domvpavlino.ru

Егэ русский язык задание 7. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку. Морфологические нормы причастий

«Бочонок амонтильядо»

Тема инкапсуляции (замуровывания) часто встречается в произведениях о мести. Рассказ Аллана По (1846) «Бочонок амонтильядо» является классическим примером сюжета о мести и отражает описанную выше динамику. Рассказчик/мститель начинает историю со слов о том, что он перенес множество издевательств и унижений со стороны своего друга Фортунато и решил отомстить ему, когда его поведение стало оскорбительным. Именно в этот момент, когда появилась фантазия о намеренном и осознанном унижении со стороны друга, начинает оформляться план мести. (При этом в рассказе нет никаких пояснений о том, как именно и чем он оскорбил его.) Рассказчик бессознательно ощущает нанесенное ему оскорбление как садистическую инкапсуляцию, что становится очевидным именно в выбранном способе мести: он играет на нарциссизме Фортунато, который считал себя большим экспертом по винам,заманивает его в винный погреб и замуровывает заживо в одной из ниш.

Рассказ также намекает нам о существовании мучительной связи между желанием нарцисса быть признанным и его уязвимостью перед тем, что его могут забыть и «замуровать». Мститель должен очень близко подойти к объекту, почувствовать взаимопонимание и «заключенность» в сознании другого. Для этого могут быть две причины: ощущение наличия дистанциив отношениях с объектом мести или ее «непробиваемости»;либо желание мстителя получить недостижимое чувство единения с другим. Не зависимо от причины, мститель встраивается в фантазию объекта мести, видит ее слабые места; далее некоторые аспекты его Я исключаются из разыгрываемой ситуации и внимания объекта мести, что позволяет начать создавать оборотную сторону садистичной фантазии об инкапсуляции. С этой точки зрения мститель является тем, кто ощущает себя в постоянной опасности из-за потери своего индивидуального смысла. Если он отдаляется от воображающего родителя, то теряет ощущение единения с тем, кто подтверждает смысл и значение его индивидуального опыта; если же он приближается, то болезненно переживает, как его история сплетается с воображением другого, теряется в ней и размывается окончательно.

Кузина Бетта

Роман Бальзака «Кузина Бетта» (1846) позволяет еще глубже рассмотреть психологию хронической мести. Практически каждый герой книги ощутил на себе ее влияние в том или ином виде, а сюжет романа со всеми его хитросплетениями и встроенными мини историями является очень сложным. Тем не менее, главной героиней является Бетта, бедная старая дева, которая разрабатывает более-менее успешный план уничтожения всей семьи Хуло в качестве мести за то, что Аделина (ее двоюродная сестра) «присвоила» себе Венсислава, молодого человека, которому Бетта отдала всю свою душевную любовь и «заключила» в роль сына и поклонника.

В Бетте Бальзак отразил многие черты человека, одержимого местью.Ее детстсво было наполнено завистью и несчастьями. Она была обделена талантами и способностями в отличие от ее кузины Аделины, ее обучают выполнять тяжелую работу, а Аделину берегут для более высоких целей. В детстве Бетта направляет на Аделину всю свою злость и ярость. Далее она подавляет свою зависть к кузине и с горечью наблюдает, как она выходит замуж за богатого барона Хуло.При помощи родственников, которых она практически ненавидит, Бетта пытается открыть свое дело, но все разваливается из-за текущих политических событий, которые привели Бетту к «сознанию своего собственного ничтожества в этом вечном круговороте людей, их интересов и дел» (с. 36). Она вернулась к положению обозлившейся эксцентричной старой девы.

Гнев и ярость Бетты набирают силу, когда она узнает, что Венсислав влюбился в дочь Аделины, что и положило начало движению колеса мести. Те проклятия и муки, которые она желает своим жертвам, отражают те мучения и унижения, которым подвергалась она. Она желает им бедности, унижений, предательства со стороны любимых. Ее желание отомстить становится ненасытным и, как часто бывает, самодеструктивным, поскольку разные хитросплетения ее плана вступают друг с другом в противоречие.

В романе Бальзака, как и в случае г-жи А, мы слышим мотивы инкапсуляции и расщепления. Описание Бетты оставляет ощущение обманчивой оболочки, которая едва ли отражает ее внутреннее содержание. Ее гнев предстает как примитивный и животный. Она переживает его, как неудержимый приступ, угрожающий затопить и уничтожить ее в прямом смысле слова. И тем не менее, она способна надеть маску инграциации и спрятать под ней свою ярость - хитрость срабатывает, поскольку другие люди не проявляют к ней искреннего интереса.

