domvpavlino.ru

Эпоха просвещения роль в развитии науки. Эпоха просвещения. Выдающиеся деятели Просвещения

1. Философия Просвещения:

основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

2. Особенности Просвещения в Украине

3. Григорий Сковорода - философ-просветитель

Философия Просвещения: основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

Духовными наследниками гуманистов эпохи Возрождения стали просветители XVIII века. Наиболее остро критикуя и гневно осмеивая феодальные порядки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощение человеческого ума и гармоничного развития личности.

Просвещение - это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и установление капиталистических отношений. Термин "просвещение" был введен Вольтером и Гердера. Немецкий философ и. Кант определил Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которые состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Выдающиеся деятели Просвещения

Английское Просвещение

Локк Джон (1632-1704) - философ материалист, один из первых сформировал много идей Просвещения, автор теории общественного договора и естественного права.

Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Шефтсбери эстетизирует мир, утверждая эстетический характер нравственного совершенства, рисуя величественную картину вечно творимом и творящего космоса с единым первоисточником всего, благого и прекрасного.

Толанд Джон (1617-1722) - философ-материалист, близкий к диалектическому трактовка сущности мира (догадка о самодвижение материи) в книге "Христианство без тайн" выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Главный философский труд - "Письма к Серены".

Коллинз Уильям Уилки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные порядки, но и буржуазные моральные нормы, которые зарождались.

Французское Просвещение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. В основном произведении "О духе законов" обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, которая изучала влияние природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруз, 1694-1778) -философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальный мировоззрение. В "Философских письмах", "Трактате о метафизике"; "Философском словаре" выступал как деист, в тон же время выражал идею о вечности и не-создания материи, ее объективное существование и вечное движение. Очень вилинув на французских материалистов XVIII века.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. Считал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразования общества в уменьшении имущественного неравенства за счет прекращения роскоши и ограничения потребностей (аскетический коммунизм) признавал народ носителем верховной власти. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке Великой французской революции.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог Великой Французской революции. Изданная в 1762 году работа Руссо "Эмиль, или О воспитании" за религиозное свободомыслие была приговорена к сожжению, а автор на пять лет иммигрировал в Англию. Во взглядах на природу Руссо - деист. Социально-политическим идеалом Руссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власть, которая действует против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное свержение такой власти. В работах "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов", "Рассуждение о происхождении и обоснования неравенства между людьми" прозорливо описал много противоречий социального и научно-технического прогресса.

Кондильяк Этьен Бонно де (1715-1780) - философ, логик, член Французской академии; в своем главном философском произведении "Трактате об ощущениях" развивал сенсуалистической теорию познания Локка. В работе "Язык вычетов" дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

Век Просвещения - одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.

Годы века Просвещения

Просвещение - это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители - это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви - важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения - доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм - доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения - Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье - оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Что мы узнали?

При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 648.

Особенности Просвещения в Украине.

Григорий Сковорода - философ-просветитель.

1.Философия Просвещения:

Основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

Духовными наследниками гуманистов эпохи Возрождения стали просветители XVIII века. Предавая острейшей критике и гневному осмеянию феодальные порядки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощения человеческого разума и гармоничного развития личности.

Просвещение - это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждение капиталистических отношений. Термин “просвещение” был введен в культурный оборот Вольтером и Гердером. Немецкий философ И. Кант определил Просвещение какнеобходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Выдающиеся деятели Просвещения

Английское Просвещение

Локк Джон (1632-1704) - философ материалист, из первых высказал многие идеи Просвещения, автор теории общественного договора и естественного права.

Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Шефтсбери эстетизирует мир, утверждая эстетический характер нравственного совершенства, рисуя величественную картину вечно творимого и творящего космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного.

Толанд Джон (1617-1722) - философ-материалист, близок к диалектической трактовке сущности мира (догадка о самодвижении материи); в книге “Христианство без тайн” выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Главное философское сочинение - “Письма к Серене”.

Коллинз Уильям Уилки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные порядки, но и зарождающиеся буржуазные нравы.

