Государственная аттестация по обществознанию вариант 1302. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 945–972 гг.;
В сочинении необходимо:
Внимание!
Пояснение.
11881-1894-это период, когда власть в стране принадлежала императору Александру 3 Миротворцу. Данный период называют периодом контрреформ. Это связано с тем, что после страшной смерти отца, убитого народовольцами, император взял курс на усиление самодержавной власти, ограничение многих реформ Александра 2 в целях укрепления порядка в стране.
Такие мероприятия как отмена суда присяжных, лишение крестьян права избирать гласных, ужесточение цензуры и многие другие способствовали укреплению самодержавия и усилению позиций дворянства. Остановлюсь на двух наиболее значимых, на мой взгляд, явлениях и событиях данного периода.
С первых дней правления Александр3 взял курс на укрепление самодержавия в стране. С этой целью 29 апреля 1881 года был принят манифест «О незыблемости самодержавия». Большую роль в этой событии сыграл ярый консерватор, обер-прокурор Синода Победоносцев. Именно он подготовил и составил текст манифеста, с которым император обратился к народу. Данным документом правитель объявил о курсе своей политики, цель которой заключалась в наведении порядка в стране.
Не менее важным событием периода является принятие циркуляра «о кухаркиных детях» в 1887 году, который ограничивал поступление в гимназии детей низших сословий. По положениям циркуляра в гимназии не принимались дети лакеев, кучеров, мелких лавочников и т.д. , также плата за обучение в гимназиях повышалась.
В данный период был предпринят ряд реформ для решения крестьянского и рабочего вопросов. В этом процессе большую роль сыграл сам Александр3. Он отменил временнообязанное состояние крестьян(1883 г.) и перевел всех на обязательный выкуп. Также император подписал указы о учреждении Крестьянского банка и отмене подушной подати. Нельзя не отметить тот факт, что при Александре 3 начал решаться рабочий вопрос и появились первые законы, защищающие права рабочих. Так, был запрещен труд детей до 12 лет и ночной труд женщин и подростков.
Рассмотрим причинно-следственные связи периода. Причинами политики императора в духе самодержавия являются следующие факторы: террор народовольцев, неспособность властей стабилизировать обстановку в стране, кроме того, растущее революционное движение на Западе, боязнь, что оно всколыхнет и Россию. Следствием этой политики стало то, что Александр 3 своими контрреформами законсервировал многие передовые идеи и начинания своего отца, также усилилась роль дворянства в стране.
Причиной принятия циркуляра «о кухаркиных детях» являлось стремление правительства предотвратить распространение революционных идей, которые были популярны среди разночинцев. Следствием принятия циркуляра стало затруднение доступа к образованию детям низших сословий.
Период правления Александра 3 нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, при нем были предприняты попытки решения рабочего и крестьянского вопросов (принятие законов для рабочих, крестьяне были переведены на обязательный выкуп и тд) Но с другой стороны, проводилась реакционная политика, было ограничено множество реформ 60-х годов, усилено положение дворян и уменьшены права крестьян в городском и земском самоуправлении. Также университеты потеряли свою автономию, издан циркуляр «о кухаркиных детях», который ограничивал права низших сословий на образование.
Источник: ЕГЭ - 2018. Досрочная волна
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В 1801–1894 гг. российские монархи стремились не допустить возникновения в обществе мыслей о возможности ограничения самодержавия в стране».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы :
1) в подтверждение, например:
− в 1801–1894 гг. российские монархи сохраняли за собой всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия государственных органов власти нередко подвергались дополнительным ограничениям (например, функции Государственного совета как законосовещательного органа были существенно ограничены в годы правления Николая I);
− в XIX в. российские монархи осуществляли меры по поддержанию в обществе представлений о самодержавии как об одной из фундаментальных основ Российского государства (например, в 1830-е гг. оно было выражено в качестве официальной идеологии министром просвещения С. С. Уваровым в так называемой «теории официальной народности»);
− на протяжении всего XIX в. жёстко подавлялись общественные движения, ставившие своей целью изменение формы правления в Российской империи (например, подавление движения декабристов в 1825 г.);
– в 1801–1894 гг. в Российской империи на законодательном уровне подтверждалось стремление к сохранению в России существующей формы правления (например, в 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия»);
2) в опровержение, например:
− в начале XIX в. в Российской империи были созданы и функционировали органы власти, обладавшие полномочиями оказывать влияние на принимаемые решения (например, в 1810 г. в Российской империи был создан высший законосовещательный орган власти - Государственный совет, в котором должны были рассматриваться все принимаемые законы);
− в 1801–1894 гг. в Российской империи на государственном уровне разрабатывались проекты создания представительных органов власти (например, во второй половине царствования Александра II, по поручению императора, М.Т. Лорис-Меликовым был создан проект привлечения представителей общества к участию в обсуждении законопроектов);
− в XIX в. российскими императорами на высшие государственные посты неоднократно назначались государственные деятели - сторонники реформирования существовавшей формы правления (например, М. М. Сперанский, Н. П. Игнатьев, М. Т. Лорис-Меликов).
Могут быть приведены другие аргументы.
Пояснение.
Восшествие на престол Александра II - 1855 г.
Правильный ответ указан под номером: 2
Ответ: 2
В сочинении необходимо:
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В н и м а и и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
Пояснение.
Данный исторический период совпадает со временем княжения Олега Вещего. Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.
Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».
1) 1462–1505 гг.;
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Пояснение.
План исторического сочинения
Общая характеристика выбранного периода:
Укажите, какой правитель был у власти в России в этот период и кратко охарактеризуйте его правление.
2. Два события (явления, процессы), происходившие в данный период:
в) Найдите и опишите 2 причинно – следственные связи между этими событиями
г) Назовите двух исторических деятелей, живших в данный период, и укажите их роль в происходящих событиях.
Для вывода в историческом сочинении можно использовать оценки конкретных российских историков (если вы их помните).