Чувство расщепления внутреннего и внешнего и его последствия помогают Бетте разработать план мести: она управляет сознанием жертв изнутри, разжигая их собственную злость и заставляя нападать друг на друга. Она не действует открыто, в глазах других героев Бетта поддерживает образ слабой женщины с незначительными возможностями. Несмотря на то, что для реализации ее замысла требуется подробный план действий, он остается скрытым не только от героев произведения, но и от читателя, которому иногда удается увидеть те или иные его части.

В произведении также присутствует мотив цивилизованного способа мщения, который на самом деле основан на более примитивном, что неоднократно повторяется в самой структуре романа, где одна история переплетается с другой. Также важен тот факт, что вся структура произведения, его некоторые сцены являются переплетением (инкапсуляцией) истории Бетты и Адалин. Главной героиней является Бетта, но роман начинается и заканчивается историей жизни Адалин.

Он начинается с описания событий в семье Хуло: барон Хуло увел девушку у другого молодого человека по имени Кревель и потратил на нее все деньги семьи. Кревель замышляет месть и расстраивает свадьбу дочери барона Хуло, Гортензии, сказав ее жениху, что у ее семьи тяжелое финансовое положение. Далее он решает соблазнить Аделин, жену г-на Хуло, предложив ей некую деловую сделку в обмен на секс, тогда у семьи снова будут деньги, и свадьба дочери состоится. Действие романа начинается, когда Кревель приезжает в дом семьи Хуло, чтобы сделать Аделин данное предложение.

Первые страницы становятся сценой для разворачивания многочисленных связанных между собой историй. Бальзак проводит читателя по улицам и дому барона Хуло, когда приходит Кревель. Бетта и Гортензия выходят из комнаты, в которой происходит разговор Аделин и Кревеля. Когда план Кревеля проваливается, нас проводят по саду, где Бетта и Гортензия разговаривают с Венсиславом. Далее Бальзак продолжает разворачивать историю жизни Бетты и ее переживания.

Стены дома и сада символично «отгораживают» друг от друга разные истории. Снаружи дома находится сюжет о том, как Хуло увел девушку у Кревеля. В центре дома (в комнате) разворачивается треугольник Кревель-Хуло-Аделина, а в саду происходит более простая линия Бетты-Гортензии-Венислава. В тоже время, приход Кревеля запускает череду событий, которые созвучны с переживаниями, связывающими все три пространства историй воедино. Кревель приносит в дом барона Хуло рассказ о том (и информирует об этом его жену), какую беду навлек на их семью барон Хуло. Отказ Аделины от предложения Кревеля окончательно расстраивает свадьбу ее дочери Гортензии и заставляет ее начать поиски подходящего мужа, что запускает историю отношений между Гортензией, Венсиславом и Беттой.

Бальзак использует Аделину и Бетту как катализаторы историй друг друга, они своего рода антагонисты, по-разному обращающиеся со злостью и болью. Аделина предстает перед нами как человек без какой-либо тайной злобы, сохраняющий верность своему мужу, несмотря на его предательство. Бетта же описывается как злобная, язвительная, мстительная, без доли сострадания к тем, кто обидел ее. Кажется, будто обе героини являются частями одного персонажа. Сам стиль повествования, при котором истории обеих женщин вписаны одна в другую, но тем не менее, разведены, может быть отражением единой сложной системы фантазий одного человека, одержимого идеей мести.

Если рассмотреть Аделин в качестве главного персонажа, то мы увидим, что героиня Бетты – это тот самый способ обращения с гневом, при котором происходит его расщепление и удержание внутри себя. С этой точки зрения начало романа – реакция Аделин на новость об измене мужа - носит символический характер. Кревель становится посредником в этой истории предательства; барон Хуло не присутствует в данной сцене вообще. Тем не менее, гнев и шок Аделины слишком сильны и не могут быть удержаны при помощи спокойствия и прощения, она направляет свои чувства внутрь, на ту историю, которая кажется не имеет к ней никакого отношения, и гнев оживает в образе мстительной Бетты.

В этом контексте центральное положение героини Бетты можно рассмотреть, как регрессивное переключение в более примитивное и агрессивное состояние, скрыто действующее при нанесении нарциссической травмы такому человеку, как Аделин –та самая динамика «падения в ненависть».В системе регрессивной фантазии – мир глазами Бетты – рассказ Бетты, который вписан в историю Адалин и в тоже время отделен от нее, обретает несколько иной смысл. Ощущение, что ее собственная история вписана в историю кузины и остается не признанной как отдельная, отражает переживаемые Беттой беспомощность и незначительность, которые и становятся причиной желания отомстить. Фантазия о том, что ее история вплетается в историю Аделины, заставляет Бетту чувствовать себя оскорбленной и обиженной: в мире существует обидчик, виновный, а не простая череда несвязанных событий ее жизни. Бальзак акцентирует важность данной мысли тем, что Бетти наблюдает поведение Гортензии, начинает что-то подозревать и находит виновного во всех своих бедах - Аделин.

