслоу признавал, что возможны отклонения от данной иерархии мотивов. Он отмечал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии, например, отдавать приоритет потребностям уважения и самоуважения перед потребностью любви и т.д. Однако, как правило, чем ниже стоит потребность в иерархии, тем больше ее сила и приоритет. Это выражается, в частности, в том, что личность, продвинувшаяся высоко в иерархии потребностей, спускается на низший уровень, если потребность данного уровня перестает удовлетворяться. Человек остается на этом уровне до той поры, пока потребность не будет в достаточной мере удовлетворена.

Маслоу указывал, что потребность никогда не бывает удовлетворена полностью. Потребности частично совпадают, и человек может быть одновременно мотивирован на нескольких уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - уважение и самоуважение, 10% - самоактуализация.

В отличие от Маслоу, рассматривавшего мотивационную сферу личности в виде сложной иерархической структуры, Карл Роджерс постулировал существование единого мотива, определяющего поведение человека. Согласно Роджерсу, все поведение человека побуждается и регулируется объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Тенденция актуализации, согласно Роджерсу, является универсальной для всех форм жизни – она присуща всему живому. На различных уровнях организации жизни (растения, животные, человек) она принимает различные формы. На низших уровнях она выражается в стремлении сохранения своего организма, а также в его (организма) росте, развитии и постоянном обновлении. На уровне личности тенденция актуализации выражается в стремлении человека реализовать свой потенциал и стать полноценно функционирующей личностью.

Таковы понятия, в которых отразилось представление о личностном способе существования, разработанное в рамках гуманистической психологии. Необходимо отметить, что понятие самоактуализации занимает центральное место в представлениях о целях существования человека как личности.

Cогласно Маслоу, человечество страдает от отсутствия ценностей (или недостаточной их осознанности). По его мнению, в настоящее время потерпели крах все внешне заданные ценностные системы (политические, экономические, религиозные и т.д.), то есть, сложилась такая ситуация, когда для человека “нет того, за что стоит умереть”. Крах различных социальных ценностей на уровне индивидуального сознания порождает стремление к принятию любых убеждений и любых систем ценностей.

Основная задача гуманистической психотерапии и состоит, согласно А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., в том, чтобы помочь человеку в поисках ценностей (а, следовательно, и в поисках смысла), в том, чтобы побуждать его к этому поиску. Поэтому представление о системе ценностей должно существовать хотя бы в теории гуманистической психологии. Представление о ценностях и целях личностного способа существования задает ядро образа человека в гуманистической психологии, а категории, их выражающие, являются центральными категориями данного психологического направления.

Одной из основных целей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Понятие самоактуализации не только формирует представление о способе существования, но и может быть рассмотрено как представление о конечных целях здоровой личности. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всегда - выбор из множества возможностей роста личности (непрерывный процесс, подразумевающий многократные отдельные шаги между продвижением вперед и отступлением).

Маслоу описывает следующие восемь путей самоактуализации:

1. Полное, живое переживание с полной сосредоточенностью и погруженностью. Момент, когда “Я” реализует самое себя.

2. Выбор между продвижением вперед, развитием, или отступлением. Выбор из возможностей дальнейшего развития.

3. Возможность слушать (и действовать согласно) голос своего “Я”, отличая его от голосов родителей, общества и т.п.

4. Честность, прежде всего по отношению к самому себе, принятие на себя ответственности за свою жизнь.

5. Независимость, неконформность, смелость быть самим собой.

6. Процесс реализации своих потенциальных способностей. Труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - моменты самоактуализации.

8. Разоблачения собственной психопатологии. Выяснение своих защит и преодоление их (А. Маслоу, 1982).

Познать сущность самоактуализации возможно двумя путями. Во-первых, во время “высших переживаний” (peak-experiences). Во-вторых, самоактуализация может быть познана путем изучения особого типа людей, которых Маслоу назвал “самоактуализирующиеся личности”. Такие личности отличаются более выраженной социальной направленностью на общечеловеческие ценности, демократической структурой характера (не авторитарны), ярко выраженной индивидуальностью, реальным “Я”, совершенной идентификацией, автономией, большой открытостью опыту, спонтанностью, экспрессивностью, гибкостью, способностью к эмпатии, объективностью, беспристрастностью, способностью любить, наличием большого творческого потенциала и т.д.