1) 1237–1257 гг.;
В сочинении необходимо:
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Пояснение.
Историческое эссе считается одним из самых сложных заданий ЕГЭ по истории. План исторического сочинения поможет Вам структурировать работу и сделать ее более понятной для проверяющих.
План исторического сочинения
1. Два события (явления, процессы), происходившие в данный период и 2 причинно-следственные связи:
а) Назовите первое событие, произошедшее в это время, его предпосылки, суть и последствия.
б) Назовите второе событие, его причины, предпосылки, суть и последствия.
2. Назовите двух исторических деятелей, живших в данный период, и укажите их роль в происходящих событиях.
3. Оценка выбранной эпохи в целом в истории России
Объясните, как этот период повлиял на дальнейшее развитие страны, как развивалась экономика и культура, назовите победы / поражения во внешней политике.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Александр I (1801-1825 гг.) принял в 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах».
Б) При Николае I (1825-1855 гг.) был составлен Свод законов Российской империи в 1832-1833 гг.
В) Александр II (1855-1881 гг.) подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Г) Александр III (1881-1894 гг.) подписал в 1881 г.
Манифест о незыблемости самодержавия.
Лишнее: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был принят при Николае II.
Ответ: 3251.
Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) княгиня Ольга;
2) Александр III;
3) Н. С. Хрущёв;
4) Елизавета Тюдор.
Пояснение.
Княгиня Ольга (945-957)
1.Введение урока с погоста
2.Посольство в Константинополь и принятие христианства
1.Реформирование налоговой системы Древнерусского государства
2. Попытка расширения политических и культурных связей с Византией
Александр III (1881-1894)
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния кре-стьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского позе-мельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных пе-ределов в общинах
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обеззе-меливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фаб-ричного законодательства
Итоги внутренней политики:
4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в ко-торой доминируют косвенные налоги
Итоги внешней политики:
Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971)
Основные направления деятельности:
1. Первый секретарь ЦК КПС, Председатель Совета Министров СССР
2. Реформы в сфере управления промышленностью
3. Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный
4. Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями - совнархозами, которые руководили предприятиями на местах
5. Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям промышленности как попытка преодоления негативных тенденций в экономике
6. Реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства
7. Оживление сельскохозяйственного производства
8. Усиление административного давления на аграрный сектор
1. Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали появляться обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая политика
2. Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а лишь усилила промышленно.управленческую неразбериху
3. Падение сельскохозяйственного производства
4. Ухудшение снабжения населения продуктами питания
5. Начало импорта зерна из.за границы
6. Нарастание недовольства в обществе и отставка Н. С. Хрущёва
Елизавета I Тюдор
Годы жизни: 1533 – 1603.
Королева Англии в 1558 – 1603 гг., дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. Унаследовала трон после смерти бездетной Марии I Тюдор.
Основные направления деятельности:
Внутренняя политика:
1. Восстановление англиканской церкви. Елизавете I cтала ее главой согласно «Акту о супрематии» (1559 г.). При ней был разработан новый символ веры – «39 статей».
2. Совершенствование государственного аппарата. При Елизавете Iбыла значительно усилен королевская администрация, упорядочено финансовое ведомство. Англиканская церковь как умеренная форма протестантизма утвердилась в качестве государственной религии.
3. Экономическая политика. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров-эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям.
Внешняя политика:
1. Участвовала в подавлении восстания протестантов в Шотландии на стороне кальвинистов. Конфликт был улажен заключением выгодного для Англии Эдинбургского договора в 1560 г.
2. Торговая и колониальная экспансия Англии. Систематически проводились завоевательные экспедиции в Ирландию.
3. Англо-Испанское противостояние. В конце 1580-х гг. Испания начала готовиться к вторжению в Англию, однако контратака Дрейка под Кадисом задержала его. В 1588 г. испанский флот - Непобедимая армада - отправился к Британским островам, но был разбит англичанами.
Основные итоги деятельности:
1. Были укреплены позиции абсолютизма.
2. Была восстановлена и усилена англиканская церковь.
3. Разгром испанской Непобедимой армады в 1588 г., и широкая колонизация Ирландии.
Сорокапятилетнее правление Елизаветы I считается периодом расцвета английского абсолютизм и «Золотым веком» ренессансной культуры в стране.
1) Чингисхан;
2) Патриарх Никон;
3) Александр III;
4) А. И. Солженицын.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Укажите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна содержать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Приведите результаты его деятельности по каждому из указанных направлений.
Пояснение.
Александр Третий (Миротворец)
Сын-Александра 2
Дата жизни: 1845-1894
Дата правления: 1881-1894
Основные направления:
Внешняя политика:
А) Император считал, что у России только два союзника: флот и армия. Это подтверждает намерение императора не вступать в войны.
Б) Сближение с Францией.
Цель: Противостояние в случае войны странам Тройственного союза.
В) Разрыв дипломатических отношений с Болгарией.
Г) Установление границ в Средней Азии.(семен-тянь шанский)-граница с Афганистаном
Д) закрепление Дальнем Востоке.- построение транссибирской магистрали
Итоги внешней политики:
А) Ослабление влияния России на Балканах.
Б)Ухудшение русско-германских отношений.
В) Заключение Русско-французского союза.
Внутренняя политика:
1)Меры, предпринятые для решения крестьянского вопроса:
а) Отмена подушной подати
б) понижение выкупных платежей
в) отмена временнобязанного состояния
г)учреждение Крестьянского банка
2)Проведение контрреформ:
А) Ликвидация института мировых посредников
Б)Ограничены права избирателей у людей из низших сословий.
в) Введена должность земского начальника в 1889
г) Учреждение Дворянского поземельного банка в 1885г.
д) строительство Транссибирской магистрали
е) Укрепление крестьянской общины -сложность выхода отдельных семей. Следствие крестьянское малоземелье.
ж) Проведение переселенческой политики за Урал, в Сибирь - не была реализована в полной мере, т.к многие не хотели покидать свое привычное место жительства, также большинство переселенцев возвращалось.