История Аделин является основой для истории Бетты, но они «разведены» друг от друга в произведении, что соответствует образу родителя, фантазирующего что-то о своем ребенке. Аделина является частью Я, которая идентифицируется с фигурой дистантного, неведающего родителя, а Бетта – это часть Я, которая идентифицируется с ребенком, чьи чувства и переживания должны были оставаться в секрете. Описание обеих героинь подтверждает наше предположение: чтобы справиться со своими чувствами Аделине «закрывать глаза и затыкать уши» (с. 30). А необходимость Бетты встраиваться в истории других привело к появлению травмы, которая помешала ей создать свою отдельную историю. Как описал Бальзак: «Зависимое положение бедной девушки уже само по себе как бы обрекало ее на бессловесную роль» (с. 39).

РасщеплениеЯмстителянапослушноеизлопамятное, мстительноесогласуетсясописанием Wurmser (2000) расщепленного представления о себе, которое диктуется ригидным и осуждающим суперэго.Темнеменее, моевниманиекрасщепленнойфантазиимстителяовоображающемивоображаемомприводитнаскпониманиюсложностиструктурыкаждойстороныЯрепрезентацииитогоспособа, которымэтисторонысвязанысобразомвоображающегородителя, которыйпереживаетсякакцентральная фигура, от которой зависит выживание и непрерывность смысла.

Хотянапроизведениялитературынеследуетсмотретьтолькокаккакнаисториюопатологиичеловека (Spitz 1988), в романе Бальзака мы находим маркеры примитивной агрессии и представление о мире объектов мстителя. ПерсонажБеттыописанмеждустрок, онавсегдавиднасловнонанекоторомрасстоянии. Онапредстаетпереднамивобраземонстра, еебезграничнаяненавистьпросто не поддается описанию. Ход размышлений других героев произведения описан не очень детально, они скорее являются отражением личной истории и характера писателя. ХотяначалоисторииБеттыоченьнапоминаетдетствоБальзака: онбылоторванотсвоейсемьипрактическиспервыхднейжизни, емупришлосьжитьвнесколькихсемьяхипансионатах, а его младшие братья и сестры жили дома с родителями. Емубылозапрещеновозвращатьсядомой, покаунегонеслучилсянервныйсрыввшколеввозрасте 17 лет.

Всвоихписьмахонписалобужасномчувствеотверженияисвоейчувствительности. СвоеотлучениеотсемьиБальзаксвязывалисключительносматерью, которуюонописывалкакчудовище, отецжежелалсынутольколучшего(Zweig 1946).

Возможно, чудовищностьматерибылаописанаБальзакомвобразеБетты, аотецявлялсяпрообразомбаронаХуло. Именно измены барона стали отправной точкой всего романа и сюжета мести, который даже после смерти Бетты привел к кончине Адалин. Однакочитательбольшесимпатизируетоступившемусябарону, а не сломленной и раздавленной Бетте.

УГАСАНИЕЖАЖДЫМЕСТИ

Как же могла бы разрешиться история мести? На примере литературы и клинической практики мы увидели фантазию о садистичном воображающем родителе, которая появляется в ответ на болезненные переживания Я, связанные с разрывами смыслов у ребенка, о котором воображает этот родитель. Фигурасадистичноговоображающегоявляетсяотражениемобратной (темной) сторонырасщепленнойфантазии о деструктивном воображающем родителе и подавленном Я ребенка, которая служит защитой для фантазии об идеальном родителе и ребенке. Втожевремяфантазия о садистичном родителе сама по себе является отражением опыта разрыва смыслов, который переживал ребенок. Фантазияоместивключаетвсебявариациюфантазииосадистичномродителе, вкоторойраненоеЯидентифицируетсясфигуройсадистичногородителяипытаетсяпередатьемусвоюбольотнанесенной травмы и чувство ненависти за то, что воображающий родитель предал его.

Отказ от жажды мести требует от мстителя признать свой гнев и беспомощность, которые отрицаются им при помощи идентификации с садистичным родителем. Он также должен интегрировать ощущение своего разорванного Я, которое и запускает желание отомстить. Даннаяинтеграциятребуетотмстителясовместитьсвоепривычное (повседневноеЯ) ирепрезентациювоображающегородителя. Процессинтеграциидовольносложенизависитотсилыжаждымести, котораянасамомделеможетбытьхронической.

Чащевсегообычноежеланиеместивыстраиваетсявокругбессознательнойфантазииотом великом Я, которое видит фантазирующий о ребенке родитель. Травматические переживания, не вписывающиеся в подобное грандиозное переживание себя, разрывают эту фантазию о воображающем и воображаемом и приводят к оживлению изначальной расщепленной фантазии. ОтпусканиежеланияместивключаетпризнаниеналичияпрерывногоощущениясвоегоЯ, злости и беспомощности. Обычныймстительпереходитотмысли «этонеможетпроисходитьсомной» к «этомоглослучитьсясомной», тем самым расширяя свои переживания и допуская, что иногда его могут не услышать, не узнать, не оценить.