К.Роджерс постулирует, что в результате самоактуализации возникает “полноценно функционирующий человек”. Данный термин использовался Роджерсом для обозначения людей, которые реализуют свой потенциал, развивают свои способности и адекватно воспринимают себя и окружающий мир. Роджерс определил основные черты, присущие полноценно функционирующим личностям.

Открытость к переживанию - это способность слушать себя, ощущать все переживания, не испытывая при этом вины или угрозы. Полноценно функционирующий человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он открыт этому опыту, то есть, способен воспринимать его без защитных реакций. Его представления о себе соответствуют его опыту.

Экзистенциальный образ жизни - это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования. Согласно Роджерсу, “то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий”.

Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является организмическое доверие. Данное понятие в концепции Роджерса означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Иначе говоря, внешние воздействия оказывают на процесс принятия решения влияние значительно меньшее, чем внутренние ощущения.

Эмпирическая свобода представляет собой чувство личной власти над своими поступками, способность делать выбор и руководить собой. Полноценно функционирующий человек свободен в выборе жизненного пути, но и ответственен за последствия своего выбора.

Последняя характеристика полноценно функционирующей личности - креативность. Она является признаком психологической зрелости личности. Творческие люди стремятся жить полноценно и адаптивно в своей культуре, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако Роджерс считает, что такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Они члены общества и его продукты, но не его пленники.

Изучение самоактуализации личности позволило обнаружить еще одну ценность существования человека: становление личности на пути к аутентичному существованию. Именно ценности самоактуализирующейся личности легли в основу представлений о ценности бытия. Маслоу определяет их как истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, простоту, богатство, легкость, игру, самодостаточность.

Перейдем к рассмотрению условий и средств достижения целей и осуществления ценностей личностного способа существования.

Условием становления, самоактуализации и достижения аутентичного бытия являются благоприятные воздействия окружающей среды, но главное - развитие, расширение сферы самосознания.

С одной стороны, расширение этой сферы связано с осознанием человеком самого себя (self-consciousness), что формирует более полный опыт личности, увеличивает возможность выбора и повышает степень свободы личности. С другой стороны, развитие самосознания - это открытие себя как реальности.

Исследование представления человека о себе и его роли в развитии личности было начато работами К.Роджерса. Он полагал, что “Я” - это сложная система представлений человека. Оно включает Я-концепцию (представления человека о себе), в формировании которой определяющую роль играют межличностные отношения, а также “Идеальное “Я” - систему ценностей, ту Я-концепцию, какую “Я” хотело бы иметь. Оно также формируется в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Именно “Идеальное “Я” приводит к согласованию или рассогласованию Я-концепции и опыта. Степень расхождения “Идеального “Я” и Я-концепции и определяет позитивное или негативное отношение человека к самому себе.

Для того чтобы личность имела возможности роста, необходимо, чтобы “опыт” (т.е. представления о мире, своем месте в нем, о своих действиях) был согласован с Я-концепцией. Способность к подлинному согласованию Я-концепции и “опыта” зависит именно от степени расхождения Я-концепции и “Идеального “Я”. Для того чтобы открыть человека опыту, необходимо интегрировать в единую систему Я-концепцию и “Идеальное “Я”. Эта интеграция является условием “полноценного функционирования личности”, условием становления и роста личности: рост личности - это развитие у нее способности и желания быть самим собой (К.Роджерс).

Недирективная терапия К. Роджерса. Карл Роджерс разработал оригинальную концепцию нарушений (деформаций) психического развития личности. Согласно Роджерсу, препятствия личностному росту возникают в детстве и являются нормальным моментом развития. Он рассматривал несколько наиболее распространенных препятствий личностному росту.

Потребность в любви и позитивном признании - универсальная и постоянная потребность, присущая каждому человеческому существу. Любовь настолько важна для ребенка, что он изменяет свое поведение, чтобы получить родительскую любовь. В результате может возникать состояние несоответствия между “Я” и опытом, поскольку ребенок может действовать против собственных интересов, или отрицать некоторую часть себя.