Французское Просвещение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. В основном сочинении “О духе законов” обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, изучающих влияние естественных природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) - философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. В “Философских письмах”, “Трактате о метафизике”; “Философском словаре” выступал как деист, в то же время высказывал идею о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. Оказал большое влияние на французских материалистов XVIII века.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. Считал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразования общества в уменьшении имущественного неравенства посредством пресечения роскоши и ограничения потребностей (аскетический коммунизм); признавая народ носителем верховной власти. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке французской революции.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог Великой Французской революции. Изданная в 1762 году работа Руссо “Эмиль, или О воспитании” за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а автор на 5 лет иммигрировал в Англию. Во взглядах на правду Руссо - деист. Социально-политическим идеалом Руссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение такое власти. В работах “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”, “Рассуждение о происхождении и обоснованиях неравенства между людьми” прозорливо описал многие противоречия социального и научно-технического прогресса.

Кондильяк Этьен Бонно де (1715-1780) - философ, логик, член Французской академии; в своем главном философском сочинении “Трактате об ощущениях” развивал сенсуалистическую теорию познания Локка. В работе “Язык исчислений” дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

Немецкое Просвещение

Вольф Христиан (1679-1754) - философ-рационалист, идеолог раннего Просвещения, стремился к построению всеобъемлющей системы философского знания; его учебные руководства стали основой университетского образования Германии. В этике принципы естественной морали считает объективными нормами вытекающими из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политическом учении Вольф - сторонник теории естественного права и выразитель идей просвещенного абсолютизма.

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781) - философ, эстетик, писатель, критик. Преодолевает ограниченность вольфианского рационализма; в тезисах “Воспитание человеческого рода” подходит к идее органического развития и поступательного движения человечества к совершенству; в эстетике обосновал принципы реалистического художественного образа, дал известную классификацию искусства.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - философ, теоретик культуры, общественный деятель, главный вдохновитель движения “Буря и Натиск” - просветительского литературного движения, порвавшего с нормативной эстетикой классицизма, с преувеличенным культом разума и развивавшего эстетику демократичного самобытного искусства с изображением ярких и сильных страстей. В работе “Идеи философии истории человечества” проводит идею становления и развитию мира как органического целого, завершает очерком истории человеческой культуры. Оказал большое влияние на творчество Гете.

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - поэт, ученый, философ, стремился к универсализму знания и мировоззрения; его поэзия и занятия наукой (остеология, минералогия, ботаника, физика, учения о цвете) дополняли друг друга. В основе его философии - диалектическая картина мира, где мир рисуется как совокупность живых форм, как сплошной метаморфоз форм. В “Фаусте”, уникальном по построению художественном произведении, над которым Гете работал всю жизнь, в поэтической форме отражены научные, исторические, философские, нравственные проблемы.

Русское Просвещение

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - выдающийся ученый естествоиспытатель и мыслитель-материалист, поэт; развивая идеи науки Нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию; (разрабатывал “корпускулярную” философию) как исходную концепцию для объяснения физических и химических явлений. Общественный прогресс Ломоносов связывал с развитием образования, просвещения и ремесел; в духе Просвещения разработал проекты экономического и социального развития страны. Основная тема поэзии Ломоносова - Вселенная, природа и человек. По инициативе Ломоносова в 1755 году был создан Московский университет, ставший центром русской науке и культуры.

Козельский Яков Павлович (около 1728 - около 1794) - русский просветитель, философ-материалист, развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества и религиозной морали.

Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788) - философ-деист, профессор Московского университета; его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм и все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

Новиков Николай Иванович (1744-1818) - просветитель, писатель, журналист, издатель, организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России; выступал против крепостного права, по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Развивая идеи французских просветителей, дал революционную интерпретацию теории естественного права, осуждал самодержавие как - наипротивнейшее человеческому естеству состояние. За сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. В ссылке написал философский трактат “О человеке, его смерти и бессмертии”, где развивал материалистическое мировоззрение.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - философ-идеалист, публицист. В “Философских письмах” философ уповает на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевавшего эгоизм и индивидуализм как несообразные с всеобщим назначением человека быть двигателем Вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. После опубликования “Философских писем” Чаадаев “Высочайшим повелением” был объявлен сумасшедшим. Позже мыслитель написал ”Апологию сумасшедшего”, где в ответ на обвинения в недостатке патриотизма говорил об особенной исторической судьбе России.

Из всего многообразия взглядов просветителей, различных теорий и их интерпретаций выделим центральные идеи идеологии и философии Просвещения.

1. Антисхоластическая, антирелигиозная направленность идей Просвещения. Цель Просвещения как широко идейного движения состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против невежества и мистики, за свободу исследования против ее подавления авторитетом, за критику против апологетики. В рамках Просвещения развивалась как атеистическое мировоззрение, так и деизм, представители которого допускали Бога - духовную силу как первотолчка, первопричины мира, а “естественную религию” в качестве социального регулятора исторического процесса.