Подобнаяпеременавсамоощущенииприводиткизменениюобразавоображающегородителя, будтооплакиваниезащитныхкачествидентификациисобразомвоображающегоиегожежестокостьпоотношениюкребенкусовмещаются, что приводит и к изменению качеств нанесенной когда-то травмы.Ееневозможно «забытьипростить» (Smith 2002), поскольку она больше не переживается как чуждая и непонятная (Cavell 2004).

ХроническиймстительвыстраиваетсвоепривычноеЯвокруграсщепленнойфантазииовоображающемивоображаемом, котораяявляетсяосновойдлямногихвнутреннихпроцессов, вособенности в области управления своей агрессией. Данная фантазия очень сложная и тщательно разработанная, расщепление происходит не между идеальной и очень плохой версиями, а между двумя более-менее неудовлетворительными вариантами. Каждаясторонарасщепленнойфантазиисодержитаспектывоображающего, которые были важны для выживания Я ребенка. Болеехорошая, умнаяфигура(высокого уровня) ощущаетсякакумелыйрассказчик, которыйстановитсявэтихотношенияхтретьимипозволяетразмышлятьнадопытомсвоегоЯ. Кроме этого фантазия о воображающем другом, существующая отдельно от Я, служит надежным барьером от осознания и допущения примитивной агрессии. Фигураболеенизкогоуровняпереживаетсяплохойизаряженнойагрессией, нотемнеменее, содержащейвозможностьсозданияаффективнойсвязи. 3 Соединение обеих расщепленных фантазий становится угрозой существованию ее составляющих, особенно фантазии о более умном родителе (высокий уровень). Фантазияобинкапсуляцииисопровождающиееечувствоцелостностии изоляции усиливаетощущениеглубокого неизбежного расщепления. Травма, запускающаяжеланиемести, приводиткусилениюизначальноприсутствовавшегозащитногорасщепления, что делает процесс интеграции более сложным.

Травмахроническогомстителяявляетсяотражениемогромногоколичествазлости, тогосамогопримитивногослоя, которыйудаляетсяизфантазииболеевысокогоуровняиЯ. Поэтойпричинепризнаниесуществованиятравмыилидаже обидчика, ставшего причиной мести, менее эффективно в случае терапии хронического мстителя. РешениеданнойпроблемытребуетнетолькопризнаниянеизвестныхранееиболезненныхпереживанийЯ, ноиработысорганизующейфантазией, котораяиговоритотом, почемунепризнанныевоображающимродителемчастиЯребенка и родителя, должны оставаться неузнанными и непризнанными.

Ванализе, какивжизни, мстительностьнепроходитбыстроилегко.Steiner (1996) отмечал, чтооннеможетнайтиклиническийматериал, которыйточнобыпроиллюстрировализбавлениеотместичерезинтерпретации, посколькутакое случается в кабинете, но описать данный процесс очень сложно. Хотяместьпоявляетсяипереживаетсяяркими и сильными вспышками, сложнаяструктуралежащей в основе фантазиипоявляется и разбирается очень и очень медленно. Анализ мести подразумевает интерпретацию деструктивной части системы фантазий (которая видна очень явно), тем не менее, большая часть работы должна быть выстроена вокруг разбора отщепленной фантазии о более умном воображающем родителе (высокий уровень). Этотпроцессанализахорошеговоображающегородителяисвязанногоснимвоображаемогоребенкаи есть тот процесс, который Lansky (2001) описывает, когда говорит о переработке Я идеала, которая требуется для остановки процесса жажды мести.

Ванализег-жиА. качестваболеепозитивнойстороныотщепленнойфантазиисталидоступнынапозднемэтапетерапии, когдамыподошликконцунашейсовместнойработы (фантазии). Толькотогдаоназаговорилаожеланиижить (бытьзаключенной) вмоейголовеителеисталаспрашивать, каконапопалатудаикакейтеперьоттудавыбраться. Ясвязалаеефантазиюсощущениемвнимательногобеспрерывногослушания, котороеяпредоставлялаейнакаждойвстрече. Кромеэтого, явспомнилаотойистории, когдагоданазадг-жаАпрактическиконтролироваламоимысли, нотолькосейчасясоединилатотопытсданнойфантазией.

Аналитическаяработапозволилаг-жеА. закончить терапию с ощущением того, что она теперь знает себя, а я знаю и понимаю ее, даже если наши отношения завершены. Тем не менее, фантазия о мести запускалась каждый раз, когда она была слишком расстроена или ее кто-то обижал. Втакиемоментыонапросила о возвращении в терапию нанекотороевремя, хотя анализ был завершен.