З) Укрепление религии в стране, активная борьба со старообрядцами
Изменения в реформе образования:
1)Отмена университетских автономий,
3)замена земских школ на церковно-приходские.
4)Закрытие высших женских курсов.
5)Циркуляр о « кухаркиных детях» 1887
6) увеличение религиозного учения в школе
7) Массовое строительство железных дорог обеспечило связь между отдаленными регионами страны, что способствовало развитию торговых отношений.
Экономические реформы:
Министры финансов при Александре 3: Бунге, Вышнеградский, Витте
Меры, проводимые министрами финансов:
Н.Х. Бунге: увеличение акцизов на вино, табак, алкоголь; сокращение расходов на армию, увеличение таможенных пошлин
И.А. Вышнеградский: накопление денежных запасов, повышение таможенных пошлин на ввозимую технику, привлечение иностранных инвестиций, повышение курса рубля
С.Ю. Витте: введение госуд. винной монополии,
При Николае 2 -Финансовая реформа: 1897 введение золотого червонца(обеспечение рубля золотом)
Итог внутренней политики:
1) Прекращение финансирование армии привело к сокращению численности военных.
2) Проводилась политика протекционизма- защита отечественного производителя.
3) Подъем и развитие тяжелой промышленности сочетались с отсталостью аграрного сектора страны. Это было вызвано малоземельностью крестьян.
4) Возросла роль религии в стране.
5) Завершение промышленного переворота.
6) Поддержка дворянства со стороны императора.
7) Ухудшение системы образования, увеличение необразованных людей.
8) Обеспечение рубля золотом привело к массовому притоку иностранцев, которые основывали свои предприятия на российской территории. За счет этого происходило активное развитие промышленности.
Итоги правления: Убийство отца участниками революционного движения « Народная воля» сильно повлияло на политику Александра 3 . В начале правления был усилен полицейский надзор за всеми революционными движениями. Внутренняя политика характеризовалась проведением контрреформ с целью усиления абсолютной власти монарха. Император придерживался консервативного курса правления, отвергал любые либеральные идеи. Александр 3 считал, что в России необходимо увеличить роль религии(православия). Оказывал огромную поддержку дворянству. Александр 3 вел противоречивую политику в отношении крестьян. Император сумел сохранить международный авторитет России, не вступая в войну, за что был назван «Мировотворцем». Правление Александра 3 отдаленно напоминает правление Николая 1.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы CI-C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи историка В. Г. Чернухи.
«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».
Пояснение.
1) император - Александр III;
2) годы его царствования - 1881-1894 гг.
1) увеличение представительства дворянства в земствах
2) предоставление автономии Польше
3) ликвидация мирового суда
4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков
5) предоставление автономии университетам
6) разработка по поручению императора конституционных проектов
Пояснение.
Внутренняя политика Александра III (1881−1894 гг.).
1) увеличение представительства дворянства в земствах - ДА, верно (1890 г.).
2) предоставление автономии Польше - НЕТ, неверно, связано с проведением либеральных реформ.
3) ликвидация мирового суда - ДА, верно (1889 г.).
4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков - ДА, верно (1882 г. и 1885 г.).
5) предоставление автономии университетам - НЕТ, неверно, связано с проведением либеральных реформ.
6) разработка по поручению императора конституционных проектов - НЕТ, неверно, связана с проведением либеральных реформ.
Ответ: 134.
Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) Александр Невский;
2) А. С. Грибоедов;
3) Александр III;
4) Виктория.
Пояснение.
Александр Невский (1220-1263)
Основные направления деятельности:
2. 1249 - 1263 гг. Великий князь Киевский
3. 1242 г. – князь Псковский
4. 1249 - 1263 гг. Великий князь Владимирский
5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)
6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Бату.
7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды
8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью
Итоги:
1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды
3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения русской государственности
4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой
Александр III (1881-1894)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после завершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных пе-ределов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского само-управления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах
2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)
Итоги внутренней политики:
1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления
2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества
3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественного раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.
4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в которой доминируют косвенные налоги
5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики
6. Развитие фабричного законодательства
Итоги внешней политики:
7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.
8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1795-1829), драматург, поэт, дипломат.
1. Окончил Московский университет.1.
2. В боевых действиях 1812-13 гг. Грибоедов участия не принимал.
3. Выйдя в отставку в марте 1816 г. он сделал еще одну попытку вернуться к ученой карьере, намереваясь отправиться в Дерптский университет, однако в итоге, в июне 1817 г. (почти одновременно с А.С.Пушкиным и В.К.Кюхельбекером) поступает на службу в коллегию иностранных дел.
4. В Петербурге Грибоедов сближается со светской средой писателей, актеров и театралов.
5 В результате участия в трагической дуэли резко изменив свою жизнь, с августа 1818 г. Грибоедов – секретарь русской дипломатической миссии в Персии.
6. В Тавризе в 1820 г. рождается замысел комедии “Горе от ума” (закончена в 1824 г.), в котором отразились, среди прочего, и многие впечатления Грибоедова от университетской жизни в допожарной Москве.
7. С 1822 по 1826 г. Грибоедов служит на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 г. находится под арестом по делу декабристов. Получил оправдательный аттестат, причем на аудиенцию Николая I в Елагин дворец его привез в собственной коляске М.Н.Муравьев, “университетский товарищ, не видевшийся с ним уже 16 лет”.
8. С 1827 г. при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведает дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.
9. После заключения Туркманчайского мира (1828), в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, был назначен “полномочным министром” в Персию для обеспечения выполнения условий договора.
Итоги и результаты: В Тифлисе в августе 1828 г. женился на Н.А.Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля. 30 января 1829 г. погиб от рук мусульман-фанатиков, захвативших русскую миссию в Тегеране. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида. Литературное наследие Грибоедова, включающее стихотворения, пьесы, путевые записки и другие прозаические отрывки насчитывает более 30 произведений, однако большое число его замыслов осталось нереализованными и, вместе с гибелью его бумаг, утрачено для потомства.