2. Всепроникающий разум. Главный лозунг Просвещения - “Наука и прогресс!”. Разум у просветителей является главным средством преобразования общества. человек должен соответствовать разумной гармонии естественного мира, а поэтому его надо просветить, образовать. Задачу широкого распространения науки, образования просветители ставили не только теоретически и не для будущих поколений, но сами много сделали для ее практического осуществления. Многие просветители свои надежды возлагают не на революции, а на постепенное, эволюционное преобразование общества на принципах разума и справедливости путем морально-политического и эстетического воспитания граждан. Отсюда же и идея “просвещенной монархии”, согласно которой правитель - “философ на троне”, восприняв принципы просвещения, может путем “хорошего законодательства” установить справедливые общественные порядки.

3. Исторический оптимизм просветителей основан на идее “естественного человека”, согласно которой человек по природе своей добр, а причина зла в нем - ущемление цивилизацией его природного, естественного начала. Запросы, желания, устремления и цели такого человека объявлялись разумными. Просветители верили в человека, его разум и светлое будущее, считали его творцом истории. На этих идеях основаны теории “Естественного права” и “Общественного договора”. В противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченные сторонники теории “Общественного договора” на основе доктрины естественного права и идеи о народном суверенитете. Согласно которой источником и конечным обладателем всякой власти является народ, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов (общественный договор), обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых (естественных прав - права на жизнь, свободу и частную собственность). Руссо в книге “Об общественном договоре” утверждал, что поскольку государство возникает на основе договора, граждане вправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью.

Идеология и философия Просвещения оказали большое влияние на все сферы жизни общества; идеи просвещения живы и поныне в стремлении человечества к общечеловеческим гуманистическим ценностям; а лидеры Просвещения остаются примером самоотверженной борьбы за новые идеалы. Дух Просвещения и просветитель образно выражен в следующей характеристике, которую М. Горький дал Вольтеру: “... Вольтер, человек с лицом дьявола, всю жизнь, как титан, боролся с пошлостью. Крепок был яд его мудрого смеха! Даже попы, которые сожрали тысячи книг, не портя своего желудка, отправлялись на смерть одной страницей Вольтера, даже королей, защитников лжи, он заставлял уважать правду” .

Для того чтобы Вы почувствовали своеобразие духа и стиля философии просвещения, прочтите небольшие фрагменты текстов и сравните постановку и решение философско-мировоззренческих проблем разными философами.

Вариант 1.

Прочитав два фрагмента текста, ответьте на вопросы:

какие философские проблемы здесь поставлены?

в чем сходство и различие в их трактовке различными представителями философии Просвещения.

(1). Готхольд Лессинг

“Ведь упражнять рассудок при таком своекорыстии человеческого сердца только на том, что связано с нашими физическими потребностями, означало бы не обострить, а притупить его. Для того, чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет в нас способность любить добродетель ради ее самой, он должен упражняться в постижении духовных предметов...

Нет, оно придет, оно обязательно придет, в это время совершенства, когда человеку, по мере того как его рассудок будет все увереннее в лучшем... будущем... он будет творить добро ради самого добра, а не ради того воздаяния, которое уготовано чьим-то произволом...”.

Лессинг Г. Э. Воспитание человеческого рода // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.385).

“Мефистофель”

“... Я о планетах говорить стесняюсь,

Я расскажу, как люди бьются, маясь.

Божок вселенной, человек таков,

Каким и был он испокон веков.

Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

Его ты божьей искрой изнутри.

Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет.

Прошу простить, но по своим приемам

Он кажется каким-то насекомым.

Полулетя, полускача,

Он свиристит как саранча.

О, если б он сидел в траве покоса

И во все дрязги не совал бы носа!”

(Гете И.В. Фауст // Избранные произведения в 2-х томах – М.: Правда, 1985. – Т. II. – С.135).

Вариант 2.

Сравните постановку и решение философских проблем просветителями XVIII века по предложенным фрагментам текста.

(1). Жан Жак Руссо

“Как и тело, дух имеет свои потребности. Телесные потребности являются основой общества, а духовные его украшают. В то время как правительство и законы охраняют общественную безопасность и благосостояние сограждан, науки, литературы и искусства - менее деспотичные, но, быть может более могущественные - обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественные чувства свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы. Необходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили. Сильные мира сего, любите таланты и покровительствуйте их обладателям”.

