domvpavlino.ru

Духовная жизнь общества таблица. Культура и духовная жизнь общества. Социальный институты в сферах общества

Класс: 10 класс

Предмет: обществознание

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание, учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение,2010г.

Используемая методическая литература: Обществознание. Методические рекомендации. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова М., Просвещение. 2006г.

План изучения нового материала

1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре.
3. Функции культуры.
4. Формы и разновидности культуры.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность,но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят: взятые в единстве они составляют

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой.
Человек создавший каменный топор, станки и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе.
Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.
Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.
В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например:

античная культура
культура майя
художественная культура
культура труда
культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Вопрос учащимся. Определите, что такое деятельность и виды деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность) и новаторство.
Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции элементы наследия, передающееся от поколения к поколению.
Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды.(вертикальная)
Например: (учащиеся)
– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян
– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другим.
Так читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой;
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»
Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.
_______________________________________________________________________
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

III. Работа с текстом учебника

Выделите функции культуры

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь и изготовил каменный топор) самая древнейшая функция культуры.
– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи) культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.
– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)
– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д.
Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту)
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная и две ее разновидности – субкультура и контркультура.
Определите формы культуры по видеороликам.
Выявите характерные черты каждой из форм культуры.

Народная

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная

– рассчитана на узкий круг потребителя
– трудна для понимания неподготовленного человека
– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу.
Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла»
Д.С.Лихачев

IV. Закрепление пройденной темы «Культура и духовная жизнь»

Часть А

А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)

1) правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли
4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство
2) творчество
3) наука
4) культура

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьюте

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

А

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

Ключи:

Часть А Часть В

А1 – 3 В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1
А2 – 4 В2 2 4 6
А3 – 1
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 3

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

V. Домашнее задание

Написать эссе: «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю.Лотман)

Алгоритм написания эссе:

1. Раскрыть смысл высказывания.
2. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
3. Использовать факты и примеры почерпнутые из различных источников:

а) сообщения СМИ;
б) материалы учебных предметов (истории, литературы, географии);
в) факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Таким образом … (можно вернуться к первым строкам эссе)

Духовная жизнь общества – нематериальная сфера жизни общества. Духовная сфера включает в себя: духовные отношения, организации и социальные институты, которые создают духовные ценности: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

Одной из сторон духовной жизни общества является общественное сознание – это совокупность взглядов и представлений людей, духовная жизнь данного общества. Носителем общественного сознания может быть как отдельный человек, так и социальная группа (например, политическая партия). Общественное сознание может быть направлено на любые сферы жизни общества, от политики до искусства – человек может иметь представления и мнения о любом объекте. Выделяют уровни общественного сознания:

Бытовое сознание – это жизненно-практический опыт человека, то, как человек воспринимает окружающий его быт и бытовую деятельность;

Нравственное (этическое) сознание – представление общества о морали; система нравственности человека;

Религиозное сознание – религиозные взгляды и представления человека;

Политическое сознание – идеи, которые выражают политические интересы социальных групп, наций и государств;

Эстетическое сознание – восприятие прекрасного, красоты и искусства. Эстетика – это чувственное восприятие человеком творчества и эталонов красоты;

Научное сознание – форма деятельности людей, которая направлена на познание природы и человека с помощью научных методов (экспериментов, анализа, синтеза, гипотез и т. д.);

Философское сознание – изучение мышления человека и способов познания, познание окружающего и закономерности развития мира. Основные вопросы, которые пытаются решить философы: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающейся человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей свободную самореализацию личности. Культура не может существовать без общества, поскольку она сама создается людьми и развивается под воздействием общества. Культура и ее элементы: религия, право, искусство, наука, философия, мораль, эстетика и этика.

В философии понятие «культура» появилось в эпоху Просвещения. Тогда она понималась как этап в развитии общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Культура противопоставлялась природе и варварству первобытного общества.

В рамках аксиологического подхода культура стала рассматриваться как «система ценностей». Теоретики марксизма трактовали культуру как совокупность материальных (архитектура, живопись, скульптура, предметы быта, оборудование, транспортные средства) и духовных ценностей поэзия, еатр, образование, язык, правила и нормы).

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура » в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.



К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по‑разному.

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub – под) и контркультуру (от лат. contra – против).

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура – это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Б) поведение

В) демократия

Г) новаторство

Д) искусство

Е) рассудок

Ж) преемственность

3) традиция

И) мудрость

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ЗВБИЕА.

«Духовная культура человека» - Схема «Культурный человек». Природа. Особенности духовной культуры. Игра «Найди пару». Работа с иллюстративным материалом. Мозговой штурм. Использование интерактивных методов. Рождение нового знания. Сфера духовной культуры. Прием “Пометки на полях”. Белая шляпа. Творческая игра «Капля». Особенности языка.

«Духовная сфера» - Возделывание. Субъекты духовного производства. Формы культуры. Черты современной духовной культуры России. Термин «культура» применяется при описании: Отдельные личности, группы создают новые материальные и духовные ценности. Кризис современной культуры России проявляется. Определение - культуры. Структура духовной сферы общества.

««Духовная культура» вопросы» - Социологическая служба. Диалог культур. Ученые. Следование определенным предпочтениям. Предложения. Собственное определение. Музеи. Марко Поло. Культура. Понятие. Положения текста. Ответы на задания. Совет предпринимателей. Художник. Типичные ошибки. Определение поликультурной модели. Мораль и нравственность.

«Духовная сфера жизни общества» - Верны ли следующие суждения о современной науке. Какая из перечисленных наук связана с изучением общества. Процесс приобретения знаний, приобщения к культуре. Социальное расслоение. Усвоение систематизированных знаний, овладение умениями и навыками. Выводы, которые человек делает. Определенный аспект культуры.

«Сфера духовной культуры» - Сфера духовной жизни. Духовная деятельность. Черты сходства и отличия понятий. Владимир. Сложный характер. Особенности духовной сферы. Пути получения образования. Ответь на вопрос теста. Дополнительное образование. Что такое образование. Духовная жизнь общества. Культура личности. Высшее профессиональное образование.

«Экология души» - Интуиция. Великодушие. Альтруизм. Самоактуализация. Экология души. Дружба. Инициология. Душевная экология. Мужество. Сила человека. Тактичность. Экология.

Всего в теме 19 презентаций

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

Идеи, теории, образы, ценности

Общественные связи индивидов

Уровень развития самого человека

Ученые выделяют три вида духовного производства:

Наука и образование

Искусство и культура

Религия

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Загрузка...