Виктория
Годы жизни: 1819 – 1901 гг.
Виктория – королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии в 1837 – 1901 гг., императрица Индии (с 1876 г.).
В первые годы царствования Виктория была сторонницей союза короны с вигами, которые после парламентской реформы 1832 располагали большинством в палате общин. Однако на выборах 1841 г. победили тори, и королеве пришлось поручить формирование нового кабинета их лидеру Р. Пилю.
В 1840-е гг. контроль парламента над исполнительной властью облегчил отмену хлебных законов, принятие ряда актов, регулирующих трудовые отношения, что в свою очередь ослабило напряженность в обществе, в частности, привело к спаду движения чартизма. В 1848 г., когда по Европе прошла война революций, в Англии сохранялась относительная стабильность.
С конца 1840-х годов английская экономика вступила в полосу стремительного подъема. Демонстрацией ее технических возможностей стала прошедшая с огромным успехом Лондонская всемирная промышленная выставка 1851 г. Организационный комитет выставки возглавил принц Альберт, открыла выставку сама Виктория. Монархия становилась символом стабильности, процветания, прогресса.
Росту популярности монархии способствовали и личные качества Виктории, ее умение держаться просто и с большим достоинством. Виктория оказалась связанной родственными узами со многими царствующими домами Европы (последний германский император Вильгельм II был ее внуком, российский император Николай II был женат на ее внучке).
Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон?
Прочтите отрывок из исторического источника (XIX в.) и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон.
Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, - глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».
Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.
Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.
Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.
Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.
Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.
Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога - соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана.»
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) имя императора - Александр III;
2) годы его царствования - 1881-1894;
3) Александр III вступил на трон после убийства народовольцами императора Александра II.
1) Александр Невский;
2) А. С. Грибоедов;
3) Александр III.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
Пояснение.
Александр Невский (1220-1263)
Основные направления деятельности:
1. 1228-1229 гг. князь Новгородский
2. 1249 - 1263 гг. Великий князь Киевский
3. 1242 г. – князь Псковский
4. 1249 - 1263 гг. Великий князь Владимирский
5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)
6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Бату.
7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды
8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью
Итоги:
1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды
3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения русской государственности
4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой
Александр III (1881-1894)
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния кре-стьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после завершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной про-мышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского самоуправления
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах
2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)
Итоги внутренней политики:
1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления
2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества
5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики
6. Развитие фабричного законодательства
Итоги внешней политики:
7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.
8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1795-1829), драматург, поэт, дипломат.
1. Окончил Московский университет.1.
2. В боевых действиях 1812-13 гг. Грибоедов участия не принимал.
3. Выйдя в отставку в марте 1816 г. он сделал еще одну попытку вернуться к ученой карьере, намереваясь отправиться в Дерптский университет, однако в итоге, в июне 1817 г. (почти одновременно с А.С.Пушкиным и В.К.Кюхельбекером) поступает на службу в коллегию иностранных дел.
4. В Петербурге Грибоедов сближается со светской средой писателей, актеров и театралов.
5 В результате участия в трагической дуэли резко изменив свою жизнь, с августа 1818 г. Грибоедов – секретарь русской дипломатической миссии в Персии.
6. В Тавризе в 1820 г. рождается замысел комедии “Горе от ума” (закончена в 1824 г.), в котором отразились, среди прочего, и многие впечатления Грибоедова от университетской жизни в допожарной Москве.
7. С 1822 по 1826 г. Грибоедов служит на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 г. находится под арестом по делу декабристов. Получил оправдательный аттестат, причем на аудиенцию Николая I в Елагин дворец его привез в собственной коляске М.Н.Муравьев, “университетский товарищ, не видевшийся с ним уже 16 лет”.
8. С 1827 г. при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведает дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.
9. После заключения Туркманчайского мира (1828), в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, был назначен “полномочным министром” в Персию для обеспечения выполнения условий договора.
Итоги и результаты: В Тифлисе в августе 1828 г. женился на Н.А.Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля. 30 января 1829 г. погиб от рук мусульман-фанатиков, захвативших русскую миссию в Тегеране. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида. Литературное наследие Грибоедова, включающее стихотворения, пьесы, путевые записки и другие прозаические отрывки насчитывает более 30 произведений, однако большое число его замыслов осталось нереализованными и, вместе с гибелью его бумаг, утрачено для потомства.
Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
1) Царевна Софья;
2) Александр III;
3) Г. К. Жуков;
4) Мао Цзэдун.
Пояснение.
Александр III (1881-1894)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уездах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского само-управления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах
2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)
Итоги внутренней политики:
1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления
2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества
3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественного раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.
4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в которой доминируют косвенные налоги
5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики
6. Развитие фабричного законодательства
Итоги внешней политики:
7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.
8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы
Георгий Константинович Жуков (1896-1974)
Основные направления деятельности:
1. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, министр обороны СССР
2. В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах
3. Возглавил управление Южного фронта, созданного на базе Киевского особого военного округа
4. Принял участие в двух двухсторонних оперативно.стратегических играх на картах на тему «Наступательная операция фронта с прорывом УР».
5. Принял участие в составлении «Соображений по плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками»
6. В годы Великой Отечественной войны занимал посты начальника Генерального штаба РККА, члена Ставки Главного командования, Ставки Верховного Командования, Ставки Верховного Главнокомандования, являлся заместителем Верховного Главнокомандующего, первый заместитель народного комиссара обороны Союза ССР, командовал фронтами: Резервным, Ленинградским, Западным, 1-м Украинским, 1-м Белорусским
7. Провёл наступательную Ельнинскую операцию
8. Московское контрнаступление
9. Ржевско-Вяземская операция
10. Первая Ржевско-Сычёвская операция
11. Вторая Ржевско-Сычёвская операция - Операция «Марс»
12. Координировал действия фронтов в операции «Искра» при прорыве Ленинградской блокады
13. Принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии
1. По итогам военных игр Жуков был выдвинут Сталиным на пост начальника Генерального Штаба.