Возможно, отщепленнаяфантазияболеевысокогоуровнямоглабытьосуществленаг-жойА. тольковконцетерапии. Спустямноголетмневсежекажется, чтоямоглабыраспознатьеенамногораньше, еслибыобратилавниманиенаощущениеспутанности, котороепоявлялосьиногдауменявовремяработысг-жойА. Я смогла сложить эти моменты воедино только после мести с ее стороны. Когдаяначаларазмышлятьопроизошедшем, тосвязалаэтуспутанностьсвосприятиемг-жиА. какнезнакомогомнечеловека, после чего я вспомнила свои контрпереносные ощущения себя как кого-то незнакомого, неспособного понять других.

Сейчасмнекажется, чтомоипереживанияотражалименеетоксичнуюиболееглубокуюотщепленнуюфантазиюосадистичномвоображающемродителе, котораятакяркопроявиласьвактевозмездиясостороныг-жиА. Если бы я обратила внимание на это, то могла бы раньше заговорить с ней об ощущении себя неуслышанной, неузнанной, и посмотреть на роль этих переживаний для защиты опыта несвязности смысла.

Еслижеланиеместипроходитбесследно, топроисходитэтопостепенно. ИкакотмечалLansky (2001) месть необязательно подразумевает и достигается через прощение. Мститель перестает ощущает бремя своего желания и боль нанесенной травмы, что позволяет ему расстаться с необходимостью поквитаться. Одна пациентка описала этот процесс как переход от гнева к злости. Гнев заставлял ее чувствовать, что на карту поставлена вся ее жизнь, а месть становилась смыслом существования. Злость была менее сильной, ее жизнь не вращалась вокруг нее и позволяла посмотреть на происходящее более внимательно и либо изменить ситуацию, либо принять свое горе и разочарование, попрощаться со злостью и пойти дальше.

Akht ar , S. (2002). Forgiveness: origins, dynamics, psychopathology, and technical relevance. Psychoanal. Q ., 71:175-212.

Anonymous (At t r ibut ed t o Tour neur). (1606). The revenger’s tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. E. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 93-173.

Arlow, J. (1980). The revenge motive in the primal scene. J. Amer. Psychoanal. Assn., 28:519-541.

Bal zac, H. (1835). Pere Goriot, trans. B. Raffel. New York: Norton, 1994.

---- (1843). Lost Illusions , trans. K. Raine. New York: Modern Library, 1997.

---- (1846). Cousin Bette, trans. S. Raphael. New York: Oxford, 1992.

Bion, W. R. (1958). On arrogance. Int. J. Psychoanal ., 39:144-6.

Br it t on, R. (1998). Belief and Imagination . London: Routledge.

Cavel l , M. (2004). Freedom and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 84:515-531.

Gal dst on, R. (1987). The longest pleasure: a psychoanalytic study of hatred. Int. J. Psychoanal ., 68:371-378.

Got t l ieb, R. M. (2004). Refusing the cure: Sophocles’ Philoctetes and the clinical problems of self-injurious spite, shame and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 85:669-689.

Gr ot st ein, J. (2004). The seventh servant. Int. J. Psychoanal. , 85:1081-1101. Ker nber g, O. (1984). Severe Personality Disorders

Kyd, T. (1587). The Spanish tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 1-91.

LaFarge, L. (1995). Transferences of deception. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 43:765-792.

--- (2004). The imaginer and the imagined.Psychoanal. Q ., 73:591-625.

Lansky, M. (2001). Hidden shame, working through, and the problem of forgiveness in The Tempest. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 49:1005-1033.

---- (in press). Modification of the ego-ideal, forgiveness, and the resolution of hate in Sophocles’ Philoctetes. Psychoanal. & Contemp. Thought .

Mal col m, R. (1970). The mirror: a perverse sexual phantasy in a woman seen as a defense against psychotic breakdown. In Melanie Klein Today, Vol. 2 , ed. E. B. Spillius. London: Routledge, 1988, pp. 115-137.

Poe, E. A. (1846). The cask of Amontillado. In Great Tales and Poems of Edgar Allan Poe . New York: Washington Square, 1940, pp. 7-14.

Rivier e, J. (1932). Jealousy as a mechanism of defence. Int. J. Psychoanal ., 13:414-424.

Rosen, I. C. (2004). Revenge: the hate that dare not speak its name. Paper presented at Panel on Revenge, Amer. Psychoanal. Assn. Meeting, January 24.

Rosenfeld, H. (1971). A clinical approach to the psychoanalytic theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism. Int. J. Psychoanal ., 52:169-178.

Searles, H. F. (1956). The psychodynamics of vengefulness. In Collected Papers on Schizophrenia and Related Subjects . New York: Int. Univ. Press, 1965.