Поведение или отношение, которое отрицает некоторую часть самости Роджерс называет условием ценности. Родители поощряют детей за поведение, которое от них, детей, ожидается. Очевидно, что при этом другие поведенческие модели не поощряются. Получается, что родители как бы показывают ребенку: мы любим тебя за то-то и то-то; чтобы мы тебя любили, тебе надо отказаться от того-то и того-то. Роджерс считал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как личности, так как в результате ребенок пытается соответствовать чужим стандартам, а не определяет, кем он в действительности хочет быть и добиваться этого. Данный процесс приводит к формированию “Я”-концепции, находящейся в несоответствии с опытом человека.

Переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией создают угрозу “Я”-концепции, они не допускаются в сознание. Для того чтобы сохранить целостность “Я”-концепции и не допустить осознания противоречащего ей опыта, человек формирует механизмы защиты. Роджерс выделял два основных защитных механизма – отрицание и искажение восприятия. В случае если между “Я”-концепцией и опытом существуют значительные несоответствия, защиты могут стать неэффективными. Новые “Я”-представления проникают в сознание и старая “Я”-концепция разрушается. Поведение человека в этот момент становится странным, нелогичным, “безумным”. Для работы с людьми, страдающими такими расстройствами, Роджерс разработал свою недирективную терапию.

Подход Роджерса основывался на его убеждении в том, что человек обладает способностью к самонаправленному изменению личности, поэтому терапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Терапевт, например, не дает советов, не задает вопросов и не отвечает на вопросы клиента. Вместо этого терапевт пытается отразить то. Что сказал клиент и пояснить его чувства. Позднее Роджерс перенес основной акцент своей терапии на понимание самовосприятия клиента.

Роджерс полагал, что для осуществления позитивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. Они создают основу того, что происходит на сеансах недирективной терапии.

Терапевт и клиент находятся в психологическом контакте. Не может быть никакого позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

Клиент находится в состоянии несоответствия между своими переживаниями и “Я”-концепцией.

Психотерапевт является гармоничной личностью. Это значит, что терапевт должен находиться в гармонии с собой, своими переживаниями и мыслями; он также должен быть искренним в своих взаимоотношениях с клиентом.

Терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Терапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека, находящегося в процессе становления и не дает оценок его чувствам и переживаниям. Выполнение этого условия позволяет клиенту погрузиться в себя, выразить свои чувства, не боясь упрека, и, в конце концов, интегрировать эти чувства с измененной “Я”-концепцией.

Терапевт чувствует, переживает и понимает внутренний мир переживаний клиента. Выполнение этого условия способствует тому, что клиент также поймет и примет свои переживания, интегрировав их в свою “Я”-концепцию.

Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Только когда клиент чувствует, что его принимают, у него появляется возможность достичь позитивного изменения личности.

Роджерс утверждал, что именно клиент, не терапевт, ответственен за любой личностный рост во время терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является действующим фактором изменения своей личности. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс на своих сеансах терапии просто создавал эти условия. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее “способствуют росту”, а не “лечат больных” (как в психоанализе) или “модифицируют поведение” (как в бихевиоральной терапии). Недирективная психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком.

Никто, за исключением Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения и т.д. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность “Я”-концепции, также имело огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны. Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся личности".

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение". Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – "пик-переживание" или дли тельное – "плато-переживание".

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной на клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология - направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве "третьей силы" в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному "объективному" методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.

Первый из них - принцип становления - предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни - всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.

Второй принцип - принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы - подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.

Третий принцип - принцип холизма - провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.

Согласно четвертому принципу - принципу позитивного отношения к человеческой природе - все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд.

Пятый принцип - психологии психического здоровья - обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, "увечную" психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.

При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Дым старинного камина (Авторская сказкотерапия) автора Гнездилов Андрей

Сказкотерапия как направление современной практической психологии Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации «Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Гуманистическое направление Данное направление изначально формировалось как закономерная реакция на психодинамические и поведенческие виды психотерапии. В последних человек представал либо как объект неких бессознательных, во многом безличностных сил; либо как

Из книги Правила жизни от Зигмунда Фрейда автора Кар Бретт

Часть IV. Экзистенциально-гуманистическое

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Загрузка...