2. Предотвращена переброска немецких резервов с центрального направления советско-германского фронта на южное, где они могли бы отрицательно повлиять на ход и исход Сталинградской битвы
3. Снята блокада Ленинграда
4. Удостоен высшей военной награды - ордена «Победа»
5. Капитуляция войск фашистской Германии
Софья Алексеевна (1657-1704), русская царевна и великая княжна, правительница России (1682-1689 гг.).
Основные направления деятельности:
1. В мае 1682 г., в момент стрелецкого восстания в столице, заняла позицию «милостивой, кроткой и милосердной» царевны. Её речь к ворвавшимся в Кремль стрельцам, щедрые обещания, похвалы и быстрое удовлетворение требований восставших (прежде всего о выплате недоданного за многие годы жалованья) привели к временному успокоению в столице. Софья, поддержанная стрельцами и верными Милославским боярами, стала правительницей.
2. В августе 1682 г. в разгар новых волнений царевна обманом вывезла царскую семью и двор из Москвы, лишив мятежников возможности действовать от имени царей Ивана V и Петра I. Казнив руководителя стрелецкого приказа князя И. А. Хованского с сыном, Софья объявила народное восстание результатом заговора аристократов.
3. Сохранив свои материальные завоевания, стрельцы и солдаты отказались от политических требований и в течение нескольких лет были осторожно «разобраны»: разделены привилегиями, рассредоточены по провинциальным городам и сокращены.
4. Софья вошла в политику без прав, легализуя реальную власть через союз с князьями В. В. Голицыным, Одоевскими и другими видными мужами Думы, а также опираясь на молодого энергичного администратора Фёдора Леонтьевича Шакловитого (думный дьяк, затем окольничий).
5. К лету 1683 г. она фактически создала своё правительство, но лишь после заключения Вечного мира с Польшей (1686 г.) получила статус «соцарствующей» царевны, чье имя писалось в официальных документах.
6. Закрепить власть регентши могла только её коронация. Подготовка к этому велась в 1687-1689 гг. Даже вельможный сторонник Петра I князь Б. И. Куракин признал: Софья правила «со всякою прилежностью и правосудием, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, также умножились коммерция, и ремёсла, и науки… и торжествовала тогда вольность народная».
7. Однако Софья потеряла власть при попытке устранить уже достигшего совершеннолетия Петра. В сентябре 1689 г. она была заточена в Новодевичий монастырь.
8. В 1698 г. вспыхнуло новое стрелецкое восстание. Стрельцы из отдалённых городов пошли походом на Москву, надеясь вернуть Софью к власти.
Внешняя политика: В ее правление были предприняты два неудучных крымских похода.
Итоги и результаты: Замыслы проведения в стране реформ, вынашиваемые царевной осуществить не смогла, проиграв борьбу за власть Петру I.
Мао Цзэдун
Годы жизни: 1893 – 1976 гг.
Мао Цзэдун – китайский государственный и политический деятель, председатель ЦК КП Китая с 1943 г. Основатель коммунистической партии Китая.
Основные направления деятельности:
1. Гражданская война 1946 – 1949 гг. После победы над Гоминьданом, Мао провозгласил в Пекине создание Китайской Народной Республики.
2. Модернизация страны. Десятки тысяч китайцев получили образование в СССР. Было построено более 250 современных промышленных предприятий.
3. Объявление свободы слова. В 1957 г. Мао объявил лозунг «Пусть расцветают все цветы» и объявил свободу слова. Но с инакомыслящими вскоре начались решительные расправы.
4. Создание культа личности Мао.
5. Программа «Большого скачка». Перестройка деревни. Большинство крестьян было объединено в коммуны по нескольку тысяч человек в каждой.
6. «Великая пролетарская культурная революция». Погромы партийных и государственных органов молодежью. Волна насилия прокатилась по всей стране.
Основные итоги деятельности:
1. Разрыв отношений между СССР и Китаем.
2. В 1975 г. была принята новая конституция, в которой производственная бригада (а не коммуна) признавалась основной хозрасчетной единицей.
3. Достижения в науке. В 1964 г., благодаря полученным ранее советским технологиям удалось испытать китайскую атомную бомбу.
После смерти Мао власть в стране перешла к «выдвиженцам культурной революции» во главе с его женой Цзян Цин, но они продержались у власти очень недолго. Цзян Цин в составе «банды четырех» была арестована. В Китае начались реформы. Однако, несмотря на официальную критику ошибок Мао «великий кормчий» по-прежнему уважаем в Китае как создатель КПК и КНР.
Сведущих лиц из числа земцев пригласили на совещание о понижении выкупных платежей. Последствием работ этого совещания было чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Особые условия государственной жизни об эту пору побудили императора ввести некоторые ограничения в установленном в предшествующее царствование строе земского и городского самоуправлений; кроме того, было уменьшено применение выборного начала в мировом суде, в уездах исполнение судейских обязанностей передано вновь учрежденным земским начальникам.
Государь горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.
Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами. По его повелению была построена Закаспийская железная дорога. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём - великая Сибирская железная дорога -соединил европейскую Россию с Дальним Востоком».
Назовите императора, о деятельности которого идёт речь. Укажите годы его царствования. Как в исторической науке называется период его правления?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Император Александр III;
Годы царствования -1881-1894;
Период контрреформ.
1) Ярослав Мудрый;
2) Людовик XIV;
3) Александр III;
4) В.М. Молотов.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение.