Smit h, H. F. (2002). A footnote on forgiveness. Psychoanal. Q., 71:327-329.

---- (2004). The analyst’s fantasy of the ideal patient. Psychoanal. Q. , 73:627-658.

Socarides, C. (1966). On vengeance-the desire to “get even.” J. Amer. Psychoanal. Assn., 14:356-375.

Spit z, E. H. (1988). Art and Psyche . New Haven, CT: Yale Univ. Press.

St einer , J. (1996). Revenge and resentment in the “Oedipus situation.” Int. J. Psychoanal ., 77:433-444.

Wil son, M. (2003). The analyst’s desire and narcissistic resistances. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 51:70-99.

Wur mser , L. (2000). The Power of the Inner Judge . Northvale, NJ: Aronson.

Zweig, S. (1946). Balzac . New York: Viking.

239 Central Park West, Suite 1-BE

New York, NY 10024 e-mail: [email protected]


Гротштейн (2004) описываетданнуюфигурукакконтейнирующегородителя, обращенного в реальность и не видящего правду.

Готтлиб (2004) описалподобныйхроническийконтрпереноскакпомехувработеаналитикасмстительнымпациентоми потребность переключаться между данными состояниями для успешного анализа.

Я описывала соответствующее расщепление мира объектов психопата, при котором каждая часть плохого объекта содержит важные аспекты Я и объекта (LaFarge 1995)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

мести и великодушия

аргументы к сочинению

Проблема мести и великодушия важнейшая во многих произведения как русской, так и зарубежной художественной литературы.

Источником мести всегда выступает гордыня человека, заставляющая думать, что он лучше и выше других, что обида, нанесённая ему, не может быть прощена, но только отомщена, очень часто жизнью обидчика.

Великодушие, напротив, это умение прощать, способность откликнуться на просьбу о помощи и добровольно отказаться от собственных благ в пользу других – словом, всё то, что принято называть душевным благородством.

Так,

мы видим, что главный герой не хочет проявить великодушие и простить своего товарища – Владимира Ленского – за маленький обман, когда тот, приглашая Онегина на именины Татьяны Лариной, говорит, что будут лишь близкие люди, тогда как на праздник уже приглашены все соседи и дальние родственники. Евгений Онегин затевает игру и весь вечер флиртует с Ольгой Лариной – невестой Владимира Ленского. Итогом этой «мести» был вызов на дуэль, от которой главный герой не в силах отказаться. Онегин не может признать свою неправоту и попросить прощения. Его страшит «мненье света», который непременно осудит его за слабость и отказ от поединка.

Переполнен местью и другой герой А.С. Пушкина.

не может простить главного героя – Петра Гринёва – за то, что тот оказался счастливее его и Маша Миронова отдала сердце не ему, Швабрину, а именно Гринёву. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, где, воспользовавшись невнимательностью соперника, подло ранит его. В дальнейшем Швабрин силой удерживает Машу Миронову у себя, принуждая её выйти за него замуж и грозясь в противном случае выдать её Пугачеву как дочь коменданта Белогорской крепости, оказавшего повстанцам сопротивление и за это повешенного. Не прощает герой Гринёву и того, что тот, обратившись за помощью к Пугачеву, вызволяет Машу из плена Швабрина. Мы можем догадаться, что это именно Швабрин пишет донос на Гринёва, где сообщает, что тот якобы перешёл на сторону Пугачева и пользуется расположением главаря бунтовщиков. В результате этого доноса Гринёв арестован и его ждет неминуемая смерть за предательство, от которой его спасает лишь любовь Маши и великодушие самой императрицы, которую растрогал рассказ героини обо всём случившемся, и она решает помиловать Гринёва.

Великодушным в повести оказывается и сам Емельян Пугачёв. Так, он не забывает милости, оказанной ему Петром Гринёвым, когда тот дарит Пугачеву шубу как благодарность за своё спасение во время метели. Пугачёв узнаёт Гринёва и его дядьку Савельича и отпускает Гринёва на все четыре стороны даже после того, как главный герой в категоричной форме отказывается присягать бунтовщику на верность.

Великодушен лирический герой стихотворения

Он влюблён в женщину, но, зная, что сердце возлюбленной не может ему принадлежать, не хочет огорчать её непрошеными чувствами и лишь желает, чтобы её когда-нибудь любили так же нежно и искренне, как сейчас любит её он сам.

Ещё одну героиню произведения А.С. Пушкина терзает чувство мести. Вернее, даже не героиню, а её призрак. Это графиня

Она жестоко мстит Германну за свою смерть и за обман, на который пошёл герой ради получения сведений о трёх заветных картах. Призрак графини зло смеётся над Германном, когда в игре ему выпадает не желанный туз, а дама. В результате герой сходит с ума и заканчивает свои дни в лечебнице для душевнобольных.