(Руссо Ж. Ж. Рассуждения об науках и искусствах... // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.152)

(2) Иоганн Готфрид Гердер

“Нет сомнения, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершится в будущем; ибо неувядаемые права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы... Божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы. После того как оно сотворило землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему: “Будь моим подобием, богом на земле! Владей и господствуй! Произведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы; я не могу помочь тебе чудесами, потому что я вложил в твою человеческую судьбу в твои человеческие руки; но тебе будут помогать все священные, вечные законы природы”.

Гердер И. Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // избр. Соч. - М., Л., 1959. - С.273

Вариант 3.

Прочитав два фрагмента текста ответьте на вопросы:

ü какая концепция здесь излагается?

ü кем из философов нового времени она была впервые сформулирована?

ü в чем сходство и различие трактовок этой проблемы в представленных текстах?

(1) Шарль Монтескье

“Как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами, как существо, одаренное умом, он беспрепятственно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил. Он должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное, как всякое смертное разумное существо, он становится жертвой неведения и заблуждения и нередко утрачивает и те слабые познания, которые ему уже удалось приобрести, а как существо чувствующее, он находится во власти тысячи страстей. Такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя - и бог напоминает о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себя - и философы направляют его законами морали; созданный для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних - и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредством политических и гражданских законов”.

Монтескье Ш. - Л. О духе законов // Антология мировой философии. - К., 1991. - Т.1 - Ч.2. - С.111

(2) Жан Жак Руссо

“Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма заметную перемену, заменяя в его действиях инстинкт правосудием и сообщая его действиям нравственное начало, которое им прежде не доставало... Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладал в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большее преимущества: его способности упражняться и развиваться, мысль его расширяется, чувство его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, ... превративший его из тупого ограниченного животного в существо мыслящее - в человека”.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.160-161.

Еще раз обратитесь к раздумьям философов - просветителей в поисках ответа на вопрос: какие добродетели почитались в эту эпоху? И вновь возвратимся к нашей таблице «Добродетели в истории культуры» и заполним последний столбец: культура эпохи модерна. Таблица заполнена. Проведите сравнительный анализ эпох. Менялось ли существенно представление о нравственном идеале человека? Какие выводы следуют из ответа на этот вопрос.

В философии просвещения была четко поставлена проблема нравственной природы человека. Одни философы утверждали, что человек по природе своей добр, а цивилизация делает его злым, алчным, завистливым. Другие же доказывали, что человек изначально односторонен и несовершенен и лишь правильное воспитание в обществе может сделать его Человеком. К какой позиции присоединяетесь Вы? Почему? Какие жизненные выводы следуют из Вашей позиции?

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер , Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694-1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше , автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)


Французский философ-просветитель - иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным . Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок - "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге .

Монтескьё (1689-1755)


Полное имя-Шарль-Луи де Секонда , барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо , доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе , предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: 1. Великие просветители Европы (Джон Локк, Ш. Монтескьё, О. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо); 2. Новые экономические теории. А.Смит; 3. Энциклопедисты. Д.Дидро. Ж.Д’Аламбер

3 слайд

Описание слайда:

Просвещение – идейное течение, настаивавшее на решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Джон Локк (1632-1704) Выдающийся английский мыслитель. Создание учения о естественных, прирожденных правах человека. Он был уверен, что от природы все люди равны. Впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной.

6 слайд

Описание слайда:

Французский просветитель. Автор книги «О духе законов», в которой выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах. Развил учение Локка о разделении властей, указал, что есть три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная. Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)

7 слайд

Описание слайда:

Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер 1694-1778 Французский мыслитель Справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Вольтер не был сторонником широких массовых движений. Роль создателя разумного общества он отводил монарху, стоящему на позициях Просвещения. Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали.

8 слайд

Описание слайда:

Жан Жак Руссо (1712-1778) Руссо не призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить ее размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить. Он является сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, источник верховной власти – весь народ. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.

9 слайд

Описание слайда:

Адам Смит (1723-1790) Шотландский ученый Адам Смит считал, что свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни стны.

10 слайд

Описание слайда:

Дени Дидро (1713-1784) Совместно с Жаном Д’Алабером издали знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.)

11 слайд

Описание слайда:

Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.) Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772).

12 слайд

Описание слайда:

Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения.

13 слайд

Описание слайда:

«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье), «...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.

14 слайд

Описание слайда:

Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню... Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников... Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер). «Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).

15 слайд

Описание слайда:

«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их. ...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими. ...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно. ...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно. Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).

Загрузка...