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Основные направления деятельности:
1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский пре-стол в Киеве
1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси
2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель
3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)
4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона
5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»
6. Строительство церквей и монастырей
7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава
1. Установление единоличной власти на всей территории Руси
2. Усиление обороноспособности государства
3. Ликвидация печенежской угрозы
4. Распространение христианской культуры на Руси
5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами по-средством династических браков своих дочерей и сыновей
6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией
7. Развитие религиозной и светской культуры
8. Появление писаного права на Руси
9. Развитие церковного зодчества
Александр III (1881-1894)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной рефор-мы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных за-седаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о зем-ствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упраздне-ние избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уезд-ных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных де-тях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния кре-стьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского позе-мельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных пе-ределов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обеззе-меливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фаб-ричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной про-мышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского само-управления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской го-сударственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало на-ступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах
2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)
Итоги внутренней политики:
1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления
2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества
3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественно-го раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.
4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в ко-торой доминируют косвенные налоги
5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики
6. Развитие фабричного законодательства
Итоги внешней политики:
7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.
8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы
1801-1812 Данный период связан с правлением Александра I. Воспитанный в духе либерализма швейцарцем Лагарпом Александр мечтал провести в стране реформы. Сподвижниками молодого императора стали Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Кочубей, члены Негласного комитета. Желая царствовать «по законам и сердцу бабки своей – Катерины Великой», Александр восстановил в полном объеме Жалованные грамоты дворянству и городам, начал реформы государственного аппарата. Сенат был превращен в высший судебный орган, на смену коллегий пришли министерства. Решение крестьянского вопроса Александр I начал с запрета публиковать объявления о продаже крестьян, другой манифест позволил покупать ненаселенные земли крестьянам и мещанам. Указ о вольных хлебопашцах позволил помещика отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп, однако помещики не спешили им воспользоваться. Всего за правление Александра I освободилось 47 тысяч крепостных.
Продолжение реформ связано с именем М. Сперенского, который составил проект, по которому управление страной должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть должна принадлежать выборной Государственной думе, исполнительная министерствам, судебная –Сенату. Законосовещательный орган – Государственный Совет должен рассматривать все законопроекты и высказывать свое мнение. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект Сперанского, в 1810г. был создан Государственный Совет. Однако негодование среди дворян, заставило отказаться от реформ отправить Сперанского в отставку, выслав его в Нижний Новгород. Приближавшаяся война с Наполеоном, требовала объединения общества, кроме того Александр помнил судьбу отца. Историки называют этот период «эрой либерализма», а А.С. Пушкин назвал его «Дней Александровых прекрасное начало». Это было время, когда перед властью встала необходимость решения двух важных вопросов – ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Но император хотя и понимал необходимость реформ, не решился на их осуществление.
1815-1825
Вторая половина царствования Александра I характеризовалась постепенным отказом от либеральных реформ и усилением реакционных тенденций. Все большее влияние приобретает один из приближенных императора А. А. Аракчеев. По поручению Александра он начинает создание военных поселений - мест постоянного размещения солдат, где бы они занимались одновременно и военной подготовкой, и крестьянским трудом. С помощью военных поселений правительство пыталось сократить расходы на содержание армии и избавиться от бюджетного дефицита, вызванного войной 1812-1814 гг. и разорением страны. Часть деревень, в основном северных губерний, принудительно превратили в военные поселения. В них господствовала палочная дисциплина, офицеры регламентировали порядок полевых работ и личную жизнь крестьян. Это вызвало недовольство населения и крестьянские восстания, которые были жестоко подавлены. Александр I был непреклонен в своем намерении создать военные поселения, даже если бы для этого потребовалось, по его словам, «уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» (около 100 км). Также с начала 1820-х гг. усиливается влияние церкви, начинаются гонения на университеты, происходит ужесточение цензуры.
В то же время во второй половине своего царствования Александр не расстался полностью со своими реформаторскими намерениями. В 1815 г. по воле царя была дана конституция Польше, предусматривавшая наличие выборного сейма (парламента). Император дал понять, что в будущем конституция может появиться и в России. Он поручил ее разработку одному из старых друзей по Негласному комитету Н. Н. Новосильцеву, который к 1820 г. подготовил Уставную грамоту Российской империи, а Аракчееву царь поручил подготовку проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости. Проект Аракчеева предусматривал в постепенный выкуп крестьян у помещиков за счет государства, растянутый на несколько десятилетий. Реальные меры по решению крестьянского вопроса были предприняты лишь в Прибалтике. Хотя многие реформаторские начинания царя не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований подготовили почву реформ России во второй половине XIX в.
1825-1855 Период характеризуется усилением самодержавия и бюрократизации страны, предпринимается попытка решения крестьянского вопроса, стремления к расширению геополитического влияния на Кавказе и Ближнем Востоке. В самом начале своего правления император Николай 1, жестоко подавил восстание декабристов. Это положило начало борьбе с революционными настроениями: Николай ввел жесткий цензурных устав в 1826, создал 3 –е отделение канцелярии и корпус жандармов как органы политического сыска. Подавление революционных движений проявляется и во внешней политике, благодаря чему за Россией закрепляется звание - "жандарм Европы". Видную роль при Николае 1 играл гос.деятель- Уваров. С целью усиления самодержавия он утверждает "Теорию официальной народности", которая провозглашала самодержавие, православие и народность основой правильного развития гос-ва. Кроме того, Уваров ограничивает автономию университетов, усилил правительственный контроль за их деятельностью. Консервативная политика царя, его желание усилить самодержавие, репрессивная политика по отношению к декабристам вызывало в обществе негодование, вновь усилило подъем общественного движения. Славянофилы и западники высказывались за необходимость отмены крепостного права, за свободу слова, Эпоха имеет неоднозначные оценки. С одной стороны - все действия Николая I направлены были на укрепление России. На протяжении 30 лет правления в центре внимания Николая 1 был крестьянский вопрос. Первым шагом в этом направлении стала реформа управления государственной деревней. По указу об обязанных крестьянах помещики могли освобождать крестьян от личной зависимости. Кодификция законов проведенная Сперанским и финансовая реформа Канкрина укрепили самодежавие. Ему удалось сдержать революционное движение! Но С другой стороны, период его правления называют временем реакции. Историки признают, что именно радикальные меры сдерживали развитие общества.