Проблема великодушия и мести играет важную роль и

Грушницкий не может простить счастливого соперника Печорина за то, что княжна Мери отдаёт ему предпочтение. Он желает мстить и выбирает для этого очень некрасивый способ – клевету. Он обвиняет Печорина в том, что тот тайно посещает княжну Мери по ночам. Конечно же, после таких слов, сказанных прилюдно, Печорин не мог не вызвать Грушницкого на дуэль. Но и во время дуэли Грушницкий продолжает вести себя подло, с помощью секундантов он решает дать своему сопернику пистолет с холостыми патронами, но Печорин по счастливой случайности узнаёт об этом. Во время поединка, когда наступает очередь стрелять Печорину, главный герой просит заменить пистолет и, проявляя таким образом великодушие, обращается с призывом к Грушницкому отказаться от клеветы в свой адрес и примириться. Но обида Грушницкого так велика, что он отказывается признавать свою вину. Для него лучше принять смерть, поэтому он говорит Печорину, что если тот оставит его в живых, то он встретит его однажды и посчитается с ним окончательно.

Страшная месть за предательство своих земляков и Родины, да ещё и не просто от кого-то, а от рук собственного отца, ждала героя

Сын главного героя Андрий влюбляется в польскую панночку и ради неё предаёт казаков, перейдя в стан врага. Тарас Бульба не может простить сыну измены, для главного героя честь превыше всего, поэтому он убивает собственного ребёнка.

проявляет великодушие к своему идеологическому сопернику – Павлу Петровичу Кирсанову. На дуэли, на которую Базарова вызвал Кирсанов, якобы оскорбившись отношением главного героя к Фенечке, Павел Петрович получает ранение. Но Базаров проявляет великодушие и, вместо насмешек над неудачливым соперником, помогает ему. Перевязав рану Кирсанова, Евгений, не сказав о происшествии ни слова, уезжает из поместья.

мы видим, как Андрей Болконский страдает, желая отомстить Анатолю Курагину, уговорившему Наташу Ростову на побег и незаконный брак. Все мысли Болконского только о том, какое наказание он изберёт для своего соперника. Но всё меняется, когда во время Бородинского сражения Андрея тяжело ранят и он, лежа в лазарете, вдруг осознаёт, что, несмотря ни на что, любит Наташу, а вместе с нею и весь мир. И, даже увидев на соседнем койке раненого Анатоля Курагина, не чувствует к нему прежних чувств вражды и мести. Вместо этого в его сердце пришла любовь, о которой так много говорила сестра Марья и которую прежде Андрей понять не мог. Эта любовь ко всем ближним, к угнетающим и оскорбляющим нас, любовь, что заставляет подставлять правую щеку, когда ударят по левой, та любовь, которой учит Бог.

Великодушен и другой герой романа – Пьер Безухов. Он знает об изменах своей жены Елен, но продолжает содержать её и оплачивать безумные расходы на туалеты и драгоценности. Пьер не может по-другому, ведь для него брак – это в первую очередь ответственность. И пусть жена перестала быть ему по-настоящему женой, перед Богом и людьми они венчаны, поэтому его долг быть с ней до конца. Пьер вызывает на дуэль любовника Елен Долохова, ранит его, но потом глубоко раскаивается в своём поступке, ему нестерпимо больно, что он мог опуститься до подобного, пусть даже его честь глубоко задета. Великодушие Безухова проявляется и тогда, когда он всеми усилиями пытается спасти Наташу Ростову от позора после неудавшегося побега с молодым Курагиным: он ездит по знакомым и на все расспросы о случившемся отвечает, что было лишь предложение руки и сердца, на которое Наташа ответила отказом. Он же даёт Анатолю деньги, лишь бы тот уехал подальше от Москвы и не подогревал интерес к произошедшему.

Проблема великодушия занимает важнейшее место и

Недаром писатель избирает в качестве эпиграфа фразу из Евангелия «Мне отмщение и аз воздам», что значит – не мстите за себя, но предоставьте это дело Господу. Муж Анны – Алексей Александрович Каренин – хочет простить жену за измену, но делает это больше умом, чем сердцем. Только однажды он по-настоящему чувствует прощение по отношению к Анне: во время её родов, когда она, умирая, просит мужа простить её и позаботиться о новорожденной дочери. Сердце Алексея Александровича наполняется любовью и милосердием к страданиям жены. Но длится это недолго: Каренин так и не смог до конца открыть свою душу состраданию, он запрещает Анне видеться с сыном Сергеем, а мальчику говорит, что мать умерла. Сам же надевает маску глубоко обиженного человека, чтобы хоть как-то смягчить позор и склонить общественное мнение на свою сторону.

Великодушен

Ценой собственной жизни он спасает мальчика больного дифтерией, отсасывая у него из горла дифтерийные плёнки, чтобы ребёнок не задохнулся. Дымов мог этого не делать, но долг врача и человеколюбие не позволили ему поступить иначе.

Ещё одного литературного героя, но тоже доктора, также можно назвать человеком с большой душой. Это

Пирогов с радостью откликается на слова другого персонажа произведения – отца семейства Мерцаловых, доведенного до отчаяния бедностью и болезнями детей и уже готового наложить на себя руки. После осмотра доктор выписывает маленькой дочери Мерцалова рецепт, тайком оставляет крупную сумму денег и даже не называет своего имени.

также можно назвать великодушным человеком. Он любит свой народ и хочет вывести его из смрадных болот, где люди живут после, как их загнало туда более сильное и смелое племя. Данко не щадит собственного сердца, которое вырывает из груди, чтобы оно могло осветить путь соплеменникам, сбившимся с пути.

Великодушен главный герой

Егор не выдаёт своего родственника Федора Ипатовича Бурьянова, когда тот с дружками избивает его до полусмерти за то, что, став вместо Бурьянова егерем, он запрещает охотиться и рыбачить в заповедном лесу. Бурьянов не может простить Егору обиду. Сам, будучи человеком алчным, готовым за лишний рубль и всю липовую рощу на лыко ободрать, и рыбу динамитом глушить, Федор Ипатович не может понять бедного родственника Полушкина, за собственные деньги покупающего лебедей, чтобы вновь заселить их на Чёрном озере, отказывающийся от «дармовой», легкой наживы. И Бурьянов мстит Егору за все – за потерю теплого местечка (хотя Полушкин никоим образом не напрашивался на место егеря), за наказание, что ждёт Бурьянова, если не предоставит начальству документы на лес, использованный при строительстве нового дома. Застигнутый Полушкиным во время того, как он с подельниками убивает лебедей на озере, Бурьянов избивает Егора. Но даже при смерти Егор не выдаёт никого: он знает, что дома Бурьянова ждут маленькие дети, а может, надеется, что страх и раскаяние заставят Федора переосмыслить свою жизнь, стать другим человеком.

Проявляют великодушие и героини

прощая маленькой Люсеньке то, что она съела единственную отраду девочек из детского дома – золотых аквариумных рыбок. В голодные годы Великой Отечественной войны в детском доме Люсенька была самой младшей, и старшие девочки мало интересовались, чем она живёт, что её волнует. Узнав, что золотые рыбки пропадают по вине Люсеньки, девочки вначале злятся, но потом, хорошенько разглядев тонкую, почту прозрачную кожицу Люси, через которую просвечивают голубые жилки, прощают её и просят у нянечки кусочек хлеба, чтобы покормить ребенка, буквально умирающего от голода.

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


На пути формирования личности многие приобретают такое важное качество, как великодушие. Именно оно помогает здраво оценивать ту или иную ситуацию, отдавать предпочтение более верным решениям. После этого невольно задаешься вопросом: что же такое великодушие? какого человека можно назвать великодушным?

На мой взгляд, великодушие – это проявление лучших качеств личности, таких как бескорыстие, благородство, доброжелательность, щедрость, снисходительность, уступчивость и прощение. Возможно, в повседневности оно проявляется иначе.

Сложно не обратиться к литературным произведениям, в которых раскрывается данная тема. В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» автор акцентирует внимание на проблеме мести и великодушия. Через поведение главных героев романа А.С. Пушкин стремится донести истину.

Евгений решился отомстить своему другу, воспользовавшись легкомысленной Ольгой, в которую Ленский был глубоко влюблён. Узнав, что Онегин танцевал с Ольгой, он вызвал его на дуэль. Вместо того, чтобы проявить великодушие: объяснить Ленскому причину такого поведения, он испугался насмешек со стороны и убил своего друга.

Данный пример показывает, что зачастую великодушие в силах кардинально изменить исход событий. Необходимо проявлять снисходительность и уступчивость.

Можно обратиться и к другому произведению, в котором автор затрагивает данную тему. Поведение двух семейств из романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» показывает, какие последствия могут быть, если каждую глупую шутку воспринимать близко к сердцу.

После смерти Дубровского его сын решает отомстить состоятельному соседу. Вскоре Владимир, объединившись со знакомыми, превращается в вора и жулика. Лишь искренние чувства к Маше Троекуровой принудили перестать действовать в сторону мести. Проявив великодушие, он оставляет все мысли о мести и начинает жизнь заново.

На примере главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» автор акцентирует внимание читателей на том, что не стоит тратить время на месть. Необходимо проявлять великодушие.

Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать, что великодушие-это одно из главных качеств, которым должен обладать действительно хороший человек, заслуживающий уважение со стороны общества.

Обновлено: 2018-11-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Загрузка...