1855-1881
Это период правления Александра 2. период вошёл в нашу историю как «эпоха великих реформ», которые затронули практически все сферы жизни общества.
Поражение в Крымской войне было обусловлено кризисом крепостнической системы хозяйства, что понимал и сам император. Поэтому уже в первый год своего правления он начинает разрабатывать проект отмены крепостного права. Данная реформа была осуществлена в 1861г, в результате которой крестьяне получили личною свободу, они освобождались с землей, однако только после выплаты выкупа помещику. Крупная выкупная сумма, положение временнообязанных, необходимость возвращения отрезков помещику вызвали взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. Отмена крепостного права повлекла за собой изменения во многих других сферах. Александр2 проведит земскую (1864), городскую (1870), военную (1874), судебную (1864) реформы, а также реформы в сфере образования. Реформы, несмотря на их незавершённость, создали условия для ускорения экономического развития России. Однако сохранение отсталости экономики от передовых держав, сохранение самодержавия и отсутствие политических свобод привело к нарастанию общественного недовольства. Более активно действовали революционеры, которые пытались поднять крестьян на революцию, было осуществлено несколько покушений на царя. В сложившейся обстановке большую роль стал играть министр Внутренних дел Лорис-Меликов, который начал проводить политику, сочетавшую в себе как борьбу с революционерами, так и либеральную направленность. Он возглавил Верховную распорядительную комиссию по борьбе с революционерами. А так же создал проект, в котором он предложил создать представительный орган власти с законосовещательными функциями, в который могли войти представители земств и некоторых крупных городов. Император одобрил проект, однако не успел подписать его, убитый народовольцами.
Современные историки называют реформы Александра II «великими», в то же время они пишут о том, что реформы породили «глубочайший социально-экономический кризис в деревне», не были последовательными. Они были проведены в интересах правящего класса, сохранили помещичье землевладение и малоземелье крестьян, что тормозило экономическое развитие страны и, в конце концов, вызвало революцию 1905-1907 гг.
1881-1894 – время правления императора Александра III, известное в истории как «эпоха контрреформ». Когда Александр III сравнивал царствование отца и деда, сравнение было не в пользу первого. Отец слишком много «нареформировал». Непосредственной причиной контрреформ Александра III был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, приведший к гибели Александра II. Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия составляло суть внутренней политики Александра III. Идеологом консервативных устоев являлся обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Преподавая право будущему императору Александру III, он оказал значительное влияние на взгляды и сыграл ключевую роль в формировании политики контрреформ. К числу контрреформ относятся ограничение компетенции суда присяжных, меры по снижению числа учащихся гимназий и университетов из числа детей непривилегированных сословий (вводившиеся, в частности, «циркуляром о кухаркиных детях»), запрет женского высшего образования, увеличение имущественного ценза и дворянского представительства при выборах в земства. Одновременно Александр делал попытки к улучшению положения крестьян, была отменена подушная подать, уменьшены выкупные платежи, отменено временнобязанное положение. Многие историки называют период правления Александра III счастливым временем в истории России. Страна не испытывала ни войн, ни внутренних смут. Развитие народного хозяйства и подъем экономики шел плавно и быстро. Финансы были приведены в сбалансированное состояние. Русская культура переживала один из своих лучших периодов. Благодаря мирной внешней политике возросла численность населения. Правление императора Александра III не смогло полностью вернуть Россию к дореформенному периоду Александра II. Произошло укрепление самодержавной власти царя, однако потребности общества в продолжении реформ не были реализованы, В результате были упущены возможности мирного, эволюционного пути развития России
Период 1881-1894 относится к царствованию Александра III. Данный отрезок отечественной истории характеризуется проведением политики контрреформ, то есть пересмотром итогов реформ 60-х годов для укрепления порядка в стране. Был усилен полицейский режим, введены ограничения в сфере печати и образования, земского и городского самоуправления. Александра III называют царём-Миротворцем, ведь при нём Россия не вела ни одной войны, а сам император стремился решать все конфликты дипломатическими методами.
Важным событием стало принятие манифеста «О незыблемости самодержавия» в начале царствования Александра. Причинами этого события стала нестабильная обстановка в стране после убийства Александра II и необходимость укрепить самодержавную власть. Большую роль в этом событии сыграл обер-прокурор Синода Победоносцев.
Именно он подготовил и составил текст манифеста, с которым император обратился к народу. Данным документом император объявил о курсе своей политики, цель которой заключалась в наведении порядка в стране.
Не менее важным событием периода является принятие циркуляра "о кухаркиных детях" в 1887 году, который ограничивал поступление в гимназии детей низших сословий. Это произошло из-за необходимости предотвратить распространения революционных идей, которые были популярны среди разночинцев. Немаловажная роль в этом событии принадлежит Делянову. Он предложил повысить плату за обучение в гимназиях и не принимать в них детей кучеров, лакеев, мелких лавочников. Именно Делянов подготовил и издал данный циркуляр.
Следствием стало затруднение доступа к высшему образованию низших сословий.
В данный период правительство предпринимает ряд реформ для решения крестьянского вопроса. Это происходило из-за недовольства крестьян своим положением и их частых выступлений против помещиков. Большую роль в этом процессе сыграл император Александр III. Он отменил временнообязанное состояние крестьян и перевёл всех на выкуп. Александр также подписал указы о учреждении Крестьянского банка и отмене подушной подати. Следствием проведения данной политики стало смягчение напряжённости в обществе, но крестьянский вопрос не был полностью решён.
Также именно при Александре III начал решаться рабочий вопрос и появились первые законы, защищающие права рабочих. Так, был запрещён труд детей до 12 лет и ночной труд женщин и подростков. В этот период начинается строительство Транссиба, и заканчивается промышленный переворот в России. В этот период Россия не участвовала ни в одной войне, но в 1885 году произошло столкновение с афганскими войсками, что чуть не привело к войне между Россией и Англией. Также в этот период были разорваны отношения с Болгарией, и происходила таможенная война с Германией. Начинает распространятся марксизм, возникают стачки на мануфактурах (Морозовская стачка).
Данный период нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, были предприняты попытки решить рабочий и крестьянский вопросы (приняты законы для рабочих, все крестьяне переведены на выкуп, появился Крестьянский банк, была отменена подушная подать). Но с другой стороны, проводилась реакционная политика, было ограничено множество реформ 60-х годов, усилено положение дворян и уменьшены права крестьян в городском и земском самоуправлении. Также университеты потеряли свою автономию, издан циркуляр "о кухаркиных детях", ограничивающий право низших сословий на высшее образование. Внешняя политику также стоит оценивать неоднозначно. Да, время Александра III является одним из самых мирных, т.к. Россия не вела ни одной войны (исключение составляет столкновение русских войск с афганскими на реке Кушка). Но и успешной внешнюю политику данного периода назвать нельзя. Были разорваны дипломатические отношения с Болгарией, обострились отношения с Германией, что привело с Таможенной войне. Так или иначе, данный период повлиял на дальнейшую историю России. Так, нерешённость аграрного вопроса и малоземелье крестьян станут одной из причин первой русской революции 1905-1907 гг., следствием которой станет создание Государственной думы. При решении крестьянского вопроса, все крестьяне были переведены на выкуп, который они будут выплачивать ещё некоторое время, выкупные платежи будут отменены вследствие первой русской революции 1905-1907 гг. Марксизм, начавший распространяться в этот период, приведёт к созданию нескольких революционных партий, наиболее известной и судьбоносной из которых станет партия большевиков. Их авторитет возрастёт после февральской революции, падения самодержавия и Корниловского мятежа, и уже в октябре 1917 они захватят власть в Петрограде, провозгласят Республику Советов, а позднее возникнет новое советское государство, СССР, которое будет существовать до 1991 года. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.
/ Историческое сочинение 1881-1894
1881-1894 гг. - период правления императора Александра III Александровича Романова. Годы его царствования характеризуются усилением реакции и сворачиванием либеральных реформ.
Александр был провозглашен наследником престола в 1864 г., после смерти старшего брата Николая. Он считал, что проводимые отцом либеральные преобразования нарушают естественный ход русской истории. Он не принимал даже отмену крепостного права. Это мнение разделял детский наставник Александра - К.П. Победоносцев, которому было суждено в дальнейшем стать самым близким и доверенным сторонником императора.
После убийства Александра II в 1881 г. перед новым императором сразу же встал острый вопрос о судьбе дальнейших реформ. В правительстве оставалось немало сторонников продолжения либерального курса, которые могли повлиять на неопытного нового императора.
В апреле 1881 г. состоялось совещание Совета Министров, которое показало, что реформаторы находятся в явном меньшинстве. Через несколько дней был опубликован Манифест Александра III "О незыблемости самодержавия", который ясно давал понять, что с преобразованиями покончено.
Либеральные министры немедленно подали прошения об отставке, после чего самым влиятельным сановником становится Победоносцев.
Незамедлительно вводились консервативные охранительные меры: "исключительное положение" на ряде территорий, административные высылки, закрытые процессы, военные суды, чрезвычайное усиление цензуры, строгий полицейский надзор и т. д.
Контрреформы дали определенный результат. Революционная "Народная воля" была разгромлена. После закрытия многих либеральных изданий сошла на нет волна критики правительства. В результате жестких мер практически прекратились крестьянские выступления.
Александр III вместе с Победоносцевым понимали, что слишком реакционная политика может привести к новому взрыву возмущения. Поэтому после относительной стабилизации обстановки в стране контрреформы начинают проводиться постепенно.
МВД возглавил Д.А. Толстой - один из самых консервативных деятелей эпохи. Министром просвещения был назначен И.Д. Делянов, издавший реакционный циркуляр о "кухаркиных детях".
В 1884 г. вводится новый Университетский устав, отменяющий автономию университетов. Выборные университетские должности становятся назначаемыми, значительно увеличивается плата за учебу.
Перед Александром III остро стоял земельный вопрос. Долги крестьян по выкупным платежам продолжали расти, что в совокупности с сохранением многих повинностей приводило к разорению крестьянства.
В конце 1881 г. все временнообязанные крестьяне были переведены на обязательный выкуп, при этом размеры выкупных платежей понижались на 16%. В 1882 г. учреждается Крестьянский банк. При этом правительство проводило меры по укреплению деревенской общины, разрушающейся под воздействием развития капиталистических отношений.
Гораздо больше внимания Александр III уделял политике поддержки дворянства. В 1885 г. был основан Дворянский земельный банк. Значительно расширялись права землевладельцев, нанимающих рабочих. Существенно ограничивалось самовольное переселение крестьянства.
В 1889 г. вводится институт земских начальников, который должен был вернуть дворянам-землевладельцам власть над крестьянством. Земские начальники могли назначаться только из дворян. Фактически они получили неограниченные полномочия в деревне.
Земская контрреформа 1890 г. значительно урезала в правах крестьян. Права помещиков, соответственно, расширялись, что привело к увеличению удельного веса дворянства в земских органах самоуправления.
В целом внутренняя политика Александра III была направлена на "исправление" либеральных преобразований 60-70-х гг., укрепление дворянства и консервацию самодержавной власти.
В области внешней политики император стремился избежать вступления в новый вооруженный конфликт. В середине 1881 г. был подписан русско-прусско-австрийский договор о нейтралитете.
В 1882 г. был образован Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Формирование этой новой коалиции, а также Болгарский кризис (1885-1886 гг.) привели к сближению России и Франции, что выразилось в русско-французском союзе 1894 г. Этот союз завершил процесс складывания в Европе двух противостоящих военных блоков.